Как выглядит Бог?
Этот вопрос является одним из самых распространенных в религии. И не только мусульмане задаются им: представители других религий также интересуются тем, как выглядит Бог. Для того, чтобы избежать ненужных и опасных домыслов, следует обратиться к первоисточнику – Священной Книге Коран, которую ниспослал сам Бог.
Нет подобного Богу
По словам имамов Ахмада, ибн Исхака и Абу Я‘ля, люди обратились к Пророку Мухаммаду ﷺ с вопросом родословного его Господа. По одним источникам, эти люди были иудеями, а по другим источникам – арабскими идолопоклонниками. После такого вопроса Всевышний Господь ниспослал Пророку Мухаммаду ﷺ такие слова: «Скажи: Он – Аллах единственный, Аллах Самодостаточный, Который не рождал и не рождался, и не было ни одного, подобного Ему» (сура Искренность).
Эти же слова были переданы также аль-Байхакы, Ибн Аби Хатимом, Тирмизи, ибн Джариром с учетом толкования Убайя бин Ка‘ба, который разъясняет эти слова так: Самодостаточный – это Такой, Который не рождался и не рождал, поскольку никого нет рожденного, кому не было бы суждено умереть, а также нет ни одного из смертных, кто после себя не оставил бы потомства, но Бог, Бог не оставляет наследства и не умирает. Слова же «Не было ни одного, подобного Ему» означают, что нет ничего и никого такого, как Всевышний, равного Ему или похожего на Него.
Как сказано в хадисе от Абу Хурайры, переданном ат-Табарани, Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что происхождение имеет каждая вещь, но на вопрос о происхождении Бога будут именно эти слова о Единственности и Самодостаточности Аллаха. «Самодостаточный» же означает: без внутренних полостей. (Слабый хадис, однако он подкрепляется другими похожими сообщениями от сподвижников).
В представлении христиан Бог выглядит как обычный человек, однако такие представления недопустимы в Исламе, так как Всевышний Творец не подобен никому из своих творений и обладает самыми совершенными и бесподобными качествами и атрибутами, не нуждаясь ни в еде, ни в питье, ни в других человеческих потребностях, присущих только Его творениям.
Также как люди не знают, как выглядит их Творец и Создатель Всевышний Господь Бог, также они не смогут представить до конца и Рай, с его красотами. Как сообщил об этом Пророк Мухаммад ﷺ, сказав, что в Раю есть то, что "не видывал глаз, не слышали уши и даже человек не мог себе представить".
Размеры Бога
Всевышний Аллах говорит в Коране "Нет подобного Ему" (Аш-Шура (Совет), 11-й аят), поэтому не только внешность, но и масштабы и размер Бога человеческий разум не в состоянии представить и полностью осознать. Для того, чтобы представить себе величие и размер Бога можно обратиться к хадису Пророка Мухаммада ﷺ, а затем посмотреть видео, представленное ниже: посланник Аллаха ﷺ сказал: «Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси) подобны кольцу, брошенному в пустыне. А превосходство Трона (аль-‘Арш) над Престолом (аль-Курси), подобно превосходству этой пустыни над этим кольцом!»
Человек в масштабах грандиозной Вселенной является лишь наимельчайшей частицей, а Всевышний Аллах больше всего и является Создателем этой Вселенной, и несмотря на такие невообразимые масштабы Он является Слышащим каждого человека и Видящим все происходящее у каждого из Его творений: "Творец небес и земли! Он создал для вас супруг из вас самих, а также скот парами. Так Он размножает вас. Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий" (Аш-Шура (Совет), 11-й аят).
Можно ли представить Бога?
Говоря о том, что нет никого и ничего, что или кто были бы подобны Богу, подразумевается то, что человек не в состоянии представить себе Бога, потому что человеческое воображение не в состоянии этого сделать: никто никогда не видел Его, Он не походит ни на что и не с чем сравнить Его, чтобы получить представление о том, как выглядит Аллах. Пророк Всевышнего ﷺ сказал об этом в хадисе, переданном Муслимом, так: «Запомните это: никому из вас не увидеть Господа вашего, могуч Он и велик, пока вы не умрёте».
