Жены Пророка Мухаммеда ﷺ

жены пророка

  1. Сколько жен было у Пророка Мухаммада ﷺ
  2. Хадиджа бинт Хувайлид – первая жена Пророка Мухаммада ﷺ
    1. Знакомство с Мухаммедом ﷺ
  3. Сауда бинт Зама
  4. Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Аиша
  5. Хафса бинт Умар
  6. Зейнаб бинт Хузайма
  7. Зейнаб бинт Джахш
  8. Джувайрия бинт аль-Харис
  9. Сафия бинт Хуяй
  10. Рамля бинт Абу Суфьян
  11. Умм Саляма бинт Абу Умая
  12. Райхана бинт Зейд
  13. Маймуна бинт аль-Харис
  14. Мария аль-Кибтия

Женщин, которые вышли замуж за Пророка Мухаммеда ﷺ, называют женами пророка или матерями правоверных. Ниже представлена краткая биография жен Пророка Мухаммеда ﷺ в очередности их замужества с Посланником Аллаха ﷺ.

Сколько жен было у Пророка Мухаммада ﷺ

Главный вопрос, который возникает у исследователей биографии Пророка Мухаммеда ﷺ относительно его жен, это «сколько жен было у Пророка Мухаммада ﷺ?».

Как свидетельствует Ибн Хишам в своем труде о жизнеописании Посланника Аллаха ﷺ, у Пророка Мухаммеда ﷺ было 11 жен. А исследователь Уотт указывает на то, что список жен Пророка Мухаммада ﷺ и их количество могут быть сильно преувеличены некоторыми исследователями, поскольку на родство с Посланником Аллаха ﷺ претендовали очень многие племена. По традиционному мусульманскому представлению по этому вопросу у Пророка Мухаммада ﷺ было в течении его жизни одиннадцать жен и две наложницы.

По утверждению некоторых шиитских историков, у Пророка Махаммада ﷺ было пятнадцать, двадцать одна или двадцать три жены, но эти суждения не являются обоснованными, так Аль-Масуди в своем труде «Муруджуз-захаб» считает, что у Пророка Мухаммада ﷺ было пятнадцать жен, историк Йакуби утверждает, что Посланник Аллаха ﷺ имел двадцать одну жену или двадцать три.

До того, как Пророк Мухаммед ﷺ женился на всех женах, кроме Аиши, они уже побывали замужем, некоторые неоднократно. Поэтому всем женам Пророка Мухаммеда ﷺ был присвоен статус «Мать верующих» или «Мать правоверных». 

Хадиджа бинт Хувайлид – первая жена Пророка Мухаммада ﷺ

Первая жена Пророка Мухаммеда ﷺ была Хадиджа бинт Хувайлид – мать правоверных. По своему происхождению она была из племени курайшитов. Хадиджа была замужем за Абу Халя ибн Зурараат-Тайми до того, как стать женой Мухаммада ﷺ. Ее первый муж умер в доисламский период, и от этого брака у Хадиджи было трое сыновей: Хинд, Халя и Тахир. Хинд стал сподвижником Пророка Мухаммеда ﷺ и одним из передатчиков хадисов – он передал хадис, описывающий нрав Посланника Аллаха ﷺ. Хинд также участвовал в битве при Бадре, а также некоторые исследователи утверждают, что он участвовал также в битве при Ухуде.

В хадисе, переданном от него Аль-Хасаном ибн Али, сказано: «Мне рассказал мой дядя…», а Хинд Фатиме приходился братом по материнской линии. Будучи красноречивым, Хинд говорил «Я – лучший из людей благодаря отчиму, матери, брату и сестре. Мой отчим – Посланник Аллаха, мой (сводный) брат – аль-Касим, моя (сводная) сестра – Фатима, моя мама – Хадиджа». Также есть упоминание, что Хинд принимал участие в «Верблюжьей битве», где сражался бок о бок с Али. Хинд скончался от чумы в Басре.

Второй сын Хадиджи от Абу Хали, которого звали Халя ибн Абу Халя также стал сподвижником Посланника Аллаха ﷺ. Когда первый муж Хадиджи умер, ее мужем стал Атик ибн Абид аль-Махзуми, и у Хадиджи родилась дочь Хинд от этого мужа. Хинд также стала сподвижницей Пророка Мухаммада ﷺ и приняла Ислам.

