Азан и икамат
- Что такое азан и икамат
- Азан и икамат в джамаате
- Азан и икамат для одного человека
- Мудрость азана и история его возникновения
- Условия азана
- Слова азана
- Слова икамата
- Некоторые аспекты азана и икамата
- При объединении двух молитв, как читаются азан и икамат?
- Ошибки при произнесении слов азана
- Если молящийся читает дополнительную молитву и услышал икамат
- Если собираешься уходить из мечети и застал азан или икамат
- Как совершается азан на другие необязательные молитвы, но читаемые джамаатом?
- Как читать икамат если группа мусульман находится в путешествии и они совмещают молитвы в мечети, прочитав обязательную молитву со всеми прихожанами мечети, как им прочитать вторую молитву?
- Как читается азан и икамат для нескольких пропущенных обязательных молитв?
- Можно ли женщине прочитать азан и икамат?
- Если ошибся в чтении азана или икамата
- При объединении двух молитв, как читаются азан и икамат?
Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).
Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению, в прошлые времена, когда не было громкоговорителей азан совершался муадзином с высокого места, к примеру, минарета мечети.
Азан и икамат в джамаате
Согласно Шариату для группы людей (джамаата) азан и икамат – это утвержденная сунна, которая узаконена для пяти молитв Аллаху, в том числе и во время путешествия. Окончательное их оставление не дозволено, поскольку являются внешним исламским обрядом.
Приводят слова Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ о том, что “Если наступит время молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом”.
Азан и икамат для одного человека
Для одного лица постановления Шариата указывают, что азан и икамат являются сунной, что подтверждается рассказом Укъба бин Амира о том, как Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ сказал, что Аллах удивился, увидев пастуха, который дает азан, а затем совершает молитву, во время того, как находится со стадом на пастбище. Тогда Аллах Всемогущий сказал: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай”.
Произносить призыв желательно даже человеку, который совершает намаз в одиночестве, и даже если он проходит дома или где-то в степи. Азан должен быть произнесен громко, даже если человек находится не в мечети. Об этом говорится в хадисе, что Абу Саид аль-Худри свидетельствовал, что следует повысить свой голос, когда находишься в степи и пасешь овец и собираешься произнести азан перед тем, как совершать намаз, и что такое повеление он слышал от Посланника Аллаха ﷺ.
Мудрость азана и история его возникновения
Азан содержит в себе многоплановую мудрость: он оповещает мусульман о том времени и месте, когда и где будет совершаться молитва, он побуждает верующих к коллективному совершению молитвы, а также он побуждает беспечных мусульман, напоминая о совершении молитвы тем, кто забыл о ней, поскольку молитва является величайшей милостью Аллаха.
Призыв был узаконен на первый год хиджры, поскольку в то время появилась острая необходимость в том, чтобы был установлен какой-либо знак, который мог бы сообщать верующим о том, что наступило время молитвы. Поначалу мусульмане не пришли к единому решению, но с наступлением ночи АбдуЛлаху ибн Зейду был ниспослан сон, в котором он видел человека, который нес колокол. АбдуЛлах у него спросил, несет ли тот колокол на продажу, и человек ответил ему вопросом на вопрос, поинтересовавшись, что собирается с этим колоколом сделать АбдуЛлах, на что тот сообщил, что с помощью этого колокола он будет призывать верующих на молитву. Человек, который нес колокол, предложил научить его кое-чему более полезному, и обучил АбдуЛлаха азану и икамату. АбдуЛлах наутро пошел к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему ﷺ о своем сне, на что Посланник Аллаха ﷺ свидетельствовал, что видение это правдивое и ему следует передать эти слова Билялю, поскольку он обладает более звонким и подходящим для этого голосом.
Азан, поистине, обладает рядом достоинств: все, чего достигал голос муаззина, будет свидетельствовать за него в Судный день перед Аллахом – будь то джинн, человек или любое живое существо. Достоинства его настолько велики, что, знай об этом люди, они бы вступали в соревнования за право делать азан, - так говорил Пророк Мухаммад ﷺ.
