Рай
- Что такое рай
- Фильм о рае в исламе
- Исламская терминология
- Вопросы и ответы
- Описание
- Рай в Христианстве
- Рай в различных идеологиях
Рай – одно из самых волнительных понятий, которое свойственно всем религиям и прочно вошло в человеческую жизнь, как символ полного довольства, радости и счастья, которое Бог дарит в награду за праведную жизнь на земле.
Само понятие «Рай» относится и к философии, и к религии, и в обеих науках оно трактуется как место, либо состояние вечной жизни, совершенного бытия.
Сколько бы не было снято фильмов о Рае, фантазии людей не хватит, чтобы охватить хоть малую часть красот и наслаждений, которые уготовил Бог для верующих в Раю. В фильме приведенном ниже приводится лишь некоторая часть описаний, которая приводится в хадисах Пророка ﷺ и Священном Коране.
Исламская терминология
Ислам используется много обозначений слова "рай":
- Джаннат, что в переводе с арабского означает «сады»;
- Ан-наим, что переводится как «благодать»;
- аль-фирдаус, что переводится как «Рай».
Вопросы и ответы
Когда мусульмане попадут в Рай?
Ответ: по Исламу, верующие попадут в рай после Судного дня, а те, кто не уверовал в Господа, попадут в Ад и останутся пребывать в нем вечно.
Ответ: верующие в Раю будут вечно наслаждаться благами, которые уготованы для них Всевышним Аллахом.
Какая наивысшая награда в Раю?
Ответ: главным благом и наградой для мусульманина будет возможность созерцать Всевышнего Аллаха. Ибн аль-Асир сказал: «Лицезрение Аллаха – наивысшее из удовольствий в Последней жизни, наилучший из щедрых даров Аллаху, и пусть Всевышний позволит нам насладиться им столько, сколько мы пожелаем».
Муслим и другие передали со слов Сухейба ар-Руми, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: «Не хотите ли вы добавки?» Они скажут: «Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?» Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» (сура Йунус (Иона), 26-й аят).
Ответ: охраняют Рай ангелы, который возглавляет ангел по имени Ридван.
Ответ: по Исламу, размеры Рая огромны, и для разных категорий праведников с любовью Господом предусмотрены разные его уровни. Более подробно читайте об уровнях Рая.
Описание
В Коране и хадисах упоминается о Рае, но и коранический текст о райской обители дает только общее представление, хотя это представление изложено в понятной любому человеку форме, независимо от уровня образованности и эрудированности. Поскольку Священная Книга Коран была ниспослана Всевышним на земном языке, человеку доступна для понимания та информация, которую преподносит Коран.
Создан Рай из золотых и серебряных кирпичей, от которых исходит запах мускуса. Ни холодно в Раю, ни жарко. В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ указано, что в Раю есть райское дерево Туба среди множества прочих деревьев, а венцом Рая называют дерево «сидрат аль-мунтаха», что в переводе означает «лотос крайнего предела».
В Коране есть такие слова: «Обрадуй верующих, совершающих благие дела! Им - райские сады, где текут реки. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее». А дадут им лишь похожее» (сура 2:25).
В Священной Книге Коран также дано описание райских садов: «сады и виноградники» (сура 78:32) – «воздаяние от Господа, являющееся полным, щедрым дарованием» (сура 78:36), и это означает, что праведники могут наслаждаться дарами Рая беспрестанно, и красоты его никогда не будут приедаться им.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил о двух райских садах, в которых все из серебра, и еще о двух райских садах, в которых все сделано и золото, но эти золото и серебро ничего общего с земными металлами не имеют.
Райские реки
В описаниях Рая постоянно упоминается четыре основных источника, питающие жизнь человека – источник воды, источник молока как источник питания человека, источник наслаждения или вино и источник исцеления – мед. Райская вода не сравнится даже с самой чистейшей водой на земле, и самый чистый и исключительного качества мед на земле не сравнится по своим вкусовым и целебным свойства с райским медом. Молоко в Раю не имеет ничего общего с молоком, которое приносят земные животные, и даже самое прекрасное вино на земле не сравнится и близко с тем вином, которое будут вкушать праведники в Раю. Райское вино никакого отношения к пьянству не имеет – в Раю нет места бескультурью и прочим нечестивым проявлениям человека, это вино не будет иметь свойств опьянения человека.
