Развод в исламе

развод в исламе

  1. Что такое талак?
  2. Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
  3. Развод без причины
  4. Процедура
  5. Виды разводов в Исламе
    1. Условия талак ар-раджи
      1. Положения при разводе талак ар-радж‘и (с правом возврата)
      2. Малое расставание
    2. Развод без права возврата - талак баин
      1. Большое расставание
      2. Как вернуть жену после тройного талака (окончательного развода)?
    3. Результаты от малого и большого расставания
    4. Тройной талак
    5. Развод во время месячных у женщины
    6. Талак аль бид‘и
  6. Развод в руках мужа - почему?
  7. Развод по инициативе женщины
  8. Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
    1. Пошутил о разводе
    2. Дал развод будучи в алкогольном опьянении
    3. Развод данный по принуждению
    4. Развод данный при смерти

Расторжение брака или развод в Исламе называется «талак» (talaq) и означает, что муж и жена прекращают семейные отношения, либо же решение о разводе вынес суд по той причине, что между супругами наладить отношения не представляется возможным или они имеют какую-то другую проблему, которая не может быть решена.

Как мусульманская религия подходит к вопросу развода

Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти - так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.

Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.

Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса | Женщины, 130 аят).

Расторжение брака или талак в Исламе разрешен, в аятах Священной Книги Коран и в хадисах дается разъяснение порядка совершения развода по Шариату. Однако дозволенность развода не означает, что развестись можно просто и легко в любую минуту.

Мусульмане понимают, что талак – это самое крайнее средство для решения семейных проблем, и Пророк Мухаммад ﷺ назвал талак самым неприятным для Всевышнего Аллаха из дозволенного, однако этот хадис считается слабым.

Развод без причины

Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».

Процедура

Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых  других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

Виды разводов в Исламе

Развод в Исламе может быть двух видов: талак баин и талак ар-радж‘и, то есть талак без права возврата и талак с правом возврата.

талак в исламеТалак ар-раджи или развод с правом возврата представляет собой такой вид, по которому мужчина имеет право вернуть жену до окончания периода идды -  срока, который женщина выжидает, не выходя замуж, после прекращения брака по причине развода.

Если мужчина развелся с женой, сказав ей слова, указывающие на развод, такие, как «Ты мне не жена!», то вернуть жену такой мужчина может, не дожидаясь окончания идды – нового заключения брака в таком случае по Шариату не требуется, махр выплачивать не нужно. В таком случае желание женщины не принимается во внимание.

О таком разводе с правом возврата жены до окончания идды, то есть о талак ар-радж‘и, рассказывается в 228 аяте суры аль-Бакара: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения. Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах - Могущественный, Мудрый».

Также этот вопрос поднимается в истории, описывающей определенный эпизод из жизни Пророка Мухаммада ﷺ: риваят от Умара ибн Хаттаба гласит, что со своей женой по имени Хафса Пророк Мухаммад ﷺ развелся, но после этого явился ангел Джибрил и сказал Пророку Мухаммаду ﷺ: "Верни свою жену Хафсу, поскольку она часто держит пост и совершает много намазов". И Пророк Мухаммад ﷺ после этого вернул свою жену Хафсу.

Условия талак ар-раджи

Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:

  1. развод должен быть четко сформулирован произнесением определенных слов: мужчине следует сказать прямо и четко своей жене: «Ты разведена»;
  2. если мужчина использует вместо четкого произнесения о совершении развода какие-то завуалированные выражения, то ему нельзя использовать в своих словах частицы, которые усиливают фразы, указывая на окончательный разрыв супружеских отношений – это наличие таких фраз, как «С этого момента ты отвечаешь за себя сама!»;
  3. мужчина не должен использовать в своих словах усилительные частицы и фразы, так как они могут привести к окончательному и безвозратному разводу, то есть талак баин;
  4. число «три» или «третий» мужчина не должен произносить в своей речи, а также числа больше трех, поскольку максимум двукратным является развод талак ар-радж‘и, а все, что имеют число больше, являются безвозвратными разводами.

Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.

