Намаз путника

  1. Какие намазы сокращаются?
  2. Какие намазы совмещаются и переносятся друг к другу?
  3. Расстояние для сокращения
  4. С какого места можно начать сокращать намаз?
  5. Цели путешествия
  6. Сколько времени можно сокращать намаз находясь в определенном месте?
  7. Намаз мусульман, чьи профессии связаны с путешествием
  8. Молитва на корабле, на машине или самолете
  9. Как совершить намаз за имамом мусафиром не путнику и наоборот?

Многие верующие мусульмане задают вопрос о том, как совершать намаз путника по Сунне, сокращая и совмещая молитву в пути, а также кого можно считать путешественником или мусафиром. В течение какого количества дней намазы можно сокращать, а также как совершать молитвы по Сунне, находясь в самолете, на корабле или в поезде. Профессии мусульман разнообразны, и они предполагают и поездки в командировки, и вахтовый метод работы. При таком образе жизни могут возникать проблемы с совершением намаза. Не следует переставать делать обязательные намазы, нужно только разобраться в вопросе правильного совершения намаза по Сунне.

В суре Ан-Ниса сказано, что не будет греха на том, кто, странствуя по земле, укоротит некоторые из молитв: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (сура Ан-Ниса (Женщины), 101-й аят).

Чтобы облегчить положение путника, который и во время путешествия старается совершить намазы, следуя Сунне, Аллах приветствовал и дозволил два варианта облегчения. Это разрешение на сокращение намазов до двух ракаатов и возможность совмещения намазов во время их совершения, то есть объединение между двумя молитвами. Более подробную информацию о намазе путника по Сунне по шафиитскому мазхабу можно узнать в видео лекции выше.

Какие намазы сокращаются?

Намаз путника по Сунне может быть сокращен только если речь идет о фард-намазах, которые состоят из четырех ракаатов – Зухр (обеденный), Аср (послеобеденный) и Иша (ночной). Такие намазы следует сокращать до двух ракаатов. Полностью читают обязательно Витр, Магриб и Фаджр.

намаз путника по сунне таблицаКак передал ибн Аббас, Пророк Мухаммад ﷺ приветствовал совершение молитвы, если мусульманин дома, из четырех ракаатов, а если в пути, то из двух ракаатов. Если же мусульманин находится в состоянии страха, то следует молиться в один ракаат. Анас приводил случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он путешествовал в Мекку из Медины, и тогда Посланник Аллаха ﷺ совершал намазы по два ракаата до того времени, пока не вернулся в Медину. Этот случай приводится в хадисах, переданных Муслимом и Бухари.

По словам имама Абу Ханифы, сокращать намазы путника по Сунне следует обязательно, но имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад говорили, что намаз путника можно сокращать, но все же лучше, если молитва будет совершаться без сокращения. Имам Абу Ханифа в качестве довода приводит случай, когда задали вопрос Умару ибн аль-Хаттабу по поводу того аята, в котором говорится, что греха в том, чтобы сократить намаз, не будет, если у мусульманина есть опасения со стороны неверующих, и уточнил, находятся ли сейчас они в безопасности. Умар ибн уль-Хаттаб ответил ему, что такой же вопрос задавал Пророку Мухаммаду ﷺ, и Пророк Аллаха ﷺ ответил ему, указывая на то, как Аллах благословил мусульман: «Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)».

При сокращении намазов следует соблюдать несколько условий по Сунне:

  • Сокращению подвергаются только четырехракаатные Зухр, Аср, и Иша.
  • Полностью совершается обязательно утренний Фаджр и вечерний Магриб.
  • Eсли даже в пути не возникает трудностей при совершении намазов, путник все равно может воспользоваться правом на сокращение намазов.
  • Действительными сокращения будут только в том случае, если человек, совершающий путешествие, покинул пределы своего города или населенного пункта, а если он только намеревается уехать, но еще находится в пределах города, нельзя сокращать молитвы, поскольку путником он пока не является.

