Предопределение в Исламе

Предопределение в Исламе

Разногласия относительно предопределения в исламе

Опровержения неправильному толкованию предопределения

Опровержение второго мнения

У верующих возникают вопросы относительно божественного предопределения в Исламе и предустановления Аллаха, и вопросы эти являются результатом сомнений и заблуждений, отклонения от правильных убеждений и ошибочных воззрений, которые порой распространяются в Исламе до такой степени, что и свои грехи грешники стараются оправдать предопределением Аллаха.

Относительно предопределения в Исламе (с арабского «кадар») и предустановления Аллаха в мусульманской общине споры ведутся издавна. Как сказано в хадисе, еще Пророк , услышав, как его сподвижники ведут подобные споры, запретил им это делать, сообщив, что подобные препирательства уже погубили христиан и иудеев, которые до них были.

Праведным верующим рабам Господа была открыта Им великая истина о том, что предопределение Всевышнего – мудрость, которая отличает Бога от созданных Им творений и присуща только Ему.

Являясь частью единобожия, таухида, вера в предопределение в Исламе была разделена мусульманскими учеными на три составляющие:

  • признание того, что Всевышний – единственный в поклонении, - таухид аль-улухиййа,
  • признание того, что Аллах – единственный, кто обладает атрибутами господства, являясь Богом, Правителем, Царем и Творцом, - таухид ар-рубубиййа,
  • признание того, что Всевышний обладает прекрасными качествами и именами, - таухид аль-асма уа ас-сыфат.

Мусульманин верит в божественное предопределение, что все события, происходящие во Вселенной, с людьми и другими творениями предопределены Всевышним и предустановление Аллаха, признавая господство и могущество только за Всевышним. Как говорил имам Ахмад, предопределение в Исламе является проявлением силы, могущества Бога. Предопределение Аллаха, как и все, за рамки Его могущества не выходит, являясь сокровенной тайной Творца, которая никому, кроме Него, неизвестна.

Предопределение записано в недоступной для прочтения никому, кроме самого Бога, Хранимой Скрижале. Людям не ведают ничего о зле или добре, предопределенном для них Богом, и об этом верующий узнает только тогда, когда это событие, которое предопределено, происходит, либо о нем становится известно из уст пророков Всевышнего, если Господь пожелает открыть кому-то из них некоторые свои тайны.

Возможно вам также будет интересно узнать о Ночи Предопределения (ночь «Ляйлят аль-Кадр») и суре Корана аль-Кадр (Сура «Предопределение»).

Разногласия относительно предопределения в исламе

В результате разногласий, возникающих в Исламе относительно вопросов предопределения, в мусульманской общине образовалось три группы. В первую группу вошли те, которые проявляли чрезмерность, утверждая предопределение, но отвергали тот факт, что у раба есть способность к тому, чтобы самому делать выбор между злом и добром. По их мнению, у раба Божьего нет способности или воли выбирать – человек совершает действия свои вынужденно, как дерево, которое склоняют порывы ветра. Составляющие эту группу в Исламе не различают те поступки, которые люди совершают по собственному желанию, и те, что совершают по принуждению. Они глубоко заблуждаются, поскольку и с точки зрения религии Ислама, и с точки зрения здравого смысла и рассудка, разница между теми действиями, что человек совершает по своей инициативе, и тем, что совершается им по принуждению, существует.

Вторую группу составили те, что утверждали с чрезмерностью волю человека, раба Божьего, его способность делать выбор, но предопределение в Исламе и волю Творца они отвергали полностью, заявляя, что все поступки и деяния верующего зависят только от него самого, а не сотворены Богом. Сторонники этой точки зрения в своих утверждениях зашли слишком далеко, утверждая, что только после того, как верующий сотворил свои деяния, о них узнает Всевышний – такие утверждения о человеческом праве на выбор деяния Ислам считает крайне неумеренными и излишними.