Положения при разводе талак ар-радж‘и (с правом возврата)

  • При разводе талак ар-радж‘и у мужчины уменьшается право на развод, поскольку если однажды мужчина своей жене уже дал первый развод, то ему остается всего лишь два неиспользованных права на развод, третий из которых будет окончательным;
  • жену вернуть мусульманин при первом разводе может только до того, как окончится срок идды – тогда брак не нужно будет заключать еще раз, как не нужно будет и выплачивать махр. В этом вопросе не принимается во внимание желание женщины или нежелание вернуться в семью: мужчине достаточно сказать своей жене «Я тебя вернул», или вступить с ней в половую близость, и после этого она вновь будет считаться его женой;
  • если один из супругов умрет при первом разводе, правом наследования будет обладать также его жена;
  • до завершения срока идды махр не возвращается.

У развода типа талак ар-радж‘и в исламе существует особый сакральный смысл - супругам, которые первый раз подошли к мысли о разводе в пылу гнева или в результате супружеской ошибки дается возможность, пересмотреть свой взгляд на брак и вернуться друг к другу.

Малое расставание

Байнуна ас-сугра или малое расставание представляет собой такой вид развода, при котором мужчина может вернуть свою жену путем заключения повторного брака и выплаты махра. Если развод имеет вид байнуна ас-сугра, то брак считают не расторгнутым окончательно, и если мужчина развелся со своей женой по типу развода талака ар-раджи один раз или дважды, но вернуть жену до идды он не смог, то у него остается еще третий шанс на то, чтобы вернуть жену с помощью заключения повторного брака и выплаты махра. В такой ситуации у мусульманского мужчины еще не израсходовано третье супружеское право на развод.

Развод без права возврата - талак баин

Этот вид развода не дает права мужчине вернуть назад свою жену и продолжить семейную жизнь этим супругам. Разведенная женщина должна выйти замуж за другого мужчину и в случае ее непреднамеренного развода с ним, она может выйти повторно замуж за прежнего мужа, который ей должен будет также выплатить брачный подарок (махр).

Большое расставание

Байнуна аль кубра или большое расставание представляет собой такой вид развода, когда расставание супругов считают окончательным, а супружеское право мужчины на трехкратный развод исчерпано. Мужчина каждый месяц после месячных дает развод или за один раз дает трехкратный развод (тройной талак). После байнунат аль кубра воссоединиться супруги уже не могут. Чтобы сделать это, им нужно выполнить все, поставленные для данного случая шариатом, условия о которых речь пойдет ниже.

Как вернуть жену после тройного талака (окончательного развода)?

В Исламе для тех мужчин, которые со своей женой развелись окончательно, но все еще хотят ее вернуть, условия ставятся достаточно жесткие, поскольку для Ислама брак – это святое и серьезное дело, и к нему следует относиться ответственно. Для мужчины, который свою жену любит, но позволил браку прекратить свое существование, в исламе уготовано тяжелое испытание – видеть, как его жена выходит замуж за другого мужчину, с которым живет полноценным браком. Но Всевышний Аллах оказал милость мусульманам, и окончательного запрета на брак для бывших супругов не существует в Исламе – если они все-таки хотят воссоединиться, у них такой шанс остается.

Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха в Суре «Аль-Бакара» 230 аяте, где сказано: "Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они (бывшие супруги) не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих".

Условия воссоединения после окончательного талака:

  • замужество с другим человеком для женщины с условием реального, а не фиктивного брака;
  • второй брак не должен заключаться с тем, чтобы затем развести супругов, то есть необходимо, чтобы супружеские отношения были полноценными;
  • брак с прежним мужем возможен при условии, если женщина остается одна в результате развода с настоящим мужем (три месяца) или его смерти (четыре месяца и десять дней);
  • при желании вновь заключить брак с бывшей женой мужчина должен выплатить махр. Такой пример приведен из истории о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, к которому обратилась бывшая жена Рифа‘а аль Курази, которая была разведена с ним тройным талаком, но потом изъявила желание вернуться к нему снова. Она спросила у Пророка Мухаммада ﷺ, возможно ли это, но Пророк Всевышнего ответил, что это невозможно до тех пор, пока у нее не будет интимной связи с ее нынешним мужем. Сказано это для того, чтобы обратить внимание мусульман, прибегающих к фиктивным бракам, которые называют «тахлиль», чтобы получить возможность снова вступать в брак. Такая практика противоречит законам Всевышнего Аллаха, и такие попытки обойти нормы, принятые в Исламе, просто недопустимы и запретны. Пророк Мухаммад ﷺ говорил следующее: «Сказать вам, кто наемный козел? Это тот, кто делает женщину дозволенной при помощи договорного брака. Аллах проклял и того, кто делает женщину дозволенной, и того, кому ее делают дозволенной». Всевышний Аллах проклинает и мужчину, которые прибегает к такому обману, и женщину, которая на это соглашается.

