Ширк в Исламе

Ширк в ИсламеШирк в Исламе – это многобожие, что является полной противоположностью Таухида, то есть Единобожия, которое из всех дел перед Всевышним является самым наилучшим делом – Единобожие открывает для верующего мусульманина вход в Рай, а многобожие – наихудший из всех грехов в Исламе, больших и малых, мыслимых и немыслимых, о которых только можно сказать, и адский огонь ожидает грешников, совершивших его.

Но термин «ширк» гораздо обширнее в Исламе, чем может в себя вместить значение слова «Многобожие», которое обладает слишком малым смыслом для этого, тем более, что большинство людей воспринимает многобожие в связи с языческим пантеоном богов, что никак не соотносится с их реальной жизнью и миропониманием. В результате люди совершенно четко могут сказать о себе, что они не являются многобожниками, вздыхая с облегчением.

На русский язык слово «ширк» часто переводят как «идолопоклонство» или «язычество», а также используют другие значения. Если же обратиться к собственно значению этого слова в арабском языке, то никаких оттенков, связанных с понятием «божество» или «идол», «язык» или «поклоняться», в нем нет. Этим объясняется то, что многих немусульман возмущает тот факт, что их действия в Исламе соотносятся с понятием ширка, классифицируясь как многобожие. Это касается в том числе и христиан, которые искренне не понимают, почему ко многобожию может относиться крестик на груди либо обращение с молитвой к святому. Если же им сказать о Троице, что это проявление ширка, то некоторые утверждают, что три – это не настолько много для того, чтобы называть многобожием. Мнение мусульман относительно того, что совершение дел богоугодных напоказ, тоже является проявлением многобожия, не понимают христиане именно вследствие трудностей перевода, который не вполне может сказать все оттенки смысла слова «ширк», а лишь малую часть его смысла, сужая это большое понятие. Связано это с тем, что в русском языке подобрать понятие, которое бы полностью отражало суть слова «ширк», довольно трудно.

Происходит слово «ширк» от глагола «шарика», который в переводе означает «быть компаньоном, соучастником, партнером в деле», а также имеет еще одно значение – оно обозначает понятие «общая вещь», «общее добро» или «общее имущество», подразумевая те ситуации, когда у кого-то или чего-то больше, чем один хозяин. Ширк, если образно сказать, – это автомобиль, купленный на двоих. В арабском языке есть и другие слова, которые были образованы от того же самого корня: «ашрака» - сделать кого-то соучастником, партнером, сотоварищем, или ввести в кампанию, присоединить или привлечь к участию. Если это слово употребляется в выражении «аШРаКа би-ллях», то это будет обозначать, что кого-то «сделали компаньоном, сотоварищем или соучастником для Аллаха». В русском переводе можно встретить это выражение как «приобщить Аллаху сотоварища», «придание к Аллаху сотоварища» или «совершить многобожие». И тот, и другой переводы правильные, разница только в том, что один из них буквальный, а другой – более смысловой, хотя большая часть смысла при смысловом переводе и теряется и остается лишь малая часть.

С понятием «ширк в Исламе» связан еще такой термин «мушрик», который указывает на «того, кто делает соучастником или привлекает к участию». Сейчас этот термин связан в Исламе конкретно с тем, кто совершает ширк, то есть с многобожником или политеистом, идолопоклонником, то есть человеком, который совершает действия, которые попадают под определение многобожия или ширка.

Виды ширка

аяты о ширке
Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. (сура Аль-Маида (Трапеза), 72-й аят)

Ширк может проявляться в единобожии в разных формах и направлениях, поэтому при рассмотрении проявлений ширка следует учитывать три раздела Таухида или Единобожия: Таухид ар-Рубубийя или Единобожие во Владычестве, Таухид аль-Улюхийя или Единобожие в поклонении и Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат или Единобожие в именах и качествах.

