Салах ад-Дин
- Семья и рождение
- Юношеские предпочтения и карьера Саладина
- Первые участия в битвах
- Избрание эмиром
- Война с крестоносцами
- Междуусобная борьба
- Освобождение Палестины
- Смерть Салах ад-Дина
Салах ад-Дин (Салахаддин, Salah ad-din) был мусульманским лидером двенадцатого века, военачальником и султаном Сирии и Египта, в европейской и русской традиции его принято называть Саладин, но его настоящее имя звучит как Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб, а Салах ад-Дин является его почетным прозвищем, лакабом, который в переводе означает «благочестие веры». Кратко его настоящее имя звучит как Юсуф ибн Айюб. Он родился в 1138 году в Тикрите, а умер 4 марта 1193 года в Дамаске.
По своему происхождению Салах ад-Дин был курдом, но существует также и другое мнение, что Салах ад-Дин по происхождению был арабом, которые проживали среди курдов. Впоследствии он основал правящую династию Айюбидов, во время правления которой Египет, Сирия, Ирак, Йемен и Хиджаз достигли своего расцвета.
Семья и рождение
О жизни и деятельности СалахадДина известно из множества источников, большинство из которых были написаны людьми, которые жили с ним в одно время. Среди этих источников особое место занимали те, которые были написаны историками и биографами и жизнеописателями Саладина. Среди таких писателей был советник Саладина и его учитель Бахауддин бен Рафи, а также историк ибн аль-Асир, который был родом из Мосула. Также написанием подобного труда занимался личный секретарь Саладина аль-Кади аль-Фадиль.
Родился Юсуф ибн Айюб в Месопотамии в месте под названием Тикрит в 1138 году. Его дедушка по имени Шади был выходцем из Армении, деревни неподалеку от Товина или Двина. Там же, в этой деревне в Армении родился и отец Саладина Айюб. Дед его покинул Армению после того, как у него родился сын Айюб и сын Ширкух. Он сначала отправился в Багдад, после чего переехал в Тикрит, и в Тикрите он прочно обосновался и до самой смерти прожил в этом месте.
Напротив тикритской крепости в 1132 году Муштасид алДин Бихруз заблокировал армию атабека ИмададДина Занги, правившего Мосулом, во время ее отступления. Обязанности начальника крепости в тот момент исполнял отец Саладина Наджм адДин Айюб ибн Шади. Он предоставил армии Занги убежище в своей крепости и помог переправиться через Тигр. Но вскоре в северной Месопотамии в 1137 году назначили правителем губернатором Муштасида алДин Бихруза за его выдающиеся заслуги перед Сельджукидами. Муштасид алДин Бихруз припомнил отцу Салах ад-Дина то, что он оказывал Занги помощь, и Айюб ибн Шади был изгнан из крепости. Это произошло после того, как брат его убил одного из знатных сельджуков по мотивам чести, а этот сельджук был другом Бихруза.
Как свидетельствовал Бахауддин ибн Шаддат, как только семья Айюба покинула Тикрит, родился Салах ад-Дин. В 1139 году семья Саладдина перебралась в Мосул, и там Занги оказал поддержку Айюбу, чтобы вознаградить за оказанный ему Айбом долг. Занги назначил Айюба в крепости Баальбеке командиром. Занги был вскоре убит собственным слугой, это случилось в 1146 году. После этого случая Айюб переехал жить в Дамаск, где стал придворным при дворе Нуруддина, наследника Занги. Когда правитель Дамаска Муин адДин Анар скончался, власть в городе перешла к Нуруддину не без помощи Айюба и Ширкуха, его брата. Но фактически городом стал управлять Айюб.
Юношеские предпочтения и карьера Саладина
Практически нет информации о том, как проходили ранние годы жизни Саладина. Поскольку он был выходцем из династии наёмников, то это предполагало его воинскую карьеру. Но какого-либо интереса к воинскому искусству он в юности не обнаруживал. Один из биографов аль-Вахрами писал, что Салахуддин был способен дать ответы на вопросы Альмагеста и Евклида, прекрасно ориентировался в исламском праве и в математике. По данным некоторых источников, он проявлял гораздо больший интерес к вопросам религии, нежели к военному делу и военной карьере. Предполагают, что на его интерес к религии мог повлиять и тот факт, что христиане захватили Иерусалим в Первый крестовый поход.
