Ахмад ибн Ханбаль
- Биография
- Почему имама Ахмада называли защитником Сунны Посланника Аллаха ﷺ
- Смерть
- Взгляды
- Научные труды имама Ахмада ибн Ханбаля
Имам Ахмад ибн Ханбаль или Абу Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шайбани аз-Зухли был исламским богословом и правоведом. Ахмад ибн Ханбаль известен как ученый, который основал ханбалитский мазхаб.
Годы жизни имама Ахмада ибн Ханбаля – 780 (Багдад) – 855 (Багдад).
Биография
Отца своего Ахмад ибн Ханбаль практически не помнил, поскольку он умер еще до того, как сын достиг сознательного возраста, оставив своему ребенку и его матери дом и скромный капитал, которого едва хватало на жизнь – доход от него составлял около семнадцати дирхамов ежемесячно. По словам самого имама ибн Ханбаля, ни отца своего, ни деда он не помнил, – мать сама его вырастила и воспитала.
С самого детства Ахмад ибн Ханбаль посвящал свое время тому, чтобы изучать Священную Книгу Аллаха Коран, хадисы о Посланнике Аллаха Пророке Мухаммаде ﷺ, интересовался преданиями, повествующими о жизни и деятельности сподвижников Посланника Аллаха ﷺ. Благодаря этим занятиям Ахмад ибн Ханбаль рано освоил грамматику арабского языка во всех ее тонкостях.
Особое внимание Ахмад ибн Ханбаль заострял на вопросах исламского права и на изучении хадисов Посланника Аллаха ﷺ, и даже предпринимал путешествия для того, чтобы собрать хадисы о Пророке Мухаммаде ﷺ. В ходе своего путешествия он также побывал в главных центрах исламского богословия, у него состоялись встречи с большинством ведущих улемов того периода, и в их ряду – с Абу Юсуфом, имам аш-Шафии.
Имам Ахмад установил контакты в Хиджазе, Ираке и Сирии с такими влиятельными авторитетными личностями, как Язид ибн Харун, Ваки ибн аль-Джаррах, Яхъя ибн Маин. Он начал постепенно приобретать широкую известность во многом благодаря тому, что вел благочестивый образ жизни и у него были обширные познания.
Когда ему исполнилось сорок лет, Ахмад ибн Ханбаль стал передатчиком хадисов, также он стал давать фетвы. Он был известен своим современникам как преподаватель исламского права и хадисоведения.
Почему имама Ахмада называли защитником Сунны Посланника Аллаха ﷺ
Имам Ахмад ибн Ханбаль вошел в историю ислама как человек, которого называли «насыр-ус-Сунна», что в переводе с арабского на русский означает «защитник Сунны Посланника Аллаха ﷺ». Такое прозвище имаму Ахмаду дали мусульмане не случайно.
Во времена, когда жил имам Ахмад ибн Ханбаль, псевдоучение мутазилизм получил небывалый расцвет, и даже верхушка власти оказалась под влиянием мутазилитов, халиф аль Мамун покровительствовал им. Мутазилиты, которые получали от властей высокие должности, не преминули этим воспользоваться.
Мутазилиты не только сами стали опираться на доводы ученых античности при анализе исламской акыды, но и стали навязывать идеи, которые резко противоречили как Священному Корану, так и Сунне Посланника Аллаха ﷺ, и авторитетным ученым мусульманской уммы.
Наиболее активная деятельность имама ибн Ханбаля выпала на период, когда активизировалась борьба богословов традиционалистов с учением мутазилитов. В этот период со стороны халифа аль-Мамуна предпринимались попытки навязать мутазилитские взгляды мусульманской общине, в числе этих взглядов была также теория о сотворенности Священного Корана.
Ахмад ибн Ханбаль, как и ряд других мусульман, был подвергнут испытаниям Михна. Такие испытания проводились среди богословов ислама во времена правления халифов аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Васика, чтобы установить, лоялен ли данный богослов к правящему режиму или нет. Если ученый богослов признавал теорию о сотворенности Священного Корана во времени, то это указывало на его лояльность, а те богословы, которые отказывались сказать утвердительный ответ, подвергались репрессиям и пыткам.
