Приветствие в Исламе
- Суть исламского приветствия и его перевод
- Виды приветствия
- Этика поведения мусульманина в применении приветствия
- Пользы от приветствия
- Обязательно ли приветствовать друг друга?
Приветствие мусульман или «салям» имеет давнюю традицию в Исламе, мусульмане приветствуют друг друга со словами «Ас-саляму алейкум» - эти слова означают в Исламе пожелание друг другу мира, ведь дословно в переводе с арабского языка слова «Ас-салям алейкум» означают «мир вам». Это приветствие короткой формы, и на него мусульмане отвечают друг другу минимум словами «уа-алейкум ас-салям», что в переводе с арабского означает «и вам мир».
То, как здороваются мусульмане в Исламе и какими словами обмениваются во время приветствия, - очень важная часть исламской культуры, если учитывать этимологию слов приветствия мусульман.
«Ас-салям» с арабского языка переводится в значениях «мир», «благополучие», «здравие», «сохранность». Эти слова являются также одним из девяноста девяти имен Всевышнего, и это имя Аллаха, которое означает «Дарующий мир и благополучие», и имя, обозначающее «Пречистый, не имеющий никаких недостатков».
Корень «салям» в арабском языке является важным и обладающим целым спектром значений: производными от корня «салям» являются такие слова, как «мусульманин» или «муслим», это понятие подразумевает человека, который искренне соблюдают повеления Всевышнего Аллаха, а своими действия и поступками в жизни не только внушает ощущение безопасности и надежности окружающим, но и обладает незамутненным взглядом на себя самого и окружающий мир, придерживается здорового образа жизни, мыслящего ясно и трезво.
Когда при приветствии мусульманин говорит «салям» другому мусульманину, это означает по Исламу, что он желает ему здравия и благополучия от Всевышнего Аллаха и желает ему защиты Аллаха от всего негативного и плохого.
Виды приветствия
Приветствие мусульман или салама, саляма в Исламе имеет и полную форму. Полная форма приветствия мусульман звучит как «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух», и дословно эти слова означают в переводе с арабского языка «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение». Ответ на него звучит как «Ва-алейкум ас-салям ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух» и в переводе с арабского языка переводится как «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение». Тирмизи передает случай о том, как Пророка Мухаммада ﷺ посетил мусульманин, который зашел и произнес приветствие «Ас-саляму алейкум!», и в ответ его поприветствовали и он сел, а Посланник Аллаха сказал: «Десять». Когда этот человек сел, вошел еще один мусульманин и сказал «Ас-салааму алейкум ва рахматуллах!», и тоже его поприветствовали в ответ, а Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Двадцать». Когда же третий мусульманин вошел и произнес приветствие «Ас-салааму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!», и ему ответили, Посланник Аллаха сказал: «Тридцать». Произнося эти числа, Пророк Мухаммад ﷺ сообщал, какое вознаграждение получит каждый мусульманин, который поприветствовал своего брата по вере.
Исходя из вышеприведенного хадиса приветствие мусульман друг другу можно разделить на несколько видов, лучшим из которых является произнесение фразы "ас-саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуХу", на что должен последовать ответ "ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу", более низким по степени награды является приветствие "ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах", на него мусульманин должен ответить такой же формулировкой "ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах" или лучше "ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу", как об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, чтобы мусульманин отвечал также или лучшим приветствием. Повседневным приветствием мусульман и меньшим по степени награды является приветствие "ас-саляму алейкум" и ответ на него "ва алейкум ассалям", при этом если тот кого поприветствовали ответит "ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах" или "ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу" - то он последует сунне Пророка Мухаммада ﷺ и получит большую награду за свое ответное приветствие.
У мусульман в Исламе различается две формы приветствия: первая форма приветствия в Исламе звучит как «ас-саляму алейкум», а вторая форма звучит как «салямун алейкум», где не употребляется артикль «аль», и первая форма, и вторая используется мусульманами в повседневной жизни, но достойнее звучит все-таки первая форма.
Такая формулировка как «алейка-с-салям» или «саляму Ллахи аляйка» нежелательна для приветствия, поскольку ее используют для употребления в адрес уже покойных, умерших людей.
