Насихат в Исламе
Насихат в переводе с арабского означает «наставление», «нравоучение», «назидание». Разговор о том, что такое насихат в Исламе, следует начать со слов Пророка Мухаммада ﷺ, который, как передает Тамим Ад-Дари, сказал, что сама религия – это насихат «в отношении Аллаха и Его Книги, и Его посланника и лидеров мусульман и их простого народа».
Дословного перевода этого слова быть не может, поскольку нет ему аналогов ни в английском, ни в каком другом из распространённых языков мира. Часто его переводят как искренность, но это будет справедливо только по отношению лишь к части значения этого понятия. Как говорит имам ибну-с-Салах, это понятие скорее означает искреннее желание или намерение совершить нечто лучшее по отношению к тому, кто делает насихат. В этом коротком определении описана сама сущность Ислама. Насихат лежит в фундаменте Ислама и является его важнейшим столпом. Он включает в себя как Ислам, так и Иман и Ихсан.
Насихат в Исламе обращен к Аллаху: это подразумевает ихсан, то есть выполнение своих обязательств перед Аллахом наилучшим образом. Такова должна быть цель у каждого мусульманина. Верующему необходимо стремиться приблизиться к Аллаху, совершая не только обязательные, но и желательные благие дела, избегать совершения порицаемых поступков и запрещать для себя то, что запретно.
Что включает в себя насихат в Исламе по отношению к Аллаху?
- Он включает в себя веру в Единого Бога Аллаха и требует отвергать сотоварищей наряду с Аллахом.
- Он включает в себя веру в атрибуты Аллаха и повиновение Всевышнему.
- Он включает требование выполнять приказы Аллаха и воздерживаться от того, что Всевышний запрещает.
- Он требует совершать при любых обстоятельствах лучшее для поминания Всевышнего.
- Включает в себя любовь всего того, что любит Аллах, ненависть ко всему тому, что Аллах ненавидит. Это касается как предметов, так и действий или высказываний, а также людей.
- Он требует признавать благословения, который нам даровал Аллах, и оказывать должную благодарность Всевышнему за те блага, которые он даровал.
Аспекты насихата
Верующему необходимо иметь в своём сердце правильное намерение выполнить права Всевышнего, даже если мусульманин имеет какие-то оправдания против выполнения этих обязательств или совершение этого выходит за рамки его способностей или возможностей. Если человек выполнить обязательство не в состоянии, в своем сердце ему следует иметь хорошее намерение выполнить их. Под совершение насихата подпадают не только действия органов в виде молитв или закята, но и действия сердца, в котором мусульманин носит надежду на милость Всевышнего, доверие к Нему.
Еще один аспект насихата в Исламе – это честность: верующий всегда честен перед Аллахом. Первое, чего нужно достичь верующему, - это искренность или ихляс.
Насихат по отношению к Корану
Говоря о насихате по отношению к Священной Книге Аллаха, имеется в виду вера в то, что слово в Коране не может сравниться со словом человека, ведь Коран от Аллаха и представляет собой Слово Творца. Мусульманину предписано Исламом читать Коран, заучивать его наизусть и повторять его, исходя из своих возможностей. Ему предписано изучать притчи, уроки и увещевания из Корана, призывать уверовать в Коран и окружающих. Священный долг мусульманина в Исламе – защищать Коран от искажений или неправильного толкования его содержания, оправдывать Коран и отражать все ложные утверждения, которые могут выдвигаться против него, уважать Коран должным образом, обращаться с ним бережно и аккуратно, воздавая ему должное уважение и благоговея перед ним.
