Аббасиды и Аббасидский халифат

Багдадский или Аббасидской халифат – так называлось теократическое феодальное государство, которое существовало в течение двух исторических периодов: с 750-го по 945-й г. и с 1124-го по 1258-й г.

Носит такое название по имени правящей династии Аббасидов. Аббасидский халифат включал в себя территории, на которых на сегодняшний день расположены арабские страны Азии, некоторые государства Средней Азии, а также современные египетские, иранские и североафриканские территории.

В государстве велась самостоятельная политика вплоть до того момента, как в 945 г. Аббасидский халифат был завоеван Буидами. В 1055 г. Багдад взяли сельджуки, и во власти аббасидских халифов были только прилегающие к столице области.

На протяжении двухсот лет в Аббасидском халифате наблюдался подъем, но с течением времени феодальная раздробленность арабского государства усиливалась, политическое влияние гвардии росло, а гвардию составляли тюркские рабы-гулямы, и постепенно в силу этих причин наступил упадок династии.

Столица по приказу аль-Мансура была перенесена в Багдад из Анбара: этот город был выстроен им на берегу реки Тигр. Столицей Аббасидского халифата был в период с 836 г. по 892-й город Самарра.

Противостояние Омейядов и Аббасидов

Аббасиды претендовали на обладание верховной властью в государстве. В качестве аргумента они приводили тот факт, что правящие в то время Омейяды не принадлежали к Хашимитам, роду Пророка ﷺ, хотя и вели свое происхождение из племени курейш. В противоположность им Аббасиды как раз вели свой род от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, который приходился Пророку ﷺ дядей и был выходцем из рода Хашимитов из Мекки. Аббас ибн Абд аль-Мутталиб был родным братом Абдуллы, отца Мухаммада ﷺ, и Абу Талиба, отца Али.

В государственных делах Аббасиды особой роли никогда не играли до этого времени, но постепенно в Аббасидском халифате росло число недовольных действиями Омейядов, правящей династии, и одновременно укреплялась роль в государстве Аббасидов.

Будучи близкими родственниками противостоящим Омейядам Алидам, Аббасиды могли быть уверены в том, что в борьбе за трон им окажут поддержку шииты. В своей поддержке уверили в начале восьмого века несколько кланов арабских шиитов праправнука Аббаса Мухаммада ибн Али ибн Абдулла, и они даже признали его своим имамом. Имамат был вручен Мухаммаду от Абу Хашима Абдуллы, одного из имамов шиитов, который назначил его своим преемником перед смертью.

Именно с этого момента началась тайная подготовка Аббасидов к тому, чтобы свергнуть Омейядов. С этой целью были повсюду разосланы их агенты. Центр зародившегося противостояния Омейядам был в Куфе, но шииты Хорасана и Мавараннахра с готовностью откликнулись на антиомейядскую пропаганду.

Мухаммада схватили и казнили в 743 г., и в результате его гибели имамат наследовал его сын Ибрахим. Он отправил в Хорасан Абу Муслима, талантливого и способного проповедника и военачальника персидского происхождения. Он все силы отдал движению Аббасидов: им была создана за короткие сроки мощная организация последователей, он привлек арабов-кальбитов, которые к тому времени были отстранены от власти, на сторону Аббасидов, а также сумел привлечь к своему движению практически всех жителей Ирана, которые приняли Ислам. Многие шииты-арабы, уверенные в том, что трон после того, как будут свергнуты Омейяды, должен будет перейти к роду Али, также оказали ему поддержку.

Нимало помогло Аббасидам и то междоусобное противостояние, которое разгорелось в 743 г., когда умер халиф Хишам. Антиомейядское восстание разгорелось в Хорасане под предводительством представителей Аббасидов Ибрахима ибн Мухаммада и его брата Абу-ль-Аббаса ас-Саффаха, возглавившего движение после смерти брата.

Аббасидами была одержана победа при Нехавенде 26 июня 749 г., и эта победа открыла им дорогу на Багдад. В этом же году в конце ноября были приведены к присяге Абу-ль-Аббасом в куфской соборной мечети новые подданные.

Марван II, последний халиф Омейядов, правил западными территориями страны еще в течение полугода, а после он бежал в Египет, где его убили в 750-м г. Омейяды были практически полностью истреблены Аббасидами, а вместе с ними были уничтожены и недавние сторонники Аббасидов по борьбе с Омейядами Абу Муслим и Абу Салама.

