Никаб

никаб

  1. Что такое никаб
  2. Элементы никаба
  3. Зачем носят никаб?
  4. Где носят никаб?
  5. В каких случаях допускается открытие лица мусульманке сняв никаб?
  6. Запрет на никаб

Никаб или никяб - это мусульманская женская одежда, закрывающая полностью тело женщины включая лицо, за исключением глаз и кистей рук. Также никабом будет является полное сокрытие глаз за вуалью и сокрытие кистей рук перчатками.

Одежда девушки в никабе по исламу должна полностью соответствовать шариатским требованиям: быть закрытой, не облегающей женскую фигуру, не просвечивающейся, не привлекающей внимание посторонних мужчин узорами или какими-либо украшениями, от одежды не должен исходить запах благовоний или духов.

Цвет никаба не обязательно должен быть черным, а может быть любых расцветок, не привлекающих внимания, не ярких и броских.

Элементы никаба

Никаб состоит из просторного широкого платья до пола и головного убора с прорезью для глаз, закрывающего полностью голову женщины до шеи или же более правильнее головной убор должен быть ниже груди. Лицо и кисти рук девушки в никябе должны быть закрыты. Головной убор должен быть широкого кроя, просторным и не обтягивающим формы женской головы. 

Также прорезь для глаз головного убора может быть закрыта сеточкой.

Зачем носят никаб?

Никаб является традиционной мусульманской женской одеждой призванной сохранить целомудрие в обществе при пересечении посторонних мужчин и женщин вне дома. Никаб - это древняя культура мусульманских народов, а традиция покрытия головы восходит не только к мусульманскому, но и к христианскому укладу жизни. Во времена Пророка Мухаммада жены сподвижников и сами жены Пророка покрывали свое тело полностью.

Никаб для женщины является защитой от взглядов на ее тело и неким внутренним личным пространством, благодаря которому женщина сохраняет свою честь и целомудрие. 

Никаб является очень важным фактором в сдерживании взглядов посторонних мужчин на незнакомую женщину, на девушек в парандже в мусульманском обществе не обратит внимание посторонний мужчина так, как если бы эти девушки были в обычном хиджабе или вообще без хиджаба в обтягивающей или нескромной одежде. 

Где носят никаб?

Ношение никаба практикуется в арабских странах, странах Северной Африки, а также Центральной Азии и странах Юго-Восточной Азии. Фактически всегда девушек в никабе можно встретить в Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре, Бахрейне, Кувейте, Омане, Йемене, Ираке, Иране, Палестине, Сомали, Судане. Большинство мусульманок Афганистана одевают никаб, имеющий название паранаджа. 

Часто женщин в никабах можно встретить в Сирии, Иордании, Египте, Ливане, Ливии, Марокко, Тунисе, Алжире, Мавритании, Пакистане, Малайзии и Индонезии и ряде других мусульманских стран.

Никаб не является редкостью в традиционно исламских странах, лишь на постсоветском пространстве никаб только недавно стал носиться некоторыми мусульманками.

девушка в никабе

В каких случаях допускается открытие лица мусульманке сняв никаб?

Существует ряд случаев и ситуаций, в которых мусульманкам разрешается Шариатом, по необходимости, лицо открывать.

Как отмечают правоведы Ислама, женщина может открыть свое лицо в особых ситуациях даже при посторонних мужчинах, если такая необходимость имеется. Мужчина же может посмотреть в лицо женщины, но при условии, что за рамки необходимости это выходить не будет, а излишества в ситуации необходимости не допускается.

