Могила Пророка Мухаммеда
Пророк Мухаммед (Muhammad) ﷺ был из арабского рода бану Хашим, проповедником единобожия, родившимся в Мекке и жившим в Аравии, он почитается во всем исламском мире как центральная фигура Ислама и его основатель. Мухаммеду ﷺ был ниспослан Аллахом Коран, Cвященное писание. Он ﷺ, был родом из Мекки, является основателем мусульманской уммы, ставшей во время его правления основой крупного и сильного государства в Аравии, располагавшегося на Аравийском полуострове.
Могила Пророка Мухаммеда ﷺ расположена в его мечети, и этот факт часто в мусульманском мире применяют для того, чтобы доказать дозволенность строить мавзолеи. Но во времена, когда жил и умер Пророк Мухаммед ﷺ, и когда жили его сподвижники, захоронение не располагалась в мечети: сподвижники похоронили Мухаммеда ﷺ в небольшой комнате рядом с мечетью, которая была отделена от мечети стеной и дверью. При жизни Пророк Мухаммед ﷺ заходил в мечеть через эту самую дверь. Похоронен он был в комнате Аишы. Сам Мухаммед ﷺ, судя по переданному со слов Аиши, говорил: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения». Жена Пророка Мухаммеда ﷺ Аиша поясняла, что боится, что место его захоронения превратят в место поклонения.
Но предотвратить этого не удалось сподвижникам, в 88 году по хиджре халиф аль-Валид ибн Абдульмалик постановил, чтобы комнаты жен Пророка Мухаммеда ﷺ соединили с мечетью его, и комната Аиши, могила Мухаммеда ﷺ стали частью мечети. Почти никого из сподвижников Мухаммеда ﷺ уже не было в тот год в Медине. Против этого выступали табиины, и сам Са‘ид ибн Мусейб, ученый, выступал против присоединения комнаты Аиши к мечети. Все родственники Мухаммеда ﷺ и его сподвижники были похоронены на кладбище аль-Баки, Джаннат аль-Баки, и кладбище это расположено от мечети Пророка ﷺ на юго-восток.
Можно ли посетить могилу пророка Мухаммада для зиярата?
Перед мусульманином не должна стоять цель посетить могилу Посланника Аллаха ﷺ – можно лишь собираться в путь с целью посетить мечеть в Медине. По словам шейха ибн Усаймина, не дозволено совершать путешествие, чтобы посещать какие-либо могилы, поскольку сам Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Не оседлывайте свое верховое животное, кроме как с целью посещения трёх мечетей: Заповедной Мечети аль-Масджид aль-Харам, мечети Посланника и Отдалённейшей мечети аль-Масджид aль-Акса». Для женщин посещение также не является сунной.
Не является чем-то, что установлено шариатом, посещение место захоронения Посланника Аллаха ﷺ часто, поскольку благословения верующих дойдут до него, где бы в этот момент верующие не находились.
Что нужно делать при посещении мечети Пророка
Во время посещения мечети в Медине, верующий мусульманин должен входить в нее с правой ноги, читая салават, совершить дуа Аллаху. Не садясь на место, следует совершить два ракаата приветственной молитвы «Тахийат аль масджид».
Молитву нельзя совершать, повернувшись в сторону могилы Мухаммеда ﷺ. После этого мусульманин должен отправиться в сторону места упокоения Пророка Мухаммеда ﷺ и попросить благословение ему. Имам Малик и Ахмад считали, что следует приветствовать Пророка Мухаммеда ﷺ, повернувшись к могиле, и также считал имам Шафии, но Абу Ханифа посчитал, что следует делать приветствие, повернувшись к Кибле.
Можно ли обходить могилу Пророка
По словам Вахба Зухайли аль-Ханафи, этого делать нельзя, также нежелательно тереть рукой и целовать гробницу. Нельзя повышать голос, когда мусульманин находится рядом с местом погребения Посланника Аллаха ﷺ – после смерти ему следует оказывать такое же уважение, какое оказывали при жизни его сподвижники.