Совмещение намазов и перенос времени одного к другому

Многих верующих мусульман интересует вопрос, разрешено ли Сунной в пути мусафиру совмещать молитвы. Как следует делать намаз путника по Сунне, можно ли объединять молитвы – в этом вопросе среди ученых нет единого мнения. Часть ученых считает, что путник может объединить Аср и Зухр, Иша и Магриб. Они также считают, что можно передвигать к Аср намазу Зухр и наоборот, а также Магриб к Иша, но следует обязательно последовательность намазов соблюдать. В доказательство своей точки зрения они приводят хадис, в котором ибн Аббас говорит, что Пророк Мухаммад ﷺ, когда находился в пути, всегда объединял с послеполуденной полуденную и с вечерней молитвой закатную. Этот хадис был передан Муслимом и Бухари.

Среди ученых ханафитов распространено мнение, что объединять нельзя, но можно отложить намаз на конец времени, отведенного для него, а второй можно совершать в самом начале отведенного для него времени. В доказательство своего мнения они также приводят хадисы, один из хадисов гласит, что Пророк Мухаммад ﷺ, когда был в пути, объединял два намаза: «объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени».

Объединение может быть двух типов. При одном типе второй намаз переносят на время первого и объединяют их, а при другом типе первый намаз переносят на время второго и объединяют их. В хадисе сказано, что Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, когда шел в поход на Табук, если выдвигался до того момента, как солнце поднимается к зениту, откладывал намаз обеденный, а потом объединял его с послеобеденным совершая их вместе один за другим. Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь после того, как солнце отклонялось от зенита, то он сначала совершал обеденный (зухр) вместе с послеобеденным (аср), а только затем выдвигался в путь. Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь до того, как зайдет солнце, то он вечерний откладывал, а затем совершал их вместе с ночным.

Дозволяется объединить обеденный зухр с послеобеденным и вечерний с ночным, но не дозволяется объединять утренний намаз с теми, которые совершаются до него или после него, также послеобеденный (Аср) нельзя объединять с вечерним (Магрибом). Важно придерживаться ряда условий Сунны для объединения: следует соблюдать очередность обязательных молитв, а намерение объединить намазы должно появиться у мусульманина до того, как будет закончен первый намаз.

Еще одно важное условие по Сунне заключается в том, что молитвы следует совершать друг за другом, то есть приступая ко второму сразу же, как только закончится первый. Разделять их зикром или другим желательным намазом нельзя. Объединение не будет действительным, если путник достигнет своего города до того, как начнет совершать второй намаз.

Расстояние пути для сокращения намаза

намаз путникаНамаз путника по Сунне сокращать разрешается тогда, когда его путь составляет больше, чем восемьдесят один километр, в этом случае расстояние уже будет считаться сафаром, а путник, который это расстояние преодолел, будет считаться мусафиром. Если же путь, который преодолел путник, будет составлять меньше, чем восемьдесят один километр, то молитвы сокращать нельзя.

В каком же случае путник, который задается вопросом, разрешено ли ему сокращать намазы по Сунне, может считаться мусафиром? Мусафиром будет считаться тот человек, который отправился в путь или по делам, покинул свой дом, и его путь до конечной точки следования составит расстояние, превышающее восемьдесят один километр. Если же путник отправился в город, который находится от его дома на расстоянии в пятьдесят километров, то считаться будет только расстояние в один конец, а не расстояние туда и обратно, и в этом случае путник не будет считаться мусафиром по Сунне.

С какого места считать начало сокращения молитв?

Намаз путника по Сунне можно сокращать с того момента, как он покинул свой населенный пункт. Ученые в большинстве поддерживают мнение, что границей населенного пункта, который покидает путник, можно считать соответствующий указатель. Но есть и те ученые, которые считают, что конец населенного пункта следует считать от того места, где заканчивается последнее строение этого населенного пункта.

Цели путешествия

Целью сафара (путешествия) не должны быть греховные деяния. Если же верующий отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать молитву. Например, если мусульманин выезжает в путь для торговли запретным, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя, так как сокращение намаза в Исламе является облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Сколько можно делать намаз путника остановившись в определенном месте?

