Смерть в исламе
- Момент смерти
- Как умирают шахиды
- Переход в иной мир
- Допрос ангелов после смерти
- Мучения в могиле
- Смерть всего сущего перед Судным днем
- Воскрешение после смерти
- Суд на человечеством
В Исламе смерть является понятием очень важным, и на всем протяжении существования исламской религии считалось, что даже незначительно отступая от веры в загробную жизнь, мусульманина можно назвать отступником от Всевышнего Аллаха. Вера в загробную жизнь (Ахират) является одним из основ Имана (мусульманской веры).
Истинный верующий мусульманин должен всегда помнить о смерти и следующим за ней Вечном мире, и именно такая вера делает осмысленными поступки человека. Мирская жизнь по исламу - это только миг, за который человек не может получить сполна ни возмездие за свои поступки, ни справедливую награду. В Священном Коране сообщается, что каждому из живущих будет справедливое воздаяние как за все хорошее, что он сделал в течение земной жизни, так и за все плохое, поэтому земная жизнь человека – это только подготовка к Будущей Вечности.
Ислам рассматривает земной мир как созданную Всевышним Аллахом среду, в которой души людей будут испытываться на верность Создателю. Тот, кто уверовал во Всевышнего Аллаха и Пророка Мухаммада ﷺ, должен уверовать и в то, что наступит Конец Света и настанет Судный День, как сказал об этом в Священной Книге Коран Всевышний Аллах.
Момент смерти
Вопрос смерти в Исламе поднимается в хадисах и Коране. Рассказано подробно о том, что происходит с человеком после смерти. Час смерти определен Аллахом, а забирает человеческие души в момент когда человек умирает Ангел Смерти, который является посредником между Всевышним Аллахом, посылающим смерть, и самим мусульманином. По исламу, человек заслуживает такую смерть, какой жизнью он живет: если человек жил праведной жизнью, то умирать будет легко и спокойно, а если человек в течение земной жизни грешил, то и смерть ему будет послана мучительная и умирать он будет в мучениях. По Исламу, верующему, совершающему праведные поступки мусульманину, не следует бояться смерти.
Как умирают шахиды
По словам Пророка Мухаммада ﷺ, души праведных покидают тела так же плавно и мягко, как вода вытекает из кувшина. Мученики, которые погибли на пути Всевышнего Аллаха, которых в Исламе называют шахидами, умирают, но агонии смерти не чувствуют: они даже не знают, что умерли и их земная жизнь завершена – они лишь чувствуют то, что переместились в другой мир, где наступило для них вечное счастье.
Приводится история о том, как Пророк Мухаммад ﷺ в беседе с Джабиром, сыном погибшего на пути Аллаха во время битвы при Ухуд Абдаллаха ибн Амра, говорил, что Всевышний разговаривал с его отцом напрямую, без посредников. Всевышний Аллах сказал ему: «О Абдуллах, спрашивай, что хочешь, Я тебе дам». Он сказал: «О мой Господь, я хочу, чтобы ты меня оживил, вернул, чтобы я был убит на Твоем пути повторно». Это говорит о том, насколько легким стал переход из мира живых в мир загробный для души его праведного отца. (Этот хадис передает имам ибн Маджа с хорошим иснадом).
Переход в иной мир
Место ожидания, в которое приходит душа человека, носит название «барзах», что в переводе означает «преграда». В этом месте умерший находится до Судного дня: в отличие от душ мусульман, которые попадают на небеса, души умерших неверных подвергаются мучениям в могиле.
Допрос ангелов после смерти
К умершему возвращается его душа через какое-то время после того, как душу от тела отделит Ангел смерти, и тело человека похоронят, и дальше покойный человек уподобляется спящему до того момента, пока не придут к нему два ангела Мункар и Накир, которые зададут ему вопросы о том, кто его Господь и кто Пророк Его, а также какова его религия.
Мумин или верующий ответит, что Господь его – Аллах, Который является Создателем всего сущего, и единственным, Кто достоин поклонения. Ответит, что Ислам – это его религия, а суть Ислама – в проявлении покорности Всевышнему Аллаху. Ответит, что его Пророк - Мухаммад ﷺ. Неверующий же ответить на вопросы ангелов не сможет.
Эти ангелы оставляют в могиле наслаждаться покоем до Дня Воскресения тело умершего праведника или верующего над которыми смилостивиться Аллах. Если же человек был грешником, то его подвергают наказанию давлением, которое мучительно для умершего. Неверующим достаются в наказание и другие страшные муки. В Коране это описано так: «Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам со словами: «Вкусите мучения от обжигающего Огня!» (сура Аль-Анфаль (Трофеи), 50-й аят).
Мучения в могиле
В зависимости от того, какие земные деяние были у умершего человека – праведные или греховные – для него могила покажется либо садами райскими, либо адскими ямами.
Могила в Исламе является чем-то вроде чистилища в Христианстве, местом где будет определено для умершего, чего он заслужил на протяжении своей земной жизни – наказание, и тогда могила станет для умершего преддверием Ада, или награду, и тогда могила станет для умершего преддверием Рая. Для такого верующего, который имел определенные грехи, но искренне верил в Аллаха, ангелов, Священные Писания, божьих посланников, в жизнь после смерти, то за его земные грехи он может получить наказание в могиле, а когда эти грехи он искупит, то сможет войти в Рай.
Смерть в Исламе включает в себя такое понятие, как «азаб ал-кабр», что означает могильное наказание, то есть малый суд, который совершается сразу после смерти над умершим человеком, а всего, как гласит Священный Коран, наказания два – малое и великое: «Мы накажем их дважды [в этом мире и в могиле], потом (в День Суда) они будут возвращены к великому наказанию [в Ад]» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 101-й аят).
