Потомки пророка Мухаммеда
- Определение принадлежности к родовому древу Пророка Мухаммеда ﷺ
- Преимущества человека из потомков Пророка ﷺ над другими людьми
- Ахль аль-Бaйт – семья Пророка ﷺ
- Семья и родственники Пророка Мухаммеда ﷺ
- Дети Пророка Мухаммеда ﷺ
- Внуки Пророка Мухаммеда ﷺ
- Дяди и тети Пророка Мухаммеда ﷺ
- Жены Пророка Мухаммеда ﷺ
- Потомки Пророка Мухаммеда: миссия и обязанности
Пророк Мухаммед (Muhammad) ﷺ – личность знаковая для исламской религии, а потому интерес к его персоне, а также к близким и родным ему людям, к возможным потомкам Пророка Мухаммеда ﷺ не ослабевает уже много веков подряд. О родственном отношении к нему самому или к его потомкам заявляют многие люди, и часто мотивами для таких заявлений становится желание славы и легкой наживы, а также стремление к распространению ереси среди исламской уммы. В такой деятельности больше всего были замечены крайние суфии и рафидиты.
Определение принадлежности к родовому древу Пророка Мухаммеда ﷺ
В современном мире во всех уголках земли среди всех народов проживают потомки Пророка Мухаммеда ﷺ, и это не только арабы, но и представители других национальностей, которые могут жить в любой стране мира и некоторые даже об этом могут не знать. Но есть и такие люди, которые называют себя родственниками-потомками Пророка Мухаммеда ﷺ, не имея никаких оснований так называться.
Для определения того, принадлежит ли человек к родовому древу Посланника Аллаха ﷺ, является ли потомком Посланника ﷺ, применяется несколько способов. По словам Шейха Абдуль-Азиза ибн Бааза, на принадлежность человека к благородному роду Посланника Аллаха ﷺ и то, что он – потомок Посланника Аллаха ﷺ, указывают такие вещи, как наличие свидетельства в истории об этом авторитетных ученых историков, наличие официального свидетельства того, что человек – потомок и принадлежит роду Пророка Мухаммеда ﷺ, или другого документа, подтверждающего это, выданного авторитетным ученым в области истории и религии или известным судьей. Также, если факт того, что человек является потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, широко известен в обществе, это тоже может стать подтверждением его принадлежности к роду Пророка ﷺ. Также способом определить, действительно ли человек является потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, может стать наличие доказательств этого факта, которые будут объективными и будут иметь указанную достоверную дату, подтверждающуюся действительными документами, или иметь свидетельство истинности от лиц, заслуживающих доверия.
Преимущества человека из потомков Пророка ﷺ над другими людьми
Принадлежность к благородной родословной Посланника Аллаха ﷺ не принесет пользы арабу или мусульманину другой национальности, если он является неверующим или нечестивцем, также как отсутствие принадлежности к роду Пророка Мухаммеда ﷺ не вредит мусульманину, если он является верующим и праведным. Принадлежность к благородному роду Пророка Мухаммеда ﷺ не дает в Судный день преимуществ, ведь Аллах сказал в Священной Книге Коран, что самым почитаемым перед Аллахом будет наиболее богобоязненный человек.
Ахль аль-Бaйт – семья Пророка ﷺ
Для обозначения семьи Мухаммеда ﷺ ввели в обиход выражение «Ахль аль-Бaйт». Также с этой целью использовали выражения «Ал-и Расул», «Ал-и Мухаммад», а также «Ытратун Наби».
Ахль аль-Бaйт – это выражение используется для обозначения семьи Посланника ﷺ чаще всего и в переводе с арабского языка «Ахль аль-Байт» имеет несколько значений:
- используется для обозначения семьи, детей, близких родственников,
- слово «Ахль» используется для обозначения местного населения той местности, о которой говорят,
- слово «Ахль» используется также для выражения принадлежности к определенному суждению – «Ахль Сунна»
- еще одно значение слова - его употребляют, когда человек чего-то достоин или заслужил по заслугам.
Среди синонимов слова «Ахль» есть «Аль» в значении «родственники, семья, близкие», но «ал» употребляют, когда говорят о семье людей избранных.
