Никах в мечети
Никах (nikah) в Исламе – так называется процедура регистрации брачных отношений между мужчиной и женщиной. Когда мусульмане планируют свой никах, условия и правила проведения никаха в мечети или в том месте, где проводится регистрация, должны быть изучены ими тщательно. Ряд ученых считает, что правильным будет проводить никах в мечети, но никях проводят и дома, в ресторане, где бы он ни был проведен – это важный обряд перед вступлением в брачную жизнь и он необходим для тех, кто собирается провести всю свою семейную жизнь в строгом соответствии с нормами Ислама и шариата.
Провести никах в мечети перед вступлением в брачную жизнь стараются даже те мусульмане, которые очень слабо знакомы с мусульманской религией и не придерживаются ее предписаний в других вопросах. Процедуру регистрации никаха проводят во всех мечетях российских городов: Москве, Казани, Уфе и ее условия будут похожи в любом уголке мусульманского мира.
С кем можно заключить никах?
Юридическая регистрация гражданского брака в РФ путем посещения ЗАГСА и проведения там регистрации – это такая гражданская форма установления брачных отношений, которую требуют светские законы. Для мусульманской религии большее значение имеет никах. Проводя никях в мечети, мусульманин и мусульманка берут на себя ответственность перед Создателем друг за друга и за свою семью, за то потомство, которое они родят и воспитают.
Никах как обряд установления брачных отношений, регистрации новой семьи является исламским обрядом, предназначенным только для мусульман. По каноническому законодательству Ислама, браки мусульман с немусульманами разрешены в том случае, если женщины принадлежат к людям Писания – это христианки и иудейки. Но если женщина мусульманка выходит замуж за мужчину немусульманина, то в этом случае проведение никаха невозможно и запрещено.
Мусульманину, который собирается жениться на женщине, исповедующей другую религию, необходимо убедиться в серьезности ее намерений впоследствии принять Ислам, а самому следует стать для своей супруги хорошим примером человека, мусульманина, который свято чтит предписания ислама и шариата.
Где провести никах?
Проводится никах в мечети с приглашением близких родственников, которые смогут в этот день засвидетельствовать на регистрации брачный союз. Если молодая пара идет в мечеть, чтобы провести никах, она должна быть уверена в том, что брак, который будет создан, сохранится на всю жизнь. Молодожены должны понимать всю степень серьезности своих намерений.
Молодоженам полезно будет знать, что в мечети проводят бесплатно все важные и большие религиозные обряды, в том числе и никах. Люди могут подавать деньги при посещении праздничных собраний, но это деньги потом попадают не имамам, а идут на то, чтобы поддерживать состояние здания мечети и ее функционирование, на осуществление ее ремонта и обновления.
В хадисе, переданном от Тирмизи от Аиши, сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ назвал мечеть лучшим местом, где следует заключать брак. Данный хадис признан слабым некоторыми мухаддисами, поэтому делать выводы на основании его, что никах следует делать только в мечети, нельзя, поэтому провести никах можно не только в мечети, как диктует традиция: есть варианты провести регистрацию дома или в другом месте, которое нравится молодоженам или будет им более удобным, но для того, чтобы никах был засчитан, следует провести его в строгом соответствии со всеми мусульманскими требованиями к процедуре бракосочетания. Среди таких требований то, что на регистрации должны присутствовать свидетели, должна присутствовать невеста или ее представитель, который находится рядом с женихом, а также на проведение никаха должно иметь согласие отца или опекуна девушки.
Условия брака
Для того, чтобы никах был заключен, необходимо соблюсти ряд условий:
- между женихом и невестой не должно быть родственных близких связей;
- брак, который заключают молодожены, не должен иметь ограничений по времени;
- на церемонии бракосочетания обязательно должны присутствовать два свидетеля мужчины;
- при заключении брака и невеста, и жених должны дать согласие на брак по доброй воле при условии соблюдения их свободного выбора;
- соглашение брачного союза должно быть публичным;
- со стороны жениха должен быть выплачен или подарен свадебный подарок или махр;
- со стороны невесты должен присутствовать опекун, которым может стать ее отец, старший брат, дядя по линии отца. Лучше, если на церемонии никаха с обеих сторон будут присутствовать родители жениха и невесты, поскольку для заключения брака их обоюдное благословение очень необходимо. Если родители по объективным причинам не могут присутствовать во время обряда никаха, то муллу следует заведомо поставить в известность о том, что такое согласие по доброй воле имеется и у первой, и у второй сторон, и ему важно предоставить письменное согласие;
- У невесты, если она была до этого в браке, должен пройти период идды (срока когда она может выйти снова замуж).
