Дуа за умершего
Одним из самых распространенных вопросов касается дуа за умершего мусульманина, можно ли читать дуа Всевышнему за покойного и какое, а также правда ли то, что мольбу Всевышнему Аллаху за умерших немусульман мы читать не можем?
Слушать и скачать дуа (приведенное слева на фотографии):
По значимости дуа, которое читают праведные дети умершего мусульманина, обладает такой же силой, как и чтение Корана за умершего, и не только если будет читать дуа или Коран близкий ему человек или его ребенок – любой человек, который будет читать дуа за умершего, может своими мольбами испросить для него прощение. Величина награды не зависит от того, дома ли читают дуа за умершего или его произносят в мечети. Сунной является посещение могил умерших мусульман, и чтение дуа за них.
Дуа за умерших немусульман
Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.
В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.
По свидетельству Али ибн Абу Талиба, он присутствовал в один из дней при том, как один мусульманин испрашивал для своих родителей прощение, а родители его были многобожниками. Когда же Али указал ему на это, мусульманин ответил, что Пророк Ибрахим тоже испрашивал прощение за своего отца, хотя тот был многобожником. Али ибн Абу Талиб рассказал Пророку Мухаммаду ﷺ об этом случае, и Пророку был ниспослан аят, в котором говорилось, что просить прощения для многобожников, даже если они и являются родственниками, не следует ни мусульманам, ни самому Пророку Мухаммаду ﷺ, поскольку за это они станут обитателями Ада.
Дуа за умершего мусульманина
За умершего мусульманина можно делать дуа и после его смерти. Если до своей смерти отец мусульманин намеревался выполнить ради Аллаха что-то, держать пост или совершить Хадж, то его сын мусульманин может совершить это за него, если отец не успел это сделать и умер. От Абдулла ибн ‘Аббас передается, что когда женщина из Джухейны пришла к Пророку ﷺ и рассказала о своей матери, которая намеревалась совершить хадж, но не успела этого сделать и умерла, мусульманка задала вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ, «Могу ли я за мою мать совершить хадж?». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ей, что точно так же, как дочь платила бы за мать, будь у той долг, дочь может совершить за мать хадж, потому что ее обязательство перед Всевышним Аллахом – это долг перед Господом, и Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы долг мусульманина выплатили ему. Этот случай приводится в хадисе, переданном Бухари.
Также в хадисе, переданном Муслимом и Бухари, Пророку ﷺ сказал один человек о своей матери, что та умерла внезапно, но она раздавала бы милостыню, если бы могла. Затем человек спросил, получит ли его мать награду, если он будет вместо нее раздавать милостыню. Пророк Мухаммад ﷺ ответил утвердительно.
Слушать и скачать дуа (приведено слева на фотографии):
Несомненную пользу за умершего мусульманина приносит дуа, которое произносит его родственник. В Коране приведены слова Всевышнего о том, что «те, которые пришли после них» молили Всевышнего простить их и их братьев, «которые уверовали раньше нас» (сура Аль-Хашр (Сбор), 10-й аят). К дуа за умершего, которые можно произносить, моля Господа о прощении, относят и молитву джаназа.
Лучше всего, если за праведного умершего молится будут его праведные дети. Пророк Мухаммад ﷺ говорит в хадисе, переданном Ахмадом, ибн Маджа и другими от Абу Хурайры, что умершего мусульманина, за которого его ребенок произносил дуа, испрашивал у Господа прощения, будут в Раю возвышать степенью.
Дела приносящие награду после смерти
Не только дуа за умершего принесет пользу самому покойному, но другие поступки могут принести ему пользу. Самую большую пользу приносит умершему то, что он совершил при жизни - его деяния, результат от которых продолжает приносить свои плоды (садака аль джария). Как говорил Анас ибн Малик, Посланник Всевышнего ﷺ рассказывал, что за покойным на кладбище последует трое – его члены семьи, имущество, которым он владел, а также его дела, которые он совершил при жизни. Назад с кладбища после похорон вернутся только двое: члены семьи его и его имущество, а дела, которые он сотворил, останутся с ним. Этот случай приводится в хадисе, переданном Муслимом и Бухари. Те благодеяния, которые совершает праведный ребенок покойного родителя будут приносить умершему саваб, причем награда самого ребенка не уменьшится от этого, потому что ребенок – это то, что приобрели родители. Как сказал Пророк Мухаммада ﷺ в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, из всего, что использовал человек, лучшим является все, что он заработал, а ребенок тоже относится к тому, что он приобрел.