Многие ученые-богословы соглашались сказать то, что от них требовалось, и принять такую точку зрения о сотворенности Священной Книги Аллаха, поскольку боялись пыток и репрессий, но были несколько таких ученых, которые принципиально стояли на своем и отказывались сказать то, что хотели от них услышать власти, тем самым изменив своим вероубеждениям и учению Сунны Пророка Аллаха ﷺ. В числе последних был и имам Ахмад ибн Ханбаль.
По информации суннитских источников, во время такой проверки имам Ахмад ибн Ханбаль выражался ясно и недвусмысленно (таким методом пользовались некоторые ученые, чтобы избежать наказания в результате прямого ответа), но когда его спросили, о том, зачем он так поступил, зная, что будет наказан за свои ответы, имам Ахмад сказал, что люди смотрят на него и доверяют ему, и если бы он пошел на уступки, то люди стали бы говорить до Судного дня о сотворенности Священного Корана, опираясь на ответы имама Ахмада.
В результате таких испытаний Ахмада ибн Ханбаля заточили в тюрьму на два года. За это время имаму Ахмаду ибн Ханбалю пришлось пережить немало пыток и побоев, хотя сам он не отличался хорошим здоровьем и крепким телосложением. Близкий друг уговаривал его сделать вид, что тот поддерживает точку зрения властей, чтобы они прекратили пытать его, но имам Ахмад ибн Ханбаль ответил, что не может изменить своей вере и своим знаниям, обмануть и ввести в заблуждение всех тех мусульман, которые ему доверяют.
Когда же халифом стал аль-Мутасым, он приказал Ахмада ибн Ханбаля подвергнуть наказанию в виде бичевания, но халифу пришлось освободить ученого, поскольку он опасался возмущения мусульман. Ученый вошел в историю как богослов, который не признал сотворенность Священного Корана перед лицом сразу двух халифов. Всего из-за своей принципиальной позиции Ахмад ибн Ханбаль провел около семи лет в заключении.
Прекращение гонений
И только после того, как к власти пришел халиф аль-Мутаваккиль, прекратились гонения на имама Ахмада.
На закате своей жизни имам Ахмад достиг такого широкого влияния, что его поддержкой стремился заручиться сам халиф аль-Мутаваккиль, который предпринял немало шагов, чтобы восстановить позиции традиционализма. Ученый сотрудничал с халифом, помогая ему бороться с мутазилитами – им был составлен по просьбе халифа аль-Мутаваккиля список тех мутазилитов, которые в Багдаде и Басре были наиболее активны. Также по инициативе Ахмада ибн Ханбаля состоялись прямые выступления против как мутазилитов, так и прочих сторонников "калама".
Смерть
Умер Ахмад ибн Ханбаль в 855 году (241 год по хиджре) в Багдаде. После него его дело продолжили многочисленные последователи и ученики, развивая полученные имамом Ахмадом знания, среди которых были его сыновья: Абдуллах и Салих, Ханбаль ибн Исхак, ученики Усман ад-Дарими Хасан ибн Саббах Баззар, Хусайн ибн Мансур, Халаф ибн Хишам, Ибрахим Хараби, Аббас ибн Мухаммад, Дауд ибн Амр, Абу Зура ар-Рази, Мухаммад ибн Исмаил аль Бухари, Абуль-Касим аль-Багави.
Взгляды
Взгляды имама ибн Ханбаля отвечали принципам суннитского направления исламской религии. Он ссылался только на те доводы из Откровения Аллаха, которые были ясными и четкими, а также ссылался на поступки ас-салаф ас-салихин или «праведных предков» по всем основополагающим исламским религиозным принципам.
Рационалистическое объяснение догматов исламской веры он не допускал.
Политические взгляды
По своей природе Ахмад ибн Ханбаль был человеком набожным, скромным, высоко моральным. Когда ему предлагали занять придворную должность, он всегда отказывался от таких предложений, и к тому, чтобы заслужить благосклонность от властей он никогда не стремился. Но и к тому, чтобы высказывать властям непокорность, он также никогда не призывал мусульман. Имам Ахмад ибн Ханбаль всегда придерживался линии политической терпимости и призывал к этому. Если власть была «нечестивой», он не поощрял ее, но выступал за то, что с такой властью тоже можно сотрудничать, если придерживаться норм ислама и целью этого сотрудничества являются добрые начинания. Мнение имама Ахмада ибн Ханбаля подразумевало, что богословы должны оказывать воздействие на правителя.