При выборе даты проведения никаха, молодожены должны убедиться, что выбранный ими день не выпадает на время поста, что в это время не будет проходить Ураза. Весь обряд никаха занимает примерно час, поэтому время его проведения тоже следует оговаривать заранее, поскольку в мечети проходят намазы.
Мулла в течение никаха объяснит жениху и невесте, какие обязанности и права они приобретают, вступая в брак. Мулла должен убедиться, что молодожены – мусульмане, просит их прочесть шахаду, спрашивает их согласия на брак. После этого проводится проповедь, молодым говорят поздравления и читается молитва о том, чтобы вновь образованная семья была благополучной и богобоязненной.
В Священном Коране есть слова, касающиеся никаха, которые говорил Пророк Мухаммад ﷺ: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является бубен и голос», которые подразумевают, что прежде, чем молодожены смогут быть близки друг с другом, правильно будет, чтобы об их браке было объявлено публично. Если о браке объявлено публично, то сохраняется как достоинство и честь девушки, так и юноши. А уж в какой форме огласить и оповестить о бракосочетании будет правильным – это зависит от того, какие семейные традиции и формы существуют у разных народов.
Никах в мечети – приемлемая форма проведения никаха, поскольку она является наиболее традиционной. В мечети ваш никах пройдет в такой торжественной и праздничной атмосфере, какую никогда не получится создать дома, начало вашего брака ознаменуется умиротворением и покоем перед лицом Аллаха, осознанием важности ситуации.
Порядок и правила проведения никаха в мечети предписывают, чтобы невеста, будущая жена была в строгом платье, чтобы на ней обязательно был платок, можно одеть и вуаль, хотя покрытие лица не является обязательным требованием для проведения никяха. Жениху следует одеться красиво в новый нарядный костюм. В качестве гостей на никах приглашают родственников, для них после накрывают праздничный стол с угощениями. Женщины из приглашенных гостей должны также иметь на голове платок и одеты в подобающее платье. Имам произносит молодоженам слова благословения.
Никах, как и любое религиозное мероприятие, должно быть зафиксировано в специальной книге, которая имеется у имама, на проведение никаха нужно будет подать заявление, а также в мечети выдаются свидетельства о никяхе. Данные свидетельства, выданные в мечети не имеют юридической силы и не котируются гражданским правом в РФ, но там указаны имена мужа и жены, имена свидетелей, а также то, какой подарок был преподнесен невесте женихом и описано конкретное содержание махра, который жених купил невесте в подарок. Будущий муж должен купить свадебный подарок в соответствии с традициями общества и социальным статусом невесты, однако по Исламу будет лучшим небольшой махр, как это пришло из сунны Пророка Мухаммада ﷺ. Много интересной информации о мусульманском бракосочетании вы можете узнать в данных видео.
Помогите ,пожалуйста имам мечети не дает мне четкого ответа,я ему не верю.
Ситуация следующая,был никах при двух свидетелях,имам кто делал никах и мой опекун по телефону,который меня выдавал замуж и давал свое согласие на мое замужество.Проблема в том,что имам не спросил у нас является ли опекун мусульманином,так и поженил нас.Я мусульманка а мой опекун был христианином и отчимом,родной отец тоже был на тот момент,но мы незнали что опекун должен являться мусульманином если невеста мусульманка,нас имам не предупредил об этом.Пришла в мечеть кто заключал брак,на что я получила неоднозначный ответ,что да такой брак не действительный,НО т.к он проводил никах,то если даже меня выдал замуж опекун немусульманин говоря при этом слова,что \"я выдаю свою дочь замуж за такого-то\",то автоматически становится опекуном имамом,на что я не согласна.На что имам ответил мне,что не нужно моего согласия.как это понимать?
