Шейх уль Ислам
- Кто такой шейх уль-Ислам
- Иззуддин ибн Абдуссалам
- Закария аль-Ансари
- Абу Абдуллах аль-Куртуби
- Абдуллах аль-Ансари
- Абу Исхак аш-Ширази
- Мухйиддин ан-Навави
- Абдул-Карим аль-Кушайри
- Таджуддин ас-Субки
- Ибн Хаджар аль-Аскаляни
- Абу Бакр аль-Байхаки
- Ибн Таймия
Шейх-уль-Ислам (Sheikh Ul Islam) - (в переводе с арабского - старейшина ислама) – так называется почетный титул мусульманских теологов и законоведов, который присваивается богословам Ислама, которые знали досконально не только исламскую правовую традицию, но и могли применить ее и ее правила к случаям, которые не трактовались в Исламе ранее. Для того, чтобы быть удостоенным такого титула, шейх-уль-ислам должен быть в умме моральным авторитетом. В некоторых исламских государствах и у народов, проповедующих Ислам, титул шейхульислам обозначал и должность верховного кадия или верховного судьи.
Во времена Османской империи титул шейх-уль-ислама свидетельствовал о том, что его носитель представляет главу миллета суннитов. Когда в Турции в 1920 году было созвано Великое Национальное собрание, институт шейх-уль-исламов был реформирован в комитет по религиозным делам.
Титула шейха-уль-ислама были удостоены в разные времена многие мусульманские богословы. Первым в истории титул шейхуль-ислама был присвоен Абу Бакру и Умару ибн аль-Хаттабу. Имам ас-Суюты в своем труде «История халифов» передает высказывание Али ибн Абу Талиба об Абу Бакре и Умаре: «Они двое шейхи Ислама!».
Иззуддин ибн Абдуссалам
Титула шейха-уль-ислама был удостоен Иззуддин ибн Абдуссалам, мухаддис, муфассир и факих, родившийся в Дамаске в 1181 году. Проживая во времена Мамлюкского султаната, он исповедовал Ислам, был суннитом, шафиитом, изучал тафсир и хадисоведение. Известен как исламский богослов по прозвищу «Султан ученых», был факихом шафиитского мазхаба. Его полное имя звучало как Иззуддин Абу Мухаммад Абдуль-Азиз ибн Абдус Салям ибн Абуль Касим ибн аль-Хасан ас-Сулями ад-Димашки аш-Шафии.
Его деятельность была под запретом во время правления султана аль-Малика Ашрафа Мусы, он был помещен под домашний арест. Служил в Дамаске в мечети Омейядов проповедником, противостоял открыто правителю Сирии, был заключен в тюрьму и вынужден эмигрировать в Египет. В Каире был назначен на должность главного судьи и имам-хатыба. В Египте был первым, кто обучал философии Ислама и толкованию Священной Книги Аллаха Корана.
Закария аль-Ансари
Еще один обладатель титула шейх-уль-ислама – Закария аль-Ансари, верховный судья Мамлюкского султаната. Родился в Сунайке в 1420 году, прошел долгий путь от школьного учителя до историка Ислама и кади, специалиста по фикху и тафсиру. Оказал большое влияние на шафиитский мазхаб, оставил после себя авторитетные и важные труды – более сорока трудов в самых разных областях религии Ислама, по хадисоведению, грамматике, логике и суфизму, в том числе «Манхадж аль-туллаб», «Фатх аль-Ваххаба», «Тухфат аль-туллаб». Служил преподавателем в крупных египетских учебных заведений, выпустил много прославленных учеников. Занимал пост верховного судьи, но много жалел об этом после, будучи несогласным с тем беззаконием, которое творил султан. Обладая большими богатствами, вел жизнь аскета.
Абу Абдуллах аль-Куртуби
Еще один представитель титула шейх-уль-ислам – Абу Абдуллах аль-Куртуби, мухаддис, муфассир, богослов, который жил в испанской Андалусии, в Кордове в середине тринадцатого века. Исповедовал Ислам, суннизм, маликизм, ашаризм. Занимался тафсиром и хадисоведением. Шейх оставил после себя значительный труд под названием «Тафсир аль-Куртуби». Был выходцем из бедной крестьянской семьи. Переехал в Египет после падения Кордовы. Был богобоязненным и аскетичным человеком, создал труды о толковании Священной Книги Аллаха Корана, о загробной жизни и страшном суде, а также о достоинствах Священной Книги Аллаха Корана.