Этика поведения мусульманина в применении приветствия
В Исламе существует особая этика приветствия, соблюдение которой очень важны, и каждый верующий мусульманин должен здороваться, придерживаясь ее, чтобы быть человеком воспитанным и культурным, и чтобы заслужить довольство и благословение своего Господа Всевышнего Аллаха. Распространение саляма является сунной, и приветствовать - это одна из самых важных сунн в Исламе, завещанных Пророком Мухаммадом ﷺ, ведь так мусульмане способствуют распространению безопасности среди людей.
Пророк Мухаммад ﷺ, как передают в достоверных хадисах, побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом, и делал это неоднократно. Об этом сказано в хадисе, переданном Абу Хурайрой в сборнике Муслима. Приводятся слова Посланника Всевышнего ﷺ о том, что верующие не смогут войти в рай, пока не уверуют в полной мере, но уверовать в полной мере не смогут они до тех пор, пока они не станут искренне любить друг друга. И после этих слов Пророк Мухаммад ﷺ указал сподвижникам на тот путь, который сможет их привести к взаимной любви. Этот путь: распространение между собой саляма.
Пока верующий мусульманин не поприветствует хозяев дома и не спросит разрешения войти в дом, он не должен входить в чужие дома. Такое поведение, соответствующее нормам Ислама, является благом для самого же верующего, и ему не следует забывать об этом никогда.
При встрече слова приветствия должны быть первыми по этикету. Абу Ну‘ейм в книге “аль-Хилья” передал хадис: “Не отвечайте тому, кто начал разговор прежде, чем поздоровался”. Разговор должен начинаться с саляма, и приветствие следует произносить громко, чтобы человек, к которому это приветствие было обращено, обязательно и отчетливо его услышал. Если встречаются два мусульманина и приветствуют друг друга, то обязательно каждый из них должен ответить на приветствие.
Каждый раз, когда мусульманин входит в дом, ему желательно своих домочадцев приветствовать, давать салям членам своей семьи. Об этом сказано в Священной Книге Коран: «Когда заходите в дом, поприветствуйте себя [или, если есть кто дома, – своих близких, родных] доброжелательным, благодатным приветствием от Бога [моля Всевышнего о мире, милости и благополучии для обитателей]. Таким образом Господь раскрывает вам знамения ради вашего благоразумия, столь необходимого в поведении, делах и поступках» (сура Ан-Нур | Свет, аят 61).
В сборнике хадисов Тирмизи рассказано, что однажды Пророк Мухаммад ﷺ сказал Анасу, чтобы он приветствовал членов своей семьи, когда входит в дом, и это будет благословением не только для него самого, но и для членов его семьи.
Если же мусульманин заходит в пустой дом, то даже если в нем никого нет, то все равно он должен сказать слова «ас-саляму аляйна ва аля ибадилляхи-с-салихин», пожелав тем самым благополучия и мира всем праведным рабам Божьим».
Если мусульмане, приветствующие друг друга, различаются по возрасту, то младший должен поприветствовать старшего первым, всадник (человек за рулем) должен первым здороваться с пешим, идущий, должен первым приветствовать сидящего, а если приветствием обмениваются группы мусульман, то меньшая группа должна первой поприветствовать большую. Об этом говорил Пророк Мухаммад ﷺ, как об этом рассказывает Абу Хурайра в сборнике хадисов, переданным Муслимом и Бухари. Если эта последовательность и не будет соблюдена, это все равно будет засчитано, но ответить на салям следует обязательно, в какой бы последовательности это ни происходило. Если мусульмане встречаются повторно друг с другом, то и обмениваться приветствиями им следует повторно. Об этом сказано в хадисе, переданном от Абу Хурайры: Пророк предписывал, чтобы мусульмане, встретив брата по вере, приветствовали его, и если между ними будет преграда, будь то стена, дерево или камень, следует поприветствовать его тогда, когда встретится с ним лицом к лицу.
Салям может быть передан и третьему лицу, но если мусульманину передали салям через кого-то, то он обязан отвечать и на этот салям тоже. Отвечая на салям, мусульманин должен сначала произнести приветствие тому, через кого был передан салям, и лучше для этого использовать такие слова: «ва алейка ва аляйхи-с-салям» - эти слова означают пожелания того, чтобы Всевышний Аллах сохранил человека, который передал салям, и того, через кого он был передан, от плохого.