Салах ад-Дин прекрасно ориентировался в вопросах генеалогии, знал историю и биографии арабов настолько хорошо, что даже разбирался в биографиях арабских скакунов. Он знал наизусть десять томов арабской поэзии Хамаса от Абу Таммама. Кроме того Салахуддин был хафизом, то есть знал Коран наизусть.
Состояние арабского Халифата
В тот период истории, на который пришлось детство Саладина, в империи Аббасидов царила большая раздробленность – она распалась на несколько государств. Во главе Египта стояли Фатимиды, и власти халифа в Багдаде они не признавали. Восточные берега Средиземного моря захватили крестоносцы от Синайского полуострова до самой Малой Азии. Под контролем Нуруддина Занки находилась Месопотамия и Сирия.
Учеба
Семья Салах ад-Дина настояла на том, чтобы он начал карьеру военного, и курировал его обучение его дядя Асад ад-Дин Ширкух, который был в те годы важным военачальником при Нуруддине. Ширкух был в то время также эмиром Алеппо и Дамаска, а также являлся частью династии Зангидов. Из всех учителей Саладина он был самым влиятельным.
Первые участия в битвах
В 1163 году Шевар ибн Муджир, египетский визирь, был изгнан из страны халифом из династии Фатимидов аль-Адидом. Визирь обратился к Нуруддину за помощью и поддержкой, и тот воспользовался этим как поводом для завоевания: возглавляемая Ширкухом армия в 1164 году выдвинулась в Египет. С ними отправился и Салах ад-Дин, которому было к тому времени двадцать шесть лет, и он тогда был в должности младшего офицера. К тому времени в должности визиря был восстановлен Шевар, и он потребовал от Ширкуха вывести войска из Египта за тридцать тысяч динаров, но Ширкух отказался выводить войска, поскольку, как он сказал, у него есть соответствующий на то приказ Нур ад-Дина. Шевар ибн Муджир понял, что Ширкух собирается захватить Египет, и обратился за помощью к Амори I, королю Иерусалима. В подготовке к обороне Бильбейса, который осаждали объединенные силы короля Амори Первого Иерусалимского и Шевара, принимал участие и Салах ад-Дин, но роль его в той экспедиции была незначительной.
Битва при Гизе
Битва случилась после трех месяцев осады Бильбейса на границе Нила и пустыни на земле западнее Гизы. В этой битве Салах ад-Дин командовал в армии Зангидов правым крылом, играя роль более значительную. Ширкух находился в центре сражения, и после того, как Саладин инсценировал отступление, крестоносцев заманили в такую местность, которая для их лошадей была слишком песчаной и крутой. В результате сражение завершилось тем, что Зангиды победили, и эту победу помог одержать Салах ад-Дин, по словам ибн аль-Асира это была одна из самых замечательных побед в истории. Но в сражении Ширкух потерял большую часть своего войска, поэтому победа была не совсем полной.
После сражения крестоносцы остались в Каире, а Ширкух и Саладин направились в Александрию, которую сделали своей базой, после проведенных переговоров из Египта согласились уйти обе стороны.
Избрание эмиром
Когда в 1167 году Асад ад-Дин Ширкух попытался захватить Египет, эта попытка завоевания закончилась тем, что он потерял большую часть своего войска и потерпел большой урон со стороны объединенных войск иерусалимского короля Амори I и династии Фатимидов. Но уже через год иерусалимские крестоносцы обратили свои алчущие взгляды на союзника, и халифат, возглавляемый аль-Адидом, обратился за помощью к Нуруддину: он написал ему письмо, в котором просил защитить египетских мусульман от крестоносцев. Египет был взят в 1169 году Асадом ад-Дин Ширкухом, который затем Шевара казнил, а титул великого визиря принял сам.
В год взятия Египта скончался Ширкух, и Нуруддин назначил нового преемника. Но аль-Адид заявил, что новым визирем будет Салахуддин. Сам Салахудин говорил, что начал с того, что сопровождал своего дядю, но тот умер после того, как завоевал Египет, и власть, которую ему в руки дал Аллах, он совсем не ожидал получить.
До сих пор не установлено учеными историками, исследователями, почему тогда аль-Адид назначил новым визирем Салах ад-Дина, который был суннитом. По мнению ибн аль-Асира, халиф сделал такой выбор после того, как советники рассказали ему, что Салах ад-Дин наиболее молод и слаб, и ему не повинуется никто из эмиров и не служит ему. Но большинство эмиров приняли его кандидатуру, как гласит эта версия. Советники, предлагая кандидатуру Саладина, рассчитывали ряды Зангидов ослабить и разбить. Но существует также мнение аль-Вахрани, который писал, что Саладина выбрали благодаря воинской чести его семьи и за его великодушие.