Расцвет Халифата Аббасидов

Расцвет династии Аббасидов пришелся на время правления Аль-Мансура (Абу Джафар, Абдулла аль-Мансур, правивший с 775-го по 785-й г.), Аль-Мамуна, правившего с 707-го по 775-й г., Аль-Махди и Харуна ар-Рашида, который стоял во главе государства с 768-го по 809-й г., а также Аль-Мамуна.

Абассидский халифат

Верховная власть в период правления Аббасидов резко сменила свой характер: халиф перестал быть предводителем мусульманской армии – он стал главой всей мусульманской общины, в которой вероисповедание стало гораздо значимее, чем этническое происхождение человека. Именно в этот период многим мусульманам, не являющимся арабами по происхождению, удалось занять в государстве высокие посты. Да и во всем Аббасидском халифате наметилась тенденция к расцвету и возрождению национальных культур. Феодальный гнет усиливался, что выливалось в периодические народные восстания под предводительством таких лидеров, как Муканн и Бабек.

Аббасиды во время правления шиитов

Первоначально Аббасидский халифат включал в себя территории стран Ближнего Востока, Среднего Востока, североафриканская земля, но с девятого века отдельные провинции начали отпадать. Придворная гвардия, которая состояла стараниями аль-Мутасима из тюркских рабов-гулямов, низвела к середине десятого века халифов в своем могуществе, превратив их практически в марионеток.

Багдад в 945 г. был захвачен армией Буидов, состоявшей из дейлемских горцев. Шиитская династия Буидов была основана в двадцатых-тридцатых годах девятого века. На момент захвата ими Аббасидского халифата, все его владения сводились всего лишь к собственно Багдаду, а также к его окрестностям.

Буиды основали государство, которым управляли «эмиры эмиров» от лица халифа, и по-прежнему имя халифа упоминали первым в хутбе, а также красовалось на монетах. Но фактической светской власти к тому времени у Аббасидов уже не было, и они могли рассчитывать только на свой духовный авторитет. Они уже не могли рассчитывать на гвардию, на свой пышный двор, а также на свои родовые поместья – им было на правах икта передано всего лишь одно поместье, с которого они и получали деньги.

Аббасиды во времена Сельджуков

В 1055 г. к власти пришли Сельджукиды. Их власть была официально утверждена, но первосвященниками все еще оставались преимущественно Аббасиды. Они располагали только духовной властью имама, от которого традиционно исходила верховная власть: именно первосвященники давали инвеституру и принимали присягу от светских правителей – султанов и эмиров.

Но после того, как этот мир покинул султан Мухаммед в 1118 году, произошел раскол Сельджукской империи: за престол боролись сын Мухаммеда Махмуд II, который известен как основатель Иракского Сельджукидского султаната, и его дядя султан Санджар. Из-за этого раскола Аббасиды смогли организовать успешную борьбу с Мазйадитами, династией бедуинов из Хилл, своими давними противниками, а также с исмаилитами и иракскими Сельджукидами.

В 1124 г. аль-Мустаршид ответил отказом султану Махмуду II и не стал выплачивать ему дань. Халиф создал войско из тридцати тысяч солдат, в основном, из членов народного ополчения, дал отпор осаде сельджуков.

После Буидов первым правителем, который правил в Аббасидском халифате самостоятельно, был аль-Муктафи. При нем территория Аббасидского халифата распространялась на бассейн Тигра и Евфрата, включая Тикрит и устье Шатт-эль-Араба, а также территорию от Хульвана до Куфы. Позже его преемники сумели экономическое и политическое положение в государстве стабилизировать и упрочить. Аль-Мустанджид справился с Мазйадитами, сильными союзниками Сельджукидов, а Аль-Мустади сумел договориться и даже подружиться с Айюбидами и азербайджанскими атабеками.

Аббасиды во времена монголов

Последним халифом в Багдаде, кто имел действительно значительную власть, был Ан-Насир. При нем в состав Аббасидского халифата были включены Хамадан, Рей и Хузестан. С иракскими Сельджукидами окончательно было покончено при помощи хорезмшаха Текеш: голову убитого в сражении с хорезмийцами султана Тогрула III в 1194 г. отправили в Багдад. Однако вскоре между халифом и хорезмшахом началась конфронтация: от Текеша Ан-Насир потребовал после того, как была одержана победа над Тогрулом, который распространял свое влияние на Хамадан и Рей, оставить себе Хорез, а Западную Персию очистить. Но хорезмшаху было недостаточно территории своих владений, даже если включить территории Ирака, чтобы содержать свое огромное войско, и он попросил у халифа еще Хузестан. На момент 1200-го г. в Ираке преобладали хорезмийцы, но после того, как в Ирак пришло известие о смерти Текеша, жители подняли восстание, и все хорезмийские воины, которые находились в этой области на тот момент, были перебиты.

