Аборт в Исламе

Аборт в Исламе

  1. Вступление
  2. Аборт в Коране
  3. Прерывание беременности при половом акте
  4. Газали об абортах
  5. Хадис о вдыхании души
  6. Исламско-правовые школы об абортах
    1. Ханафиты
    2. Маликиты
    3. Шафииты
    4. Ханбалиты

Ислам считает зародыш формирующийся в утробе матери - ребенком с самого первого дня его нахождения в утробе матери. 

Прерывание беременности или аборт в исламе и вообще в любой другой религии воспринимается как убийство эмбриона, которое совершается врачом непосредственно внутри матки женщины или предварительно эмбрион выводится оттуда путем психологического вмешательства или физического как самой матери ребенка, так и другого лица, врача. 

О дозволительности или запретности абортов на ранних сроках беременности в Исламе существует несколько мнений 4 мазхабов о которых можно прочитать ниже. Учитывается также и тот факт, что послеабортные осложнения могут создать серьезную угрозу жизни женщины.

Аборт в Коране

Об умышленном убийстве эмбриона и аборте не упоминается в Священной Книге Коран или в хадисах. Это связано с тем, что во времена, когда в исламе были ниспосланы аяты Корана и переданы хадисы, случаев умышленного убийства ребенка в утробе матери практически не встречалось. По мере развития богословской науки ислама стали появляться книги, в которых стали обсуждаться такие вопросы – это началось с конца I века по Хиджре – тогда в уголовном праве ислама стала обсуждаться тема умышленного убийства плода или в результате несчастного случая.

Об аборте как о прерывании беременности упоминают в исламе несколько взаимосвязанных источников. В Коране в отдельных аятах есть упоминание о преступлении, которое называют «убийством девочек, путем закапывания заживо в землю». С помощью общих трактовок без упоминания специальных терминов в исламе затрагивается вопрос убийства зародыша. К этому вопросу можно отнести и слова из аята о запрещении «убивать живые существа без права на это».

Всевышний Аллах упоминает в суре «Ан‘ам» о том, что все люди были сотворены с помощью одного дуновения, и это дуновение находилось в утробе матери на какой-то стадии развития. В аяте 151 запрещены категорически в исламе убийства как детей, так и любых живых существ. Плод эмбриона человека под категорию живых существ подходит и под категорию «дети». Пророку Мухаммаду ﷺ в суре «Мумтахина» было велено с женщин взять клятву, что они не будут совершать преступлений и определенных грехов, к числу которых было отнесено и убийство детей. 

Прерывание беременности при половом акте

Непосредственно убийство или уничтожение плода, чтобы предотвратить его рождение, в хадисах не упомянуто. Относительно темы предохранения в хадисах говорят не как об умерщвлении эмбриона, а о прерванном сношении, которое прерывается для того, чтобы не допустить соединения спермы мужчины с яйцеклеткой женщины.

Газали об абортах

Специалистом в теологии и общепринятых исламских науках Газали были так разъяснены вопросы абортов в его книге «Ихья-улумид-дин» или «Воскрешение наук о вере»: «Предохранение несравнимо с абортом или закапыванием рожденных девочек в землю, потому что, в отличие от него, последние два деяния по сути являются убийством не потенциально возможного, а уже существующего (появившегося)». Он выделяет разные стадии развития плода: на первой ступени, когда мужское семя проникает в матку и соединяется с женской водой, оно переходит в жизнеспособное состояние. Это убивать и разрушать является преступлением. На том этапе, когда плод отвердевает и превращается в плоть, еще большим преступлением будет убивать его. Когда же в тело вдыхается душа и процесс его превращения в человека завершается, преступление становится еще более тяжким. Но когда плод покидает материнскую утробу, его убийство становится преступным в самой крайней степени. Он обращает внимание на то, что зарождение человека, то есть превращение зародыша в живое существо происходит в тот момент, когда сперма мужчины попадает в женскую матку и смешивается с «женской водой», поскольку ребенок зарождается не только из мужской жидкости, а при смешении жидкости мужской с женской, то есть при участии двух партнеров.

Ученый умер в начале 6-го века от Хиджры, но в его трудах есть ценные для теологов будущих веков нюансы относительно зародыша: он упоминает то, что в формировании ребенка участвуют как женские, так и мужские выделения, он упоминает оплодотворенную яйцеклетку как смешение двух жидкостей, которое перешло в жизнеспособное состояние, а не как живое существо, но он выделяет ступени развития, которые проходит зародыш в утробе матери, которые именуются как «аляка» или загустевшая кровь, и «мудга», то есть кусочек сырого мяса. Он также упоминает о процессе, когда в зародыш вдыхается душа, и этот процесс упоминается в хадисе, но не разъясняет этот процесс. Самое важное, что упоминает Газали в своем труде, - это то, что на каждом этапе появившееся в матке женщины образование представляет собой «некую ступень человеческого существования», и разрушение или убийство этого образования является преступлением.