Еще один вопрос, который беспокоит мусульман, это в течение какого количества дней пути намазы путника по Сунне можно сокращать? В этом вопросе ученые, представляющие все мазхабы, согласны в своем мнении: путник сокращает молитвы, если не знает, какое количество дней его путь продлится. Если количество дней, проведенных в путешествии мусафиром, когда он задерживается в определенном населенном пункте, не превышает пятнадцати, то он может совершать намаз мусафира, но если же его пребывание длится дольше, чем пятнадцать дней, то ему следует полностью выполнять намазы по Сунне, - такого мнения придерживаются ученые ханафиты. Шафииты придерживаются в этом вопросе иного мнения: сокращать намазы следует, если поездка длится четыре дня, и в это число не входят дни, проведенные в дороге. Если же поездка превышает этот срок, то сокращать молитвы по Сунне нельзя.

Намаз мусульман, чьи профессии связаны с путешествиями

Некоторые мусульмане имеют такие профессии, при которых необходимо постоянное нахождение в пути – летчики или машинисты, водители или проводники. Такие люди могут сокращать молитвы, но им стоит посоветоваться по этому вопросу с имамами в своей мечети, которые должны благословить их на это. Есть ученые, которые придерживаются мнения что мусульмане представители таких профессий не должны сокращать молитвы.

Молитва на корабле, в машине или самолете

комната для намаза путниковНамаз путника может быть совершен во время нахождения на корабле, в самолете или в поезде. Когда Пророку Аллаха Мухаммаду ﷺ задали вопрос о том, как совершать молитву, если путник находится на корабле, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что на корабле следует молиться стоя «если не боитесь утонуть». Это сказано в хадисе, достоверность которого подтверждается аль-Хакимом и аз-Захаби. Если же вы путешествуете на собственной машине, то следует сделать остановку, чтобы молитву прочитать по всем правилам, выполнив все необходимые действия. Если же транспорт остановить не получится, например, находясь в автобусе или самолете, то следует делать намаз стоя, если такая возможность есть, или сидя, повернувшись в сторону Каабы. 

Предписания Аллаха относительно того, как молиться в такой ситуации, учитывают, что человек может попасть в затруднительное положение во время путешествия, и в предписаниях Всевышнего Аллаха нет ничего такого, что может привести к затруднению или даже к изнурению человека – Аллах благословляет и облегчает для путника положения религии, и всегда предписания Всевышнего Аллаха относительно совершения молитвы являются переносимыми и приемлемыми.

Как совершать намаз за мусафиром не путнику и наоборот

Еще одно условие по Сунне: путник не должен при совершении молитвы в том городе или месте, в которое он направился, следовать за местным имамом или местным жителем в его качестве, который совершает молитву по полной форме.

Если же путник следует ему, то и совершать молитву он должен в полной форме, сокращение не дозволено.

По-другому рассматривается ситуация, когда путник сам выступать в качестве имама в городе, в который он прибыл, для местного жителя – в этом случае путник может совершить сокращение, а молящиеся за ним люди не находящиеся в пути, должны после таслима имама (салям в правую сторону символизирующий окончание намаза) встать и продолжить молитву завершив ее еще 2-мя ракаатами, таким образом завершив молитву Зухр, Аср и Иша полностью. Молитва Фаджр и Магриб читаются также как обычно.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Задать вопрос

