Самоубийство в Исламе

самоубийство в исламеВ последнее время о случаях суицида случается слышать все чаще. Суровая статистика гласит, что в мире каждые сорок секунд кто-то лишает себя добровольно жизни, то есть отказывается от нее, которая является одной из величайших милостей Аллаха. За год в мире набегает почти миллион таких случаев самоубийств. И на первом месте в Европе по количеству самоубийств среди молодежи от пятнадцати до девятнадцати лет находится как раз Россия. В мире Россия по этому показателю занимает пятое место. Это ли не повод задуматься?

Одним из важных моментов в данной ситуации – понимать, как на проблему суицида смотрит Ислам (Islam), как он рассматривает проблемы, приводящие кого-то к мысли о суициде, и какие пути предлагает Ислам для того, чтобы суметь избежать этого греха, избежав и огня Ада, ведь тот, кто идет на самоубийство, неминуемо попадает в огонь Ада.

С точки зрения Ислама, перед Божьим законом все люди равны, все подчиняются этим законам и все перед Аллахом одинаковы. Законы мироздания, установленные Всевышним, одинаковы для всех без исключения, этим законам бытия вынуждены подчиняться все божьи творения, хотят они этого или не хотят. Аллахом установлен также и другой закон – божественного Откровения, и ему следовать и подчиняться является обязанностью также для всех людей, созданных Всевышним. В соответствие с этим критерием Аллах подразделяет людей на грешников и праведников, на неверующих и верующих. Преуспеет и спасется воистину тот, кто будет покорным и богобоязненным. Если же верующий ослушается Аллаха, то он будет несчастен и это приведет его к гибели. Божественный Закон был передан человечеству через пророков, и он гласит, что, следуя естественным законам бытия, ведя соответствующий образ жизни в Исламе, мусульманин может прийти к тому, что его жизнь станет гармоничной, а его дела будут в полном порядке. Таким образом он способен не только добиться счастья и гармонии в своей судьбе на Земле, но и достичь гармонии и счастья в свое будущей вечной жизни.

Отвергая законы Священной Книги Аллаха Коран, поступая вопреки тому, чему учит Коран и Ислам, нарушая тем самым гармонию, к которым призывают законы мироздания, человек может сбиться с пути, потерять ориентиры, почувствовать отчаяние, в результате чего он будет несчастен не только в этом мире, но и в мире ином, вечном. Земной мир сделан большим испытанием: эта стезя и должна была быть нелегкой, поскольку сама суть ее сводится к тому, чтобы мы учились преодолевать трудности на своем пути, обнажая свое сердце, свою душу, помыслы и дела. Все то, что обнаружил верующий в ходе своей земной жизни, к ее концу будет свидетельствовать либо в пользу него, либо против него. Такова суть земного пути, и так его важно понимать в Исламе.

В большинстве случаев те, кто пришел к мысли о суициде, попросту не поняли для себя суть предназначения человеческого существа. Считая этот мир несовершенным, некоторые люди готовы легко с ним расстаться и совершить такой поступок. Они указывают на несовершенство мира, который создал Бог, и считают, что Бог не мог создать несовершенный мир, и раз мир таков, значит нет никакого Бога. Насколько заблуждаются эти люди, считая, что мир земной должен являться совершенным и его функцией должно быть дарить наслаждение людям. Но для такого наслаждения Богом был создан Рай, а у земного мира совершенно иная цель – испытание для верующего, и для каждого это испытание будет индивидуальным. И воистину сказано, что никогда Аллах не возложит на тебя большее бремя, чем он способен вынести.

Не терять смысл и цель жизни

По каким же причинам самоубийца может прийти к такому греху, как мысли о суициде? Такая мысль может возникнуть тогда, когда мусульманину кажется, что он потерял смысл существования. Но ведь Аллах в своей Священной Книге прямо назвал его: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура Аз-Зарийат (Рассеивающие прах), 56-й аят).