Слово «байт» в переводе с арабского означает «дом» или «семья». В арабском языке выражение «Ахль аль-Байт» означает «домашние люди и члены семьи» и только во второстепенном значении обозначает «близких родственников».
По традиции, дошедшей до нашего времени, выражение "Ахль аль-Бaйт" используют для того, чтобы обозначить семью Мухаммеда ﷺ. Ахль аль-бaйт, то есть круг его членов семьи и домочадцев, составляли супруги, дети, внуки, а также Али, который был зятем Мухаммеда ﷺ и сыном его дяди.
Семья и родственники Пророка Мухаммеда ﷺ
К семье и родственникам Мухаммеда ﷺ относятся:
- его молочная мать по имени Сувайба, которая была вольноотпущенницей у Абу Ляхаба. Сувайба несколько дней кормила молоком Мухаммада ﷺ вместе со своим сыном Масрухом и Абу Салямом Абдуллахом бин аль-Асад аль-Махзуми. Молочная мать Сувайба также кормила и Хамзу бин Абдульмутталиба, дядю Посланника Аллаха ﷺ;
- его молочная мать по имени Халима, которая происходила из племени Саад. Халима кормила Мухаммеда ﷺ вместе со своим сыном Абдуллахом от аль-Хариса бин Абдульузза ас-Саади, а также дочерьми последнего по имени Унейса и Хузафа или Шайма. Эта же молочная мать Халима кормила своим молоком Абу Суфьяна бин аль-Хариса бин Абдульмутталиб. Абу Суфьян, повзрослев, стал для Посланника Аллаха ﷺ одним из самых ярых врагов, но после, когда была покорена Мекка, принял ислам и стал праведным мусульманином.
К числу родственников и близких людей Пророка Мухаммада ﷺ относятся люди, которые вырастили и воспитали его:
- родная мать пророка Мухаммеда ﷺ Амина бинт Вахб бин Абдуманаф бин Зухра бин Киляб;
- Сувайба, Халима, дочь Халимы по имени Шайма, которая также приходится Мухаммеду ﷺ молочной сестрой. Приводится история, когда Шайма посетила Пророка Мухаммада ﷺ в числе людей из племени Хавазин: тогда Посланник Аллаха ﷺ оказал ей высокое гостеприимство и соблюдал родственные отношения, постелив свой плащ и усадив Шайму на него.
Также к числу его семьи относится Умм Айман Бараката аль-Хабашия, доставшаяся Посланнику Аллаха ﷺ от отца в наследство, которая в дальнейшем последовала религии ислама и была выдана замуж за любимца Пророка Мухаммада Зайда бин аль-Хариса, родив ему впоследствии сына Усаму.
Дети Пророка Мухаммеда ﷺ
К числу семьи Пророка Мухаммеда ﷺ относятся его дети, в числе которых называют:
- аль-Касима, чье имя стало основой для куньи Пророка Мухаммада ﷺ (его кунья была «отец аль-Касима» или «абу аль-Касим»), и который умер еще в детстве;
- Зайнаб, которая родилась раньше аль-Касима;
- Рукайя;
- Умм Кульсум;
- Фатима, от которой пошли потомки Пророка Мухаммеда ﷺ;
- Абдулла, который родился после своих сестер, но неизвестно точно, был ли он рожден до начала пророческой миссии или после его. Относительно личности Абдуллы также возникают споры на тему того, ему ли принадлежат имена «ат-Тахир» и «ат-Тайиб», но достоверное мнение гласит, что это не имена, а прозвища сына Пророка Мухаммеда ﷺ Абдуллы.
- Ибрахим - еще один ребенок, которого родила ему наложница Мария Киптия в Медине. Весть о рождении сына принес отцу Абу Рафи, который был вольноотпущенником, и он получил от Мухаммада ﷺ в дар за хорошую весть раба. Но сын Ибрахим умер в младенчестве.
По свидетельству ибн Аббаса, старшей из всех сестер была Рукайя, а младшей – Умм Кульсум.