Смерть всего сущего перед Судным днем
С понятием смерти в Исламе связано также такое понятие, как признаки Конца Света, которые возникнут также неожиданно, как и сам Конец Света. Об этом сказано в хадисе, что наступление его будет таким внезапным, что два человека, расстеливших ткань, не успеют ни продать её, ни купить, ни свернуть, и когда настанет Час этот, человек надоивший молока своей верблюдицы и унёсший его, не успеет его выпить, и когда настанет Час этот, человек, укрепляющий свой водоём, не успеет напоить из него своих верблюдов, и когда настанет Час этот, человек поднёсший ко рту кусок пищи, не успеет съесть его.
К моменту Конца Света всех верующих Всевышний заберет к себе, и они не станут свидетелями этого ужасного зрелища.
В День Конца Света Исрафил, один из самых главных ангелов, затрубит в свой огромный Рог "Сур", подобный величине неба и земли, и этим возвестит Конец Света. Это будет страшный звук, он разнесется на весь мир, и при звуке этом ужас настигнет все живое в мире – страх зверей и людей перед друг другом полностью затмит их ужас перед звуками этого Рога.
Гармоничный мир, который был создан Творцом, по Его же воле начнет разрушаться и гибнуть, и все живое в мире погибнет – как это будет происходить, описано и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ, и в Священном Коране. Каждому мусульманину следует помнить о том, что он несет ответственность за свое поведение и использование своего времени, отпущенного ему Аллахом, рационально.
Воскрешение после смерти
Когда же наступит Судный день (киямет), Вселенная разрушится, а люди, которые умерли, воскреснут и предстанут для суда перед Всевышним Аллахом, тогда состоится высший справедливый суд Аллаха, грешников будет ждать наказание, а праведных мусульман будет ждать вечное блаженство. В Священном Коране написано, что в день Воскресения, день самой большой катастрофы люди вспомнят все свои труды: «Когда же наступит Величайшее бедствие (День воскресения), в тот день человек вспомнит о том, в чем он усердствовал, и Ад будет ясно виден тем, кто будет видеть. Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай». (сура Ан-Назиат | Исторгающие, аяты 34-41).
О том, когда именно наступит День Страшного Суда, не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха: «Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?» К чему тебе упоминать об этом? (Какая польза тебе и им от того, что мы возвестим о сроке наступления Судного дня?) Только твой Господь ведает об этом» (сура Ан-Назиат | Исторгающие, аяты 42-44).
Первым, кто оживет, будет Пророк Мухаммад ﷺ. Всех людей в Судный день ангелы соберут в долине «аль-Махшар» - это место указано в Коране как место сбора. Затем ангелами будет выдана одежда, и первому ее ангелы вручат пророку Ибрахиму. Одежда будет дана ангелами тем, кто помогал нуждающимся при своей земной жизни. Грешники же в этот момент будут испытывать мучения.
В долине, где соберутся все верующие, будет стоять такая жара, что укрыться от нее будет негде, и все собравшиеся будут испытывать сильные мучения от жары, настолько, что будут желать смерти.
Сень Небесного престола скроет только некоторых из них. Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, только семь категорий людей укроет своей тенью небесный престол: справедливых руководителей, имамов, верующих с самого детства и до самой смерти, постоянно поклоняющихся в мечети людей, любящих друг друга ради Всевышнего Аллаха людей, раздающих милостыню так, что его правая рука не знала, что делает левая. А также тех людей, которые отказались от соблазняющих их красивых женщин ради Всевышнего Аллаха, и тех людей, которые проливают слезы в уединении из-за своего страха перед Всевышним Аллахом. Также есть упоминание в хадисе, что «Не увидят огня ада люди, ограждавшие мусульман от врагов».
Суд на человечеством
После этого состоится допрос, для которого появятся ангелы со свитками в руках, и в этих свитках будут учтены все деяния человека. Каждому в руки будет дан его свиток, и каждый будет читать в нем о своих деяниях, и так он узнает, куда попадет, хочет он этого или не хочет. Не будут допрошены в тот день только пророки и особая категория верующих. Кающимся и не разглашающим о своих грехах при жизни мусульманам будет сказано Всевышним Аллахом: «Вы скрывали ваши плохие деяния, просили прощения, и Я скрыл ваши грехи на этом свете».
После смерти по Исламу во время такого допроса верующие, которые пострадали в своей земной жизни, получат сполна от своих обидчиков, поэтому, по словам Пророка Мухаммада ﷺ, нужно разрешить все свои обиды и несправедливости именно в земной жизни, и просить друг у друга прощения.
Следующее, что придется пережить после смерти верующему – это перейти мост «тоньше волоса и острее кинжала», который называется Сират. Этот мост ведет в Рай и проходит над адской пропастью. Каждый верующий в зависимости от своих деяний в земной жизни или сможет пройти легко этот мост, или преодолеет его с большими трудностями, и если человек хочет преодолеть этот мост легко, то ему следует быть праведником при жизни.
Те люди, кто после смерти по Исламу попадет в Рай (Аль-Джаннат), останутся там и навсегда пребудут вечно молодыми в возрасте тридцати трех лет. Те же, кто попадет в Ад (Нар), испытают страдания и мучения в великом огне. Вечно в аду в мучениях останется только две категории людей – лицемеры и неверующие. Остальные же отбудут в Аду срок соразмерно своим грехам, а когда они его отбудут, они попадут в Рай и там останутся навечно.
Ответьте пожалуйста
2-ой вопрос: после смерти у души человека остаются те же манеры, характеры, привычки, что и при земной жизни или как?
3-ий вопрос:осознаёт ли человек после смерти, что он умер? помнит ли как умер? помнит ли как он жил в земной жизни? помнит ли своих друзей, семью, и момент своей смерти?
4-ый вопрос: говорят, что в первую ночь после смерти душа входит в своё тело, чтобы ангелы дали умершему допрос. так ведь? и в этот момент человек он якобы оживляется в могиле или как? в земной яме он лежит живой на допросе? душа его обратно входит в тело, и он лежит на допросе живой? он оживляется? если бы знала как понятно всё выразить..постарайтесь меня понять, пожалуйста..