Когда он оценивал то, какая в мусульманской общине сложилась религиозно-политическая ситуация после кризиса во втором-четвертом десятилетиях девятого века, он констатировал, что мусульманской общине необходимо вернуться к тому порядку, какой царил в общине при Пророке Мухаммаде ﷺ, а также при его последователях, первых поколениях салафов.
В своих сочинениях имам Ахмад ибн Ханбаль обратил особое внимание на то, чтобы разработать такую позицию относительно такого понятия как «бида» или нововведения в исламе. По сути этой позиции, в религии все нововведения, которые не имеют обоснования в Священной Книге Коран или в хадисах, а также не могут быть подтверждены иджма или согласным мнением, которое было бы высказано кем-то из первых трех поколений авторитетных мусульман, должны быть подвержены осуждению.
В своих политических взглядах Ахмад ибн Ханбаль был прагматичен: по его мнению, идеальным правлением можно было считать период, когда государством правили Праведные халифы. Он ссылался на аят, в котором есть слова: «…И дело их — по совещанию между ними…» (сура Аш-Шура (Совет), 38-й аят), и предлагал ввести в практику выборы халифа посредством Совета шура, и также он считал, что выбирать халифа следует из среды курайшитов.
По мнению имама, правление узурпатора, который сумел добиться народного расположения, является законным. Считал, что даже халифа-грешника следует признать, если его приход во власть – факт свершившийся, поскольку в противном случае есть опасность ввергнуть общество в хаос.
По мнению имама, если правитель побуждает людей к сомнению в вере, он допускает возможность его смещения.
Религиозные убеждения
По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, суть вероубеждения в словесном выражении веры и в поступках. Имам Ахмад сказал, что вера человека может усиливаться, если человек совершает поступки, одобренные Всевышним Аллахом, а если человек совершает нечто, что является греховным, то вера может ослабевать. Но если вера ослабевает, это не значит, что человек выходит из ислама – он может и должен преодолеть ослабевание веры искренним раскаянием.
По мнению Ахмада ибн Ханбаля, только Всевышний Аллах может решить участь грешника.
Говоря о Божественном предопределении, а также о свободе воли, имам Ахмад ибн Ханбаль придерживался мнения, что свобода воли человека не противоречит предопределению. В своих высказываниях о предопределении (кадар) он не считал необходимым этот вопрос детально разрабатывать, поскольку мнений и аргументов, приводимых «праведными предками» в данном вопросе достаточно.
Научные труды имама Ахмада ибн Ханбаля
Из тех сочинений, которые сохранились и дошли до наших дней, наиболее значительными были:
- сборник, в который вошло более тридцати тысяч хадисов, под названием «Муснад»;
- шесть акыд;
- сочинение, которое рассматривает роль в мусульманской общине богословов и правила молитвы, под названием «Китаб ас-салат» - «книга молитвы»;
- сочинение, подробно излагающее представления традиционалистов об атрибутах Аллаха, под названием «Китаб ар-радд аля аль-джахмийа ва-з-занадика».
Ханбалиты или приверженцы ханбалитского мазхаба представляют одну из четырех правовых мусульманских школ суннитского ислама. Ханбалитский мазхаб зародился на территории Леванта, далее распространился в Египет.
Сам имам Ахмад ибн Ханбаль написал только одну работу по мусульманскому правоведению, его взгляды и его учение развивали после его смерти ученики имама и его сыновья.
Ханбалитский мазхаб поддерживали такие известные в исламе личности, как Абу Бакр аль-Халлал Ибн Акиль, Ибн аль-Джаузи, Ибн Таймия и многие другие.
В Саудовской Аравии, Катаре правовая ханбалитская школа имеет официальный статус. Также ханбалиты многочисленно представлены в Объединенных Арабских Эмиратах, в Омане и ряде других стран Персидского залива.
Сейчас ханбалитский мазхаб недоступен в нашей академии.