Дети Пророка Мухаммада ﷺ были все рождены от Хадиджи, поскольку от остальных жен у Посланника Аллаха ﷺ не было детей. Они все, за исключением Фатимы, умерли еще до смерти Мухаммеда, и только Фатима всего лишь на полгода пережила своего отца. Фатима получила особое благословение от Всевышнего Аллаха, который возвысил ее над всеми остальными женщинами мира и назвал ее и ее мать Хадиджу лучшей женщиной этого мира. К числу лучших женщин мира относят и Айшу.
Внуки Пророка Мухаммеда ﷺ
Потомки Пророка Мухаммада ﷺ пошли от его дочери Фатимы через внука Хусейна и внука Хасана. У Пророка Мухаммеда ﷺ были внуки Хасан ибн Али, Хусейн ибн Али, Зайнаб бинт Али, Умм Кульсум бинт Али и Мухсин.
Дяди и тети Пророка Мухаммеда ﷺ
Также к числу родственников Пророка Мухаммада ﷺ относятся его дяди:
- Хамза бин Абдальмутталиб, получивший прозвище «Лев Аллаха и Его Посланника», которого также звали «господином шахидов», и он являлся также Посланнику Аллаха ﷺ молочным братом;
- аль-Аббас;
- Абу Талиб, известный также еще как Абд Манаф;
- Абу Ляхаб, которого звали Абдульузза;
- аз-Зубайр;
- Абдулькааба;
- аль-Мукаввим;
- Дарар;
- Кусам;
- аль-Мугира по прозвищу «Хаджаль»;
- аль-Гайдак, у которого было прозвище «Мусаб»;
- Науфаль;
- аль-Аввам.
Старший дядя Мухаммеда ﷺ по имени аль-Харис, а самым младшим был аль-Аббас, и именно потомство младшего дяди Пророка ﷺ заполнило землю. Когда были пересчитаны потомки аль-Аббаса во время правления Мамуна, выяснилось, что потомки этого дяди Пророка ﷺ насчитывают шестьсот человек, но это называют преувеличением. Потомство пошло и от дяди Абу Талиба, и от аль-Хариса, и от Абу Ляхаба. Мнения относительно того, являются ли одним и тем же человеком аль-Мукаввим и аль-Харис, а также Хаджаль и Гайдак, периодически возникают, но единого мнения относительно этого нет.
Никто из этих людей не принял ислам, кроме Хамзы и аль-Аббаса.
К числу родственников Пророка Мухаммада ﷺ относятся тети Посланника Аллаха ﷺ:
- Сафия, которая приходится матерью аз-Зубайру бин аль-Авваму,
- Атика,
- Барра,
- Арва,
- Умайма,
- Умм Хаким аль-Байда.
Из этих людей ислам приняла только Сафия, и, по некоторым мнениям, Атика и Арва.
Жены Пророка Мухаммеда ﷺ
К числу семьи Пророка Мухаммада ﷺ относятся его жены, количество которых по разным источникам отличается: по мнению Масуди, у Мухаммеда ﷺ было пятнадцать жен, а по мнению Якуби, у Посланника Аллаха ﷺ было двадцать одна или даже двадцать три жены, из которых физическую близость Мухаммед ﷺ имел только с тринадцатью женами. Также приводятся мнения о девяти или десяти женах, но исследователь Уотт считает, что по причине того, что было много племен, желающих заявить о своих родственных связях с Пророком Мухаммадом ﷺ, количество его жен вполне может быть чересчур преувеличено. Традиционные представления сходятся на том, что у Пророка ﷺ было одиннадцать жен и две наложницы.
Хадиджа
Первой женой Мухаммеда ﷺ была Хадиджа бинт Хувайлид, которую называют матерью правоверных. Родом Хадиджа была из курайшитов, и на момент женитьбы с Мухаммедом ﷺ она уже имела дочь от первого мужа по имени Атик ибн Азиз, а также двух дочерей от второго мужа Абу Халы. Мухаммад ﷺ был ее третьим мужем. Хадиджа была женщиной добродетельной и добропорядочной, способной к торговым делам, и Мухаммад ﷺ был одним из ее торговых представителей. Хадиджа сама предложила Мухаммаду ﷺ на ней жениться после того, как услышала о его честности и прекрасных нравственных достоинствах. Мухаммед ﷺ женился на сорокалетней Хадидже в возрасте двадцати пяти лет. Хадиджа родила Пророку Мухаммаду ﷺ дочерей Фатиму, Умм Кульсум, Зайнаб и Рукаййу, а также сыновей Абдуллаха и Касима. Именно первая супруга Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа стала первым человеком, который уверовал в его пророческую миссию. Хадиджа поддерживала Мухаммада ﷺ во всем, и Посланник Аллаха ﷺ горячо любил свою жену и называл ее лучшей женщиной из всех.