Абдуллах аль-Ансари
Другой известный шейх-уль-ислам – Абдуллах аль-Ансари. Жил во времена Аббасидского халифата, был писателем, богословом и поэтом. Проповедовал суннизм, суфизм и ханбализм. Известный персидский поэт. Шейх был ревностным последователем ханбалитского мазхаба, для изучения которого отправился даже в Багдад, где учился у виднейших ханбалитских хадисоведов.
Во времена захвата Восточного Ирана сельджуками аль-Ансари шейх находился в опасности, трижды подвергался ссылкам, и прославился только в конце жизни, причем его слава вышла далеко за пределы его родины. Шейх осуждал калам, называл его спекулятивным богословием и считал, что калам – предосудительное новшество.
Оставил после себя богатое наследие, в том числе краткое оригинальное руководство по суфизму «Маназил ас-саирин» и произведения в рифмованной прозе «Мунаджат», в котором содержатся молитвы и сентенции. Это произведение является одним из лучших образцов персидской литературы.
Абу Исхак аш-Ширази
Еще один ярчайший обладатель звания шейх-уль-ислам - Абу Исхак аш-Ширази. Этот иранский литератор и факих жил в одиннадцатом веке при Аббасидском халифате. Был сторонником суннизма и шафиизма, известен как правовед шафиитского мазхаба.
Шейх был выходцем из скромной семьи, обучался в Багдаде у известнейших богословов, преподавал. В 1066 году возглавил медресе «Низамия», которое было построено визирем Багдада в его честь. Образ жизни вел скромный и даже бедный, не мог совершить хадж, паломничества в Мекку, только потому, что не хватало денег на это. После него осталось много учеников и последователей. Шейх оставил после себя богатой наследие – книги по шафиитскому праву, а также прочим исламским дисциплинам, в том числе усуль аль-фикху. На похоронах ученого присутствовало огромное количество народа, в том числе сам халиф.
Мухйиддин ан-Навави
Еще один из известнейших обладателей звания шейх-уль-ислам - Мухйиддин ан-Навави, возглавлявший медресе аль-Ашрафийя, знаменитый богослов, факих и мухаддис. Жил в тринадцатом веке во время правления Мамлюкского султаната, умер в Наве.
Исповедовал суннизм, шафиизм, оказал серьезное влияние на развитие шафиитского мазхаба. Дважды за свою жизнь шейх совершал хадж. Шейхуль-ислам оставил после себя богатое наследие в виде богословских трудов. Прослыл щедрым благотворителем. Когда Сирия оказалась захвачена мамлюками, он явился к Бейбарсу, мамлюкскому султану, и попросил освободить сирийский народ от тяжелого военного налога. Ему было отказано в просьбе, а сам имам был выслан из Дамаска за отказ от подписи фетвы, которая бы узаконила эти налоги. Он был единственным, кто отказался подписывать такую фетву.
Его труд под названием «Рияд ас-Салихин» - один из авторитетнейших в мусульманском мире богословских трудов.
Абдул-Карим аль-Кушайри
Один из известнейших обладателей звания шейх аль-ислам – Абдул-Карим аль-Кушайри, известный философ и писатель. Жил в десятом веке во времена правления Аббасидского халифата. С раннего возраста выучил наизусть всю Священную Книгу Аллаха Коран. Шейх посвятил жизнь изучению шафиитского мазхаба, фикха, калама и суфизма. После него осталось богатое наследие в виде трудов, в том числе книги под названием «Рисаля фи ильм ат-тасаввуф». Считают классиком суфизма.
Во время религиозных конфликтов между матуридитами-ханафитами и ашаритами в Нишапуре возглавлял движение ашаритов. Как лидер ашаритов был арестован, подвергался гонениям. Вынужденно переехал в Багдад, и там при дворе халифа аль-Каима служил преподавателем хадисов. Оставил после себя наследие в виде огромного количества трудов по разным направлениям мусульманского права. Самая известная его работа - «Рисаля фи ильм ат тасаввуф», которую называют самой авторитетной книгой-пособием для суфиев.
Таджуддин ас-Субки
Шейх аль-ислам Таджуддин ас-Субки, кади Дамаска, известный как кади кадиев. Жил в четырнадцатом веке во время правления Мамлюкского султаната. Исповедовал суннизм, ашаризм-шафиизм, изучал шафиитский фикх. Известен к истории ислама как великий ученый Ислама, к которому на проповеди собирались известнейшие люди того времени. Его называли великим ученым, гордостью ученых, кладезем знаний. Шейх уль ислам запомнился современникам как искренний, внимательный, добрый и смиренный человек, очень красивый внешне.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни
Еще одним знаменитым обладателем звания шейх уль-ислам стал Ибн Хаджар аль-Аскаляни, который служил верховным судьей в пятнадцатом веке при Мамлюкском султанате в Египте. Прославился как богослов, муфассир, хафиз, историк, мухаддис и факих.