В Коране рай представлен как тенистые бесконечные сады, у которых есть много источников и прудов каналов – это четыре сада Фирдаус, Адн, Наим и Мава, и по ним текут четыре реки – Каусар, Маин, Тасмим и Сальсабиль. Сад Фирдаус находится на верхнем уровне, и выше него только Трон Господа.
Райская утварь и предметы
По словам одного из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, Ибн Аббаса, в мирской обители из Рая можно встретить только названия, но сами предметы там совершенно иного качества и формы, из разряда того, что человек никогда не слышал и не знал.
В Священной Книге Коран сказано, что даже человеческая душа, хотя и обладает метафизическим началом, и у нее есть в плане ощущений, фантазий и впечатлений невероятные возможности, не знает о Рае ничего, поскольку это скрыто от праведников, но это ожидает их в качестве воздаяния за те хорошие дела, которые они совершили в своей мирской жизни. Для пожеланий человека, попавшего в Рай, нет никаких ограничений – все его потребности, касаются ли они вкуса или звуков, эстетических или моральных потребностей, будут удовлетворены. Верующие не испытают в Раю ни усталости ни утомления.
Священная Книга Коран рассказывает также о том, какая роскошь предстанет перед глазами тех, кто попадет в райские сады. О Рае сказано, что там праведник найдет все, чего бы он ни пожелал, и будет его жизнь там в абсолютном упоении в любой форме, какую бы он ни пожелал. Там ждут праведника любые яства, каких он ни пожелал бы, и лишь по названию будут схожи они с теми, что ему доводилось вкушать на земле – вкус же их будет превосходить знакомый нам земной вкус во много раз.
Райские жители
Пророк ﷺ описывал обитателей Рая следующим образом: они будут есть и пить, от них не будет исходить неприятный запах, они не будут ни мочиться, ни испражняться, а также не будут высмаркиваться. Удивленные сподвижники спросили его: «А куда же будет деваться еда?» На что Пророк ﷺ отвечал: «Еда будет выводиться из организма посредством отрыжки и пота, пота подобного миску (т.е. он будет с ароматом)». И вся это роскошь будет воздаянием Аллаха тем праведникам, которые были набожными и уверовали во Всевышнего Аллаха в своей земной жизни и следовали всем предписаниями Господа, сторонясь запретного.
Также сказано в Священной Книге Аллаха Коране, что люди, которые обитают в раю, имеют возможность украсить себя любыми драгоценностями, какие только пожелают они, и надеть любые роскошные одежды, какие только им захочется надеть. Люди, которые попадут в Рай, будут иметь возможность сидеть на самой комфортной мебели, какую только они пожелают, смотреть и не найти во всем мире большей роскоши, чем та, которая ожидает праведников в Раю. В Коране также сказано о том, что на лицах праведников, которые будут сидеть на своих комфортных роскошных ложах и смотреть на красоты рая, будет выражение полного довольства и блаженства – «На их лицах ты увидишь блеск благоденствия» (сура 83:24).
Уровни
Рай описан как состоящий из уровней, они уходят вверх, а уровни Ада уходят вниз. Но нельзя судить о строении Рая по тем законам физики, которые известны человечеству.
Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, в Раю сто уровней, которые уготованы для тех, кто усердно следует Божьему пути, проявляют стойкость в работе над собой, взращивают любовь ко Всевышнему, стараются стать духовным образцом и нравственным примером для остальных людей в самых разных областях.
Между каждым из уровней расстояние равняется тому расстоянию, какое между небом и землей, от земли до звезд на небе. На этом уровне хватит места для представителей всех миров, существовавших на земле со времен Адама, до нынешних живущих на земле. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею – Трон, с которого берут начало райские реки».
Также Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что есть в Раю такие обители, в которых когда находишься, можешь видеть то, что находится снаружи, и наоборот – такие обители уготованы тем людям, которые проявляли в своей земной жизни гостеприимство, в своих речах были вежливыми, соблюдали пост и совершали молитвы тогда, когда спали все остальные.
Также Пророк Мухаммад ﷺ говорил о Рае, как о неописуемом великолепии, которое невозможно вообразить по его красоте, широта которого сравнима с широтой земли и неба.