Если салям вам был передан в письме, то на такое приветствие тоже следует отвечать обязательно, когда выпадет возможность читать письмо.
Говоря «салям» друг другу, мусульмане достигают договоренности, что они воздержатся от посягательства на безопасность и жизнь друг друга, на имущество и честь друг друга. Распространение саляма подразумевает в Исламе также разоблачение того, кто перестал подчиняться нормам Ислама и задумал что-то плохое. Если мусульманин дает салям, он требует от другого мусульманина ответ, то есть соблюдения и выполнения норм исламской религии – проявления братства, любви, взаимопомощи.
Как приветствуют немусульман?
Немусульманину салям не дают, потому что «Салам» представляет собой вид молитвы, поэтому им приветствуют только мусульман, а немусульман можно приветствовать любым другим способом. Но немусульмане могут сами поприветствовать мусульманина словами «Ассаламу алейкум», и на это приветствие следует ответить словами «уа алейкум».
Кого нельзя приветствовать?
Есть предписания Шариата о том, кого приветствовать нежелательно или даже запрещено. Нежелательно, чтобы мужчина мусульманин приветствовал постороннюю женщину, с которой нормы Ислама запрещают возможность брака, если речь идет не о женщине, которая обладает неприятной внешностью, или о женщине преклонных лет, то есть нет причины заподозрить мужчину в дурных помыслах – тогда приветствие таких женщин со стороны мужчины не будет порицаться.
Здороваться с человеком, который находится в бане, тоже нежелательно, если он нагой, а также не нужно приветствовать такого человека, который слишком занят, чтобы ответить на приветствие или не имеет из-за занятости такой возможности.
Не нужно здороваться с тем, кто занимается в данный момент изучением религиозных наук. Также не следует приветствовать муэдзина, который оглашает призыв на молитву, икамат и азан. Также не следует здороваться с судьей, если идет судебный процесс, и с лектором, который читает лекцию.
Если таких людей все-таки приветствуют, то они могут не отвечать на приветствия, на них такая обязанность не распространяется.
Пользы от приветствия
Тот мусульманин, который первым здоровается с другим, будет самым близким Всевышнему Аллаху – об этом сказано в хадисе, переданном Абу Даудом в его сборнике от Абу Умамы Судайй ибн Аджлян аль-Бахили.
Приветствие в Исламе – это сунна, и эта сунна может быть персональной или суннату-айн, и тогда салям дает один человек, а может быть и суннату-кифая или коллективной, и тогда приветствие выполняет группа, даже если салям дает из этой группы только один человек, все равно приветствие будет исполнено. Но лучше, если салям произнесут все члены этой группы, и каждый из мусульман, кто произнес его, получит за совершение сунны воздаяние.
Обязательно ли приветствовать друг друга?
Ханафитский мазхаб в ряде случаев считает салям обязательным по Исламу: всадник или тот, кто находится за рулем, обязательно должен произносить салям, если встретится с пешим в местности пустынной или безлюдной. Таким приветствием он словно дает понять встречному пешему, что злых намерений у него нет и настроен он доброжелательно.
Шафиитский и ханафитский мазхабы считают, что в Исламе сунна зачитывается в приветствии только если используются слова «салямун алейкум» или «ас-саляму алейкум», даже если оно произносится одному человеку. Мусульманин не только своего брата по вере приветствует, но и тех ангелов-хранителей, который приставлены к нему, а также тех ангелов, которые приставлены к человеку для того, чтобы вести учет всех его деяний в жизни.
Маликитский мазхаб придерживается мнения, что салям не будет засчитан, если слова приветствия будут хотя бы немного изменены: будет сказано «ва салямун аляйкум» вместо «ас-саляму аляйкум».
Ханбалитский мазхаб считает, что салям будет засчитан и в единственном числе, то есть если его формулировка будет как «ас-саляму алейка».
Отвечать на приветствие - обязанность в Исламе
Приветствие в Исламе – это сунна, а вот ответ на него в Исламе – это уже фарз (фард), поскольку в Священной Книге Коран было сказано, что если мусульманина приветствуют, то ответить лучше более полным или минимум таким же приветствием, каким здоровался с вами другой мусульманин. И все это принимается в расчет Всевышним Аллахом.