Результаты от малого и большого расставания

Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.

Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:

  • только один или два раза может состояться такой развод, и воссоединение супругов может быть только через повторный брак с выплатой махра;
  • поскольку при малом расставании брак не считают окончательно расторгнутым, то на мужчине будет лежать материальное обеспечение женщины, и женщина может, если хочет, остаться жить в доме мужа;
  • при байнун ас-сугра махр аль муаджаль требуется выплатить немедленно;
  • при байнун ас-сугра в случае смерти одного из супругов, другой право на наследование сохраняет.

Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:

  • супруги окончательно разведены, и право мужа на трехкратный талак использовано;
  • мужчина и женщина начинают становиться недозволенными друг для друга, им запрещено вступать в половые отношения, и воссоединиться они уже не могут. Для их воссоединения необходимо, чтобы женщина вышла замуж за другого мужчину, с которым прожила бы в его доме семейной жизнью, развелась или естественным путем овдовела, а после этого выждала идду;
  • пока не окончится идда, женщина имеет право на то, чтобы мужчина нес ответственность за ее материальное обеспечение, оставаться в доме мужчины до окончания идды, но она должна вести себя по отношению к мужу по-другому, не как супруга, а как совершенно чужая для него женщина;
  • право наследования при большом расставании аннулируется;
  • мужчина должен выплатить женщине необходимый махр аль муаджаль.

Тройной талак

талакВ Исламе различают развод, который соответствует Сунне, и такой, который противоречит Сунне.

Талак ас-сунни – развод, который совершают в соответствие с Сунной и Священной Книгой Коран. Такой развод происходит тогда, когда мужчина дает женщине однократный талак после того, как окончится каждый менструальный цикл, но в интимную связь с ней не вступает – то есть трехкратный талак будет израсходован не сразу, а постепенно, за три месяца. О том, что разводиться нужно в соответствие с этими правилами, говорил и Пророк Мухаммад ﷺв риваяте от Махмуда ибн Лябида, где рассказывается о том, как Посланник Всевышнего ﷺ, узнав, что мусульманин со своей женой развелся сказав талак сразу три раза подряд, разгневался и сказал: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». (Ан-Насаи).

Развод во время месячных у женщины

Также существует хадис, где сообщается о беседе Пророка Мухаммада ﷺ с Умаром, отцом Абдуллаха ибн Умара. Когда Пророк ﷺ узнал, что Абдуллах ибн Умар также своей жене дал развод во время месячных, он повелел его отцу передать сыну, чтобы вернулся и подождал, когда у жены пройдут месячные, а потом подождал, пока пройдут еще одни месячные, и если желание дать ей развод у него останется, то тогда он сможет это сделать, но не прикасаясь к ней все это время. В хадисах сказано, что во время месячных мужчине будет неправильным дать развод жене или дать ей трехкратный талак за один раз.

Причина того, почему во время месячных не следует дать развод жене, объясняется так: мысль о разводе приходит в голову мужа в момент гнева, когда он не может трезво рассуждать и мыслить о том, какое будущее ожидает его детей и его супругу. Когда муж стремится в пылу гнева дать сразу троекратный талак, с целью как можно скорее разводиться - с этого момента уже не будет возврата.