Ширк во владычестве

Во всех этих направлениях ширк может иметь свои проявления. В Таухид ар-Рубубийя ширк может проявляться как полное отрицание того, что Бог существует, а также утверждение того, что все, что создано в этом мире, создано только лишь природой и благоприятным стечением обстоятельств. Это в свое время утверждали коммунисты, такой точки зрения придерживаются атеисты. К этой же категории ширка относится и действия смертных людей, когда они причисляют себя к богу или объявляют себя единственным богом: так в свое время делали фараоны. Из этой же категории и утверждения того, что Вселенной и всем мирозданием может управлять еще кто-то, кроме Всевышнего, и что не только от него, а от чего-то или кого-то другого может исходить добро или зло в этом мире. Когда кто-то гадает по кофейной гуще, по различным знакам типа карканья ворон или появлению черной кошки, предсказывая происходящие в жизни события, это тоже можно отнести к большому проявлению ширка. Ничто не влияет на судьбу кроме Бога и его воли.

символ дуализма
Символ дуализма Свет (Янь) и Тьма (Инь) 

Зороастрийцы, которые считали, что миром управляют два бога – Света и Тьмы, являясь приверженцами дуализма, также является проявлением ширка. Проявлением многобожия является и Троица в христианской религии, ибо уверенность эта подразумевает, что три божественных сущности, являясь отдельной личностью каждая, управляют этим миром.

Люди, искренне верящие в то, что праведники и святые, даже если это Посланник Господа Пророк Мухаммад , умершие или живые, могут принести награду или блага в этой жизни, чего бы он ни пожелал, могут послать пропитание и защитить от зла, могут послать ему детей, наказание за грехи, помиловать или казнить, также проявляют ширк своими действиями. Люди с такими убеждениями совершают ширк, потому что приобщают Богу кого-то, кто совершает такие же действия, как Он, то есть имеет место приобщение ему сотоварища, кого-то, кто имеет свою большую долю в управлении этой Вселенной. Если кто-то загадывает желание на падающую звезду, надеясь, что она исполнит его, то есть фактически он не поклоняется звездам, но частично власть над свершением всех дел в этом мире он приписывает звездам. Он все равно по Исламу является мушриком или многобожником, это будет большой ширк. Вера в то, что все сущее было создано законами физики, силами природы, в процессе эволюции посредством первоматерии, как в это верят атеисты или коммунисты также является по исламу проявлением ширка. Представители таких убеждений делят власть Всевышнего между предметами неодушевленными, они представляют крайнее проявление ширка или многобожия, потому что такие люди оставляют Великому Творцу очень небольшой процент власти во Вселенной, очень небольшую роль в создании всего сущего, а большую роль отдают неодушевленным предметам и силам стихии. Такие люди, видя божественные знамения, причисляют их к колдовству, а при жизни топят в самих себе веру в Бога, но в самые трудные моменты жизни, на краю перехода в иной мир они обращаются ко Всевышнему, когда понимают, что ничто и никто не способен им помочь, потому что ни у кого нет такой большой власти, как у Всевышнего.

Суть такого проявления ширка заключается в том, что человек не просто отводит Богу лишь частичную роль в управлении Вселенной, но и возносит на уровень Создателя недостойных существ или силы природы либо низводит самого Творца до уровня таких существ. Это прямое нарушение Единобожия во Владычестве, то есть проявление ширка в Таухид ар-Рубубийя.

Ширк в поклонении

Когда мы говорим о проявления по Исламу ширка в направлении Таухид аль-Улюхийя, то есть Единобожия в поклонении, то такой вид ширка может быть проявлен как в делах, так и в словах мусульманина, и в его убеждениях, то есть в делах его сердца. Когда мы говорим о проявлении ширка в делах, то имеем в виду случаи, когда кто-то отдает земной поклон кому-либо, кроме Бога, а также когда приносит жертвоприношение кому-либо, кроме как Аллаху, и поминает в это время имя кого-то, а не Всевышнего. Обход вокруг могил или таваф, взывание к душам умерших – это все проявление греха многобожия в делах.