Существует также мнение Имада ад-Дина, который писал, что после того, как прошел траур по Ширкуху, мнение среди советников халифа разделились, и Зангиды выбрали Салах ад-Дина, а халифа заставили сделать выбор в пользу его кандидатуры. Среди исламских лидеров в то время существовала напряженная конкуренция, но все-таки кандидатуру Салах ад-Дина поддержала большая часть правителей Сирии, поскольку помнила о его достижениях во время экспедиции в Египет, где им был получен большой военный опыт.
Заговор и бунт
Саладин вступил в должность эмира в 1169 году 26 марта, и это принесло ему самую большую независимость и власть, чем были у него когда-либо до этого. Но вместе с этим у него возникло много проблем. Стали возникать вопросы, связанные с преданностью между Нуруддином и аль-Адидом. Поскольку Нуруддин был не доволен назначением Саладина, и даже высказывал возмущение, как гласили слухи, что Саладин что-то делает без его приказа. Он даже отправил Салах ад-Дину несколько писем, но тот от своей верности к Нуруддину не отказался.
В этом же году была предпринята попытка убить Саладина со стороны группы эмиров и солдат Египта, но она была обречена на провал. Салах ад-Дин отправил группу солдат, которые убили главного заговорщика, которым оказался Мутамин аль-Хилафа, служивший во дворце Фатимидов управляющим и по происхождению был суданским евнухом. Не прошло и дня, как пятьдесят тысяч суданцев подняли против Салах ад-Дина бунт, поскольку Мутамин представлял их интересы при дворе. Это восстание было подавлено только к двадцать третьему августа, и больше угроза бунта против Саладина в Каире не возникала никогда.
Война с крестоносцами
Силы крестоносцев Салах ад-Дину удалось одолеть благодаря поддержке Нуруддина, да и то только к окончанию 1169 года – это случилось неподалеку от Думьята, где он одержал победу над крестоносцами и византийцами. В следующем году Саладин обратился с просьбой к Нуруддину, чтобы он направил в Каир его с поощрениями аль-Мустади, аббасидского халифа Багдада, предпринимавшего попытки оказать на Салах ад-Дина давление, пытаясь склонить его к свержению аль-Адида, его соперника.
В результате суннитское влияние и власть Салах ад-Дина укрепилась, и он раздал высокие посты членам своей семьи. В Каире по его инициативе был открыт филиал мазхаба маликитов, а влияние шафиитов в регионе было серьезно уменьшено.
Взятие Газы
Когда же Салах ад-Дин утвердил свою власть в Египте, он начал бороться с крестоносцами, и в 1170 году принял решение осадить Дарум, который располагался там, где сейчас находится сектор Газа. Из Газы для того, чтобы защитить Дарум, Амори I был снят целый гарнизон тамплиеров, но Саладин от Дарума отступил и неожиданно решил осадить и взял Газу. В этом же году он совершил нападение на замок Эйлат, который также в итоге завоевал, а этот замок в тот период был угрозой для кораблей мусульман, проходивших мимо.
1171 год
Летом 1171 года Нур ад-Дином было написано Салах ад-Дину много писем, как свидетельствует Имад ад-Дин аль-Исфахани, и в этих письмах он выдвигал требование установить в Египте правителем халифа Аббасидов. Саладин на письма не отвечал, стараясь отмалчиваться, поскольку понимал, что это оттолкнет от него шиитского население, а также представителей знати.
Но через пару месяцев Саладин заручился поддержкой факиха Шафиитского мазхаба Наджмом аль-Адин аль-Хабушани, который был настроен оппозиционно к шиитскому правлению государства.
Осенью того же года слег от странной подозрительной болезни Аль-Адид, и были даже подозрения в том, что его могли отравить, и он пригласил в один из последних дней Саладина к себе, поскольку собирался попросить его позаботиться о своих детях. Но Салах ад-Дин отказался навестить правителя, поскольку это могло стоить ему расположения Аббасидов, но, когда в последствии узнал, зачем именно его приглашал Аль-Адид, Салах ад-Дин очень сожалел о том, что не навестил его.