Люди существуют на этой земле с одной целью – это поклонение Аллаху. Жизнь дана им Всевышним именно с этой целью. Аллах создал людей и сделал их своими самыми прекрасными творениями, и обязанность людей – поклоняться Аллаху. Но Всевышний наделил нас свободой выбора, и поэтому мы сами имеем право выбирать, стать покорным рабом Аллаха и войти в Рай или воспротивиться Его законам и попасть в Ад. Если же кто-то впустил в себя Сатану, который населил его душу и разум такими качествами, как гордыня, высокомерие и спесь, то постепенно он утверждает сам себе, что является свободным и не хочет становиться ничьим рабом, в том числе и рабом Всевышнего. Думая так, отказываясь поклоняться Аллаху, он не выполняет свое основное предназначение в жизни, но его начинает преследовать чувство невыполненного долга. Он отказывается и от выполнения законов Аллаха, утрачивает постепенно жизненные ориентиры, его подлинные ценности в жизни также утрачиваются, нарушаются его представления о зле и добре. Постепенно он впадает в грех, оказывается один на один с дьяволом, но дьявол – опасный противник, и у слабого человеческого существа нет того, что он мог бы ему противопоставить. Сатана постепенно подменяет все людские понятия и представления на дьявольские, и человеческая психика начинает раскачиваться и угнетаться настолько сильно, что человек, находясь во власти сомнений и страхов, постепенно начинает думать о смерти как о единственном пути избавления от всех этих мыслей и переживаний.

Категории самоубийц

Существует ряд категорий самоубийц, которые кончают жизнь самоубийством по каким-либо причинам, давайте рассмотрим их и выясним, как относится Ислам к данным категориям и таким причинам.

Нереализованность в жизни

К мыслям к такому греху, как суицид, часто приводят такие мотивы, как ощущение собственной нереализованности в самых разных сферах, будь то творческая сфера, профессиональная или романтическая. Кто-то может потерять интерес, почувствовать усталость. И в такие минуты ему на помощь приходит Ислам, вера протягивает руку помощи, она помогает не только осмыслить свое предназначение, но и полностью избавиться от чувства нереализованности. Для верующего мусульманина всегда первостепенным остается то, что цель его – поклонение Аллаху, а все остальное – это второстепенные задачи. Как передает Муслим, Пророк Мухаммад сказал, «Поистине, для верующего все оборачивается благом: если его постигнет радость, если получит благо – он воздает хвалу Богу, и это для него благо; если же его постигнет горе, несчастье – он терпеливо переносит, и это тоже благо для него».

Проблемы в личной жизни

Существует определенная категория самоубийц, которых подталкивают к выбору такого пути проблемы в личной и семейной сфере. Это могут быть как неудачи в их семье, это может быть безответная любовь, неверность супругов друг к другу, может быть кончина кого-то из близких, а может быть и случай или ряд случаев физического насилия. И в такой ситуации только крепкий духовный стержень может спасти верующего. Подобно флюгеру, слабую душу ветер таких перемен относит в сторону. Только крепкая вера способна удержать душу и не отдать ее в лапы шайтана. Верующий не должен становиться рабом материального, чтобы потом он не стал зависим от страха утратить все свои материальные блага. Страхи, неуверенность и тревоги – все это шайтан насаждает в душе человеческого существа, зависимого от материальных благ. Каждый должен жить с верой в сердце. Вера в предопределение успокаивает его, его стремление к материальным благам стихает, когда он понимает, что все, что дано ему, дано на время, и это касается и отношений тоже – только в той мере, в какой необходимо, Всевышний посылает ему любовь или дружбу, другие чувства и отношения. И что бы ни случалось, верующий всегда должен знать, что ситуация, в которой он находится в данный момент, наилучшая для него.

Проблемы со здоровьем

суицид и эвтаназия в исламеЕще одна категория самоубийц – это те, кто идет на самоубийство из-за собственных проблем со здоровьем. Эта же категория касается и такого понятия, как эвтаназия. Проблема эвтаназии сегодня обсуждается достаточно широко, и имеет как своих сторонников, так и своих противников. Религия Ислама придерживается на этот счет категоричного мнения: эвтаназия исламской религией осуждается, а того, кто совершает такую процедуру собственноручно, Ислам считает самоубийцей. Если же кто-то неизлечимо болен и принимает смерть через эвтаназию при помощи врача, его все равно считают самоубийцей, а врач, который проводит такую процедуру, является убийцей. В этой связи приводятся слова Посланника Всевышнего Пророка Мухаммада из хадиса, который рассказывал о случае, когда больной с нарывом, когда язва начала причинять ему наиболее сильные страдания, вскрыл рану при помощи стрелы, и из нарывающей раны начала течь кровь и он вскоре умер. Аллах тогда сказал, Мой раб опередил Меня. Я запретил ему Рай.

Верующему мусульманину важно всегда помнить о том, что собственностью человека его жизнь не является: она дана ему Всевышним, и только Всевышний вправе решать, когда она должна прерваться. Поэтому неважно, сам ли себя лишает жизни верующий, или он лишает жизни кого-то другого, но он в равной степени не имеет права ни на то, ни на другое.

