Умар ибн аль-Хаттаб

Умар ибн аль-Хаттаб

  1. Кто такой Умар ибн аль-Хаттаб
  2. Как выглядел халиф Умар
  3. Титулы
  4. Семья, жены и дети, потомки
  5. Детство и отрочество, начальные этапы биографии
  6. Переселение в Медину
  7. Управление халифатом
    1. Разгром Персидской империи
    2. Завоевание Египта
    3. Методы управления
    4. Реформы
    5. Оценка деятельности
  8. Визит в Иерусалим
  9. Смерть

Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб аль-Адавий, более известный под именем Умар ибн аль-Хаттаб, родился в Мекке в 585 году, умер третьего ноября 644 года в Медине.

Его имя полностью звучало как Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абд аль-Узза ибн Рийах ибн Абдуллах ибн Курт ибн Разах бин Ади ибн Ка‘б, он являлся выходцем из рода курайшитов, а один из его предков Ка‘б ибн Луайй приходился также предком Пророку Мухаммаду ﷺ в седьмом колене.

Умар ибн аль-Хаттаб был вторым из Праведных халифов, стоявших во главе Исламского государства после Пророка Мухаммадаﷺ , и правил Халифатом в период с 634 по 644 год. История мусульманского мира знает его как выдающегося политического деятеля. В мусульманской истории он также известен под именем Умар ибн аль Хаттаб аль-Фарук и Омар I.

Как выглядел халиф Умар

По свидетельству современников, Умар ибн аль-Хаттаб был настолько высоким, что когда он находился верхом на лошади, его ноги доставали земли. Он был очень требовательным и жестким человеком, и эти его качества проявлялись как до того, как он принял Ислам, так и после принятия мусульманской веры.

Относительно внешности Умара аль Хаттаба известно, что у него было красивое лицо, а кожа была светлой. Он запомнился своей рыжей бородой, которую красил хной. По воспоминаниям современников, у него были длинные усы, и он имел обыкновение наматывать их на палец или закручивать в моменты душевных расстройств или в приступах раздражения. Эту его особенность отмечал и Малик ибн Анас.

Он также отличался громким голосом и быстрой походкой, и это очень гармонично сочеталось с его натурой, которая была вспыльчивой и очень энергичной.

Титулы

  1. Аль-Фарук. Когда Умар ибн аль-Хаттаб принял исламскую веру, Посланник Аллаха ﷺ дал ему прозвище «аль-Фарук», которое означало в переводе «тот, кто различает истину и заблуждение». Посланнику Аллаха ﷺ Всевышний ниспослал аяты, в которых подтверждалось, что мнение Умара о пленных, которые были схвачены во время битвы при Бадре, было правильным. Также подтверждалась и его правота относительно молитвы у Каабы за стоянкой Ибрахима, а также о том, что опьяняющие напитки должны были быть запрещены. Подтверждалась в аятах и правота мнения, которое высказывал Умар ибн аль-Хаттаб относительно ношения хиджаба, и еще по некоторым важным вопросам. Пророк Мухаммад ﷺ высоко ценил деятельность Умара ибн аль-Хаттаба. Он даже сказал однажды, что если и был пророк после него, то это был бы Умар ибн аль-Хаттаб. Сунниты называют его в числе десяти личностей, которые «были обрадованы вестью о Рае».
  2. Амир аль-муминин. Когда Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом, он стал носить титул «амир аль-муминин», что в переводе с арабского языка на русский означает «повелитель правоверных». Такой титул указывает на то, что Умар аль Хаттаб обладал не только политической властью, но также властью духовной. 

Семья, жены и дети, потомки

Умар аль Хаттаб имел нескольких жен, которые принесли ему многочисленное потомство. До того, как принять ислам, он был уже женат трижды, но после того, как Пророку Мухаммаду ﷺ был ниспослан аят, в котором было сказано, что жениться на неверных нежелательно, он всем своим супругам предложил принять мусульманскую веру. Но когда все его жены отказались принимать ислам, он дал им всем развод.

Среди детей Умара ибн аль Хаттаба более всего известен в истории ислама его сын Абдуллах, который принял Ислам вместе со своим отцом. Абдуллах известен тем, что стал богословом, чье имя известно не только всему мусульманскому миру, но и занимает важное место в мировой истории. Сыновей Умара звали Абдурахман, Абдулла, УбейдуЛлах, Зейд, Асым и Ияд но они были от разных жен, кроме Абдуррахмана и Абдуллы, матерью которых являлась Зейнаб бинт Мазун. Были у Умара также и дочери: их было всего две - Фатима и Хафса. Одна из его дочерей, Хафса, вышла замуж за Пророка Мухаммада ﷺ после того, как семья переселилась в Медину.