Вскоре Аль-Адид скончался, и Салах ад-Дин отдал приказ улему, чтобы перед началом пятничной молитвы он провозгласил имя аль-Мустади, что означало только одно: шафиитский халифат лишился своей власти. Салах ад-Дин стал единолично править Египтом, но официально считалось, что на этой территории Салах ад-Дин представляет багдадского халифа Нуруддина.
Междуусобная борьба
Салах ад-Дин уехал из Каира вскоре после этих событий и принял участие в осаде Керака, который располагался на территории современной Иордании и являлся замком Иерусалимского королевства. И крепость уже готова была капитулировать, но до Саладина дошли вести, что Нуруддин уже выступил из Сирии, чтобы принять участие в операции. Саладину нельзя было встречаться лично с Нуруддином, поскольку в этом случае его бы отстранили от управления Египтом, поэтому сославшись на то, что в Египте начались волнения, он вернулся поспешно в Каир. Нур ад-Дин даже принял решение выступить на Каир с армией, но Салах ад-Дин написал Нуруддину письмо, в котором извинился за свое поведение.
Когда Асуан подвергся осаде нубийской армии в 1172 году, брат Саладина Туран-Шах пришел на помощь губернатору Асуана, и нубийцы вернулись в 1173 году, несмотря на свое поражение, но из Асуана вышла армия Египта и сумела захватить Ибрим, нубийский город.
Никаких шагов против Египта Нур ад-Дином предпринято не было, но он затребовал возврат долга в размере двухсот тысяч динар, которые были выделены на армию Ширкуха, и этот долг был ему выплачен в виде шестидесяти тысяч динар, а также товарами и драгоценностями.
Отец Салах ад-Дина в 1173 году упал с лошади и умер. После смерти Айюба у Салах ад-Дина влияния в Каире не осталось, и это хорошо понимал Нур адДин, который запланировал поход с целю захватить Египет. В 1174 году Саладин направил в Йемен и Аден Туран-Шаха, чтобы захватить их и сделать своим запасным плацдармом, если произойдет вторжение в Египет. Летом 1174 подготовка армии для захвата Египта шла полным ходом, и войска для этого собирали в Джезире, Диярбакыре и Мосуле. К Салах ад-Дину был отправлен посол с известием об этом, и Саладин начал собирать под Каиром свои войска. Но неожиданно Нур адДин скончался, и его внезапная смерть наводила на мысли об организованном отравлении. После Нур адДина остался наследник ас-Салех, которому в тот момент было всего одиннадцать лет. Смерть Нуруддина сделала Салах ад-Дина политически независимым, а Сирия превратилась в объект борьбы между вассалами умершего правителя.
Присяга Салах ад-Дина халифу
Для Салах ад-Дина после смерти Нур ад-Дина ситуация представлялась достаточно трудной: у него была возможность выдвинуть против крестоносцев свои войска, или он мог ожидать приглашения ас-Салеха присоединиться к его армии и оказать помощь, начав военный поход из Сирии. Саладин получил возможность аннексировать Сирию до того, как она попадет кому-то другому в руки, тем более если этот кто-то является его врагом. Но Салах ад-Дин не смел напасть на землю своего господина, поскольку это вступало в противоречие с его исламскими принципами, и он опасался выглядеть недостойно в войне с крестоносцами, запятнав авторитет лидера. Салах ад-Дин предпочел роль защитника ас-Салеха, что позволило ему возглавить военные действия против крестоносцев и не выглядеть захватчиком Сирии. Он отправил письмо ас-Салеху, в котором пообещал, что будет ему защитой как меч, а смерть его отца называл «землетрясением».
Шамс ад-Дин Али ибн ад-Дайя и его брат в это же самое время захватили Алеппо, и к его стенам летом 1174 года выдвинулся ас-Салех со своей армией, чтобы подавить мятеж. Он захватил город, братьев, возглавляющих мятеж, он отправил в тюрьму, а сам предпочел остаться в Алеппо. От лица Салах ад-Дина были разосланы эмирам послания, которые были сторонниками ас-Салеха, и это еще больше усилило в Сирии внутреннюю междоусобицу.
Взятие Дамаска
В 1174 году к Дамаску Саладином был отправлен отряд, состоящий из семи сотен конников, и этот отряд был впущен в город с помощью людей, которые были преданы семье Салах ад-Дина.
