Энциклопедия хадисов
Слово «хадис» в переводе с арабского языка означает «рассказ» или «предание», и в исламе этот термин используется для обозначения преданий, в которых повествуется о действиях и словах Пророка Мухаммада ﷺ. С помощью хадисов и комментариев к ним для мусульман раскрывается суть многих религиозно-правовых вопросов в жизни общины мусульман. Предание может сказать о действиях Пророка Мухаммада ﷺ, привести изречение, которое произнес Посланник Аллаха ﷺ, или одобрение, и в сумме все упомянутые в хадисах стороны жизни Посланника Аллаха ﷺ представляют Сунну Пророка Мухаммада ﷺ, которая для всех мусульман в мире является авторитетным источником и представляет собой основу Шариата.
Сунна дошла до наших дней со времен жизни Пророка Аллаха ﷺ посредством передатчиков хадисов, начиная цепочку от сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, которые лично были свидетелями его слов или действий, того, что он ﷺ сказал и как поступал в определённых ситуациях, сами были участниками ситуаций, в которых участвовал и Посланник Аллаха ﷺ, либо им сказал о такой ситуации человек, непосредственно в ней участвовавший.
Первоначально хадисы о Посланнике Аллаха ﷺ передавались из уст в уста, но чем дальше распространялась религия ислама, тем больше возникала необходимость систематизировать их в сборники хадисов и сохранить их в письменной форме, снабдив необходимыми комментариями, которые собраны в энциклопедию хадисов, а также в дальнейшем появились комментарии к ним. Энциклопедия хадисов создана с целью систематизировать предания с комментариями, облегчив тем самым путь к пониманию высказываний и действий Посланника Аллаха ﷺ для всех мусульман.
Основные сборники хадисов
Энциклопедия хадисов включает в себя девять основных сборников:
- Сахих аль-Бухари;
- Сахих Муслим;
- Сунан Абу Дауд;
- Сунан ат-Тирмизи;
- Сунан ан-Насаи;
- Сунан Ибн Маджа;
- Муватта имама Малика;
- Сунан ад-Дарими;
- Муснад имама Ахмада.
Создатель последнего имам Ахмад или Ахмад ибн Ханбаль аш-Шайбани является известным в исламе хадисоведом, аскетом и основателем ханбалитского мазхаба.
Сахих аль-Бухари
Сахих аль-Бухари является одним из основных сборников суннитов, автором которого стал Мухаммад аль-Бухари, исламский богослов, живший во времена Средневековья. Этот сборник относится к трем, считающимся в исламе самыми надежными сборниками достоверных хадисов Посланника Аллаха ﷺ. «Сахих» в переводе с арабского языка означает «достоверный». Сахих ас-сагъир неоднократно подвергался исследованию, переиздавался с комментариями и пояснениями.
Сахих Муслим
Также к трем наиболее достоверным и надежным сборникам относятся Сахих Муслима и Муватта имама Малика.
Сборник Сахих Муслима примечателен тем, что он является вторым по достоверности после Сахиха аль-Бухари. Автором его является Муслим ибн аль-Хаджжадж, который жил в девятом веке и много путешествовал по всему Аравийскому полуострову, Сирии, Египту, и им было собрано более трехсот тысяч хадисов, и только малая часть из них отвечали критериям, которыми определяется достоверность, разделил их на сорок три книги, и всего в этих книгах собрано семь тысяч сто девяносто хадисов, и только две тысячи двести не имеют повторений. Также к особенностям Сахиха Муслима относят и то, что им были записаны только те предания, которые были сообщены передатчиками надежными, относящимися к сподвижникам Пророка Мухаммада ﷺ, а после имели независимые надежные цепочки – хороший иснад. Также заслуживает внимания расположение преданий в этом сборнике: Муслим сначала приводит хадис, а затем рядом ставит риваят – все его версии. Этой книгой также занимались масса исследователей, которые поясняли их комментариями и толкованиями.
Сборник Муватта
Третьим сборником, относящимся к числу наиболее надежных, является Муватта имама Малика. Имам Малик ибн Анас аль-Асбахи был выдающимся хадисоведом, факихом, основателем маликитского мазхаба, поскольку имам Малик жил в Медине, он имел возможность общаться непосредственно с потомками сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, что существенно облегчало его работу по изучению и сбору хадисов. К особенностям его сборника относится то, что в нем хадисы были разделены на разделы. В сборнике «Муватта», что в переводе с арабского означает «доступный» или «легкий», есть шестьдесят одна тематическая книга, и всего одна тысяча девятьсот сорок два хадиса. Поначалу имам Малик собрал около двадцати тысяч, но по мере того, как он работал над ними, выясняя, хороший ли у них иснад и примеряя к критериям достоверности, осталось в результате такое число хадисов. Работа над этим сборником продолжалась в течение сорока лет.
