Сколько мусульман в России
- Мазхабы на территории России
- Традиции и адаты мусульманских народов
- Мусульманские организации
- История Ислама в России
- Регионы проживания мусульман в России
В Российской Федерации Ислам является второй по массовости религией после православного Христианства. Сейчас количество мусульман в России составляет около двадцати миллионов человек, и это седьмая часть от всего населения России, которое на 2009 год составляло сто сорок два миллиона человек. Нет точной статистики того, сколько мусульман в России, и вообще касательно религиозной принадлежности россиян не имеется официальных статистических данных, лидеры мусульманских организаций называют число приверженцев Ислама – двадцать миллионов.
Президент Российской Федерации Владимир Путин на вопрос о том, сколько мусульман в России, ответил, что «В России живет около двадцати миллионов мусульман». По словам министра РФ по национальной политике Владимира Зорина, по итогам переписи населения численность народов, которые «придерживаются исламской традиции», составляет четырнадцать с половиной миллионов человек. Также публикуется мнение Ралифа Сафина, члена Совета Федерации РФ, руководителя Центра российской восточной политики, который в ответ на вопрос, сколько мусульман в России, заявил, что в РФ живет более десяти миллионов. А по словам Гейдара Джемаля, председателя «Мусульманского комитета», подлинную численность мусульман скрывают, на вопрос сколько мусульман в России он дал четкий ответ - «Мусульман в России около 30 миллионов». Существуют разные мнения, что еще раз подтверждает вывод о том, что точную численность мусульман в России сказать невозможно.
Процесс религиозного возрождения начался после 1991 года, после Перестройки – этот процесс затронул все религии, в результате чего возросло количество практикующих мусульман в сравнении с количеством этнически относящих себя к Исламу людей. Также этот процесс спровоцировал в обществе появление нового слоя, основой которого стали мусульмане из тех народов, которые ранее исповедовали другие религии: евреев, славянских народов, а также народов Крайнего Севера и Сибири, то есть новообращенных мусульман, среди которых значительную часть составляют русские мусульмане.
Мазхабы на территории России
Особенностью мусульманского российского сообщества является его разнообразие и неоднородность. На территории России из всех существующих в мире суннитских мазхабов представлены две общины – ханафиты и шафииты.
Ханафитами называют себя последователи Абу Ханифы, исламского ученого, который жил в седьмом – начале восьмого века до нашей эры или в 80-150 годах по Хиджре, а также его учеников, среди которых были Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ал-Куфи, Хасан ибн Зияд аль-Лулуи, Абдуллах ибн Мубарак аль-Марзави и Абу Хузайл Зуфар. Ханафиты в России появились среди народов Поволжья с самых первых лет распространения Ислама, и сегодня в этих районах мусульмане также придерживаются ханафитского мазхаба – это чуваши, мордва, башкиры, татары и прочие волго-уральские и сибирские народы. Ханафиты представлены также среди народов Дагестана – это ногайцы, которые проживают на севере Республики – они возрождают религиозные и национальные традиции наиболее активно в последнее время. В состав России на протяжении всей ее многовековой истории входили государства, которые представляли традиционно исламские регионы – это Крым, республики Средней Азии, Абхазия. Выходцы этих государств являются традиционно ханафитами.
Шафиитами называют себя последователи Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии, великого исламского ученого, который жил в 150-204 годах по хиджре, а также его учеников. По распространенности шафиитский мазхаб в мире занимает второе место. Учителя в шафиитском мазхабе называют «обновителем второго столетия», как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, который сообщил, что в мусульманской умме в начале каждого века Всевышний Аллах будет посылать «обновителя дела ее религии». Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что Аллах отправляет к людям в конце каждого века того, кто возрождает Сунну. В первом веке им был Умар ибн Абдуль-‘Азиз, а во втором имам аш-Шафи‘и.
Среди последователей аш-Шафии есть много исламских ученых, среди которых ал-Маварди, ученый правовед, ал-Газали, ученый теолог, ас-Суйути, юрист и правовед, а также Рашид ад-дин ал-Хамадани, ученый историк из Ирана. Этому мазхабу следует большинство мусульман на Кавказе.