Хадис о вдыхании души

Следует остановиться подробнее на том хадисе, в котором упоминается вдыхание души. Этот хадис был передан Бухари и Муслимом. В нем говорится, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил, рассказывая о создании людей и формировании их судьбы, что создание человека происходит в течение сорока дней в утробе матери, а затем столько же времени становится «связанным», то есть представляет собой отвердевшую кровь или остается во взвешенном состоянии. Далее столько же времени проходит, когда зародыш превращается в небольшой кусочек плоти, и затем к нему присылают ангела, который вдыхает душу и передает приказ о том, что будет написано на роду у этого человека в течение жизни, состоящий из четырех пунктов: какие средства к существованию он будет иметь, каков будет его смертный час, каковы деяния предписаны ему на роду и каково будет его положение в загробном мире.

Есть другие версии сборников Муслима, где данная информация немного отличается: в некоторых версиях указывается вместо срока в сто двадцать дней срок в сорок пять дней, сорок и сорок два дня, а в другой версии сообщается, что спустя сорок два дня у зародыша создаются уши, глаза, кожа, кости и плоть. После этого ангел спрашивает у Всевышнего Аллаха, каков будет пол ребенка, после чего записывает волю Аллаха.

При пересказе иногда выявляются и искажения или неточности, поэтому истиной в исламе следует считать именно те хадисы, которые были переданы непосредственно от Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ с достоверным иснадом.

В Коране есть описание того, какие стадии жизни проходит ребенок в утробе матери. Об этом сказано в суре «Муминун» и в хадисах для того, чтобы доказать существование, единство, волю и могущество Всевышнего Аллаха.

Исламско-правовые школы (мазхабы) об абортах

Некоторые теологи ислама расценивают хадис о «вдыхании души» в качестве доказательства того, что провоцирование выкидыша дозволены.

В течение четырех столетий ислама имамы-толкователи вели активную научную деятельность, в результате этого возникли споры о том, дозволен ли в исламе аборт с целью предотвращения появления ребенка на свет в определенные сроки после зачатия.

Ислам об абортах

Теология ислама рассматривает вопрос об убийстве плода в утробе матери двумя аспектами, учитывая свою специфику, предполагающую толкование поступков, предметов и отношений относительно религиозных предписаний ислама и деление их на основании отнесения к категории обязательных, дозволенных, необходимых или невозбранимых, а также запретных или нежелательных.

С точки зрения теологии ислама, убийство плода рассматривается с точки зрения дозволенности либо запрета абортов и с точки зрения того наказания, которое грозит в исламе за случайное или умышленное убийство эмбриона.

Рассматривая аборт с точки зрения запрета на него или его дозволенности в исламе, теология останавливалась на том, чтобы выяснить можно ли считать эмбрион живым существом и можно ли считать его человеком. Если путем доказательств устанавливается, что эмбрион представляет собой живое человеческое существо, то ученые-теологи ислама разрешение прерывать беременность не дают, поскольку в Исламе запрещено убийство людей и всех живых существ. В ряду мусульманских богословов относительно дозволенности аборта вызывает разногласие тот факт, что трактовка некоторых хадисов была неправильной, а сами ученые теологи были недостаточно осведомлены о животном мире и вопросах медицины на определенном этапе развития науки.

Ханафитский мазхаб

Представители ханафитского мазхаба сходятся во мнении, что плод убивать после истечения ста двадцати дней после того, как произошло зачатие, нельзя, также как прерывать беременность и провоцировать выкидыш, лишая жизни зародыш.

Относительно более ранних сроков беременности ханафитский мазхаб имеет два мнения:

  1. по одному из них, это считают дозволенным, обращаясь в качестве доказательства к вышеупомянутому хадису,
  2. а по второму, совершать аборт даже на ранних сроках считают недозволенным, также как нельзя провоцировать выкидыш без достаточных на то серьезных оснований, связанных с угрозой для жизни. Именно по этим причинам человек, который облачен в одежду паломника, не может охотиться и птичьи яйца разбивать, потому что яйцо является началом жизни, и его разрушение может приравниваться к убийству плода или к провоцированию выкидыша.

