Хадисы
- Что такое хадис
- Передача хадисов
- Ахлюль хадис и изучение, передача и записывание хадисов
- Хадисоведение
- Список авторитетных передатчиков хадисов
- Хадисы ан-Навави
Хадис – это предание, которое рассказывает о действиях и словах Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, в которых он затрагивает самые разные стороны жизни человека. Хадис может представлять собой:
- изречение (кауль);
- одобрение (такрир);
- образ (васф);
- действие (фи‘ль) Посланника Аллаха ﷺ.
В сумме хадисы Пророка Мухаммада ﷺ образуют Сунну, которая для всех мусульман в мире имеет весомый авторитет и составляет одну из основ шариата, обязательную к следованию за ней. С арабского слово "хадис" переводится как: «беседа», «предание», «рассказ», «новый».
Передача хадисов
Передавались хадисы от сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ. Первые в мире из них появились, когда еще Посланник Аллаха ﷺ был жив, и главным условием для достоверного хадиса было то, чтобы у него была непрерывная цепочка из передатчиков до самого Пророка ﷺ, которая называется иснад.
Иснад представляет собой перечень из всех тех людей, которые участвовали в передаче определенного хадиса, и в начале иснада должно находиться имя сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ (сахаба), который впервые его озвучил. У наиболее достоверных хадисов - большое количество непрерывных иснадов (цепочек передатчиков). Но для того, чтобы определить достоверность хадиса, недостаточно было только наличие непрерывного иснада: биографии самих передатчиков также подвергались проверке, чтобы выяснить, не было ли среди передатчиков людей с плохой памятью, психически неуравновешенных или тех, которые были известны как нечестные. Если такие люди в иснаде находились, то таких передатчиков считали слабыми, а сам хадис достоверным не мог быть признан.
Ахлюль хадис и изучение, передача и записывание хадисов
Существует понятие ахлюль хадис, которое в переводе с арабского означает «приверженцы хадисов». Ахлюль хадис – так называют тех, кто не просто слушает хадисы, записывает их и передает, но и следующих им, заучивающих хадисы, понимающих их смысл в скрытом и явном. Ахлюль хадис – это мусульмане, следующие за достоверными хадисами Пророка Мухаммеда ﷺ и делу его сподвижников. Шейху-ль-ислам ибн Таймия разъясняя понятие ахлюль хадис приводил в пример людей Корана (ахль аль-Куран), которые не ограничиваются тем, что любят Коран и хадисы, а, также как и ахлюль хадис исследуют смысл Корана и действуют в соответствия с полученными из него знаниями. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ более подробно разъясняется суть Священного Корана.
Хадисы подразделяются на достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые по степени своей достоверности. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, человек, который припишет ему то, чего он на самом деле не говорил, займет в огне Ада свое место, поэтому сподвижники Посланника Аллаха ﷺ ответственно относились к тому, что они передают.
Достоверные хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ слушать и знать должен каждый верующий мусульманин. Некоторые сподвижники Пророка Мухаммеда ﷺ слышали от него большое количество хадисов и передали их потомкам через длинный крепкий иснад: многие хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ посчастливилось слушать и передать Абу Хурайре – ему Посланник Аллаха ﷺ рассказал пять тысяч триста семьдесят четыре хадиса.
Людей, которые занимаются изучением и обработкой хадисов, изучают науку и терминологию, с ними связанную, обладают обширными знаниями о том, по каким критериям хадисы считаются приемлемыми и определяется их достоверность, называют мухаддисами. Они собирают тексты хадисов, проверяют иснад (цепочки) передатчиков на присутствие среди них людей ненадежных. По словам шейха аль-Ислама, ахлюль хадис являются предшественниками из первых трех поколений, а также те, кто последовал за ними.
Хадисоведение
Изучением хадисов занимается специальная наука в исламе – хадисоведение или мусталях аль-хадис. В эту науку входит несколько религиозных дисциплин, которые мусульманские ученые всего мира используют для того, чтобы выявить степень достоверности как хадисов, так и их передатчиков.
Сама же наука хадисоведение подразделяется на ильм аль-хадис аль-хасс би-р-ривая, то есть направление, которое изучает путь, которым хадис через цепочку передатчиков дошел до нас, и ильм аль-хадис аль-хасс би-д-дирая, то есть направление, которое устанавливает подлинность хадиса, изучает все те положения, которые извлекаются из него, изучает виды хадисов и условия для их приемлемости.