За Пророка Мухаммеда ﷺ Хадиджа вышла замуж, когда умер ее второй муж.

Знакомство с Мухаммедом ﷺ

Жена Пророка ﷺ Хадиджа вошла в историю ислама как добродетельная и добропорядочная женщина. У нее было собственное дело: она вела торговлю с Сирией, и познакомились они с Мухаммедом ﷺ в ситуации, когда она нанимала людей для ведения от ее имени владелицы бизнеса торговых операций в Сирии. Мухаммад ﷺ как раз и стал одним из таких торговых представителей Хадиджи.

Однажды одна торговая операция, которую осуществляли Пророк Мухаммед ﷺ и слуга Хадиджи Майсара, принесли хозяйке хорошую прибыль. Слуга же рассказал Хадидже о том, насколько Мухаммед ﷺ добр и честен, порядочен в делах и здраво мыслит, а также привел еще очень много достоинств этого прекрасного человека. Хадиджа прислала к Пророку Мухаммеду ﷺ свою представительницу и через нее предложила Мухаммеду ﷺ на ней жениться.

Мухаммад ﷺ принял предложение, и тогда Абу Талиб, его дядя, посватал для него Хадиджу. На момент их брака Хадиджа достигла возраста в сорок лет, а Мухаммед ﷺ находился в возрасте двадцати пяти лет. В этом браке Хадиджа родила Пророку Мухаммеду ﷺ дочерей Фатиму, Умм Кульсум, Зайнаб и Рукаййю, а также двух сыновей Касима и Абдуллаха.

Предание гласит, что Хадиджа была первой, кто уверовал в пророческую миссию Посланника Аллаха Мухаммеда ﷺ, и поддерживала мужа всегда и во всех его действиях. Пророк Мухаммед ﷺ очень любил свою первую жену и говорил, что она – «наилучшая женщина». Хадиджа оставалась единственной для Пророка Мухаммеда ﷺ женой до самой ее смерти, но и после смерти Хадиджи Мухаммед ﷺ хранил любовь к ней и добрые о ней воспоминания.

Сауда бинт Зама

Полное имя жены Пророка Мухаммеда ﷺ Сауды бинт Зама - Сауда бинт Зама ибн Кайс ибн Абд-Шамс. Сауда бинт Зама была второй женой Посланника Аллаха ﷺ и также носила титул «Мать правоверных». Пророк Мухаммед ﷺ принял решение жениться второй раз в возрасте пятидесяти лет на Сауде бинт Зама – к этому моменту его первая жена Хадиджа умерла, а также произошло переселение в Медину. До брака с Пророком Мухаммедом ﷺ Сауда уже была замужем за одним из первых последователей ислама, который являлся ей двоюродным братом и которого звали ас-Сакран ибн Амр. Сама Сауда по происхождению была из курайшитов, и стала первой из женщин, кто совершил переселение в Эфиопию. За то, что они были одними из первых мусульман, их преследовали мекканские многобожники. Первый муж Сауды умер, когда вернулся в Мекку, и она осталась с сыном, но сын ее тоже умер как шахид во время битвы при Джалауле в 637 г.

Свадьба Пророка Мухаммада ﷺ и Сауды бинт Зама состоялась в месяц шавваль, когда шел десятый год Пророчества. Сауда была женщиной благочестивой и набожной. Когда Пророк Мухаммед ﷺ умер, деньги, которые получила Сауда, она потратила на благотворительные цели. Сама Сауда бинт Зама умерла в Медине к моменту завершения правления халифа Умара. Есть также еще одна версия, по которой она умерла во время правления Муавии в 54 году.

Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Аиша

Еще одной женой Пророка Мухаммада ﷺ была Айша бинт Абу Бакр, которая приходилась дочерью одного из ближайших сподвижников Абу Бакра. Мухаммед ﷺ любил Айшу за ее живой ум и она была самой любимой женой Пророка ﷺ после Хадиджи. Замуж за Пророка Мухаммада ﷺ она вышла в 622-623 году.