Обсуждение
Ас Саляму Алейкум Уа РахматуЛлахи Уа БаракятуХ! Считаюсь ли я путником если я остановился в отеле на срок до 15 дней?(по мазхабу Ханафи)
Николай Волков , 3 июня в 12:59, №47504
Ассаляму алейкум вә раһмәтуЛлаһи вә бәракәтуһ!
Можно уточнить, что подразумевается под объединением молитв? Меня учили, что это, например, когда откладываешь зухр и читаешь его вместе с асром, когда заходит аср. Разве это не считается просрачиванием молитвы?
Алина Залялова , 1 июля в 19:58, №49277
Ассалям уагалейкум,
Когда я в длинной поездке то иногда один намаз делать забываю или не успеваю, и я его сразу восполняю, у меня такой вопрос:Могу ли я сделать воспалительный намаз укрощено или полностью то-есть 4 ракята?
mceloev , 13 июля в 05:18, №49863
Салям алейкум, во время намаза фаджр зашёл в комнату для молитв,где стояли в намазе два брата и присоединился к ним на втором ракаате , в конце оказалась ,что они были путниками и читали Магриб намаз, после того как имам дал Салям ,я продолжил намаз выполнив ещё два ракаате и дал Салям , в данном случаи мой намаз фаджр считается выполненным или мне придется его прочитать заново?
Аскет Кавказ , 23 июля в 23:07, №50868
Ассаляму Аллейкум уа рахматуллахи уа баракатух, а считается ли путешествующий намаз, если к примеру читаешь намаз в ресторане?
Добрая душа , 2 августа в 08:45, №51462
Если я следую ханафитскому мазхабу, могу ли я не сокращать молитвы если являюсь путником, так как имею все удобства совершать намаз полностью. Но как там написано по ханафитскому мазхабу нельзя путнику совершать полный намаз, так можно мне или нет???? Просто зачем сокращать если могу полный намаз совершить . Заранее спасибо
Muhammad Muslim , 10 сентября в 19:15, №53893
Ассаляму Алейкум, у меня ещё один вопрос. Я являюсь путником, мы совершили омовение и пошли совершать намаз, но так как земля была покрыта какими то опилками и срезанной травой мы совершилил намаз в машине, хотя Мишина повернута(возможно) не в сторону киблы, имея возможность совершить стоя намаз(на земле были опилки и срезанная трава, земли не было видно) и совершив ее в машине не понятно в каком направлении, принялся ли намаз??? Ещё один вопрос: совершая намаз сидя в машине, я в суджуде руки не ставил на колени а складывал возле живота и наклонялся, также в ташаххуде, принят ли мой намаз??? Не знаю, очень беспокоит. ПОМОГИТЕ !!!!!!!
Muhammad Muslim , 11 сентября в 19:09, №54002
Ассаляму Алейкум, я совершал Магриб намаз в коллективе намереваясь его совершить и не думал что мы будем совмещать этот намаз с иша(думал может быть после намаза имам с которым я совершал намаз может захотеть совместить намаз)и совершил намаз, потом имам сказал как я и думал совместить намаз, но у меня особо четкого намерения не было перед намазом . Принят ли второй мой намаз иша?? И вообще обязательно ли намерение, или можно совершить первый намаз потом
Muhammad Muslim , 12 сентября в 22:07, №54108
Ассаляму Алейкум, по ханафитскому мазхабу нельзя совмещать намаз, а я ханафит, и проблема в том что не совмещая намаз есть вероятность пропустить его. Что делать? Имею ли я право взять мнение из другого мазхаба где разрешается совмещать намаз в пути? Так как в ханафитском мазхабе можно совмещать только когда ты едешь совершать хадж. Помогите
серйозный 22 , 14 сентября в 13:03, №54293
Ассаляму Алейкум! Считаюсь ли я мусафиром если вышел в путь на 3 дня включая день прибытия и отбытия, если там куда я лечу есть квартира которую снимает сестра?
Nurdaulet Adish , 11 ноября в 23:15, №57116
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Вам лучше посмотреть уроки в нашей школе по предмету "харафитский фикх" или задать вопрос учителю по ханафитскому фикху
Консультант по учебной части , 3 июня в 19:29, №47518
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Верно, под объединением молитв подразумевается совершение молитвы зухр вместе с асром (либо во время зухра, либо во время асра), а также совершение молитвы магриб вместе с иша (либо во время молитвы магриб, либо во время иша)