Источниками самих принципов передачи хадисов и правил их передачи служат Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ. Необходимость устанавливать достоверность хадиса или цепочки передатчиков появилась только после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ, поскольку среди мусульман мира наметился раскол, ислам разделился на течения и секты, использующие подложные или выдуманные предания, чтобы защитить свои убеждения.
Любой хадис имеет иснад или санад, то есть цепочку передатчиков, а также матн, то есть саму суть хадиса, его смысл, то, что было сказано Пророком Мухаммедом ﷺ. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ затрагиваются вопросы самые разные, которые освещают самые разные стороны жизни мусульманина и разъясняются правила, которых следует придерживаться в повседневной жизни, слушать или смотреть видео о хадисах и руководствоваться ими в своей жизни.
Список авторитетных передатчиков хадисов
Самым авторитетным в мире ислама мухаддисом считают Мухаммеда ибн Исмаила аль-Бухари, который обработал огромное количество хадисов – около шестисот тысяч, а по тем, которые он отобрал как самые достоверные, он составил сборник, в который вошли только семь тысяч четыреста хадисов – этот сборник называется «аль-Джами ас-Сахих».
Еще один объемный и авторитетный сборник хадисов отобрал и составил Ахмад ибн Ханбаль, в чей сборник под названием «аль-Муснад» вошло сорок тысяч хадисов, и для составления которого он обработал около миллиона хадисов. В этих сборниках представлены хадисы на самые разные темы ислама, затрагивающие волнующие мусульман вопросы: в них есть хадисы о намазе, хадисы о терпении и смерти. Часто можно встретить такие, которые рассматривают какие-то узкие темы, но актуальные даже в современное время: хадис про арбуз, про хиджаб.
Хадисы о еде
Вопросам еды Пророк Мохаммед ﷺ уделял особое внимание. Приводятся различные хадисы о еде, о меде, об арбузе, и каждому фрукту или каждой пище Пророк Всевышнего ﷺ умел придать особое значение. Приводится хадис про арбуз, который передан Абу Даудом, в котором сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ ел молодые финики с арбузом. По словам его супруги Аиши, когда Посланник Аллаха ﷺ ел арбузы и дыни с финиками, он говорил: «Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого», указывая на сухие финики и сочные арбузы.
Приводятся и хадисы про арбуз, в которых перечисляются достоинства арбуза, но есть мнение среди ученых ибн аль-Кайима и ас-Сахави, что все эти хадисы являются ложными, также об их недостоверности упоминал имам Ахмад. Например, хадис, в котором якобы Пророк ﷺ сказал, что «любая из ваших женщин, которая употребляет арбуз, будучи беременной, обязательно родит ребенка красивого внешне и с хорошим характером». Имам Ахмад говорил, что «относительно достоинства арбуза нет ничего достоверного, кроме хадиса о том, что Посланник Аллаха, ﷺ, ел его». О хадисах про арбуз ибн аль-Кайим говорил, что единственным достоверным является тот, в котором рассказывается, что Пророк Мухаммад ﷺ ел арбузы с финиками.
Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о смерти
Многие темы, которые затрагивают хадисы, не оставляют равнодушными ни одного мусульманина, к таким относятся хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о смерти, поскольку каждый верующий постоянно задумывается о том, что после жизни земной и смерти его ждет жизнь вечная, и о том, как ему следует прожить свое время, чтобы заслужить довольство Господа и право наслаждаться райскими садами после смерти, стать терпеливым, о том, что после смерти человеку придется держать ответ перед Господом за поступки, совершенные в земном мире.
Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о смерти побуждают верующего к размышлениям о смерти. В Священной Книге Господа содержится примерно сто шестьдесят пять упоминаний о смерти, и теме смерти в Исламе придается важное значение.
Приводится хадис о смерти от Абу Хурайры, переданный ат-Тирмизи, в котором Пророк Мухаммед ﷺ сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий, то есть смерть». По мнению исламских ученых-богословов, этот хадис совершенен в своей лаконичности, передавая глубокий и великий смысл: верующий, который вспоминает о том, что последует после наступления его смерти и ухода из земного мира, за удовольствиями земной жизни гоняться не станет, нарушая ради этого границы дозволенного, поскольку ценности земного мира преходящи. Душа же человека вечна, будет приветствовать Господа и стараться, чтобы Всевышний был доволен ей, такой человек станет более терпеливым и будет стараться проявлять благочестие.