Условия азана
Для того, чтобы азан с икаматом считались действительным, человек, который их совершает, должен соблюдать ряд условий:
- быть мусульманином;
- мужчиной (женщине не дозволено совершать азан, но можно негромко читать икъамат);
- должен находиться в трезвом рассудке и разуме;
- должна быть соблюдена очередность слов, а сами его слова должны произноситься непрерывно, без большого перерыва;
- совершение азана при наступлении времени для совершения молитвы;
- звуки должны произноситься четко, а сам текст растягивать так, как того требуют соответствующие правила арабского языка;
- при совершении азана запрещается чрезмерно распевать его, особенно если это приводит к тому, что буквы, харакаты изменяются, либо если это ведет к добавлению или убавлению звуков;
- действительными будут являться азан и икамат, совершенные несовершеннолетним, но различающим мальчиком-мумайизом (то есть отличающим уже мужчин и женщин);
- также призыв будет действительным, если человек проспал время молитвы или забыл ее вовремя совершить.
Сунна при чтении азана и икамата
Желательные действия при совершении азана и икамата предполагают:
- желательно их произносить стоя, а сидя читать нежелательно, если есть возможность делать это стоя;
- муадзин, должен быть обращен лицом к Кибле;
- читающему следует находиться в состоянии малого и полного омовения;
- обходить минарет во время совершения призыва нежелательно, хотя это не касается тех случаев, если город большой;
- когда муэдзин собирается провозгласить призыв на молитву, ему следует встать на возвышенность, лучше всего, если это будет минарет. При отсутствии минарета можно произносить с крыши мечети. Сейчас на крышах мечетей устанавливают громкоговорители, и муэдзины могут прочитать азан в мечети, стоя. Если же громкоговоритель неисправен или отключили электричество, муэдзин должен следовать тем правилам, которые указаны ранее;
- азан и икамат следует провозглашать одному и тому же человеку;
- желательно, чтобы у муадзина был красивый и громкий голос;
- икамат в отличие от азана произносится негромко, на возвышенность подниматься не нужно. Это следует сделать только тогда, когда есть вероятность, что не все смогут услышать икамат;
- между азаном и икаматом нужно протянуть время, чтобы верующие могли завершить суннат-намазы и собраться на намаз.
Слова азана
Форма призыва должна быть такова с переводом на русский язык:
|
|
Существует еще одно установления относительно азана: при произнесении призыва к утренней молитве следует добавлять после произнесения «Хаййа‘аляль-фалях!» слова “Асъ-съаляту хъайрун мина-н-наум” дважды. Об этом говорится в хадисе, который привел Абу-Дауд, в котором рассказывается о том, что Посланник Аллаха ﷺ предписывал говорить эти слова.
Прослушать азан
Послушайте азан в mp3 формате, приведены разные муадзины, вы также можете скачать азан нажав на кнопку скачивания напротив аудио-дорожки .
Мишари Рашид:
Азан из Мекки:
Утренний азан с добавлением дополнительной фразы:
Как ведет и что говорит слушающий азан
Тем, кто слышит призыв, также предписываются определенные действия, которые он должен совершить: он должен вслед за муаззином повторять все слова, кроме слов “Хаййа‘аля-съ-съалях! Хаййа‘ аляль-фалях!”: вместо этих слов он должен говорить: “Ля хауля уа ля къууата илля биЛлах” (перевод с арабского «Нет мощи и нет силы кроме как у Аллаха»).
По завершении призыва необходимо произнесение слова “Ашхаду ан ля илаха илля Ллаху уахдаху ля шарика ляху, уа анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху, радыйту би-Ллахи раббан, уа би-Мухаммадин расулян, уа билль-ислями динан”.
