Хадисы о женщинах
- Отношение мужчин мусульман к женщинам
- Какие женщины окажутся в раю
- Выдуманные известные хадисы о женщинах
- Четыре наилучших блага для обоих миров
- Лучшие жены
- Как получить награду за благие дела своего мужа?
- Скверные женщины
Женщины сыграли важную роль в том, чтобы оказать поддержку Посланнику Аллаха ﷺ и поддержать Ислам на пути становления религии, и первым человеком, который выслушал Мухаммада ﷺ после явления к нему его пророческой миссии, поддержав его, была его супруга Хадиджа. Среди хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ приводится множество, которые посвящены теме женщин: жен, матерей и дочерей. Эти хадисы повествуют о том, что говорил о женщинах Посланник Аллаха ﷺ (Muhammad), поэтому каждый мужчина мусульманин должен обязательно читать хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о женщинах, для того, чтобы знать как относился к женщинам Посланник Аллаха ﷺ и требовал относиться к ним от мужчин своей уммы.
Отношение мужчин мусульман к женщинам
Всевышний Аллах предписал мужчинам жить с женщинами в мире и согласии и обходиться с ними достойно, быть добродетельными к ним, относиться с уважением, терпением и заботой к своим матерям, женам и дочерям. В хадисе (от Абдуллы ибн Амра переданым ибн Маджа) сказано: «Лучшие из вас – это те, кто лучше всех относится к своим женщинам».
Упоминая хадисы про женщин, приводят случай, когда Посланника Аллаха ﷺ посетил один человек, который задал ему такой вопрос: к кому из людей он должен относиться лучше всего? На это Пророк Мухаммад ﷺ ответил, что лучше всего следует относиться к матери. Тогда человек задал вопрос, к кому после матери должен относиться он лучше всего. И Посланник Аллаха ﷺ ответил, что к матери. Когда же в третий раз человек задал ему такой вопрос, Посланник ﷺ снова ответил, что к матери и только на четвертый раз ответил, что к отцу. Этот хадис был рассказан Абу Хурайрой, передали Муслим и Бухари.
Особо можно выделить те хадисы Пророка Мухаммада ﷺ, в которых он говорит о женщине-матери и о том, как мусульманин должен относиться к матери, которая родила его, чтобы заслужить довольство Всевышнего. В хадисе, переданном Муслимом и Бухари со слов Мугира ибн Шу‘ба, Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что мусульманам Всевышним Аллахом запрещено непочтительно относиться к матерям и отказывать им в том, что человек должен отдать своей матери. Также как запрещено убивать дочерей новорожденных.
Ценить благие качества и прощать недостатки жены в характере
По словам Посланника Аллаха ﷺ, если какие-то черты характера в жене мужу не нравятся, ненавидеть свою верующую супругу он не должен, а необходимо довольствоваться какой-то другой чертой ее характера, которая более приятна ему. Благодеянием для супруга будет помощь жене по хозяйству, домашним делам, в приготовлении блюда или починке своей одежды, ведь сам Пророк Мухаммад ﷺ штопал свою одежду, облегчая тем самым работу своим женам. Супруг должен всегда защищать свою жену, охранять и оберегать, как сказал Посланник Аллаха ﷺ, что женщина является человеком слабым и незащищенным, и шайтан подступается к ней, когда она выходит на улицу.
Пророк Мухаммед ﷺ все время напоминал мусульманам о том, что женщина сотворена из ребра, у которого наиболее искривлена верхняя часть, которая сопоставима с языком, поэтому исправлять в женщине то, что ей дано от рождения, не стоит пытаться – это так же опасно и бесполезно, как пытаться выпрямить ребро, которое просто может сломаться. Эти слова Мухаммеда ﷺ приведены в хадисе, который передан Муслимом и Бухари со слова Абу Хурайры.
Запрет на физическое насилие
Особое внимание уделял Посланник Аллаха ﷺ вопросу насилия над женщинами и физических взаимоотношений: по его словам, мужчинам не следует уподобляться тем, кто сначала бьет жен своих подобно рабам, а затем могут прийти и лечь с ними в постель – эти его слова приводятся в хадисе, рассказанном Абдуллой бин Зам‘а, переданном Муслимом и Бухари.
В хадисе от Табарани передается о том, что аль-Микдад ибн Ма‘дикариб слышал, как Пророк ﷺ встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: «Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо! Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тети. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, (и никогда не бил её, оставляя следа на теле). И они умирали в старости, питая любовь друг к другу».
Когда Посланнику Аллаха ﷺ задали вопрос, какие следует мусульманам соблюдать права женщин, Мухаммад ﷺ ответил так: «Если сам ешь, то накорми и ее, если себе покупаешь одежду, то купи и ей. Ты не должен бить ее по лицу, ты не должен проклинать ее и не должен оставлять ее, кроме как в доме» (со слов Муавии ибн Хейда передал Абу Дауд).
