Семья в Исламе
- Что такое семья в Исламе?
- Хадисы побуждающие к браку
- Продолжение рода и награда
- Удовлетворение физиологических потребностей
- Удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей
- Супруги в Исламе
Браку в Исламе уделяется большое внимание. В Исламе поощряется, чтобы человек, достигнув совершеннолетия, вступал в брак и заводил семью. Семья в Исламе – это важная часть жизни человека, к которой он должен быть готов, поскольку в браке мусульманину или мусульманке придется столкнуться с немалым количеством тягот и невзгод, а также возникнет необходимость обеспечивать свою семью всем, что необходимо для жизни, появится ответственность за супругу или супругу, детей и имущество.
Семья в Исламе – это способ оградить самого себя от запретного, избежать искушения в прелюбодеянии, застраховать себя от мыслей о посторонних женщинах или мужчинах, от всех тех нечистых мыслей, которые могут за этим последовать.
Семья в Исламе – это то что может в полной мере научить детей уважению к старшему поколению, заботе о младших членах семьи. Ислам считает семью самым главным источником таких важных мусульманских величин, как воспитание, уважение и любовь.
Семья в Исламе представляется маленьким обществом, которое состоит не только из мужа, жены и их детей – оно состоит и из родителей, и из тех близких родственников, которые участвую в семейной жизни.
Хадисы побуждающие к браку
Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ, который говорил в своем обращении к молодежи, что тем, у кого есть такая возможность, следует вступать в брак, поскольку брак делает человека целомудренным и удерживает от запретного. Тем же, кто не может завести семью, Пророк Мухаммад ﷺ советовал поститься, поскольку через пост можно достигнуть успокоения. Тем самым Пророк Мухаммад ﷺ указал на то, что завести семью следует для того, чтобы уберечь самого себя от совершения греха прелюбодеяния.
Обращаясь к мусульманской умме, Пророк Мухаммад ﷺ говорил, если будут приходить к вам те, религией и нравом которых вы останетесь довольны - выдавайте за них замуж своих дочерей, а если вы не станете поступать так - то по земле распространятся великие искушения и пороки.
Продолжение рода и награда
Создание мусульманской семьи и заключение брака влечет за собой важные социальные последствия. Мусульманин удовлетворяет свои потребности в продолжении рода. У супругов рождается ребенок, и это самая важная цель, ради которой создается семья в Исламе, благодаря чему они заслуживают довольство и благоволение Всевышнего Аллаха, поскольку рождение ребенка – это путь к сохранению человечества на земле, а это уже само по себе часть служения Аллаху.
Рождение ребенка – это повод заслужить любовь Пророка Мухаммада ﷺ, поскольку это увеличивает его мусульманскую умму. Аллах благословляет семьи, которые рождают детей и воспитывают их по канонам Ислама, поскольку праведные дети после смерти своих родителей возносят дуа, мольбы к Аллаху за своих родителей. Если дети умирают в раннем возрасте, то по Исламу за тех родителей, которые довольствуются волей Аллаха и проявляют терпение, ребенок проявит заступничество в Судный день, и об этом Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что такой ребенок «вводит в Рай» своих родителей.
Как только в семье рождаются дети, она переходит на новый уровень своего развития и берет на себя ответственность за то, каким станет будущее исламской уммы и общества, в котором живет мусульманская семья, членом которого станет ребенок, когда вырастет.
За ту заботу, которую проявляют родители о своих детях, они получат вознаграждение от Всевышнего Аллаха, как получат награду и за те благие дела, которые будут совершать в будущем их дети. Семья в Исламе – это большая ответственность перед обществом и мусульманской уммой за то, какое воспитание получили дети.
Мусульманское общество считает семью фундаментом всей нации, ведь самым первым местом, где дети обучается любви и уважению к традициям своего народа, является именно семейный очаг. Только в семье может быть заложен полноценный фундамент понимания важности выполнения своих обязанностей перед Аллахом, уважения и любви ко Всевышнему. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и в этом их стремлении формируется их характер, и в этом большую роль играют те взрослые, которые их окружают.