Такое действие является дозволенным, если у него есть шариатское обоснование: например, путешествие или болезнь
Консультант по учебной части , 1 июля в 21:57, №49279
Уа алейкум ассалям!
Даже если мусульманин сильно занят, то он все равно должен совершить намаз, оставив все дела. Молитва важнее работы\учебы и любых других дел. Если же Вы забыли совершить намаз, то восполнять его стоит полностью, не сокращенно
Консультант по учебной части , 13 июля в 11:36, №49867
Уа алейкум ассалям!
Во время фаджр намаза выполняется только фаджр. Магриб намаз путник может совершить во время магриб или иша намазов.
Ин ша Аллах, Ваша молитва действительна
Консультант по учебной части , 24 июля в 01:19, №50874
Иша намаз имел ввиду , джазак Аллаху хайрон
Аскет Кавказ , 24 июля в 07:18, №50896
Так если я во время того,как они делали Магриб ,сделал намерение на иша мой намаз засчитывается?
Аскет Кавказ , 24 июля в 07:54, №50907
Засчитывается, ин ша Аллах
Консультант по учебной части , 24 июля в 12:24, №50921
БаракаЛлаху фика
Аскет Кавказ , 24 июля в 20:12, №50935
Уа фика баракаЛлах
Консультант по учебной части , 24 июля в 21:32, №50958
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Для совершения намаза путника необходимы определенные условия. Если человек находится в своем населенном пункте, то он должен выполнять полноценный намаз, даже если находится в ресторане
Консультант по учебной части , 2 августа в 09:56, №51470
Ассаляму алейкум, а можно ли прочитать Витр сразу после совершении Иша во время Магриб намаза? Или витр нужно читать исключительно ночью?
Saltanat , 22 августа в 18:27, №52707
Уа алейкум ассалям!
Витр намаз совершается в период времени между иша и фаджр- намазами. Аллаху А`лям!
Консультант по учебной части , 22 августа в 20:39, №52717
Сокращать намаз следует с намерением следовать примеру посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, а не только по причине трудностей в пути. С таким намерением Вы можете получить за сокращенный намаз большую награду от Аллаха, чем за полный намаз.
Аллаху А`лям!
Консультант по учебной части , 10 сентября в 22:03, №53931
Уа алейкум ассалям!
Одна из составляющих обязательного намаза - это стояние, если на то есть возможность. Вам следовало либо постелить что-то на землю, либо молиться прямо на опилки. В Вашем случае намаз следует переделать.
Консультант по учебной части , 11 сентября в 19:45, №54009
А будет ли на мне грех?даже если переделаю намаз(время намаз вышло)? И как возместить эти два намаза которые я совместил зухр с аср?? Тоже также сокращённо по два ракаата ??(я ещё путником являюсь)
dark lord , 11 сентября в 19:58, №54012
Просто совершите их еще раз. Если Вы все еще путник, то совершите их сокращенно
Консультант по учебной части , 11 сентября в 20:01, №54013
БаракаЛлаху фика
dark lord , 11 сентября в 20:14, №54014
Уа фика баракаЛлах!
Консультант по учебной части , 11 сентября в 20:34, №54016
Уа алейкум ассалям!
В таком случае можете следовать другому мазхабу
Консультант по учебной части , 14 сентября в 20:41, №54317
Уа алейкум ассалям!
Если Вы совершили намаз без четкого намерения на совершение иша-намаза, то его нужно переделать
Консультант по учебной части , 14 сентября в 20:41, №54318
БаракаЛлаху фика.
серйозный 22 , 14 сентября в 23:10, №54358
Уа фика баракаЛлах!
Хотелось бы также напомнить, что для совмещения намаза есть определенные условия. Ни в одном мазхабе нельзя регулярно совмещать намазы без веской причины. Подробнее данный вопрос Вы можете изучить на наших уроках по фикху в разделе "школа"
Консультант по учебной части , 14 сентября в 23:38, №54360
Уа алейкум ассалям!
Если этот город не является местом Вашего жительства, то Вы считаетесь мусафиром, ин ша Аллах. Подробнее о молитве путника Вы можете узнать на наших уроках в разделе "школа"
Консультант по учебной части , 25 ноября в 17:22, №57416