5-ый вопрос: где находится душа человека после смерти? или он ничего не чувствует? его душа видит ли всё, что происходит в земной жизни? видит ли его душа что у него дома в земной жизни, на улице? или его душа обитает на небесах?
знаете, я не знаю почему, но каждый раз я задумываюсь обо всем этом, что же щас происходит с человеком, который умер, у меня наворачиваются слёзы, я так сижу и думаю размышляю об этом часами..не могу понять что да как.. когда слышу что один человек умер, думаю «где же он сейчас, что же он щас чувствует»..и плачу..не знаю как это получается..я в безысходности от неизвестности что с ним, и мне порой кажется что он совсем ничего не чувствует, а как-будто просто спит..
пожалуйста, ответьте если можете..
ДжазакаЛлаху хайран.
Объясните пожалуйста, у меня ушел из жизни ребеночек 6 месяцев. У него был порок сердца.
Куда его душа направился после выхода из тела? И будем ли мы вместе после моей смерти?
Пожалуйста , подробно опишите все. Я очень переживаю за нее и очень верю что мы будем вместе вечно после смерти.
Аллах дал мне ее ,подарочек ,и забрал, это его наказание мне или помилование ?
Меня беспокоит один вопрос
После смерти человек после некоторых ответов на вопросы и других моментов узнает куда он попадет(в рай или ад) и согласно хадису насколько мне известно человеку даже показывается его место в раю.
В таком случае какой смысл судного дня если человеку до этого дня известно о своем будущем.
И что же значит, что в Аду останутся только неверующие?
Это только те, кто немусульмане или кто?
Дождь во время похорон не является сам по себе признаком благого конца, так как дождь может идти во время захоронения тех, кто вовсе не верил в Аллаха и не поклонялся Ему. Однако признаком благого конца является смерть в подчинении Аллаху.
Аллаху а’лям!
Всевышний Аллах сказал: "Они станут спрашивать тебя о духе (душе или Джибриле). Скажи: «Дух – от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало»". Сура: аль-Исра (85).
Ни один человек не способен описать душу или ее сущность. И в этом нет необходимости, тем более что многие люди лишены знаний, в которых нуждаются все творения. Вот почему Аллах повелел Своему посланнику сказать тем, кто станет расспрашивать его о душе, что душа является одним из многочисленных творений, которые возникли по воле Аллаха. Знание о тонкостях души не принесет людям большой пользы, тем более что люди не ведают о других более важных вещах. Из всего сказанного следует, что если человек считает целесообразным не отвечать на заданный вопрос, то он должен поступить так, как считает нужным, и указать задающему вопрос на то, в чем он больше нуждается и что может принести ему больше пользы.
После смерти люди получают свою долю наслаждения или наказания в барзахе. Барзах - это обширное место, для одних это место на небесах возле Трона Всевышнего Аллаха, а для других это самое низкое место. В этом месте души одних наслаждаются, а души других подвергаются мучениям могилы.
Вот некоторые тексты на эту тему.
Аллах сказал: «Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены». Сура: Верующие (100).
Аллах сказал: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает». Сура: Ибрагим (27).
Передают со слов Аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда к верующему придут ангелы и усадят его в могиле, он засвидетельствует то, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха. Это и есть обещание Всевышнего: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает». Аль-Бухари и Муслим
Аллах сказал: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили (или поразили) скверные мучения – Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!». Сура: Прощающий (45,46).
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы я не опасался, что вы оставите захоронение ваших покойных, то попросил бы Аллаха, чтобы Он показал вам мучение могилы, которое я слышу». Муслим
Аль-Бара бин `Азиб, да будет доволен им Аллах, передал, что о верующем, который даст двум ангелам правильные ответы на их вопросы в своей могиле, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так: “И тогда раздастся с неба голос: ”Правду сказал раб Мой, так постелите же ему ложе из рая, и оденьте его в одежды из рая и откройте для него врата(, ведущие) к раю!” И он ощутит покой и райское блаженство, а могила его будет сделана просторной, насколько хватит глаз его.” Часть длинного хадиса, приводимого Ахмадом и Абу Даудом.
Ибн Хиббан добавил в ругой версии от Абу Хурайры: «И увеличится его блаженство и радость и будет его душа находится в птице, питаясь от райских деревьев».
Также передается от Ка’ба бин Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Души верующих летают по деревьям Рая до тех пор, пока Аллах не вернет их в свои тела в День Воскресенья». (Сахих привели имам Малик, Ахмад и др.).
