Собака в исламе
- Собака в Коране
- Хадисы
- Можно ли дотрагиваться до собаки?
- Если лизнет собака
- Можно ли держать собаку дома?
Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.
Собака в Коране
В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.
В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.
В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.
Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.
Хадисы
Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.
Нужно ли убивать собак по Исламу?
Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».
Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.
Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.
Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?
Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, - это разные процедуры.
Посуда из которой попьет собака
Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.
В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.
Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.
Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.
Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.
Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.
Собака, как причина вхождения в Рай
В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.
Можно ли дотрагиваться до собаки?
Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.
Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.
Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.
Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.
Если лизнет собака
Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ, который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ, что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.
Можно ли держать собаку дома?
В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.
Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».
На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».
Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.
Заранее спасибо!
Подскажите пожалуйста, как мне поступить. У меня в квартире живёт племянница с сыном, её парень на время отдал ей свою собаку, и теперь она живёт с нами, отдавать они её в приют не собираются на время, жалко, ну и мне тоже её жалко, она добрая) пишут о том что слюни собаки не чистые, но собака с прививками от бешенства и паразитов) Я сама не давно стала мусульманкой, Альхамдулиллах! Муж мой сказал, чтобы собака в нашу комнату, где мы спим и делаем намаз не заходила, но она всё же зашла и стала всё нюхать, что мне делать я незнаю) подскажите пожалуйста, всё это мне не приятно)
У нас открытая территория держу САО для охраны 5 лет было все нормально а сегодня я поняла что ждем пополнения
Что можно делать с щенками если они не желанные
И раздать сейчас весьма трудно
Высохшая скверна остается скверной до тех пор, пока не будет смыта водой. Вместе с тем, скверна в сухом виде не передается, если же вы прикоснетесь к сухим нечистотам влажными руками или ваша одежда будет влажной, то соприкасаемые с нечистотами предметы испачкаются.
Когда вы читаете намаза на испачканном месте, то должны постелить на него чистый коврик, для того чтобы место намаза было чистым, и тогда намаз будет действительным.
Аллаху а’лям!
Собачья слюна является скверной, даже если она привита, а поэтому запрещается совершать намаз при наличии скверны на месте, одежде или теле молящегося.
Запрещается содержать собаку без необходимости, так как ангелы милости не входят в дом, в котором находится собака.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто их создаёт, повелел уничтожать изображения и сказал: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собака или изображения, либо изваяния живых существ». Аль-Бухари.
Исключением являются только собаки для охраны и охоты.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Награда того, кто держит собаку, ежедневно уменьшается на два карата, если только [человек не держит её для] охоты или охраны скота». Привел Муслим.
Аллаху а’лям!
Разрешается держать щенка в доме с целью обучения его охране, охоте или другим потребностям, для которых разрешено содержать собак. Но лучше всего выделить для него место вне дома, чтобы он не причинял вам вреда, особенно маленьким детям, и чтобы вам не приходилось очищать дом от собачьей слюны, что нужно делать только семикратным мытьем, один из которых посредством земли.
Аллаху а’лям!
Судя по вышеизложенным хадисам слюна не может быть наджас, так как на это нет ни одного довода. Мнения учёных не подтверждаются ни одним ясным доводом. Все сводится только лишь к догадкам, которые противоречат самим хадисам. Ни в одном хадисе нет слова нечистота или слюна. Есть слова относительно того, что нужно сделать с посудой, а все остальное изощрённое искажение религии. Ученные старались найти скрытое там где все явно. Зачем усложнять жизнь мусульман которы только только приняли единобожие. Если нет ясного и понятного слова нечистота на одежде, то нет смысла ее приписывать к хадисам. Мы не имеем права искажать, домысливать, уподоблять, слова которые уже сказаны и записаны теми кто собирал сборники хадисов. Мнения учёных это мнения учёных, а хадис есть прямой путь. Так зачем людям следовать мнениям когда есть прямое руководство.