Супругам рекомендуется во время месячных не разводиться, в этой рекомендации подразумевается желание отсрочить расставание мужа и жены, так как есть шанс, что, когда они оба будут жить вместе и женщина будет находиться в состоянии чистоты, она будет более привлекательной для своего мужа, он может вновь воспылать к ней новыми чувствами и вернуться в свою семью. Но если же он дал трехкратный талак, он не сможет уже вернуться к своей супруге, даже если раскаяние его будет велико. Если же муж терпеливо после каждого месячного цикла, не прикасаясь к жене, дает по одному талаку, то его намерение и цель совершить развод выглядит твердым и непоспешным - это означает, что семейной жизни пришел конец, и решение мужа непреклонно.

Талак аль бид‘и

Такой развод противоречит всем тем принципам, которые содержатся в священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ. Неправильным согласно Сунне и Корану будет считаться развод, при котором муж за один раз расходует трехкратный талак. Также противоречит Сунне развод, при котором муж решит разводиться с женой после интимных отношений в срок чистого периода, а также, если талак дается во время менструального периода. Большинство ученых считает, что это грех, но такой вид развода является действительным. В доказательство этому можно привести риваят от Махмуда ибн Лябида ﷺ, где сказано, что один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ совершил трехкратный талак за один раз, и Пророку ﷺ не понравилось это, но Посланник Всевышнего ﷺ, по одной из версий, все равно посчитал действительным этот развод. Однако существует группа ученых, которые считали такой развод недействительным среди них, шейхуль-Ислам ибн Теймия, его ученик ибн аль-Кайим, из современных ибн Баз, ибн Усеймин и другие.

Развод в руках мужа - почему?

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

Развод по инициативе женщины

Ислам дает и женщине право получить развод, но при определенных условиях. Это могут быть такие случаи:

  • когда муж пропал без вести;
  • материально не обеспечивает свою жену;
  • не выполняет своих супружеских обязанностей;
  • после того, как брак был заключен, обнаружились у мужа какие-то недостатки, о которых он умолчал, либо он скрыл какие-то болезни.

Женщина в таких случаях может подать на развод в суд. Муж может сам наделить женщину правом принимать решение о разводе, тогда это будет называться «тафуид».

Муж может передать жене право на развод либо по своей воле, либо по просьбе самой супруги. И если муж такое право жене передал, то отменить свое решение он уже не сможет.

Развод в чрезвычайных и критических ситуациях

Муж является обладателем права на развод, он может воспользоваться этим правом в критических или чрезвычайных ситуациях. Это такие ситуации, как развод под влиянием выпитого алкоголя или данный в шутку, в состоянии болезни или под угрозой увечья или смерти.

Пошутил о разводе

Случай, когда развод сделан в шутку, сурово порицается Исламом, как и любое пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего Аллаха. Мусульманин должен быть рассудительным и серьезным в своей повседневной жизни, и если муж позволяет себе шутки в отношении вопросов религиозных, то это легкомысленное отношение к заповедям Аллаха, будет засчитано как пренебрежение самой к Исламу. Талак – религиозная заповедь, переданная через хадисы и аяты Корана, и если такое случилось, то такой развод ислам считает действительным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом: «Есть 3 вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после развода с возвратом или талак ар-радж‘и».

Поскольку практика разводов в шутку – явление, имевшее место задолго до современного Ислама, Всевышним Аллахом был ниспослан аят, в котором сказано: «Не считайте знамения Аллаха шуткой» (2:231).

Дал развод будучи в алкогольном опьянении

Случай, когда развод сделан в пьяном виде, тоже Ислам считает действительным, поскольку для развода мужу достаточно сказать одно или несколько слов, а Всевышний Аллах не снимает с пьяного ответственности за его дела и поступки. Обращаясь к мусульманам, Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что говорите» (4:43). По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, любой развод является действительным, «кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного».

В случае с разводом, данным в состоянии алкогольного опьянения, важно учитывать то, как человек вошел в это состояние: если такое состояние наступило в результате потребления продуктов дозволенных и естественных, то ученые придерживаются мнения, что развод такого человека не будет считаться действительным. А если человек опьянел в результате употребления запретных продуктов, то его развод будут считать действительным. Такими продуктами считают водку, вино, пиво, виски, гашиш и прочие наркотики.