Передают со слов Аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провожали покойного мужчину из ансаров. Мы дошли до могилы, и перед погребением пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел (на землю), и мы сели рядом с ним. Он чертил палкой землю, а мы были недвижимы, как будто на наших головах сидели птицы. После чего он поднял свою голову и сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучения могилы». Он повторил эти слова дважды или трижды. Затем сказал: «Поистине, когда верующий раб покидает мирскую жизнь и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, как солнце лицами. Они несут с собой саван и благовоние из рая. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа умиротворенная! Выходи к прощению Аллаха и Его довольству». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа легко покидает тело, также, как вода вытекает из горлышка сосуда. И ангел смерти принимает её и передает в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в саван и умащают благовонием, после чего от неё исходит более ароматный запах, чем запах лучшего мускуса на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это благая душа?». Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наилучшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Им открываются врата его, и обитатели этого неба провожают их до следующего неба и так происходит, пока они не достигнут неба, над которым находится Сам Аллах. И Всевышний Аллах говорит: «Запишите имя Моего раба в книге Иллиин (книга, в которой записываются имена обитателей рая) и верните его обратно на землю. Поистине, Я создал их из неё, верну в неё, а затем вновь выведу их из неё». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После этого душа человека возвращается в его тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь?». Он отвечает: «Мой Господь – Аллах». Они говорят: «Какая твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия – Ислам (покорность Аллаху)». Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Он - посланник Аллаха». Они говорят: «Что ты имеешь из знания?». Он отвечает: «Я читал Книгу Аллаха и уверовал в неё. После этого с неба возгласит глас: «Правду сказал Мой раб, постелите ему ложу из рая и откройте для него дверь в рай». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И в могилу проникнет благоуханье рая и его ароматность. Могила будет расширена на расстояние взора. И придет к нему человек в прекрасном облике, красивой одежде и с приятным запахом и скажет: «Радуйся! Это день, который был тебе обещан. Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит с благом». Он скажет: «Я - твои праведные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Приблизь День воскресенья, что бы я смог вернутся к моей семье и моему достоянию».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда неверный раб покидает мирскую жизнь и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы с черными лицами. Они несут с собой грубое одеяние. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа мерзкая! Выходи к гневу Аллаха и Его каре». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа прячется в теле. И ангел смерти вырывает её из него подобно тому, как вырывают клочками мокрую шерсть. После чего он передает её в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в грубое одеяние, после чего от неё исходит самый зловонный запах, какой существует на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это мерзкая душа? Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наихудшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Но не откроются они. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: - Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам. Сура: Преграды (7:40). И скажет Аллах: «Запишите его имя в сиджжин (книга, в которой записываются имена обитателей ада) в нижнем слое земли». И её бросят (на землю). Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место». Сура: Хадж (22:31). После этого душа возвращается в тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь? Он, задыхаясь, отвечает: «Я не знаю. Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Я не знаю». После этого с неба возгласит глас: «Он лжец. Постелите ему постель из огня и откройте для него дверь в ад». И в могилу проникнет пламя ада, его гарь и зловонье. Могила сдавит его так, что его ребра сомкнутся. И придет к нему человек в ужасном облике, скверной одежде и с неприятным запахом и скажет: «Горюй! Это день, который был тебе обещан. Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит со злом». Он скажет: «Я - твои дурные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Отдали День воскресенья». Приводят Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, Аль-Хаким и Ибн Хиббан. Фрагменты этого хадиса также приводит Аль-Бухари.
Сообщается, что Самура ибн Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «После завершения (утренней) молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поворачивавшийся к нам лицом, часто спрашивал: «Кто из вас видел сон этой ночью?» И если кто-нибудь видел что-то, он рассказывал свой сон, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил то, что Аллах желал (внушить ему). Однажды он (снова) спросил нас: «Видел ли кто-нибудь из вас сон?» Мы ответили: «Нет». Тогда он сказал: «А я этой ночью видел во сне двух человек, которые пришли ко мне, взяли меня за руки и доставили на святую землю [Имеется в виду Иерусалим. Согласно другим мнениям, имеется в виду вся территория Палестины или Шама.]. Там я увидел сидящего человека, другой же стоял (рядом с ним) с железным крюком в руке, который он вонзал в угол рта (сидящего), раздирая (ему щеку) до самого затылка. Потом он делал то же самое с другим углом рта, а тем временем разорванная щека срасталась, после чего он снова возвращался к ней и делал то же самое. Я спросил: "Что это?", - а они сказали: "Иди!" Мы (снова) двинулись в путь (и не останавливались), пока не дошли до лежавшего навзничь человека. У его головы стоял другой человек, державший в руке камень (или: кусок скалы) и разбивавший им голову (лежащего). И после того, как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, а (этот человек) направлялся к камню, чтобы взять его, и не успевал он ещё вернуться к лежащему, как голова того уже срасталась, принимая свой прежний вид, и он снова наносил ему удар. Я спросил: "Кто это?", - а они сказали: "Иди!" Мы снова двинулись в путь (и шли), пока не достигли отверстия, подобного печи, верхняя часть которой была узкой, а нижняя - широкой. Внизу пылал огонь, и когда он приближался к ним, они поднимались так высоко, что чуть не выскакивали наружу, когда же огонь стихал, они возвращались обратно, а находились там обнажённые мужчины и женщины. Я спросил: "Кто это?", - а они сказали: "Иди!" Мы снова двинулись в путь (и шли), пока не достигли реки, (в которой вместо воды текла) кровь. В ней стоял человек, а посреди реки (или: на берегу реки) напротив того, кто в ней находился, стоял (другой) человек, перед которым лежали камни. Когда человек, находившийся в реке, хотел выйти из неё, (другой) человек бросал камень прямо ему в рот, возвращая его на место, и каждый раз, как тот пытался выйти, он бросал ему камень в рот, и он возвращался на прежнее место. Я спросил: "Что это?", - а они сказали: "Иди!" Мы снова двинулись в путь (и шли) до тех пор, пока не достигли зелёного сада, где росло огромное дерево, у подножия которого сидел какой-то старец с детьми, а рядом с деревом я увидел (другого) человека, поддерживавшего горевший перед ним огонь. Затем (мои спутники) подняли меня на это дерево и ввели меня в дом, прекраснее которого я никогда не видел, и в котором находились старцы, молодые люди, женщины и дети. Потом они вывели меня оттуда, подняли по дереву выше и ввели в (другой) дом, который был ещё красивее и лучше (первого) и в котором находились старцы и молодые люди. Я сказал (своим спутникам): "Вы водили меня с собой сегодня ночью, а теперь расскажите мне о том, что я видел". Они сказали: "Да. Что касается того, которому на твоих глазах разрывали рот, то он - лжец, произносивший лживые слова, которые распространялись от него повсюду, а теперь с ним будут делать это до самого Дня воскресения. Того, кому на твоих глазах разбивали голову, Аллах научил Корану, однако он спал по ночам и не придерживался его (установлений) днём, (и теперь) с ним будут делать это до самого Дня воскресения. Те, кого ты видел в отверстии, были прелюбодеями, а те, кого ты видел в реке, являлись ростовщиками. Сидевший у подножия дерева старец - Ибрагим, мир ему, дети, находившиеся вокруг него, это потомство людей, а человек, поддерживавший огонь, это Малик, хранитель ада. Первый дом, в который ты вошёл, предназначен для обычных верующих, что же касается (второго) дома, то это - дом павших за веру. Я - Джибрил, это - Микаил, а теперь подними голову". Подняв голову, я увидел над собой нечто вроде облака, а они сказали: "Bот твоё место". Я воскликнул: "Позвольте же мне занять его!" - (однако) они сказали: "Поистине, жизнь твоя ещё не завершена, а когда она закончится, ты займёшь своё место"». Аль-Бухари.
Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если покойный, лежащий на носилках, которые мужчины несут на своих плечах, был праведным, он говорит: "(Несите) меня вперёд (побыстрее)!" Если же (покойный) праведным не был, то он говорит: "О горе (мне)! Куда вы несёте меня?!", - и его голос слышен всем, кроме человека, а если бы услышал его (человек), он лишился бы чувств». Аль-Бухари.
На основании этих и других сообщений на эту тему, ученые сказали, что, как душа, так и тело человека вкушают долю наслаждения или мучения после смерти, но душа подвергается этому больше, чем тело.
Аллаху а’лям!
Наибольшую пользу усопшим мусульманам приносит мольба за них, просьба об их прощении и ниспослании им милости Всевышнего Аллаха. Также предпочтительно давать милостыню за них. А также, если ваш близкий человек не успел совершить паломничество (аль-Хадж) или на нем остался долг поста, то вы можете исполнить эти виды поклонения за него.
Аллаху а’лям!
Дети мусульман, умершие до совершеннолетия последуют за своими родителями или одним из них в Рай.
Что касается детей многобожников, то некоторые ученые считали, что они последуют за своими родителями в Ад, другие говорили, что они попадут прямиком в Рай, так как на них нет грехов. Но наиболее правильным мнением является то, что все они будут испытаны в День Воскресения, наряду с тему до кого не дошел призыв Ислама при жизни. Любой, кто повинуется приказам Аллаха будет спасен и любой, кто не повинуется Ему будет наказан. Известны несколько хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) которые подтверждают это мнение.
Всевышний сказал: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника.» [aль-Исрa’ 17:15].
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«В День воскрешения четверо будут оправдываться. Глухой, который не слышал ничего; умалишённый; дряхлый старик; и тот, кто умер из числа тех, до кого не дошел призыв. Что касается глухого, то он скажет: “О Господь, пришёл Ислам, но я ничего не слышал!” Умалишенный скажет: “О Господь, когда пришёл Ислам, я ничего не понял, а дети бросали в меня навоз!” Что касается дряхлого старика, то он будет говорить: “О Господь, пришёл Ислам, но я ничего не понял!” А тот, до кого не дошёл призыв, скажет: “О Господь, до меня твой посланник не доходил!” После этого с этих людей будет взят договор, что они подчинятся ему и будет послан к ним посланник, который велит им войти в Огонь. И для того, кто войдёт в него, он станет прохладой и спасением, а тот, кто не войдёт, будет ввергнут в него!» Этот хадис передали Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани, аль-Баззар, Ибн Абу ‘Асым, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» со слов аль-Асвада ибн Сари’а и Абу Хурайры.
Аль-Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал, при обсуждении различных мнений по этой теме: «… они будут испытаны в Следующей Жизни посредством огня явившегося перед ними. Любой, кто войдет в него, он (огонь) станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, тот будет наказан».
Аллаху а’лям!
А душа ее через 40 дней покинет землю или все таки будет здесь ,со мной как ангелочек?
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, затем те, которые следует за ними (по степени праведности), затем те, которые следует за этими». Этот хадис передали Ибн Са’д в «ат-Табакъат аль-Кубра» и аль-Хаким со слов Фатимы бинт аль-Яман.
Что касается наказания, то оно приходит за грехи и неверие.
Всевышний сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» Сура: Совет (30).
Всевышний сообщил, что все беды и несчастья, которые постигают Его рабов, их достояние, детей и все, что им так мило и дорого, происходят по причине тех злодеяний, что они сотворили своими руками.
Аллаху а’лям!
В могиле человек узнает свой конечный исход, но это не гарантирует ему освобождение от наказания за некоторые грехи в могиле или в Судный день. А поэтому некоторые мусульмане попадут в Ад для временного наказания в нем.
Некоторые ученые считают, что человек забудет о той награде и своем месте в Раю, которые ему были показаны в могиле – он забудет об этом из-за ужасов Судного часа.
Аллаху а’лям!
Обычай справлять поминки не узаконен в Исламе. Это является религиозным новшеством и обычаем времён невежества, и аргументом в пользу этого являются слова сподвижника Джарира ибн ‘Абдаллаха ал-Баджали: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным». Об этом сообщили Ахмад и Ибн Маджа, но в версии последнего нет слов «после похорон». Шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным.
Имам ан-Навави сказал: «Что касается приготовления пищи семьей усопшего и собрания людей ради приема пищи, то это ничем не подтверждается, а потому является ересью, которая не приветствуется». См. Раудату ат-Талибина (2\145).
После смерти люди получают свою долю наслаждения или наказания в барзахе. Барзах - это обширное место, для одних это место на небесах возле Трона Всевышнего Аллаха, а для других это самое низкое место. В этом месте души одних наслаждаются, а души других подвергаются мучениям могилы.
