Ад
- Что такое ад?
- В мифологии
- В христианской религии
- Представление в буддизме
- Представление в даосизме
- В представлении мормонов
- В представлении Свидетелей Иеговы
- В представлении мусульман. Ад в исламе
Ад – это место, где грешники получают свое заслуженное наказание после смерти, и наказание это предполагает страдания и муки, а сам ад описывается как место страшное, ужасное, и противопоставлен понятию «Рай». У понятия «ад» на русском языке есть синоним «преисподняя».
Данным термином оперируют практические все религии и мифологии, включая авраамические религии и зороастризм. Произошло понятие от античного слова «аид», с помощью которого в Септуагинте передавали еврейское слово «шеол», и после этого слово перешло в Новый Завет немного в переосмысленном значении.
В мифологии
В античной мифологии это понятие сопоставляется с такими понятиями, как:
- Аид или царство мертвых. Также Аидом называли бога этого царства, который приходился старшим сыном Кроносу и Рее, а Зевсу – братом.
- Аментес или Аменти, подземный мир, как его называли древние египтяне и куда, по их представлениям, отправлялась после смерти душа,
- Тартар или бездна, которая существует под царством Аида.
В германо-скандинавской мифологии это понятие сопоставляется с такими понятиями, как:
- Хельхейм или мир мертвых, где властвует великанша Хель, его называют также Хельгард
- Гьёлль или река, которая протекает мимо ворот в преисподнюю.
В христианской религии
Идеи и понимание существования ада внутри самого христианства сильно разнятся.
Ад в христианской религии упомянут в Новом завете, где ему дано определение возможного загробного места, где происходят мучения грешников в качестве наказания. По описанию, ад является местом, наполненным пламенем. В Новом Завете сказано также о вратах ада.
Католицизм исторически разделял ад на два понятия – ад и лимб. Лимб предназначен для определенных категорий людей, в число которых входят некрещенные младенцы и добродетельные античные праведники, но современная Католическая Церковь отвергает эту идею.
Православная церковь сопоставляет понятие ада с такими понятиями, как вечные муки, тартар, геенна огненная. В православии ад – это место, куда попадают грешники после конца мира и остаются там окончательно. Об этом говорится словами Бога: «..в геенну, в огонь неугасимый…», «…и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную…».
По учению Православной Церкви, до того, как произойдет Страшный Суд, в аду будут существовать и испытывать мучения только души грешников и демоны, но после того, как произойдет Страшный Суд, и материальные тела грешных людей воскреснут и также будут испытывать страшные муки.
С точки зрения Оригена в его учении об апокатарсисе, которое император Юстининан потребовал от Пятого Вселенского Собора предать проклятию, Христос до тех пор останется на своем кресте, и Голгофа будет продолжаться до тех пор, пока в Аду останется хотя бы одно существо.
Николай Бердяев считает, что идея Оригена сталкивается с его собственной точкой зрения, поскольку, по его мнению, ад и его существование представляет собой временное понятие, а не вечное, и по своей сути он существует как чистилище, приобретая больше педагогическое значение. Он считает Ад больше субъективной сферой, когда душа погружается в свою собственную тьму в результате греховного существования человека, но не наказание за грехи.
С точки зрения представителей Церкви адвентистов седьмого дня, грешники, которые не раскаялись перед смертью, после смерти будут воскрешены для того, чтобы им был вынесен обвинительный приговор. После этого с небес сойдет огонь, явится Сатана в сопровождении своих приспешников, и все нераскаявшиеся грешники навсегда будут уничтожены.
Существует также еще одна точка зрения, которой придерживается и Алексей Осипов, по которой для человечества все еще остается тайной то, какова потусторонняя участь человека, и определенно человечеству о том, что существует после смерти, не сказано.
Представление в буддизме
Буддизм махаяны считает за Ад место, где находятся существа, которые практикуют ненависть и злобу. Ламаизм называет от шестнадцати до девятнадцати уровней ада, из которых восемь-девять горячих и восемь-десять холодных. По буддизму, существа, попавшие в ад, пребывают в нем долгое время, но не вечно, до того момента, как исчерпаются последствия их негативной кармы, и после этого существо умрет и переродится, чтобы родиться в более высоком мире.