После того, как по окончании сражения стали находить тела убитых детей и женщин, Посланник Аллаха ﷺ запретил убивать детей и женщин – об этом рассказывал ибн Умар в хадисе, который передал аль-Байхаки.
Забота о дочерях
Пророк Мухаммад ﷺ о рождении дочери в семье мусульман сказал в хадисе, который рассказал Анас ибн Малик и передал Табарани, что, когда рождается девочка, в эту семью посылает Всевышний Аллах ангела с благословением и говорит: «Как она слаба и как беспомощна, и из слабого тела вышла. Кто будет ее воспитывать, то до Судного дня ему будет оказана помощь».
Также в некоторых хадисах сообщается, что кто воспитает трех дочерей в исламе, тому будет обещан рай, сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ спросили о том у кого будет не три, а две дочери и Посланник Аллаха ﷺ также ответил утвердительно.
Джабир бин Абдулла передает от Посланника Аллаха ﷺ: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил (мир ему): «Даже если у него будет две дочери». (Ахмад, Бухари).
«Тот, кто имеет трех дочерей или сестер, кто хорошо относится к ним, воспитывает их должным образом, имеет терпение с ними, и боится Аллаха по отношению к ним, войдет в Рай» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).
Помощь вдовам и сиротам
В своих наставлениях Мухаммад ﷺ уделял особое внимание отношению к вдовам, и приравнивал тех, кто помогает овдовевшим мусульманкам, к борцам на пути Аллаха или тем верующим, которые днем постятся, а ночью выстаивают молитвы, - такие его слова приводятся в хадисе, который со слов Абу Хурайры передал Бухари и Муслим.
От Абу Хурейры передается: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Аллах, поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!» (Ахмад и ибн Маджа). Имам ас-Синди так растолковал данные слова: «Смысл этого хадиса в том, что Пророк ﷺ призвал Аллаха в свидетели касательно того, что он довёл их положение до своей общины».
Запретные отношения
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Женщины муджахидов запретны для тех, кто не на джихаде также как запретно смотреть на своих матерей со страстью» (сборник Муслима, передано со слов Сулеймана ибн Язида).
Какие женщины окажутся в раю
Говоря о том, как следует жить и как следует строить свою жизнь женщине мусульманке, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что войдет в Рай та женщина, которой был доволен муж – об этом рассказано хадисе Умм Саляма, который был передан ат-Тирмизи.
В хадисе от Абу Умамы переданном в сборнике Ахмада, ибн Маджа и аль Байхаки рассказывается о женщине, которая пришла к Посланнику Аллаха ﷺ со своим сыном, и Пророк Мухаммед ﷺ сообщил ей, что женщины беременные, рожающие, и милосердные к детям, обязательно попадут в Рай, если будут выполнять молитвы и подчиняться мужу.
Целомудренная и покорная
Есть также хадис, в котором затрагивается тема женщин, который был рассказан Абдур-Рахманом ибн Ауфом, передан имамом Ахмадом. В этом хадисе приводятся слова Посланника Мухаммада ﷺ о том, что женщине следует обязательно выполнять пять молитв, в месяц Рамадан соблюдать пост, отдавать милостыню, хранить себя саму от чужих мужчин, а своему мужу быть покорной (в том, что разрешено Шариатом), такой будет сказано в вечном мире: «Войди в Рай через ту дверь, через которую хочешь сама!».
О том, какие права и какие обязанности существуют у женщин по отношению к их супругам, говорила и Аиша, которая однажды произнесла, обратившись к женщинам, такие слова: «О, женщины, если бы знали вы обязанности ваши перед мужьями, то каждая из вас будучи сама в пыли, прежде всего, убирала бы пыль с лица своего мужа» (передано ибн Абу Шейбой в «Мусаннафе»).
Воспитывающая детей после смерти мужа
О том какой образ жизни должна вести жена, после смерти своего супруга, передается в хадисе Ауфа ибн Малика в сборнике Абу Дауда. Посланник Аллаха ﷺ говорил, что красивая женщина, у которой происхождение из хорошей семьи, и которая после того, как муж ее покинет этот мир, не станет снова выходить замуж, украшать себя и не будет предаваться развлечением, а займется воспитанием своих детей до тех пор, пока дети не станут совершеннолетними, или до своей смерти, - такая женщина будет в Раю на одной степени с самим Пророком Мухаммадом ﷺ.
«Я первый, кому откроются двери Рая, но опередит меня женщина, и я спрошу у нее: «Кто ты?» И она ответит: «Я женщина, которая сидела со своими детьми, оставшимися без отца» (передано от Абу Я‘ля со слов Абу Хурайры).