Когда мы говорим о проявлении греха ширка в словах, то говорим о молитвах или обращениях с мольбами к кому-то, а не к Аллаху или к кому-то кроме Аллаха, даже если это Посланник Аллаха Пророк Мухаммад . К такому же ширку приравнивается обращение за спасением или защитой, истигаса или истиаза, к кому-то кроме Господа. Проявление греха ширка в словах – это принесение клятв не Аллахом, а кем-то еще. Если мусульманин говорит речи наподобие таких: «Это станет возможным, если того пожелает Аллах и мой отец» или «Только на Аллаха и на тебя я уповаю», то он грешен в проявлении ширка. К этим же случаям относится, если кто-то дает обет не Господу. В таких случаях обычно люди говорят: «Если родится у меня ребенок, то в жертву такому-то святому я принесу барана». Такими словами и намерениями эти люди ищут у тех, кому они приносят жертву, помощи и благ, и приобщают Аллаху сотоварища.

Когда мы говорим о проявлениях ширка в делах сердца, то есть в убеждениях, то к этой категории следует отнести обожествляющую любовь (араб. хубб) к кому-то еще, кроме Господа. К таким случаям относится любовь христиан к пророку Иисусу, любовь язычников к духам предков или любовь к Кришне кришнаитов. Если верующий совершает что-то, запрещенное Аллахом во имя любви к своему ближнему либо по той же причине избегает выполнять какое-либо веление Аллаха, то это также является ширком.

Многобожием в Исламе будет считаться, если кто-то убежден в том, что кроме Творца кто-то еще может стать источником законодательства, то есть приобщение правоустанавливающих качеств Аллаха кому-то. Примером тому служат христиане или иудеи с их соответствующим отношением к раввинам или священникам. В Исламе Посланник Всевышнего Пророк Мухаммад всего лишь передает повеления Аллаха и его законы, но не является сам источником их. Также если верующий испытывает страх (араб. хауф) перед кем-либо кроме Бога, это является ширком, грехом многобожия, потому что такой страх следует испытывать только по отношению к Творцу. Часто примерами таких случаев могут послужить ситуации, когда верующий совершает неугодные Аллаху деяния только потому, что испытывает страх перед каким-то другим мусульманином. Ширком в такой ситуации не будут являться подобные действия только в том случае, если человека силой принуждают к совершению таких действий.

Точно так же расценивается Ислам и надежду на кого-то, кроме Бога, а также упование на кого-то, кроме Всевышнего – таваккуль и раджа предполагают, что верующий уповает или надеется на кого-то, кого рядом нет, либо он уже в могиле, кто не может просьбу выполнить и как-то помочь, спасти от несчастья. Подобные случаи ширка – это когда человек уповает на помощь своего умершего родственника, веря, что он сможет помочь и как-то поспособствовать благополучию его с того света. К таким же случаям ширка относятся и те, когда святой или родственник живы, но находятся далеко. Даже если человек просто в глубине души убежден в этом, но не предпринимает никаких действий, то есть не возносит молитв и не отдает поклонов, все равно такие его убеждения приравниваются к ширку, поскольку все наши помыслы рано или поздно перерастают в слова и дела.

Но в тех случаях, если действие подпадает под понятие «поклонение», то есть «ибада», то в Исламе это будет принято за то, что этот верующий приобщает компаньона Аллаху, тот, кому поклоняется верующий, становится соучастником Всевышнему в его праве на поклонение. Но по Исламу только Аллаху принадлежит право на то, чтобы люди поклонялись ему, то есть, поклоняясь еще кому-то, избрав себе какого-то идола для поклонения, верующий, проявляющий ширк, или мушрик, разделяет то самое право, отнимая его часть у Аллаха и наделяя и объект своего поклонения. Такими своими убеждениями многобожник ставит на одну ступень со Всевышним своего идола, объект своего поклонения. Такой вид проявления многобожия среди людей наиболее всего распространен. Когда Всевышний посылал на землю своих пророков, он знал об этом и посылал их как раз для борьбы с этим видом проявления ширка.

Ширк в атрибутах и именах Аллаха

Когда мы говорим о проявлении Единобожия в именах и качествах или о Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат, то тема эта столь обширна и объемна, что требует детального объяснения. Если быть краткими, то этот вид проявления ширка ученые Ислама часто даже не выделяют в отдельный раздел, а рассматривают его как один из вариантов проявления ширка во Владычестве или Рубубийя.

