Может ли мусульманин жениться на христианке
- Ответ
- Воспитание детей
- Демографическая проблема
- Опасности женитьбы в не исламских странах
- Смысл брака на христианке
- Условия бракосочетания
Можно ли мусульманину жениться на христианке или представительнице другой религиозной конфессии, иудейке. Такие вопросы достаточно часто возникают в мусульманском сообществе, как и вопросы о том, можно ли совершить в такой ситуации никах (nikah) - религиозное бракосочетание, если не менять религии, и возможен ли никах между мусульманином и христианкой.
Ответ
Жениться на христиане мусульманин имеет право, также как и на иудейке, поскольку в Священной Книге Коран сказано: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура Аль-Маида (Трапеза), 5-й аят), где под теми, кому «Писание было даровано до вас», подразумеваются иудейки и христианки.
По исламскому каноническому законодательству разрешены брачные союзы между целомудренными женщинами иудейками и христианками и мусульманами, и это было разрешено и во времена пророческой миссии Пророка Мухаммада ﷺ, и в современном исламском мире. В наши дни многие мужчины мусульмане женятся на христианках и иудейках.
Воспитание детей
Межконфессиональные браки становятся причиной того, что происходит смешение культур, порождая проблемы в вопросах воспитания детей. В браке, где мужчина - мусульманин, а женщина – христианка, детей обязательно следует воспитывать в исламской вере, и межконфессиональная семья не всегда справляется с такой задачей, пытаясь воспитать детей в духе Ислама и привить им исламское мировоззрение.
Демографическая проблема
В мусульманском обществе увеличивающееся количество межконфессиональных браков парней мусульман с девушками христианками порождает также и проблемы демографического характера: чем больше мусульманских мужчин женится на женщинах христианках, тем меньше остается шансов у женщин мусульманок найти себе мужа. В таких случаях женщинам мусульманкам, отчаявшимся в попытках найти супруга единоверца, приходится искать себе супруга среди представителей других религиозных конфессий, но канонически в Исламе это запрещено.
Исламские ученые, в ряду которых немало авторитетных богословов, являющихся представителями всех четырех мазхабов, в большинстве своем считают, что браки между мусульманами и женщинами Писания скорее нежелательны по вышеуказанным причинам, также праведный халиф Умар, который был правителем правоверных, призывал, чтобы мусульмане развелись со своими женами иудейками и женами христианками, дабы это не приобрело популярность в мусульманской общине. Его призыву не последовал только Хузейфа, а остальные сразу же развелись, но и Хузейфа развелся через некоторое время со своей женой, что стало демонстрацией того, что нет прямого запрета на брак между мусульманином и иудейкой или христианкой, но и ослушаться веления халифа также нельзя.
Такой приказ Умар дал не без основания. Поскольку канонически мусульманину можно жениться на христианке, многие мусульмане так и поступают, но после свадьбы не проявляют стремления к тому, чтобы приобщить своих супруг к Исламу, к укреплению их мусульманской добродетели. Возможно также предположить, что запрет женитьбы на христианках и иудейках был связан с тем, что во времена расширения Халифата в постоянных войнах погибало много мужчин мусульман, тем самым увеличивалось количество незамужних женщин: вдов и девственниц мусульманок, которым становилось сложнее выйти замуж.
Опасности женитьбы в не исламских странах
Есть ученые, которые высказывают мнение о том, что межконфессиональные браки в неисламском государстве являются харамом – к такому мнению склоняются преимущественно ученые-теологи, представители ханафитского мазхаба. Такое мнение обусловлено тем, что мусульмане в таких странах представляют меньшинство, и в этих условиях личный религиозный статус верующего может остаться неурегулированным. Речь идет о том, что мусульманин должен иметь право на то, чтобы жить в соответствие с канонами исламской религии, свободно отправлять свои религиозные нужды, совершать обязательную пятикратную молитву, а также всю свою жизнь регулировать в соответствие с шариатом, особенно касательно вопросов брака и семьи, воспитания детей, вопросах наследования имущества. Есть ряд государств, в которых имеют место антиисламские националистические настроения, широко пропагандируемые в СМИ. Такие настроения способны породить нежелание у супруги мусульманина, которая является представительницей другой религиозной конфессии, воспитывать общих с мужем-мусульманином детей в исламской традиции, а воспитывать в традициях той религии, представительницей которой она является, чтобы ребенок рос христианином. Поскольку такое положение вещей категорически не соответствует нормам шариата и может повлечь за собой ослабление национально-культурных исламских основ семьи, духовно-религиозных устоев, которые предполагают, что женщина должна в браке быть воспитательницей детей и хранительницей домашнего очага.
