Фатимидский халифат
Исмаилиты являются самой известной ветвью шиитского направления религии ислама. Эта ветвь выделилась в 8 веке, и в основе нее лежало убеждение, что первым халифом и преемником Пророка Мухаммада ﷺ должен стать Али ибн Абу Талиб. В отличие от шиитов-двенадесятников, они признавали седьмым имамом Пророка сына шестого имама шиитов Джа‘фара ас-Садика Исмаила, поскольку их предание гласило, что имамат должен переходить не от брата к брату, а от отца к сыну.
Фатимидами называют династию правителей средневекового шиитского арабского государства под названием Фатимидский халифат (909—1171) . Но будет правильно их называть Убайдитами, так как они не имеют никакого отношения к роду Фатимы – дочери Пророка ﷺ. Это исмаилитское государство имело своим центром Каир и существовало в 909-1171 гг. Армия исмаилитов заняла в 909 г. Кайруан – город, в котором и провозгласил себя Убайдулла халифом аль-Махди.
Государство было образовано в результате откола от Аббасидского халифата после восстания берберов, вспыхнувшего в Ифрикии (эта провинция располагалась на месте современного Туниса), которое возглавлял исмаилитский проповедник Абу Абдулла. Власть Абдуллы перешла к Убайдулле, который являлся, по его утверждению, потомком Фатимы (رَضِيَ اللهُ عَنْها).
Эта власть была низложена курдским военачальником Салахуддином, который был призван для того, чтобы организовать оборону в 1169 г. против крестоносцев.
Основателем этого государства является Са‘ид ибн аль-Хусейн ибн Ахмад ибн Абдулла ибн Маймун аль-Каддах ибн Дисан. Его предок Дисан был иудеем, а его сын Маймун принял ислам и скорее всего, сделал это в политических целях. Перед своей смертью, Маймун завещал сыну Абдулле, нарекать своих потомков именами потомков Мухаммада ибн Исмаиля ибн Джа‘фара. Са‘ид нарек себя Убайдуллой.
Об Убайдулле писал Ибн Давадари, ссылаясь на утверждение многих ученых шиитов из сирийцев и египтян, что фатимидами был совершен обман, поскольку Убайдулла являлся иудеем из Саламии, и на самом деле его звали Са‘ид и он был кузнецом, и уже при появлении в Магрибе взял себе имя Убайдулла и стал утверждать, что он из рода Али ибн Абу Талиба. Ибн Давадари писал, что широко публикуемая родословная Убайдуллы не является истинной, а сам он являлся «мерзким еретиком» и «врагом ислама», который прикидывался шиитом и стремился к устранению мусульманской общины. В качестве доказательства тому факту он приводит многочисленные убийства им улемов и факихов, а также изучающих хадисы имамов и праведников, большее число из которых он убил.
Главной фигурой исмаилитского течения стал Абдулла ибн Маймун: он отправил в Талеган, город в Хорасане, своего сына Ахмада, который там связался с сектантами из числа местных, а затем объявил о гибели сына своего Хусайна. Но вскоре среди исмаилитских проповедников появился некий Хусайн аль-Ахвази, который, по утверждениям историков, и был тот самый мнимо умерший Хусайн ибн Ахмад ибн Абдулла, потомок Абдуллы ибн Маймуна.
По утверждениям самого Хусайна аль-Ахвази, его послал Ахмад ибн Абдулла ибн Мухаммад ибн Исмаил, сходство имён Хусайна ибн Ахмада ибн Абдуллы ибн Мухаммада ибн Исмаила и Хусайна ибн Ахмада ибн Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддаха стало причиной путаницы и причисления его к роду Пророка Мухаммада ﷺ.
Карматы
На юге Ирака Хусайн аль-Ахвази получил известность как активный пропагандист исмаилизма. Он встретился на пути в Саламию с Карматом, носящим имя Хамдан ибн аль-Аш‘ас, который происходит от персов-огнепоклонников или от иудеев Наджрана, по некоторым другим версиям. Хусейн сумел завоевать симпатию Хамдана, который проводил его до селения. У Кармата имелись широкие связи в среде, враждебной Аббасидам, а после этого знакомства у антиаббасидского движения появилась религиозная окраска и оно набрало новые силы. Но длительному сотрудничеству не суждено было удаться.
