Малик ибн Анас

имам Малик ибн Анас

  1. Кто такой имам Малик?
  2. Биография
    1. Учеба исламским наукам
    2. Характер и моральные качества
    3. Семья
    4. Смерть
  3. Ученики и наследие имама Малика
  4. Убеждения имама Малика
  5. Правовые методы
  6. Общественно-политические взгляды
  7. Маликитский мазхаб: особенности

Имам Малик ибн Анас вошел в историю ислама как великий мусульманский мухаддис, факих, а также ученый богослов, основатель одного из четырех основных мазхабов, названного маликитским.

Малик ибн Анас, известный всему миру как имам Малик, исламский ученый из Медины, который жил, преподавал и умер в городе Пророка , расположенном на нынешней территории государства Саудовская Аравия.

Биография

Полностью имя имама Малика звучит как Абу Абдуллах Малик ибн Анас ибн Малик ибн Абу А’мир ибн А’мр ибн аль-Харис ибн Гайман ибн Хусайль ибн А’мр ибн аль-Харис аль-Асбахи. Даты, указанные как год его рождения, разнятся, и по разным источникам определяются как год 708 и год 716 (90 - 97 года по хиджре), а также годы в период между этими датами.

Истории ислама известно, что имам Малик ибн Анас родился неподалеку от города Медины в месте, которое носило название Зи Марва.

Ибн Са’д аль-Багдади утверждал, что в утробе своей матери Малик ибн Анас провел 3 года, а Ибн Кутайба утверждал, что 2 года. Связаны такие утверждения со словами самого Малика ибн Анаса, который упоминал, что беременность его матери длилась дольше, чем обычная беременность.

Учеба исламским наукам

Имам Малик ибн Анас происходил из семьи торговцев, представляющих племя Химьяр, являвшееся частью племени Бану Тайм ибн Мурра или Тайм Курайш. Отец его занимался ремеслом по изготовлению стрел. Ребенок же с самого раннего детства благодаря родственникам имел возможность учиться кораническим наукам, большую роль в его образовании сыграли его дед, который был известным в Медине знатоком хадисов и его называли рауи, то есть подлинным рассказчиком, а также дядя. Дед умер, когда Малик ибн Анас был в десятилетнем возрасте (по некоторым сообщениям сразу после рождения Малика), а Абу Сухайль Нафи, его дядя, посвятил много времени для обучения племянника.

Также Малик ибн Анас посещал богословские занятия по фикху у Рабии ибн Абу Абдуррахмана, посещал на протяжении 7 лет кружок Абдуррахмана ибн Хурмуза, где его обучением занимался не только сам учитель, но и его ученики, в числе которых был и Ибн Шихаб аз-Зухри.

Также имам Малик имел счастливую возможность многому научиться у такого человека, как Джафар ас-Садик. В числе учителей Малика ибн Анаса были такие люди, как Рабиа ар-Ра’и и Абу Хазим, а также Шарик ибн Абу Намир, Мухаммад ибн Мункадир и многие другие.

Особенно интересовался Малик ибн Анас хадисами Пророка Мухаммада , а также выносимыми сподвижниками Посланника Аллаха фетвами. У него была возможность и горячее желание ознакомиться с религиозной методологией и доктринами хариджитов и му’тазилитов, зейдитов и имамитов, а также других групп, он уделил немало внимания тому, чтобы изучить учения самых разных исламских философских школ.

По мере совершенствования своих знаний Малик ибн Анас прославился как один из авторитетнейших факихов Медины. Имам Малик страдал хронической болезнью, которая не позволяла ему покидать пределы Медины на протяжении своей жизни.

Ему неоднократно предлагали самые разные административные должности, но он отказывался от них. Свою трудовую жизнь он посвятил торговле.

Характер и моральные качества

Имам Малик ибн Анас характеризуется историками и его современниками как человек высокоморальный, отличавшийся праведным складом мышления. В общении он вел себя просто.

Если он собирался рассказать какой-то из хадисов, он обязательно перед началом рассказа должен был обновить свое омовение, а также совершить намаз из двух ракаатов, после чего садился, начинал расчесывать свою бороду, умащивая ее благовониями, - все эти действия он предпринимал для того, чтобы показать и выразить свое почтение тому хадису, который собирался рассказать.