Насихат по отношению к пророку Мухаммаду ﷺ
По отношению к Посланнику Аллаха ﷺ насихат включает в себя веру в послание Пророка Мухаммада ﷺ, в то, что он, вдохновленный Всевышним, принес в этот мир, любовь к нему, более сильную, нежели любовь к самому себе и своим близким. Лишь любовь к Аллаху может быть сильнее для мусульманина, чем любовь к Пророку Мухаммаду ﷺ. Для тех мусульман, кто был современником Пророка Мухаммада ﷺ, он включал в себя защиту его и оказание помощи ему, а для нынешних мусульман он включает в себя уважение его статуса и защиту его чести, уважение его сунны, любовь к ней. При любом упоминании имени Пророка Мухаммада ﷺ верующему предписано говорить слова "Да благословит его Аллах и приветствует". Сунна Пророка Мухаммада ﷺ должна приниматься мусульманином за критерий, с точки зрения которого он судит о высказываниях, действиях и вещах. Насихат в Исламе по отношению к Посланнику Аллаха ﷺ включает в себя принятие Пророка Мухаммада ﷺ как лидера, слово которого – единственное последнее слово человеческое по отношению к религии Ислама, единственный достоверный источник, только после которого принимаются мнения или утверждения всех остальных. Верующему предписано любить того, кто любит Пророка Мухаммада ﷺ, и ненавидеть того, кто его ненавидит. Долг верующего – возрождать сунну Пророка ﷺ путем ее изучения, понимания и распространения ее. Насихат в Исламе по отношению к Пророку ﷺ предполагает, что верующий обязан призывать к сунне людей, но делать это в такой благожелательной и правильной манере, чтобы избегать ругани или грубости, агрессии и конфликтов. Следует обратить внимание на проблему современного Ислама, которая заключается в том, что не все мусульмане знают о сунне и статусе ее, поэтому долгом каждого верующего должно стать стремление способствовать тому, чтобы сунну полюбили люди.
Одна из характеристик современного Ислама – появление и практика многих нововведений или бидъа, и только возрождение сунны способно остановить появление бидъа. Не осуждение бидъа, но введение сунны – вот путь к ее возрождению. Верующему следует хорошим примером показать любовь к сунне и следование ей, обучать других сунне только надлежащими благожелательными способами, которые не отвратят людей и не разочаруют, а приведут к пониманию сунны и любви и следованию ей. Люди должны научиться ценить сунну настолько, что судить о вещах и поступках они будут только с позиции сунны. Это самый верный способ постепенно сократить и свести к минимуму бидъа.
Насихат по отношению к Пророку Мухаммаду ﷺ предполагает и любовь к его семье и его сподвижникам. В Исламе есть такие секты, которые проявляют только любовь к его семье, либо только любовь к его сподвижникам, а есть и такие, что занимаются распространением семян сомнения в отношении сподвижников Пророка ﷺ с целью заставить людей их возненавидеть. В этих действиях Ислам усматривает отказ от сунны.
Насихат мусульманских лидеров
Все мусульманские лидеры должны принимать насихат, несмотря на то, кто какую должность занимает и на какой высоте находится. Ислам подразумевает, что ученый, руководитель или правитель должны быть первыми верующими, которые готовы принять искренний совет.
Под совершением насихата по отношению к мусульманским лидерам подразумевается, что мы должны оказывать им помощь в полезных и благих делах, повиноваться в том, что правильно, и напоминать им, если что-то является ошибкой или о чем-то, что они упускают по забывчивости, проявлять к ним терпение, если ими совершается что-то, что не устраивает верующих, поскольку только терпение является залогом успеха в мусульманской общине. Верующие должны молиться за их благочестие и руководство, помогать своим советом им выбрать правильный путь, манеру или способ действия. Для совершения насихата мусульманским лидерам верующим необходимо придерживаться определенных правил: иметь ихляс или благие намерения, делать это с уважением и мягко, а также не смущать их и избегать жестокости, поскольку целью является не выставление напоказ себя, а помощь им советом. Верующие не должны разглашать неправильные деяния лидеров или сообщать информацию о них другим.
Насихат в отношении простых мусульман
Насихат в отношении простых верующих мусульман предполагает, что следует выполнять по отношению к ним свои обязательства, которые различаются в отношении родственников, соседей, родителей и детей, то есть разных социальных групп: кому-то необходимо давать советы, за кого-то делать дуа, кого-то навещать, молиться за умерших. В отношении собратьев по Исламу важно соблюдать аль-уаля, основу – каждого любить, обо всех заботиться, помогать им, защищать их и оберегать. По Исламу следует почитать своих родителей и проявлять милость к молодому поколению, жертвовать на благо своей мусульманской общины усилия или время, деньги или другие ресурсы.
Если Вы берете деньги в долг, то Вам и придется этот долг возвращать, а не Вашим родственникам