Аиша является уважаемым хадисоведом – огромное число хадисов было передано ею, особенно много таких, которые касались семейной жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Из этих хадисов мусульмане узнали, как себя вел Пророк Мухаммед ﷺ в стенах своего дома и в своей бытовой жизни, в своей закрытой жизни, о которой могли знать только члены семьи Пророка ﷺ.

Среди исламских источников есть такие, которые утверждают, что Аише было шесть лет, когда ее отдали замуж за Пророка ﷺ, и они утверждают, что первая физическая близость между Мухаммадом и Аишой состоялась, когда Аише было всего девять лет. Но одновременно с этим рассматривается и версия, которая не имеет достаточных обоснований, по которой Аиша, на момент ее свадьбы с Пророком Мухаммадом ﷺ, была в возрасте десяти лет (также есть версии, что ей было пятнадцать лет или семнадцать). Исторические хроники того периода истории гласят, что Аиша была гораздо более развитой и физически, и умственно по сравнению со своими ровесницами.

Хафса бинт Умар

Жена Пророка Мухаммада ﷺ Хафса бинт Умар приходилась дочерью его сподвижнику Умару, которая родилась за пять лет до пророчества, а ислам приняла одновременно со своим отцом еще будучи в Мекке.

Первым мужем Хафсы был Хунайс ибн Хузафа, и они вместе переселились, спасаясь от гонений – сначала семья оправилась в Эфиопию, а затем в Медину. Хунайс принимал участие сначала в битве при Бадре, а затем в битве при Ухуде, в ходе которой его тяжело ранили, и вскоре он умер. Когда овдовела Хафса, ее отец Умар начал подыскивать для нее выгодную партию: сначала он обратился к Усману ибн Аффану, но получил отказ, а затем он обратился к Абу Бакру ас-Сиддику, и тоже согласия не получил.

Тогда Умар обратился за помощью к Мухаммаду ﷺ, и Посланник Аллаха ﷺ сказал, что сам женится на Хафсе, а за Усмана выдаст свою дочь Умм Кульсум. В третьем году по хиджре между Пророком Мухаммедом ﷺ и Хафсой был заключен брак: в это время Пророк Мухаммад ﷺ уже был женат на Аише и Сауде.

Хафса в историю ислама вошла как женщина, которая при всей своей набожности и сосредоточенности на постоянном поклонении Всевышнему Аллаху, все-таки имела очень волевой характер. Хафса оставила значительный след в области хадисоведения, поскольку передала около шестидесяти хадисов. Первый экземпляр Священной Книги Коран, собранный во времена правления халифа Абу Бакра, также хранился у Хафсы: этот экземпляр Корана был передан халифу Усману по его просьбе, и после он размножил этот экземпляр Корана. Умерла Хафса в Медине, когда ей было шестьдесят лет.

Зейнаб бинт Хузайма

Жена Пророка Мухаммеда ﷺ Зейнаб бинт Хузайма скончалась сразу после женитьбы, прожив с Пророком ﷺ три месяца. На момент смерти ей было тридцать лет.

Происходила она из народа Амир ибн Саса и вошла в историю, как женщина, которая была внимательна и милосердна к нуждающимся, за что ей даже дали прозвище «Умм Масакин», что в переводе означает «мать бедных». До того, как выйти замуж за Пророка Мухаммада ﷺ, Зейнаб бинт Хузайма вышла замуж за Туфайла ибн Хариса, с которым позже развелась, после чего вышла замуж за человека, которого звали Убайда ибн Харис и который погиб во время сражения при Бадре.

Существует также второе мнение, по которому она была замужем за Абдуллахом ибн Джахшом, погибшего после битвы при Ухуде. Последнее мнение заслуживает большего доверия. После чего Пророк ﷺ решил взять ее в жены. Свадьба Пророка Мухаммада ﷺ и Зайнаб бинт Хузайма состоялась в третьем году после хиджры в месяц Рамадан.