Еще одно благо, которое совершит умерший, и которому это благо принесет пользу не меньше, чем если будет прочитано за него дуа, это те знания и умения, которым он обучил при своей жизни, и все то, что он дал людям и чем они будут пользоваться после его смерти. Об этом также говорил Пророк Мухаммад ﷺ, что после того, как умирает человек и все его дела прекращаются, не прекращаются только действие его милостыни, его знаний, которые он передал людям и они могут ими пользоваться, и его праведные дети, которые станут молиться Всевышнему Аллаху за него и произносить дуа за умершего.
Скачать и слушать дуа приведенное слева на фотографии:
Мусульманин может перед своей смертью завещать свое наследство истратить на благие дела, и тогда после смерти мусульманин получит вознаграждение. Такими делами может стать строительство мечети, дорог и мостов, колодцев и водопроводов – всего того, в чем нуждаются люди. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, перечислены те деяния, которые приносят после смерти пользу умершего, в этом ряду: праведный сын, которого оставил после себя на земле умерший и который читает дуа за него, это Коран, который он передал по наследству своим потомкам, это дом или мечеть, который он оставил людям после своей смерти, это река, которую умерший провел, сюда входят также колодцы, родники, которыми будут приносить людям пользу, а еще это милостыня, которую раздавал умерший, когда был здоров и полон сил.
За умершего мусульманина может читать дуа и просить не только человек, но и совершить поступки для его блага. Если умерший мусульманин до своей смерти принес обет, пообещав пожертвовать какое-то богатство, то если после его смерти его сын принесет такое жертвоприношение или совершит хадж, который обещал совершить его отец, это тоже пойдет на пользу покойному.
Какие дуа читают?
«Аллахумма, абду-кя ва-бну ама-ти-кя…», и в этом дуа говорится о том, что умерший мусульманин нуждался в милосердии Всевышнего, но сам Всевышний в его страданиях не нуждается, и высказывается мольба: «Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» или «Аллахумма-гфир ля-ху…», и в этом дуа говорится просьба к Всевышнему простить того, кто умер, помиловать его и избавить: «…и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!».
Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (слева на фотографии):
Слушать и скачать дуа за умершего ребенка (внизу на фотографии):
Кроме того будет хорошо, если человек скажет: «О Аллах! Сделай (так, чтобы смерть этого ребенка явилась) причиной воздаяния, которое будет ждать (в Раю) его родителей (то есть: помоги им терпеливо перенести эту утрату в надежде на Твою награду в мире вечном), а сам он стал бы для них запасом и заступником, ходатайство которого будет принято. О Аллах! Утяжели им весы их, и увеличь за него их награды, и присоедини его к праведным верующим, и помести его под опеку Ибрахима, и упаси его по милосердию Своему от мук Ада, и даруй ему (в Раю) дом лучше его дома и семью лучше его семьи. О Аллах! Прости наших предков, наших детей и тех, кто уверовал раньше нас».
Скачать и слушать аудио в mp3 пожелание (дуа) на фотографии ниже:
3 дня назад в день Хайита умер мой отец. Уснул и не проснулся.
Скажите пожалуйста, что я как дочь могу для него сделать, чтобы ему было хорошо ?
Он выпивал при жизни, но тем не менее был добрейший человек, спасал жизни людей, не делал никому зла. Ну вот была у него такая пагубная привычка. Я очень хочу просить прощение за это.
А ещё я очень хочу, чтобы папа был доволен мной, я не успела при жизни ему сказать как сильно я его люблю, последнее время я часто ему грубила , я хочу получить его прощение.
Подскажите пожалуйста у нас умерла бабушка, и по нашим традициям мужчины возле дома сидят три дня. Когда приходят мужчины садятся и начинают читать, а некоторые не могут читать и просят нас об этом, но я тоже не знаю что нужно прочитать, подскажите пожалуйста как правильно?
Один раз сура Аль-Фатиха и три раза сура
Аль-Ихлас или ещё что-то?