Отвечать на приветствие – это фарз-уль-айн по Исламу или персональная обязанность, если поприветствовали только одного мусульманина, а если приветствие прозвучало для нескольких мусульман, то это уже фарз-уль-кифая или коллективная обязанность, то есть ответить на приветствие, прозвучавшее для коллектива, достаточно только одному человеку, и если все остальные промолчат, то на них не будет от этого греха. Но если никто из этой группы мусульман не ответит, то грех падет на всех из этой группы, и всем им придется совершить покаяние.
На салям следует отвечать сразу же, как только он будет принесен, и нельзя откладывать ответ, если нет на это причины: ответ следует говорить ясно и четко, чтобы его услышал тот, кто произнес приветствие, и если этот человек не услышал ответ, то за мусульманином остается незасчитанной обязанность ответить на салям.
Может случиться так, что человек, который поприветствовал слабослышащий или глухой, и тогда ответить следует жестом или мимикой так, чтобы он понял, что вы отвечаете ему.
На приветствие по Исламу можно ответить коротко – формой «уа-алейкум ас-салям», но мусульманин должен не забывать, что аят 86 четвертой суры Священной Книги Коран гласит, что в полной форме ответ на приветствие всегда будет лучше, чем в краткой: "Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь".
Уважаемый брат, Джазакаллаху хайран за ваш труд . У меня возник, как я понял, по тяжелому делу вопросу , а именно про добавление после слов приветствия «… уа баракатух» слово : «уа магъфиратух»
Разрешите узнать, пожалуйста ваше и мнение ученых, которые были после Насырудина Альбани .
Говоря о нем я нашёл, вот эту статью .( https://toislam.ws/athkar_ua_dua/dobavka_k_salamu_posle_barakatuh?ysclid=lg9sv2fbsr941422952 )
По итогу чего как я понял, что дозволено добавить магъфиратух. Разъясните пожалуйста .
Хафизахуллах!
Рахимакаллах!
Джазакаллаху хайран !
Баракаллаху фика !
Уважаемый брат, подскажи, пожалуйста, можно ли отвечать на салям таким образом, чтобы давший первый не услышал мой ответ?
Такой вопрос возник на основе хадиса, который я давно слышал, где пророк (Саллаху алейхи ва саллям) был у дома какого-то сподвижника и со словами салама как бы звал его. Но хозяин дома был у себя , а именно за дверью, откуда тихо отвечал на салям, чтобы пророк (Саллаху алейхи ва саллям) как можно больше призвал на него мир))).
Будьте добры помимо ответа на вопрос - помочь найти эту красивую историю ( в полном виде) , если она действительно была. Я с радостью поделился бы со своими родными и братьями об этом)
Хафизахуллах!
Рахимакаллах!
Джазакаллаху хайран !
Баракаллаху фика !
Уважаемый брат, объясните как нам ответить на Салам , который нам дали во время намаза .
Знаю, что нельзя отвечать словами , но можно сделать знак - в положении стоя есть «Ишара» и при ней правая рука поднимается где-то на 90 градусов согнутая в локте и ладонью обращённая вниз ( это я просто единственное что нашёл)
И вот объясните, пожалуйста, как нам поступить правильно в других положениях намаза ( рукъу , после него( когда руки опущены), земной поклон , в ташахуде )
Джазакаллаху хайран вам за ваш !титанический труд
Баракаллаху фикум !
Подскажите пожалуйста как быть- я мусульманина поприветствовал словами салам алейкум он мне ответил "привет". Это правильно? Тем более я с уважением отношусь к мусульманам.
Спрашиваю потому, что Ассалам алейкум слишком прочно утвердилось у нас в народе, как приветствие мужчин, причем воспринимается как "Здоров, братан". К тому же считается неуважением к старшему, если ты к нему обратишься словами Ассаламу алейкум. Если же сохранив слово "Салам" добавить на родном языке "вам", эта фраза приобретает совершенно другой уважительный смысл, воспринимается совершенно по другому. Джазакаллах1у хайран
Можно ли не давать салям мусульманину другой акыды?