Заботливая и щедрая
Об одном случае, связанном с женщинами, рассказала Аиша. По ее словам, ее однажды посетила с двумя дочерьми очень бедная женщина: она держала своих дочерей на руках и просила еды. Аиша каждой из них дала по финику, но, когда женщина попыталась съесть свой финик, ее дети попросили у нее этот финик, и тогда мать разделила финик на две половины и дала своим дочкам. Аиша была восхищена таким ее поступком и сообщила об этом Пророку Мохаммеду ﷺ, и Посланник Аллаха ﷺ сказал на это, что Всевышний Аллах освободит такую женщину от Ада и введет ее в Рай. Хадис передан имамом Муслимом.
Стремящаяся к знаниям
В одном из хадисов от Муслима со слов Айши сказано: «Лучшими женщинами являются женщины ансаров, потому что стеснительны они, и эта стеснительность не помешала им требовать Знания в религии».
Умершая во время беременности
По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, в числе шахидов будет та женщина, которая умрёт во время беременности, то есть она будет приравнена к тем, кто пал смертью на пути Аллаха. Об этом сказано в хадисе от Убада ибн ас-Самита.
Выдуманные известные хадисы о женщинах
Приводятся также слова Пророка Мухаммеда ﷺ, с которыми он обратился к женщинам: «Разве не будет рада каждая из вас, когда забеременеет от мужа, и он будет доволен ею, тогда как за каждый день беременности ей будет записываться вознаграждение постящегося днем и выстаивающего ночью молитву на пути Аллаха» Затем он ﷺ сказал, что в момент, когда у женщины начинаются схватки и она готовится рожать, никто из обитателей небес или земли, даже ангелы не знают о том, какую награду приготовил Аллах для нее. В этом хадисе сказано, что, когда она родит, за каждый глоток, который выпил ребенок из ее груди во время кормления, она получает награду. Каждую минуту, когда мать не может спать, потому что плачет ее ребенок, ей Господь записывает такую награду, какая дается за освобождение семидесяти рабов на пути Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ пояснил, что имеет в виду тех женщин, которые «живут в подчинении Аллаху, своим мужьям, и которые забывают о своих совершенных делах». Однако, как бы красиво не звучали эти слова, этот хадис является выдуманным. Не разрешено верить в него, передавать и распространять.
Некоторые люди, зная трепетное отношение Посланника Аллаха ﷺ к матерям, выдумывали на эту тему хадисы, например, «Кто поцелует глаза своей матери, это будет преградой для него от Ада», передано от аль-Байхаки со слов ибн Аббаса. В иснаде этого хадиса присутствует передатчик, которого Кутайба считал очень слабым, а ибн Махди назвал его лжецом, согласно высказыванию аз-Захаби.
Передается очень слабый хадис в сборнике аль-Байхаки от Абу Хурейры о том, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил о природе женщин так: женщины гораздо чувственнее в наслаждениях, чем мужчины – чувствительнее мужчин в девяносто девять раз, но волей Всевышнего Аллаха они в этом были созданы стеснительными.
Четыре наилучших блага для обоих миров
Говоря о женщине, Посланник Аллаха ﷺ (передается от ибн Аббаса и передано Табарани), сказал, что существует четыре вещи, которые являются наилучшим благом как для земного мира, так и для мира вечного. К этим четырем вещам относится: благодарное сердце, язык, который поминает Всевышнего Аллаха, тело, которое терпеливо для бедствий, и супруга, которая не предает своего мужа ни своим телом, ни его имуществом.
Лучшие жены
В хадисе рассказанном Абу Хурейрой Посланник Аллаха ﷺ назвал лучшими женщинами тех, «глядя на которых радуешься, повелевая которым видишь послушание, которые в твое отсутствие хранят себя и твое имущество». После этих слов Посланник Аллаха ﷺ прочитал аят 34 из суры под названием «Женщины», в котором сказано, что «Мужчины над женами стоят за то, что Аллах одним дал преимущество перед другими, и за то, что расходуют они из своего имущества».
О том, к каким женщинам будет благосклонен Всевышний Аллах, Посланник Аллаха ﷺ говорил, что женщина, которая встает ночью на молитву, и будит своего супруга, чтобы прочитать намаз вместе, а если муж ее не просыпается, брызгает водой в его лицо, чтобы разбудить его на молитву, будет в милости у Всевышнего Аллаха. Этот хадис рассказал Абу Хурайра, он был передан Абу Даудом.
По мнению Посланника Аллаха ﷺ, праведная жена – это лучшее, что можно получить в пользование в этом преходящем мире. Среди лучших женщин своей уммы он называл тех, которые не просят большое приданое и приветливы к своим мужчинам.
