Омейядский халифат
В 630 г., когда первые мусульмане одержали победу над язычниками из Мекки, а первопроповедник ислама Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, на аравийской земле сложилось государство Халифат, что в переводе с арабского означало «наместничество Бога на земле». Основателями этого молодого государства были арабы-мусульмане, арабский стал государственным языком, и это государство вошло в анналы истории под названием Арабский Халифат.
Правили им на протяжении трех десятков лет сподвижники Мухаммада ﷺ, уважаемые и почитаемые в мусульманском обществе, так называемые наместники или халифы:
- Абу Бакр ас-Сиддик, с 632 по 634гг.
- Умар ибн аль-Хаттаб, с 634 по 644г.
- Усман ибн Аффан с 644 по 656гг.
- Али ибн Абу Талиб с 656 – 661-х гг. (رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ جميعا).
Время их правления вошло в историю как ранний период Арабского Халифата или «праведный халифат». В этот период правили исключительно религиозные правители, которые были готовы пожертвовать чем угодно ради религиозного долга, а во главе политики ставились, в первую очередь, именно интересы исламской религии.
Халиф Абу Бакр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) был известен тем, что все свои средства тратил на оказание помощи тем, кто в ней нуждается, после него не осталось никакого наследства. При халифе Умаре (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) наместники, представляющие халифа в провинциях, не имели права быть богаче остальных граждан. Халиф Усман (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) не желал пролить кровь своих единоверцев, поэтому позволил мятежникам себя убить.
Тогда халифа избирали авторитетные представители мусульманской общины. Пока страной правили первые четыре халифа, пределы страны расширились за счет завоевательных походов мусульман от Египта до иранских земель, включая Иран, была сокрушена даже богатая и великая персидская держава Сасанидов.
Правление халифа Али(رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) , стало для него большим испытанием. Большая часть его подданных не повиновались ему, не выполняли его приказов, нарушали его запреты, выступали против него и отстранялись от его решений, слов и дел из-за своего невежества и глупости, черствости и бесчувственности, а также из-за нечестивости многих из них.
Период, когда в государстве разрасталась смута, охарактеризовался установлением двоевластия: под властью Али все также находилось большинство территорий государства, однако северная провинция государства Сирия, на землях которой и были сосредоточены основные оппозиционные силы, находилась под властью наместника Муавии ибн Абу Суфйана (رَضِيَ اللهُ عَنْهما)из рода Омейя.
Двое правителей, Муавия и Али(رَضِيَ اللهُ عَنْهما) , в руках которых была сосредоточена власть, следуя базовым положениям ислама, предписанным Кораном, о том, что верующие должны быть едины и жить в братстве и согласии, помирились.
Ученые всей мусульманской уммы призвали воздержаться от упреков в адрес сподвижников, между которыми происходили конфликты.
Имам Захаби, да смилуется над ним Аллах, сказал, что учёные приняли решение воздерживаться от того, чтобы обсуждать большинство из событий, произошедших между сподвижниками, да будет всеми ими доволен Аллах, в том числе и вооруженные столкновения. Он обратил внимание, что в различных записях и книгах то и дело встречаются рассказы об этих событиях, хотя большинство подобных рассказов имеет прерванную цепочку передачи (мункати‘), относясь к разряду сообщений слабых и недостоверных, а то и являясь откровенной ложью.
Вскоре представитель третьей стороны оппозиции, враждовавшей и с Муавией, и с Али, представитель хариджитов, убил Али. И тогда войска Муавии заняли другие провинции государства, а самому Муавии присягнула большая часть населения как новому халифу. И если до этих событий столица располагалась в Медине, где жил Пророк Мухаммад ﷺ и проповедовал, то после столица Омейядов была перенесена в Дамаск (смотрите на фото Мечеть Омейядов в Дамаске (араб. الجامع الأموي)), который на тот момент являлся экономическим и культурным центром Сирии.
Халифы Омейядов и время их правления
- Муавия I 661—680 - первый халиф из династии Омейядов, впервые передавший власть по наследству своему сыну Язиду
- Язид ибн Муавия 680—683
- Муавия II 683—684
- Марван I 684—685
- Абдул-Малик 685—705
- Аль-Валид I 705—715
- Сулейман 715—717
- Умар II 717—720
- Язид II 720—724
- Хишам 724—743
- Аль-Валид II 743—744
- Язид III 744
- Ибрахим 744
- Марван II 744—750
Становление Омейадского халифата
Начался новый период в истории Халифата, получивший название Омейядский Халифат, правление Омейядов охватывает период 661-750 (41-132 по хиджре). Правление Муавии стало благом для мусульман, поскольку был положен конец войнам и смутам и вернулось единство к мусульманам. Муавия назначив своим преемником своего же сына Язида, положил начало халифской традиции передавать власть по наследству. Для Халифата же это означало превращение в монархию, которая господствовала во многих государствах того времени. На это решение Муавию толкнула исключительно забота о единстве общества, поскольку кандидатура только Йазида и никого другого давала возможность сохранить это единство, и обеспечить совпадение народных настроений с мнением влиятельных кругов государства, представленных в то время омейядами. Последние являлись мощной курайшитской группой, имеющей огромную силу и влияние, и они не согласились бы с тем, что халиф не из их числа. Учитывая это обстоятельство, Муавия и отдал предпочтение своему сыну, а не кому-либо из тех, кто был более достоин власти. Начало монархия берет с династии Омейядов, названной так по имени рода, к которому принадлежал Муавия.