Третью же группу составили те, что утвердились в своей вере, будучи поставленными на этот путь истины Всевышним. К этой группе относятся в Исламе сторонники Сунны, ахль ас-сунна уа аль-джама‘а, придерживающиеся золотой середины в этих вопросах, не принимая ни одного из этих двух заблуждений. Они основываются на логике и доказательствах Шариата. По мнению представителей этой группы, все, что сотворено Богом во Вселенной, можно подразделить на две группы:

  1. на явления, которые Всевышний творит среди собственных творений, и изменить это не способен никто: рост растений и ниспослание дождей, смерть и болезни, рождение и благоденствие, - все то множество явлений, которые случаются с божьими творениями. Этих явлений избежать никто не способен, права выбора в таких делах не имеет никто, а все это случается только лишь по воле Всемогущего;
  2. на деяния, которые совершают сами божьи творения, обладающие собственной волей, и эти деяния происходят по их собственной воле, но этой волей также наделил их Творец;

Как сказал Всевышний, «Это – лишь Напоминание мирам, тем из вас, кто желает следовать прямым путем» (сура Ат-Таквир (Скручивание), 27-28-й аят). Он разделил свои творения по принципу: «Среди вас есть те, кто желает ближнего мира, и есть среди вас те, кто желает жизни будущей» (сура Ахлю Имран (Семейство Имрана), 152-й аят). Он наделил свои творения возможностью выбирать самостоятельно.

аль-кадарРазница в том, что люди делают по принуждению, а что – по собственной воле, понятна и ясна разумным из нас: в один день, спускаясь с крыши с помощью лестницы, мы делаем это по собственному желанию, но если мы упадем с крыши, сами того не желая и не выбирая это деяние по собственному желанию, то происходит это по принуждению. Эта истина абсолютно справедлива по отношению к любым деяниям людским: по Исламу, за некоторые деяния, которые верующий совершает по воле собственной, он ответственности не несет, поскольку совершает их, сам того не желая – во сне или по забывчивости. Как сказано Всевышним в истории о людях пещеры, «Ты думаешь, что они бодрствуют, а они спят, и Мы ворочаем их направо и налево…» (сура Аль-Кахф (Пещера), 18-й аят). Творец приписал то, что эти люди во сне переворачивались с боку на бок, Себе, потому что раб божий не может выбирать, делать или не делать этого, будучи во сне, и за такие деяния ему, по Исламу, не будет предъявлен спрос. Пророк Мухаммад сказал об этом в хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари: «Если кто-то поел или выпил, забыв, что он постится, то пусть продолжит свой пост, ибо его накормил и напоил Сам Аллах». Совершая подобные деяния по забывчивости, люди становятся лишенными способности выбирать.

Точно так же для верующего очевидна разница между страхом и болью, поскольку они, эти чувства, проявляются у него помимо его воли, и часто он сам не способен назвать причину появления этих чувств.

Опровержения неправильному толкованию предопределения

Принимая для себя верной точку зрения, которой придерживаются люди, относящиеся к первой группы, мы признаем ненужность Шариата в Исламе в принципе: если верующий не имеет права выбора, то нет смысла в его поощрении за совершение им благих деяний и нет смысла в его порицании за совершение деяний греховных, ведь совершая и то, и другое, он делал это не по своей воли и не имел права избирать свой путь. Бог, наказывая людей за плохие деяния, будет наказывать их за то, что они не совершить не могли, тем самым совершая несправедливость, а Всевышний далек от этого и пречист.

По разъяснению Господа, наказывая рабов, он не совершает несправедливость, а вершит великую справедливость, поскольку рабы были предостережены и им была разъяснена дорога заблуждения и истины, и они сами предпочли избрать для себя путь лжи и порока, и перед лицом Господа они не имеют оправдания.

Принимая для себя верной первую точку зрения, в которой утверждается, что предопределение есть, но раб не имеет права самому выбирать свой путь, мы отвергаем истину, которая содержится в высказывании Всевышнего: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (сура Ан-Ниса (Женщины), 165-й аят). Послав к людям божьих пророков для того, чтобы они разъяснили людям истину, Господь возвестил, что отныне нет у людей оправдания.

