Пророк Мухаммед

Пророк Мухаммед

  1. Кто такой Пророк Мухаммед ﷺ?
  2. Краткая биография жизни Пророка Мухаммеда ﷺ
  3. Имена пророка Мухаммада ﷺ и их значение - сколько имен у пророка ﷺ
    1. Полное имя пророка Мухаммеда ﷺ
  4. Рождение пророка Мухаммеда ﷺ - Мавлид
  5. Семья и потомки Пророка Мухаммеда ﷺ
    1. Жены Пророка Мухаммеда ﷺ
    2. Дети Пророка Мухаммеда ﷺ
    3. Потомки Посланника Аллаха ﷺ
  6. Биография
    1. Детство пророка ﷺ
    2. Юность
    3. Женитьба
    4. Начало пророчества
    5. Проповеди пророка ﷺ
    6. Переселение на пути Аллаха
    7. Создание мусульманской общины
    8. Битвы Пророка ﷺ
    9. Захват Мекки: сотни тысяч принимают ислам и смерть Пророка ﷺ
  7. Личность Пророка Мухаммеда ﷺ
  8. Пророк Мухаммед ﷺ и другие пророки
  9. Религиозное учение Пророка Мухаммеда ﷺ
  10. Библия и Тора: указания о пророчестве и приходе Мухаммеда ﷺ
  11. Последняя проповедь Пророка Мухаммеда ﷺ
  12. Упоминание в Коране
  13. Чудеса Пророка Мухаммеда ﷺ
  14. Арабский мир после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ
  15. Критика в адрес Пророка Мухаммеда ﷺ

Мухаммед или Мухаммад ﷺ (571 г. Мекка - 632 г. Медина) – это выдающийся религиозный деятель ислама, пророк и посланник Бога, политик, ученый, являющийся центральной фигурой ислама и вошедший в историю как проповедник единобожия. Мухаммад ﷺ является основателем мусульманской уммы или общины мусульман, и именно благодаря мудрому и правильному правлению Пророка Мухаммеда ﷺ мусульманская община стала основой крупнейшего на Аравийском полуострове, сильного государства - Халифата. В русском языке можно встретить также имена Пророка Мухаммеда ﷺ и варианты произношения «Магомет», «Магомед», «Мохаммед» и «Мухаммад». 

Краткая биография жизни Пророка Мухаммеда ﷺ

Основные события биографии Пророка Мухаммеда ﷺ и краткие тезисы основных моментов из жизнеописания Пророка Мухаммеда ﷺ, имеющих важное значение для истории ислама:

  • В 570 году Мухаммед ﷺ родился в Мекке, после чего первые четыре года жизни после рождения он живет в племени бедуинов Бану Сад у кормилицы Халимы бин Абу Зуайб.
  • В 575 году кормилица переезжает жить Мекку, и маленький Мухаммед ﷺ возвращается к матери Амине.
  • В году 583-м Мухаммед ﷺ отправляется вместе с Абу Талибом в путешествие в Сирию.
  • В 585 году Мухаммед ﷺ принимает участие в «Кощунственной войне», в которой, по свидетельству очевидцев, Посланник Аллаха ﷺ отражал щитом стрелы, чтобы защитить своих дядей.
  • В 595 году Мухаммед ﷺ осуществляет поездку в Бусру вместе с караваном Хадиджи, после чего он вступил с Хадиджей в брак.
  • В 610 году Пророку Мухаммеду ﷺ было ниспослано первое откровение, и с этого началась его пророческая миссия.
  • С 613 года Посланник Аллаха ﷺ начал вести публичные проповеди.
  • В 615 году ряд сподвижников Посланник Аллаха ﷺ совершили переселение в Эфиопию, а самого его взял под свое покровительство его дядя Абу Талиб.
  • В 617 году клан Бану Хашим объявил Мухаммеду ﷺ бойкот.
  • В 620 году дядя Пророка Мухаммеда ﷺ скончался, также в этом году умерла его жена Хадиджа, а сам Посланник Аллаха ﷺ совершил попытку переселиться в Ат-Таиф. В этом же году окончился бойкот клана Бану Хашим против Пророка Мухаммеда ﷺ.
  • В 620-м году Пророк Мухаммед ﷺ заключил с рядом жителей Медины тайное соглашение, которое касалось третейского судьи и его особой роли.
  • В 621 году произошли ключевые события пророческой миссии Пророка Мухаммеда ﷺ – Исра и Мирадж, а также состоялась первая присяга при Акабе.
  • В 622 году Посланник Аллаха ﷺ совершил хиджру и переселился в Медину.
  • В 624 году Посланник Аллаха ﷺ женился на Аише. В этом же году он принял участие в сражении при Бадре.
  • В году 625-м Пророк Мухаммед ﷺ  взял в жены Хафсу, Зайнаб бинт Хузайму. В этом же году состоялось сражение при горе Ухуд.
  • В 626 году Посланник Аллаха ﷺ взял в жены Умму Салама.
  • В 627 году Посланник Аллаха ﷺ взял в жены Джувейрию бинт Харис, а также Зайнаб бинт Джахш. В этом же году состоялось сражение у рва.
  • В 627 году Посланник Аллаха взял в жены Сафию бинт Хуай, Умм Хабибу и Маймуну бин Харис.
  • В 628 году произошли такие события, как заключение Худайбийского мирного договора и Байа Ридван. В этом же году Зайнаб бин Харис пыталась отравить Посланника Аллаха ﷺ.
  • В 629 году мусульмане во главе с Мухаммедом ﷺ предприняли мирное паломничество в Мекку к святилищу при Каабе. В этом же году курайшиты нарушили Худейбиское мирное соглашение.
  • В 630 году Мекка капитулировала перед мусульманской армией во главе с Пророком ﷺ, и в Медину прибыли группы из Бани Укайл, Бани Килаб, Бани Кудаа, Бани Калб, Бани Бахра, Бали, Бани Ханзала бин Малик, Бани Туджиб, Бани Гатафан, чтобы принять ислам.
  • В 631 году в Медину для принятия ислама прибыли группы Бани Зубайда, Бани Руха, Бани Хилаль, Бани Абд аль-кайс, Бани Мурад, Бани Анс, Бани Ханифа, Бани Махра, Бани Гафик, Бани Рахавийин, Бани Туджиб, Бани Кинда, Бани Амир бин Сасаа, Бани Тай, Абна и Бани Азд.
  • В 632 году Пророк Мухаммед ﷺ совершил прощальное паломничество в Мекку. В этом же году в Медину состоялось прибытие группы из Бани Мухариба, а также Бани Наха для принятия ислама.
  • 8 июня 632 года – дата смерти Посланника Аллаха ﷺ.