Передают со слов Аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провожали покойного мужчину из ансаров. Мы дошли до могилы, и перед погребением пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел (на землю), и мы сели рядом с ним. Он чертил палкой землю, а мы были недвижимы, как будто на наших головах сидели птицы. После чего он поднял свою голову и сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучения могилы». Он повторил эти слова дважды или трижды. Затем сказал: «Поистине, когда верующий раб покидает мирскую жизнь и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, как солнце лицами. Они несут с собой саван и благовоние из рая. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа умиротворенная! Выходи к прощению Аллаха и Его довольству». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа легко покидает тело, также, как вода вытекает из горлышка сосуда. И ангел смерти принимает её и передает в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в саван и умащают благовонием, после чего от неё исходит более ароматный запах, чем запах лучшего мускуса на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это благая душа?». Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наилучшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Им открываются врата его, и обитатели этого неба провожают их до следующего неба и так происходит, пока они не достигнут неба, над которым находится Сам Аллах. И Всевышний Аллах говорит: «Запишите имя Моего раба в книге Иллиин (книга, в которой записываются имена обитателей рая) и верните его обратно на землю. Поистине, Я создал их из неё, верну в неё, а затем вновь выведу их из неё». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После этого душа человека возвращается в его тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь?». Он отвечает: «Мой Господь – Аллах». Они говорят: «Какая твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия – Ислам (покорность Аллаху)». Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Он - посланник Аллаха». Они говорят: «Что ты имеешь из знания?». Он отвечает: «Я читал Книгу Аллаха и уверовал в неё. После этого с неба возгласит глас: «Правду сказал Мой раб, постелите ему ложу из рая и откройте для него дверь в рай». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И в могилу проникнет благоуханье рая и его ароматность. Могила будет расширена на расстояние взора. И придет к нему человек в прекрасном облике, красивой одежде и с приятным запахом и скажет: «Радуйся! Это день, который был тебе обещан. Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит с благом». Он скажет: «Я - твои праведные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Приблизь День воскресенья, что бы я смог вернутся к моей семье и моему достоянию».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда неверный раб покидает мирскую жизнь и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы с черными лицами. Они несут с собой грубое одеяние. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа мерзкая! Выходи к гневу Аллаха и Его каре». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа прячется в теле. И ангел смерти вырывает её из него подобно тому, как вырывают клочками мокрую шерсть. После чего он передает её в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в грубое одеяние, после чего от неё исходит самый зловонный запах, какой существует на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это мерзкая душа? Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наихудшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Но не откроются они. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: - Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам. Сура: Преграды (7:40). И скажет Аллах: «Запишите его имя в сиджжин (книга, в которой записываются имена обитателей ада) в нижнем слое земли». И её бросят (на землю). Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место». Сура: Хадж (22:31). После этого душа возвращается в тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь? Он, задыхаясь, отвечает: «Я не знаю. Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Я не знаю». После этого с неба возгласит глас: «Он лжец. Постелите ему постель из огня и откройте для него дверь в ад». И в могилу проникнет пламя ада, его гарь и зловонье. Могила сдавит его так, что его ребра сомкнутся. И придет к нему человек в ужасном облике, скверной одежде и с неприятным запахом и скажет: «Горюй! Это день, который был тебе обещан. Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит со злом». Он скажет: «Я - твои дурные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Отдали День воскресенья». Приводят Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, Аль-Хаким и Ибн Хиббан. Фрагменты этого хадиса также приводит Аль-Бухари.
Аллаху а’лям!
Вот некоторые тексты на эту тему.
Аллах сказал: «Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены». Сура: Верующие (100).
Аллах сказал: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает». Сура: Ибрагим (27).
Аллах сказал: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили (или поразили) скверные мучения – Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!». Сура: Прощающий (45,46).
Передают со слов Аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провожали покойного мужчину из ансаров. Мы дошли до могилы, и перед погребением пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел (на землю), и мы сели рядом с ним. Он чертил палкой землю, а мы были недвижимы, как будто на наших головах сидели птицы. После чего он поднял свою голову и сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучения могилы». Он повторил эти слова дважды или трижды. Затем сказал: «Поистине, когда верующий раб покидает мирскую жизнь и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, как солнце лицами. Они несут с собой саван и благовоние из рая. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа умиротворенная! Выходи к прощению Аллаха и Его довольству». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа легко покидает тело, также, как вода вытекает из горлышка сосуда. И ангел смерти принимает её и передает в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в саван и умащают благовонием, после чего от неё исходит более ароматный запах, чем запах лучшего мускуса на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это благая душа?». Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наилучшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Им открываются врата его, и обитатели этого неба провожают их до следующего неба и так происходит, пока они не достигнут неба, над которым находится Сам Аллах. И Всевышний Аллах говорит: «Запишите имя Моего раба в книге Иллиин (книга, в которой записываются имена обитателей рая) и верните его обратно на землю. Поистине, Я создал их из неё, верну в неё, а затем вновь выведу их из неё». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После этого душа человека возвращается в его тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь?». Он отвечает: «Мой Господь – Аллах». Они говорят: «Какая твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия – Ислам (покорность Аллаху)». Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Он - посланник Аллаха». Они говорят: «Что ты имеешь из знания?». Он отвечает: «Я читал Книгу Аллаха и уверовал в неё. После этого с неба возгласит глас: «Правду сказал Мой раб, постелите ему ложу из рая и откройте для него дверь в рай». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И в могилу проникнет благоуханье рая и его ароматность. Могила будет расширена на расстояние взора. И придет к нему человек в прекрасном облике, красивой одежде и с приятным запахом и скажет: «Радуйся! Это день, который был тебе обещан. Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит с благом». Он скажет: «Я - твои праведные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Приблизь День воскресенья, что бы я смог вернутся к моей семье и моему достоянию».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда неверный раб покидает мирскую жизнь и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы с черными лицами. Они несут с собой грубое одеяние. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа мерзкая! Выходи к гневу Аллаха и Его каре». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа прячется в теле. И ангел смерти вырывает её из него подобно тому, как вырывают клочками мокрую шерсть. После чего он передает её в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в грубое одеяние, после чего от неё исходит самый зловонный запах, какой существует на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это мерзкая душа? Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наихудшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Но не откроются они. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: - Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам. Сура: Преграды (7:40). И скажет Аллах: «Запишите его имя в сиджжин (книга, в которой записываются имена обитателей ада) в нижнем слое земли». И её бросят (на землю). Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место». Сура: Хадж (22:31). После этого душа возвращается в тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь? Он, задыхаясь, отвечает: «Я не знаю. Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Я не знаю». После этого с неба возгласит глас: «Он лжец. Постелите ему постель из огня и откройте для него дверь в ад». И в могилу проникнет пламя ада, его гарь и зловонье. Могила сдавит его так, что его ребра сомкнутся. И придет к нему человек в ужасном облике, скверной одежде и с неприятным запахом и скажет: «Горюй! Это день, который был тебе обещан. Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит со злом». Он скажет: «Я - твои дурные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Отдали День воскресенья». Приводят Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, Аль-Хаким и Ибн Хиббан. Фрагменты этого хадиса также приводит Аль-Бухари.