Багдад был захвачен монгольскими воинами князя Хулагу в 1258-м г., а сам город был разгромлен. Казнь аль-Мустасима состоялась через десять дней после падения столицы Аббасидского халифата. Практически никто из его потомков не выжил: только супруга Хулагу смогла добиться, чтобы оставили в живых младшего сына халифа – в начале четырнадцатого века упоминается о сыне его и внуке.

Даже после того, как ильханы обратились в ислам, остатки Аббасидов не имели особого влияния при монгольском дворе. Доподлинно неизвестно, когда именно род аль-Мустасима прекратился.

Аббасиды в Египте

В 1261 г. в Каире был поставлен аль-Мустансир усилиями мамлюкского султана Бейбарса. Аль-Мустансир был беженцем из Багдада, который объявил себя потомком аз-Захира. Но скоро во время битвы с монголами аль-Мустансир пропал без вести, и претендентом на место каирского халифа стал аль-Хаким I, который являлся потомком аль-Мустаршида. С тех пор все халифы Каира в ближайшие несколько сотен лет послушно исполняли волю султана и, по сути, служили лишь для отправления религиозного и придворного церемониала. Такой ситуация оставалась вплоть до 1517 г., когда Египет завоевала Османская империя, а титул халифа принял султан Селим I, отправив в заточение в Стамбул Мутаваккиля III.

Халифы Аббасидов

Династия Аббасидов состояла из ветви халифов, среди которых были такие, которые способствовали развитию династии и росту ее могущества, а также такие, кто ускорили упадок династии.

Время расцвета Халифата

Абу-ль-Аббас ас-Саффах

Так, наибольшего могущества династия Аббасидов достигла при самопровозглашенном халифе Абу-ль-Аббас ас-Саффахе, которому принадлежит заслуга по налаживанию отношений с Абу Муслимом во время волнений в Хорасане, и который правил всего год, вскоре скончавшись от оспы. Немало способствовал укреплению власти халифа и развитию государства Абу Джафар аль-Мансур, волей которого были подавлены очаги проомейядского сопротивления в Ираке и Медине, который вырвал престол у своего соперника – дяди Абдуллы. Именно Абу Джафар аль-Мансур вошел в историю как основатель Багдада.

монеты в Аббасидском ХалифатеМухаммад аль-Махди

Улучшилась экономическая и политическая ситуация в государстве во время правления Мухаммад аль-Махди, который не только добился успеха в борьбе с зиндиками, но и сумел подавить алидский мятеж в Хиджазе и восстание Муканны. Мухаммад аль-Махди вошел в историю, как халиф, который реформировал систему налогообложения. Мусе аль-Хади выпало править недолго – всего лишь год и три месяца, после чего, он добровольно признал власть своего брата Харуна ар-Рашида. Впоследствии он был отравлен или умер от язвы.

Харун ар-Рашид

Вписал свое имя в историю золотыми буквами такой халиф династии Аббасидов, как Харун ар-Рашид. На первую половину его правления приходится самый яркий культурный и экономический расцвет государства (на фотографии монеты, которые чеканились в Халифате). При халифе началось бурное развитие в сельском хозяйстве, развивалась торговля и процветало ремесленное дело. Бурного расцвета достигла и культура. Именно Харуну-ар-Рашиду принадлежит заслуга основателя первой в Багдаде библиотеки и первого в Багдаде Университета.

Мухаммад аль-Амин

Мухаммад аль-Амин правил всего четыре года, но и в течение этого недолгого правления он успел зарекомендовать себя как легкомысленный и неблагонадежный правитель, который своими государственными обязанностями пренебрегал и предпочитал развлекаться. Это не способствовало его популярности среди населения. Между ним и его братом аль-Мамуном вскоре разразился конфликт из-за престолонаследия, так называемая третья фитна Аббасидов, а когда Багдад был осажден войсками аль-Мамуна, аль-Амин бежал из столицы, но его схватили и казнили.