Если бы предопределение было оправданием, то оно оставалось бы им и после прихода божьих посланников, поскольку предопределение Всезнающего было и будет как до отправления посланников, так и после. Поэтому эта точка зрения также противоречит Исламу и священному Корану, тексты которого опровергают подобные утверждения.

Опровержение второго мнения

Мнение второй группы заключается в том, что человек во всем и всегда делает выбор самостоятельно, а божественное предопределение исключается полностью. В аятах Корана говорится, что человеческая воля подчиняется воле Бога: «Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах Господь миров» (сура Ат-Таквир (Скручивание), 29-й). Отрицающие волю Всевышнего, отрицают и один из атрибутов его господства, заявляя, что в Его Царстве происходят события без Его ведома и Его соизволения, что есть в нем то, чего не сотворил своей силой Всевышний. Но Всевышний сотворил все и предопределяет все.

Обе эти точки зрения противоречат не только Исламу, но и элементарному здравому смыслу: во владениях Творца не может происходить что-то, что противоречит его воле – ему подвластно все, тела и души, духовные и материальные составляющие этого мира.

Сомневающиеся могут задать вопрос: в чем должна проявляться свобода воли людей по Исламу, если вся власть принадлежит Всевышнему целиком, все упирается в его волю. Если предписание Творца для кого-то предполагает, что он, впав в заблуждение, пойдет неверным путем, то как может проявиться воля людей. Ответ на этот вопрос прост: предопределение Аллаха пойти прямым путем касается тех людей, кто достоин этого, предопределение впасть в заблуждение касается тех, кто заслужил такую участь.

В самом человеке кроется причина того, почему ему был предопределен неправильный или истинный путь. Но узнает он о предопределении для него Господа только после того, как предопределение свершилось, не зная заранее, кем ему суждено стать. А до этого сын Адама должен сам выбирать путь, по которому ему следует пойти. Но люди, избирая ложный путь, после оправдывают себя тем, что так пожелал и предопределил Всевышний.

Смотрите видео о разъяснении Предопределения в исламе:

Вера и принятие стадий предопределения для мусульманина

Приверженцами Сунны в Исламе предопределение Бога было разделено на четыре стадии:

  1. На первой стадии, именуемой «Знание», верующий твердо укрепляется в своей вере в то, что Творец ведает о каждой вещи и на земле, и на небе, поэтому от него не может укрыться ничто.
  2. На второй стадии, именуемой «Предписание», верующий принимает к своей вере предопределенность, тот факт, что Богом написана судьба каждого из своих творений в Хранимой Скрижали. Сказано: «Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо то, что в небе и на земле? Поистине, это – в Писании, и это для Аллаха – легко» (сура Аль-Хаджж (Паломничество), 70-й аят). Сначала Аллахом было упомянуто знание, а после сообщено, что в Хранимой Скрижали, в Писании оно записано. Было сказано в хадисе Пророком Мухаммадом : «Первым, что создал Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: «Пиши!» Перо спросило: «О Господь, что мне писать?» И в этот час было записано все сущее вплоть до Дня воскресения». В хадисе Пророк сказал, что все творимые нами деяния предопределены. Далее в хадисе говорится, что каждое совершаемое мусульманином благое деяние облегчает для него путь к той цели, ради которой он был создан, ради предопределения.
  3. На третьей стадии, именуемой «Соизволение», верующий уверовал в то, что на все, что происходило на земле, происходит и будет происходить, есть соизволение Творца: Всевышний позволил этому произойти, и все, что происходит, происходит по Его воле. Об этом сказано в хадисах и аятах Корана. Не будет законченной вера в предопределение в Исламе, пока мусульманин не примет себе на веру и то, что воля Аллаха объемлет как все то, что существует, так и все то, чего нет.
  4. На четвертой стадии, именуемой «Сотворение», верующий уверовал в то, что Аллах – Творец всего, что существует и на земле, и в небесах, и даже смерть, являясь отсутствием жизни, также сотворена Богом. Об этом сказано: «…Который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям» (сура Аль-Мульк (Власть), 2-й аят). Каждое деяние людей по Исламу является результатом как их желания, так и тех возможностей, которыми наделил их Аллах. Бог дал человеку возможности для деяния, и желание, свободу воли совершить дело Творец также вложил в душу каждого – по Исламу, то, кем стать и какой путь избрать, решает сам человек, но вся его жизнь имеет предопределение.