Сообщается, что Самура ибн Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «После завершения (утренней) молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поворачивавшийся к нам лицом, часто спрашивал: «Кто из вас видел сон этой ночью?» И если кто-нибудь видел что-то, он рассказывал свой сон, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил то, что Аллах желал (внушить ему). Однажды он (снова) спросил нас: «Видел ли кто-нибудь из вас сон?» Мы ответили: «Нет». Тогда он сказал: «А я этой ночью видел во сне двух человек, которые пришли ко мне, взяли меня за руки и доставили на святую землю [Имеется в виду Иерусалим. Согласно другим мнениям, имеется в виду вся территория Палестины или Шама.]. Там я увидел сидящего человека, другой же стоял (рядом с ним) с железным крюком в руке, который он вонзал в угол рта (сидящего), раздирая (ему щеку) до самого затылка. Потом он делал то же самое с другим углом рта, а тем временем разорванная щека срасталась, после чего он снова возвращался к ней и делал то же самое. Я спросил: "Что это?", - а они сказали: "Иди!" Мы (снова) двинулись в путь (и не останавливались), пока не дошли до лежавшего навзничь человека. У его головы стоял другой человек, державший в руке камень (или: кусок скалы) и разбивавший им голову (лежащего). И после того, как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, а (этот человек) направлялся к камню, чтобы взять его, и не успевал он ещё вернуться к лежащему, как голова того уже срасталась, принимая свой прежний вид, и он снова наносил ему удар. Я спросил: "Кто это?", - а они сказали: "Иди!" Мы снова двинулись в путь (и шли), пока не достигли отверстия, подобного печи, верхняя часть которой была узкой, а нижняя - широкой. Внизу пылал огонь, и когда он приближался к ним, они поднимались так высоко, что чуть не выскакивали наружу, когда же огонь стихал, они возвращались обратно, а находились там обнажённые мужчины и женщины. Я спросил: "Кто это?", - а они сказали: "Иди!" Мы снова двинулись в путь (и шли), пока не достигли реки, (в которой вместо воды текла) кровь. В ней стоял человек, а посреди реки (или: на берегу реки) напротив того, кто в ней находился, стоял (другой) человек, перед которым лежали камни. Когда человек, находившийся в реке, хотел выйти из неё, (другой) человек бросал камень прямо ему в рот, возвращая его на место, и каждый раз, как тот пытался выйти, он бросал ему камень в рот, и он возвращался на прежнее место. Я спросил: "Что это?", - а они сказали: "Иди!" Мы снова двинулись в путь (и шли) до тех пор, пока не достигли зелёного сада, где росло огромное дерево, у подножия которого сидел какой-то старец с детьми, а рядом с деревом я увидел (другого) человека, поддерживавшего горевший перед ним огонь. Затем (мои спутники) подняли меня на это дерево и ввели меня в дом, прекраснее которого я никогда не видел, и в котором находились старцы, молодые люди, женщины и дети. Потом они вывели меня оттуда, подняли по дереву выше и ввели в (другой) дом, который был ещё красивее и лучше (первого) и в котором находились старцы и молодые люди. Я сказал (своим спутникам): "Вы водили меня с собой сегодня ночью, а теперь расскажите мне о том, что я видел". Они сказали: "Да. Что касается того, которому на твоих глазах разрывали рот, то он - лжец, произносивший лживые слова, которые распространялись от него повсюду, а теперь с ним будут делать это до самого Дня воскресения. Того, кому на твоих глазах разбивали голову, Аллах научил Корану, однако он спал по ночам и не придерживался его (установлений) днём, (и теперь) с ним будут делать это до самого Дня воскресения. Те, кого ты видел в отверстии, были прелюбодеями, а те, кого ты видел в реке, являлись ростовщиками. Сидевший у подножия дерева старец - Ибрагим, мир ему, дети, находившиеся вокруг него, это потомство людей, а человек, поддерживавший огонь, это Малик, хранитель ада. Первый дом, в который ты вошёл, предназначен для обычных верующих, что же касается (второго) дома, то это - дом павших за веру. Я - Джибрил, это - Микаил, а теперь подними голову". Подняв голову, я увидел над собой нечто вроде облака, а они сказали: "Bот твоё место". Я воскликнул: "Позвольте же мне занять его!" - (однако) они сказали: "Поистине, жизнь твоя ещё не завершена, а когда она закончится, ты займёшь своё место"». Аль-Бухари.
Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если покойный, лежащий на носилках, которые мужчины несут на своих плечах, был праведным, он говорит: "(Несите) меня вперёд (побыстрее)!" Если же (покойный) праведным не был, то он говорит: "О горе (мне)! Куда вы несёте меня?!", - и его голос слышен всем, кроме человека, а если бы услышал его (человек), он лишился бы чувств». Аль-Бухари.
Ибн Хиббан добавил в ругой версии от Абу Хурайры: «И увеличится его блаженство и радость и будет его душа находится в птице, питаясь от райских деревьев».