Вряд ли в исламской истории есть еще хоть одна личность, получившая воспитание от самого Пророка ﷺ, на которую пало бы столько клеветы и несправедливых обвинений, как Муавия ибн Абу Суфйан. Большинство исторических источников переполнено массой лживых сообщений, порочащих этого благородного сподвижника. И если какой-нибудь еретик начнет бросать в их адрес ложные обвинения, то необходимо заступиться за их честь и, основываясь на знании, справедливо опровергнуть их псевдо аргументы.
Период правления Муавии ознаменовался совершенствованием политической структуры Омейядского Халифата, его территориальным расширением. Было учреждено правительство (диван), который помогал управлять халифу. Правительство подразделялось на канцелярию, диван-аль-хатам, отвечавшую за вопросы государственного управления, и на диван-аль-барид – управление, которое отвечало за почтовое сообщение.
До своего вступления на престол Муавия был прославленным талантливым полководцем, а потому во время его правления продолжилась активная борьба Омейядского Халифата с Византией: упрочились позиции мусульман в Магрибе, откуда они вытеснили византийские войска, а позже была осажден и сам Константинополь, столица Византии. На тот момент Константинополь, будучи культурным европейским центром, был серьезно защищен, и его осада у арабов заняла около четырех лет. Появилась надежда, что Византия сдастся и рухнет, как это было с Сасанидским Ираном, и мусульманам удастся покорить величайшую державу за всю историю человечества, которой принадлежали и европейские, и азиатские земли. Но флот византийцев, воспитанный на древних традициях мореплавания, в 678 г. нанес поражение мусульманскому флоту, которые в морском деле были новичками. Осада Константинополя была снята, но весь мир узнал нового геополитического гегемона в Северной Африке и Западной и частично Средней Азии.
Новые смуты
После смерти Муавии в 680-м году власть перешла по принципу наследования к его сыну Язиду, и он оставался у власти в течение трех лет, но даже столь короткое время его правления ознаменовалось серьезной внутренней смутой: сына Муавии отказались категорически признать жители Мекки, Медины и Куфы, многие желали прихода к власти Хусейна (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), который приходился внуком самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Но сам же Пророк Мухаммад ﷺ завещал мусульманам повиноваться тому халифу, который был признан ранее, и бороться с теми, кто пытается лишить законного халифа власти, однако, повиноваться Язиду сторонники Хусейна отказывались, потому что считали, что власть в Омейядском Халифате была ему завещана незаконно.
Трагические события развернулись 10 октября 680 г. посреди пустыни неподалеку от иракской Карбалы в день Ашура. В этот день между сторонниками Хусейна и войсками Убейдуллы ибн Зийада – наместник Язида в Куфе произошло сражение, которое закончилось победой правительственных войск, которые во много раз превосходили численно, и в этой битве сам Хусейн (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) был убит. Несмотря на то, что Язид лично не отдавал приказ о начале этого сражения, а по поводу гибели внука Мухаммада ﷺ выразил свою скорбь, взаимная неприязнь между сторонами оппозиции и непримиримые разногласия между ними только усугубились после Кербельской битвы. В результате ускорилась тенденция выделения в отдельное религиозное течение самих шиитов.
С тех пор день Ашура, который по мусульманскому календарю приходится на десятое число месяца мухаррам, у шиитов – день траура, и последователи шиизма в знак скорби в этот день по обычаю подвергают себя истязаниям. А сторонники Хусейна, во главе которых встал Абдулла ибн аз-Зубайр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), сын ближайшего сподвижника Пророка ﷺ, закрепили свои позиции в Мекке. Население Западной Аравии, в том числе Мекки и Медины, присягнуло на верность Абдулле. Через четыре года произошло еще одно сражение между войсками Язида и сторонниками Абдуллы в самой Мекке. Но когда пришла весть о смерти Язида, правительственные войска были вынуждены отступить, а влияние Абдуллы многократно возросло.
На верность Абдулле ибн аз-Зубейра присягнули население Куфы и Басры, Йемена и Хорасана, а также ряда других провинций Омейядского халифата. Верными Омейядам остались только часть Египта и Сирия – они же присягнули на верность следующему правителю из Омейядов Муавие II. Однако Муавия II через несколько месяцев скончался от болезни.