Имена пророка Мухаммада ﷺ и их значение - сколько имен у пророка ﷺ

Имя Пророка Мухаммеда ﷺ в переводе означает «тот, кто достоин похвалы» или «восхваляемый». В Священной Книге Коран имя «Мухаммед» встречается четырежды. К Посланнику Аллаха ﷺ Священная Книга Коран обращается во втором лице: в Коране встречаются такие обращения и имена Посланника Аллаха ﷺ, как «наби», что означает «пророк», «расуль», что означает «вестник», «абд», что означает «раб Бога», а также «башир», что переводится как «вестник радости», «назир», что переводится как «предупреждающий», и «музаккир», что в переводе означает «напоминающий». Также он ﷺ упомянут в Коране как «шахид» или свидетель, и «даи», что означает в переводе «воззвавший к Богу». В Священном Коране его называют также по имени Ахмад, которое в переводе с арабского означает «тот, кто достоин похвалы».

Полное имя пророка Мухаммеда ﷺ

Мухаммад
Каллиграфия на арабском языке: «Мухаммад (мир ему)»

В полном имени Мухаммеда ﷺ представлены имена всех тех предков по мужской линии, которые известны, и эта линия ведется от Адама. Также в его полном имени содержится его кунья по имени сына его аль-Касима.

Полное имя Пророка Мухаммеда ﷺ или все имена Пророка Мухаммада мир ему: Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб (Шейба) ибн Хашим (Амр) ибн Абд Манаф (аль-Мугыра) ибн Кусай ибн Киляб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрика (Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Ма‘адд ибн Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар (Тарих) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух (Идрис) ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шис ибн Адам.

Согласно общему мнению исламских ученых, родословная Пророка до Аднана ﷺ считается достоверной. Что касается предшествующей ей линии предков существуют расхождения. Но при этом, все ученые едины в том, что последний из приведенных предков Адна́н является одним из потомков пророка Исмаила – сына пророка Ибрахима (мир им обоим). Из этого следует, что Пророк Мухаммад ﷺ является потомком пророка Ибрахима (мир ему).

К Посланнику Аллаха ﷺ верующие обращались почтительно, величая его по его кунье «Абуль-Касим» - эту кунью при жизни носил только он. Люди же, которые относились к нему враждебно, называли его, насмехаясь, «Ибн Абу Кабша», подразумевая, что он – сын Абу Кабши. Абу Кабша приходился супругом его кормилице Халиме.

Рождение пророка Мухаммеда ﷺ - Мавлид

Вопрос: "В каком году родился пророк Мухаммад ﷺ?" - Ответ: "Год рождения Пророка Мухаммеда 571 год по христианскому календарю. День рождения Пророка Мухаммеда ﷺ в апреле".

Вопрос: "Где родился пророк Мухаммед ﷺ?" - Ответ: "В Мекке, город на территории современной Саудовской Аравии".

Вопрос: "Когда и где умер Пророк Мухаммед ﷺ?" - Ответ: "В Медине в 632 году 8 июня". 