В каждую из упомянутых стадий предопределения в Исламе обязан уверовать мусульманин.

Обсуждение
Ассалям уалейкум уа рахматуллахи уа баракятух. Как я понял, Аллах наделил человека свободой выбора между благим и греховным, а совершение самого поступка - по Воле Аллаха. Является ли сам факт того, что ты вознамерился совершить благое дело - Милостью Аллаха к тебе? Т.е то, что ты решил сделать выбор в сторону благого.
Является ли то, что ты сделал благое дело -Милостью Аллаха?
Да упасёт меня Аллах от преуменьшения Его Милости и Власти, просто хочу получше разобраться в этом.
sachitovalihan , 6 марта 2023 в 16:45, №70686
Ассалям уалейкум уарахматулЛахи уабаракятух. Смерть наступит только в предопредеоённый момент? Т.е если человек к примеру будет заниматься опасным делом, но его момент смерти не назначен во время этого дела, то он не умрёт? Как мне правильно понимать предопределённость смерти?
Могу ли я говорить такие слова как "Не трогай проводку или тебя убьёт током", "Не подходи к этому человеку или он тебя убьёт" и т.д и т.п, просто в этих словах звучит будто не сделай это они, то они и не умрут от этого, хотя час смерти не приблизить и не отдалить. Или говорить слова "Необходимо бороться с наркоманией, чтоб уменьшить смертность в обществе". Как мне правильно понимать то, что час смерти не отдалить и не приблизить, значит ли это, что даже если человек будет смертельно рисковать, то смерть его не коснется, если час не наступил?
sachitovalihan , 31 марта 2023 в 15:02, №71720
Ассалям Алейкум. Меня тоже интересует этот момент "Как раз таки я про это и спрашиваю, не входит ли в парадокс то, что человек имеет как бы волю, но всё было уже известно заранее, раз всё известно заранее - этот исход необратим, только если Аллах не пожелает иначе, наверное.Получается воля без воли, а скорее иллюзия воли." О котором спрашивал брат выше. Т.е. если Аллах является Творцом желания, мощи, действия и самого решения человека, то почему решение принятое человеком на основе его желаний и мощи, относится к человеку и он ответственен за это решение?
lirogkg , 6 июня 2023 в 15:04, №73729
У каждого есть выбор чтобы кто бы не говорил. Педофилия пьянство ищврашения это все не по воле Аллаха. Я думаю так. Рождения и смерть есть по воле Аллаха. Но в процессе жизни мы делаем выбор самы.
isa , 23 декабря 2023 в 09:14, №78434
Ассаляму алейкум, а можно ли говорить "Даст Аллах", "По воле Аллаха" вместо "ин ша Аллах" и поступает ли человек в соответствии с аятом, где велено связывать события будущего с Аллахом, если заменяет "ин ша Аллах" на схожие по смыслу, но не на арабском? Просто один говорит на русском, чтобы его мать понимала о чём он говорит, ей незнакомо выражение "ин ша Аллах" и спрашивает, правильно ли он поступает.
ifrghtkrim , 30 января в 14:26, №79415
Ассалам алейкум, у меня появилось мысль,и я думаю,что это куфр. Когда Аллах создал Адама (мир ему), приказал пасть ниц,все сделали кроме проклятого иблиса,и проклятый иблис сказал,что Аллах знал,что он (проклятый иблис) будет не доволен. У проклятого иблиса был выбор здесь,или Аллах это уже предопределил?
gfun9831 , 6 февраля в 22:31, №79533
Наряду с этим мы верим в то, что человек имеет выбор в своих поступках, но его желание на этот поступок следует после желания Аллаха.