Развод данный по принуждению

Случай, когда развод сделан под угрозой увечья или смерти, будет считаться недействительным - такого мнения придерживается большинство ученых, поскольку человек не хочет делать этого, а его заставляют. Доказательством такого положения можно считать слова Всевышнего Аллаха Священной Книге Коран: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но сохранял в сердце приверженность к вере. Гнев падет на того, кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание» (16:106). Муж, который под угрозой жизни или здоровью согласился на развод, может вернуться к своей супруге без каких-либо препятствий. Также доказательством этого, может служить хадис Пророка Мухаммеда ﷺ, в котором сказано: «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия».

Развод данный при смерти

Случай. Когда развод сделан в состоянии болезни, если муж находится в здравом уме, будет считаться действительным. Этот вопрос рождает также вопрос о том, может ли лишить наследства развод, который был дан в болезни. Если идда женщины не закончилась до того, как умрет муж, то она может получить наследство. Если же причина была лишить наследства жену, то такой развод не будет считаться действительным.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Задать вопрос

Обсуждение
Ассаламу алейкум. Если муж изменил жене и они развелись, должна ли жена возвращать махр?
Ярослав , 7 марта в 19:09, №60437
Ассалам алейкум!
У меня очень серьезный вопрос. Не по поводу меня. Мой муж развелся с первой женой. До развода они не жили более 6 месяцев. 2 месяца назад он дал ей 3 развода сразу по ее просьбе. Были свидетели ее родители. Неделю назад она сообщила ему что после развода, через 1 час и 30 минут у нее пришли месячные. Считается ли, что они разведены? Не хочу чтобы мой муж нагрешил.
anyutapryakhina2018 , 11 марта в 20:04, №60596
Здравствуйте. Год назад мы с мужем заключили никях. Но у него не было денег купить золотой браслет в качестве махра. И спустя год он так его не купил. Он уехал работать в другую страну и мы не виделись уже 9 месяцев. Последние месяцы часто ругаемся из-за всего. Он часто унижает меня и кричит. Последний месяц не прислал деньги на жизнь и кредиты(которые оформлены на меня) . Я сейчас без работы и денег,а он запрещает мне работать чтобы я могла обеспечить себя и детей от первого брака и платить кредиты .Как я могу развестись с ним?он не дает развод. Я уже не вижу ничего хорошего в этом браке.
skyfall-rose , 12 апреля в 15:37, №61894
Ассаляму Алейкум! Я вышла замуж не хотя этого, дала согласие из-за того что на меня давили. С момента замужества прошло пол года, и с первого дня я чувствую к мужу неприязнь и отвращение. Не хочется не смотреть на него, не разговарить, мне очень тяжело, часто нервничаю, незнаю как быть. В течении пол года каждый день ждала с мыслями что это только начало и все изменится, но ничего не меняется, наоборот хочется быть как можно дальше от него. Человек он неплохой , и притензий к нему нет , его тоже мне очень жалко, но я не представляю как мне дальше с ним жить. Его родня мне говорит что я должна терпеть ради Аллаха , что у меня нет имана раз я не могу это выдержать, говорят что такое часто бывает, все терпят и я тоже должна терпеть. Я не думаю что смогу построить семью вместе с ним, могу ли я развестись ? Будет ли на мне грех за это ?
amagomedova508 , 17 апреля в 17:28, №62115
Ассаламу ‘алейкум уа рахматуллахи уа барокятух! Слово талак, крутится в моей голове уже целые сутки, даже сон с этим словом увидел. Так как услышал глупую историю с использование тройного талак. Это слово не даёт покоя моей голове, крутясь в мыслях. Мы с моей женой очень любим друг-друга но это слово крутится в голове и ничего поделать не могу. Этого слова своей жене я не говорил но оно крутится в голове и в ее присутствии и без неё. Стараюсь отвлекать себя в эти моменты другими мыслями. Скажите, то что человек думает об этом слове, не может же стать фактом развода? Его же нужно произнести так, чтобы жена услышал его? Хотя жена моя даже не помнит как звучит это слово. Спасибо.
rass-21 , 18 апреля в 08:23, №62144
Ассаляму алейкум,действителен ли талак через смс?
adinaimuratalyeva , 7 мая в 11:55, №62834
Ассаламу аляйкум. У меня два вопроса.
1. С мужем не живём вместе уже почти 2 года, за это время не было интимной связи, в таком случае тоже тоже нужно развод давать каждый месяц после очищения?
2. Ушла от него из-за эмоционального подавления, принуждения, грубости, то что бывало, что поднимал руку и не обеспечивал. Есть ребёнок. Подала на алименты через светский суд. Не могу добиться от него развода. Ставит условия разные, я их выполняю, но обещанное слово не держит. За это время не обеспечивает, потому что считает, что я ушла добровольно и он имеет право этого не делать. Прав ли он? И прав ли он в том, что алименты которые я получаю, являются харамными?
the-lobo , 18 мая в 18:03, №63229
Здравствуйте!