Салах ад-Дин оставил Дамаск на попечение своего брата, а сам начал захватывать те города, которые раньше принадлежали Нур адДину: его армией был захвачен город Хама, но Хомс, который был укреплен очень хорошо, его армия взять не смогла. Алеппо подверглось его осаде в самом конце 1174 года, но правитель Мосула Сейфуддин направил против Салах ад-Дина своего брата ИззудДина, который должен был изгнать его из Сирии, но Саладин сумел одержать верх над ним в сражении возле Хамы. С ас-Салехом Сейф адДин заключил союз, но и от него потерпел поражение в следующем году.
После этого к Рашиду адДину Синану за помощью обратились советники ас-Салеха, и глава исмаилитов согласился оказать им эту помощь, поскольку человеку, который в Египте отстранил от власти Фатимдов, и сам мечтал отомстить.
В мае 1175 года была организована осада замка Изаз. Во время этой осады в лагерь Саладина проникли асасины в количестве тринадцати человек. Но охрана заметила их вовремя, и покушение на него было предотвращено. В июне этого же года снова Салах ад-Дин прибыл к стенам Алеппо и пробыл у этих стен какое-то время, а затем он возвратился к себе в Египет, где начал заниматься подготовкой военного выступление против крестоносцев.
С Зангидами у Салахаддина наступило временное перемирие, которое объяснялось той войной, которую он вел против крестоносцев, но угроза со стороны лидера исмаилитов Рашида адДина Синана и всей его секты ощущалась постоянно. Рашид адДина Синан контролировал в горах Нусария девять крепостей.
В августе 1176 года Салах ад-Дин начал кампанию против ассасинов, тогда как большая часть его войска была отправлена в Каир, но он вынужден был покинуть Нусарию после того, как несколько его попыток овладеть крепостями закончились неудачно. Существуют сведения, что Салах ад-Дин с помощью своего дяди губернатора Хамы заключил с Синаном мирное соглашение.
Возвращение в Каир
По окончании кампании против ассасинов в сентябре Салах ад-Дин вернулся в Дамаск, а войско свое распустил оставив в Сирии своим наместником Туран-Шаха, а сам направился в Египет, окруженный ближайшими последователями. Салах ад-Дин достиг 22 сентября 1175 года Каира, в котором отсутствовал в течение двух лет, и ему предстояло организовать массу дел, он хотел заняться фортификацией Каира и его восстановлением. Салах ад-Дин начал сооружать Каирскую цитадель, занялся ремонтом стен города, он хотел обеспечить цитадель водоснабжением и выстроил колодец глубиной в восемьдесят семь метров, который впоследствии получил название «колодец Юсуфа». По его приказу был выстроен в Гизе огромный мост, предназначенный для того, чтобы защитить город от вторжения мавританцев. Салах ад-Дин посвятил немало времени для того, чтобы организовать в Каире внутреннее управление, организовать строительство школ.
Освобождение Палестины
В 1177 году Салах ад-Дин направился в Палестину в рейд после того, как земли Дамаска оказались захваченными крестоносцами, что положило конец перемирию. Поскольку у южной Палестины была ослаблена защита ввиду того, что христиане отослали большую часть военных силы на взятие крепости Харим на севере Алеппо, Салах ад-Дин этой ситуацией воспользовался и отправился к Ашкелону или "Невесте Сирии", как Салах ад-Дин назвал его.
Из всей биографии Саладина борьба с крестоносцами стала самым известным из его биографии фактом, который получил отражение во многих литературных произведениях и исторических свидетельствах, в романе Вальтера Скотта «Талисман» и других.
Освобождение Иерусалима
Салах ад-Дин разбил войска крестоносцев вблизи Хаттина 4 июля 1187 года, взяв в плен таких высокопоставленных лиц, как самого короля Иерусалимского королевства Ги де Лузиньяна, Жерара де Ридфора, великого магистра ордена тамплиеров, а также многих начальников и командиров крестоносцев. В течение этого года Салах ад-Дин захватил большую часть Палестины, Акру, а Иерусалим сдался ему поле короткой осады.
В Иерусалиме все церкви стали мечетями кроме храма Воскресения, а жителям Салах ад-Дин сохранил жизнь и дал возможность выкупить свою свободу. Он обещал, что не тронет христианских паломников, которые посещают Иерусалим, чтобы поклониться святым мощам, и гарантировал им соответствующие привилегии.