У имама Малика ибн Анаса была прекрасная память. Он отличался скромным характером, и если чего-то не знал, то не стеснялся сказать об этом публично.

Принимая решения по вынесению фетв, имам Малик ибн Анас проявлял особую осторожность. Категорически отрицательно он относился к любым нововведениям в исламе.

Малик ибн Анас
Арабская каллиграфия с надписью: "Малик ибн Анас"

Имам Малик ибн Анас был настолько старателен и прекрасно одарен умственно, что в 21 год располагал огромным багажом знаний по исламу, что позволило ему начать деятельность преподавателя.

Но практиковать вынесение фетв имам Малик ибн Анас стал только после того как комиссия, состоящая из семидесяти ученых, засвидетельствовала, что он пригоден к такого рода деятельности.

Имам Малик ибн Анас был известен в Медине как «Имам Дар аль-хиджра» - этот титул в переводе на русский язык означал «имам места переселения».

Имам Малик ибн Анас был известен своей принципиальностью: он отстаивал свои убеждения жестко, и даже однажды его подвергли телесному наказанию за то, что он отстаивал свою позицию относительно того, что развод, который был дан по принуждению, не является действительным.

Участие в диспутах имам Малик ибн Анас принимал редко, предпочитал не отвечать на те вопросы, которые были заданы ему с целью поспорить.

В процессе изучения фикха, которым руководил Рабиа ибн Абдуррахман, он не остановился только лишь на постижении хадисоведения – имам Малик ибн Анас направил свой пытливый ум на развитие правоведческой науки, которая бы опиралась в своей основе на «ар-ра’й» - независимое мнение правоведа.

На протяжении долгих лет имам Малик ибн Анас работал преподавателем в Мечети Пророка , но затем по состоянию здоровья был вынужден проводить занятия дома.

Также в круг его интересов входило изучение вопросов, связанных с исламской доктриной и исламским мировоззрением.

Многие факты о личности имама Малика ибн Анаса стали известны исламским историкам от его учеников, которые оставили много воспоминаний о своем учителе.

Подробно раскрывает образ своего учителя в труде «аль-Муджаляcат» Абдуллах ибн Вахба. В этом же труде он приводит те хадисы, которые рассказал ему его учитель имам Малик ибн Анас, а также публикует его работы и приводит в пример те случаи, в которых имам Малик проявил свои высокие моральные качества.

Семья

Малик ибн Анас имел сыновей – Мухаммада, Яхью, Хаммада и дочь Фатиму. У имама Малика также был внук Ахмад. Сын Малика ибн Анаса Яхья позже тоже стал ученым, он вошел в историю ислама как известный авторитетный хадисовед, который давал уроки также и в Йемене.

Смерть

Свои последние годы имам Малик ибн Анас проводил в уединении и одиночестве и даже отказывался от посещения пятничных намазов, поскольку по состоянию своего здоровья, связанного с проблемами с мочевым пузырем, считал невозможным и неуважительным находиться в Мечети Пророка . По понятным причинам, свою болезнь он старался не афишировать, поскольку придерживался той точки зрения, что это будет выглядеть как жалоба на тот удел, который ниспослал ему Всевышний Аллах.

Умер имам Малик ибн Анас в 179 году по Хиджре четырнадцатого числа в мусульманский месяц раби аль-авваль. Перед самой своей смертью имам Малик ибн Анас сказал шахаду, а также произнес наизусть четвертый аят из суры «Ар-Рум». Похоронили имама Малика ибн Анаса на мединском кладбище аль-Баки.

Ученики и наследие имама Малика

книга имама Малика Муватта
Одна из известных книг имама Малика "Муватта"

За свою жизнь имам Малик воспитал множество талантливых учеников и последователей, и даже некоторые его учителя впоследствии вошли в число его учеников. По утверждению Кади Ийяда, у имама Малика ибн Анаса было больше, чем тысяча триста учеников, среди которых были такие, как известный хадисовед, посвятивший свою деятельность распространению маликитского права, Абу Мухаммад Абдуллах ибн Вахб, Али ибн Зияд ат-Туниси, распространитель учения маликитов среди мусульман Испании Абу Абдулла Зияд ибн Абдуррахман аль-Куртуби и многие другие.