Суннан Абу Дауда
Следующим из представленных сборников хадисов является Суннан Абу Дауда, который стоит по своей авторитетности и важности сразу после сборников аль-Бухари, Муслима. Абу Дауд собирал хадисы для сборника в течение двадцати лет, и для этого Абу Дауд побывал в самых разных районах арабского халифата. Он собрал пятьсот тысяч хадисов, но только пять тысяч двести семьдесят четыре были включены Абу Даудом в окончательную версию сборника Суннан. Но изменения в свой сборник Абу Дауд продолжал вносить в течение всей своей жизни. Сборник Абу Дауда отличает то, что в нем есть такие хадисы, которые больше не встретишь в других сборниках.
Сунан ат-Тирмизи
Сунан ат-Тирмизи, который также носит название Джами ат-Тирмизи относится к числу Кутуб ас-Ситта или авторитетных сборников хадисов, которые были собраны мусульманским ученым-богословом Абу Исой ат-Тирмизи в 250-270-х годах хиджры. Сам ат-Тирмизи называл свой сборник «аль-Джами аль-кабир».
Сборник подразделен на 50 глав и включает в себя 3962 хадисов, включая как достоверные хадисы или сахих, так и хасан или хорошие, а также даиф или слабые.
Ат-Тирмизи сделал основной упор в своем сборнике на хадисы по юридической тематике, которые в последствии использовали мусульманские правоведы для вынесения фетв.
Сунан ан-Насаи
Сунан ан-Насаи или сборник хадисов, составленный Абу Абдуррахманом ан-Насаи, называют также аль-Муджтаба, что в переводе означает «избранный» или «отобранный», или ас-Сунан ас-Сугра.
В нем содержатся хадисы, которые были отобраны из «ас-Сунан аль-Кубра», еще одного сборника хадисов, который был составлен также ан-Насаи. Этот сборник передан только одним путем: его передал ученик ан-Насаи ибн ас-Сунни, а далее его распространили его ученики.
В сборнике 5758 хадисов, но среди них есть повторяющиеся, и их число составляет почти половину сборника – это связано с тем, что особенностью сборника ан-Насаи является тот факт, что один хадис может быть приведен в нем в разных разделах несколько раз. Это самый крупный сборник из четырех сунанов в составе шести самых авторитетных сборников хадисов. Сунан ан-Насаи никогда не был издан в русском переводе полностью и не привлек широкого внимания среди толкователей.
Сунан Ибн Маджа
Сунан Ибн Маджа – это сборник хадисов Пророка Мухаммада ﷺ, который составил ибн Маджа, и этот сборник входит в Кутуб ас-ситта, то есть шесть самых авторитетных сборников хадисов. В этом сборнике больше четырех тысяч хадисов, он состоит из тридцати двух книг и полутора тысяч глав, и хадисы в этом сборнике есть как достоверные, так и слабые. Такие богословы как ибн Хальдун и ан-Навави считали, что этот сборник не должен входить в состав шести самых авторитетных сборников хадисов, но большинство суннитов включают его в этот список, ставя на шестое место. Первым, кто включил в состав Кутуб ас-Ситта сборник Сунан ибн Маджа, был Ибн аль-Кайсарани, мусульманский богослов одиннадцатого века.
Сунан ад-Дарими
Сунан ад-Дарими или Муснад ад-Дарими – сборник хадисов, составленный известным ученым Абу Мухаммадом ад-Дарими ат-Тамими из Самарканда, который относят к Кутуб ат-тис‘а, то есть к девяти самым авторитетным сборникам хадисов. В сборник входит 1480 "абваб" или тематических глав с общим числом хадисов 3550, переданных 191 шейхом, среди которых не все являются с хорошим иснадом или достоверными, но автор и не ставил перед собой цели собрать только достоверные хадисы.
Муснад имама Ахмада
В сборнике Муснад имама Ахмада знаменитый авторитетный хадисовед, основоположник ханбалитского мазхаба имам Ахмад ибн Ханбаль аш-Шайбани собрал хадисы не по той тематике, которую они затрагивают, а по тем передатчикам, от которых были переданы эти хадисы. Всего в сборнике около сорока тысяч хадисов, собранных со слов девятисот четырех сподвижников Пророка Мухаммадаﷺ , и это количество было отобрано из семисот тысяч хадисов, собранных имамом, чтобы избежать повторений.