Приводится также хадис о смерти, который передан аль-Баззар, в котором Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что если раб Божий вспомнит о смерти в трудном положении, то его трудности покажутся легкими для него и это сможет показать ему необходимость терпения.
Пророк Мухаммед ﷺ в хадисе о смерти, который был передан его женой Аишей, рекомендовал верующим посещать кладбища чаще, и сам он посещал кладбища каждый день и даже среди ночи, посещая могилы своих сподвижников. По свидетельству Анаса ибн Малика, Посланник Аллаха ﷺ говорил, что раньше он запрещал своим сподвижникам посещать кладбища, но теперь приветствует и рекомендует посещать их, поскольку это смягчает их сердца, а глаза наполняет «слезами смирения в этой жизни и напоминает о будущей». Об этом сказано в хадисе, которые привел Абу Дауд и Муслим.
В другом хадисе о смерти, приводимом ат-Тирмизи, Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что благоразумен тот раб Божий, который в этом мире призывает себя к ответу и трудится ради того, что последует после смерти. И тот раб слаб, кто в этом мире следует своим желаниям, теша себя надеждой на то, что Господь над ним смилостивится.
Также супруга Пророка Мухаммеда ﷺ Аиша свидетельствовала, что в ее руках находился сосуд с водой, когда Посланник Аллаха ﷺ лежал при смерти, и Пророк ﷺ опускал в эту воду свою руку, а потом обтирал свое лицо, обращаясь с мольбой к Господу, чтобы он послал ему терпения во время смерти.
В одном из своих изречений Пророк Мухаммед ﷺ упоминал имена ангелов Мункара и Накира, ангелы эти проводят умершему допрос в могиле, и тогда Умар ибн аль-Хаттаб спросил у Пророка ﷺ, возвращается ли к человеку в могиле его разум, на что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, в таком же виде, как и сегодня». В хадисе, переданном Тирмизи сказано, что Посланник Аллаха ﷺ рассказывал, что к человеку, когда его похоронят, приходят двое ангелов черно-синего цвета, Мункар и Накир, и они спросят умершего человека, что он говорил о Мухаммеде ﷺ, и умерший скажет то, что говорил при жизни о Пророке Мухаммеде ﷺ. Верующий скажет: «Он – раб Аллаха и Его Посланник. Я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что нет ничего в мире достойного поклонения, кроме Аллаха, и я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что Мухаммад – Его раб и Посланник», на что ангелы ответ, что знали, что он так ответит. После этого могила расширится до семидесяти локтей и заполнится светом, а ангелы прикажут умершему: «Спи!», и «он уснет словно молодожен, которого никто не будит, кроме самого любимого из его семьи, и он будет так спать до того времени, пока Аллах не поднимет его с этого ложа», то есть пока не воскресит его тело Господь для вечного мира.
Человек должен ежечасно вспоминать о смерти, о жизни души после смерти в загробном мире, представлять то, в каком состоянии он будет находиться, когда покинет земной мир, какие могильные муки его ожидают, о Судном дне и Часе суда. Тогда такой человек не сможет грешить в земном мире, станет терпеливым, а также будет сожалеть о тех грехах, которые ранее совершил, отстранится от соблазнов и начнет готовиться к очищению души и жизни после смерти.
Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о важных аспектах жизни мусульман
У современного мусульманина есть возможность слушать хадисы о семье и браке, обучающих его терпеливому и уважительному отношению к своим родным, долге перед родителями, чтобы они были довольны своим ребенком, построению своей жизни в соответствие с теми рекомендациями и разъяснениями, которые дает Пророк Мухаммед ﷺ. Мусульмане, которые стремятся слушать хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ, изучать их и принимать как руководство к своей собственной жизни, могут найти видео и аудиоверсии в онлайн-школе на уроках посвященных хадисам, тексты некоторых хадисов доступны на нашем сайте в разделе хадисов.