Представление в даосизме
Китайская традиция рассматривает идею ада иначе, чем общепринятая традиция. Даосское понимание понятия ада не дает этических толкований, как это делает христианство или буддизм. Ад китайская традиция называет «хуан цюань», что в переводе на русский язык означает «желтые источники» или может быть переведено как «обитель мрака».
Китайская традиция гласит, что человек состоит из множества душ. И часть этих душ после смерти человека попадает на Небеса, которые ассоциируется в китайской традиции с Раем, а часть этих душ оказывается после смерти у желтых источников.
Из грубых душ после их смерти образовался дух Гуй, который находится у желтых источников, где влачит призрачное тенеподобное существование. Желтые источники сравнивают с местом, которое выглядит как античный Аид – здесь души влачат безрадостное существование, здесь нет света и нет живости. В китайской мифологии есть рассказы о путешествиях к желтым источникам, но путешественники подвергают себя опасности, отправляясь туда. Желтые источники состоят из девяти миров, и в самом нижнем мире правит Ту-бо, который представляет собой рогатое божество. В каждом из девяти миров – свой желтый источник.
В представлении мормонов
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней придерживается разных значений этого понятия.
Ад – духовная темница, такое место, которое находится в духовном послеземном мире, и это место приготовлено для тех, кто не раскаялся перед смертью в своих грехах или не уверовал. Ад в этом значении существует как временное место или состояние, в котором грешники находятся для того, чтобы изучить Евангелие, чтобы раскаяться, а затем принять таинства спасения, которые за них совершаются в храме. После того, как души эти принимают Евангелия, они отправляются в Рай, где и находятся до самого Воскресения, после которого им будет отдана та степень славы, которую они заслуживают. Если же души не покаются, но они не являются зачисленными среди сынов погибели, то их оставляют в духовной темнице до истечения Тысячелетия, и после этого их освободят из Ада, накажут, после чего воскресят к телестиальной славе.
В представлении Свидетелей Иеговы
Представления Свидетелей Иеговы основываются на словах, которые приведены в Библии: «… в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». В их представлении это общая для человечества могила, место, где временно хранятся мертвые, и она существует только до того момента, пока не произойдет воскресение мертвых после Конца Света, то есть пока существует само понятие смерти.
Свидетели Иеговы считают, что смерть – это сон, опираясь на слова Иисуса Христа, когда он сказал: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его…».
В представлении мусульман. Ад в исламе
Ислам представляет ад как место, где пребывают умершие неверующие и грешники, которых Всевышний Аллах не простил, опираясь в качестве источников на слова пророка Мухаммада ﷺ и на тексты Священной Книги Коран.
В исламских текстах можно встретить и другие названия Ада: «джахим», что в переводе означает «огонь», «ляза» или «обжигающий огонь», «са‘ир» или «палящий огонь», «сакар» или «преисподняя», «хутама» или «сокрушилище», «хавия» или «бездна», «пропасть».
Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что и Рай, и Ад уже созданы Всевышним, но только после Страшного Суда (Судного Дня) люди войдут в них.
Исламская религия считает, что Ад существует уже сейчас в реальности, и ад будет существовать всегда. Его существованию нет конца, и те, кто находится в нем, останутся там навечно, и с ними вечно будут происходить муки и ужасы его.
По словам Пророка Мухаммада ﷺ: «Когда один из вас умирает, ему будет показано его место каждое утро и каждый вечер... Если он из обитателей Ада, он увидит своё место в Аду».
Ад представляется мусульманам как загробное место, где грешников ждут огненные мучения, но адский огонь мучительнее земного огня во много раз, где им будут преподносить напитки из гноя и кипятка, где им предстоит есть плоды адского колючего дерева Заккум. Неверующие будут пребывать в Аду вечно, а мусульмане-грешники могут освободиться от пламени Ада через какое-то время, и только Аллах знает, через какое, и после этого они также войдут в Рай.