Где желательно читать намаз в Масджид ан Набави
Мусульманин должен стремиться к тому, чтобы совершить молитву в мечети Мухаммеда ﷺ в Медине коллективно, стоя в переднем ряду. Есть место, которое расположено в мечети Медины между могилой Пророка ﷺ и минбаром, и оно, как передается Абу Хурайрой и Али ибн Абу Талибом, является садом из райских садов.
Как говорил имам Биргиви, ученые придерживались единодушного мнения, что нельзя уподобляться идолопоклонникам, посещая могилу для того, чтобы:
- совершить рядом намаз;
- до гробницы не следует дотрагиваться руками или другими частями тела;
- вокруг нее нельзя собирать песок, а также обращаться к умершему с молитвами и просьбами о пропитании, о прощении, о даровании детей или о помощи с долгами.
Веря в то, что камни или ограда, окружающие место упокоения, могут принести пользу, мусульманин совершает ширк.
Не следует мусульманину обожествлять неодушевленные предметы. Не следует также приносить у гробницы Пророка Мухаммеда ﷺ жертвоприношения, ведь сам Посланник Аллаха говорил: «Нет жертвоприношения около могилы в исламе».
Недостоверные хадисы о посещении могилы Пророка Мухаммеда ﷺ
Некоторые предания, которые призывают к посещению могилы Пророка Мухаммеда ﷺ имеют либо слабые цепочки передатчиков, либо сфабрикованы.
- В хадисе, где сказано, что заступничество Пророка ﷺ предписано тем, кто посетит его могилу, цепочка передатчиков слабая, поскольку неизвестны двое из них - аль-Умари и ибн Хилал, как утверждал Абу Хатим, который указывал, что не следует полагаться на предания этих передатчиков, а по мнению ибн Хузаймы, это предание является слабым. По мнению Мухаммада ибн Абдульхади аль-Ханбали, это предание неприемлемо, поскольку есть серьезные дефекты в цепочке передатчиков.
- Еще один хадис, в котором говорится, что тот, кто совершает паломничество Ислама и посещает могилу Пророка ﷺ после его смерти, «подобен тому, кто посетил меня при жизни», по мнению большинства знатоков хадиса является сфабрикованным.
- Приводится также хадис, в котором говорится, что тот, кто в один год посетил могилу Пророка ﷺ и его отца Ибрахима, войдет в Рай. Ибн Теймийя говорил, что это вымышленное предание, а имам Навави сказал, что нет основы у этого предания и оно лживо.
- Приводится в этой связи еще один хадис, в котором говорится, что Посланник ﷺ сказал, будто станет заступником в Судный день того, кто пришел «пришел посетить меня, не имея для этого другой причины», но в этом предании о могиле Пророка Мухаммеда ﷺ не упоминается, а говорится о посещении Посланника Аллаха ﷺ после его смерти, но и у этого хадиса очень слабая цепочка передатчиков.
- Лживым также названо предание, в котором есть слова о том, что тех, кто посетит могилу Пророка ﷺ при совершении хаджа, Всевышний не будет спрашивать «о том, что Он предписал».
- Шестой хадис, на который ссылаются в данном вопросе гласит, что Мухаммед ﷺ сказал, что станет свидетелем и заступником того, кто посетил его, «и Аллах воскресит того, кто умер в одном из двух харамов, среди благих людей этой уммы». В цепочке передатчиков этого хадиса есть неизвестные. Есть также хадис, в котором говорится, что посетивший намеренно могилу Пророка ﷺ, станет его соседом в Раю, а кто не посетил, причинил боль Мухаммеду ﷺ, но Мухаммад ибн Абдуль-Хади указывал в «Ас-Саримуль мунки», что это предание приписывает слова Али ибн Абу Талибу, но это полностью выдумка и ложь.
Комментариев пока нет.