Абдуллах аль-Мамун

Его брат Абдуллах аль-Мамун известен тем, что стал основателем Дома Мудрости в Багдаде – Бейт аль-хикма. При нем в управлении государством участвовали ученые, он был особо благосклонен к мутазилитам, признав в 827-м г. сотворённость Корана официально. Ему же принадлежит попытка найти сокровища, которые якобы спрятаны в Пирамиде Хеопса, правда попытка была безуспешной.

Власть аль-Мамуна не устраивала горожан, и в результате жители Багдада подняли против халифа восстание. Но восставшие поспешили провозгласить нового халифа – Ибрахима ибн аль-Махди: аль-Мамун сдаваться не собирался без боя. Два года удалось продержаться у власти аль-Махди: через два года в результате многомесячной осады Багдад удалось взять, и аль-Мамун вновь завладел престолом, а Ибрахиму ибн аль-Махди удалось бежать.

Мухаммад аль-Мутасим

Мухаммад аль-Мутасим известен тем, что при нем была прекращена кампания против византийцев. При нем же столицей Аббасидского халифата стала Самарра вместо Багдада, а в Азербайджане им было подавлено восстание Бабека.

Харун аль-Васик

Время правления Харуна аль-Васика вошло в историю тем, что в это период наблюдалась активизация михны. Михной называли те испытания, которым подвергались богословы-мусульмане, и с помощью которых можно было определить, насколько лояльны данные священники к существующему режиму правления.

Джафар аль-Мутаваккиль

Джафар аль-Мутаваккиль сделал большие шаги по укреплению авторитета власти Аббасидов, для чего прибегал к поддержке консервативной части исламского общества. При нем новая столица Самарра активно застраивалась и развивалась. Михна, которая при его предшественнике достигла своего пика, при Джафаре аль-Мутаваккиле была прекращена полностью, а влияние мутазилитов сошло на нет. Именно с его правления падение Аббасидского халифата не только ускорилось, но и стало неизбежным. Свою жизнь этот халиф окончил трагически: его убили его же собственные телохранители в Самарре, столице, которую он так стремился сделать прекраснейшим городом на свете.

Мухаммад аль-Мунтасир

Упадок Аббасидского халифата начался с периода правления Мухаммада аль-Мунтасира. Он начал свое правление с того, что выдвинул обвинения в убийстве своего отца против его визиря Аль-Фатха ибн Хакана. Визирь был казнен. Мухаммад аль-Мунтасир умер при загадочных обстоятельствах: официально причиной его смерти была названа стенокрадия, но ходили упорные слухи, что халифа отравили.

Ахмад аль-Мустаин и Зубайр аль-Мутазз

Следующим халифом стал Ахмад аль-Мустаин, которого избрали тюркские командиры, но он был их рабом, не имевшем фактической власти. На время правления этого халифа пришлись восстания сторонников Алидов в Табаристане и Рее. На смену ему пришел в результате вооруженного захвата власти Зубайр аль-Мутазз. К тому времени в Аббасидском халифате уже вовсю нарастал политический и экономический кризис: тюрки требовали оплаты, как и другие солдаты, в том числе и североафриканские, и общая задолженность составляла весь объем двухлетнего налогового сбора. В результате узурпаторы захватили все провинции.

Мухаммад аль-Мухтади

Решать возникшие проблемы пришлось уже следующему халифу из Аббасидов – Мухаммаду аль-Мухтади. Он первым делом сократил расходы на содержания своего двора. Во время его правления разгорелся конфликт между Салихом и Мусой, двумя тюркскими командирами.

Ахмад аль-Мутамид и его сыновья

Аббасидский халифат был разделен на две части при Ахмаде аль-Мутамиде: он отдал его западную часть во владение своему сыну Джафару, а его восточная земля была отдана брату аль-Мувафаку, причем последний фактически являлся правителем всей страны.

Абдуллах аль-Мутадид и Джафар аль-Муктадир

Абдуллах аль-Мутадид, пришедший ему на смену, вошел в историю как правитель храбрый и энергичный: ему удалось подавить в Месопотамии хариджитов, в результате чего Египет вновь перешел под власть Аббасидского халифата. Его преемник Али аль-Муктафи стал последним халифом в Багдаде, кому во время правления сопутствовал хоть малейший успех. При нем Египет окончательно вернулся под власть Аббасидского халифата, но в его период правления усилили свое развитие и влияние карматы. Но все те успехи, которые были с трудом достигнуты аль-Муктафи, благополучно утратил следующий халиф – Джафар аль-Муктадир. Упадок Аббасидского халифата окончательно усилился именно в период его правления. Когда у власти был аль-Муктадир, государство потеряло Египет, Северную Африку, Мосул, а карматы набирали свою мощь.