Также по завершению азана следует просить благословения для Пророка Мухаммада, сказав после этого слова “Аллахумма рабба хазихи д-да‘ати т-таммати, уасъ-съалятиль-къаимати, ати Мухаммадан аль-уасилята уаль-фадылята, уа б‘асьху макъаман махьмудан аллязьи уа‘адтаху”.
Между азаном и икаматом следует совершать дуа, поскольку та мольба, которая будет произнесена между ними, отвергнутой не будет – об этом свидетельствовал сам Пророк Мухаммад ﷺ.
После совершения призыва запрещается произносить слова приветствия и благословения Пророка Мухаммада ﷺ громкими голосом. Не следует также после того, как тот, кто говорит икамат, проговорит “Къад къамати съ-съаляту”, произносить слова “Акъамаха Ллаху уа адамаха”.
Слова икамата
Форма икамата по ханафитскому мазхабу: «Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза). Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза). Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза). Хайя ‘аля ссоля (два раза). Хайя ‘аляль-фаляях (два раза). Кад каматис-саляту кад каматис-саля. Аллааху акбарул-лааху акбар. Ля иляха илляллах.
Прослушайте икамат представителя Стамбульского Муфтията Эрхана, по ханафитскому мазхабу:
Слова икамата по шафиитскому мазхабу: Аллаху акбарул-лаху акбар. Ашхаду алля иляха илляллах. Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах. Хайя ‘аля ссаляя. Хайя ‘аляль-фаляях. Кад каматис-саляяту кад каматис-саля. Аллаху акбарул-лаху акбар. Ля иляха илляллах».
Прослушайте икамат в чтении Мухаммада аль Лухайдина по шафиитскому мазхабу:
Перевод на русский язык: «Аллах Велик, Аллах Велик. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха. Спешите на молитву, спешите к спасению. Становитесь уже на молитву, становитесь уже на молитву. Аллах Велик, Аллах Велик. Нет бога, кроме Аллаха».
Некоторые аспекты
Икамат и азан – важные сунны, поскольку в первые столетия существования Ислама в мире мусульмане соблюдали их очень строго, в шариате и мусульманском мире существует несколько постановлений относительно них. Рассмотрим ряд вопрос связанных с данной темой.
При объединении двух молитв, как читаются азан и икамат?
Если объединяют две молитвы, это может быть зухр (обеденная) или аль-аср (послеобеденная), то можно произнести азан только один раз, а икамат произнести потом каждый раз отдельно для каждой молитвы. Икамат можно не повторять, если он уже был произнесен, а с началом молитвы возникла задержка.
Ошибки при произнесении слов азана
Муаззин должен следить за тем, чтобы не допускать в произношении слов призыва ошибок. Среди таких ошибок может быть вопросительная интонация, которая слышится, если в начале слова добавляют букву “хамза” - “ААллаху ААкбар?”. Ошибкой также будет протягивание звука «а» в слове «акбар» после буквы «б» - “Аллаху Акбаар”. Еще одна распространенная ошибка – когда добавляют в значении «и» буквы “уау” - “Аллаху уа Акбар”.
Если молящийся читает дополнительную молитву и услышал икамат
Еще одно постановление касается дополнительной молитвы: ее не разрешается начинать, если уже дан икамат к началу обязательной коллективной молитвы. Если же дан был икамат уже после того, как человек начал дополнительную молитву, то он может довести эту молитву до конца, если до конца осталось немного.
Если же, чтобы завершить дополнительную молитву требуется еще много времени, то молитву следует прервать без таслима, и потом присоединиться к имаму для совершения обязательной коллективной молитвы.
Если собираешься уходить из мечети и застал азан или икамат
Бывают ситуации, когда кто-то находится в мечети и там его застал азан или икамат. В таком случае следует не выходить из мечети, если нет на то действительно уважительной причины. Об этом свидетельствовал Абу Хурейра, когда рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ повелел не выходить из мечети, если его там застал призыв к молитве, пока молитва не будет совершена.