Последний свой брак Умар ибн аль Хаттаб заключил с Умму Кульсум, которая приходилась дочерью Фатимы и Али ибн абу Талиба и внучкой Пророку Мухаммаду ﷺ. Она родила ему сына Зейда, и дочь Рукайю.

Детство и отрочество, начальные этапы биографии

В видео приведенном ниже описана жизнь Умара ибн аль-Хаттаба, однако одна история которая передается о том, как христиане Иерусалима предложили Умару совершить молитву в главной церкви города, не находит подтверждения в достоверных источниках.

Появление на свет Умара ибн аль Хаттаба датируется 585 годом – он родился в городе Мекке в семье аль-Хаттаба ибн Нуфайля, который происходил из рода курайшитов аль-Ади. Род аль-Ади нес на себе историческую роль: представители этого рода занимались урегулированием конфликтных вопросов, которые возникали между представителями разных племен, улаживанием разногласий. В решении подобных вопросов принимал участие и сам Умар, поскольку он пользовался большим влиянием среди жителей Мекки. Матерью его была Хинтама бинт Хашим.

На начальном этапе своей биографии Умар ибн аль-Хаттаб занимался пастушеским ремеслом, но после сменил род деятельности, став торговцем.

Раннюю биографию Умара ибн аль-Хаттаба можно разделить на период до принятия ислама и период жизни в Мекке после того, как он принял ислам:

  • до наступления 616 года он был настроен категорически против мусульман, его характер был суров, а сам он оставался непреклонен. Пророк Мухаммад ﷺ обращался с молитвой ко Всевышнему Аллаху, прося о том, чтобы Господь укрепил ислам таким достойным человеком, как он, хотя Умар ибн аль-Хаттаб даже решился на убийство Пророка Мухаммада ﷺ за его призывы арабам отречься от неправильной религии идолопоклонников, которые проповедовали их предки. Но, когда Умар ибн аль-Хаттаб пошел к Посланнику Аллаха ﷺ, ему на пути встретился Нуайм ибн Абдуллах, который сообщил ему о принятии ислама его сестрой и ее мужем. Умар ибн аль-Хаттаб вернулся домой и увидел, что сестра и зять читают аяты из суры Корана под названием «Та Ха». Умар пришел в ярость и накинулся на зятя с побоями. После, когда успокоился, он решил все-таки ознакомиться с содержанием Священной Книги Коран, и у него возник интерес к исламу.
  • после того, как Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам, его целеустремленность и решительный характер помогли укреплению мусульман и распространению исламского призыва. Из-за притеснения язычников мусульмане Мекки находились в стесненном положении и они не могли даже открыто признаваться в исповедании Ислама. Умар ибн аль-Хаттаб открыто сообщил о том, что принял ислам, человеку, который в тот период был для мусульман самым главным врагом – Абу Джахлю. Далее Умар решил действовать изобретательно, сообщив по секрету весть о своем принятии ислама самому болтливому человеку, благодаря чему новость о том, что Умар ибн аль-Хаттаб стал мусульманином разлетелась по всему городу. 

Именно Умар ибн аль-Хаттаб способствовал тому, чтобы возле Каабы мусульманами был совершен первый коллективный намаз - об этом свидетельствуют слова ибн Масуда, на которые ссылается известный мусульманский историк Ибн Хишам: ибн Масуд говорил о том, что до принятия Умаром ислама у мусульман не было возможности совершать молитву возле Каабы, но после принятия Ислама Умаром ибн аль-Хаттабом, он вступил в открытое противостояние с курайшитами и добился того, что мусульмане смогли совершать коллективный намаз у Каабы.

После того, как Умар ибн аль-Хаттаб примкнул к рядам приверженцев ислама, мусульмане были воодушевлены: сам же он с момента принятия ислама неотлучно находился при Пророке Мухаммаде ﷺ и везде его сопровождал, обеспечивая ему защиту.

Переселение в Медину

мечеть Умара ибн аль-Хаттаба
Мечеть "Умара ибн аль-Хаттаба", расположенная к юго-западу от Масджид ан-Набави, в которой молился Пророк ﷺ. В Медине есть еще одна мечеть с таким же названием.