Историки ислама приписывают имаму Малику ибн Анасу ряд трудов, касающихся вопросов мировоззрения и правовых проблем, хотя ряд критиков оспаривают его авторство.

По утверждению Кади Ийяда, авторству имама Малика ибн Анаса принадлежат такие труды, как «Китаб аль-Муватта», а также «Рисаляту Малик филь-Акдия» и «Тафсиру Гариб аль-Коран».

Среди его трудов называют «Аль-Мудавванат аль-Кубра» и «Рисаляту Малик иля Харун-ир-Рашид филь-Адаби валь-Маваиз», а также «Рисаляту Малик иля Ляйс фи иджмаи ахль аль-Мадина» и «Рисаляту Малик иля ибн Вахб филь-Кадр».

В числе его трудов также называют «Китаб ас-Сияр» и «Рисаляту Малик иля Гассан ибн Мухаммад ибн Мутарриф филь-Фатва».

Поскольку основное значение для имама Малика ибн Анаса имел подбор и классификация хадисов, повествующих о жизни Пророка Мухаммада , а также тому, чтобы установить личности передатчиков хадисов, и насколько надежными они являются, имам Малик проделал огромную работу по составлению свода хадисов, который получил название «Китаб аль-Муатта». До нас дошли несколько редакций этого сборника, среди которых редакция аш-Шайбани и Яхйа аль-Андалуси.

В «Китаб аль-Муатта» не только были собраны хадисы, но и впервые была предпринята попытка систематизировать их: имам Малик отбирал хадисы очень тщательно, поэтому в его сборник не были включены те рассказы, которые были переданы от его деда отцом имама Малика и его дядей Рабиа.

Сборник Имама Малика «Китаб аль-Муатта» был настолько высоко оценен, что имам аш-Шафии до того, как свет увидел сборник аль-Бухари «Сахих», сказал, что ближе к Священному Корану, чем книга имама Малика, на земле книга еще не появлялась.

В связи с тщательным подходом к каждому хадису, Имам Малик писал «Китаб аль-Муатта» на протяжении долгих лет. В данной работе имам Малик отразил и некоторые те проблемы, которые стали основой для выданных им фетв, и их правовые аспекты. По мнению ряда ученых, данный труд можно назвать больше работой по фикху, нежели труд по хадисоведению.

В «аль-Муатта» изложены основные принципы маликитского мазхаба. Есть сведения, что даже аббасидский халиф Харун ар-Рашид предлагал выставить «Китаб аль-Муатта» в Каабе, а для всех мусульман следование учению имама Малика ибн Анаса в вопросах права сделать обязательным. Но имам Малик от этого предложения отказался и напомнил, что даже сподвижники Посланника Аллаха по второстепенным вопросам придерживались мнений различных, и этим различным мнениям следует простой народ.

Убеждения имама Малика

По мнению имама Малика, иман (вера) включает в себя человеческие убеждения и то, как выражает свою веру человек в поступках и словах. По его словам, вера способна усиливаться, но нет примеров того, как Малик ибн Анас говорил о возможности ослабления веры. По мнению Малика ибн Анаса, праведники будут иметь возможность в раю лицезреть Всевышнего Аллаха.

повысить иман

 

Возможно вам будет интересно узнать: как укрепить иман?

 

Относительно вопросов о Божественном предопределении, а также о том, какова роль свободной воли верующего, Малик ибн Анас признавал как наличие у человека свободы воли, так и кадар, то есть Божественного предопределения.

В своих суждениях имам Малик ибн Анас делал упор на то, что ясно сказано по этим вопросам в Священной Книге Коран и Сунне Посланника Аллаха , опасаясь субъективизма в таких вопросах и ограничиваясь формулировками общего характера.

По мнению имама Малика ибн Анаса, тех верующих, которые грешат, ожидает наказание, тяжесть которого будет соответствовать тяжести совершенных ими грехов. Возможность прощения грехов человеку зависит от желания Всевышнего Аллаха. Но существует грех, который не будет прощен Всевышним – это ширк или язычество, когда человек признает наличие других богов кроме Всевышнего Аллаха.