Оставил после себя богатое литературное наследие – такие труды, как «Тахзиб ат-тахзиб», «Булуг аль-марам», «Фатх аль-Бари» и «Нузхату ан-Назар фи-таудых Нухбат аль-Фикр». Прославился как великий исламский историк, который был удостоен также высокого звания предводителя правоверных в хадисах. В раннем возрасте заслужи право преподавать толкование Священной Книги Аллаха Корана, читал проповеди в центральной мечети Египта Амра. Много времени уделял занятиям юриспруденции. Несколько раз ему настойчиво предлагали занять пост Верховного судьи, но он отказывался от него. Когда же ему все же пришлось занять этот пост, он подал в отставку через какое-то время. Вскоре ему вновь предложили этот пост занять.
Абу Бакр аль-Байхаки
Шейх уль-ислам Абу Бакр аль-Байхаки, мухаддис из Хорасана, живший во времена Аббасидского халифата. Вошел в историю Ислама как прославленный хадисовед и правовед, шафиит, ашарит. Его учителем был великий аль-Хаким, и после в своих трудах шейх приводил от аль-Хакима много хадисов. Оставил после себя богатое литературное наследие в самых разных областях исламского права.
Ибн Таймия
Самым знаменитый в ряду обладателей звания шейх уль-ислам является Ибн Таймия. Такиюддин ибн Таймия жил в тринадцатом-четырнадцатом веке при Мамлюкском султанате и был известнейшим факихом, мухаддисом, муфассиром и богословом.
Известен также как арабо-мусульманский теолог, изучавший ханбалитский мазхаб резко критиковал нововведения в исламской религии. Некоторые его даже называют суфием, но он известен своей критической позицией по отношению к суфизму. Оставил после себя богатое литературное наследие объемом в более полутысячи трудов.
Получается, что если кто-то набрался глупости заявить, что у Аллаhа есть место, то он уподобил Его всем существующим объектам, заявив таким образом, что есть некий коэффициент подобия.
Ибн Теймийя набрался достаточного количества глупости и заявил, что "Аллаh находится на Троне" в своей книге "Аль-Арш".
Что касается Вашего высказывания, то оно лживое и у меня есть на это доводы. Советую почитать того, о ком говорите и покаяться.
В нашей Академии не преподают книги Ибн Таймии.
إِنَّ رَبَّكُمُ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَىٰ عَلَى الْعَرْشِ يُغْشِي اللَّيْلَ النَّهَارَ يَطْلُبُهُ حَثِيثًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ وَالنُّجُومَ مُسَخَّرَاتٍ بِأَمْرِهِ ۗ أَلَا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ ۗ تَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
ВОИСТИНУ, ВАШ ГОСПОДЬ — АЛЛАХ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ, А ЗАТЕМ ВОЗНЕССЯ НА ТРОН [ИЛИ: УТВЕРДИЛСЯ НА ТРОНЕ]. ОН ПОКРЫВАЕТ НОЧЬЮ ДЕНЬ, КОТОРЫЙ ПОСПЕШНО ЗА НЕЙ СЛЕДУЕТ. СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ — ВСЕ ОНИ ПОКОРНЫ ЕГО ВОЛЕ. НЕСОМНЕННО, ОН ТВОРИТ И ПОВЕЛЕВАЕТ. БЛАГОСЛОВЕН АЛЛАХ, ГОСПОДЬ МИРОВ.
( Аль-А‘раф : аят 54 )
إِنَّ رَبَّكُمُ اللَّـهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَىٰ عَلَى الْعَرْشِۖ يُدَبِّرُ الْأَمْرَۖ مَا مِن شَفِيعٍ إِلَّا مِن بَعْدِ إِذْنِهِۚ ذَٰلِكُمُ اللَّـهُ رَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُۚ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ
10:3
Воистину, ваш Господь - Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание?
اللَّـهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَاۖ ثُمَّ اسْتَوَىٰ عَلَى الْعَرْشِۖ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَۖ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُّسَمًّىۚ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ يُفَصِّلُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُم بِلِقَاءِ رَبِّكُمْ تُوقِنُونَ
13:2
Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, - быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом.
الرَّحْمَـٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ
20: 5
Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне).
И не нужно щас говорить мол "перевод неправильный" или "толкование этих аятов лучше оставить" и прочая чушь.
Если вам уже и аятов Корана недостаточно,то я не знаю что вас является доводом