День Пророка Мухаммеда ﷺ или Мавлид ан-Наби (Мавлид) мусульмане празднуют в двенадцатый день третьего лунного месяца Раби аль-авваль, начиная праздновать с захода солнца накануне. Празднование вошло в традицию на трехсотую годовщину установления религии ислама. Дата, в которую отмечают этот праздник, ежегодно смещается каждый год на двенадцать дней вперед. Однако Мавлид не находит в Исламе никакого обоснования и подтверждения. Этот праздник выдумали некоторые приверженцы нововведений из невежественной группы батынитов.

Семья и потомки Пророка Мухаммеда ﷺ

пророк Мухаммед

Семейство Пророка ﷺ называют "ахлюль бейт", в него входят жены Пророка Мухаммеда ﷺ, дети, внуки и другие его потомки.

Жены Пророка Мухаммеда ﷺ

У Пророка Мухаммеда ﷺ по традиционной точке зрения в исламе было тринадцать жен:

  1. Хадиджа бинт Хувайлид,
  2. Сауда бинт Зама,
  3. Аиша бинт Абу Бакр,
  4. Хафса бинт Умар,
  5. Зайнаб бинт Хузайма,
  6. Умм Салама бинт Абу Умая,
  7. Зайнаб бинт Джахш,
  8. Джувайрия бинт аль-Харис,
  9. Райхана бинт Зейд,
  10. Сафия бинт Хуяй,
  11. Рамля бинт Абу Суфьян,
  12. Мария аль-Кибтия,
  13. Маймуна бинт аль-Харис.

Дети Пророка Мухаммеда ﷺ

Сыновья:

  1. Касим ибн Мухаммад,
  2. Абдуллах ибн Мухаммад,
  3. Ибрахим ибн Мухаммад.

Дочери:

  1. Зайнаб бинт Мухаммад,
  2. Рукайя бинт Мухаммад,
  3. Умм Кульсум бинт Мухаммад,
  4. Фатима бинт Мухаммад, 

Хадиджа родила Пророку Мухаммеду всех его детей за исключением сына Ибрахима. Родившиеся мальчики в раннем возрасте умерли, а девочки дожили до того момента, когда началась пророческая миссия Посланника Аллаха ﷺ, после чего все приняли ислам и участвовали в переселении семьи в Ясриб из Мекки. До смерти Посланника Аллаха ﷺ умерли все его дети, кроме дочери Фатимы, которая умерла спустя полгода после того, как умер Пророк Мухаммед ﷺ.

Потомки Посланника Аллаха ﷺ

От дочери Мухаммеда ﷺ Фатимы пошли потомки Посланника Аллаха ﷺ через его внука Хасана и Хусейна.

Биография

Свое происхождение Пророк Аллаха Мухаммед ﷺ ведет от клана Бану Хашим, который принадлежал племени курайшитов. Посланник Аллаха ﷺ родился в семье, которая не была богатой, но была знатной по происхождению.

Детство пророка ﷺ

Мать Пророка Мухаммеда ﷺ Амина бинт Вахб родила сына, когда отец Пророка Мухаммеда ﷺ уже скончался: когда Амина была на втором месяце беременности отец Мухаммеда Абдулла ибн Абд аль-Муталлиб умер во время торговой поездки по дороге в Сирию неподалеку от Ясриба (по некоторым источникам, отец Мухаммеда ﷺ умер спустя два месяца после его рождения).

Забота о ребенке легла на плечи его деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши или Абд аль-Муталлиба, который в то время возглавлял клан Хашим. Поскольку в то время у курайшитов существовала соответствующая традиция, обусловленная неблагоприятным для маленьких детей климатом Мекки, маленький Мухаммед ﷺ в полугодовалом возрасте, как и все дети спустя полгода после рождения, был отдан бедуинам на воспитание – он попал в племя, которое называлось Бану Саад, и в этом племени забота о Мухаммеде ﷺ легла на плечи Халиме бинт Абу Зайд. Халима растила его до пятилетнего возраста, а потом Мухаммеда забрала к себе родная мать.

Примерно в 577 году Мухаммед ﷺ со своей матерью отправился в Ясриб, где мать планировала навестить могилу своего мужа, отца Мухаммеда ﷺ Абдуллаха ибн Абд аль-Муталлиба. В Ясрибе они задержались примерно на месяц, после чего направились снова в Мекку, но по пути мать Мухаммеда Амина слегла от тяжелой болезни, а после умерла в местечке под названием аль-Абва, которое располагается на пути из Ясриба в Мекку. Через два года умер и его дед Абд аль-Муталлиб, опекун Мухаммеда ﷺ, и о ребенке стал заботится его дядя Абу Талиб, который занял место главы клана Хашим.