Маликитский мазхаб

Представители мазхаба Малики заявляют о том, что совершать аборт, убивать плод с помощью операции, проводимой врачом, и предпринимать действия для провоцирования выкидыша недопустимо на любом сроке.

Шафиитский мазхаб

Теологи шафиитского мазхаба считают, что аборт, который может сделать врач, разрешается в течение сорока дней после зачатия, если на то есть уважительные причины, связанные со здоровьем женщины, беременность и предстоящие роды создают угрозу для жизни женщины, связан с трудной жизненной ситуацией женщины, и недопустим, если плоду более сорока дней, то есть по окончании абортивного периода. Но часть теологов этого мазхаба придерживаются того же мнения, что и теологи ханафитского мазхаба в исламе.

Ханбалитский мазхаб

Теологи-ханбалиты ислама придерживаются мнения, что искусственное прерывание беременности, аборт по истечение сорока дней от начала беременности женщине делать нельзя, а по мнению одного из имамов Захирии ибн Хазма, женщина, которая совершает аборт до наступления срока в сто двадцать дней, обязана заплатить штраф, а если женщина совершит искусственное прерывание беременности после - на сроке более ста двадцати дней от начала беременности, должна заплатить откуп или плату за кровь.

Обсуждение
Здравствуйте у меня 24 неделя беременности,это третья беременность по счёту,у меня два мальчика Маш Аллах и этот малыш тоже мальчик,но у нас обнаружили порок двух сторонняя расщелина губу а точно волчья пасть у малыша отсутствует нёбо,я чувствую его шевеления я уже люблю его но врачи настаивают сделать оборт,я совсем нехочу но сегодня на УЗИ увидела как страшно это выглядит в нашей стране операцию делают только после года,а такие дети немогут сосать грудь я незнаю что мне делать,мне сейчас очень тяжело и муж хочет чтоб я сделала оборт но я немогу на это пойти но и малыша немогу так пытать,немогу видеть как он будет страдать что мне делать,что сижу и плачу я его чувствую,у него бьётся сердце,я видела его крошечные ручки и ножки я немогу с ним так поступить...
alinatelebeva , 1 марта 2023 в 11:23, №70450
Здравствуйте.у меня опухоль в мозгу .но в этот с этим диагнозом я родила одного . Теперь стараемся предохраняться.врачи категорически запрещают забеременеть еще раз потому опасно для моего здоровья . Если я вдруг забеременею можно ли сделать аборт ?
koszhanova1996 , 18 марта 2023 в 10:49, №71143
Добрый вечер, скажите пожалуйста, у меня уже двое детей, старшему 4г. Диагноз ЗПР,ЗРР. младшему 1г. Муж не помогает, орет руки поднимает. Даже речи не может быть о 3м ребенке, Сама исламка очень боюсь взять такой огромный грех.
gulnuryunusova97 , 22 мая 2023 в 23:34, №73375
Такой вопрос.
Начала лечить зубы , 2 раза с анестезией уже пролечила, нужно еще 3 лечения минимум пройти с анестезией. Но я узнала, что беременна. А как известно анестезия вредна на первых месяцах. Лечение до родов или до более позднего срока отложить не могу. В таком случаем можно сделать аборт?
Umm Usman , 21 июня 2023 в 11:43, №74074
Ассалямуалейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух, я мусульманка, альхамдулиллях, живём с мужем более 15 лет, есть 4 детей, сейчас мне 40 лет и здоровье начало ухудшаться, давно наблюдаюсь у гинеколога, у меня миома матки, довольно большой, анемия 1 ой степени, и варикоз нижних конечностей, хотела спросить, недавно узнала, что забеременела, на УЗИ показала беременность 6-7 недель. Чувствую себя не очень хорошо, сил совсем нет, гинеколог говорит, что с моим списком болячек, я не смогу комфортно доносить ребёнка, Из-за миомы матки, которая со временем будет мешать плоду и может вызвать выкидыш, пугает тем, что придётся всё время лежать на сохранении. Но и моё личное самочувствие не лучше. Что мне посоветуете, поблизости нет компетентных врачей-мусульман, не у кого даже спросить можно ли мне сделать аборт ?
ahatovavenera , 16 ноября 2023 в 10:39, №77636
Ассаляму алайкум можно ли надевать брюки в магазине ниже шикотолок для примерки
hamidovmehrodz957 , 25 ноября 2023 в 00:40, №77833
Здравствуйте очень хочу родить ребенка, я в разводе, есть один ребенок. Люблю человека который женился в отношениях со мной на другой женщине, сейчас снова со мной в отношениях , жениться на мне не планирует, но я чувствую что очень его люблю и хочу родить. Как мне быть, грех ли это родить от чужого мужа, он говорит что тоже меня любит
Hj , 18 января в 11:40, №79105
Ассалам алейкум
Пару месяцев назад я совершила такой грех и очень об этом сожалею , меня терзает этот мой поступок , и я прочитала что нужно отпалиться за это ,тремя способами, 1 выплатить 50 динаров золота опекуну ,держать пост в течении 2 месяц или накормить 60 бедняков , и так же написано что если опекун т.е. муж может освободит жену от выплаты ,так вопрос ,в этом случаи нужно соблюсти эти 3 способа ,или если муж освободил можно ничего не делать ?
xadijaasxabova211197 , 7 февраля в 12:28, №79543
Здравствуйте, можно ли рожать после кс, если прошёл только год и несколько месяцев?еще кормлю грудного ребенка Плюс болезни почек, температура 2 недели, аллергия и много болезней
sagimbaeva1997 , 14 марта в 21:55, №80522
Здравствуйте мен 22 лет. Беременность 7-8 неделя ! Может аборт ?
У мен жизнь трудная !
aizadauranbek , 31 марта в 19:00, №81083
Ас-Саляму алейкум!