Зейнаб бинт Джахш

Жена Пророка Мухаммада ﷺ Зайнаб бинт Джахш до того, как выйти замуж за Посланника Аллаха ﷺ, была женой Зайда ибн Хариса, приемного сына Пророка ﷺ. Она одной из первых приняла ислам, и на момент пророчества ей было около двадцати лет. При рождении ей было дано имя Барра, а имя Зайнаб она получила от Посланника Аллаха ﷺ.

Зайнаб решилась на переселение, когда еще была не замужем, и Пророк Мухаммад ﷺ хотел выдать ее замуж за Зейда ибн Харису, который был вольноотпущенником, что стало бы элементом упразднения обычаев джахилии, то есть периода невежества, которые предусматривали невозможность для девушки выйти замуж за того, кто ранее был рабом.

Но Зайнаб, как и братья ее, высказались против этого. Вскоре был ниспослан аят 36 суры «Аль-Ахзаб», и после этого Зайнаб согласилась на этот брак. Но этот брак оказался для Зайнаб несчастливым: Зейд, несмотря на все уговоры Мухаммада ﷺ, решил со своей женой развестись. Пророк Мухаммед ﷺ пытался как-то исправить ситуацию, и даже планировал сам жениться на Зайнаб, поскольку разрыв этого брачного союза его сильно опечалил. Но ему не позволили так поступить все те же обычаи джахилии, по которым жениться на бывшей жене своего приемного сына не разрешалось. Вскоре после этого были ниспосланы аяты, которые упраздняли не только этот обычай, но и обычай называть своих приёмных детей отчествами их опекунов.

Пророк Мухаммад ﷺ женился на Зайнаб бинт Джахш в четвертом году по хиджре. Зайнаб вошла в историю ислама как набожная и добродетельная женщина, она была очень трудолюбива. Умерла она, когда ей было пятьдесят три года, в Медине, и она стала первой женой, которая умерла после смерти Пророка ﷺ.

Джувайрия бинт аль-Харис

Жена Пророка Мухаммада ﷺ по имени Джувайрия бинт аль-Харис была дочерью Хариса ибн Дирара, вождя из племени Бану Мусталик. Мусульмане одержали победу над племенем в шестом году по хиджре, и Джувайрия стала пленницей мусульман. Когда же отец приехал к Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы просить его отпустить его дочь Джувайрию за выкуп в размере табуна верблюдов, и после разговора Посланника Аллаха ﷺ с вождем и его свитой, племя приняло ислам.

Когда Джувайрия стала мусульманкой, Посланник Аллаха ﷺ попросил ее отца разрешить жениться на ней, чтобы установить с племенем добрые отношения, ведь Бану Мусталик в тот период времени на аравийском полуострове было довольно влиятельным. После того, как был заключен брак, мусульмане освободили сотню пленных семей мусталикитов.

Сафия бинт Хуяй

Жена Пророка Мухаммада ﷺ Сафия бинт Хуяй ибн Ахтаб по своему происхождению происходила из семейства Харуна (Аарона, мир ему) и приходилась дочерью Хуяйа ибн Ахтаба, вождя иудейского племени Бану Надир, а мать ее была дочерью Курайза Барры бинт Самусаль, вождя племени Бану. В достоверном хадисе приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ, обращенные к ней: «Поистине, ты – дочь пророка (т.е. Харуна) и твой дядя – пророк (т.е. Муса (Моисей)), и ты – жена пророка».

Отец Сафии был врагом мусульман и Пророка Мухаммада ﷺ, постоянно вступал в ссоры с мусульманами, а также стремился поссорить мухаджиров и ансаров между собой, и даже вступал с курайшитами в военную коалицию. Его дочь Сафия была в молодости известной красавицей. Когда она жила в Медине, у нее не было отбоя от женихов. Первым мужем ее стал Саллям бин Мишкам аль-Курайза, поэт, пользовавшийся в племени широкой известностью, но этот брак долго не продлился. Затем она вышла замуж за Кинана ибн ар-Раби ибн Абу аль-Хукайка, который в племени Бану Надир занимал очень высокое положение.