Юность

Когда Посланник Аллаха ﷺ достиг подросткового возраста, он стал сопровождать в деловых поездках по вопросах торговли своего дядю: в торговых поездках в Сирию он получает бесценный опыт в торговом деле.

Приводится, что в возрасте девяти лет Пророку Мухаммеду ﷺ на пути в Сирию, когда он сопровождал мекканский караван, встретился христианский монах, которого звали Бахира. Этот монах Бахира предсказал Посланнику Аллаха ﷺ, исходя из того, что было сказано в Священных писаниях, что в будущем его ожидает путь пророка.

Информации о том, как протекала жизнь Посланника Аллаха ﷺ в период его поздней юности, мало. Среди достоверных сведений:

Передается, что Пророк ﷺ принял участие в заключении союза чести, который состоялся в доме Абдуллы ибн Джуд‘ана, одного из предводителей племени курайш. Заключившими договор оказалось пять родов – бану Хашим, бану Аль-Мутталиб, бану Асад, бану Зухра и бану Тайм. Они поклялись в том, что в Мекке они станут способствовать всем обиженным в деле возврата им захваченного у них силой или обманам имущества, независимо от того, будут ли пострадавшие принадлежать к этим пяти родам или к другим.

При заключении этого союза вместе с братьями своего отца присутствовал и Мухаммад ﷺ который уже после того, как Аллах почтил его, вручив ему Своё послание к людям, сказал: «В доме Абдуллы ибн Джуд‘ана я стал свидетелем заключения такого союза, который не променял бы я на красных верблюдов, и если бы к заключению подобного договора призвали в Исламе, я обязательно присоединился бы к нему».

Женитьба

В двадцатилетнем возрасте Мухаммед ﷺ вел вполне самостоятельную жизнь, и мог обходиться без опеки дяди. Мухаммед нанялся к Хадидже бинт Хувайлид, которая была одной из богатых вдов Мекки. Характер Пророка Мухаммеда ﷺ и его ум, а особенно его честность настолько покорили Хадиджу, что она предложила ему брак.

На момент их свадьбы Хадиджа достигла возраста сорока лет, в то время как Посланнику Аллаха ﷺ было всего двадцать пять лет. В этом браке у них родилось несколько сыновей, все из которых умерли еще младенцами, а также четыре дочери – Рукайя, Умм Кульсум, Зайнаб и Фатима. Хадиджа оставалась единственной женой Пророка Мухаммеда ﷺ до самой своей смерти в 619 году.

Начало пророчества

Пророк Мухаммед ﷺ вел благочестивый образ жизни, любил находиться в уединении, размышлять, иногда уединялся на несколько дней подряд, а раз в год он на целый месяц уединялся в пещере горы Хира возле Мекки.

Когда ему исполнилось сорок лет, в 610 году, в один из дней находясь в уединении в пещере к нему явился ангел Джибриль, который обратился с такими словами: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил — сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой Щедрейший, который научил посредством письменной трости, научил человека тому, чего он не знал» (сура Аль-Алак | Сгусток крови, аяты 1-5). С этого началась череда откровений, которые ниспосылались Пророку Мухаммеду ﷺ до его кончины в 632 году.

После его смерти все эти откровения, которые запоминались наиузсть и записывались на свитки его сподвижниками, были собраны в книгу, которая стала Священной Книгой мусульман Кораном.

Посланник Аллаха ﷺ сначала испугался откровений, который были ниспосланы ему, он испытывал сомнения относительно природы их происхождения, он даже думал, что находится во власти нечистой силы, джиннов. Справиться с такими сомнениями помогла ему его жена Хадиджа, которая убедила Пророка Мухаммеда ﷺ в том, что голос, которым было ниспослано ему Откровение, был голосом ангела Джибриля или Гавриила, а видения, которые ему ниспосылались, были посланиями от Всевышнего. Благодаря поддержке своей супруги Хадиджи, с которой они вместе отправились к ее дяде по имени Варака, знатоку Библии, который подтвердил пророческую миссию Мухаммада ﷺ,  Мухаммед ﷺ убедился в том, что его избрал Всевышний Господь своим Посланником (расуль) и пророком (наби) для распространения слова Божьего.

Проповеди пророка ﷺ

В первых откровениях, которые были ниспосланы Пророку Мухаммеду ﷺ, провозглашалось величие Аллаха, Единого и Единственного Бога. Первые откровения содержали отвержение многобожия, которое было в то время распространено в Аравии, а также указывали на то, что наступление Судного дня неотвратимо, и предупреждали о том, что мертвые воскреснут, и тогда, тех, кто не уверует в Единого Всевышнего Аллаха, ждет наказание в Аду.