Если же его подкосила тяжелая болезнь, и его страдания приносят ему невыносимые муки, ему следует обращаться к Богу с дуа с просьбами исцелить его или же облегчить ему страдания. Каждый должен вести себя достойно и к самоубийству прибегать не должен ни в коем случае.

Ритуальные убийства

Еще одна категория самоубийц – это самоубийцы, которые лишают себя жизни в соответствии с какими-либо ритуалами. Такие ритуалы могут быть распространены в различных сектах, где члены секты могут дарить друг другу смерть в качестве избавления или милости. Исламская религия никакой деструктивной практики не приемлет: для того создан был Исламский Шариат, чтобы сохранить все то, что ведет к благополучной жизни человека в земном мире. Это касается сохранения его веры, религии, его рода, сохранению его чести, а также сохранению его разума и его имущества.

По исламской религии запрещено кончать жизни самоубийством: Коран и Ислам предписывает человеку во всем следовать слову Всевышнего и его Пророка Мухаммада только соблюдение этих предписаний может сделать человека счастливее и лучше. Самоубийство в Исламе категорически запрещается и является тяжелейшим грехом.

Еще одна причина убить себя встречается у людей, которые верят в реинкарнацию: они считают, что, умерев, у них появляется возможность начать судьбу заново.

Идеологические мотивы

Еще одна категория самоубийц совершает самоубийство по мотивам идеологическим – это могут быть как политические мотивы, так и собственная идеология, выработанная на основании непринятия человека мирских ценностей. Подобные самоубийства чаще всего можно наблюдать в те исторические периоды, когда происходит смена режимов правления, в результате чего новые идеологические взгляды и понятия, которые привносит с собой новая власть начинают противоречить некоторым группам людей или какому-то конкретному человеку. Наиболее яркий пример подобных самоубийств наблюдался после Октябрьской революции 1917 года, когда многие люди прибегали к самоубийству, не в силах понять новые устои и правила и смириться с новыми порядками на их родной земле. Та же ситуация произошла и после падения советского режима, и тогда люди тоже не смогли смириться с тем, что на их земле установились новые порядки, в результате чего по России и республикам бывшего Советского Союза прокатилась волна самоубийств.

Ислам не просто не одобряет подобные решения, он жестко осуждает смерть в результате суицида, поскольку предписывает в подобных ситуациях не сидеть сложа руки, а бороться за свои собственные идеалы и за идеалы религии Ислама, максимально прилагая силы для того, чтобы изменить образ жизни и существующее положение. Мусульманская история также изобилует такими примерами, когда приверженцы исламской веры оказывались на позиции религиозного меньшинства: притеснения и кровопролития преследовали мусульманский народ на всем протяжении их истории. Но никогда Ислам не приветствовал стремление к суициду по соображениям идеологическим. Исламская религия считает, что хиджра является прекрасным решением проблемы, то есть переселение из тех мест, где мусульмане подвергаются гонениям, в более благоприятные места, где у них будет возможность исповедовать свою религию.

Военные действия и самоподрывы

Еще одна категория самоубийц – это те, кто лишает себя жизни во время военных действий. Часто участникам военных действий, для того, чтобы нанести противнику урон, приходится идти на смерть, совершая действие, которое неминуемо ведет к гибели. Самоубийством считают и то, если человек намеренно идет на смерть, чтобы избежать плена, а также то, когда он жертвует собой, чтобы спасти своих товарищей. Ученые Ислама сходятся во мнении, что кто-то может идти на смерть, бросаясь в самую гущу военных действий, если у него есть четкое намерение спастись, если у него есть уверенность, что его действия приведут к тому, что враг будет повержен, если его поступок приведет к пользе для мусульман или хотя бы воодушевит их для дальнейшей борьбы с врагом. Такое мнение ученых не касается самоубийства путем актов самоподрыва, о которых все чаще слышно в последнее время. Если мусульманин убивает себя сам, это является целенаправленным лишением себя жизни, даже если он убивает себя в целях самопожертвования. Подобные самоубийства запрещены Исламом – такого мнения придерживаются многочисленные ученые в Исламе, в том числе такие, как имам Мухаммад аль-Усаймин, шейх Абд аль-Азиз бин Абдуллах Аль аш-Шейх и имам Абд аль-Азиз бин Баз.

Самоубийство также может быть совершено из-за приговора суда или по принуждению, если существует угроза, что будут убиты близкие люди.