Какие правила действительны, когда муж с женой развелись и жена была христианкой, не выждала срока 3 месяца( по неведению) но потом конвертировала в ислам. Возможно ли тогда опять выйти замуж за того же мужа? Какие правила действительны в этом случае ?
valeriasiadaya , 21 мая в 14:03, №63284
Ассалам алейкум. У меня вопрос.
С первым мужем жили вместе 1,5 года.после сильной ссоры, угрожающей жизни, Я ушла к маме. По телефону он несколько раз писал "Я подал на развод". "Делай что хочешь". Знаний относительно шариата было мало, поэтому спустя 2 года я снова вышла замуж. Живу уже 4 года. И меня начал беспокоить этот вопрос - считается ли мой нынешний брак действительным.

В дополнение Я всё же написала бывшему мужу чтобы тот дал мне талак, но он молчит. Просто игнорирует. Может ли кто-то развести нас (если брак не расторгнут) без его присутствия. Т.к. он точно не будет присутствовать
ddmm7558 , 26 мая в 11:55, №63422
Ассаляму Алейкум, у меня вопрос, после ссоры с мужем я уехала домой, решили развестись, но на тот момент он не дал мне "талак", но по приезду сюда мы поссорились и я сказала дай мне развод и он говоря ну раз хочешь то на написал трижды " ты больше не моя жена". Прошёл год и он хочет меня вернуть, считается ли такой развод полноценным?
gusenbudaev435 , 21 июня в 06:14, №63944
Уа алейкум ассалям!
Не должна
Консультант по учебной части , 8 марта в 11:20, №60454
Уа алейкум ассалям!
Вы можете обратиться к нашему преподавателю по фикху с подробным описанием вопроса. Это можно сделать в разделе "учиться"
Консультант по учебной части , 12 марта в 13:32, №60612
Ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если у женщины есть претензии по поводу поведения ее мужа, то она может обратиться к шариатскому судье и предоставить ему свою жалобу для рассмотрения, с целью развода по ее инициативе. И если судья признает это основание законным, то даст разрешение на расторжение никяха.

Сообщается от ибн Аббаса, что жена Сабита бин Кайса пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: "О Посланник Аллаха, я не упрекаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако, будучи мусульманкой, я не хочу совершать неверия в Исламе (по причине непокорности к мужу)!" Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, спросил её: «Вернешь ли ты ему его сад?». Она сказала: "Да". Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими от нее свой сад и дай ей развод!». Приводит аль-Бухари.

Разрешается вернуть мужу весь махр, либо меньше или больше его стоимости по договоренности между мужем и женой.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 12 апреля в 17:53, №61911
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Наличие любви не является главным условием семейных взаимоотношений.

Всевышний Аллах сказал: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра». Сура: Женщины (19).

Суть создания семьи заключается в том, чтобы супруги заботились друг о друге и уберегли себя от запретных связей с противоположным полом, а также для того чтобы продолжали свой род.

Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О молодёжь, пусть женится тот из вас, кто сможет нести бремя рас¬ходов (на содержание семьи), ибо (брак) в наибольшей степени способствует потуплению взоров и сохранению целомудрия. Тому же, кто не сможет (содержать семью), следует (соблюдать) пост, ибо для него это (будет подобно) холощению”». Этот хадис передал Ибн Маджах (1845).
Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и другие.