Верующим необходимо слушать хадисы о таких аспектах жизни мусульманина, которые, являясь незначительными и бытовыми, все-таки требуют особого отношения мусульманина в соответствие с установлениями Шариата: о том, как заработать деньги на женитьбу, о том, как найти себе достойную жену и какой она должна быть, чтобы муж был довольный ею, о браке и вопросах развода, о жизни, которую должна вести в терпении и благочестии вдова мусульманина, и о том, какая жена в исламе названа неблагодарной.
Мусульманам следует слушать хадисы Пророка ﷺ о женщинах, ведь этой теме он уделял особое внимание: он ﷺ говорил о необходимости заботиться о них, о запрете поднимать руку на свою жену, о том, что муж должен быть снисходителен к недостаткам своей жены, о деликатности и целомудрии в семейной жизни, о ревности и подозрительности в браке. Важно слушать хадисы Пророка ﷺ о матерях, ведь этой теме Пророк Мухаммад ﷺ также посвятил много высказываний и бесед. Эти хадисы показывают важную мудрость о терпении и самоотверженности матерей, о том, какой долг у родителей по отношению к своим детям, о правилах опекунства, о дочерях и сыновьях, о наследниках и наследстве.
Хадисы о терпении
Каждому мусульманину важно слушать и размышлять над хадисами Пророка Мухаммеда ﷺ о терпении, которые показывают, что главной добродетельностью верующего является терпение. Теме терпения уделено немало внимания и в сурах Священной Книги Коран.
В хадисе о терпении, переданном Муслимом от Абу Малика аль-Хариса ибн Асима аль-Ашари, сообщается, что Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что «очищение или молитва является лишь половиной веры: “Хвала Аллаху” заполнят собой Весы, “Слава Аллаху и хвала Аллаху” заполнят собой пространство между небесами и землёй, молитва – свет, милостыня (садака) – доказательство, терпение – сияние, а Коран – аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром, и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».
В одном из хадисов о терпении, переданных Муслимом, Бухари и другими, ансары обратились к Пророку ﷺ с какой-то просьбой, и он дал им то, что они просили, и затем они обращались с такой же просьбой еще неоднократно, и он не отказывал им до тех пор, пока не раздал все, что у него было, а после сказал, что никогда не утаит от них ничего, что у него есть, но напомнил, что следует стремиться к воздержанности, поскольку того человека, который будет пытаться обойтись своими силами, Господь избавит от необходимости обращаться с просьбой к другим, а тому человеку, кто будет проявлять терпение, Всевышний дарует терпение, и нет ценнее и щедрее дара, чем терпение.
Еще в одном хадисе о терпении приводятся слова Пророка Мухаммеда ﷺ об удивительном положении верующего: все в его положении является благом для него, и это никому более не дано: «если что-нибудь радует его, он благодарит Всевышнего, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это становится для него благом».
В одном из хадисов о терпении, переданном Муслимом и Бухари, Анас рассказал историю, случившуюся, когда Пророк Мухаммед ﷺ проходил мимо стоящей у могилы женщины, которая оплакивала своего сына, и сказал ей, чтобы она боялась Аллаха и хранила терпение, на что женщина сказала: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!». Когда же этой женщине сообщили, кто мимо нее проходил и разговаривал с ней, она пошла к дому Посланника Аллаха ﷺ и сказала, что не узнала его. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал этой женщине, что нужно быть терпеливой: «Поистине, терпение больше всего следует проявлять при первом потрясении».
Теме терпения посвящено много хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ , которые являются достоверными и переданы такими авторитетными мухаддисами, как Муслим, Аль-Бухари. Пророк ﷺ приветствовал терпеливых и считал терпение главной добродетелью мусульманина. Именно на этом качестве основывается вера мусульманина, именно терпением вымощен путь к райским садам и вечной жизни, и оно станет тем фактором, который будет свидетельствовать в пользу верующего в Судный день.
Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о намазе
Важности намаза и его правильному совершению Пророк Мухаммад ﷺ уделял много внимания. Посланник Аллаха ﷺ сообщал в хадисе, переданным Дарими, Маликом, Ахмадом и другими о том, что намаз – это лучшее из дел, в котором мусульманину необходимо быть искренним, в точности соблюдая все столпы намаза, уделяя должное внимание совершению омовения (вуду).