Карматы на тот момент представляли собой часть исмаилитских общин, которые божественное происхождение фатимидской власти не признавали и ожидали пришествия Мессии. Они проживали закрытыми общинами, жизнь в которых была построена на принципах равенства и коллективизма. На тот момент государство карматов состояло, преимущественно, из свободных земледельцев и ремесленников, которые налоги не платили. Во владении государства находилось около тридцати тысяч рабов, которые трудились в садах и на полях, ремонтировали мельницы. Судя по средневековым источникам, основным промыслом карматов являлся разбой, а также военные походы. Они разорили Мекку в 930 году, похитив камень Каабы, священный для всех мусульман.
До тех пор, пока Кармат не понял, что пропаганда исмаиилитов ведется за потомков Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддах, а явно не в пользу потомков Али ибн Аби Талиба, карматы соблюдали инструкции, поступающие из Саламии, неукоснительно. Но затем глава карматов порвал с Саламией все связи.
После этого потомок Абдуллы ибн Маймуна Ахмад ибн Абдулла прибыл из Талегана в Куфу, и у него произошла встреча с Абданом, главным карматским теоретиком. На этой встрече Ахмад ибн Абдулла стал выражать недовольством тем, что у карматов наметилась тенденция отхода от исмаилитов, однако был изгнан из Куфы Абданом. Тогда Ахмадом ибн Абдуллой и Зикравайхом на совместной встрече был составлен план действий, направленных против Абдана, однако им пришлось спасаться бегством, когда сторонники Абдана взялись за оружие. Таким образом произошел окончательный отход карматов от исмаилитов.
Расцвет государства Фатимидов
После того, как власть захватил Убайдулла, Фатимидами предпринимались неоднократные попытки завладеть Египтом, который являлся богатейшей и плодороднейшей областью Аббасидского халифата. Вторжение фатимидской армии в Египет произошло в 914 г. – тогда Фатимиды заняли Александрию, но их войска разбила армия аббасидского халифа аль-Муктадира, возглавляемая Мунисом. В 919 г. произошло новое вторжение, и снова неудачное – флот халифата был разбит под Розеттой, а сухопутные войска, хоть и сумели занять Александрию, были изгнаны оттуда вновь армией Аббасидов. Сын Убайдуллы халиф аль-Каим также потерпел поражение, предприняв поход в 936 г., и только один правнук его халиф аль-Му‘изз сумел покорить египетское сопротивление – при нем халифат готовился к походу систематизированно и деятельно, он занимался обучением армии, создал флот, а в Египет отправил проповедников и агентов, которые устанавливали связи халифата с шиитами в Египте. Возглавляемая бывшим рабом с Сицилии Джаухаром, армия Фатимидов численностью около ста тысяч вошла в Египет в 969 г. Фатимиды заняли Гизу, затем Фустат, и в его окрестностях была основана новая столица халифата Каир, куда прибыл халиф аль-Му‘изз в 972 г. Таким образом Египет стал частью халифата Фатимидов.
Сам египетский халиф ал-Му‘изз был личностью авторитетной и выдающейся: с его мнением считались правители Азии и Европы, он поддерживал тесные отношения с императорами Византии, а Иоанну I Цимисхии даже послал авторскую книгу, попытавшись обратить его в исмаилизм.
Во время его правления Фатимидский халифат процветал: его территории включали в себя не только всю Северную Африку, а также Сирию и Палестину, Мекку и Медину, но и африканское побережье Красного моря, Калабрию и Сицилию (смотрите ниже карту Фатимидского Халифата).
Реализовывалась социальная программа Фатимидов: преобладала кооперативная и государственная формы собственности, землю сдавали в долгосрочную аренду крестьянам, государство регулировало цены на наиболее необходимые товары. На тот период денежная единица халифата фатимидский динар имел хождение на территории Африки, Европы и Азии как мировая валюта. Стабильной была и политическая ситуация внутри страны: в халифате царил относительный мир, в государстве свободно сосуществовали представители разных религиозных конфессий, в том числе и христиане, и сунниты, и иудеи.
Правление халифа Аль Хакима
С 996 по 1021 г. халифом в Египте был аль-Хаким. Он был психологически нестабильным человеком, эксцентричным и импульсивным. Время его правления ознаменовано программой реформ, которые практически устраняли рабовладение. При аль-Хакиме было также запрещено многоженство, но отмечалось, что в исламе была возможность иметь до четырех жен в качестве исключения при чрезвычайных обстоятельствах. В халифате был также издан указ о введении равенства исмаилитского, господствовавшего на тот момент шиитского и суннитского правоприменений.