Удовлетворение физиологических потребностей
Еще одно важное социальное последствие брака в Исламе – это то, что брак реализует физические потребности человека, давая возможность мусульманам удовлетворить свои физиологические потребности именно в браке, таким образом избежать греховные и запретные по Исламу внебрачные отношения, что является поощряемым действием в Исламе.
Половой контакт между супругами в браке – это благое деяние, которое защищает супругов от сатаны, от греха и прелюбодеяния, но, как в любом другом аспекте удовлетворения физических потребностей человека, в этом вопросе человек должен понимать меру.
Удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей
Создание семьи по Исламу – это прямой путь к тому, чтобы обрести психологическое равновесие, гармонию в душе, теплоту и душевное спокойствие. Это напрямую связано также и с тем, что при заключении брака и создании семьи количество бытовых забот как у мужчин, так и у женщины сокращается, поскольку они начинают разделять их между собой. Женщине больше не нужно думать о своем материальном обеспечении, а мужчине больше не нужно беспокоиться о бытовых мелочах вроде уборки или стирки.
Брачный союз ведет к удовлетворению эмоциональных потребностей человека: человеку важно любить и быть любимым, ему нужен верный друг, и только в браке он сможет в полной мере испытать это чувство.
Сопротивляться нафсу, страстям и нечистым мыслям человеку намного легче, когда он создал семью, вступил в брак, поскольку, рождая детей и заботясь о них, у занятого своей семьей человека не возникают мысли о греховном: для него становятся важными совершенно иные вещи – наставить своих детей на путь истинный, обучить их, дать им все необходимое.
Супруги в Исламе
Семья в Исламе должна строиться на основании законов и правил шариата, которые описывают обязанности для каждого члена семьи. Муж и жена составляют основу семьи, и Посланник Аллаха ﷺ напоминал о том, что у мужа и жены есть друг перед другом обязанности.
Жена
Пророк Всевышнего ﷺ сказал, что в этом мире самое лучшее, что может приобрести себе человек – это достойного благонравного супруга или супругу. И каждый из супругов должен стараться стать именно таким для другого. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, ему любимее всего в мире женщины благочестивые – настолько же, насколько молитвы и благовония.
Когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос о том, какую женщину можно считать наилучшей женщиной, он ответил, что такой можно назвать ту, глядя на которую, радуется супруг ее, которая проявляет покорность во всем дозволенном своему супругу, просит ли он ее о чем-то или приказывает ей, и если у мужа по отношению к чему-либо позиция отрицательная, то его жена придерживается такого же мнения, как и муж.
Жена в Исламе имеет ряд обязанностей перед мужем.
- Она должна мужа уважать и любить, в ее обязанности входит вести хозяйство и воспитывать детей, а также во всем помогать своему мужу.
- В обязанностях жены в Исламе – экономное ведение семейного хозяйства, ей не следует транжирить деньги мужа, а также просить у супруга, что он не в состоянии сделать – в ее обязанностях покорное довольствование тем, что дал ее семье Всевышний Господь.
- Жена должна понимать, что обеспечение семьи - нелегкое бремя, которое лежит целиком на плечах супруга, и поддерживать его во всем, уважать его мнение и проявлять покорность, быть другом мужу даже в нелегкое для супругов время. Но даже если в какой-то период жизни муж не способен в полной мере обеспечить семье безбедное существование, жена не должна упрекать мужа в этом.
- Жена в Исламе не должна на повышенных тонах разговаривать со своим мужем, повышать голос на него.
- Если женщина хочет использовать косметику и духи, она должна делать это только для своего мужа.
- В обязанностях жены в Исламе – беречь свою честь и быть привязанной к дому, выполнять пять намазов, которые являются обязательными в течение дня, соблюдать пост на Рамадан.
Муж
- Муж к жене должен относиться мудро, дипломатично и нежно, он должен учитывать ее слабости. В семейных обязанностях мужа – забота о материальном благополучии семьи.
- Мужчина перед женой в Исламе имеет следующие обязанности: он обязан любить жену и хорошо к ней относиться. Тех мужчин, которые обращаются хорошо со своими женами, Пророк Мухаммад ﷺ назвал лучшими.