Аборты разрешаются в случае крайней необходимости, но у этого вопроса есть детали. Ученые Ислама единодушны в запрете на аборт, когда срок эмбриона достиг 120 дней. Некоторые ученые считают, что если органы тела эмбриона уже сформированы, а это происходит примерно на 80 день от зачатия, то запрещается совершать аборт, кроме случая, когда речь идет о спасении жизни матери, тогда разрешается. Однако медицинское заключение на аборт должны дать специалисты в этой области, заслуживающие доверие. А тот, кто совершил этот грех убийства, должен покаяться и заплатить виру. Также некоторые ученые обязывают грешника искупить данный грех убийства, посредством двухмесячного, непрерывного поста.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 1 марта 2023 в 17:04, №70464
Сижу и плачу,муж ни как не хочет разговаривать на тему этого ребёнка он только что мне сказал что он всю кровь высасет у нас,что мы будем делать операция дорогая а мы сами живём от зарплаты до зарплаты,я думала он всегда будет поддерживать меня но оказывается ему нужны только здоровые дети он настаивает сделать оборт а я совсем не хочу,я так хочу этого малыша вить это не только моя ответственность и его тоже почему он со мной так поступает,я хочу уйти от него и забрать детей если ему не нужен малыш который у меня в животе то значит эти дети тоже ненужны,но мне не куда идти,родителей не стало 6 лет тому назад,есть сестра но и она вдова осталась одна с 4 мя детьми сама еле как живёт на пособие,что мне делать дайте совет пожалуйста...
alinatelebeva , 7 марта 2023 в 22:06, №70747
Здравствуйте!

Аборты разрешаются в случае крайней необходимости, однако медицинское заключение на аборт должны дать специалисты в этой области, заслуживающие доверие.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 18 марта 2023 в 12:10, №71155
Ас-Саляму алейкум!

В своей основе запрещается прибегать к аборту без крайней необходимости. Ученые Ислама единодушны в запрете на аборт, когда срок эмбриона достиг 120 дней. Если же срок эмбриона меньше этого, то мнения ученых разошлись.

Другие ученые считают, что если органы тела эмбриона уже были сформированы, а это происходит примерно на 80 день от зачатия, то запрещается совершать аборт. А тот, кто совершил этот грех убийства, должен покаяться и заплатить виру. Вира составляет сумму пяти верблюдов. Также некоторые ученые обязывают грешника искупить данный грех убийства, посредством двухмесячного, непрерывного поста.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 23 мая 2023 в 11:32, №73390
Ассаламу алейкум. Могу ли я сделать оборт по причине слабости и проблем со здоровьем. Это 4ребенок. Еще нету 40дней с момента зачатия. Но по акушерскому календарю 6 неделя. Но здоровья очень слабая поэтому не могу даже за другими детьми смотреть, могу ли я прервать беременности
aidana_92d , 28 мая 2023 в 15:39, №73518
Разрешается прибегать к аборту в случае крайней необходимости, когда речь идет о спасении жизни матери. Однако медицинское заключение на аборт должны дать специалисты в этой области, заслуживающие доверие.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 21 июня 2023 в 15:28, №74084
Ассаляму алейкум. Прочитала вашу историю и она тронула меня. Как вы сейчас? Оставили ребёнка или сделали аборт?
marnyr1013 , 6 июля 2023 в 17:09, №74458
Здравствуйте, мне 21 лет. Не замужем. Так получилось, что я забеременела и пришлось сделать аборт. Мой молодой человек считает, что нам будет лучше расстаться и не верит, что мы будем счастливы в будущем из за того, что в исламе прелюбодеяние запрещено. Я очень сожалею и каюсь обо всем. Но правильно ли это бросать девушку после аборта? Пожалуйста ответьте, я в очень трудном положении
aishuru2002 , 27 августа 2023 в 01:25, №75612
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