Поскольку Умар ибн аль Хаттаб был бесстрашным и смелым человеком, свой переезд в Медину из Мекки он совершил публично, ни от кого не скрываясь, как это делали остальные мусульмане, боясь провокаций язычников.

После переселения в Медину, он принимал активное участие в помощи Пророку Мухаммаду ﷺ в становлении и развитии мусульманской общины. Дочь Умара аль Хаттаба вышла замуж за Пророка Мухаммада ﷺ.

Ни один военный поход мусульман не обходился без участия Умара аль Хаттаба, он выступал в военный поход, возглавив рейд отряда в три десятка человек. Умар аль Хаттаб принимал участие в таких сражениях, как битва при Бадре, битва при Ухуде, битва при Хандаке и при Хайбаре. Принимая участие в сражениях против многобожников, Умар аль Хаттаб демонстрировал невиданный героизм и самоотверженность, в результате чего стал одним из самых выдающихся лидеров исламского государства.

После того, как умер Пророк Мухаммад ﷺ в 632 году, возник вопрос: кто станет во главе мусульманской уммы вместо Посланника Аллаха ﷺ. На эту роль рассматривались кандидатуры Абу Бакра ас-Сиддика и Са‘да ибн Убада. Умар аль Хаттаб выступил с предложением отдать предпочтение кандидатуре Абу Бакра. На всем протяжении периода правления Абу Бакра Умар выполнял обязанности его советчика, его решимость и энергичность послужила во благо развивающемуся мусульманскому государству. Незадолго до своей смерти в 634 году Абу Бакр назвал Умара аль Хаттаба своим преемником, и мусульманская умма единогласно согласилась с этим выбором и присягнула Умару аль Хаттабу как своему новому халифу.

Управление халифатом

В период правления халифа Умара аль Хаттаба началось активное расширение владений мусульманского молодого государства далеко за пределы Аравии. Новый халиф продолжил серию успешных завоевательных походов.

На 633 год пришлось падение Южной Палестины и Хиры, к началу осени 635 года Дамаск, осаждаемый в течение полугода мусульманами, сдался. Позже, после того, как византийцы были разгромлены в сражении на реке Ярмук, во владении мусульман оказалась и Сирия: воспользовавшись ослаблением Византии и ее недостаточными пограничными войсками, мусульмане установили контроль над Сирией.

Разгром Персидской империи

Похожая ситуация сложилась и с Персией: в результате ослабления государства из-за религиозной и политической нетерпимости Сасанидской династии, а также по причине хазарских и тюркских атак и ведением войны с Византией, Персия также была ослаблена и не уделяла достаточно внимания контролю своих границ. Персидское войско было разбито в ходе битвы при Кадисии, которая стала одним из величайших исторических сражений за всю арабскую историю.

После падения Мадаина, который сейчас является частью современного Ирака и носит название Ктесифон, персидский царь лишился и своей летней резиденции, а после падения Мосула участь Персии была решена. Но в этот период завоевательные походы мусульман в восточном направлении были приостановлены самим Умаром аль Хаттабом, который считал, что еще не время для того, чтобы предпринимать активные действия для окончательного завоевания Персии. 

После того, как была завоевана Верхняя Месопотамия, прошло два года, прежде чем арабы направили свои войска для завоевания Персии – тогда же мусульманами была одержана победа в битве при Нехавенде. Во главе персов тогда находился Йездигерд III, который стал последним правителем династии Сасанидов, и после его отступления в северо-восточном направлении он в 651 году был убит. Наследник Йездигерда III предпринимал попытки возрождения империи, но успехом эти попытки не увенчались.

Завоевание Египта

Умар аль-Фарук
Надпись на арабском языке "Умар аль-Фарук, да будет доволен им Всевышний Аллах". Такую каллиграфию, наряду с упоминанием Аллаха, Пророка Мухаммеда и других трех праведных халифов (Абу Бакра, Усмана и Али), часто можно встретить в интерьерах росписи стен мечетей.

Египетская граница была преодолена мусульманскими войсками в 639 году, когда во главе мусульман стоял Амр ибн аль-Ас. Этот момент как нельзя лучше подходил для завоевания Египта: страна была ослаблена религиозной борьбой, византийские правители вызывали у египетского населения только ненависть. Амру ибн аль-Асу удалось дойти до крепости Вавилон, которая находилась близ Каира. 642 год ознаменовался тем, что мусульмане установили контроль над Александрией, которая на тот период представлял собой ключевой пункт византийцев в Египте. Византия предприняла попытки отвоевать крепость спустя четыре года, однако мусульмане сумели удержать город под своим контролем. Существует легенда о том, что Умар аль Хаттаб приказал сжечь библиотеку Александрии, но подтверждения реальности этого факта не имеется.