Вера, надежда, терпение и знания - как защита от самоубийства

Ислам осуждает самоубийство по любым причинам, придерживается мнения, что все причины убить себя, которые были перечислены, являются больше поводами или мотивами для того, чтобы совершить самоубийство. Истинной же причиной для суицида Ислам называет отсутствие или слабость веры во Всевышнего и отсутствие достаточных исламских знаний о наказании за грех самоубийства. Только по этой причине сердце, которое должно быть наполнено верой, открывается для низменных желаний. Если верующий постоянно обращается к Аллаху в своих молитвах, то Всевышний оберегает его не только от зла и неурядиц, но и от подобных деструктивных мыслей и желаний совершить самоубийство. Если же связь с Богом утрачена, то к нему начинают приходить мысли о суициде.

Верующий силен тем, что уповает на Всевышнего. Если мусульманин перестает уповать на Бога, то он тем самым повергает себя в пучину отчаяния. Никакая трудная жизненная ситуация не страшна, если он знает и верит в то, что Всевышний всегда с ним и всегда поможет ему и даст ему выход даже из самого затруднительного положения.

Ислам напоминает, что наша земная стезя – это испытание, и у верующего на жизненном пути может возникать много сложностей. Если же у него нет терпения, чтобы постепенно преодолеть все эти сложности, то ему кажется, что именно самоубийство является единственным путем для избавления от всех этих проблем и сложностей.

Ислам четко обозначает, какое наказание ждет за самоубийство. Те, кто считает, что самоубийством облегчат свое существование, сильно ошибаются, поскольку в будущей жизни самоубийц ждет незавидная судьба: в Исламе для каждого вида самоубийства, каким бы путем ни решил убить себя, существует симметричное наказание: если самоубийца примет яд, то в Аду он будет принимать этот яд беспрестанно, пребывая в пламени Ада. Как передают в хадисе Муслим и Бухари, «Кто убьет себя какой-либо вещью, будет наказан ею в День воскресения».

 

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Задать вопрос

Обсуждение
Можно ли если один человек сделал регистрацию на Яндекс курьер а доставку делает другой человек
grhwvvvw2 , 31 августа в 15:00, №65475
Можно ли по обедать и потом пойти на джуму
grhwvvvw2 , 6 сентября в 06:53, №65599
Что будет если беременная женщина совершить суицид?
abdrashitovaakinay , 6 сентября в 21:45, №65624
Можно ли находится в парке где смешивания полов
grhwvvvw2 , 7 сентября в 02:38, №65635
Можно ли путешествовать одному
grhwvvvw2 , 8 сентября в 09:29, №65668
Можно ли подавать на лотерею Грин кард
grhwvvvw2 , 8 сентября в 13:40, №65676
Можно ли мужчине надевать брюки ниже щиколотк
grhwvvvw2 , 9 сентября в 10:51, №65693
Будет ли грех если человек не может контролировать в плане грехов
grhwvvvw2 , 10 сентября в 14:58, №65726
Не может себя остоновить
grhwvvvw2 , 10 сентября в 14:58, №65727
Не хочет совершить но не может остоновить себя
grhwvvvw2 , 10 сентября в 14:59, №65728
Если в этом нет обмана компании или клиентов, то можно.

Аллаху а'лям!
Консультант по учебной части , 31 августа в 17:58, №65482
Да, можно!
Консультант по учебной части , 6 сентября в 11:14, №65605
Самоубийство является большим грехом, но не выводящим из Ислама.

Абу аз-Зубайр передал со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, о том, что (когда-то) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл ат-Туфайль ибн ‘Амр ад-Дауси и сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, вместе с ним переселился и ат-Туфайль ибн ‘Амр, с которым был один из его соплеменников. Однако им пришёлся не по нраву (воздух) Медины, из-за чего (этот человек) заболел и стал испытывать тревогу. Через некоторое время он взял свои стрелы с широкими наконечниками, отрезал себе фаланги пальцев, истёк кровью и умер, а потом ат-Туфайль ибн ‘Амр увидел его во сне в хорошем виде и увидел, что его руки чем-то прикрыты. (Ат-Туфайль) спросил: «Что сделал с тобой твой Господь?» Тот ответил: «Он простил меня за то, что я переселился к Его пророку, да благословит его Аллах и приветствует». (Ат-Туфайль) спросил: «А почему я вижу, что твои руки прикрыты?» Тот ответил: «Мне было сказано: “Мы никогда не исправим то, что ты испортил”». Ат-Туфайль рассказал об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «О Аллах, прости и его руки!» Этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад», Муслим, Ибн Хиббан, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат», Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулия».

Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби говорил: «В этом хадисе указание на то, что самоубийца не становится неверующим и что он не будет вечно в Огне». См. «аль-Муфхим» 1/324.