Рай в Христианстве
Если рассматривать описание Рая в Библии, то найти какое-то развернутое описание этого места не получится, поскольку в Библии есть только упоминания о Рае как о «жилище на небесах», которое представляет собой нерукотворный вечный дом. Также в Библии сказано о Рае как о чем-то, чего человеческое ухо не слышало и не видел человеческий глаз, но о том, что для верующего человека, который любит Господа, приготовил сам Бог. Также упоминается о том, что человек не сможет пересказать те слова, которыми рассказано о Рае, а войти в Рай может только безгрешный человек как ребенок.
В Ветхом Завете сказано, что в Раю Бог поместил человека, который «насадил … в Эдеме на востоке» и «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи», упоминается, что в центре Рая находится древо познания зла и добра. Из Эдема для орошения Рая выходит река, которая потом разделяется на четыре реки: Фисон, которая обтекает землю Хавила, в которой хорошее золото, камень оникс и бдолах, Гихон или Геон, которая обтекает землю Куш, Хиддекель или Тигр, которая обтекает Ассирию, и Евфрат.
В Ветхом Завете поясняется, что Бог поселил человека в Эдемском саду для того, чтобы он возделывал сад и его хранил, заповедовав человеку пользоваться плодами всего сада, но пригрозил смертью наказать, если он тронет плоды с дерева познания. Из этих данных ученые богословы сделали вывод, что сады Эдема, как и сама страна Эдемская находится неподалеку от рек Тигра и Евфрата.
Привилегиями человека в Раю стала власть над любыми стихиями и живыми существами: «владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», а также дал человеку право дать имена всему, что есть сущего: «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».
Рай – это место, где была сотворена Ева, первая женщина и жена Адама, и сказано, что «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Адам и Ева имели возможность общаться непосредственно с Богом, являлись бессмертными и безгрешными. Также в Ветхом Завете при описании последствий грехопадения указано, что Господь сказал Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься», и здесь есть указания на то, что пока человек находился в Раю, он был избавлен от всех болезней и страданий.
Наряду с Раем изначальным описывается также Рай обретенный. Христианство раскрывает смысл Рая, как Царства Небесного, которое уготовано от начала мира, которое потом утратили люди в результате своего грехопадения и которое вновь обретут, когда Иисус Христос победит силы Ада.
В идее Рая соединяется изначальное прошлое и конечное будущее, но Рай, который ожидает праведников в конце пути, будет принципиально иным: он станет Раем после познания греха, после того, как будут пережиты страдания и пройдены испытания, он покажет истинную мощь Бога и немощь человека. Рай конечный, обретенный – это Рай после Ада, после того, как человечество переживет знакомство со злом и свободно отвергнет Ад. Рай будет наследован святыми после своей земной смерти, после своего воскресения в новом мироздании, когда не будут знать ни болезней, ни страданий, а будут ощущать лишь бесконечную радость. По Евангелию, Рай – это место, где находится Иисус Христос.
Рай ассоциируется у христиан с таким понятием, как «Царство Небесное», то есть обитель, в которую попадут после смерти души праведников, тех грешников, кто покаялся и искупил свою вину, и воссоединился в Господом для вечной жизни.
В Откровении Иоанна Богослова описан Рай как Небесный Иерусалим: «сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста для мужа своего». Описывается, что у этого города высокая и большая стена, есть двенадцать ворот, на которых стоят двенадцать ангелов. У этого города улицы сделаны из чистого, подобного прозрачному стеклу золота. В город не запираются ворота днем, а ночей в этом городе не бывает. Также упоминаются реки по обе стороны улиц, древо жизни, которое приносит плоды двенадцать раз в течение года, и листья этого дерева исцеляют народы. Описывается, что в Небесном Иерусалиме нет ничего проклятого – только лишь престол Господа Бога и рабы божьи, служащие Ему. Люди в этом городе увидят божественный лик. Богословы толкуют это описание как то, что здесь описывается «первое небо», то есть обитель, ближайшая к земле, но за этой обителью есть еще небеса.
Наиболее ранее упоминание о Рае можно встретить у мученицы Святой Перпетуи, которая умерла в 203 году – там говорится о Рае как об обширном прекрасном саде, в котором дивные дерева и благоухающие цветы, а птицы поют чудно.
Рай в различных идеологиях
Буддизм говорит о Рае как о земле бесконечной радости, где все, кто воззвал к имени Будды, смогут возродиться к своей предстоящей жизни.