Умар ибн аль-Хаттаб приказал вернуться из армии Са‘ду ибн Абу Ваккасу и Халиду ибн Валиду, которые на тот момент являлись самыми популярными лидерами среди мусульман, что означало их отставку. Неубедительные причины, которые были названы для таких отставок, указывают на наличие у халифа политических мотивов для принятия такого решения.

Методы управления

Умар ибн аль-Хаттаб также вошел в историю тем, что использовал огромные состояния своих наместников в провинциях на общественные цели, конфисковывая до двух третей их имущества. Такие санкции были применены к таким известным личностям, как Амр ибн аль-Ас, Са‘д ибн Абу Ваккас, Халид ибн Валид, а также наместники халифа в Мекке, Йемене и Бахрейне.

За то время, что у власти в мусульманском государстве находился Умар ибн аль-Хаттаб, само мусульманское государство претерпело значительные изменения: благодаря разумному правлению халифа оно стало многонациональной империей, лишь на четверть состоящую из выходцев из Аравии. Большинство провинций, которые были присоединены к арабскому государству в результате завоеваний, к тому моменту обладали гораздо более высоким уровнем как экономического, так и социального развития, чем Хиджаз, который на тот момент считали политическим центром государства. И это стало причиной массового переселения мусульманской аристократии на земли, завоеванные арабами и вошедшие в состав халифата. Умар ибн аль-Хаттаб лично назначал наместников, которых ставил во главе завоеванных провинций, и на этих землях появлялись так называемые амсары или военные лагеря, которые были организованы по приказу правителя правоверных.

По всей территории халифата стали появляться поселения, которые представляли собой новые формации – кварталы полностью занимали выходцы одного племени, которые являлись воинами одного ряда. Подобные гарнизоны были расположены в Фустате (эта местность располагается на территории современного Каира), Мосуле и Куфе.

После того, как мусульмане завоевали Египет, Ирак, Сирию и Персию, арабское государство стало многонациональным, в котором иноверческое население преобладало.

Исторически известно, что Умар ибн аль-Хаттаб был авторитетной личностью среди сахабов. На протяжении всего времени его правления не происходило случаев, когда наместники не повиновались бы ему. Своим соратникам Умар ибн аль-Хаттаб доверял и предоставлял свободу действий, а также были случаи, когда он считал целесообразным покрыть какие-то их проступки.

Реформы

На протяжении своего правления Умар ибн аль-Хаттаб провел ряд эффективных реформ в различных областях жизни исламского государства.

  1. Реформы в области государственного управления.

Развитие мусульманского государства требовало пересмотра организации административного аппарата и тех принципов, по которым распределялись в государстве огромные поступающие доходы. Халифу требовалось принимать меры по таким вопросам, как выплата жалованья, распределение продуктового пайка, для организации социального и экономического обеспечения всех асхабов вместо того, чтобы прибегать к разделу тех земель, которые были завоеваны.

Эта система была окончательно сформирована только к 640 году, и тогда же установили размеры джизьи (налога для не мусульман) и хараджа.

Ко времени правления Умара ибн аль-Хаттаба относят также появление первых земельных кадастров, в которых собственность на землю предполагалась различных видов: частная и общинная.

После завоевания Египта Умар ибн аль-Хаттаб получил информацию о том, что египетская земля может поставлять пшеницу в остальные провинции халифата, и перед ним встала задача организовать транспортировку зерна. Советники халифа указали ему на канал, который был возведен между Красным морем и Нилом еще при императоре Траяне в конце первого века, и которые позже забросили, и он оказался засыпан землей. По распоряжению халифа, русло канала очистили, и по этому пути в Аравию начала поступать пшеница из Египта и это было как нельзя кстати, поскольку в 639 году на Ирак, Сирию и Палестину обрушился голод.

Также Умар ибн аль-Хаттаб положил начало формированию юридической системы: при нем в некоторых городах начали служить кади, то есть судьи, которые разрешали всевозможные юридические споры и конфликты, правовые проблемы с опорой на шариат и Священную Книгу Коран.

Была введена новая система летоисчисления – это произошло весной 637 года, и за начало новой эры стали брать хиджру или переселение Посланника Аллаха ﷺ в Медину из Мекки.

