Ватикан, несмотря на свои скромные размеры и население (в этом официально считающемся самым маленьким государстве планеты с территорией всего в 0,44 км2 проживает около 1 000 человек), проводит на удивление активную образовательную политику. Папскому Престолу принадлежит несколько десятков высших учебных заведений, сосредоточенных по преимуществу в Риме: понтификальных университетов, институтов, атенеев и специальных кафедр.
Важным событием, повлиявшим на развитие науки этой иерократии, стало принятие на Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.) декларации «Nostra Ætate» («В наш век»), которая отразила изменившееся отношение Католической церкви к нехристианским религиям. В третьей статье этого эпохального документа содержится указание на общность доктринальных и религиозных положений, традиций мусульманского и христианского исповеданий. Документ призвал забыть негативный опыт Крестовых походов и межрелигиозных распрей ради построения общего мира с глобальной уммой.
Непосредственным воплощением Декларации стало развитие существовавшего еще с 1926 года Папского института арабских и исламских исследований (Pontificio Istituto di Studi Arabi e d’Islamistica, PISAI) – организации под патронажем Папы Римского, расквартированной в столице Италии. Создание PISAI, первая штаб-квартира которого находилась в Тунисе, – заслуга Общества миссионеров Африки, также называемых «Белыми отцами». В 1949 году центр, носивший тогда имя Великой семинарии Белых отцов, перебрался в город Мануба недалеко от тунисской столицы и был известен среди местных как Институт арабской литературы.
И если до Второго Ватиканского собора основной задачей Института было пестование проповедников, способных жить и ориентироваться в арабо-мусульманской среде, то после стало академическое изучение Ислама, его культуры и цивилизационного потенциала. По этой причине в 1960 году заведение получает новый статус и название Папского высшего института восточных штудий, а в 1964-м его переносят в Рим, где оно пользуется поддержкой понтифика Павла IV в качестве инструмента межрелигиозного диалога. В 1981 году учреждение получило свое нынешнее название и заняло апартаменты во Дворце Мастаи.
Основными предметами, которые преподаются в Институте, являются арабский язык и филология, общие и частные исламские науки, арабская традиционная и современная культура. PISAI ежегодно выпускает лиценциатов и докторов в областях арабистики и исламоведения.
PISAI известен своей интенсивной качественной научной публицистикой; Институт издает мультиязычные альманахи и ревю «Islamochristiana», «Estudios Árabes», «Encounter, Documents for muslim-christian understanding», «Studi arabo-islamici del PISAI».
Дополнительная информация: Официальный сайт Папского института арабских и исламских исследований.
Комментариев пока нет.