Сауда бинт Зам‘а
Второй супругой Мухаммеда была Сауда бинт Зам‘а ибн Кайис ибн Абд-Шамс, родившаяся в Мекке, которую называют «матерью правоверных». На ней Пророк Мухаммад ﷺ женился в Медине, когда ему было пятьдесят три года и шел десятый месяц его пророчества, после того, как умерла его первая жена Хадиджа. Сауда бинт Зам‘а умерла в Медине.
Аиша бинт Абу Бакр
Третьей женой Мухаммада ﷺ была дочь Абу Бакра, сторонника и сподвижника Пророка ﷺ, по имени Аиша бинт Абу Бакр – умная, религиозная и праведная девушка, о которой сам Пророк ﷺ отзывался как о любимой жене после Хадиджи. Аиша является передатчиком огромного количества хадисов, особенно на тему личной жизни Пророка Мухаммада ﷺ и на бытовые темы. Аиша вышла замуж за Пророка Мухаммада ﷺ в очень раннем возрасте, точный возраст ее в разных источниках отличается, но наиболее достоверным принимают мнение, что Аише было девять лет на момент их свадьбы.
Хафса бинт Умар
Также к числу супруг Мухаммада ﷺ принадлежала дочь Умара ибн аль-Хаттаба сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ по имени Хафса бинт Умар, которую после смерти ее первого мужа отец попытался выдать замуж снова, но получал отказ от Абу Бакра ас-Сиддика и Усмана ибн Аффана, и тогда Мухаммед ﷺ предложил женится на ней – это было в третьем году по хиджре, и у Пророка ﷺ уже было две жены – Аиша и Сауда. Хафса была очень набожной женщиной, отличалась упорством и верностью поклонению Всевышнему, но характер имела волевой. Хафса передала около шестидесяти хадисов и сохранила первый экземпляр Священной Книги Коран, собранный при Абу Бакре, когда он был халифом (этот экземпляр Корана был размножен по его просьбе).
Зайнаб бинт Хузайма
Еще одна супруга Пророка Мохаммеда ﷺ – это Зайнаб бинт Хузайма, с которой супружеская жизнь Мухаммада ﷺ длилась всего три месяца, поскольку супруга скончалась. Это была очень милосердная, религиозная женщина, которая делала многое для нуждающихся, за что и получила прозвище «мать бедных».
Зайнаб бинт Джахш
Еще одной супругой Мухаммада ﷺ была Зайнаб бинт Джахш, которая до того, как сочетаться браком с Пророком Мухаммадом ﷺ, была замужем за его приемным сыном по имени Зайд ибн Харис. До того, как выйти замуж за Посланника Аллаха ﷺ, Зайнаб была замужем за его вольноотпущенником Зейдом ибн Харисой, но этот брак распался, и Мухаммад ﷺ женился на ней сам.
Остальные жены Мухаммеда ﷺ
- Также супругой Мухаммада ﷺ была дочь Мусталик Хариса ибн Дирара, возглавляющего племя Бану, Джувайрия бинт аль-Харис, на которой Мухаммад ﷺ женился для того, чтобы установить между племенами добрые отношения.
- Сафия бинт Хуай ибн Ахтаб, дочь Надир Хуяйа ибн Ахтаба, возглавлявшего также племя Бану и бывшего врагом мусульман, убитого мусульманами во время столкновения, в котором также погиб и муж Сафии.
- Рамля бинт Абу Суфьян – одна из жен Мухаммеда ﷺ, которая развелась со своим первым мужем из-за того, что он решил выйти из ислама, приняв христианство. Мухаммада ﷺ восхитила сила веры этой женщины, и он попросил разрешения на брак с ней. В результате этого брака напряжение между Абу Суфьяном и Мухаммадом ﷺ было ослаблено. Рамля бинт Абу Суфьян является передатчицей хадисов, всего она передала более шестидесяти пяти хадисов.