За последние двадцать лет количество мусульман в России увеличивается за счет расширения диаспор, к которым примыкают выходцы с Кавказа в результате трудовой миграции – такое явление наблюдается на всей территории Российской Федерации, и в результате появляются практикующие шафииты и в тех регионах, где традиционно был распространен ханафизм.
Традиции и адаты мусульманских народов
Мусульмане на территории России являются представителями народов, у которых культурные ценности и традиции были сформированы в течение нескольких столетий до появления Ислама и которые этно-конфессионально гармонируют с Исламом, но в ряде моментов противоречат ему. Эти сложившиеся традиции и культурологические особенности называются адатами, и адаты могут вступать с мусульманской верой как в непримиримую борьбу, так и находиться в полной гармонии.
Относительно цвета и формы национальной одежды, в плане национальной кулинарии, а также искусства и архитектуры противоречий не возникает, если они не противоречат понятию «халяль» и являются дозволенным, добрым, полезным и Исламом одобряемым. Если же адаты с точки зрения Ислама считаются харамом, то есть злым, вредным и недозволенным, а также запрещенным, то такие адаты исламской культуре противоречат. Существуют древние традиции, которые противоречат Исламу – обряд выкрадывания невесты, проведение пышных свадеб с алкогольными возлияниями, исполнение запрещенных танцев, а также похоронный ритуал, при котором родственники плачут над покойным, использование языческих амулетов и заговоров.
Мусульманские организации
Ведущими организациями мусульман в России являются Совет муфтиев России или СМР, который возглавляет Равиль Гайнутдинов, и Центральное духовное управление мусульман или ЦДУМ, который возглавляет Талгат Таджуддин. Обе эти организации действуют именно на основе мазхаба Абу Ханифы.
Также функционирует Духовное управление мусульман Нижегородской области или ДУМНО, которое является основным центром, который проводит изучение и возрождение ханафизма. Возглавляет эту организацию Гаяз Закиров и председатель Фонда имама Абу Ханифы Умар Идрисов, а также глава Совета улемов Дамир Мухетдинов.
На основе шафиитского мазхаба осуществляют свою деятельность основные исламские организации Кавказа: Духовное управление мусульман Дагестана или ДУМД, которое возглавляет муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев, Координационный центр мусульман Северного Кавказа или КЦМСК, который возглавляет муфтий Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил Бердиев, а также организации, входящие в его состав. ДУМД в последние годы является основным центром изучения и возрождения религиозных наук, под патронажем которого действует Северокавказский университетский центр исламского образования и науки в Махачкале, Институт теологии и международных отношений, а также целый ряд медресе, СМИ и вузов.
История Ислама в России
Первые мусульмане появились на территории России в седьмом веке на земле Дагестана – это были купцы из Халифата, а также воины, и именно на территории Дербента до сих пор находится древнейшая мечеть России, которую построили еще в восьмом веке, а также на этих землях есть могилы сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ или сахабов. Историки пришли к выводу, что Ислам на территории, которая в будущем станет российскими территориями, появился задолго до Крещения Руси – за два столетия, поэтому Ислам является, как и Иудаизм, наиболее древней формой авраамического Единобожия. Отличает от Крещения Руси исламскую веру то, что Ислам по России распространялся не волевым решением князя, а не насильственно и медленно.
Более подробно об исламе на территории России читайте в данной статье.
Регионы проживания мусульман в России
Современная Россия имеет следующее процентное соотношение этнических мусульман:
- в Ингушетии проживает 98 %;
- в Чечне проживает 96 %;
- в Дагестане - 94 %;
- в Кабардино-Балкарии проживает 70 %;
- в Карачаево-Черкесии - 54,6 %;
- в Башкортостане - 54,5 %;
- в Татарстане - 54 %.
Не все этнические мусульмане исповедуют религию Ислам, в России зафиксировано много случаев, когда представители других религий обращались в Ислам – только количество мусульман в России, являющихся этнически русскими, составляет от десяти до двадцати тысяч человек по разным данным.
Количество российских мусульман имеет тенденцию к постоянному увеличению. Это происходит за счет естественного прироста ее численности мигрантами из стран Азербайджана, Средней Азии и Ближнего Востока.
Также в последнее время можно говорить о том, что полным ходом идет процесс воссоединения мусульман РФ со своими единоверцами за границей, что способствует более полному и осмысленному осознанию мусульманами России того факта, что они являются частью исламского мирового сообщества.