Проповеди Пророка Мухаммада ﷺ воспринимались его современниками негативно и с насмешками, но со временем его стали окружать постоянные сторонники, которые признали, что Мухаммед ﷺ является пророком божьим – эти сподвижники Пророка Мухаммеда ﷺ внимательно слушали его рассказы о том, что ему было ниспослано в откровениях. Проповеди Мухаммеда ﷺ показались опасными для руководителей Мекки, поскольку обычаи предков в то время были возведены в культ, и то, о чем говорил Пророк Мухаммед ﷺ, могло уничтожить этот сложившийся строй. Поэтому сторонники Мухаммеда ﷺ начали терпеть притеснения со стороны курайшитской знати, хоть сам Мухаммед ﷺ и находился под опекой своего дяди Абу Талиба. Его дядя ислам не принял, но защищал своего племянника как члена своего рода.

Переселение на пути Аллаха

Супруга Пророка Мухаммеда ﷺ умерла в 619 году, а после умер и его дядя Абу Талиб, и во главе клана хашимитов встал Абу Лахаб, который не только не стал оказывать покровительство Пророку Мухаммеду ﷺ, но также всячески вредил Пророку ﷺ и мусульманам, в результате чего Посланнику Аллаха ﷺ пришлось искать себе сторонников за пределами Мекки.

Посланник Аллаха ﷺ со своими проповедями обращался к торговцам, которые посещали город по своим торговым делам, а также к людям и в других городах, в следствии чего известность о Пророке Мухаммаде ﷺ распространялась. Слава его ширилась, и в 621 году к Пророку Мухаммеду ﷺ обратились жители оазиса Ясриб, расположенного северней Мекки примерно в четырех сотнях километров от нее, чтобы он выступил в их споре между кланами в качестве третейского судьи. Также они пригласили Пророка Мухаммеда ﷺ стать своим правителем и признали его божьим пророком. До Мухаммеда ﷺ в Ясриб переехали многие мусульмане из Мекки, а сам Посланник Аллаха ﷺ переехал туда в конце 622 года.

Это событие стало отправной точкой для нового календаря мусульман, по которому отсчет лет ведется по хиджре, то есть с момента переселения Пророка Мухаммеда ﷺ в Ясриб из Мекки. Город Ясриб с того момента начали называть Мадинат ан-наби, что в переводе означает «Город пророка», в сокращении это название звучало как аль-Мадина или Медина.

мечеть Пророка в Медине
Мечеть Пророка Мухаммада ﷺ в Медине

Создание мусульманской общины

С того времени Посланник Аллаха ﷺ стал не просто простым проповедником – он стал политическим лидером мусульманской общины или уммы. В своем правлении Мухаммед ﷺ опирался на поддержку мусульман, которые переселились с ним из Мекки – это были мухаджиры и на новообращенных местных жителей - ансаров.

Для Пророка ﷺ в Медине построили дом, и возле этого дома построили первую в Медине мечеть. Также Пророк Мухаммед ﷺ установил основные правила мусульманских религиозных обрядов – правила молитвы, правила поста и омовения, и других аспектов жизни мусульманина.

Пророку Мухаммеду ﷺ ниспосылались откровения, в которых подробно разъяснялись правила для жизни мусульманской общины. В откровениях ниспосылались принципы того, как следует проводить наследование, каким образом следует разделять имущество и проводить бракосочетание, а также ниспосылались запреты мусульманам заниматься ростовщичеством, играть в азартные игры, употреблять вино и свинину в пищу.

Битвы Пророка ﷺ

Пророк Мухаммед ﷺ ставил своей задачей освободить Мекку от многобожников, которые в ней господствовали, и очистить Каабу от языческих ритуалов и идолов.

Как только Пророк Мухаммед ﷺ переселился в Медину, он начал готовиться к борьбе с мекканцами, которые не приняли ислам и начали угрожать безопасности Медины. В 624 году состоялась знаменитое сражение при Бадре, когда небольшой отряд из мусульман, возглавляемый Пророком Мухаммедом ﷺ, победил мекканское ополчение, которое значительно численно превосходило мусульман. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах помогает мусульманам.

Мекканцы предприняли в 625 году наступление на Медину, в результате чего состоялось знаменитое сражение при горе Ухуд, где мусульмане понесли потери, но мекканцы не стали продолжать наступление и отошли. Поражение мусульман случилось из-за тактических ошибок, и ослушания группы лучников, которые покинули свои позиции, посчитав, что победа уже находится в их руках.

В лагере имели место внутренние сложности, связанные с тем, что ряд новоявленных мединцев-мусульман выражали свое недовольство тем, что власть сосредоточена в руках Пророка Мухаммеда ﷺ, и активно контактировали с Меккой, сформировав внутреннюю оппозицию среди мединцев. В Священной Книге Коран неоднократно упоминается эта группа людей, называемая мунафикун или лицемерами. В 627 году году происходит знаменитая битва у Рва, когда десятитысячное войско многобожников осадило Медину с целью уничтожить всех мусульман вместе с Пророком ﷺ. Но их планам не суждено было сбыться, благодаря помощи Всевышнего Аллаха и стойкости которую проявили три тысячи мусульман двухнедельная осада закончилась поражением многобожников. 

