Ислам в России

Ислам в России

  1. По субъектам РФ
  2. История появления
  3. Ислам в Волжской Булгарии
  4. Русь на пути выбора
  5. Ислам в Золотой Орде
  6. Исламский мир в период после падения Золотой Орды
  7. Ислам в Российской империи
  8. Ислам в Советском Союзе
  9. Ислам в современной России
    1. Конфессиональный состав мусульман в России

Ислам является по численности второй по количеству верующих религией в России, уступая по числу верующих только христианству. Перепись населения 2002 года гласит, что традиционных мусульман в России проживает четырнадцать с половиной миллиона человек, что составляет почти десять процентов всего населения России. Духовное управление мусульман европейской части Российской Федерации утверждает, что приверженцев ислама в России больше – около двадцати миллионов.

По субъектам РФ

По данным переписи населения 2002 года, основное количество мусульман в России сосредоточено в семи субъектах, в том числе Северного Кавказа – население Ингушетии на 98 % состоит из мусульман, в Чечне высокий процент численности - 96 % граждан – мусульмане, в Дагестане 94 % населения составляют мусульмане, в Кабардино-Балкарии 63 %, в Башкортостане 54,5 %, а в Татарстане проживает 54 % российских мусульман. Поскольку процесс переписи населения не предполагает вопрос о вероисповедании, это следует учитывать, ведь не все этнические мусульмане на территории современной России могут исповедовать ислам на самом деле. Если суммировать все данные как выборочных исследований, так и социологических опросов, касающихся этнического состава, то можно предположительно выявить, что из этнических мусульман в России от десяти до пятнадцати процентов мусульманских народов могут придерживаться другого вероисповедания, преимущественно христианства. Известно также достаточное количество случаев, когда в Ислам обращались россияне, которые этническими мусульманами не являлись. Ислам в России могут проповедовать от двадцати тысяч человек русских, ставших мусульманами – таково мнение специалистов в области религии.

Мусульмане в России увеличиваются в своем количестве путем естественного прироста и за счет мигрантов, которые прибывают в Россию из среднеазиатских стран и Азербайджана. Поскольку в основном в России население сокращается, доля мусульман при таких факторах значительными темпами увеличивается, однако процессов исламизации российского общества, которым пугают население ученые "исламоведы", не происходит.

История появления

После того, как ислам появился на территории современной России впервые, он сразу же распространился в Поволжье и на Кавказе, а затем и по всей российской территории, с тех пор и по сей день ислам играет в жизни российского государства значимую роль.

Началось распространение ислама в России со взятия арабами-мусульманами в 651 году города Дербента в Дагестане, где была построена первая мечеть еще в восьмом веке.

На территориях, которые сейчас являются частью России, существовали независимые исламские государства в течении тысячелетия – от начала Волжской Булгарии до самого завершения Кавказской войны: мусульмане проживали в течение всего этого периода как на территории русских княжеств, так и на территории Российской империи.

Вассальная зависимость христианских княжеств от мусульманских ханств и улусов сохранялась на протяжении всего периода правления Золотой Орды с 1312 год по 1480 год. Когда Иван III и его преемники объединили русские земли, частично исламские ханства перешли в зависимость от православного царства, некоторые же из них были Российским государством аннексированы. В тот момент ислам в России стал религией, которую исповедовало большое число царских подданных.

Ислам в Волжской Булгарии

Волжская Булгария (с 922 по 1241 год) располагалась в Прикамье и Среднем Поволжье, вела торговлю с Византией и Арабским халифатом, а с Киевской Русью соперничала в торговых и военных вопросах.

Правитель Волжской Булгарии решил, что страна должна перейти в Ислам, поэтому отправил послов в Багдадский халифат с предложением направить в Булгарию исламское духовенство для распространения ислама. В ответ на это исламский халифат направил в Волжскую Булгарию посла ибн Фадлана, который оставил известные записки о своем пребывании в Поволжье, имеющие большую историческую ценность. В результате этих поездок в 922 году ислам был объявлен государственной религией Волжской Булгарии, а когда в 1241 году Волжскую Булгарию покорили татаро-монголы, она стала частью Золотой Орды.

Русь на пути выбора

народы России исповедующие исламЕсть упоминания об исламе в России в известном памятнике древнерусской литературы «Повести временных лет», где описано, как в 980-х годах князь Владимир Святославич и его послы вели переговоры о том, чтобы Русь приняла ислам, но в итоге выбор пал на православие, которое пришло из Византии.

В восточных источниках рассказывается о том, как в Хорезм прибыло посольство от правителя Вуладимира, в котором содержалась просьба о принятии Ислама, и даже есть мнение ученого тюрколога Прицака о том, что Владимир принял ислам, но после сам крестился и Русь крестить велел в 988 году. Попытки склонить Владимира к исламу предпринимались уже после этого в 1014 году булгарским каганом Муэмином Вторым. Мнение ученого основывается на исследованиях Аль-Марвази, арабского историка, и булгарских летописях «Джагфар Тарихе». В качестве доказательств приводятся такие факты, как то, что женой князя Владимира стала дочь булгарского кагана, а мусульманка по законам и основам Ислама может выйти замуж только за мусульманина, а также то, что сыновья, которых родила ему булгарка, были любимыми сыновьями князя Владимира – Борис и Глеб. К концу жизни князя Владимира именно эти сыновья были отцу своему единственными сторонниками и последователями, и убил их старший сын князя Святополк Окаянный.

