Можно ли мусульманам пить квас
Квас является продуктом натурального брожения, точно также как и кефир. Эти продукты разрешено употреблять мусульманину, поскольку они не взывают опьянения в их первоначальном, обычном состоянии. Но если такие продукты перебродят, то с ними могут возникнуть проблемы – они могут опьянить, и в таком случае они станут недозволенными для того, чтобы их пить.
Аналоги во времена Пророка Мухаммада ﷺ
Во времена Пророка Мухаммада ﷺ, люди поступали особенным образом, когда дело касалось напитков. Чтобы узнать об этом, а также о том, что он ﷺ говорил по поводу разных напитков, которые могут пить люди, можно обратиться к тексту сборника «Сахих Муслим», к главе под названием «О позволительности употребления набиза, который не забродил и не стал опьяняющим», в которой рассказывается о набизе, который готовят из изюма, настаивая воду на изюме в течение нескольких дней. В тексте главы приводятся слова ибн Аббаса, который сказал, что изюм замачивали для Пророка Мухаммада ﷺ, и потом он это пил в течение трех дней, но затем остатки этого напитка он ﷺ выливал, поскольку его нельзя уже было пить: напиток начинал бродить и приобретал такие свойства, что мог опьянить. Срок в три дня справедлив именно для этого напитка, который был широко распространен в то время. Если же речь идет о других напитках, то забродить они могут и раньше этого срока, и пить его будет мусульманину уже нельзя.
Другие продукты брожения
Но тот факт, что некоторые напитки в течение определенного времени остаются дозволенными, но затем могут забродить и опьянять, относится в полной мере и к кефиру, и к квасу, и к кумысу, и к простокваше.
На пакетах с такими продуктами часто можно увидеть надпись, что доля этилового спирта не превышает в данном продукте 1,2%. Только современная техника может определить настолько точно содержание спирта в продукте, но такой точности для Ислама и не требуется, достаточно, чтобы напиток не опьянял человека, не воздействовал на его рассудок.
Чтобы определить, способен напиток человека опьянить или нет, достаточно в своих рассуждениях опираться на хадис Пророка ﷺ, приводимый от Тирмизи, в котором говорится, что если пить его в большом количестве, и он способен опьянить, то даже малую его долю пить нельзя. Опираясь на этот хадис, учеными Ислама были выведены критерии, по которым можно определить опьяняющий напиток:
- предположите, опьянит ли он в случае, если пить его в достаточно большом количестве,
- предположите, повлияет ли каждая порция этого питья, выпиваемая впоследствии, на рассудок того, кто пьет. Если состояние мусульманина не изменится, сколько бы ни пил это питье, то его можно пить беспрепятственно.
Если с этой точки зрения рассматривать квас, то можно сделать вывод, что на состояние человека квас не влияет, как много бы его не выпить, и даже если выпить после этого еще одну и еще одну порцию кваса, то это никак не изменит состояние человека и не сделает его пьяным. Если рассматривать дозволенность кваса, опираясь на эти критерии, то можно сделать вывод, что квас дозволен.
В каком случае можно пить спиртосодержащую продукцию?
Разрешается мусульманину употреблять спиртосодержащую продукцию только в том случае, если она отвечает ряду условий: если спирт, на котором изготовлено питье, был получен:
- не из винограда
- не из фиников,
- если к опьянению употребление его привести не может,
- сам факт употребления этого напитка не обусловлен тем, что мусульманин хочет подражать немусульманам.
Квас, как и кефир, – это напиток российский, национальный, квас является частью российской культуры, но с отличительными особенностями немусульман квас не ассоциируется, то есть как подражание немусульманам квас не употребляется.
Квас заводского производства изготавливается путем брожения на основе ячменного или пшеничного хлеба, а бренды кваса зарубежные и элитные могут иметь в основе производства иное сырье, и следует уточнять у производителя, какое именно. В составе кваса может быть спирт, который был получен не из винограда и не из фиников, но содержание его настолько мало, что опьянить такой напиток не сможет. В этом случае пить квас мусульманину можно и квас не будет являться запретным.