Но тема это важная, сопровождается целым рядом разногласий, так что о ней стоит говорить отдельно, чтобы люди могли знать, как проявляется этот грех по Исламу. Наиболее яркие примеры проявления такого ширка могут быть в таких ситуациях, когда человек уподобляет творения самому Творцу. Когда мусульманин взывает в своих молитвах к святым или угодникам, к Посланнику Всевышнего , то они приравнивают их к Всевышнему, то есть к тому, кто их создал, а это значит, что они придают им качества Творца, но только Творец способен выполнять мольбы верующего. Еще одна распространенная ситуация – это когда человек называет именами Бога, указанными в Коране и Сунне, кого-то. Среди имен Бога встречаются такие, как «Всемилостивый», и если среди людей кого-то называют таким именем, то это деяние является грехом ширка.

Люди, утверждающие, что Творец есть физическое лицо, обладающее физическим телом точно так же, как его Посланник, как и люди, которых он создал, также проявляют ширк тем самым приравниванием качеств Всевышнего качествам всех остальных малых Его творений. Даже в ситуации, когда люди говорят, что все вокруг пропитано Богом, что Аллах повсюду, есть проявление ширка, поскольку если Бог во всем вокруг, то люди и поклоняться могут начать всему подряд.

Ширком в Исламе будет преобразование имен Аллаха в какие-то иные имена, помимо тех имен Бога, что указаны в Коране и Сунне, а также наречение именами Творца кого-то из смертных.

Обсуждение
Ассаляму алейкум.
У меня такой вопрос: пересказывать истории где есть ширк/куфр выводит ли из Ислама? При этом я знаю и убеждена, что это выдуманные истории (типа сказок), и рассказанное в них - чушь (насчёт ширка/куфра). Например в истории рассказывается о создании мира и происхождении отдельных его частей каким-то иным образом, отличным от творения Аллахом за 6 дней и т.п?
Полина , 9 ноября 2024 в 12:21, №86291
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
истиг1оса- ширк или нет?
взывание например к устазу с просьбой сделать дуа к Аллах1у при этом он мертв или отсутвует - является ли это ширком? также мольба у могилы пророка ﷺ для того, чтобы он сделал дуа также будет являться ширком или нет?
и последний вопрос - существуют ли критерии по которым определяют - ширк ли это или нет?
lekakotievaa , 16 ноября 2024 в 00:10, №86422
Ассаляму алейкум, отвечать на вопрос ,чтобы ты хотела на желание от золотого рыбка , отвечат "рай" считается это ширком ?
Albert Einstein , 18 ноября 2024 в 06:33, №86459
Ассаламу Алейкум, хочу спросить, если я буду смотреть аниме(японские мультики) где есть щирк по типу там называют каких-то других богов, и их там возвеличивают. То будет ли считатся что я совершил Ширк?
makszas095 , 16 декабря 2024 в 11:46, №87062
Ассаляму алейкум вот когда я делала намаз кошка прибежала и когда я хотела сделать сажда она встала, ничего страшного?
aminababy0908 , 18 декабря 2024 в 15:09, №87115
Салам алейкум
У меня такой вопрос: Если человек совершил малый ширк по не знаю может ли Аллаh простить человека
И являются ли слова Пошел к черту, фиг знает, черт знает что, фортуна, удача, неудача, обожаю, желаю удачу и т.д. ширком? если да то каким большим или малым и прощается ли грех за такие слова?
Tomik , 19 декабря 2024 в 17:51, №87144
Ассаляму алейкум! Подскажите пожалуйста, вчера вечером мне было очень плохо, кружилась голова, состояние туманное было и я по ошибке в какой-то момент перекрестилась, вернее начала креститься и остановилась в середине, сразу же попросила прощения, так как это было сделано по ошибке без осознания того что происходит. Возможно это шайтан аузубиЛлях. Это большой ширк или малый? Я не могу ответить точно в ясном сознании я была или нет, это была глубокая ночь, и я остановилась по середине осознав что происходит и сразу попросила прощения. Я не поклоняюсь и не обожествляю никого кроме Аллаха (свт), я приняла Ислам два года назад. Подскажите пожалуйста, после этого греха все благие дела стираются? Или если я попросила прощения тут же и остановилась, то благие дела не стираются? Как мне искупить свою вину? Ужасно подавлено себя чувствую, хотя я больше склоняюсь к тому что это было не в ясном состоянии, но я не уверенна, помогите пожалуйста. БаракаЛлаху фикум
D F , 20 декабря 2024 в 12:59, №87159
Ас саляму алейкум. Получается, что ширком является и то, что совпадения и случайности человек воспринимает, как знаки от Аллаха? Например, совпадающие даты рождения, или верующий только захотел отвернуться от неверующего друга, и ему попался аят -наставление (125 аят суры ан-Нахль) или это все наущения от шайтана и нельзя трактовать это как знаки от Аллаха? Можно ли воспринимать такие вещи как знаки от Аллаха или это все ширк?
irk , 23 декабря 2024 в 16:03, №87220
Ассалам Алёйкум рахматуЛлахи ва баракатух! Скжаиет пожалуйста! На моего близкого человека (родственника) назвали: „богиня„ (Астагфируллах!),и она сказала: „спасибо“,я сделал ей наставление,то что не дозволено,и она удалила то сообщение (та которая написала и свое),я бы сказал,чтоб она покаялась,но дело в том что она очень и очень мало знает о своей религии (она не знает кто такой сатана) и скажите будет на ней грез ширк?
diaszulkashev2011 , 1 января в 18:33, №87417
Окутывать себя дымом и сжигать соль чтобы избавиться от сглаза это ширк?
aminadamovanna0987123 , 2 января в 03:57, №87418
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если целью создания художественного произведения является исправление определенных пороков в обществе, то разрешается его написание, при условии, что читатель будет осведомлен о том, что это произведение является выдуманным.