Пророк Мухаммед ﷺ в 628 году двинулся со своими сподвижниками в направлении Мекки для совершения малого паломничества, остановившись в Худайбийа, где прошли переговоры между мусульманами из Медины и представителями Мекки, и в ходе этих переговоров было достигнуто соглашение о перемирии. По этому соглашению мекканцы предоставляли возможность предпринять паломничество к Священной Каабе.

Это паломничество или умра было совершено через год Пророком Мухаммедом ﷺ и его сподвижниками. За это время мединская община укрепилась, завоевав расположенные к северу от Медины оазисы, а также заимев в союзники новые кочевые племена.

Захват Мекки: сотни тысяч принимают ислам и смерть Пророка ﷺ

По наступлении 630 года войско мусульман вошло в Мекку беспрепятственно. Своим бывшим врагам Посланник Аллаха ﷺ даровал прощение, а сам отправился к Священной Каабе, чтобы очистить святыню от языческих идолов и совершить в ней молитву Всевышнему Аллаху.

Но жить в Мекку Пророк Мухаммед ﷺ не вернулся, и после этого только один раз совершил паломничество (хадж) в 632 году.

Мекку посетили правители и вожди из разных кланов, чтобы заключить соглашения о союзе, и многие из них заявили о своей готовности принять ислам.

С 631 по 632 год в политическое образование, которое возглавлял Пророк Мухаммед ﷺ, оказалась включена большая часть Аравийского полуострова.

Пророк Мухаммед скончался в 632 году после того, как его настигла внезапная непродолжительная болезнь. Пророка Мухаммеда ﷺ похоронили в доме Аишы, сейчас могила Пророка Мухаммеда ﷺ находится в главной мединской мечети (мечети Пророка).

Личность Пророка Мухаммеда ﷺ

Внешность Мухаммеда ﷺ отличалась от того, как выглядело большинство арабов кахтанитов, поскольку Пророк Мухаммед ﷺ являлся потомком пророка Исмаила, а Исмаил был арабом аднанитом. У Пророка Мухаммеда ﷺ была более светлая кожа. Также современники свидетельствовали, что Пророк Мухаммед ﷺ имел широкие плечи, был среднего роста и у него были крупными ступни и кисти рук.

Также, по свидетельствам современников Пророка Мухаммеда ﷺ, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ был обладателем большой густой красивой бороды, а глаза и рот у него были большими. Также к особенным чертам его лица следует отнести то, что глаза Пророка Мухаммеда ﷺ были обрамлены длинными ресницами, брови его были изогнуты.

Существует указание на то, что на теле Пророка Мухаммеда ﷺ имела место «печать пророчества» - расположенное между лопатками на спине.

Историк и богослов ислама Ибн Джарир ат-Табари описывает внешность Пророка Мухаммеда ﷺ в своей книге «Всеобщая история». Он упоминает, что Пророк Мухаммед ﷺ был среднего роста, его нельзя было назвать как высоким, так и низким. Он описывает кожу лица его как розовато-белую, упоминает, что у Посланника Аллаха ﷺ были темные глаза, а также что он был обладателем черных густых блестящих длинных и красивых волос, которые ниспадали на его плечи.

Отдельное внимание уделяет Ибн Джарир ат-Табари походке Пророка Мухаммеда ﷺ: он пишет, что у Пророка Мухаммеда ﷺ была живая походка, и шаги его настолько были легки, что казалось, что он даже не касался земли при ходьбе. Автор книги также отмечает, что походка Пророка Мухаммеда ﷺ была лишена той гордости, которая обычно присутствует в походке сильных мира сего.

Автор книги пишет о том, что лицо Посланника Аллаха ﷺ было освещено добротой настолько, что взгляд невозможно было отвести, и даже голодные забывали о пище, как только видели его доброе лицо, а страдальцы могли позабыть о бедах своих, только лишь от вида мягкости его черт и при звуке его мягкой речи.

Есть качество, в котором соглашались абсолютно все люди, которым когда-либо доводилось встретиться с Пророком Мухаммедом ﷺ – все они считали, что не встречали в своей жизни человека, с которым была бы настолько приятна беседа.

Помимо вышеперечисленных описаний его лица, в книге также упоминалось, что Пророк Мухаммед ﷺ был обладателем прямого носа. Упоминается в книге также привычка Пророка Мухаммеда ﷺ иногда собирать свои длинные волосы в один, два или четыре пучка. На момент, когда Пророк Мухаммед ﷺ достиг возраста шестидесяти двух лет, у него было несколько седых волос.

Относительно стиля в одежде Пророка Мухаммеда ﷺ упоминается, что он предпочитал белую одежду, предпочитая камис, то есть длинные рубашки, а также хибару, то есть йеменский плащ в полоску.