Речь идет о ситуациях, подобных этим:

  • Если происходит сватовство, то женщина может открывать руки и лицо перед тем, кто к ней сватается, поскольку этот человек должен иметь возможность на нее посмотреть. Но прикасаться к ней и уединяться с ней он не имеет права. Уродство или красоту можно определить по лицу, а полноту или худобу – по открытым частям рук.
  • В ситуации деловых отношений женщина может открыть руки и лицо, если это необходимо, если совершается сделка продажи или покупки. При передачи проданного женщине, которая покупает, либо при сообщении цены, мужчина может посмотреть в лицо женщине, если его действия не способны привести к искушению. Если же такие действия приводят к искушению, то подобное запрещено.
  • В процессе лечения женщина может открыть на своем теле больное место, даже если оно находится на лице. В такой ситуации женщина может открыть лицо с целью лечения, но при этом должен обязательно присутствовать либо ее муж, либо человек, который является для нее махрамом. Но это допускается только в том случае, если женщина не может найти врача того же пола и специалиста, обращаться к мужчине врачу можно только в крайнем случае. При выборе мужчины врача безусловное предпочтение должно отдаваться доктору-мусульманину, к мужчине доктору немусульманину женщина-мусульманка должна обращаться только в крайнем случае, если нет другого выбора. При посещении такого врача женщине предписывается раскрывать только ту часть тела, которая поражена болезнью.
  • Еще одна ситуация, при которой женщине позволяется открыть свое лицо, это ситуация, когда необходимо свидетельство женщины в суде. В таком случае открыть лицо необходимо, поскольку судья должен увидеть его, чтобы знать точно, кем она является – в таких случаях это необходимо для того, чтобы были защищены права всех сторон, принимающих участие в судебном разбирательстве. Разрешение раскрыть свое лицо также относится к ситуации, когда сама женщина участвует в судебном процессе в качестве одной из сторон и по ее поводу принимается решение.
  • Позволяется женщине также открывать свое лицо перед различающим мальчиком, которые еще не имеет полового влечения. Этого мнения придерживаются не все, но часть мусульманских ученых считает, что такому мальчику, как и своему махраму, женщина может открыть свое лицо. То же самое касается мужчины, у которого полового влечения нет: перед таким мужчиной женщина свое лицо может открыть. Потребности к женщинам такой мужчина не испытывает, поэтому и не обращает внимания на них. Таким мужчинам смотреть на женщин разрешается.
  • Подобная же ситуация складывается относительно женщин преклонных лет, которые в силу своего возраста уже не вызывают у мужчины полового влечения. Такой женщине разрешается и открывать свое лицо, и другие части тела, который видно обычно, и делать это и при посторонних мужчинах, если потребуется, но лучше, если она все-таки будет прикрывать и тело, и лицо.
  • Еще одна ситуация, в которой женщине разрешается открывать лицо, это ситуация, когда женщину принуждают к этому. В ряде государств правящие режимы вводят такие законы и постановления, которые противоречат религии Ислама, тем самым противореча и заветам Аллаха. Этими законами предписывается мусульманкам хиджабы не носить, и в ряде государств местная власть доходит до того, что срывают с женщин хиджабы насильственно, всячески устрашают женщин и применяют против них насильственные меры. В ситуациях, когда женщине угрожает какая-то опасность в случае, если она не откроет свое лицо, она может его открыть, это разрешается.

Относительно того, стоит ли открывать женщине лицо перед женщинами неверующими или перед теми, кто не является мусульманкой, ученые не пришли к единому мнению.

Запрет на никаб

Существует прямой запрет на то, чтобы женщина закрывала лицо и руки, надевая перчатки, когда она облачается в одежду для умры и хаджа. В этой связи вспоминают слова Пророка Мухаммада о том, что женщине, если она надевает ихрам, надевать перчатки и закрывать свое лицо запрещено. Если же поблизости от такой женщины проходят мужчины, или же если женщина красива настолько, что невольно приковывает к себе мужские взгляды, то она должна спустить одеяние с головы на лицо. Об этом говорится в хадисе Аиши: «Мимо нас проходили всадники, когда мы были в ихраме вмести с посланником Аллаха, ﷺ, и когда они сравнялись с нами, каждая из нас опускали свой хиджаб на лицо. А когда они проходили, открывали лицо».