- Еще одна супруга Мухаммада ﷺ - Умм Саляма бинт Абу Умайя, которая при рождении носила имя Хинд. Она получила прозвище «благодетель путешественника», поскольку была очень щедрой. Ее первый муж Абдулла ибн Абдульасад погиб в битве при Ухуде, после чего она получила прозвище «вдова арабов» и к ней приходили свататься и Умар ибн аль-Хаттаб, и Абу Бакр, но она согласилась только на предложение Пророка Мухаммада ﷺ.
- Маймуна бинт аль-Харис, последняя жена Мухаммеда ﷺ, жениться на которой ему посоветовал Аббас – после этой жены Пророк Мухаммед ﷺ до самой смерти больше никого не брал в жены.
Наложницы
Также можно встретить упоминания его наложницы Марии аль-Кибтии, которую Посланнику Аллаха ﷺ подарил правитель Египта Мукаукис. Мария родила сына Ибрахима, но мальчик скончался в возрасте шестнадцати месяцев.
Райхана бинт Зейд бинт ʿАмр, которая, была родом из иудейского племени и, по ряду сообщений, являлась его наложницей, согласно другой версии, после принятия ею ислама, Мухаммад ﷺ освободил ее. Она была очень умной и набожной праведной мусульманкой.
Потомки Пророка Мухаммеда: миссия и обязанности
Когда упоминаются потомки Пророка Мухаммеда ﷺ всегда отмечают, что для Посланника Аллаха ﷺ семья имела очень большое значение, поскольку члены его семьи первыми приняли таухид, уверовали в его пророчество, а также поддерживали во всем Пророка Мухаммеда ﷺ. Семья и потомки Пророка Мухаммеда ﷺ беспрекословно слушали его и исполняли его запреты, старались быть образцом для всех последующих поколений мусульман, должны были знать шариат и Священную Книгу Коран, и старались жить так, как того желал Пророк Мухаммед ﷺ.
Основной обязанностью семьи и потомков Пророка Мухаммада ﷺ было сохранение и передача новым поколениям заветов Посланника Аллаха ﷺ и его Сунны.
Потомство Посланника ﷺ продолжилось по линии только Фатимы: род пошел от саййидов Рая, Хусейна и Хасана. К этому роду принадлежат люди, которые представляют собой гордость не только всех арабов, но и всей мусульманской общины и каждого мусульманина. На потомках Пророка Мухаммеда ﷺ лежит ответственность стать примером для всех арабов, для всех мусульман и всех народов, своим умом, знанием Корана и любовью к исламу. Данный род ведется до сих пор, и перед именами каждого мусульманина, кто принадлежит к данному роду, обычно пишут и произносят «ас-саййид», и это указывает на их принадлежность роду Пророка Мухаммеда ﷺ.
Могут ли потомки Али (да будет доволен им Аллах!) от других жен (не Фатимы) считаться потомками Пророка (мир ему и благословение Аллаха)? Согласно вашей статье Али (да будет доволен им Аллах) входит в число Ахль Аль-Байт
У Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, много потомков от его дочери Фатимы, да будет Аллах доволен ею. Большинство из них проживают в Хиджазе и арабских странах.
Аллаху а'лям!
Быть потомком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не дает человеку никаких преимуществ перед другими в получении гражданства Саудовской Аравии.
Однако он может восстановить саудовское гражданство, если докажет свою связь с этой страной и ее жителями. Например, если у него есть документы, как завещания или наследство, которое оставил ему один из его предков, подтверждающие его связи с этой страной, что доказывает, что он из жителей Мекки или другого города Саудовской Аравии.
Аллаху а’лям!
У Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, есть потомки от его дочери Фатимы, да будет Аллах доволен ею. Что касается Али бин Абу Талиба, да будет Аллах доволен им, то он не был сыном пророка, а поэтому его потомки от других жен, помимо Фатимы, не являются потомками пророка.
Аллаху а'лям!