Все шло к тому, что Омейядская династия вот-вот падет, а правителем будет провозглашен Абдулла ибн аз-Зубейр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ). Но после того, как войска Абдуллы потерпели поражение от правительственных войск под командованием Марвана, династия Омейядов получила «второе дыхание» после того, как Ирак признал Марвана законным правителем. Утраченные территории был послан отвоевывать назначенный новым правителем Абдуль-Маликом ибн Марваном полководец аль-Хаджжадж: под его предводительством армия власти вновь взяла Басру, установила контроль над Ираком, а затем выступила в направлении Хиджаза против войск Абдуллы.
Мекка оказалась в осаде в 692г. Тогда разыгралось драматичное сражение, в результате которого мусульмане понесли потери и был поврежден священный для всех мусульман храм Кааба. В ходе этих событий были убит и сам Абдулла ибн аз-Зубейр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), которому на тот момент было уже семьдесят три года. Все это вылилось в восстание хариджитов, которое было подавлено только спустя четыре года аль-Хаджжаджем. Подавлением этого восстания полный контроль династии Омейядов над всей территорией страны был восстановлен.
Постоянное противостояние действующей власти всевозможных оппозиционных групп – характерная черта для всего Омейядского периода: через преодоление внутренних смут, среди которых наиболее серьезной была та, во главе которой стояли шииты, молодая держава шла к своему расцвету. Шииты имели наибольшее влияние в Иране, который еще помнил, как арабы разгромили древнее государство, а потому недовольство тем, что земли и богатства Ирана были сосредоточены преимущественно в руках арабских наместников, крепло. Еще одна оппозиционная сила, которая угрожала властям – это хариджиты, обосновавшиеся в южной иракской Басре. У каждой оппозиционной силы были готовы обоснования собственной позиции с религиозной точки зрения, а потому со временем каждое оппозиционное течение превращалось в отдельное религиозное течение, у которого сформировались собственные религиозные догмы.
Период расцвета
Подавив антиомейядские восстания, завоевательная политика Омейядов продолжилась: на завоеванных землях мусульмане назначали распорядителя или эмира, который наделялся всеми полномочиями в данной провинции. Частично завоеванные земли переходили в государственную собственность, частично распределялись между воинами, частично становились собственностью правителя. С немусульманского населения взималась джизья (10% налог, который взимается с не мусульман за право их проживания на мусульманской территории, с сохранением всех религиозных, культурных традиций и обрядов, и предоставлением безопасности и охраны на территории Халифата) или подать, а также налог харадж за использование государственной земли. С народа взимали пошлину за владение землей и закят в помощь нуждающимся. Бедняки от уплаты податей освобождались, как и новообращенные мусульмане, которых даже финансово поддерживали из государственной казны.
Постепенно Халифат завоевал все владения Византии в Африке, затем начал войну против Испании, переправившись через Гибралтар, и в результате Омейядский Халифат завладел землями, которые назвали Андалусией. Второе десятилетие VIII века – время установления полного контроля над территорией Средней Азии и завладения Закавказьем и каспийским берегом со стороны Северного Кавказа. На это же время приходятся сражения за установление контроля над всем Северным Кавказом с Хазарским каганатом: 737 г. ознаменовался разгромом хазарского войска войском омейядской власти под предводительством полководца Марвана и продвижением войск вплотную к Дону (смотрите на карте территория Халифата при династии Омейядов).
К тому же времени была завоевана долина реки Инд (сейчас земля Пакистана), а позже границы Омейядского халифата включали в себя уже территорию от Испании до Индии.
Арабы всего за сотню лет превратились в величайшую державу с мощной новой религией, а арабский язык стал основным языком Омейядского Халифата от Северной Африки, где жили берберские племена, копты до Центральной Азии и Пакистана с тюркским и персидским населением.
Падение халифата Омейядов
Опираясь на арабскую знать, связанную с Египтом и Сирией, Омейяды недооценили сторонников оппозиции, шиитов и Аббасидов, которые воспользовались недовольством неарабских феодалов и мусульман-неарабов налоговыми сборами, которое быстро перекинулось на народ по всей стране. Вторая четверть VIII века вновь ознаменовалась чередой восстаний: согдийцев в 728—737гг., берберов в Испании и Магрибе, шиитов в Куфе и хариджитов в Двуречье, а также в Южной Аравии и Западном Иране. В результате кульминацией стало восстание под предводительством Абу Муслима в Хорасане, которое стало началом новой гражданской войны, и она захватила весь Ирак и весь Иран. В основном участниками восстания были иранские крестьяне, земледельцы, рабы. При попытке подавления восстания правительственные войска были разбиты участниками восстания, династия Омейядов свергнута, а к власти пришли Аббасиды, являющиеся потомками дяди Пророка Мухаммада ﷺ. Халифом провозгласили Абу аль-Аббаса ас-Саффаха.