Как совершается азан на другие необязательные молитвы, но читаемые джамаатом?
Только призывы на пятикратные ежедневные намазы требуют совершения азана – для всех остальных намазов призывают по-другому. Для примера, на намазы праздничные или по случаю затмения, которые совершаются обычно коллективно, совершают призыв «ас-Салату джамиа».
Как читать икамат если группа мусульман находится в путешествии и они совмещают молитвы в мечети, прочитав обязательную молитву со всеми прихожанами мечети, как им прочитать вторую молитву?
Если группа совершила в мечети коллективный намаз и молящиеся по окончании молитвы покидают мечеть, а в это время другая группа путников собираются сказать призыв на следующий намаз, то в этом случае призыв нужно сказать не слишком громко, чтобы покидающая мечеть группа не подумала, что это уже звучит призыв к следующему намазу и не стала возвращаться в мечеть.
Как читается азан и икамат для нескольких пропущенных обязательных молитв?
И для своевременных намазов совершают призыв, и для возмещаемых, но если возмещаемых намазов больше, чем один, то для первого возмещаемого намаза произносят азан и икамат, а для всех остальных читают только икамат. Это же касается тех ситуаций, когда человек совершает первым намаз возмещаемый, а после совершает намаз своевременный.
Можно ли женщине прочитать азан и икамат?
Чтение азана для женского коллективного намаза нежелательно, но желательно чтение икамата, который одна из мусульманок должна сказать негромко.
Если ошибся в чтении азана или икамата
Если читающий азан или икамат нарушил общепринятый порядок чтения, то необходимо продолжать с того места, до которого порядок соблюдался. Если даже всего одно слово будет пропущено, то к этому слову нужно вернуться, его прочитать, а дальше продолжить чтение с этого слова.
Джазакаллаху хайран за ваш труд Баракаллаху фика!
Можно ли повторять слова за человеком произносящим икамат ? Если да - Что говорить при « код комати солях»?
Джазакаллаху хайран ! Баракаллаху фика!
Уважаемый брат, подскажите еще , пожалуйста, какие слова мы может произнести в ответ на слова муадзина « Намаз лучше сна» . И довод, пожалуйста.
Джазакаллаху хайран ! Баракаллаху фика!
Уважаемый брат, подскажите , пожалуйста. Каково положение поворота головы при произнесении икамата? При словах « Спешите к намазу» и «Спешите к успеху»
Джазакаллаху хайран за ваш труд !
Баракаллаху фика!
Надо ли читать икамат перед совершением Витр-намаза и Када намазов?
Заранее спасибо! БаракаЛлаху фикум
Мне кажется у вас ошибка в транскрипции
ашхаду алля илаха илля Ллах,
ашхаду алля илаха илля Ллах,
по правилу Лявсатуллах если в слове Аллах перед Лям приходит кясра то читается мягко через я, иллях а не иллах.
и в вашем приветствии тоже есть ошибка, у Арабов же нет буквы "Е", а вы пишите - Ва алейкум, вместо ва аляйкум
Если азан был в свое время, и слышащий его не совершил ту молитву, для которой был дан азан, то он желательно повторять слова азана и прочитать мольбу после него.
Если же азан записан, и не является азаном для времени определенной молитвы, то слышащий не отвечает на него, потому что это не настоящий азан... скорее это запись азана для другой молитвы.
Аллаху а’лям!
По одному мнению ученых, азан считается коллективным обязательством (فرض كفاية), а поэтому, если один из вас выполнит это обязательство, то оно снимается с остальных.
Передают со слов Малика ибн аль-Хувейриса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Когда настанет время намаза, пусть один из вас призовет на намаз». Хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Что касается вторичного объявления азана в молельной комнате для тех, кто не слыша первый азан, то некоторые ученые разрешили это, а другие посчитали нежелательным (مكروه).
Аллаху а’лям!
Уа анта фаджазакаЛлаху хайран уа фика баракаЛлаху!