Халиф Умар ибн аль-Хаттаб вышел с предложением вести городское строительство так, как это делали в Византии: главные улицы города отныне должны были достигать шириной сорок локтей (один локоть равнялся 38-46 сантиметрам).

Особое внимание обращал халиф Умар на то, как развиваются в государстве ремесла, которые он считал настолько же сложными, как воинское ремесло и торговля, отмечая, что «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путём обмана покупателя».

  1. Реформы в области религии.

Ко времени правления халифа Умара был сформирован ритуал совершения хаджа и признан окончательно. Умар ибн аль-Хаттаб сам возглавлял совершение ритуала хаджа каждый год.

Он также поручил своему бывшему секретарю Зайду ибн Сабиту собирать тексты откровений, которые были записаны со слов Пророка Мухаммада ﷺ, но до сих пор пребывали в форме разрозненных свитков. Работа по сбору Корана была начата по поручению халифа Умара, но только после его кончины был окончательно собран весь текст Корана.

Также при Умаре к званию халифа был добавлен титул «повелитель правоверных» или «амир аль-муаминин». В результате реформирования государственного управления при халифе Умаре сформировалась новая для исламского государства система власти: арабо-мусульманская теократия. В этот период развития исламского государства население халифата представляло собой два класса: правящие мусульмане и народы, им подчиняющиеся, но которые придерживались другой веры. Избираемые методы управления государством были либо основаны на прецеденте, либо были аргументированы Откровением Аллаха, изложенном в Священной Книге Коран или Сунне Пророка Мухаммада ﷺ. Такой подход был обусловлен стремлением сохранить религиозную целостность мусульманской уммы (общины).

Оценка деятельности

Успехи, которых удалось достичь арабскому халифату в тот период истории, связывают именно с личностью Умара ибн аль-Хаттаба, а также с его незаурядными личностными качествами и талантами, которыми было обусловлено его хорошее умелое управление государством. Среди таких успехов называют такие исторические события, как сражения при Кадисии, Ярмуке и Нехавенде, в которых мусульмане одержали победы над византийцами и персами, а они были грозными противниками, ислам получил большое распространение на территориях Ближнего Востока, Персии и Северной Африки.

Халиф Умар придерживался авторитарного стиля правления, но он не позволял себе самодурства и несправедливости: никто не может назвать Умара ибн аль Хаттаба несправедливым правителем.

Огромна заслуга Умара ибн аль-Хаттаба и в деле толкования Священной Книги Коран, поскольку он сам был хадисоведом и факихом.

К важнейшим государственным достижениям Умара ибн аль-Хаттаба также можно отнести:

  • основание диванов (министерств - военного дивана, дивана хараджа) и различных государственных учреждений;
  • организация почтовой службы;
  • строительство дорог;
  • разделение завоеванных земель на провинции и назначение наместников в каждую провинцию;
  • основание городов на завоёванных территориях.

Представители суннитского мазхаба считают, что деятельность халифа Умара ибн аль-Хаттаба заслуживает настолько высокой оценки, что он представлял собой образец идеального правителя. В суннитской исторической традиции Умар аль Хаттаб представлен как человек, ведущий аскетичный образ жизни, который был хорошим и справедливым правителем страны.

В шиитской исторической традиции Умар аль Хаттаб представлен как узурпатор, равно как и остальные три праведных халифа. Шиитские научные источники утверждают, что Посланник Аллаха ﷺ рассчитывал, что его преемником станет Али ибн Абу Талиб, его двоюродный брат, а Абу Бакр получил власть путем переворота, и после него власть перешла к Умару, а затем к Усману, однако их доводы противоречат жизнеописанию Пророка ﷺ и его сподвижников.

Визит в Иерусалим

Одним из значительных эпизодов биографии Умара ибн аль-Хаттаба стал его визит в Иерусалим. В период правления второго праведного халифа мусульманские войска вошли в Иерусалим: византийцы уступили его мусульманам после того, как состоялось сражение в военном лагере Аль-Джабия на реке Ярмук на Голанских высотах.