Понятие Рая существует в разных мифологиях и разных религиях. Упоминание такого понятия как Иару встречается в египетской мифологии – это рай Осириса, который располагается на западе и является конечной целью души после того, как умирает человек. Достичь этого места или состояния можно в результате долгого путешествия на солнечной ладье и справившись с испытанием, которое предлагается умершему в зале, где вершит свой суд Осирис.
Понятие Рая стало вдохновением для множества литературных произведений и произведений искусства, документальных и художественных фильмов.
И это никто не отменял.
Скажите пожалуйста в Коране во многих аятах приходит "تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ" и только в одном месте в суре 9 аят 100 приходит без харф джарр "мин" "تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ". имеется ли смысловая разница между ними?
جزاكم الله خيرا
В Коране говорится что в раю не будет страха и не будут они опечалены, то есть именно про состояние души. Рай это не место, рай уже был создан на земле, но Адам и Ева были выведены из этого состояния блаженства
Также об этом говорил Иса, царствие Божие внутри нас есть. А руководствуясь кораном мы должны верить в то, что ниспослано пророку Мухаммаду с.а.с. и пророкам, которые были до него!
А вот такой вопрос в какой уровень ада попадет Кабиль, самудяне, плиты и народ Лута?
Исключительно для расширения кругозора.
. Мы отчётливо знаем о существовании Всевышнего Аллаха ( Свят он Велик), так как он ниспослал неопровержимые доказательства в Коране. Эти доказательства подтвердились совсем недавно, поэтому утверждать, что пророк Мухаммад ( Да благословит его Аллах и приветствует) знал о всех этих явлениях в 7 веке нашей эры, когда ещё часть людей верила в землю на слонах и черепахе просто глупо
Очевидно, что между этими двумя аятами нет разницы, и это потому, что, просматривая тафсиры, мы не обнаружили, что комментаторы Корана указывали на разницу между ними. Кроме некоторых современников, которые считают, что предлог «мин» может указывать на начало действия, то есть источники рек могут быть расположены в отдалении от обитателей Рая, в противоречие обстоятельству «тахт» без предлога, который может указывать на то, что реки текут из источников расположенных снизу, то есть под ногами обитателей Рая.
الله أعلم
وأنت فجزاك الله خيرا
Аллах сказал: «Аллах приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Это — великое преуспеяние». Сура: Покаяние (89).
Аллах сказал: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали». Сура: Земной поклон (17).
Аллах сказал: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен». Сура: Пещера (107, 108).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, в Раю — сто уровней, уготовленных Великим и Могучим Аллахом для борцов на Его пути. Между каждым уровнем расстояние словно между небом и землёй. Когда вы молите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, ибо это — центр Рая и его наивысший уровень, над которым находится Трон Милосердного. Из него вытекают райские реки». Приводит аль-Бухари.
Ад и Рай уже созданы. На это указывают следующие аяты и хадисы.
Аллах сказал о Рае: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных». Сура: Семейство Имрана (133).
Аллах сказал об Аде: «Побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован неверующим». Сура: Корова (24).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того, как один из вас умрет, ему будут показывать его место утром и вечером. И если будет из обитателей Рая, то место в Раю. А если он будет из обитателей Ада, то место в Аду». Аль-Бухари
Передают со слов 'Имрана ибн аль-Хусайна, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я заглянул в Рай и увидел, что большинство из оказавшихся там - бедняки, и я заглянул в Ад и увидел, что большинство из оказавшихся там - женщины». Аль-Бухари
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если жара будет (слишком) сильной, отложите молитву, пока не станет прохладнее, ибо, поистине, жара усиливается от расширения ада, (причиной же усиления жары является то, что в своё время), пламя (ада) пожаловалось своему Господу, сказав: "О Господь мой, одна часть меня поглотила другую!" И (Аллах) позволил ему делать два выдоха: выдох зимой и выдох летом, когда вы ощущаете наиболее сильную жару и наиболее сильный холод"». Аль-Бухари и Муслим
Аллаху а'лям!
Аллах сказал об Аде и его обитателях: «Они никогда не выйдут из Огня». Сура: Корова (167)
Также Аллах сказал: «Воспримет его тот, кто страшится, и отвернется от него самый несчастный, который войдет в Огонь величайший. Не умрет он там и не будет жить». Сура: Высочайший (11-13).
Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В День воскресения) приведут смерть в виде чёрно-белого барана, и глашатай возгласит: "О обитатели рая!", - и они станут вытягивать шеи и смотреть (в его сторону). Тогда он спросит: "Знаете ли вы, что это?" Они ответят: "Да, это смерть", и все они увидят её. После этого (снова) будет возглашено: "О обитатели огня!", - и они станут вытягивать шеи и смотреть (в его сторону). Тогда (глашатай) спросит: "Знаете ли вы, что это?" Они ответят: "Да, это смерть", и все они увидят её, после чего (этого барана) зарежут, а (глашатай) скажет: "О обитатели рая, (вы пребудете в раю) вечно и не (вкусите) смерти! О обитатели огня(, вы пребудете в огне) вечно и не (вкусите) смерти!". (Сказав же это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал) читать (аят, в котором сказано): "И предупреди их о Дне скорби, когда всё будет решено, (ведь) они беспечны…", (а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): "Теми, кто проявляет беспечность, являются живущие в мире этом", (после чего закончил чтение аята, сказав): "…и они не веруют!"». Аль-Бухари и Муслим
Что касается грешных мусульман, то некоторые из них войдут в Ад на временное пребывание, а затем будут выведены из него.
Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И будут ходатайствовать пророки, ангелы и верующие. И скажет Всемогущий Аллах: «Осталось лишь Мое заступничество». И будут выведены те, чьи тела обуглились, после чего они войдут в устье реки Рая, ее называют водой жизни. (После того, как они выпьют из нее) они станут произрастать так же, как растет семечко (обильно орошаемое) водой. Аль-Бухари и Муслим
Ад имеет семь врат.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Геенна – это место, обещанное всем им. Там – семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть» Сура: аль-Хиджр 43,44.
Врата Ада это его глубины. Некоторые ученые упорядочили их от худшего уровня до наихудшего.
• Джаханнам это врата для грешников из числа общины пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, умершие без покаяния за свои грехи, не выводящие из Ислама.
• Ас-Са’ир, в котором мучаются христиане, отрицающие миссию пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
• Лязо, в котором мучаются шайтаны и их последователи, и огнепоклонники (маджус).
• Аль-Хутама, в котором мучаются иудеи.
• Сакор, в котором мучаются сабеи.
• Аль-Джахим, в котором мучаются прочие многобожники.
• Аль-Хавиях, в нем мучаются лицемеры и неверные из народа фараона.
Аллаху а’лям!
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Геенна – это место, обещанное всем им. Там – семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть» Сура: аль-Хиджр 43,44.
Нет достоверных хадисов от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на тему называний Ада, но есть слова его сподвижников.
Ибн Абу Хатим рассказал со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который сказал о словах Всевышнего: ««Там – семь врат» - это Джаханнам, Ас-Са’ир, Лязо, Аль-Хутама, Сакор, аль-Джахим и аль-Хавиях-Бездна, которая является самым низким местом».
Врата Ада это его глубины. Некоторые ученые упорядочили их от худшего уровня до наихудшего.
• Джаханнам это врата для грешников из числа общины пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, умершие без покаяния за свои грехи, не выводящие из Ислама.
• Ас-Са’ир, в котором мучаются христиане, отрицающие миссию пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
• Лязо, в котором мучаются шайтаны и их последователи, и огнепоклонники (маджус).
• Аль-Хутама, в котором мучаются иудеи.
• Сакор, в котором мучаются сабеи.
• Аль-Джахим, в котором мучаются прочие многобожники.
• Аль-Хавиях, в нем мучаются лицемеры и неверные из народа фараона.
Аллаху а’лям!
Передаёт аль-Микдам ибн Ма’ди Кариб (да будет доволен им Аллах). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах ниспослал мученику шесть особых даров:
– ему прощаются грехи с первым толчком (выходящей из его тела крови),
– он видит своё место в Раю,
– он избавляется от наказания в могиле,
– он избавляется от великого страха (в Судный день),
– на его голову возлагается венец почёта, один рубин из которого лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть,
– ему в жёны даются семьдесят две райские гурии, и он сможет заступиться за семьдесят человек из числа своих близких». Хадис привели ат-Тирмизи (1663) и ибн Маджах (2799) , шейх аль-Альбани назвал его достоверным в книге "сахих ат-Тирмизи.
Аллаху а’лям!
К сожалению, это неизвестно, так как нет достоверных текстов на эту тему.
Аллаху а’лям!