Абдуллах ибн аль-Мутазз

На смену этому правителю пришел Абдуллах ибн аль-Мутазз, который изначально жил не при дворе, но после того, как умер аль-Муктафи, его втянули в борьбу за престол, в результате которой он стал правителем Аббасидского халифата всего на один день. Его свергли на следующий день – это сделал его же собственный племянник с помощью придворной гвардии, спустя несколько дней халифа казнили.

Мухаммад аль-Кахир

Мухаммада аль-Кахира возвели на трон заговорщики, руки которых были запятнаны кровью аль-Муктадира. Аль-Кахир, взойдя на трон, развернул в Аббасидском халифате кампанию по массовому террору. Против него зрел заговор, и уже совсем скоро его также схватили заговорщики, требуя, чтобы он добровольно отрекся от престола. Когда же он ответил отказом, его отправили в тюрьму, где он провел одиннадцать лет.

Ахмад ар-Ради

При Ахмаде ар-Ради реальной власти у главы государства не было – ею обладал его визирь по имени Ибн Раик. Ар-Ради вошел в историю как последний «настоящий» халиф из Аббасидов. Он действительно выполнял обязанности халифа в религиозном плане, но это не уберегло государство от неминуемого упадка: во время его правления Северная Африка и часть Месопотамии и Сирии вышли из состава Аббасидского халифата, а аравийские вожди с помощью карматов взяли власть в свои руки.

Ибрахим аль-Муттаки

Следующий правителем Аббасидского халифата стал Ибрахим аль-Муттаки, который был зависел от командования армии и никакого влияния на действия военных не имел. За время, пока он находился у власти, византийская армия дошла до Нисибина, произошло Васитское восстание.

Халифы Аббасидов во времена буидов

Абдуллах аль-Мустакфи

Абдуллах аль-Мустакфи правил Аббасидским халифатом с 944-го по 946-й г., и за время его правления Багдад подвергся осаде Ахмада ибн Бувайха, предводителя Буидов. Буиды при аль-Мустакфи занимали при дворе важную роль и пользовались неограниченным влиянием, а очень скоро стали распоряжаться казной государства. Через какое-то время Ахмад ибн Бувайх напал на дворец, главу государства ослепили и низложили, а Аббасидский халифат все чаще стал подвергаться нападениям русов и византийцев.

В стране установилась власть Буидов. Фактически правили они, но все-таки халифы продолжали называться главами государства хотя бы номинально. Абуль-Касим аль-Мути стал испытывать серьезные трудности финансового характера: ему была оставлена земля всего нескольких имений, доходов с нее едва хватало, чтобы содержать себя и свой двор. Он отрекся от престола в пользу своего сына после того, как был парализован в результате серьезной болезни.

Абу Бакр ат-Таи и аль-Муттаки аль-Кадир

Его сын Абу Бакр ат-Таи стал следующим из Аббасидов, но и ему пришлось влачить ничтожное существование: он жил в такой бедности, что не было средств даже на обеспечение себя самым необходимым. Со стороны султанов-шиитов он встречал полное непонимание: они относились к халифу с презрением. Он был смещен с трона Буидами, а власть была передана сыну одного из его предшественников аль-Муттаки аль-Кадиру.

Аль-Кадир вошел в историю как один из самых религиозных, добрых, богобоязненных и милосердных правителей из всех Аббасидов. Он был женат на дочери султана Баха ад-Даулы, и благодаря этому при нем Аббасидский халифат хотя бы немного вернул себе свой былой блеск.

Династия Аббасидов и сельджуки

Аль-Каим

Следующим Аббасидский халифат возглавил Аль-Каим. В период его правления турки-сельджуки завоевали Ирак, в результате чего положение халифов улучшилось, поскольку сельджуки были суннитами. Но могущество Аббасидов так и ограничивалось только религиозной областью: светская власть находилась в руках у сельджукских султанов. Аль-Каим вручил инвеституру Тогрылу I, правителю сельджуков, на титул султана, и взамен на это Сельджуки финансово полностью обеспечили Аббасидов так, что они могли позволить себе вести представительную жизнь.

Абдуллах аль-Муктади

С того момента фактической властью в Аббасидском халифате обладали Сельджукиды. Абдуллах аль-Муктади был женат на дочери Маликшаха, сельджукского султана, но его жена умерла через пару лет, и тогда в Багдад прибыл сам Маликшах с целью низложить и выслать халифа из города, но и самого Маликшаха скосила серьезная болезнь, и он умер, так и не осуществив своего намерения. За время его правления сельджуки взяли под свой контроль вновь Антиохию, ранее отбитую у них Византией, а также новые территории в Индии.