жены пророка мухаммада мир ему

Когда же договор между иудейскими племенами Бану Курайза, Бану Надир и Бану Кайнука и мусульманами был нарушен, и эти племена были изгнаны из Медины, племя Бану Надир обосновалось в Хайбаре. Вражда между отцом Сафии и Пророком Мухаммадом ﷺ не прекратилась и после изгнания, и он вступил в сговор с арабскими племенами и договорился напасть на Медину. Мусульмане опередили его, узнав о заговоре, и двинулись на Хайбар в седьмом году по Хиджре. Битва при Хайбаре окончилась гибелью и отца Сафии, и ее мужа, а она сама стала пленницей мусульман. Когда Мухаммад ﷺ увидел пленницу, он взял ее к себе наложницей, а потом освободил ее, и она стала вольноотпущенной.

Пророк Мухаммад ﷺ предоставил ей возможность выбора: либо она сохранит свою религию и может уйти туда, куда пожелает, либо она принимает ислам и остается жить с Пророком ﷺ. Сафия выбрала жизнь с Мухаммедом ﷺ. На момент свадьбы с Пророком ﷺ Сафии было семнадцать лет. Когда началась смута в финале правления халифа Усмана ибн Аффана, Сафия занимала сторону халифа и даже вступилась за него. Скончалась она в Медине, когда ей было семьдесят лет – это произошло в пятидесятом году по Хиджре, когда во главе государства стоял Муавия. Похоронена она на кладбище Джаннат аль-Баки.

Рамля бинт Абу Суфьян

Жена Пророка Мухаммада ﷺ Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфьян по своему происхождению была дочерью Абу Суфьяна ибн Харба, который у курайшитов был очень влиятельным лидером. Еще до того, как принять ислам, Рамля отказалась от веры язычников и исповедовала веру ханифов, а ислам приняла вместе со своим первым мужем Убайдуллой ибн Джахшем, в прошлом христианином.

Гонения курайшитов вынудили супругов эмигрировать в Эфиопию, и там ее супруг снова перешел в христианство, совершив вероотступничество или ридда. Он пытался обратить в христианство и свою жену, но она предпочла развестись с мужем и сохранить свою мусульманскую веру. После развода в Мекку вернуться она не могла, поскольку Абу Суфьян, дочерью которого она была, все еще был врагом мусульман. Когда же Пророк Мухаммад ﷺ узнал историю Рамли, он был восхищен тем, насколько искренней была вера этой женщины. Представитель Пророка ﷺ приехал к царю эфиопов Наджаши и попросил, чтобы Рамлю отослали в Медину к Пророку Мухаммеду ﷺ, чтобы он мог жениться на ней.

Она стала его женой в седьмом году по хиджре, и благодаря этому браку было существенно ослаблено напряжение между мусульманами и мекканскими язычниками во главе с лидером Абу Суфьяном. Рамля бинт Абу Суфьян вошла в историю ислама как благочестивая и набожная женщина. Она умерла в возрасте семидесяти лет в 44 году по хиджре, и на тот момент во главе государства стоял ее брат Муавия. Она оставила в хадисоведении существенный след, поскольку передала более шестидесяти пяти хадисов.

Умм Саляма бинт Абу Умая

Жена Пророка Мухаммада ﷺ Умм Саляма бинт Абу Умайя при рождении была названа Хинд, но по этому имени ее не знали, она была более известна под именем Умм Саляма. Свое происхождение она вела из рода Бану Махзум курайшитского племени, была дочерью Умайи Абу ибн аль-Мугира аль-Махзуми и Атики бинт Амир. Отец ее был известен своей щедростью, и даже получил среди курайшитов прозвище «благодетель путешественника». Со своим первым мужем Абдуллахом ибн Абдуласадом Умм Саляма стала одной из первых мусульман, и за это она подвергалась со стороны курайшитов нападками и гонениям, в результате чего их вынудили предпринять переселение в Эфиопию.