У меня нет доверия к такому имаму,что значит автоматически,а почему тогда при никахе согласие на мое замужество давал мой отец,а не имам,тогда согласте долден был дать имам.Я его попросила,чтобы он заново нам прочитал никах с мусульманином вали,которого я сама выбиру и чьей религии я доверяю,на что он сказал брак действителен,но я емумне верю.Просто я сначала пришла утром там был другой имам мужчина пожилой,он говорил совсем другое,что да нужно заново никах читать,а молодой имам говорит что все хорошо,так тоже можно.
Помогите пожалуйста разобраться
Большинство ученых считают, что никах без попечителя не будет действительным.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Женщина не выдает замуж женщину и не выдает замуж саму себя», а Абу Хурайра, передавая эти слова, добавил: “Любая женщина, выдавшая замуж саму себя, является прелюбодейкой”. Ибн Маджах, ад-Даракутни. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Каттан, имам Ибн Дакъиъуль-Идд, хафиз Ибн м Хаджар.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Какая бы женщина ни вышла замуж без дозволения опекуна, ее брак недействителен. Ее брак недействителен. Ее брак недействителен!» Аду Дауд, ат-Тирмизи. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Ауана, имам Ибн аль-Джаузи.
Ма‘къаль ибн Ясар рассказывал: «Когда-то я выдал свою сестру замуж за одного человека; и через некоторое время он развелся с ней, а по истечении положенного для нее срока ('идда) он снова пришел просить ее руки, но я сказал ему: “Я выдал ее за тебя замуж, сделал ее твоей женой и оказал тебе честь, ты же дал ей развод, а потом пришел просить ее руки! Нет, клянусь Аллахом, она никогда не вернется к тебе!” Однако он был неплохим человеком, да и женщина хотела вернуться к нему, а потом Аллах ниспослал аят, в котором сказано: “не препятствуйте им”, и тогда я сказал: “Сейчас я сделаю это, о посланник Аллаха!” Передатчик этого хадиса сказал: «И он снова выдал свою сестру замуж за него». аль-Бухари.
Имам аль-Багауи сказал: «В этом хадисе указание на то, что никах недействителен кроме как с согласия опекуна. И если бы эта женщина могла выйти замуж за него сама, то она не ждала бы согласия своего брата!» См. «Шарху-Ссуна».
Имам аль-Багауи также сказал: «Тексты хадисов о необходимости опекуна (при никахе) являются обобщенными, которые не делают никаких разграничений и конкретизации!» См. «Шарху-Ссуна».
Хафиз Ибн Хаджар писал: «Ибн аль-Мунзир говорил, что не знает в этом вопросе (необходимости опекуна) разногласий среди сподвижников!» См. «Фатх аль-Бари».
Хафиз Ибн Абдуль-Барр говорил: «Коран и Сунна указывают на то, что нет никаха без уалия, поэтому нет смысла у того, что противоречит этому!» См. «ат-Тамхид».
Что касается мнения ханафитскийх ученых, которые разрешают никах без вали, то даже они считают, что никах без согласия опекуна невесты действителен лишь в том случае, когда имеется совместимость («кафаат») между женихом и невестой. Под кафаатом подразумевается то, что они должны иметь схожий социальный, финансовый и религиозный уровень. Если парень значительно ниже девушки хотя бы по одному из этих критериев, то никах без согласия опекуна девушки действительным не будет. (Базль-уль-маджхуд. – Изд. Дар-уль-башаир).
Однако мнение большинства ученых сильнее и предпочтительнее.
Аллаху а’лям!
Что вы имеете в виду под вторым никяхом?
Если опекун невесты не может присутствовать во время заключения акта никяха, то ему разрешается назначить вместо себя заместителя, который выдаст замуж его подопечную. Это называется передачей полномочий или доверенностью. Уполномоченный называется заместителем попечителя.
Что касается акта бракосочетания по телефону и интернету, то ученые разошлись во мнениях относительно дозволенности этого. Некоторые ученые запретили это из-за отсутствия опекуна или свидетелей на одном месте. Некоторые из них запретили это в качестве меры предосторожности при заключении брака, дабы не оставалось сомнения в его правильности, потому что люди могут имитировать голос и прибегнуть к обману. А некоторые ученые разрешили заключать акт никяха посредством современных систем коммуникабельности, если исключается обман и манипуляции.
Аллаху а’лям!