По мнению имама Малика ибн Анаса, знания, которые в жизни получает человек, подразделяются на фетвы и хадисы, те знания, которые актуальны для человеческой жизни каждый день и доступны для каждого человека, а также такие знания, которые могут быть доступны только для определенных людей, такие, как воззрения разных сект и философских школ. Также он выделяет знания, такие как «ар-р’ай» или фикх, которые может получить человек только в результате долго и упорного труда и обучения.

Правовые методы

Вот некоторые из основ, на которые опирался Малик ибн Анас при вынесении фетв:

  1. Священную Книгу Коран.
  2. Сунну Посланника Аллаха , включая как поступки и суждения самого Пророка Мухаммада , так и те фетвы, которые были вынесены сподвижниками Посланника Аллаха . Сюда же он включал «деяния жителей Медины». При вынесении фетв он опирался на хадисы категории машхур и мутаватир, но и ахад тоже признавал, если такие хадисы не вступали в противоречие с ясными смыслами Священного Корана и хадисов категории мутауатир. Опираясь на «деяния жителей Медины», следуя примеру своего учителя Рабии ибн Абу Абдуррахмана, он отмечал, что предпочтительнее будет та информация, которую передали тысячи людей тысячам своих потомков, чем та информация, которую передал один человек только одному человеку, указывая на предпочтительность «деяний жителей Медины» перед хадисами «ахад». Опираясь на фетвы, вынесенные сподвижниками Пророка Мухаммада , он отвергал такие единичные хадисы «ахад», которые противоречили такой фетве.
  3. «Истислях» (стремление к пользе) и «кыяс» (аналогия), и если суждение по аналогии не давало четкого решения, то приоритетом Малик ибн Анас ставил «истислах».
  4. «Садд аз-зара’и» – он считал греховным и запретным те вещи и действия, в связи с которыми имелась вероятность, что они приведут к греху или к определенному вреду, а те вещи или действия, которые могут привести к добру, он считал поощряемыми.

Общественно-политические взгляды

По мнению имама Малика ибн Анаса, идеальным было правление Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, то есть первых четырех Праведных халифов, которые правили исламским государством после Пророка Мухаммада .

Концепцию шиитов о верховной власти, которая предполагала, что только потомки Али должны править Халифатом, он отвергал, но считал, что на это имеют право курайшиты. Он придерживался мнения, что кандидатуру халифа должна утверждать «шура», то есть группа лиц, которых назначил предыдущий халиф. Он также считал, что если халифу присягнули жители Мекки и Медины, то этого достаточно, чтобы признать его законность.

Имам Малик ибн Анас жил во времена правления Омейядов и Аббасидов, но придерживался мнения, что бунтовать против неугодной власти, чтобы восстановить те принципы исламской государственности, которые были давно утрачены, не следует, не допускал мятеж и попытки свергнуть такого правителя, поскольку вред от незаконной власти или тирании всегда меньше вреда, которые могут нанести государству беспорядки и мятежи.

Мнение имама Малика ибн Анаса заключалось в том, что монарх может быть праведным правителем, как это было во время правления Омейядов при Умаре II ибн Абдул-Азизе, и отстранение тиранов от власти должно достигаться словом, а не революциями или бунтами.

Маликитский мазхаб: особенности

Маликитский мазхаб, основанный имамом Маликом, имел ряд особенностей, среди которых особо выделяется почтительное и трепетное отношение к мнению жителей Медины.

Маликитский мазхаб уделяет большое внимание опыту мединской богословско-правовой школы.

С ханафитским мазхабом маликитов роднит то, что особый акцент делается на разум как на источник и принцип, с помощью которого выводятся правовые решения. Маликиты используют для вынесения ответов на те практические вопросы, которые ставит как религия, так и повседневная мусульманская жизнь, не только Коран и Сунну, но и много других источников и методов.

Мазхаб имама Малика зародился в Медине, но после стал распространяться и на остальные территории, и сегодня приверженцы маликитского мазхаба проживают на территории Северной Африки: в Тунисе, Египте, Марокко и Алжире, а также в Тропической Африке, в Мали и Нигерии. Также представители маликитского мазхаба проживают на территории Кувейта, Катара, ОАЭ и Бахрейна. Благодаря миграционным потокам влияние маликитского мазхаба распространилось на Европу, хотя на родине возникновения маликитского мазхаба в Медине он не был распространен ни раньше, ни в данное время.

Обсуждение

Комментариев пока нет.