Сообщается, что Ма’къаль ибн Ясар сказал: «Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то мужчина и сказал: “О посланник Аллаха, мне очень понравилась одна красивая женщина, но она не может иметь детей, жениться ли мне на ней?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет!” Затем тот пришёл к нему во второй раз, но он запретил ему (это), и затем, когда он пришёл в третий раз, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Женитесь на любящих и рожающих, поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами!”» Этот хадис передали Абу Дауд, ан-Насаи и в «Сунан аль-Кубра», Ибн Хиббан, аль-Баззар, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ», и аль-Хаким, который сказал: «Достоверный хадис», и с ним согласился аз-Захаби.

Когда один мужчина сообщил Умару бин аль-Хаттабу, о том, что он желает развестись со своей супругой, Умар сказал ему: «Горе тебе! Разве дома держаться только на одной любви? А где же забота и добродетель?»

Если ваш муж не обижает вас, а напротив, заботится о вас и обеспечивает всем необходимым, в том числе пищей, одеждой и жильем, то нельзя жаловаться на отсутствие любви.

Однако, если речь идет о нарушении условий никяха, то вам лучше обратиться к муфтию или мухтасибу вашего района, который рассмотрит ваш вопрос более детально и вынесет окончательное решение по нему.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 17 апреля в 17:57, №62120
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если человек произнес слова, ясно указывающие на развод, будучи в здравом уме, и без принуждения, то развод считается действительным. Что касается мыслей о разводе или, хуже того, наущений, то они не являются разводом.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 18 апреля в 14:26, №62155
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Развод человека с его женой посредством письма, телефонного звонка или передачи через людей, считается действительным.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 7 мая в 14:04, №62838
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

1. Процедура развода по сунне начинается с того, что муж произносит один раз слова: «Ты разведена» и т.п. слова, когда женщина очистилась от менструации, после чего супруги не вступали в половую близость. После этого женщина выжидает срок три менструальных цикла (идда), по заверению которого она становится свободной от замужества. Для развода достаточно дать один развод, а поэтому не нужно давать развод каждый месяц.

2. Если у женщины есть претензии по поводу поведения ее мужа, то она может обратиться к шариатскому судье и предоставить ему свою жалобу для рассмотрения, с целью развода по ее инициативе. И если судья признает это основание законным, то даст разрешение на расторжение никяха.

Алименты взимаются для обеспечения ребенка, потому что отец обязан обеспечивать своего ребенка, даже если он живет отдельно от него.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 18 мая в 21:51, №63235
Вы знаете где находится шариатский суд в Дагестане? В частности в Кизляре
the-lobo , 19 мая в 06:56, №63240
Здравствуйте!

Ваш вопрос неясный! Не могли бы вы сформулировать его яснее?
Консультант по учебной части , 21 мая в 22:10, №63296
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Развод человека с его женой посредством письма, телефонного звонка или передачи через людей, считается действительным, а поэтому если человек произнес или написал слова, ясно указывающие на развод, будучи в здравом уме и без принуждения, то развод считается действительным.

Аллаху а’лям!

Консультант по учебной части , 26 мая в 14:23, №63432
Ассаляму 1алайкум ва рохьматуллох1, а как же история женщины. Которая попросила развод из за неприязни к мужу и Пророк алейх1и салляту ва ссалям одобрил ей это. Но сказал отдать махр
tolstaasana , 7 июня в 17:53, №63656
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если человек произнес слова, ясно указывающие на развод, будучи в здравом уме, и без принуждения, то развод считается действительным.

Что касается трехкратного развода, то с этим вопросом необходимо обратиться к муфтию (судье) вашего региона, дабы он разобрался в деталях произошедшего между вами.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 21 июня в 11:46, №63955
Здравствуйте. Мы с мужем женаты уже год. Но я хочу развестись. Мой муж хороший но есть один минус он жадный. Прошу на лекарство говорит нету денег потом, прошу денег на лечение нету денег или покупаем продукты один раз в месяц они заканчиваются я говорю вот надо купит а он нету денег потом. А когда ему надо на машину или на что то другое себе есть деньги. Я не знаю можно ли развестись за это ?
saidaabdukarimova , 27 июня в 06:07, №64071