Из достоинств аль-Хакима можно выделить лишь две вещи: он запретил вино и смешивание женщин с мужчинами в общественных местах.
Есть мнение, что на идеологию реформ аль-Хакима большое влияние имел Дарази, проведение которых совпало с проведением наиболее радикальных мер по уничтожению оппозиции. И это касалось и области внешней политики Фатимидского халифата, и пропаганды за рубежом исмаилизма в провинциях, завоеванных Фатимидами. Со стороны Дарази были попытки провозгласить идею божественности аль-Хакима.
Дарази, родом из Бухары, имел тюркское происхождение и был портным по профессии, но скоро стал заниматься проповедованием исмаилизма и поступил агентом на специальную службу при фатимидском дворе в Каире в период правления аль-Хакима. По предположению историков, его оппонентами выступал так называемый «фатимидский истеблишмент» из числа консервативного руководства христианских церквей. В основе фатимидского административного аппарата составляли в ту пору евреи и христиане, на образованности которых вынуждены были опираться Фатимиды, которые являлись выходцами из более отсталой североафриканской части, но одновременно стараясь поддерживать баланс сил между конфессиями. Но на момент правления аль-Хакима административные посты халифата в большей мере были заняты православными.
Есть мнение, что на время правления аль-Хакима пришлось начало упадка власти Фатимидов. Его последние реформы спровоцировали среди его приближенных раскол: когда он перешел к более взвешенной политике, исмаилиты, которые были настроены крайне радикально, покинули халифат и ушли в горы Ливана, начав там активную пропаганду.
Аль-Хаким пригрозил расправой своей сестре Ситталь-Мульк после того, как обвинил ее в распутстве. Она решила покончить со своим братом и с этой целью договорилась с одним из его представителей фатимидского двора Тулейбом ибн Давас. Тулейб нанял для этого двух своих рабов, которые, подкараулив аль-Хакима, покончили с ним, когда тот проводил ночь, любуясь звездами. После долгих поисков тело аль-Хакима не обнаружили, после чего было объявлено о его смерти, чему сильно обрадовался народ. Это произошло в 1021 году.
Ливанские племена и кланы еще какое-то время верили в то, что аль-Хаким не умер, а скрывается, чтобы собрать силы и вернуть себе престол, и со временем эта вера переросла в религиозное убеждение, что в День Страшного суда аль-Хаким явится как мессия.
Падение Фатимидов
За время правления аль-Хакима происходило много смут, ставивших под удар саму династию Фатимидов, и только один его сын Захир при поддержке своей тетки-опекунши Ситталь-мульк сумел установить относительный мир. После него правили фатимидские халифы аль-Мустансыр, аль-Муста‘ли, аль-Амир, аль-Хафиз, аз-Зафир, аль-Фаиз и аль-Адид. За время их правления внутренние волнения в Египте периодически вспыхивали, но в основном это был период процветания морской и караванной торговли. В это время в Сирию в качестве противодействия крестовым походам была выдвинута династия Айюбидов.
Фатимидская теократия, которую представлял собой халифат, к исходу одиннадцатого века стала военно-олигархической диктатурой во многом из-за того, что власть халифа ал-Мустансыра ослабла, а везир Бадр ал-Джамали был возвышен. Во время его правления собственность государства стала переходить в частные руки: такая форма собственности называлась «иктом», и в результате настоящими хозяевами страны стали группировки из наёмников-мамлюков (сам везир был мамлюком по происхождению).
Усиливалось давление со стороны суннитских и христианских соседей Фатимидского халифата. В стране царила анархия, и в результате последний халиф аль-Адид был свергнут Салахуддином.
Течение исмаилизма в Египте приобрело форму мустали-хафизи, когда имамами признавали только тех, кто является потомком аль-Хафиза, и какое-то время это течение еще существовало в такой форме в Йемене, Сирии и Египте.
В истории упоминается о восстаниях в Египте местных исмаилитов, которые выступали против власти Салахуддина, но этим восстаниям не суждено было удаться - они все подавлялись. В итоге наследников престола Фатимидов казнили, а тех, кто остался в живых, содержали в плену.
Комментариев пока нет.