В хадисе о намазе, переданном Аишей, рассказывается, что Пророк Мухаммад ﷺ уделял особое внимание тому, чтобы совершать два ракаата сунны-намаза перед тем, как совершить намаз фаджр. Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Два ракаата, совершенные перед утренним намазом, лучше, чем весь этот мир и всё, что в нем есть» (Муслим).
Также Посланнику Аллаха ﷺ принадлежат слова (передано Тирмизи, Ахмадом и Абу Даудом) о том, что тот, кто выполняет четыре ракаата сунны до обязательного намаза Аср.
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Между человеком, неверием и многобожием - оставление молитвы» (Муслим), и он ﷺ предписывал верующим совершать намаз так же, как показывал на их глазах сам Посланник Аллаха ﷺ. Пророк ﷺ неустанно напоминал своим сподвижникам, что для тех, кто как следует соблюдал намаз, он станет светом, защитой и спасением в Судный день.
В хадисе, переданном Ахмадом, Бухари, Ибн Маджа и Муслимом сообщается, что, когда Посланник Аллаха ﷺ совершал намаз на открытом месте, он ставил перед собой сутру (преграду), втыкая перед собой короткое копье или опуская на землю свое верховое животное.
Посланник Господа ﷺ предупреждал и о том наказании, которое постигнет мусульманина, пренебрегающего намазом. Однажды, когда в мечеть, где находился Пророк Мухаммед ﷺ, вошел человек, который во время молитвы чрезмерно укоротил свой земной поклон, и на это Посланник ﷺ сказал: «он клюет, как клюют вороны. Если бы он умер, то умер бы на другой религии, отличной от религии Мухаммада» (Ибн Хузейма и другие). Пророк Мухаммад ﷺ предписывал своим сподвижникам и последователям, как следует совершать правильно намаз, относясь бережно к своим молитвам: «Нет намаза в присутствии пищи» (Муслим), «самый худший вор, это тот, который ворует из своего намаза», а когда его спросили о значении, он ответил, что подразумевает под этим несовершение земного и поясного поклона должным образом, этот хадис передан имамом Ахмадом от Абу Катада.
В достоверном хадисе, переданном Ахмадом, Муслимом и Ибн Хузеймой, Пророк Мухаммад ﷺ стремится показать и разъяснить, что тому, кто тщательно совершит омовение, а потом пойдет на обязательный намаз и его совершит за имамом, будет прощен грех. Передает Баззар и Табарани, что «намаз двоих человек, из которых один станет имамом, будет перед Всевышним чище, чем намаз четверых человек, которые совершили намаз поодиночке».
Хадисы ан-Навави
Здесь Вы можете слушать и скачать достоверные хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ по книге имама Ан-Навави. Это сорок хадисов пророка Мухаммада ﷺ, которые собрал в едином сборнике имам Ан-Навави. Это известный ученый исламской уммы (общины), который избрал эти хадисы по принципу их важности. На данные хадисы есть множество толкований. Мы выбрали для данного курса одно из них.
Имам Ан-Навави собрал в своем сборнике хадисы не на одну тему, не раскрывающую одну из сторон ислама, а, наоборот, он собрал те хадисы, которые раскрывают все стороны ислама. Обучающийся по данному курсу в итоге получает полную и правильную картину всей этой религии. Каждый из сорока хадисов представляет собой одну из великих основ ислама. Ученые так и называли эти хадисы. Какой-то хадис называли стержнем ислама в целом, а какой-то его половиной и т.д. Список хадисов представлен ниже. Данные хадисы доступны для изучения в бесплатной онлайн-школе Академии Медина.
- Дела (оцениваются) только по намерениям.
- Ислам, вера и чистосердечие.
- Столпы имана и ихсана.
- Столпы ислама.
- Стадии творения человек, связь души и тела, предопределение.
- Объявление недействительными неподобающих вещей и нововведений.
- Дозволенное и запретное.
- Религия есть проявление искренности.
- Придерживаться легкого и не создавать затруднений.
- Принято может быть только благое и дозволенное.
- Придерживаться уверенности и удаляться от сомнительного.
- Заниматься тем, что приносит пользу.
- Братство по вере.
- Отношение к соседям и гостям, лучше молчать, чем говорить непристойное.
- Не гневайся и ты будешь в Раю, гнев и его последствия, как с ним бороться.
- Необходимо все делать хорошо.
- Богобоязненность и благонравие.
Комментариев пока нет.