Относительно судьбы грешников и того, вечно ли они будут существовать там или у них будет способ покинуть Ад, упоминается в хадисе Пророка Мухаммада ﷺ, переданном аль-Бухари в своем сборнике хадисов Сахих, где сказано, что Всевышний Господь может избавить некоторых из обитателей Преисподней от мучений, если в их сердце есть вера. В этом хадисе подразумевается, что обитатели Преисподней будут подразделяться на две категории людей:
- -единобожники, которые совершали скверные деяния наряду с праведными, и их Всевышний направит в Ад для того, чтобы в течение некоторого времени они существовали там и принимали наказания за свои деяния.
- неверующие и лицемеры, которые существовали в неверии и умерли, не приняв Единого Господа, и такие люди будут отправлены Всевышним в Ад навечно.
Коран об аде
Священная Книга Коран упоминает об Аде много раз:
- «Желанием их будет выйти из Огня, но никогда им из него не выйти, им — вечные мученья» (5:37)
- «Откуда знать тебе, что такое Преисподняя? Она ничего не щадит и не оставляет, сжигая человека. Над ней же — девятнадцать (стражей)» (74:27-30)
- «Тем же, которые не уверовали, уготованы напиток из кипятка и мучительные страдания за то, что они не уверовали» (10:4).
Наиболее распространено в исламе название Ада «Джаханнам». Это название используется в Священной Книге Коран, так называют место, где в будущем получат свое наказание грешники, и куда попадут как люди, так и джинны и останутся там навечно:
- «Джаханнам — это место, обещанное всем им» (15:43).
- «Воистину, тех, которые не уверовали в Наши знамения, Мы сожжем в Огне. Всякий раз, когда их кожа приготовится, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкусили мучения» (4:56).
Описание Джаханнама изобилует детализированными упоминаниями огня.
Упоминается также, что те грешники, которые попадают в Джаханнам, связаны цепями, облачены в одежды из смолы, а лица их покрыты огнем. Они пьют кипяток, который рассекает их внутренности, или гнойную воду.
В Исламе существует такое представления о Джаханнаме, как «прямой путь» или «прямая дорога», которые ассоциируется с мостом, который протянут над Джаханнамом. Ширина этого моста – как лезвие меча, и люди по этому мосту будут проходить в день наступления Страшного суда.
По представлениям мусульман, девятнадцать суровых стражников из числа ангелов охраняют Ад, и самый главный страж – ангел Малик. Эти ангелы никогда не могут нарушить того, что повелел им Всевышний Аллах: они исполняют точно то, что повелел им Господь. В Коране сказано о стражах Ада: «… Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (66:6). Каждый из этих ангелов невероятно силен, его силы хватит на то, чтобы подчинить себе в одиночку все человечество.
Упоминается, что если бросить камень с вершины Ада, то для того, чтобы он достиг его основания, потребуется длительное время. Приводится история, рассказанная одним из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, когда, услышав звук, человек спросил, что это, и Пророк Мухаммад ﷺ ответил, что это достиг дна Ада камень, который был сброшен с его вершины семьдесят осеней назад.
По исламу, у Ада есть разные уровни с разной температурой, и грешники располагаются на этих уровнях в соответствие с теми грехами, которые совершили. В Коране устами Бога сказано: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили. Господь твой не находится в неведении относительно того, что они совершают» (6:132).
Вот почему я христианин:
1. Бог - Творец, Он праведен, свят, справедлив. У Него есть законы, требования, которые я нарушил.
2. Я - человек, Божье творенье, я пользуется тем, что Бог сотворил. Я несу ответственность за свои действия. Я - грешник, как и любой другой человек. За свои грехи я заслуживаю наказание - вечный ад, так говорит Библия.
3. Но Бог не хочет, чтобы я погиб, поэтому послал Своего Сына в грешный мир и все грехи мира возложил на Него. Те страдания за грехи, которые должен был понести я, понес Иисус Христос. Библия говорит так: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
4. Что должен сделать я? Я должен проверить в то, что за мои грехи умер Христос. И по вере Бог прощает меня. И я уже сегодня имею вечную жизнь. Тело мое умрет, но дух пойдет к Богу.
Вопрос о том, где я буду в вечности в аду или в раю решается здесь на земле, пока бьётся сердце.
Для меня логичен путь спасения, который описан в Библии.