Ричард Львиное Сердце
Христианская Европа уважала султана Салах ад-Дина, хоть он и был главным оппонентом крестоносцев, поскольку признавала за ним рыцарскую доблесть, великодушие к своему противнику, храбрость. Главный вождь крестоносцев христианин Ричард I Львиное Сердце, английский король, почти стал другом Саладина, Ричард отзывался восхищенно о Салах ад-Дине, а подданным предоставляли всевозможные льготы. Эти два исторических лица, мусульманин Саладин и христианин Ричард Львиное Сердце, виделись всего один раз в жизни – когда в крестовом походе Ричарда покинули его союзники, и между Ричардом и Саладином было заключено перемирие.
Смерть Салах ад-Дина
Когда велась подготовка к тому, чтобы выступить на Багдад и восстановить арабский халифат в его прежнем виде, полководца сразила желтая лихорадка. Скончался Салах ад-Дин в Дамаске 4 марта 1193 года. В Дамаске его похоронили, весь Восток оплакивал его как защитника мусульманской веры. На его могиле написали: "О Аллах прими эту душу и открой ей врата Рая".
История запомнила Салах ад-Дина как завоевателя, остановившего вторжение Запада на Восток и защитившего Ислам, обратившего его силы в сторону христиан и Запада. Он вошел в историю как герой, который соединил в своей личности добродетели и идеалы Ислама. После того, как Салах ад-Дин покинул этот мир, наследники разделили между собой его империю: Египет отошел к Аль-Азизу, Дамаск – к его сыну аль-Афдалю, а Алеппо – к аз-Захиру.
Всего, по свидетельству Имад ад-Дина, у Саладина было пятеро сыновей. В современной массовой культуре персонаж Салах ад-Дина часто используется для описания правителя сарацинов во времена Третьего Крестового похода. В фильме «Царство небесное», который снят режиссером Ридли Скоттом, роль Саладина сыграл Гассан Массуд. Часто имя и личность Салах ад-Дина используется и в компьютерных играх: Stronghold Crusader, Age of Empires II, Stronghold Crusader, Assassin’s Creed, Civilization IV и Civilization VI, Medieval II: Total War: Kingdoms и Stronghold Crusader.
ответьте
Аллах знает лучше
Запрещается выходить против правителя мусульманина, даже если он является несправедливым и грешным.
Передается в хадисе от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “После меня будут правители, которые не будут следовать моему верному руководству и не будут поступать согласно моей Сунне. Среди них будут люди, чьи сердца будут подобны сердцам дьяволов в теле человека”. Я (Хузайфа) спросил: “Что мне делать, о посланник Аллаха, если я застану это время?” Он ответил: “Слушайся и подчиняйся правителю, если даже он будет бить тебя по спине и отбирать твое имущество, слушайся и подчиняйся”.
В другой версии этого хадиса сообщается: “Не отделяйся от мусульманской общины (джамаата) и их правителей”. Хузайфа спросил: “Что делать, если у них не будет ни общины, ни руководителя?” Он ответил: “Тогда удались от всех этих групп, если даже тебе придется вцепиться зубами в корень дерева, и поступай так, пока тебя не постигнет смерть”. Привели аль-Бухари и Муслим.
Аллаху а’лям!
Если вы являетесь свидетелем нарушений шариата, то, наименьшее, что вы должны сделать, это порицать грех своим сердцем. По-иному вы должны исправлять это своим языком или рукой в зависимости от обстоятельств и возможности. Тем самым вы исполните обязательство исправления порицаемого (мункар), о чем сообщается в хадисе: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». Этот хадис передали Ахмад, Муслим и др.
Что касается применения силы, то это входит в раздел наказания, а не исправления, и имеет свои условия и нормы.
Однако нельзя забывать, что если исправление греха приводит к еще большему греху, то запрещается порицать грешника.
Аллаху а’лям!
Мало того что историю и героев всех народов присвоили себе это собачие отродье так еще и на героев нашей религии посягнули падлы
Имам Джалалуддин ас-Суюти в книге «аль-Васаильилямаарифатильаваиль» сказал:
قال الحافظ جلال الدين السيوطي الشافعي (توفي سنة 911 هـ) في كتابه (الوسائل إلى معرفة الأوائل) ما نصه: "فلما وُلي السلطان صلاح الدين بن أيوب أمر المؤذنين أن يعلنوا في وقت التسبيح بذكر العقيدة الأشعرية، فواظب المؤذنون على ذكرها كل ليلة إلى وقتنا هذا"
«Когда правителем стал Салахуддин аль-Аюби, он повелел муадзинам читать ашаритскую акиду и муэдзины продолжали это делать вплоть до нашего времени»