Ислам в Золотой Орде

В исламский период правления Золотой Орды сохранялись позиции религии ислама в Булгарском улусе и Джучи, ставшем последним преемником Чингис-хана на территории Сибири, Кавказа и Поволжья. А с 1312 года ислам стал государственной религией Золотой Орды, но даже до этого момента вассалами Золотой Орды были княжества на Северо-Западе Руси и на Юге Руси, а правитель или верховный сюзерен на Северо-Западе русских княжеств был ставленником Золотой Орды, и именно Орда выдавала ему на княжение Ярлык. Такая же ситуация была и в других государствах, подчинявшихся Золотой Орде: на территории Западной Сибири, Узбекистана и Казахстана располагался Узбекский улус с тринадцатого по пятнадцатый век, на территории Семиречья в Казахстане, а также там, где располагаются современный Таджикистан и Узбекистан, находился Чагатайский улус.

Исламский мир в период после падения Золотой Орды

После того, как великая Золотая Орда пала, она разделилась в 1430 году на Большую и Ногайскую Орду и множество мелких исламских княжеств, из которых на современных российских территориях располагались Казанское ханство на Среднем Поволжье, Астраханское ханство на Нижнем Поволжье, Сибирское ханство в Западной Сибири, а также Крымское ханство, которое охватывало юг Украины, Крым и Краснодарский край. Ногайская Орда также располагалась на территориях современного Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и Поволжья.

После стояния на реке Угре в 1480 году Крымское ханство разгромило Большую Орду и освободило Московское государство от зависимости. Но московские князья не оставляли попыток взять под контроль Казань, и в середине пятнадцатого века Иваном Грозным были покорены и Казанское ханство, и Астраханское, а позже к православной Руси военным путем присоединили и другие исламские государства.

На территориях, которые охватывал Советский Союз, существовали с пятнадцатого по девятнадцатый век Казахское ханство, Хорезм, Бухарское ханство и Кокандское ханство, часть из которых после того, как церковь была отделена от государства, перешли в состав Советского Союза: Хивинское и Бухарское ханства сохраняли Ислам как государственную религию до самого 1917 года, подчиняясь Российской Империи.

Ислам в Российской империи

После того, как в Казань приехала императрица Екатерина Вторая в 1767 году, в России позиции ислама начали восстанавливаться. Императрица сняла все ограничения, которые существовали на строительство каменных мечетей, а также общественных зданий мусульман, а затем выпустила исторический указ "О терпимости всех вероисповеданий", который положил начало в России периоду межконфессиональной толерантности. Вскоре после этого в России появилась по указу императрицы первая официальная мусульманская организация - Оренбургское магометанское духовное собрание. Тогда же был назначен глава мусульман России, муфтий, чью кандидатуру утверждал император. Местом собрания была Уфа, а муфтии и их помощники, а также основное число мулл назначались из числа казанских татар.

Эта организация была создана для того, чтобы государство могло контролировать мусульманское духовенство, и поэтому ее состав определяло правительство, для возможности использования в дальнейшем официальные исламские институты в проведении среди мусульманского населения политики российской власти.

В 1817 году указом Александра I было создано Министерство духовных дел, в котором было указано, что муфтия должно избирать мусульманское общество, и в 1836 году то же положение вошло в Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Но реальное положение дел было иным: муфтия все также назначал император, опираясь на представление министра внутренних дел, и закон вступил в силу только в 1889 году после внесения соответствующего изменения в законодательство Государственным Советом.

На момент 1889 года ОМДС или Оренбургское магометанское духовное собрание ведало 4254 приходами, в которые входило почти три с половиной миллионов мусульман, 65 ахунов, 2734 хатыбов, 2621 мударрисов и имамов, 2783 муэдзинов. Это число увеличилось к 1912 году до четырех с половиной миллионов мусульман, а число приходов увеличилось до 5771-го.

Татарская элита периодически стремилась взять общество под свой контроль, поскольку ОМДС поддерживало действия правительства, и в результате в 1915 году, когда муфтием был назначен М.Баязитов, татарская элита подвергла ОМДС бойкоту.

Муфтий был смещен в 1917 году после Февральской революции национальными деятелями Уфы, а обществом управлять стала комиссия, состоящая из шестнадцати человек, которыми руководил имам Хабибулла Ахтямов.

Ислам в Советском Союзе

После того, как Российская Империя пала, на короткое время до того, как было установлено правление Советской власти, в учрежденных временно северокавказских государствах-эмиратах действовали нормы шариата.

В самом начале существования Советского Союза государство проводило достаточно благоприятную политику в отношении мусульманства, чем была эта политика по отношению к другим религиозным группам. Мусульманское население активно привлекали для революционной деятельности по свержению царского режима, а после для поддержания Советской власти. Первыми мусульманскими советскими республиками стали Туркестанская, Татарская, Башкирская и другие.