Большинство ученых считают желательным повторять слова икамата за объявляющим их, также как повторяют слова муэдзина.
Когда муэдзин читает слова «кад каматис-Саляту», люди повторяют за ним те же слова. Что касается слов «АкамахаЛлаху уа адамаха» (أقامها الله وأدامها), то не следует говорить их, так как хадис на эту тему имеет слабую цепочку передатчиков. Однако нельзя порицать тех, кто произносит эти слова, так как многие ученые разрешают произносить их, руководствуясь хадисом и правилом использования слабых хадисов в разделе достойных дел.
Аллаху а’лям!
Уа анта фаджазакаЛлаху хайран уа фика баракаЛлаху!
Когда муэдзин произносит слова «ас-соляяту хайрум-минан-наум», слушающие повторяют эти слова, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы услышите (призыв) муэдзина, повторяйте за ним то, что он говорит». Этот хадис передали Ахмад 2/168, Муслим 384, Абу Дауд 523, ат-Тирмизи 3614, ан-Насаи 2/25.
Что касается произнесения слов: «садакта ва барирта», то некоторые маликитские ученые считают это желательным. Однако их доводом является слабый, недостоверный хадис, а мусульманам велено следовать только достоверным доказательствам.
Аллаху а’лям!
Уа анта фаджазакаЛлаху хайран уа фика баракаЛлаху!
Желательно поворачивать голову во время объявления икмата направо и налево, произнося слова «хаййа…», когда присутствует большой коллектив молящихся в простоном месте. И не является желательным поворачивать голову в узком месте или для небольшого коллектива молящихся.
Аллаху а’лям!
Уа анта фаджазакаЛлаху хайран уа фика баракаЛлаху!
Перед совершением витр-намаза не читается азан и икамат.
Что касается возмещения обязательного намаза, то предпочтительно читать азан и икамат перед возмещением. Если же будет объявлен один азан для нескольких пропущенных намазов, то это разрешается.
Аллаху а’лям!
Уа фика баракаЛлаху!
Транскрипция не передает точных звуков, а поэтому написание тех или иных букв для определенного звука, является условным. Произносите имя Аллаха так, чтобы оно было узнаваемым в вашей среде.
Аллаху а’лям!
ашхаду алла иллалах илла Ллах
будет так же верно, как и
ашхаду алля иляха илля Ллах?
Ученые ханафитского мазхаба считают азан сунной муаккада (крепкая сунна), а от некоторых из них передается мнение, что азан является коллективным обязательством. Но так как в вашем селении читают азан в мечети, то с вас снимается это обязательство, если учитывать мнение тех, кто считает азан коллективным обязательством.
Аллаху а’лям!
Следование одному мазхабу является облегчением для начинающих требовать шариатские знания и простолюдин, а поэтому разрешается подражать одному из четырех мазхабов тому, кто неспособен изучать шариатские законоположения. Однако мазхаб простолюдина это мазхаб его муфтия, а поэтому вы можете обращаться к ученому, который отличается высокой степенью шариатского знания из другого мазхаба.
Аллаху а’лям!
Ученые сошлись во мнении, что азан является одним из внешних обрядов ислама. Но разошлись относительно его законоположения (хукм). Некоторые ученые считают азан сунной муаккада (крепкая сунна, близкая к ваджибу), а поэтому оставляющий такую сунну впадает в грех, но его грех легче, чем грех оставляющего ваджиб.
Другие ученые считают, что азан является коллективным обязательством (фард кифая), которое снимается с общей массы мусульман, если его выполняет достаточное количество мусульман. Это мнение принадлежит ханбалитской школе. Оно подкрепляется хадисом, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказывает исполнять азан.
Передают со слов Малика ибн аль-Хувейриса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Когда настанет время намаза, пусть один из вас призовет на намаз». Хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Однако если в вашем селении или квартале читают азан в мечети, то не порицается оставить азан отдельно молящемуся.
Аллаху а’лям!