Также передается от Ка’ба бин Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Души верующих летают по деревьям Рая до тех пор, пока Аллах не вернет их в свои тела в День Воскресенья». (Сахих привели имам Малик, Ахмад и др.).
Аллаху а’лям!
Лицемерие делится на два вида, большое и малое лицемерие.
Первый вид — это проявление лицемерия в вере в убеждении, что является большим лицемерием, при котором лицемер выставляет напоказ свою приверженность Исламу и скрывает неверие. Такое лицемерие полностью ставит человека вне мусульманской общины, и он оказывается в нижнем слое адского огня.
Аллах Всевышний сказал об этом: «Поистине, лицемеры в нижнем слое огня, и никогда не найдёшь ты для них помощника». Сура: Женщины (4:145).
Большое лицемерие можно разделить шесть форм:
1) Непризнание миссии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали». Сура: Корова (2:8-10).
Аллах Всемогущий сказал: «Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты – Посланник Аллаха». Аллах знает, что ты – Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами». Сура: Лицемеры (63:1).
2) Непризнание части того, с чем пришёл Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах сказал: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь». Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками». Сура: Покаяние (9:64-66).
3) Ненависть к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах сказал: «Гибель тем, которые не уверовали! Он сделает тщетными их деяния. Это – потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния! Сура: Мухаммад (47:8,9).
4) Ненависть к части того, что принёс с собой Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах сказал: «Мы принесли вам истину, но большинство из вас питают отвращение к истине». Сура: Украшения (43:78).
5) Чувство радости от ослабления религии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
6) Нежелание победы для религии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах сказал: «Если тебе перепадает благо, это огорчает их. Если же тебя постигает беда, они говорят: «Мы заранее приняли меры предосторожности для себя». И они уходят, забавляясь». Сура: Покаяние (9:50).
Люди такого склада, имеющие хотя бы одно из перечисленных качеств, впадают в большое лицемерие, и заслуживают самого сильного наказания в аду.
Вторым видом лицемерия является проявление лицемерия в делах, когда человек совершает деяния, присущие лицемерам, сохраняя в своём сердце веру. Это не ставит его вне мусульманской общины, но может привести к подобному. В сердце такого человека есть и вера, и лицемерие, но если последнее умножится, то он может превратиться в лицемера в полном смысле этого слова, на что указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто объединил в себе следующие четыре качества, является истинным лицемером, а тот, кому присуще хотя бы одно из них, несёт в себе черту лицемерия, пока он не избавится от неё. Это тот, кто предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда о чём-либо рассказывает, поступает вероломно, когда заключает договор с кем-либо, и переходит все границы, когда с кем-либо ссорится». Аль-Бухари и Муслим.
В другой версии говорится: «Не исполняет обещанное, когда дает обещание».
Тот человек, в котором объединились эти пять качеств, объединил в себя всё зло, ибо он обладает всеми чертами лицемеров. Если же в человеке присутствует одно из этих качеств, то это значит, что в нём присутствует одно качество лицемерия, так как в человеке благие качества могут совмещаться с дурными, также как признаки веры с признаками неверия и лицемерия. Такой человек будет удостоен награды или наказания в соответствии со своими деяниями, причиной которых были те или иные качества его души.
Одной из черт лицемеров также является пренебрежительное отношение к мусульманам, находящимся в бедствии, если же присутствует радость от этого, то положение принимает форму большого лицемерия.
Лицемерие является злом и представляет собой большую опасность, поэтому даже сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, опасались впасть в этот грех. Ибн Абу Мулейка сказал: “Я застал в живых тридцать сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, каждый из которых опасался оказаться в числе лицемеров”.
Различия между большим и малым лицемерием:
1. Большое лицемерие в отличие от малого ставит человека вне мусульманской общины.
2. Большое лицемерие затрагивает убеждение, а малое лицемерие проявляется в делах, без убежденности в их позволительности.
3. В большинстве случаев впавшие в большое лицемерие не раскаиваются, а если даже кто-либо из них и приносит покаяние, то между учёными существует разногласие, принимается ли оно во внимание при рассмотрении вины лицемера судьёй или правителем. В то же время впавший в малое лицемерие раскаивается перед Аллахом, и его покаяние будет принято.
У верующего часто можно наблюдать то или иное проявление лицемерия, но потом Аллах приводит его к покаянию. Иногда в его сердце может возникать то, что станет подталкивать его к лицемерию, но Аллах защитит его от этого. И верующий нередко подвергается наущениям дьявола и наущениям неверия, от которых он становится подавленным.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды люди из числа сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросили его: “Поистине, (иногда) мы ощущаем, что в наших душах (происходит нечто такое), о чём мы не осмеливаемся даже говорить”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Вы уже ощутили это?” Они ответили: “Да”, и тогда он сказал: “Это настоящая вера”». Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Дауд, Ибн Хиббан.
В другой версии говорится:
Однажды один мужчина обратился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с такими словами: “О Посланник Аллаха, иногда я обнаруживаю в себе такое, что обрушиться с неба на землю было бы приятнее, чем говорить об этом!” В ответ он сказал: “Аллах Велик, Хвала Аллаху, который превратил козни [дьявола] в наущения”. Передал Ахмад. Ахмад Шакир сказал, что хадис достверный.
Это означает, что человек обладает подлинной верой, если подобные искушения он будет встречать с отвращением и удалять их из своего сердца. Некоторые ученые сказали, что присутствие наущения – это настоящая вера, другие сказали, что борьба с наущением – это настоящая вера.
Аллаху а’лям!
Хиджаб для женщин является обязательным (ваджиб) перед посторонними мужчинами.
Всевышний Аллах приказал в Коране: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала». Сура: аль-Ахзаб 59.
Кто отрицает это обязательство, то впадает в неверие, а если женщина не носит хиджаб, но признает это обязательство, то совершает грех.
Аллаху а'лям!