Наряду с этим мы верим в то, что человек имеет выбор в своих поступках, но его желание на этот поступок следует после желания Аллаха.

Если все происходит по желанию Аллаха субхана ва тааля,то грехи по желанию? У вас какой мазхаб? Вы салафяты,ашариты,т.д?
gfun9831 , 7 февраля в 18:32, №79551
Наряду с этим мы верим в то, что человек имеет выбор в своих поступках, но его желание на этот поступок следует после желания Аллаха.

Наряду с этим мы верим в то, что человек имеет выбор в своих поступках, но его желание на этот поступок следует после желания Аллаха.

Если все происходит по желанию Аллаха субхана ва тааля,то грехи по желанию? У вас какой мазхаб? Вы салафяты,ашариты,т.д?
И вот еще один вопрос: войны тоже выбор творений Аллаха? Например СВО или сектор газа.
gfun9831 , 7 февраля в 18:40, №79552
Ассалому Алейкум ва рахматуллах я читал вопрос но не смог найти на него
Shah Dew , 22 марта в 14:04, №80774
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

если мы упадем с крыши, сами того не желая и не выбирая это деяние по собственному желанию, то происходит это по принуждению.

Если какой-то там человек падает с лестницы, сам того не желая и не выбирая это деяние по собственному желанию. Это происходит по воле Аллаха?
Ахмад , 30 августа в 23:27, №84977
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Наставление на истинный путь и праведные деяния – является милостью Аллаха.

Обитатель рая скажет: «Если бы не милость моего Господа, то я оказался бы в числе ввергнутых в Геенну». Сура: Выстроившиеся в ряды (57).

Они скажут: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. Сура: Преграды (43).

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 6 марта 2023 в 18:03, №70695
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Человек умирает в соответствии с установленным ему сроком, Всевышний Аллах знал и предопределил, что этот умрет от болезни, тот будет убит, другой погибнет под обвалом, а кто-то сгорит или утонет или умрет по другой причине, и Аллах создал смерть и жизнь, также как создал и причины смерти и жизни. Поэтому человек умерший от колдовства умер по предопределению Аллаха.

У смерти есть причины, а поэтому разумный человек остерегается тех причин, которые приводят к смерти. Однако необходимо знать, что насколько бы велики не были причины, они действуют только по воле Аллаха и по Его предопределению. Эти причины никак не могут выйти из под воли Аллаха. Он управляет ими как пожелает. Если Он желает, то делает их действенными, а если желает, то отменяет в этих причинах воздействие, чтобы рабы Его не забывали, что Совершенное Могущество и Абсолютная Воля принадлежит только Аллаху.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 31 марта 2023 в 17:45, №71726
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху! 

В Коране очень много аятов, в которых поступки приписываются тем, кто их совершает:
Всевышний Аллах сказал:
«С окраины города второпях пришел мужчина» (Йа син, 20);
«Когда они оба покорились, и он уложил его на бок» (Ас-Саффат, 103);
«Муса ударил его кулаком и прикончил» (Аль-Касас, 15);
«Он вышел к своему народу в своих украшениях» (Аль-Касас, 79).

Текстов, в которых поступки приписываются тем, кто их совершает, настолько много, что их трудно сосчитать.

Доказательством же того, что человек совершает тот или иной поступок по собственной воле, является следующее:

1) Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь. Сура: Семейство Имрана (152).

Скажи: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон». Сура: Пещера (29).

Всевышний сказал: «Если бы они желали выступить в поход, то приготовили бы [военное] снаряжение». Сура: Покаяние (46).
Таким образом, Аллах сообщил, что люди вершат дела по своей воле.

Человек выбирает для себя желаемое благо, либо это великое благо в будущей жизни, либо это мимолетное, близкое благо из услад мирской жизни.