Впервые Всероссийский съезд мусульман прошел в сентябре 1920 года в Уфе, и председателем съезда стал Г. Баруди. На этом съезде было основано ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман, которое стало правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания на территории Казахстана, Сибири и Европейской России.

Устав ЦДУМ был утвержден в 1923 году НКВД РСФСР, и этим Уставом полномочия организации распространялось на Сибирь, Европейскую часть РСФСР и Казахскую АССР. В 1925 году была создана инструкция Наркомпроса, которая разрешала преподавать в мечетях только людям старше четырнадцати лет и после окончания начальной советской школы.

Давление на ислам и атеистическая пропаганда усилились в Советском Союзе в двадцатых годах двадцатого века: она была направлена не только на мусульманскую веру, но на все религиозные учреждения – было закрыто большинство храмов, религиозных учреждений и мечетей. К 1930 году в Татарстане из двенадцати тысяч мечетей было закрыто десять тысяч, а 97 % муэдзинов и мулл лишились возможности выполнять свои обязанности.

Управление духовными делами мусульманской общины было разделено между четырьмя независимыми центрами: ДУМ Средней Азии и Казахстана находился в Ташкенте, ДУМ Закавказья –в Баку, ДУМ Северного Кавказа – в Буйнакске, а ДУМ Сибири и Европейской части СССР – Уфе.

Разрешение издавать Коран и выпускать лунные календари, а также заниматься обеспечением учебными пособиями и предметами для совершения культа в исламских заведениях, мечетях было дано духовным управлениям только в шестидесятых – восьмидесятых годах, и в это же время началось создание журнала для мусульман «Мусульмане Советского Востока». Когда в период СССР насаждался атеизм, ислам более энергично сопротивлялся государственной политике, чем православие, но в советские времена ислам являлся религией, которое исповедовало национальное меньшинство, поэтому он являлся для них не только духовным путем, но и механизмом этнического самосознания и этнической самоидентификации.

В южных республиках в конце семидесятых годов и начале восьмидесятых исламские религиозные настроения и призывы к борьбе начали активизироваться как следствие произошедшей в Иране революции и Афганской войны. Радикальное учение стало широко распространяться среди узбекской и таджикской молодежи. В результате ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях» в 1981 году, а в 1983 году оно было дополнено постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». После этого официальное отношение к исламу стало более благоприятным, особенно в период перестройки и гласности и после того, как в 1989 году было отпраздновано 1100-летие принятия Ислама в России.

Ислам в современной России

На сегодня в РФ функционирует более сорока муфтиятов или Духовных управлений мусульман, подразделяющихся на мухтасибаты и кызыяты. Существует три организации, которые выполняют централизованные функции: ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, которое располагается в Уфе, СМР или Совет муфтиев России, который располагается в Москве, а также КЦМ СК или Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Между СМР и ЦДУМ периодически возникает противостояние, и результатом этого становится появление в некоторых регионах страны параллельных мусульманских структур управления.

сколько мусульман в России

Если вам интересно узнать сколько мусульман в России, переходите по приведенной ссылке.

 

В мусульманских регионах России открываются новые медресе и школы, строятся мечети, хотя их количества не достаточно для удовлетворения нужд мусульманского сообщества: на политическом уровне сохраняется исламофобия, препятствование развитию сферы исламских услуг и строительству мечетей, о чем можно увидеть в нижеприведенном видео.

Конфессиональный состав мусульман в России

Российские мусульмане являются преимущественно суннитами ханафитского (65 %) и шафиитского толка (20-30 %). К ханафитам в стране относится основная часть татар, башкир, казахов, ногайцев, балкарцев, карачаевцев, черкесов, адыгейцев, шапсуг, ингушей и мусульман-осетин, примерно третья часть всех азербайджанцев страны и народы, проживающие в Средней Азии. К шафиитам относятся большинство ингушей и чеченцев, большая часть проживающих в Дагестане народов.

Две трети азербайджанцев, проживающих в России, относятся к джафаритам – это составляет около трех процентов всех мусульман России. Некоторые татары частично придерживаются шиизма, как и лезгины, проживающие в селении Мискинджа.

Широкое распространение в Чечне, Ингушетии и Дагестане получил суфизм, который подразделяется на разные направления или тарикаты, которые носят названия по именам тех людей, кто их основал: в Ингушетии и Чечне есть тарикаты кадырия и накшбандийя, а в Дагестане среди аварцев распространен тарикат шазилийя. В составе тарикатов есть братства, которые только в одной Чечне насчитывают около тридцати, из которых самым многочисленным по составу является братство зикристов или кунтахаджинцев.

В современной России народы, исповедующие ислам проходят процесс воссоединения со своими братьями по вере за рубежом, что идет на пользу осознанию российских мусульман себя как части большого мусульманского мира, изучению ими своей исламской культуры и истории, получению нового исламского образования.

Обсуждение

Комментариев пока нет.