Разрешается царя называть царем, однако запрещается имя царь царей. Что касается наречения скверны царской водкой, то не следует делать этого, дабы не соблазнять людей красивыми названиями.
Аллаху а’лям!
Разногласие в этом вопросе – вопросе добавки слов уа магфиратуху, есть со времен сподвижников. Так Умар, да будет Аллах доволен им, запрещал это, а его сын, ибн Умар, да будет Аллах доволен им, разрешал. Как бы то ни было, статья достаточно объективная, чтобы понять этот вопрос.
Аллаху а’лям!
Уа анта фаджазакаЛлаху хайран уа фика баракаЛлаху!
Если молящегося поприветствовали во время поясного или земного поклона, когда он не может ответить жестом руки, то делает это пальцем, если он не в состоянии ответить жестом пальца, то ему следует отложить ответ на приветствие после того, как он встанет с поклона. Либо он может сделать это после намаза.
Аллаху а’лям!
Уа анта фаджазакаЛлаху хайран уа фика баракаЛлаху!
2) А ещё пальцем той руки , которую может увидеть давший Салям мне ( то есть если он слева - пальцем левой руки и если справа - пальцем правой руки) ?
Приветствие салямом является сунной, а ответ на него ваджибом.
На это указывают слова Всевышнего: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь». Сура: Женщины (86).
Передается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, сказал: «Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему (говорить чихнувшему после его слов «Хвала Аллаху /аль-хьамду ли-Ллях/»: «Да помилует тебя Аллах /Йархьамука-Ллах/“ – прим. пер.)”». Привел аль-Бухари в достоверном сборнике.
Если тот, кого поприветствовали один, то это обязательство является персональным для него, а если поприветствовали группу людей, то это коллективное обязательно (فرض كفائي), если исполнит один, то оно снимается с остальных.
Что касается того, кто отвечает скрыто или тихо так, что его не слышит тот, кто поприветствовал его, то он не отвечает на приветствие, а поэтому не исполняет свою обязанность.
Аллаху а’лям!
Уа анта фаджазакаЛлаху хайран и фика баракаЛлаху!
Приветствие салямом является желательным, а ответ на него обязательным.
На это указывают слова Всевышнего: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь». Сура: Женщины (86).
Передается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему (говорить чихнувшему после его слов «Хвала Аллаху /аль-хьамду ли-Ллях/»: «Да помилует тебя Аллах /Йархьамука-Ллах/“ – прим. пер.)”». Привел аль-Бухари в достоверном сборнике.
Если тот, кого поприветствовали один, то это обязательство является персональным для него, а если поприветствовали группу людей, то это коллективное обязательно (فرض كفائي), если исполнит один, то оно снимается с остальных.
Что касается того, кто отвечает на приветствие салямом иными словами, как "привет", то он не отвечает на приветствие, а поэтому не исполняет свою обязанность.
Если немусульманин поприветствовал мусульманина Исламским приветствием, то большинство ученых считают, что мусульманин обязан ответить на него. Потому что Всевышний Аллах говорит в Коране: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь» Сура: Женщины (86).
Аллаху ведомо лучше!
Некоторые ученые разрешили ограничиться словами: «Салям или ас-Салям».
Потому что, когда ангелы сказали Ибрахиму, мир ему: «Салям», он ответил: «Салям», то есть «Салям алейкум». Поэтому, когда мусульманин говорит: «Салям» подразумевает «Салям алейкум» - «Мир вам».
Также в Коране сообщается о приветствии обитателей Рая: «В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!». Сура: аль-Ахзаб (44).
Аллаху а’лям!
Уа анта фаджазакаЛлаху хайран!
Если речь идет о бойкоте мусульманина, то запрещается бойкотировать брата мусульманина более трех дней, если ссора произошла на бытовой почве.
Передают со слов Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманину запрещается избегать своего брата более трех ночей. При встрече каждый из них станет отворачиваться, но лучшим из них будет тот, кто поприветствует другого первым». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Если же речь идет о грешнике, который не внемлет увещеваниям и продолжает совершать грехи, то разрешается покинуть его, пока он не исправится, если же бойкот несет больше вреда, чем пользы, то необходимо продолжать увещевать такого человека.
Аллаху а’лям!