О том, как выглядит Всевышний Аллах, сказано в Коране, и упоминания о том, как выглядит Господь Бог, есть и в Библии и может ли человек Его увидеть. В Библии сообщается, что никто не видел Бога, а также приводятся слова Творца, с которыми Господь обратился к Моисею, о том, что не может человек увидеть, как выглядит Могущественный Бог, и остаться при этом в живых.
В реальности только обитатели Рая узнают и увидят как выглядит Аллах.
Описание Аллаха в Коране
Относительно того, как выглядит Всевышний Аллах и каков Он, можно сделать определенные выводы на основании следующего:
- сущность и атрибуты Бога постоянны, извечны, не зависят от каких-либо условий – Бог был всегда и будет всегда;
- Бог не имеет материальных элементов, ни внутренних, ни внешних, и не похож ни на людей, ни на какие-либо другие свои творения;
- до уровня Бога не способен подняться никто и никогда: Он далек от дефектов и слабостей, подобных лени, бренности и другим.
Поскольку в Коране самим Аллахом упоминаются по отношении к Себе разные понятия, имеющие отношение к частям тела: «глаза», «лицо», «рука», «десница», «пригорошня», то у верующих возникает много вопросов о том, как выглядит Великий и Всемогущий Аллах. В Коране приводятся слова: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней Его, и небеса будут свернуты Его десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему» (сура Аз-Зумар (Толпы), 67-й аят).
Также в Священной Книге Коран употребляются такие выражения, как, «Его руки распростерты» (сура Аль-Маида (Трапеза), 64-й аят), «перед Нашими глазами» (Аль-Камар (Месяц), 14-й аят), «лик Аллаха» (Аль-Бакара (Корова), 115-й аят).
На эти вопросы можно ответить так: обращаясь к человечеству, Всевышний Бог использовал такие слова и понятия, которые были бы понятны человеку, но при упоминании «руки Аллаха» подразумевается гораздо более вместительная и могущественная рука, чем рука какого-то, даже самого большого творения Бога. И если употребляется понятие «лик Аллаха», то подразумевается гораздо большая красота, чем красота самого красивого из творений Бога.
Коранические тексты пришли к нам посредством исламских ученых первых поколений, которые понимали упоминания об атрибутах Бога так, как того требовал их языковой смысл, и в подробности не вдавались, как не уподобляли их чему-то земному. Если рассматривать понятие «рука», то арабский язык имеет несколько толкований этого понятия» рука – это орган тела, инструмент, власть и действующая сила, оказание помощи и опека.
Как сказано в хадисе, переданном от Абу Хурайры в «Сахихе» Муслима, Пророк Мухаммад ﷺ говорил мусульманам, чтобы они избегали ударов по лицу во время спарринга или битвы, потому что Адам был создан по образу и подобию Бога. В комментариях имама ан-Навави сказано, что слова о создании Адама по его образу можно отнести к хадисам об атрибутах или сыфатах Аллаха, и в «Книге веры» они были подробно объяснены. Ученые склонны считать, что стоит воспринимать эти слова не в прямом значении, поскольку эти слова обладают смыслом, который подобает Всевышнему Богу. Существует три направления мнения ученых относительно слов «его образу»:
- ученые первых трех веков считают, что местоимение «Его» относится к Всевышнему Аллаху;
- часть ученых считает, что это местоимение относится в выражении «уважай лицо брата, так как оно подобно лицу твоего отца Адама» именно к брату;
- часть ученых считает, что местоимение относится к Адаму.
Согласно высказыванию других ученых, это значит, что Бог создал Адама способным слышать, видеть, с лицом и руками и стопами. Но слух человека не подобен слуху Аллаха, и его зрение не подобно зрению Бога, и речь Аллаха не подобна речи Адама. Всевышний Бог обладает атрибутами которые соответствуют Его Величию, а человек обладает атрибутами которые соответствуют ему, его атрибуты не совершенны и ограничены, в то время как атрибуты Аллаха совершенны, без недостатков. Существует другая версия хадиса: «В образе Милостивейшего».
Всевышний Господь сказал: «никого подобного Ему» (Коран: 42:11) и «и нет никого, равного Ему» (Коран: 112:4)
Аллах не сообщил Своим рабам об этом, а поэтому верующий не должен задаваться этим вопросом.
Аллаху а’лям!