В своей основе попечителем (вали) в никяхе должен быть отец невесты, если же его нет, то дед со стороны отца (отец отца), если его нет, то брат по отцу и матери, затем брат по отцу, затем сын брата по отцу и матери, затем сын брата по отцу, затем дядя со стороны отца (родной брат отца), затем его сын.
Если невеста не может найти опекуна из числа родственников, который имеет права выдать её замуж, то её выдает замуж кады (мусульманский судья). Если его нет, то замуж её выдаёт мухтасиб или председатель исламского центра. Если нет и его, то её выдает замуж имам мечети, или ученый, или справедливый мусульманин.
Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Правитель является опекуном того, у кого опекуна нет». Этот хадис привели Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
Не запрещается заключать акт никяха в мечети.
Аллаху а’лям!
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха без опекуна и двух благочестивых свидетелей» (Ибн Хаббан, Байхаки).
Аллаху а’лям!
Для действительности никяха не обуславливается мечеть или имам, однако обуславливается присутствие опекуна, наличие двух праведных свидетелей, и акт никяха, заключаемый между опекуном невесты и ее женихом.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха без опекуна и двух благочестивых свидетелей» (Ибн Хаббан, Байхаки).
Аллаху а’лям!
Родственник со стороны матери не может выступать в качестве опекуна в никяхе.
Аллаху а’лям!
Если вы мусульманка, то можете выходить замуж только за мусульманина, при этом никях является обязательным, дабы ваши связи не были прелюбодеянием.
Опекуном невесты-мусульманки должен быть только мусульманин, что касается христианки, то разрешается ее отцу-христианину быть опекуном своей дочери-христианки в никяхе.
Акт никяха заключают между опекуном и женихом по согласию невесты.
В своей основе попечителем (вали) в никяхе должен быть отец невесты, если же его нет, то дед со стороны отца (отец отца), если его нет, то брат по отцу и матери, затем брат по отцу, затем сын брата по отцу и матери, затем сын брата по отцу, затем дядя со стороны отца (родной брат отца), затем его сын.
Если невеста не может найти опекуна из числа родственников, который имеет права выдать её замуж, то её выдает замуж кады (мусульманский судья). Если его нет, то замуж её выдаёт мухтасиб или председатель исламского центра. Если нет и его, то её выдает замуж имам мечети, или ученый, или справедливый мусульманин.
Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Правитель является опекуном того, у кого опекуна нет». Этот хадис привели Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
Для действительности никяха обуславливается, присутствие опекуна, наличие двух праведных свидетелей, и акт никяха, заключаемый между опекуном невесты и ее женихом.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха без опекуна и двух благочестивых свидетелей» (Ибн Хаббан, Байхаки).
Таким образом, вы должны заново заключить акт никяха, соблюдая все его условия и обязательства.
Аллаху а’лям!
В своей основе попечителем (вали) в никяхе должен быть отец невесты, если же его нет, то дед со стороны отца (отец отца), если его нет, то брат по отцу и матери, затем брат по отцу, затем сын брата по отцу и матери, затем сын брата по отцу, затем дядя со стороны отца (родной брат отца), затем его сын.
Если невеста не может найти опекуна из числа родственников, который имеет права выдать её замуж, то её выдает замуж кады (мусульманский судья). Если его нет, то замуж её выдаёт мухтасиб или председатель исламского центра. Если нет и его, то её выдает замуж имам мечети, или ученый, или справедливый мусульманин.
Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Правитель является опекуном того, у кого опекуна нет». Этот хадис привели Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
Аллаху а’лям!
В своей основе попечителем (вали) в никяхе должен быть отец невесты, если же его нет, то дед со стороны отца (отец отца), если его нет, то брат по отцу и матери, затем брат по отцу, затем сын брата по отцу и матери, затем сын брата по отцу, затем дядя со стороны отца (родной брат отца), затем его сын.
Если невеста не может найти опекуна из числа родственников, который имеет права выдать её замуж, то её выдает замуж кады (мусульманский судья). Если его нет, то замуж её выдаёт мухтасиб или председатель исламского центра. Если нет и его, то её выдает замуж имам мечети, или ученый, или справедливый мусульманин.
Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Правитель является опекуном того, у кого опекуна нет». Этот хадис привели Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
Аллаху а’лям!