Смысл брака на христианке
При рассмотрении вопроса о том, может ли мусульманин жениться на христианке, следует обратить внимание на то, что Всевышний в эту дозволенность заложил определенную мудрость и пользу: мусульманин, который встал на путь истины, получает возможность с помощью брака приложить усилия и помочь своим ближним услышать слово Всевышнего и выполнять заповеди Аллаха на практике, в своей повседневной жизни. Даже в мусульманской семье это не всегда может увенчаться успехом, поскольку воспитание детей в вере и уважении, любви и покорности к Аллаху – дело кропотливое и ответственное. А если семья межконфессиональная, то задача становится вдвойне сложной для осуществления.
Мусульманин, который хочет жениться на христианке или иудейке, плененный ее красотой, должен после свадьбы предпринять все усилия для того, чтобы ею были поняты и приняты исламские ценности, а если он не будет делать этого, то он подвергает угрозе свое благополучие и благополучие своих детей в земном и небесном мире.
Нельзя упускать из внимания и то, что такие браки, хоть канонически и разрешены, должны предполагать сохранение статуса мужа в этой семье согласно канонам исламской религии, а также то, что супруге в таком браке желательно принять исламское вероучение, а дети должны воспитываться в духе религиозности и мусульманской морали, которые предписывают заповеди Сунны и Священной Книги Коран. Такие семьи в своей повседневной жизни должны придерживаться предписаний шариата и веры в Единого Бога Аллаха.
Возможно вам будет интересно почитать, что значит христианке выйти замуж за мусульманина.
Условия бракосочетания
Мусульманин перед тем, как жениться, обязательно должен заручиться поддержкой своих родителей в том, чтобы решиться на брак с христианкой, поскольку очень часто родители будущего мужа могут выступать против такой женитьбы. Если в семье сложится такая ситуация, то мужчина мусульманин не пойдет против мнения своих родителей.
Если заключается брак между мусульманином и христианкой, то венчаться молодожёны не должны – в таких случаях достаточно, если они зарегистрируют свой брак в ЗАГСе и совершат ритуал в соответствие с мусульманскими традициями.
Многие женщины христианки не готовы к смене вероубеждения, когда собираются выйти замуж. В религии Ислам нет принуждения, но если сердце жены подскажет ей, что принять религию своего мужа через год или через несколько лет будет правильным, то ей необходимо последовать велению сердца. Если же этого не произойдет, то в знак уважения к своему мужу и его вере ей необходимо организовать быт семьи и ее духовную жизнь в соответствие с тем, какие требования выдвигает для этого Ислам.
Согласно фетве некоторых из ученых о дозволенности совершения никаха между мусульманином и женщиной Писания, для того, чтобы жениться мусульманину на христианке, существует несколько условий:
- У женщины, которая является христианкой или иудейкой, предки должны быть исконными христианами или иудеями, то есть дозволено мусульманину жениться на христианке, если предки ее приняли свою веру после искажения, но до того, как эта религия была отменена ниспосланием следующего пророка.
- Если же предки женщины приняли Христианство после того, как ниспосланием следующего пророка религия была отменена, или нет возможности установить, что предки женщины приняли религию до искажения или после, то жениться на такой женщине запрещается.
По словам ас-Субки, если женщина утверждает, что предки ее приняли религию до искажения, то ее слова могут стать единственным доказательством этого, и их следует принимать на веру.
По фетве, мусульманину порицается брать в жены женщину христианку или иудейку, если в этот период люди Писания с мусульманами находятся в состоянии войны, но он может взять в жены женщину из людей Писания, если мусульманин не может найти себе жену среди мусульманок. Никах с христианкой может быть даже желательным, если существует надежда на то, что эта женщина может принять Ислам. Такой случай был с одним из сподвижников Пророка ﷺ Усмана ибн Аффана: он женился на женщине Писания, а после этого его жена приняла Ислам и отличалась особенной набожностью. В этом и отмечал Имам аль-Каффаль мудрость дозволенности браков для мусульманина с христианской женщиной или иудейкой, ведь от женщины скорее следует ожидать, что она склонится к религии своего мужа, нежели к религии своих родителей.