Классификация хадисов
Энциклопедия предлагает классификацию хадисов по их темам, что дает возможность изучить систематизированные и собранные в единых подборках хадисы на такие темы, как день Ашура, Ад и его обитатели, предания о Рае и тех, кто там обитает, классифицированы правовая и бытовые тематики, представлены подборки о разных аятах из коранических сур.
В энциклопедии представлены биографии Пророка Мухаммада ﷺ, а также тех личностей, которые являются в исламе авторитетными и относятся к числу хороших передатчиков хадисов. Много информации приведено о сахабах или сподвижниках Пророка Аллаха ﷺ, к которым восходят достоверные предания своей цепочкой передатчиков и которые стали носителями хадисов после его смерти. К числу тех сахабов, которые передали наибольшее число преданий, относятся Абу Хурайра, Абдуллах ибн Умар, Анас ибн Малик, Аиша бинт Абу Бакр и Абдуллах ибн Аббас. Передатчик Абу Хурайра передал пять тысяч триста семьдесят четыре хадиса, Абдуллах ибн Умар передал две тысячи шестьсот тридцать преданий, Анас ибн Малик передал две тысячи двести восемьдесят шесть хадисов, Аиша бинт Абу Бакр передала две тысячи двести десять преданий, Абдуллах ибн Аббас передал одну тысячу шестьсот шестьдесят хадисов.
Также энциклопедия разъясняет многие вопросы, касающиеся слабых и достоверных хадисов с комментариями, большую работу над цепочками передатчиков и достоверностью риваятов провели исламские ученые мухаддисы прошлого и современности, такие как аль-Албани, Абдуль Кадир аль-Арнаут и другие.
Отдельный раздел энциклопедии посвящен теме недостоверных хадисов: энциклопедия приводит книги, в которых указаны недостоверные предания, среди которых «аль-Азкар» имама ан-Навави, «Наставление верующим», «Из наставлений посланника Аллаха», «Личность мусульманина», «Вино — причина всех зол и скверна из числа дел шайтана», «Медицина пророка», «Дозволенное и запретное в Исламе» Юсуфа аль-Кардави, «Болезнь и исцеление» Ибн аль-Каййима, «Сады праведных» имама ан-Навави, «Благодатный дождь прекрасных слов» имама Ибн аль-Каййима, «Душа» имама Ибн аль-Каййима.
Полезным для каждого мусульманина, будет такой раздел энциклопедии, в котором рассматривается терминология хадисов. В этом разделе рассмотрены такие термины, как «мутаватир», «ахад», «макбуль», а также разъяснены понятия отвергаемых сообщений, слабых сообщений, а также различные причины отвода, джарха слабых хадисов.
Проект «Энциклопедия хадисов» имеет также раздел, который регулярно пополняется статьями на самые различные темы, связанные с хадисами и комментариями к ним.
Ахль ас Сунна Ахмад Ибн Ханбаль муснад том 18 стр 199 хадис 26226 печать: Даруль Хадис.
Ради Аллаха приведите мне этот хадис очень нужно
Достоверного хадиса о том, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم воскрешал мертвых людей, нет.
Аллаху А`лям
Назовите передатчика или текст хадиса, так как существую разные издания Муснада имама Ахмада.
Возможно, вас интересует нижеследующий хадис.
26226 حدثنا محمد بن بكر، وعبد الوهاب، قالا أخبرنا سعيد، عن قتادة، عن سالم بن أبي الجعد، عن معدان بن أبي طلحة اليعمري، عن أبي الدرداء، عن رسول الله ﷺ قال أما يستطيع أحدكم أن يقرأ ثلث القرآن في ليلة قالوا نحن أضعف من ذلك وأعجز قال إن الله عز وجل جزأ القرآن ثلاثة أجزاء فجعل قل هو الله أحد جزءا من أجزاء القرآن.
«Сможет ли кто-нибудь из вас прочесть треть Корана за ночь?» Это показалось им затруднительным, и они сказали: «Кто же из нас способен на такое, о посланник Аллаха?» Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
– «Скажи: “Он, Аллах, Один, Аллах Вечный … ”» (это и есть) треть Корана. Эта версия приводится в сборнике аль-Бухари.
Да выглядит очень неправдоподобно, так Аиша(да будет доволен ею Аллах) не могла поступить, но мне нужен похожий хадис, потому что этот хадис привёл шиит, и я вполне уверен либо исказил, либо вымышленный привёл.
Да воздаст вам Аллах благом.