Макрух
«Макрух» - это слово по своему лексическому значению обозначает что-то, что нежелательно, неприятно или что-то нехорошее. Если говорить об этом термине с точки зрения терминологии фикха, то оно означает определенные действия, которые Ислам считает порицаемыми и нежелательными, однако харамом эти действия не являются.
Дословно слово «макрух» обозначает что-то отталкивающее, противное или неприятное. Исламское право этим термином обозначает совершение такого нежелательного действия, от которого мусульманину лучше отказаться, чем совершить его. И к понятию «макрух» в исламе, и к понятию «харам» синонимом будет являться слово «грех».
Макрух в исламе – это все, что не нравится Всевышнему Аллаху или Посланнику Аллаха ﷺ, а также то, что ведет к аннулированию того вознаграждения, что было получено за различные виды поклонения. Отличие харама от макруха в том, что харам – это такие действия, которые в исламе абсолютно запрещено совершать, а макрух не предполагает столь категоричного запрета, но также является запрещенным действием и опирается на доказательства косвенного характера. Есть между двумя этими понятиями точки соприкосновения – и харам, и макрух подразумевают совершение действий запрещенных, поступков мерзких и отвратительных. Если же мусульманин совершает макрух, то он ведет к совершению греха, даже если это действие не является категорически запрещенным Всевышним Аллахом. О хараме говориться в аяте суры ан-Ниса, где перечисляется все, что запретно для мусульманина: мать, дочь, сестра, тетка с отцовской стороны, дочь брата или сестры, мать жены, жена сына, падчерица, которая находится под покровительством мусульманина, если он имел близость с ее матерью. Упоминается, что запретом является женитьба сразу на двух сестрах в одно время.
Макрух в исламе не содержит столько категоричного запрета, но в ряде выражений, которые можно встретить в некоторых аятах и хадисах, указывается на то, что определенное действие является макрухом. В хадисе от Бухари, глава «Рикак», 22 говорится, что Аллах запрещает определенные действия, среди которых упоминается неуважительное отношение к матерям, закапывание живьем дочерей, а также требование чего-то, на что человек не имеет прав. Далее там говорится, что Всевышний Аллах относит к категории макруха, то есть «считает отвратительным» порчу имущества, задавание вопросов в большом количестве и злословие.
Виды макруха
Макрух принято подразделять на два вида – тот, который близко к хараму, или макрух-тахриман, а также макрух-танзихан, который подразумевает какие-то нежелательные действия, которые ближе к мубаху. Если человек намеренно совершает макрух-тахриман, то он совершает грех, а если совершает макрух-танзихан, то грехом это считаться не будет. Кто не признает положений хадиса из категории макрух-тахриман, не считается вероотступником, согласно мнению богословов ханафитского мазхаба.
Разница между макрух-тахриманом и макрух-танзиханом также заключается в том, что макрух-тахриман имеет доказательства в каком-то из исламских первоисточников.
Макрух-тахриман
Под категорию харама ханафитский мазхаб относит такие вещи или деяния, на запретность которых напрямую указывает Коран, сунна-мутаватир или сунна-машхур. Если же о запрете какого-либо деяния говорится в единичных хадисах-ахад, то такие запретные деяния относят под категорию «макрух». Совершить макрух-тахриман значит совершить грех, и если мусульманин воздержится от совершения такого действия, это будет его богоугодным деянием. Один из явных примеров макрух-тахримана – это если мужчина носит шелковую одежду либо вкушает питье или пищу из посуды из золота.
Макрух-танзихан
Более легким видом макруха является макрух-танзихан, за который не накажут человека, если он будет совершен, но если мусульманин воздержится от совершения этого греха, то это будет его богоугодным деянием. В первоисточниках Ислама довольно редко упоминается такой вид макруха, и его можно отнести к таким повелениям сунны-ахад, в которых не предоставляются категоричные запреты. Примером такого может стать хадис, где говорится: «Тот, кто съел лук или чеснок, пусть не приходит в мечеть, а сидит у себя дома». Есть суннитские мазхабы, которые относят макрух-тахриман к категории харама, то есть запретного, и лишь те из деяний, на которые не существует категорического запрета, указанного в Сунне или Коране, считают макрухом.
Многие ученые-правоведы, к которым не относятся ханафиты, допускают харамность на основе «предположительного довода» (далиль занни), то есть в хадисах от единичных передатчиков «хабару вахид», а ханафиты же относят к макрух-тахриман такие деяния, которые в хадисах категории «хабару вахид» указываются в категоричной форме. Ханафиты считают, что макрух-танзихан – это такие деяния, которые не столь категорично указываются.
Формы запрета в Коране
Запреты Всевышнего Аллаха можно подразделить на несколько форм.
- Это может быть прямое повеление в Коране, и в таком случае в тексте аята в категоричной форме передан запрет с употреблением слова «харам».
- Еще одна форма запрета – это те случаи, когда что-то, что раньше было разрешенным, позже стало относиться к категории запретного.
- Когда в тексте аята запрет указывается и используется для этого форма повелительного наклонения, то это еще одна форма запрета.
- Это может быть запрет, о котором сказано в выражениях, в котором содержится суровое предупреждение.
Харам в исламе также может подразделяться на несколько видов. Запрет основывается на той опасности или вреде, которые может причинить действие или вещь, и по этому принципу и подразделяется харам. Харам лизатихи подразумевает действия, которые Всевышним Аллахом и Пророком Мухаммадом ﷺ были запрещены изначально, и при запрете не были указаны ни условия, ни время. К таким запретам, как гласят Коран и Сунна, относится прелюбодеяние, браки с родственниками, употребление в пищу падали, а также кражи. Такие запреты были введены в исламе для того, чтобы сохранить пять основ жизни человека – имущества, религии, жизни, разума и продолжения человеческого рода. Эти действия считаются незаконными, но каких-либо юридических узаконенных последствий они не несут. Например, блуд не может стать поводом для установления кровного родства или права на наследство.
Харам лигайрихи предполагает дозволенные действия, которые стали запретными по каким-то определенным обстоятельствам. Примером такого может являться аурат мусульманки – такой запрет был введен с той целью, чтобы возможность смотреть на открытые части тела женщины не привела к прелюбодеянию. Но этот запрет снимается для мужа после того, как между супругами заключается брак.
Комментариев пока нет.