Мавритания – исламская республика на северо-западе Африки, чье традиционное общество и система образования почти не претерпели изменений за последние полтысячи лет.
В арабском мире эту страну, названную в честь изгнанных из мусульманской Испании мавров, называют «океаном знания» (бахр аль-улюм), а у здешних специалистов по хадисам почитают за честь учиться даже состоявшиеся, маститые хадисоведы окружающих государств. Другим не поддающимся сомнению достоинством Мавритании является то, что ее население говорит на эталонном литературном арабском языке, который сохранился практически в том же наддиалектном виде, в котором был на заре Ислама.
Ввиду тяжелейших погодно-климатических условий Сахары и паразитов, поедающих бумагу и пергамент, ученым Мавритании во все временам было сложно сохранять библиотеки по каким-либо наукам, включая религиозные. Вместо книгохранилищ возник феномен «дневных» и «ночных» учителей. Первым для преподавания своих предметов необходим дневной свет (электрическое освещение в Мавритании по-прежнему роскошь), вторые же могут дать урок по любой из книг, памятуя их наизусть.
Достичь такой феноменальной эрудированности и развития памяти мавританцы смогли благодаря особой системе обучения, известной как «мулязама». Данная система строится на том, что учитель и ученик (любого возраста, но, как правило, это ребенок в возрасте от 6 лет) живут под одной крышей и, помимо передачи собственно знания, ученик впитывает живой пример этического поведения своего наставника. Они оба взаимно изучают друг друга, попутно обмениваясь научным знанием. Само знание перестает быть суммой зазубренных фактов и становится обогащенным реальной практикой того, кто представляется и является авторитетным транслятором традиции. Конечно, мулязама мало согласуется с современными исламскими университетами, информация в которых подается обезличенно большому потоку студентов, а те живут своей собственной, подчас весьма фривольной, жизнью.
Но именно мулязама взята на вооружение в махдарах – небольших деревнях, где проживают только ученые и их студенты. В них ученики начинают свой путь с изучения арабского письма и шрифта усмани, затем переходят к заучиванию Корана в традиционной для этих мест манере мелодекламации. После этого начинаются курсы арабской грамматики, коранической экзегетики, изучения хадисов, профетологии и наук о духовности.
Стиль обучения в мавританских махдарах именуется «хифз уа иткан» и сводится к меморизации материала вместо простой осведомленности о том, в какой книге его найти. Плюсы метода заключаются в том, что студент может углубляться в более фокусное изучение небольших основополагающих произведений, а не распылять внимание на огромный корпус второстепенной литературы. Во-вторых, ресурс памяти дает возможность передавать знания дальше, не завися от обстановки и доступности подручных источников. В-третьих, происходит экономия времени и сил на ревизию знаний, поскольку усвоенное крепко вошло в память и сознание.
Но есть и некоторые издержки метода хифз уа иткан. К их числу относится то, что он трудозатратен, может ограничить кругозор будущего специалиста и внушить ему мысль о ненужности обращения к книгам. Наконец, далеко не всякий сможет потянуть такое перенапряжение памяти.
Комментариев пока нет.