Подскажите пожалуйста, такая ситуация: У моей знакомой умерла её бабушка, которая была мусульманкой. Все её родственники православные, и соотвественно, похоронили её по своим традициям. Вопрос такой: может ли она сейчас что либо сделать, дабы проводить её по канонам Ислама? И могу ли я, будучи мусульманином, но не являющимся её родственником, читать за нее Дуа?
Как правильно не знаю и вообще я запуталась. Помогите.
У нас умер отец. Читал намаз, не пропускал. Выпивал. Как то приснился ему страшный сон, про муки в аду. Долго не пил, боялся. Перед смертью сгубился. Сам говорил как так произошло, я не хотел, скал мне на конуне смерти. Утром искал дозу алкоголя не нашёл, Аллах уберёг, хотя везде лежало на видном месте. Лег и умер.
У меня брат младший верующий. Я наверно считаюсь не мусульманкой если вышла замуж за христианина .
Родня вокруг с наставлениями и обычаями. Все мне говорят мне собирай родню по определенным дням, для чтения молитвы, брат говорит нет у мусульман определенных дней для сбора. Я говорю можно собираться и читать в любой день, от этого плохого нет ничего. Брат говорит накорми людей веруюих в мечети, так правильнее будет.
Как быть? Можно собирать родню, соседей для чтения молитвы за папу? Мне можно за него молится и просить лучшей жизни на том свете? Или я не мусульманка считаюсь уже, неверная. Слезы на глазах.
Наибольшую пользу родителям, которые умерли мусульманами, приносит мольба их праведного ребенка, просьба об их прощении и ниспослании им милости Всевышнего Аллаха.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Этот хадис привели Ахмад и Муслим.
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Умершего после его смерти возвышают в степени. Он говорит: “О мой Господь, за что это?” Ему отвечают: “Твой ребёнок просит для тебя прощения”». Это сообщение передал аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад».
Также предпочтительно давать милостыню за родителей.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она была могла говорить, то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если я сделаю это за неё?”, – (и в ответ ему) он сказал: “Да”». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат».
А также, если ваши родители не успели совершить паломничество (аль-Хадж) или на них остался долг поста, то вы можете исполнить эти виды поклонения за них.
Аллаху а’лям!
Является нежелательным хоронить мусульманина в гробу без видимой на то причины. Если же в этом есть необходимость, как захоронение тела в зыбкой почве, либо тело обгорело, или разлагается, либо есть опасность распространения инфекции, то разрешается хоронить в гробу.
Аллаху а’лям!
Во-первых, неправильно называть какие-либо места «святыми», даже если эти места были увековечены историческими событиями.
В русском языке слово «святой» означает личность, особенно чтимая за благочестие и праведность. В арабском языке есть эквивалент этому слову «мукаддас», которое означает чистый. А поэтому это слово разрешается применять в отношении Корана, Посланника Аллаха и особых мест, как Мекка и Шам.
Во-вторых, в Исламе посещение узаконено только для могил, но при этом запрещается путешествовать к определенным могилам. Исключением является путешествие с целью посещения лишь к трем мечетям (аль-Харам, мечети Пророка и аль-Акса).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Держать путь можно только к трем мечетям: Священной мечети (в Мекке), этой моей мечети (в Медине) и мечети «Аль-Акса» (в г. Аль-Кудс). Аль-Бухари и Муслим.
Аллаху а’лям!
Наибольшую пользу родителям, которые умерли мусульманами, приносит мольба их праведного ребенка, просьба об их прощении и ниспослании им милости Всевышнего Аллаха.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Этот хадис привели Ахмад и Муслим.
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Умершего после его смерти возвышают в степени. Он говорит: “О мой Господь, за что это?” Ему отвечают: “Твой ребёнок просит для тебя прощения”». Это сообщение передал аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад».
Также предпочтительно давать милостыню за родителей.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она была могла говорить, то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если я сделаю это за неё?”, – (и в ответ ему) он сказал: “Да”». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат».
А также, если ваши родители не успели совершить паломничество (аль-Хадж) или на них остался долг поста, то вы можете исполнить эти виды поклонения за них.
Аллаху а’лям!