Обсуждение
Ас-саляму а'ляйкум уа рахматуллаhи уа баракатуху. Я являюсь студенткой мазхаба Абу Ханифы , но хожу в никабе ( полуникабе/никаб-фартук ) . Мне посоветовали перейти в обучение Маликитского мазхаба , потому как приверженцы Абу Ханифы лицо не закрывают . Но я уже на втором курсе Абу Ханифы. Разъясните этот момент пожалуйста. Дозволяется ли ношение никаба в мазхабе Абу Ханифы ? И стоит ли переходить на другой мазхаб ( Маликитский ) во избежание быть непонятой относительно внешнего вида ? ДжазакакумуЛлаху хайран !
Жибек , 17 апреля 2022 в 23:25, №62127
Ассаламу алейкум,многие закрывают глаза на достоверные хадисы,то есть о том чт содвидницы покрывали свои лица,хочу тоже надеть никаб,но в нашей стране поставили запрет на ношение,думаю носить маску,но пока еще не до конца решилась,надеялась что это сунна.(некоторые дуают что это фанатизм)Не является ли это «радикализмом»?Дайте пожалуйста какие нибудь советы.Является ли грехом ходить без никаба?ДжазакАллаху хайран
auypovakarina , 25 июля в 02:57, №84271
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Мнения ученых о хукме никаба разделились, ханбалиты и предпочтительное мнение в шафиитском мазхабе, считают покрытие лица женщины обязательным (ваджиб).

Ханафиты и маликиты считают это желательным (мустахабб), однако делают оговорку, если женщина молодая и красивая, то ношение никаба для нее является обязательным, дабы избежать смуты.

Таким образом, в данном вопросе ханафиты и маликиты солидарны.

Аллаху а’лям!
Уа анти фаджазакиЛляху хайран!
Консультант по учебной части , 18 апреля 2022 в 14:29, №62156
Ассаламу аллейкум. Намереваюсь одеть никаб, так как слышала, что сподвижники радиАллаху анху комментировали аят о покрытии женщины, что туда входит все тело женщины и можно открывать только один глаз. Так ли это? И что на самом деле правильнее перед Аллахом в наше время: одевать никаб или хиджаб?
nur-melek , 22 апреля 2022 в 16:03, №62295
Ва алейкум ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракатуху!

Мнения ученых о хукме никаба разделились, ханбалиты и предпочтительное мнение в шафиитском мазхабе, считают покрытие лица женщины обязательным (ваджиб).

Ханафиты и Маликиты считают это желательным (мустахабб), однако делают оговорку, если женщина молодая и красивая, то ношение никаба для нее является обязательным, дабы избежать смуты.

Что касается ношения никаба в европейских странах, то учитывая мнение об обязательном ношении никаба, запрещается оставлять это обязательство, кроме как в случае крайне необходимости, когда есть реальная опасность нападок со стороны неверующих или привод в полицейское отделение для дознания, арест либо большой штраф.

Если же никаб привлекает внимание людей без явного вреда для мусульманки, то запрещается оставлять обязательство ношения никаба.

Из доводов, указывающих на ношение никаба, следующие:

Аллах сказал: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный». Сура: аль-Ахзаб (59).

- «Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец». Сура: аль-Ахзаб (53).

- «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей…». Сура: Нур (31).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, женщина - вся целиком является наготой (авратом). Когда она выходит из дома, дьявол устремляет на неё свой взор. А ближе всего к Лику Господа своего она бывает, когда находится в глубине своего дома». Передал Ат-Тирмизи в его "Сунан", Ибн Хабан и Ибн Хазима в из "Сахихе" от АбдуЛлах бин Мас'уд.

‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Женщина в состоянии ихрама не должна закрывать лицо никабом и надевать перчатки». Передал аль-Бухари.

Аллаху а’лям!
Уа анти фаджазакиЛляху хайран!
Консультант по учебной части , 25 июля в 11:09, №84280