Спирт в других продуктах и вопрос о дозволительности
Небольшое количество алкоголя могут также содержать такие напитки, как кока-кола, а также целый ряд ароматизированных и подкрашенных красителями напитков, которые производят с добавлением небольшой доли алкоголя. Такие напитки по Исламу будут считаться разрешенными, поскольку в своем труде «Аль-фатава» Ибн Таймийя поддерживает мысль о том, что если смешать малое количество вещества запрещенного с большим количеством вещества разрешенного, и ни цвет, ни запах второго не изменится, как и его вкусовые качества, то запрещённое вещество в составе разрешенного уже не будет считаться запрещенным.
Алкоголь входит в состав большинства продуктов индустрии питания: такие общепринятые ароматизаторы, как ваниль, вообще не производятся без алкоголя, и даже такие продукты, как печенье и мороженое, имеют алкоголь в своем составе. Для ввоза в мусульманские страны разрешены только те продукты питания, которые имеют в своем составе алкоголя в малой дозировке, поэтому ни по вкусу, ни по запаху спирт определить в нем нельзя. Указания о проценте содержания алкоголя в продукте предназначены для производителей продукции по сертификату халяль, а рядовому мусульманину следует самому решать, можно пить этот продукт или нет, полагаясь на свои суждения.
Слова шейха Усеймина о квасе
Шейх Усеймин же, отвечая на вопрос о том, является ли квас запрещенным мусульманину продуктом или разрешенным, говорил, что многие неверно толкуют смысл хадиса, в котором Аллах говорит: «То, что опьяняет в большем количестве, то малое количество этого – запрещено». Некоторые полагают, что если смешать запрещенный алкоголь с большим количеством другого, незапрещенного вещества, то и разрешенное вещество возможно станет запрещенным. Но смысл хадиса совсем в другом: хадис подразумевает, что если какое-то вещество в большом количестве пить и оно опьяняет, то и малую часть этого вещества пить будет запретно для мусульманина. И речь здесь не идет о смешивании запрещенного вещества еще с чем-то: хадис подразумевает, что если человек может опьянеть, если пить бутылку водки, то и одна рюмка водки также будет запрещено пить мусульманину.
Квас же не способен опьянить ни в большом количестве, ни в малом, хотя он и изготовлен с применением процесса брожения, поэтому пить его можно.
И ещё вопрос. Если в кондитерских изделиях и в молочных (типа творожков) нет информации о составе, можно такое принимать в пищу? (Потому что есть в некоторых таких продуктах сычужный фермент, который может добываться из свиней и считается харамом). Если продукт без упаковки и инфы с составом, можно такое есть? Имею ввиду именно кондитерские и молочные изделия.
ДжазакаЛлаху хайран
Если в шоколаде и кондитерских изделиях присутствует спирт в чистом виде, то запрещается употреблять их в пищу. Если же спирт растворился в пищи, так что от него не осталось и следа; запаха и вкуса, то разрешается употреблять в пищу, если не дурманит разум.
Все вещи в основе своей считаются чистыми до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Мнения ученых разошлись по поводу чистоты сычуга мертвечины, который используется для изготовления сыра. Маликиты и шафииты запрещают использовать сычуг мертвечины. По мнению Абу Ханифы, а также по одной из двух версий от имама Ахмада, разрешается использовать такой сычуг, в виде исключения из общей массы мертвечины, так как сподвижники употребляли сыры огнепоклонников, жертвенное мясо которых запрещено.
Аллаху а’лям!
Уа анта фаджазакаЛлаху хайран!
В своей основе все напитки являются дозволенными для употребления, кроме тех, которые дурманят разум, вредят здоровью или являются нечистыми.
Аллаху а’лям!
Если же содержание спирта в лекарстве очень малое не более 2-3%, которое улетучивается во время применения, то разрешается его употреблять, так как он не имеет следа и влияния. Однако лучше использовать аналоги, которые не содержат даже ничтожного количества спирта.
Аллаху а’лям!
Работа в ресторане, в котором подают разрешенную и запрещенную пищу, имеет два состояния:
Первое, когда работа связана непосредственно с приготовлением запретной пищи, или ее подачей, то эта работа запрещается.
Второе, когда работа мусульманин ограничена только разрешенными по шариату делами, то эта работа разрешается. Однако предпочтительнее воздержаться от работы в таких местах.
Аллаху а’лям!
Или к примеру в составе крема в торте?