Дозволено ли на ней жениться, если обезопасить себя в этом отношении договором в нотариусе или условиями?
Да, ученые запрещают жениться на иудейке или христианке в этом случае. Что касается действительности никяха, то это другой вопрос.
Аллаху а’лям!
Дозволенность это одно, а предпочтение это другое. Если мусульманин хочет, чтобы его дети были праведными, то пусть выбирает праведную мусульманку.
Аллаху а’лям!
Ученые говорят, что мусульманин не может жениться на немусульманке в немусульманских странах, где его ребенка могут принуждать к воспитанию в немусульманской религии, то есть будут принуждать изучать что-то из христианства, например, или обязывать посещать церковь по воскресениям, или если есть закон, по которому женщина-немусульманка может забрать ребенка, если пожелает, и воспитать его в религии своего народа и т.п. Просим Аллаха избавить нас от подобного и не оставлять нас без поддержки.
Аллаху а’лям!
Мусульманину разрешается жениться на женщине из числа обладателей Писания, если она целомудренна, оставаясь иудейкой или христианкой.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем». Сура: аль-Исра 32.
Запрет приближаться к прелюбодеянию – нечто большее, чем просто запрет совершать этот грех. А это значит, что Аллах запретил любые поступки, которые подталкивают человека к совершению прелюбодеяния или могут закончиться совершением этого греха.
Да, христианку также, как мусульманку выдает замуж ее опекун, попечитель. В своей основе попечителем (вали) в никяхе должен быть отец невесты, если же его нет, то дед со стороны отца (отец отца), если его нет, то брат по отцу и матери, затем брат по отцу, затем сын брата по отцу и матери, затем сын брата по отцу, затем дядя со стороны отца (родной брат отца), затем его сын.
Если невеста не может найти опекуна из числа родственников, который имеет права выдать её замуж, то её выдает замуж кады (мусульманский судья). Если его нет, то замуж её выдаёт мухтасиб или председатель исламского центра. Если нет и его, то её выдает замуж имам мечети, или ученый, или справедливый мусульманин.
Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Правитель является опекуном того, у кого опекуна нет». Этот хадис привели Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
Аллаху а’лям!
Некоторые ученые запрещают мужу отпускать его жену в церковь для справления религиозных обрядов, дабы не содействовать в неверии, в противоречие маликитам, которые разрешают это.
Аллаху а’лям!
Дети обязаны подчиняться родителям и проявлять к ним добродетель. Однако родители не должны излишествовать в своих требованиях, препятствуя своему ребенку обустраивать свою личную жизнь.
В основе своей сын не обязан спрашивать разрешение родителей на выбор невесты, однако необходимо учитывать ваши будущие взаимоотношения с родителями, а поэтому, если вы можете легко расстаться с вашей избранницей без вреда, то в этом случае предпочтительнее подчиниться родителям во избежание разрыва родственных уз. Если же вы знаете, что отказ от нее приведет к тяжелым последствиям, видимым или душевным, то можете жениться на ней вопреки запрету родителей.
Аллаху а’лям!
Если невеста не может найти опекуна из числа родственников, который имеет права выдать её замуж, то её выдает замуж кады (мусульманский судья). Если его нет, то замуж её выдаёт мухтасиб или председатель исламского центра. Если нет и его, то её выдает замуж имам мечети, или ученый, или справедливый мусульманин.
Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Правитель является опекуном того, у кого опекуна нет». Этот хадис привели Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
Аллаху а’лям!
Многоженство является дозволенным, на законность этого указывает аят.
Всевышний Аллах сказал: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы». Сура: Женщины (3).
Однако законоположение (хукм) многоженства может изменяться в зависимости от состояния человека. Многоженство может быть желательным, нежелательным или харамом.
Если мужчине недостаточно одной жены, либо его жена больна или бесплодна, то ему желательно жениться на второй.
Если его жена здорова, но он желает получить от многоженства больше развлечений, то это нежелательно, так как будет нанесен определенный вред первой жене.
Если же мужчина слаб, болен, беден или несправедлив к женам, то для него многоженство запретно.
Аллаху ведомо лучше!