Если же в этом произведении есть нечто противоречащее Исламу, то запрещается.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 9 ноября 2024 в 21:42, №86298
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Ученые ахлюссуны единодушны в том, что обращение в мольбе к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после его смерти и к другим усопшим, является новшеством в религии (бидгат) и проявлением многобожия (ширк). Потому что мольба является поклонением, а поклонение посвящается только Единому Аллаху.

Люди, взывающие к мертвым и отсутствующим ничем не отличаются от многобожников, о которых Всевышний сказал:
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?» Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи». Сура: Юнус (18).

Аллах называет неверующими тех, кто вызывает к кому-то помимо Него: «К Нему обращен призыв истины. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде, чтобы поднести ее ко рту, но не может этого сделать. Воистину, мольба неверующих является всего лишь заблуждением» Сура: Гром (14).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мольба – это поклонение». Хадис приводит Ат-Тирмизи (хороший).

Люди часто поклоняются праведникам, считая, что их чистые души занимают высокое положение перед Аллахом, и что Он не отвергнет их просьб. Люди делают праведников посредниками между собой и Аллахом и считают, что положение праведника перед Аллахом подобно положению приближенного чиновника перед президентом. Однако нельзя уподоблять Аллаха, который обладает знанием всякой вещи и слышит мольбу каждого взывающего к Нему с президентом, знание которого ограничено и, который нуждается в помощниках и посредниках между собой и своим народом.

Аллах сказал: «Скажи: "Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом". Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же испуг покинет их сердца, они скажут: "Что сказал ваш Господь?" Они скажут: "Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий"». Сура: Саба (34:22-23).

А в суре аль-Исра Аллах сказал: «Скажи: "Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого". Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него». Сура: аль-Исра (17:56-57).

Таким образом, праведники сами надеются на милость Аллаха и страшатся Его наказания, а Аллах является единственным истинным Царем.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 16 ноября 2024 в 07:43, №86431
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если человек обращается к рыбе с мольбой, либо убежден, что она распоряжается наряду или помимо Аллаха в этом и Последнем мире, то он является многобожником.

Аллаху а'лям!
Консультант по учебной части , 18 ноября 2024 в 12:01, №86465
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если слова и дела не приносят никакой пользы ни в религиозных, ни в мирских делах, то они считаются праздными.

Всевышний Аллах охарактеризовал верующих: «Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством». Сура: аль-Фуркан (Различение) (72).

А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд». Сура: аль-Касас (Рассказ) (55).

Что касается просмотра фильмов и прослушивания песен, содержащих неверие, многобожие или издевательство над религией, то действие само по себе не выводит из Ислама, если только человек доволен содержанием их гнусных смыслов.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 17 декабря 2024 в 10:30, №87088
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Большинство ученых считают, что прохождение перед молящимся не нарушает намаз.