Разрешается просить Аллаха о мирских благах для живых неверующих людей, как здоровье, и разрешается просить Его об их наставлении на прямой путь.
Что касается того, кто умер, будучи немусульманином, то запрещается просить за него что-либо.
Всевышний сказал: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада». Сура: Покаяние (113).
Аллаху а’лям!
Если вы имеете в виду чтение Корана над мертвым или над его могилой, то это является новшеством. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники не читали Коран на могилах.
Если же вы имеете в виду чтение Корана с намерением подарить награду за чтение усопшему, то не следует это делать, так как нет конкретных доказательств на это, кроме аналогии.
Аллаху а’лям!
Подскажите пож-та! Умерла мама внезапно ДТП нас 3 - е детей, хотим на памятнике 3 розы арнамент сделать и суру, какую для мамы суру желательно написать на арабском?
Запрещается хоронить умершего мусульманина, на кладбище немусульман, без джаназа-намаз, не омывая его и не облачая в саван, так как омовение и окутывание его в саван обязательно, и если его похоронят без омовения, то его эксгумируют и обмывают, если только нет опасений, что его тело разложится.
Что касается мольбы за усопшую, то вы можете просить Аллаха об ее прощении.
Аллаху а'лям!
Наибольшую пользу родителям, которые умерли мусульманами, приносит мольба их праведного ребенка, просьба об их прощении и ниспослании им милости Всевышнего Аллаха.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Этот хадис привели Ахмад и Муслим.
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Умершего после его смерти возвышают в степени. Он говорит: “О мой Господь, за что это?” Ему отвечают: “Твой ребёнок просит для тебя прощения”». Это сообщение передал аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад».
Также предпочтительно давать милостыню за родителей.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она была могла говорить, то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если я сделаю это за неё?”, – (и в ответ ему) он сказал: “Да”». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат».
А также, если ваши родители не успели совершить паломничество (аль-Хадж) или на них остался долг поста, то вы можете исполнить эти виды поклонения за них.
Обычай справлять поминки не узаконен в Исламе. Это является религиозным новшеством и обычаем времён невежества, и аргументом в пользу этого являются слова сподвижника Джарира ибн ‘Абдаллаха ал-Баджали: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным». Об этом сообщили Ахмад и Ибн Маджа, но в версии последнего нет слов «после похорон». Шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным.
Аллаху а’лям!
Поминки не узаконены в исламе. Нельзя привязываться к определенным датам. Дети должны просить дуа за родителей.... Это все понятно.
Получается в дом нельзя звать муллу и читать молитву с родственниками, просить дуа за умершего? Это грех ?
Я правильно поняла. Нет четкого ответа для понимания. Я все ответы прочитала что отвечаете, почти везде один ответ , все расплывчато. Я понимаю ,что я злю вас этим вопросом. Мы с братом ругаемся по поводу этого. Я хотела спросить знающего человека со стороны. Можно ли я если соберу родственников в доме где умер отец, для чтения молитвы?
В исламе действительно нет строгих предписаний относительно поминок, и важно понимать, что обряды должны основываться на искренности и намерении делать добро.
Основные моменты:
1. Чтение молитвы и дуа:
Нет греха в сборе родственников для чтения Корана или молитвы. Многие мусульмане собираются, чтобы помолиться за усопших, что является хорошим делом. Искренние дуа за умерших — это один из способов помочь им.
Можно приглашать муллу (или имама), чтобы он провел чтение Корана и сделал дуа за умершего. Это не считается грехом, если это делается с добрыми намерениями.
2. Важно избегать излишней формализации:
Сбор родственников для чтения молитвы — это хорошая практика, но избегайте привязывания к определённым датам, как, например, определённый день после похорон. Ислам поощряет постоянное поминовение и дуа за родителей, а не ограничение этого в конкретное время.
3. Искренность и намерение:
Главное — это искренность намерений. Если вы собираете родственников, чтобы помолиться за усопшего и вспомнить его с добрыми словами, то это будет правильным.
Таким образом, если вы собираетесь с родственниками в доме, где умер отец, для чтения молитвы и дуа, это не является грехом и может быть даже благословением. Важно, чтобы всё происходило с уважением и в рамках исламских традиций.