Упоминается, что Пророк Мухаммед ﷺ носил на пальце кольцо из серебра, на котором была надпись «Мухаммед – посланник Аллаха». Пророк Мухаммед ﷺ отличался чистоплотностью, он часто пользовался благовониями, а зубы регулярно чистил мисваком (зубной палочкой).

Упоминается также хрипловатый голос Пророка Мухаммеда ﷺ, его красноречие, а также краткость и ясность его суждений. Отмечается также его привычка повторять одно и то же три раза, если он хотел, чтобы его слова были заучены слушателями наизусть.

Пророка Мухаммеда ﷺ часто видели с улыбкой, а иногда и смеющимся настолько открыто, что видны были его коренные зубы.

Пророк Мухаммед ﷺ и другие пророки

пророки и посланник Аллаха
Посланник Аллаха ﷺ и пророки Ислама в Коране

В Исламе Пророк Мухаммед ﷺ не был единственным пророком – религия единобожия за всю свою историю до Пророка Мухаммеда ﷺ насчитывает от ста двадцати четырех до двухсот двадцати четырех тысяч пророков. Пророк Мухаммед ﷺ – не единственный, но последний в цепи пророков ислама, то есть наби, а также он является последним посланником Аллаха ﷺ или расулем.

Пророк Мухаммед ﷺ отличается от остальных пророков еще и тем, что Аллах послал его не к какому-то определенному населенному пункту или определенному народу – Пророк Мухаммед ﷺ был послан ко всему человечеству.

Закон, который принес Пророк Мухаммед ﷺ всем людям земли, останется действительным до наступления Судного дня, в то время как законы, которые приносили в мир остальные посланники Аллаха, имели характер временный, а когда началась пророческая миссия Пророка Мухаммеда ﷺ, они утратили свою силу.

Это объясняет тот факт, что мусульмане принимают Священные Писания – Тору или Таурат, Псалтирь или Забур, Евангелие или Инджиль, но их законы действующими не признают, указывая, что в последующее время эти законы исказили люди, называя это термином «тахриф».

Среди всех остальных пророков в Исламе Пророк Мухаммед ﷺ занимает особое положение, его называют «Господин пророков», потому что он ставится выше всех пророков. Исламская религия провозглашает веру в Пророка Мухаммеда ﷺ и его пророческую миссию не просто обязательной для всех людей, но и одним из столпов веры ислама, и не только мусульмане, но и все люди на земле должны уверовать в пророческую миссию Пророка Мухаммеда ﷺ, последовать за его призывом к спасению своей души и уверовать в Единого Бога - Творца всего сущего, ниспославшего законы Шариата.

Религиозное учение Пророка Мухаммеда ﷺ

Учение ислама гласит, что Мухаммед ﷺ – последний из пророков, а также последний из посланников Аллаха. Все праведники проявляли покорность Единому Богу, в том числе и те, кто являлся последователями учения пророка Исы, пророка Мусы, а также остальных пророков, известных из Библии. Но люди впоследствии исказили те учения, которые были ниспосланы иудейским и христианским народам, поэтому предыдущие учения утратили свою актуальность после того, как людям был послан Коран.

Коран – это последнее Священное Писание, слово Всевышнего Аллаха, и это Писание никаким изменениям не подвергалось и не подвергнется. Воля Всевышнего такова, что Последнее Писание или Священная Книга Коран, записано на арабском языке, и арабский язык для мусульман является особенным, Коран в переводе на любой другой язык уже не является Писанием – но только Священная Книга Коран в своем арабоязычном варианте. По этой причине переводы Корана на другие языки мира называют «переводами смыслов».

Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду ﷺ по частям, и это объясняется в тексте Священного Писания тем, что так Всевышний желал укоренить веру в сердце Пророка Мухаммеда ﷺ. Также аяты и суры Корана Всевышний ниспосылал согласно тому, какие происходили в жизни Пророка Мухаммеда ﷺ события, и какие вопросы задавали ему его сподвижники – так впечатление от ниспосланных откровений было несоизмеримо больше, чем если бы все суры и аяты Корана были ниспосланы за один раз.

Также в ряде случаев откровения, ниспосланные позже, отменяли те, которые были ниспосланы до них. Берется за основное мнение, что в мекканских откровениях правовых установлений было ниспослано меньше, чем после того, как Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину.

Часто среди аятов и сур Корана встречаются те, в которых для Пророка Мухаммада ﷺ содержатся повеления – так, в Коране триста тридцать два раза повторяется слово «куль», которое в переводе с арабского означает «скажи».

Библия и Тора: указания о пророчестве и приходе Мухаммеда ﷺ

Библия признается исламом как Священное Писание, поэтому в мусульманской религии есть частые указания на то, что о пророке Мухаммеде ﷺ сказано в Библии, где он назван Божьим Посланником. В Священной Книге Коран сказано: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину» (сура 2. Корова, 146-й аят).