Что же касается хадиса, в котором говорится, что самоубийца будет вечно в Огне, то речь идет о том, что сам по себе этот грех настолько велик, что влечет вечное пребывание в Аду, однако иман мусульманина является препятствием для того, чтобы он остался вечно в Аду за этот тяжкий грех, ведь ничто не влечет вечное пребывание в Аду, кроме неверия.

Аллаху а'лям!
Консультант по учебной части , 6 сентября в 22:07, №65628
Смешивание противоположных полов без необходимости - запрещено, потому что это является средством, приводящим к прелюбодеянию.

Всевышний сказал: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем». Сура аль-Исра 32.

В аяте использована форма: «Не приближайтесь к прелюбодеянию», которая имеет более объемный смысл запрета всех средств, приводящих к этому греху, чем форма: «Прелюбодеяние запрещено».

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 7 сентября в 10:24, №65640
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы люди знали о (поездках) в одиночестве то, что известно мне, ни один всадник не пускался бы ночью в путь в одиночку». Этот хадис передали Ахмад 2/23, 24, 60, 86, 111, 120, аль-Бухари 2998, ат-Тирмизи 1673, ад-Дарими 2/289, Ибн Маджах 3768, Ибн Хиббан 2704, аль-Хаким 2/101, аль-Байхакъи 5/257, Ибн ‘Асакир 2/89/18. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5341, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/90, «Сахих Ибн Маджах» 3051.

‘Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца о том, что его дед (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один всадник — шайтан, два всадника — два шайтана, а трое (всадников это уже) караван». Этот хадис передали Малик (1764), Ахмад (2/185, 214), Абу Дауд (2607), ат-Тирмизи (1674), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (8849), аль-Хаким (2/102), аль-Байхакъи (5/267).
Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис». Аль-Хаким сказал: «Иснад (хадиса) достоверный», и с ним согласился аз-Захаби.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (3524), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (3108), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (3833), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (62).

Эти хадисы указывают на то, что отправляться в путешествие одному нежелательно из-за того, что в пути есть опасности, например, болезнь, трудности и гибель, или искушения и соблазны сатаны.

Польза от хороших и праведных спутников не ограничивается помощью и содействием в бытовых делах, а более важно, чтобы они поддерживали в благочестии и богобоязненности, поскольку сатана далёк от двух и более праведных людей.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 8 сентября в 11:16, №65672
Если вы имеете в виду грин-карту, предназначенную для участия в получении вида на жительство в США, то хукм может различаться. Если участник платит денежный взнос в качестве регистрационных сборов и тому подобное, то разрешается, а то, что превышает сборы, то считается азартной игрой, а поэтому запрещается.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 8 сентября в 17:52, №65680
Ученые единодушны в том, что запрещается (харам) мужчине опускать одежду ниже щиколоток из-за высокомерия. Если же мужчина опускает одежду без высокомерия, то некоторые ученые считают, что это нежелательно (макрух).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из кичливости». (Услышав это,) Абу Бакр сказал: «О посланник Аллаха, а ведь мой изар (иногда) распускается (и волочится по земле), если я не слежу за ним!» [ Это случалось по причине худобы Абу Бакра, да будет до волен им Аллах] (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из кичливости!» Этот хадис аль-Бухари приводит полностью, а Муслим – частично 2085.

Носить одежду с высокомерием означает превозноситься над людьми и важничать, считая себя лучше и достойнее всех и пренебрегая истиной и правами окружающих.

А другие ученые считают это запрещенным (харам), потому что есть хадисы, в которых приводится запрет опускать одежду ниже щиколоток без упоминания высокомерия.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Та часть изара, которая опускается ниже щиколоток, (окажется) в огне». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, ан-Насаи.

В данном случае подразумевается не изар как таковой, а часть ноги ниже щиколоток.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 9 сентября в 11:41, №65703
Если человек страдает умственной отсталостью, как шизофрения, аутизм и т.п., в такой форме, когда он не в состоянии отличить поклонение от бытовых, мирских дел, то в этом случае с него снимается ответственность за грехи, так как он из числа тех, чьи деяния не записываются.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не записываются дела троих: уснувшего, пока не проснётся, малолетнего, пока не повзрослеет и умалишённого, пока не придёт в себя». Привели ан-Насаи и инб Маджа.

Таким образом, если человек не понимает, что такое наказание и награда, что такое поклонение и грех, и кто его Господь, детально и подробно, то с него нет спроса.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 10 сентября в 18:10, №65731