2) Аллах приказал Своим рабам действовать в связи с Его велениями и запретами. А если бы человек не имел собственной воли и права на выбор, то Аллах Своими велениями обязал бы его совершать то, на что сам человек неспособен. Подобное же несовместимо с мудростью и милосердием Всевышнего Аллаха и противоречит изреченной Им истине: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». Сура: Корова (286).

3) Праведники поощряются за свои благодеяния, а грешники порицаются за свои скверные поступки, и каждой душе воздаётся тем, что она заслужила. Если бы человек творил дела не по собственной воле и не имея права на выбор, то поощрение добродетельных было бы не по праву, а наказание грешников — несправедливостью. Но Всевышний Аллах далёк от всякой несправедливости.

Аллах сказал: «Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел». Сура: Корова (286).

4) Всевышний Аллах отправил посланников «Мы отправили посланников благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] посланники». Сура: Женщины(165).

А если бы человек совершал дела не по собственной воле и не имея права на выбор, то оправдание людьми своих грехов было бы приемлемым и до прихода посланников, и после них.

5) Каждый человек ощущает, что при совершении каких-либо поступков он не испытывает никакого принуждения. Он встаёт и садится, входит и выходит, отправляется в поездку и остаётся дома только по собственной воле, и при этом он не ощущает того, что некто принуждает его к этому. Человек видит реальную разницу между тем, что он совершает по собственной воле и тем, к чему он принуждён.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 7 июня 2023 в 18:15, №73755
Мы верим в то, что зло нельзя относить к Всевышнему Аллаху из-за совершенства Его милосердия и мудрости. Само предопределение не является злом, потому что оно является знанием Аллаха, Его предписанием, волеизъявлением и могуществом. Нельзя относить зло к сущности Аллаха, Его именам, качествам и действиям. Все Его качества и дела являются совершенными и в них нет изъяна, а поэтому предопределение не является злом.

В хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все благо в Твоих Руках, а зло — не (относится) к Тебе».

Поэтому само по себе предопределение Аллаха ни в коей мере не является злом, ибо оно исходит из милосердия и мудрости Аллаха.

Однако злом может быть то, что проистекает от предопределения, то есть предопределённое Аллахом, ибо в молитве кунут, которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил Аль-Хасана, да будет доволен им Аллах, он сказал: «...и защити нас от зла, которое Ты предустановил!». Ахмад и Ат-Тирмизи

Тем самым пророк, да благословит его Аллах и приветствует, связал зло с тем, что предопределил Аллах.

Но даже это зло не является абсолютным, ибо нечто, что является злом с одной стороны, является добром с другой. Или же нечто, являющееся злом в одном месте, в другом месте несёт добро.

Аллах сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь». Сура: Румы (41).

Всевышний сообщил, что все беды и несчастья, которые постигают Его рабов, их достояние, детей и все, что им так мило и дорого, происходят по причине тех злодеяний, что они сотворили своими руками.

Что касается убеждения кадаритов, то они считают, что Аллах не предопределяет зло и неверие, а крайние из них говорили, что Аллах не знает, что совершает Его рабы из грехов и неверия. Это является отклонением от правильной веры в предопределение добра и зла.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 23 декабря 2023 в 09:52, №78438
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Мусульманам следует использовать в речи исламские термины, в том числе их перевод на другой язык, но в случае необходимости разрешается использовать синонимы.

Аллаху а'лям!
Консультант по учебной части , 30 января в 17:21, №79421
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Мы верим в то, что Всевышний Аллах - Всеведущий. Своим извечным знанием Он ведает обо всём, что уже свершилось и что произойдёт. Он не приобретает знания, чтобы просветиться после неведения и не забывает ничего из того, что известно Ему.