Первый муж Умм Салямы погиб в битве при Ухуде в 625 году 23 марта, а она осталась с сыном, которого звали Умар ибн Абу Саляма. Овдовев, она взяла себе имя Аййин аль-Араб, что в переводе с арабского означает «вдова арабов», оставшись с маленькими детьми на руках, но ее поддержали ансары и мухаджиры. Когда окончился срок идда, который составляет четыре месяца и десять дней, свататься к Умм Саляме приходили сначала Абу Бакр, а потом Умар ибн аль-Хаттаб, но потом с таким же предложением к ней пришел Пророк Мухаммад ﷺ, и она согласилась стать его женой. У нее было уже трое детей, когда она выходила замуж за Пророка Мухаммада ﷺ, и сразу после свадьбы она родила ребенка. Умерла Умм Саляма в Медине, когда ей было шестьдесят два года, и похоронили ее на кладбище под названием «Джаннат аль-Баки». Умм Саляма стала последней из живых матерей правоверных.

Райхана бинт Зейд

Более правильное мнение историков гласит, что Райхана бинт Зейд бинт Амр была наложницей Пророка Мухаммада ﷺ. По происхождению она была иудейкой из племени Курайза, до замужества с Пророком ﷺ ее мужем был Хакам. Когда мусульмане в 626 году отправились в поход против народа Курайза, Райхана стала пленницей мусульман, и после стала наложницей Пророка Мухаммада ﷺ. Посланник предложил ей стать мусульманкой, но она ответила отказом. Но прошло какое-то время, и она передумала и заявила, что готова принять ислам. Существует версия, по которой, став мусульманкой, она была освобождена Пророком Мухаммадом ﷺ, после чего он женился на ней. Райхана стала одной из любимых женщин Пророка, а в истории она запомнилась как женщина умная, добродетельная и набожная.

Умерла она раньше, чем остальные жены Пророка Мухаммада ﷺ.

Маймуна бинт аль-Харис

Жена Пророка Мухаммеда ﷺ Маймуна бинт аль-Харис была свояченицей для Аббаса, дяди Пророка Мухаммада ﷺ. Ее имя при рождении было Барра, но Пророк Мухаммад ﷺ сменил ей имя на Маймуну. Будучи язычницей, она вышла замуж за Масуда ибн Амра, а после развода с ним стала женой Абу Рухума ибн Абд аль-Уззу. Вскоре она овдовела, и Аббас посоветовал Мухаммаду ﷺ взять ее в жены – свадьба произошла в седьмом году по хиджре. Маймуна – это последняя жена Пророка Мухаммада ﷺ: после нее он больше не женился. Маймуна вошла в историю как набожная и добродетельная женщина, и Аиша говорила о ней, как о самой богобоязненной среди жен Пророка ﷺ и лучшей в умении поддерживать родственные связи. Она оставила в хадисоведении свой заметный след: передала около семидесяти хадисов.

Мария аль-Кибтия

Мария аль-Кибтия была не женой, а наложницей Мухаммеда ﷺ: ее подарили Пророку Мухаммаду ﷺ в 628 году представители Мукаукиса, правителя Египта. В списке жен Пророка Мухаммада ﷺ Ибн Хишама Марию аль-Кибтию не упоминают, поэтому основным мнением считают то, что она была не его супругой, а только его наложницей. По своему происхождению Мария аль-Кибтия была дочерью авторитетного христианина копта, а ее мать вела родословную от римлян. Когда Пророк Мухаммед ﷺ отправил в шестом году по хиджре к Мукаукису, правителю Египта, своего посланника Хатиба ибн Абу Балтаа, и известил в письме, что появилась новая вера, к которой он приглашает Египет присоединиться, Мукаукис ответил на письмо тем, что отправил Пророку Мухаммеду ﷺ многочисленные разнообразные подарки, и в качестве подарка отправили и Марию аль-Кибтию с сестрой Сирин. На пути к Пророку Мухаммеду ﷺ девушки приняли ислам, так что в Медину они вошли уже мусульманками. Когда же они приехали, то поселились в месте, которое называлось «аль-Алия» (аль-Авали). Мария аль-Кибтия родила от Пророка Мухаммеда ﷺ ребенка, мальчика, и ребенку дали имя Ибрахим, но долго ребенок не прожил – Ибрахим умер в возрасте шестнадцати месяцев. Мария аль-Кибтия умерла в шестьсот тридцать седьмом году, ее могила находилась на кладбище под названием «Аль-Баки».

Все жены Пророка Мухаммада мир ему и благословения Аллаха были удостоены титула «матери правоверных».

Обсуждение

Комментариев пока нет.