Что касается хадиса, в котором сообщается о прерывании намаза, то он указывает на уменьшение награды из-за того, что молящийся отвлекается на проходящего.

Сообщается, что Абу Зарр сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Молитва человека прерывается прохождением (перед ним) осла, чёрной собаки или женщины, если перед ним нет чего-нибудь (высотой) с заднюю часть седла (отделяющая его от остальных)”». Хадис передали Ахмад, Муслим и другие.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 19 декабря 2024 в 07:52, №87131
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Малый ширк является большим грехом, который может быть прощен по желанию Всевышнего Аллаха, если человек умер не покаявшись в содеянном.

Некоторые из этих слов не являются ширком, а другие могут быть, как большим, так и малым ширком.

Аллаху а'лям!
Консультант по учебной части , 20 декабря 2024 в 08:15, №87153
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если мусульманин совершил неверие или многобожие по ошибке, забывчивости или принуждению, то не нем нет греха.

Передают со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах простит (членам) моей общины ради меня [то, что они сделают) по ошибкe и забывчивости (, а также) то, к чему их (будут) принуждать» (Ибн Маджах и аль-Байхаки.

Как бы то ни было, покаяние стирает любой грех. Дела становятся тщетными только у тех людей, которые умирают неверующими многобожниками без покаяния.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 21 декабря 2024 в 08:18, №87178
БаракаЛлаху фикум! Пусть Всевышний Аллах вас вознаградит!
D F , 21 декабря 2024 в 10:44, №87181
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Ислам запрещает суеверие и дурные приметы.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Семьдесят тысяч войдут в рай без расчета и наказания, и это те, которые не просили вылечить их заклинаниями, не питали доверия к суевериям, не (просили) вылечить прижиганием тела и всегда только уповали на своего Господа». Аль-Бухари и Муслим.
Суеверия могут быть связаны с чем угодно. Например, человек желает куда-то отправиться, но на его глазах случается что-то и он из-за этого события считает свой путь неудачным и возвращается назад.
Суеверие считается таковым, когда человек имеет определенное убеждение в сердце, связанное с этим суеверием, и оно останавливает его от какого-либо поступка или побуждает к какому-либо действию. Это является многобожием.

Абу Дауд передал с достоверной цепочкой рассказчиков хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал: «Когда при Посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: “Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: “О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты отвращаешь все злое! Нет силы и нет могущества, кроме как от Тебя!”». Этот хадис привел Абу Дауд.

Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дурные приметы – это многобожие! Дурные приметы – это многобожие! А у каждого из нас... Но Аллах удаляет это, если уповать на Него». Этот достоверный хадис передали Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Что касается добрых знаков, то это разрешается, потому что это относиться к оптимизму и хорошим мыслям об Аллахе.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил хорошие предзнаменования. Сообщается от Анаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не существует плохих примет, а доброе предзнаменование мне нравится» (Аль-Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не существует плохих примет, а лучше этого доброе предзнаменование. Его спросили: «А что такое доброе предзнаменование?» Ответил: «Это хорошее слово, которое слышит кто-либо из вас». (Аль-Бухари, Муслим).

Пример хорошего слова, это когда больной слышит, как кто-то окликнул другого, по имени Салим (в значении здоровый), и видит в этом признак своего выздоровления.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 24 декабря 2024 в 08:09, №87232
Знайте, что приписывать какой либо вещи некую силу и причинность, которую Аллах не установил в ней, является ширком, так как только Аллах имеет право давать вещам определенную причинность.

Что касается соли и дыма для избавления от сглаза, то это не является причиной, посредством которой Аллах дает исцеление.

Если же человек считает, что соль или дым обладает силой исцеления независимо от силы Аллаха, то это является большим многобожием.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 2 января в 11:30, №87423
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Вы должны научить вашего родственника единобожию и основным обязательствам религии.

Всевышний Аллах сообщил о наставлении Лукмана своим детям: «Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью». Сура: Лукман (13).

Да поможет Вам Аллах!
Консультант по учебной части , 2 января в 11:33, №87424