Халиф Умар ибн аль-Хаттаб отправился в Иерусалим в одиночестве, облаченный в обычный плащ, и местные жители были удивлены, увидев такого скромного и аскетичного завоевателя, поскольку и персидские, и византийские правители любили пышность и роскошь. Греческий православный патриарх Софроний вручил ключи от города лично Умару ибн аль Хаттабу, и Умар пообещал ему во имя Аллаха сохранить в целостности и сохранности православные церкви, а также пообещал, что мусульмане не тронут их, не стану захватывать и разрушать. Софроний провел Умару экскурсию по городу, включая Храм Гроба Господня. Когда пришло время молитвы, Софроний пригласил Умара молиться внутри Церкви, но Умар отказался, ссылаясь на то, что если бы он помолился там, то это могло бы привести к противостоянию между мусульманами и христианами, или под этим предлогом мусульмане могли превратить храм в мечеть. Вместо этого Умар совершил молитву за пределами церкви, где позже была построена мечеть, называемая сейчас мечетью Умара.

После этого халиф спросил у патриарха Софрония, где находится гора, с которой Пророк Мухаммад ﷺ в ночь Мираджа вознесся на небо ко Всевышнему Аллаху, но патриарх поначалу не хотел показывать эту гору, поскольку ранее там располагались первый и второй Иерусалимские храмы, а в тот момент эта гора представляла собой свалку мусора. Но все-таки патриарх привел позже Умара на эту гору и рассказал халифу ее историю. И тогда халиф Умар бин аль Хаттаб упал на колени и, расчистив место от мусора, совершил молитву. Он уточнил у патриарха место, где ранее находился храм, и патриарх сказал ему неправду, указав на северную часть горы. Но халиф выслушал патриарха и не поверил ему, поэтому повелел выстроить храм на южной стороне горы, в этом месте храм существует и по сей день.

мечеть Аль-Акса

 

Более подробно об истории Храмовой горы и мечетях Куббат ас-Сахра и Аль-Акса читайте в данной статье.

 

Об этом случае есть упоминание в книге Дж. Аддисона под названием «История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла». С помощью своих главных военачальников предводитель правоверных совершил благочестивые деяния: он расчистил землю собственными руками и наметил основания величественной мечети, чей тёмный и высокий купол венчает вершину горы Мориа».

Это предание существует также в еще одном варианте, и этот вариант приведен в сборнике хадисов, собранных имамом Ахмадом ибн Ханбалем: в нем передано со слов Убейда ибн Адама, что Умар бин аль Хаттаб задал вопрос Ка‘бу аль Ахбару, где ему лучше совершить намаз, и тот ответил, что считает, что намаз лучше совершить «позади скалы, чтобы весь Кудс был перед тобой как на ладони», и на это Умар бин аль Хаттаб ответил, что Ка‘б уподобляется иудеям, и халиф не поступит так, а совершит намаз так, как делал это Пророк Мухаммад ﷺ, и затем он повернулся лицом к Кибле и совершил молитву. После этого он снял свой плащ, расстелил его на земле и начал в него собирать мусор, и люди последовали за ним.

Смерть

В 644 году во время совершения утреннего намаза на халифа Умара было совершено нападение, которое совершил персидский раб Абу Люлю Фируз, нанеся Умару шесть ударов ножом. Существует версия, по которой причиной такого нападения стала та политика, которую проводил Умар аль Хаттаб в отношении Персидского государства: войска арабского халифата полностью разгромили армию Персии.

Умар, узнав, что его ранил не мусульманин, а огнепоклонник по прозвищу Абу Люлю, вознес хвалу Всевышнему за то, что послал ему гибель не от рук мусульманина. Умара, который истекал кровью, перенесли в его дом, и через три дня он умер – это случилось в 644 году 7 ноября.

Незадолго до своей кончины Умар ибн аль-Хаттаб собрал совет, на котором должны были избрать нового халифа. Своему преемнику Умар завещал оставить наместников, которых назначил сам Умар, на их должностях в течение года после его смерти. Шура или совет в составе шестерых самых близких сподвижников Пророка Мухаммада , избрал новым халифом Усмана ибн Аффана. Совет состоял из Усмана ибн Аффана, а также Са‘да ибн Абу Ваккаса, Абдуррахмана ибн Ауфа, аз-Зубайра ибн аль-Аввама, а также Али ибн Абу Талиба и Тальхи ибн Убайдуллы.

На основе жизни Умара ибн-аль Хаттаба был выпущен сериал с одноименным названием. Фильм подвергся критике со стороны некоторых современных исламских ученых, таких как шейх Салих ас-Сухейми по причине изображения ближайших сподвижников Пророка Мухаммада в исполнении христианских и других неблагопристойных актеров и актрис.

Обсуждение

Комментариев пока нет.