Ахмад аль-Мустазхир

Следующим из Аббасидов на престол взошел Ахмад аль-Мустазхир – человек образованный, добродетельный, справедливый и милосердный. Он известен своим талантом к написанию стихов, а также тем, что внимательно выслушивал все жалобы своих подданных. В Багдаде во времена его правления жизнь текла размеренно и благополучно, но в восточных областях страны во всю велись Крестовые походы.

Абу Мансур аль-Мустаршид

Аббасидский престол перешел к Абу Мансуру аль-Мустаршиду, который потерпел поражение в военных столкновениях с Масудом, сельджукским султаном, в результате чего он был взят в плен, а после его выслали в крепость Хамадана. Султан Санджар, дядя пленившего халифа султана Масуда, обратился к племяннику с просьбой его освободить, на что Масуд ответил согласием. Когда же крепость направили солдат, чтобы сообщить эту новость, среди этих солдат скрывались ассасины-батиниты, которые проникли в шатер халифа и убили его самого и часть его придворных.

Абу Джафар ар-Рашид и Мухаммад аль-Муктафи

После него на престол взошел Абу Джафар ар-Рашид, и сразу же с него султан сельджуков Масуд потребовал выплатить четыреста тысяч динаров, которые был должен ему плененный отец ар-Рашида аль-Мустаршид. Ар-Рашид не согласился выплачивать эту сумму и обратился за помощью к Имадуддину Занги, эмиру Мосула, а также объявил султаном приехавшего в Багдад Сельджукида Дауда, что нанесло еще больший урон его отношениям с Масудом. Вскоре Масуд захватил Багдад со своей большой армией, а сам халиф вынужден был скрываться в Мосуле вместе с объявленным им султаном Имадуддином Занги.

Когда же султан Масуд низложил ар-Рашида, власть Аббасидском халифате была передана Мухаммаду аль-Муктафи, которому в то время было всего сорок один год. Он был женат на сестре султана Масуда, а своим наследником он объявил сына Юсуфа аль-Мустанджида.

Юсуф аль-Мустанджид

Следующим главой Аббасидского халифата стал Юсуф аль-Мустанджид, который был известен своими многочисленными добродетелями, имел поэтический талант и стремился изучать науки, особенно астрономию. Он провел ряд реформ: уменьшил налоги, снизил таможенные пошлины. В период его правления в Египте и Сирии проходили ожесточенные войны мусульман с крестоносцами, и во главе мусульманских армий остался только атабек Hypуддин Занги, поскольку Фатимидский халифат к тому моменту уже находился в полном упадке.

Аль-Мустади

Одним из номинальных правителей Аббасидского халифата стал Аль-Мустади: у него не было реальной военной мощи, ни власти, но за годы своего правления он успел построить огромное количество школ и мечетей, существенно снизил налоги.

Последние правители Аббасидов

Последними халифами Аббасидского халифата были Ахмад ан-Насир, который продолжил борьбу с хорезмшахами и сельджуками, Аз-Захир, которому удалось создать сильную армию, Аль-Мустансир, который оставил после себя знаменитую Медресе Мустансирия в Багдаде. Он известен тем, что сумел отбить атаку монголов на столицу, усилил ее фортификации и укрепил армию.

Последним правителем Аббасидского халифата стал Аль-Мустасим, который не смог противостоять монголам во главе с Хулагу, потому что не дал никакого отпора кроме угроз и оскорблений, и в результате Багдад был взят монголами, а самого Аль-Мустасима казнили.

Обсуждение
Источники ?
rahmatullah , 1 апреля 2021 в 23:25, №43340
Ассалям уалейкум. Я читаю книгу "История Востока" Рыбакова и там затрагивая историю всего Востока поднимается и история Халифата. Я прошёлся только глазами, не желая особо вникать, ведь книга от неверных, потом вовсе пропустил. Могу ли я читать дальше книгу, учитывая, что человек писавший о Халифате не писал остальные главы? Например о Индии, Китае и т.д и их писали другие люди, востоковеды.
sachitovalihan , 22 января 2023 в 19:50, №68975
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Если книга содержит достоверную, объективную и полезную информацию, то ее можно читать.
Консультант по учебной части , 22 января 2023 в 22:18, №68991