- Еще в обязанности мужа в Исламе входит зарабатывания средств халяль, то есть таких, которые разрешены шариатом, с помощью этого заработка он должен обеспечивать свою семью тем, что необходимо для жизни, то есть питанием и одеждой. Когда Пророку Мухаммаду ﷺ задавали вопрос о том, какие права женщин следует соблюдать мужчинам, он ответил, что если мужчина сам ест, то должен накормить жену, если мужчина покупает одежду себе, то должен купить одежду и своей жене.
- Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что мужчина не должен бить жену по лицу, не должен ее обзывать и ему не следует оставлять супругу одну дома, если в семье произошел конфликт.
- Важнейшей обязанностью мужа в Исламе является то, что он должен помогать своей семье выполнять предписания религии Ислама.
- Недопустимо по Исламу, чтобы муж был со своей женой жестоким или грубым, он должен обращаться к ней мягко. И даже если у жены есть какие-то черты характера, которые не нравятся мужу, он должен радоваться другими чертами ее характера, которые ему нравятся. В обязанности мужа в Исламе входит относиться к недостаткам своей жены терпеливо и снисходительно. И если у жены плохое настроение, то он должен стараться развлечь ее и поднять ей настроение, но всегда помнить о своем достоинстве.
- При всем своем хорошем отношении к жене, мягкости и терпеливости, муж не должен упускать из виду те ошибки, которые может совершить жена или какие-то действия, которые могут привести к нехорошим последствиям, и в обязанности мужа входит уделять этому внимание, сказать об этом и ревностно относиться к поведению своей жены.
- Муж не должен скупиться, расходуя деньги на свою жену, но и не должен относиться расточительно к тратам.
- Семейные обязанности мужа в Исламе включают в себя и то, что муж должен обучать жену религиозным вопросам, а если жена ленится выполнять свои религиозные обязанности, то муж должен напоминать ей, какое наказание Аллаха последует за это.
Обязанности супругов, как родителей
В семье родители должны выполнять обязанности, установленные Исламом. Им необходимо одинаково относиться как к родившемуся мальчику, так и к родившейся девочке, поскольку ребенок – это дар, посланный семье Всевышним.
Родители в Исламе несут ответственность перед Всевышним Аллахом за то воспитание, которое получит их ребенок. Родителям желательно прочитать новорожденному ребенку в левое ухо Икамат, в правое ухо Азан. Имя своему ребенку родители должны дать достойное мусульманское, поскольку Посланник Всевышнего ﷺ говорил, что в день Страшного Суда каждого человека будут вызывать как по его собственному имени, так и по имени его отца.
Сунна заключается в том, что родители должны в честь рождения ребенка принести в жертву барана, потому что Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что ребенок является для семьи даром, который ниспослан в обмен на животное, и это животное следует приносить в жертву на седьмой день.
Родители в Исламе обязаны вырастить своего ребенка и физически, и духовно здоровым. Они не должны кормить ребенка пищей запретной, которая представляет собой харам, а также злоупотреблять физическими мерами в их воспитании, не баловать, но и не применять жестокие методы наказания.
Родители в Исламе обязаны научить детей выполнять религиозные обязанности: ребенок должен выполнять намаз, как только достигнет возраста семи лет. Также родители должны обучить своих детей какой-нибудь профессии, с помощью которой они могли бы зарабатывать себе на жизнь. По словам Али ибн Абу Талиба, родители должны растить своих детей не только для времени настоящего, но и для грядущего.
Со стороны детей в семье также существует ряд обязанностей, но основной обязанностью для них является почитание своих родителей. Особое внимание в Исламе и в мусульманском обществе уделяется отношению к матери. Ведь Рай находится под ногами матерей. В Исламе по отношению к матери принято проявлять терпение и доброту, почтение и милосердие.
Спасибо!
Обратитесь к частому поминанию Всевышнего. Аллах говорит в Коране: "Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?" (Коран, 13:28)
А также: "А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым" (Коран, 20:124)
Пусть Всевышний наполнит Ваше сердце радостью и желанием совершать благие дела!
Ученые единодушны в том, что мусульманин обязан проявлять добродетель к своим родителям и поддерживать родственные узы с ними, так как Всевышний Аллах сказал: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям» Сура: Лукман (14).
Если ваш переезд в другую страну является желательным, когда вы способны выполнять религиозные обязательства в своей стране, то необходимо получить разрешение родителей на переезд.