Всеобъемлющее знание Аллаха является Его совершенным атрибутом, а иначе быть не может. Разве Творец может не знать будущего. Однако это не означает, что Аллах принуждает Своих рабов делать грехи и неверие. И также это не означает, что Он предписывает наказание просто так, на основе своего желания. Нет, этому предшествует Его мудрость, справедливость и др. качества. А люди обязаны трудиться, так как никто не может полагаться на сокровенное знание предопределения, ни верующие, ни неверные.

Аллах сказал: «Он – Аллах, кроме которого нет другого бога. Он знает сокровенное и явное». Сура: Собрание (22).

Аллах сказал: «Неверующие сказали: «Час не наступит для нас». Скажи: «Нет, клянусь моим Господом, Ведающим сокровенное! Он непременно наступит для вас. Ни на небесах, ни на земле не ускользнет от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу, или меньше нее, или больше нее. Все это есть в ясном Писании». Сура: Саба (3).

Сообщается, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха! Разве уже известно, кто станет обитателем Рая и Ада?» Он сказал: «Да». Он сказал: «А зачем же совершать деяния?» Он сказал: «Каждый совершает то, для чего он создан». Аль-Бухари

Сообщается со слов Абдуллы бин Амра, что Посланник Аллаха, , сказал: «Аллах предопределил судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли и Трон Его находился в то время над водой». Муслим

Мы верим в то, что всё, что происходит в небесах и на земле, имеет место по воле Аллаха, ибо ничто не происходит без Его соизволения. Происходит только то, что пожелал Аллах, а то, чего Он не пожелал, не может произойти.

Наряду с этим мы верим в то, что человек имеет выбор в своих поступках, но его желание на этот поступок следует после желания Аллаха.

Это убеждение является золотой серединой между двух крайностей, одна крайность это отрицание предопределения Аллаха, а другая это отрицание наличия воли у людей.

Аллах сказал: «Это — лишь Напоминание мирам, тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете [этого], если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (Ат-Таквир, 27-29).

Аллаху а'лям!
Консультант по учебной части , 7 февраля в 07:53, №79539
Изучая тексты Корана и сунны, ученые определили, что у Аллаха есть два вида желания:
1- Желание, относящееся ко всему мирозданию, творению и предопределению. Этот вид желания означает машиа (волеизъявление).
2- Желание, относящееся к религии, шариату и приказам Аллаха. Этот вид желания означает любовь.

Желание, относящееся ко всему мирозданию, созидательная воля — это неотвратимая воля Аллаха, распространяющаяся на все, что происходит в мире. Об этом говорят: «Происходит то, что Аллах пожелает, а то, что Ему не угодно, не может произойти».

Об этой воле говорится в словах Всевышнего: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует».

Желание, относящееся к религии, шариату распространяется на деяния, которые Аллах любит и которыми Он доволен.

Об этой воле говорится в словах Всевышнего: «Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны».

Если Аллах желает чего-либо в этом смысле, то это не значит, что желаемое непременно сбудется. Оно сбывается лишь тогда, когда шариатская воля совпадает с волей предопределяющей.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 8 февраля в 07:46, №79573
Все, что происходит в этом мироздании имеет место только по воле Аллаха, будь то вера или неверие, болезни или здоровье. Но не обязательно, чтобы все это было связано с любовью и довольством Аллаха, однако при этом не лишено Его мудрости.
Что же касается веры в Аллаха и подчинение Его закону, то это происходит по воле Аллаха с Его любовью и довольством на это.

В нашей школе преподается акыда на основе Корана и сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Главным критерием в понимании акыды, является понимание первых ученых Ислама, в числе которых сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр, Умар, Усман, Али и все остальные, затем их ученики, как Хасан аль-Басри, Муджахид, Икрима, Саид бин Джубейр и все остальные, затем те имамы и ученые, которые последовали за ними.
Консультант по учебной части , 8 февраля в 07:48, №79574
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Все предопределено Всевышним Аллахом, однако это не означает, что Аллах принуждает Своих рабов совершать греховные или праведные дела.

Аллаху а’лям!
Консультант по учебной части , 31 августа в 10:58, №84982