Запрещается содержать собаку без необходимости, так как ангелы милости не входят в дом, в котором находится собака.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто их создаёт, повелел уничтожать изображения и сказал: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собака или изображения, либо изваяния живых существ». Аль-Бухари.
Исключением являются только собаки для охраны и охоты.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Награда того, кто держит собаку, ежедневно уменьшается на два карата, если только [человек не держит её для] охоты или охраны скота». Привел Муслим.
Аллаху а’лям!
Поговорите об этом непосредственно с хозяином собаки, если же он никак не отреагирует, то вы имеете право защищаться в рамках дозволенного шариатом, в противном случае можете обратиться в суд на него, для того чтобы защитить себя и общество от его вреда.
Аллаху а’лям!
Запрещается содержать собаку без необходимости, так как ангелы милости не входят в дом, в котором находится собака.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто их создаёт, повелел уничтожать изображения и сказал: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собака или изображения, либо изваяния живых существ». Аль-Бухари.
Исключением являются только собаки для охраны и охоты.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Награда того, кто держит собаку, ежедневно уменьшается на два карата, если только [человек не держит её для] охоты или охраны скота». Привел Муслим.
Аллаху а’лям!
Запрещается держать собаку в доме, кроме собаки для охраны и охоты.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Награда того, кто держит собаку, ежедневно уменьшается на два карата, если только [человек не держит её для] охоты или охраны скота». Привел Муслим.
Что касается исполнения молитвы в доме, где есть собака, то это не запрещается, при условии, что место молитвы является чистым, так как большинство исламских ученых считают собачью слюну скверной.
Аллаху ведомо лучше!
Аллаху а'лям!
وَقَالَ أَحْمَدُ بْنُ شَبِيبٍ حَدَّثَنَا أَبِي، عَنْ يُونُسَ، عَنِ ابْنِ شِهَابٍ، قَالَ حَدَّثَنِي حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، عَنْ أَبِيهِ، قَالَ كَانَتِ الْكِلاَبُ تَبُولُ وَتُقْبِلُ وَتُدْبِرُ فِي الْمَسْجِدِ فِي زَمَانِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فَلَمْ يَكُونُوا يَرُشُّونَ شَيْئًا مِنْ ذَلِكَ.
К тому же - добыча, которую принесла собака халяль по Куръану, тогда как слюна может быть скверной? Согласно Маликитскому и (насколько помню) Ханафитскому мазхабам - существует иерархия источников для вынесения фетв 1. Куръан 2. Сунна Пророка(с.а.с.) 3. Практика сложившаяся во времена Табиинов и Асхабов в Медине и Мекке 4. Мне отдельных Асхабов 5. Кыяс 6. Истислах 7. Местные обычаи (Урф), таким образом исходя из этой иерархии собачья слюна не может быть скверной. Упомянутый Вами в статье Ибн Рушд заявлял, что призыв очищаться от собачей слюны связан с вспышкой бешенства в Аравии во времена Пророка (с.а.с.) и относился к профилактике этого заболевания (как ношение масок к борьбе с коронавирусом в мире в 2020), а не к собакам в целом. В этом же контексте нужно рассматривать призыв не держать собаку дома.
PS 1 Собаку дома не держу, я кошатник, а этот текст написал как освещение точки зрения которую мне высказали Исламские ученые в Тунисе.
PS 2. Пожалуйста больше освещайте мнение Маликитского мазхаба в статьях, а то он у Вас упоминается вскользь в отличие от шафиитского!
Жестокое обращение с животными противоречит милосердию, которому нас учит Ислам. Вы можете дать ему приют, но не в доме, а в каком-либо другом месте вне дома, чтобы он не причинял вам вреда, и чтобы вам приходилось очищаться от собачьей слюны, что можно сделать только семикратным мытьем, один из которых посредством земли.
Аллаху а’лям!