Если же мусульманин не может исполнять свои религиозные обязательства в стране неверных, как намаз, пост и другие, то обязан переселиться туда, где сможет исполнять это, даже без разрешения родителей.
Аллаху а’лям!
Если у женщины есть претензии по поводу поведения ее мужа, то она может обратиться к шариатскому судье и предоставить ему свою жалобу для рассмотрения, с целью развода по ее инициативе. И если судья признает это основание законным, то даст разрешение на расторжение никяха.
Если жених скрыл серьезный недостаток своего здоровья, который негативно сказывается на супружеской жизни, то женщина имеет право требовать от него развод.
Вам следует призывать дочь и объяснять ей истину в меру ваших сил и знания.
Всевышний Аллах сказал: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» Сура: Пчелы (125).
Аллаху а’лям!
Мнения ученых по поводу родственников, с которыми необходимо поддерживать связь, разделились на три:
1- Это махрамы, то есть те, которым запрещается заключать брак друг с другом.
2- Это те, кто наследуют друг другу.
3- Это люди одной родословной, равно наследуют друг другу или нет.
Последнее мнение более предпочтительное, потому что в хадисе передается со слов Бахза ибн Хакима, сообщившего со слов своего отца о том, что его дед как-то сказал:
«О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я проявлял к нему доброту?” Он сказал: “Твоя мать”. Я сказал: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. Я сказал: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. Я (сно¬ва) сказал: “А кто потом?” — (и тогда) он сказал: “Твой отец, и затем твои ближайшие родственники по мере родства”». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад», Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким.
Если вы способны исправить положение того, кто издевается над вами и вашей религией, то должны поддерживать с ним родственные узы. Если же от этого человека вам исходит явный вред, то разрешается покинуть его на столько, сколько необходимо для исправления его поведения в отношении вас и религии.
Аллаху а’лям!
Родословная человека по шариату - это отношение ребенка к своему отцу, как это известно из слов Всевышнего: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими». Сура: аль-Ахзаб (5).
Таким образом, если брак между вашим отцом и вашей матерью был законным, то ваша родословная будет связана с вашим отцом, если только отец отказывается от ребенка из-за обвинения в прелюбодеянии своей жены.
Если же отец отказывается от своего сына необоснованно, то он совершает грех. В хадисе, который передал ат-Тирмизи сказано: «Любой мужчина, который отказывается от своего ребёнка, глядя на него, будет отделён от Всевышнего Аллаха завесой, и Аллах опозорит его в присутствии первых и последних!».
Если отец не желает устанавливать ваше происхождения, то, вам разрешается в документах относиться к вашей матери и ее родословной, наряду с призывом вашего отца признать отцовство.
Аллаху а’лям!
Двусмысленные слова, как: «между нами все закончено, ты свободна и т.п.» будут словами развода, если произнесены с намерением развода, в противном случае разводом не являются.
Аллаху а’лям!
В позволительности оральных ласок нет единогласного мнения ученых. Что касается нечистых выделений во время возбуждения, то запрещается прикасаться к ним ртом.
Для тех, кто занимается этим делом, не секрет, что это может привести к некоторым заболеваниям, и чтобы узнать о них больше, вы можете проконсультироваться у профильных врачей.
Аллаху а'лям!
Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Любой (человек), который объявляет себя сыном не своего отца, зная, что (на самом деле) это (не так), обязательно является неверным, что же касается заявляющего о своей принадлежности к тому народу, с людьми которого у него нет родственных связей, то пусть он (приготовится) занять своё место в огне». Этот хадис передали аль-Бухари в своём «Сахихе» и «аль-Адабуль-муфрад», Муслим.
В версии этого хадиса, которую приводит Муслим сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Любой утверждающий, что он является сыном не своего отца, зная об этом [То есть: зная о том, что на самом деле это не так], неизбежно впадает в неверие…».
Шейх Бакр Абу Зайд сказал: «Причисление человека себя к своему отцу, наилучшим образом указывает на его происхождение и его отличие. Ведь отец – это глава семейства, который проявляет заботу о нем». См. «Тасмия аль-маулюд» 30.
Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот, кто причислил себя не к своему отцу, на том проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» Ибн Маджах. Хадис достоверный.
Аллаху а’лям!