В своей основе запрещается прибегать к аборту без крайней необходимости. Ученые Ислама единодушны в запрете на аборт, когда срок эмбриона достиг 120 дней. Если же срок эмбриона меньше этого, то мнения ученых разошлись. Некоторые ханафитские ученые сказали, что нежелательно совершать аборт в этот период.
Другие ученые считают, что если органы тела эмбриона уже были сформированы, а это происходит примерно на 80 день от зачатия, то запрещается совершать аборт.

Однако медицинское заключение на аборт должны дать специалисты в этой области, заслуживающие доверие.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 16 ноября 2023 в 11:53, №77645
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Можно, если это не связано с высокомерием.
Консультант по учебной части , 25 ноября 2023 в 11:04, №77848
Здравствуйте!

Нет сомнения в том, что прелюбодеяние является одним из больших, омерзительных грехов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наставлял своих сподвижников и предостерегал их от грехов, обращаясь к ним как, в общем, так и в отдельности.

В хадисе от Абу Умамы говорится: «Однажды один молодой человек пришел к Пророку и сказал: «Разреши мне сделать прелюбодеяние». Люди стали кричать на него, но Пророк сказал ему: «Подойди поближе», молодой человек приблизился к нему и сел. Пророк спросил его: «Желаешь ли ты этого для своей матери?» Он ответил: «Нет, да сделает меня Аллах выкупом за тебя!», Пророк сказал: «Так же и люди не желают этого для своих матерей. Желаешь ли ты этого для своей дочери?» Тот ответил: “Нет, да сделает меня Аллах выкупом за тебя!», Пророк сказал: «Так же и люди не желают этого для своих дочерей. Желаешь ли ты этого для своей сестры?» Он ответил: “Нет, да сделает меня Аллах выкупом за тебя!», Пророк сказал: «Так же и люди не желают этого для своих сестер». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положил на него свою руку и сказал: «О, Аллах! Прости его грехи, очисти его сердце и обереги его половой орган!» После этого для него не было ничего отвратительнее, чем это (грех прелюбодеяния)» (Ахмад).

Если он мусульманин, то что мешает ему взять вас второй женой?
Консультант по учебной части , 18 января в 17:13, №79124
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если аборт был в период сорока дней от зачатия, то достаточно принести покаяние без выплаты виры и искупления.

Если же аборт был после сорока дней от зачатия, то тот, кто совершил этот грех убийства, должен покаяться и заплатить виру. Вира составляет сумму пяти верблюдов. Также некоторые ученые обязывают грешника искупить данный грех убийства, посредством двухмесячного, непрерывного поста.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 7 февраля в 13:11, №79546
Доброго времени суток. Третья беременность . На сроке 8 недель заболела корью. Ребенок может родиться с разными отклонениями и пороками. Можно ли сделать аборт ? Ведь не будет ли более милосерднее сделать аборт и лишить жизни сейчас. Чем ребенок родится с тяжелыми заболеваниями и будет мучиться всю жизнь? Конечно мы как родители не будем любить своего ребенка меньше из за недугов. Но что будет с ним после ? После того как нас не станет ? Он останется на произвол судьбы . Столько мыслей не знаю что и делать (
rnakmaral , 17 февраля в 22:13, №79791
Ас-Саляму алейкум!

Разрешается предохраняться на время болезни, либо восстановления здоровья или сил после родов. Если же это делается без причины, то является скрытым убийством ребенка.

Сообщается от Джумамы бинт Уахб, которая рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос о предохранении сказал: «Это – скрытое детоубийство!» Муслим.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 19 марта в 13:10, №80684
Здравствуйте!

Разрешается прибегать к аборту в случае крайней необходимости, когда речь идет о спасении жизни матери. Однако медицинское заключение на аборт должны дать специалисты в этой области, заслуживающие доверие.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 1 апреля в 10:35, №81091