Пророк ﷺ особое внимание уделял довольству мужа своей женой. Сообщается, что Хусайн ибн Михсан, рассказывал о том, что его тётя со стороны отца поведала ему, что однажды она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ по какой-то нужде. Он спросил меня: «У тебя есть муж?» Я ответила: «Да». Он вновь спросил: «Как у тебя с ним?» Я ответила: «Делаю для него все, что в моих силах». Посланник Аллаха ﷺ сказал на это: «Будь внимательней, куда тебе до него? Воистину, он для тебя Рай и Ад» (от Ахмада и аль-Хакима).
Как получить награду за благие дела своего мужа?
В хадисе переданным Аслям ибн Сахлем рассказывается случай, как к Пророку Мухаммаду ﷺ, который в этот момент находился в окружении своих сподвижников, подошла Асма, дочь Язида, которая сказала Посланнику Аллаха ﷺ, что он ей как мать и отец, и она пришла к Посланнику Всевышнего ﷺ от имени всех женщин с готовностью отдать за него душу, которые уверовали и признали истину его пророческой миссии. Асма представилась одной из тех женщин, которые сидят дома, носят детей своих мужчин и выполняют их желания. Асма от лица всех женщин признала, что мужчины совершают больше благих дел, потому что могут посещать пятничную молитву, посещать больных, провожать в последний путь покойников, совершать коллективные молитвы и ежегодно делать хадж, а также бороться на пути Аллаха. Когда же жена остается дома, в то время как ее мужчина отправляется в хадж, она хранит себя и имущество мужа, шьет ему одежду, однако в перечисленных благих делах принимать участие женщина не может.
В ответ на эту речь Посланник Аллаха ﷺ обратился к своим сподвижникам с вопросом, слышали ли они в своей жизни более прекрасную речь от женщины, касающуюся вопросов религии. Посланник Всевышнего ﷺ сказал Асме, чтобы она возвращалась и передала остальным женщинам, что из них лучшей женщиной будет та, которая будет спрашивать у своего мужа, чем заслужить его довольство, станет выполнять то, что будет он просить, а с мнением его будет соглашаться. И если она будет выполнять это, то ей будет дано такое же вознаграждение, какое будет дано ее мужу за его деяние, в которых жена его принимать участие не может. Асма, услышав такие слова Пророка ﷺ, ушла в большой радости.
Скверные женщины
По словам Пророка Мухаммада ﷺ, когда жена в земном мире совершает плохое, причиняя супругу своему страдания, его жена из гурий говорит: «Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только гость твой, который покинет тебя уже скоро» (от Му‘аза бин Джабаля в сборнике ат-Тирмизи).
В хадисе, рассказанном Сальманом ибн Ясаром и Абу Узейной переданном аль-Байхаки, Пророк Мухаммад ﷺ говорит, что худшими из жен мусульман следует называть тех, кто ходит высокомерными и полураздетыми. Далее Посланник Аллаха ﷺ сказал, что в Рай никогда не войдут лицемерки, и что среди всех женщин будет очень мало достойных, как белых ворон.
Ассаламу алейкум Уа рохьматуЛлаh как понять этот хадис? Где можно шарх прочитать?
За основу принимается то, что любая женщина запретна для чужих мужчин, но ещё в большей степени запретны женщины воинов, которые отправились сражаться на пути Всевышнего Аллаха и оставили своих женщин дома, поручив их заботам остающихся. Те должны остерегаться хоть чем-то задеть честь этих воинов, будь то пребывание с этими женщинами наедине, взгляд, непристойные слова и тому подобное, потому что эти женщины запретны для них так же, как их собственные матери, поскольку эти воины наказали им заботиться о своих семьях. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил, что человек должен исполнять свои обязательства перед этими воинами и не предавать их в том, что касается их семей, то есть не смотреть на их женщин и не предпринимать попыток совершить запретное, а также не делать упущений в требуемой от них заботе о семьях этих воинов, добродеянии по отношению к ним и их защите. «И какой бы мужчина, взявший на себя заботу о семье сражающегося, ни предал его в том, что касается её, он непременно будет поставлен перед ним в Судный день, и тот возьмёт из его благих деяний сколько пожелает, пока не удовольствуется». То есть, если кто-то осмелится посягнуть на женщин сражающихся на пути Аллаха в их отсутствие и предаст их в том, что касается их семей, то Всевышний Аллах предоставит этому воину в Судный день возможность забирать у вероломного благодеяния, пока он не удовольствуется. Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что вы думаете?» То есть можете ли вы представить, каким будет желание этого воина забрать у вероломного его благие дела и как много этих дел он заберёт у него? Он, конечно же, заберёт всё, ничего не оставив!
Аллаху а’лям!