Исламские мультфильмы
Что вкладывается в понятие «исламские мультфильмы»? Что ожидает найти мусульманин, вбивая в строку поискового ресурса запрос «исламский мультик для детей»? Каково вообще отношение к мультипликации в Исламе и следует ли позволять маленькому мусульманину смотреть их?
Ответ на все эти вопросы требует детального рассмотрения, но суть остается неизменной: исламские мультфильмы должны создаваться для детей такими, чтобы они учили доброте, нравственности, уважению к родителям и почитанию религии.
Можно ли создавать мультфильмы?
Ученым и религиозным деятелям часто задают вопросы относительно того, каково вообще отношение исламской религии к мультипликации и являются ли мультики запрещенными для мусульманских детей.
Да, в Исламе существует однозначный запрет на создание изображений, создание скульптур и рисование одушевленных созданий Всемогущего Аллаха. Но исключение было сделано для тех изображений, которые создаются для того, чтобы с ними играли дети. Как доказательство этого приводят хадис, в котором Аиша рассказывала о возвращении Пророка Мухаммада ﷺ из похода, когда он увидел ее кукол, с которыми она играла как с детьми, а также игрушки, среди которых был крылатый конь. Пророк ﷺ расспросил ее об игрушках и только широко улыбнулся в ответ на ее детские объяснения.
Этот пример дает право отнести изображения, сделанные в мультфильмах, к категории игрушек для детей, но это зависит от того, насколько реалистично выполнено это изображение. Если изображения в мультфильмах нереалистично и не имеет формы людей и сам мультфильм не сопровождается музыкой или еще какими-то запретными элементами, побуждающих к агрессии, грехам или прививающих не исламские воззрения детям, то нет ничего предосудительного в том, чтобы дети смотрели такие мультфильмы.
Поскольку исламский мультик для детей способен оказывать огромное влияние на формирование личности юного мусульманина, его мировоззрение, его религиозное воспитание, то надо следить за тем, чтобы мультики, которые смотрят дети, давали большую и полезную образовательную информацию, развивали детские способности, их воображение, грамотно обучали родному языку, а также чтобы мультики восполняли психологические нужды человека и вызывали в нем такие чувства, как любовь и сострадание. Исламские мультфильмы должны воспитывать желание следовать примеру лучших представителей мусульманской уммы.
Серия исламских мультфильмов об историях Пророков
Один из самых популярных и познавательных мусульманских мультиков для детей, состоящий на сегодняшний день из 9 серий (на видео они будут проигрываться по порядку) о пророках: Иисусе (Исе), Салихе, Нухе (Ное), Аврааме (Ибрахиме), Адаме, Юнусе, Юсуфе (Иосифе), Айубе, Давиде (Дауде).
Разрешены ли мультики с роботами и трансформерами?
И разрешены ли мультики, где изображены маленькие дети как герои мультика?
А где взрослые девушки без хиджаба - запрещены?
А если говорящие животные? Что насчет оживающих игрушек?
Наши дети - это аманат, и мы несем ответственность за их воспитание, как религиозное, так и нравственное. Разумеется, родителям следует оберегать своих детей от просмотра деструктивных мультфильмов, передач и т.д., даже если детям это не нравится. Поговорите с бабушкой и дедушкой, чтобы они контролировали, чем занимаются дети. Пусть Аллах поможет Вам и всем мусульманам в правильном воспитании детей.
Мнения современных ученых о дозволенности изображений в детских книгах и мультфильмах разошлись. Некоторые ученые считают, что эти изображения являются исключением из общего запрета, если в них есть польза для развития ребенка. Так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил Айше играть в куклы.
Сообщается, что ’Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я обычно играла с куклами в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Передали аль-Бухари и Муслим.
При этом мультфильм не должен содержать запрещенный контент, как музыка, издевательство над верой, колдовство, пропаганду неверия и грехов, и т.п. вещи. А также запрещается изображать ангелов, пророков и сподвижников Посланника Аллаха.
Аллаху а’лям!
Запрещается изображать живые существа.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял художников, сказав:
«Художники будут подвергаться самому сильному наказанию в День Суда». Аль-Бухари.
А поэтому если у кого-то есть изображение без крайней необходимости, то необходимо удалить не только глаза, но и голову, потому что приводится в хадисе: «Изображение – это голова; если удалить голову, то нет изображения». Этот хадис передали аль-Байхаки, аль-Исма’или в «аль-Му’джам» из хадиса Ибн ‘Аббаса, как восходящий к пророку
Также на это указывают слова Джибриля (мир ему), который сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Повели отделить голову скульптуре, и скульптура станет подобной дереву». Ахмад, Абу Дауд.
Исключение составляют те изображения, в которых есть необходимость, как фото на паспорт и удостоверение, или которые применяются в уничижительных целях, как изображение на половиках, или тех вещах, которые быстро изнашиваются.
Аллаху а’лям!