Также мусульмане указывают на то, что современный вариант Библии подвергся искажению, и эти искажения, как утверждается в некоторых хадисах, как раз коснулись и той части Библии, в которой сказано о Пророке Мухаммеде ﷺ. Христиане, некоторые из которых признают факт искажения Библии, не согласны с подобной позицией.

Доказательства позиции мусульман основываются на библейском стихе, где речь идет об обращении Господа к Моисею: в нем Господь говорит, что воздвигнет людям пророка, который будет из их среды, упоминая: «такого как ты», который будет передавать людям слова Бога, и, по мнению мусульман, такие слова не могут быть сказаны про Иисуса, который не является таким, как Моисей, а в цитате есть указание «такого как ты».

По мнению авторитетного исламского проповедника Ахмета Дидата, главные различия между Иисусом, Моисеем и Мухаммедом ﷺ заключались в нескольких позициях:

  1. мусульманами признавалось чудесное рождение Иисуса, Мухаммад ﷺ и Моисей же были рождены от отца и матери;
  2. Иисус не имел детей и не вступал в брак, в то время как Моисей женился и Пророк Мухаммед ﷺ женился неоднократно и оставил после себя богатое потомство;
  3. Иисуса не признал его собственный народ, как это произошло с Моисеем и Пророком Мухаммедом ﷺ;
  4. Иисус не стал царем или господином, который имел бы власть распоряжаться жизнями своих людей в отличии от Мухаммеда ﷺ и Моисея, управляющими своими племенами;
  5. по мнению Ахмеда Дидата, Иисус был послан в мир, чтобы исполнить закон старый, а не принес с собой новый закон.

По мнению христианских богословов, в цитате из Библии, которую также приводят часто мусульмане и где есть слова «Пророка из среды братьев их», которые указывают на то, что арабы и евреи имеют общее происхождение, здесь не может идти речь о Пророке Мухаммеде ﷺ, поскольку Ветхий Завет во всех случаях, когда было указание «из среды братьев», подразумевал именно евреев, поэтому мнение христианских богословов таково, что в данном случае речь идет о Иисусе Христе.

Последняя проповедь Пророка Мухаммеда ﷺ

В исламе последняя проповедь Пророка Мухаммеда ﷺ получило название «манифест прав человека в исламе».

Пророк Мухаммед ﷺ произнес свою последнюю проповедь на десятый год по хиджре. Во главе четырнадцати тысяч мусульман Пророк Мухаммад ﷺ направился в Мекку из Медины для совершения хаджа. Когда наступил девятый месяц Зуль-Хиджа, Пророк Мухаммед ﷺ призвал мусульман, которые пришли в Мекку для хаджа, и собрал их у горы Джабаль аль-Рахман у Арафата, а потом выступил перед ними с речью.

В этой проповеди Мухаммед ﷺ отметил следующие важные моменты:

  • о том, что кровь человека, его имущество и его честь неприкосновенны и священны до того момента, пока они не предстанут перед Богом «так же как священны для всех вас этот день и этот месяц», и о том, что каждый человек будет держать ответ перед Богом;
  • о том, что каждый человек будет нести ответственность только за те преступления и грехи, которые совершил лично он, и не будет отвечать сын за преступления своего отца, как и наоборот;
  • о братстве мусульман и о том, что только тогда можно брать добро другого, когда на это есть его добрая воля, и о том, что нельзя притеснять друг друга;
  • о том, что кровная месть – это такой же пережиток прошлого, как язычество и заблуждения;
  • о том, что «ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга», и о том, что нельзя творить несправедливости по отношению к людям, и тогда люди не будут творить несправедливость по отношению к вам;
  • в этой проповеди Пророк Мухаммед ﷺ завещал мусульманам бояться Аллаха в отношениях с женщинами, поскольку, как мужчины имеют права по отношению к своим женам, так и их жены имеют права по отношению к своим мужчинам. Пророк Мухаммед ﷺ завещал мусульманам мужчинам руководить своими женами и делать это по-доброму;
  • Пророк Мухаммед ﷺ завещал слушаться своих предводителей и подчиняться им, кем бы они ни были, если они встали во главе мусульманской уммы и выполняет свои обязанности в соответствии с предписаниями Аллаха;
  • также Пророк Мухаммед ﷺ в этой проповеди говорил о браке и завещал мусульманам не нарушать брачных уз, говоря о том, что те, кто нарушит их, заслужит строгого наказания, а также говорил о том, что дети принадлежат только брачному ложу;
  • Пророк Мухаммед ﷺ говорил в своей последней проповеди о том, что оставляет мусульманам Книгу Аллаха - Священный Коран, а также свою Сунну, и они – это тот закон, которого должны придерживаться мусульмане, чтобы не сбиться с Праведного пути;
  • Пророк Мухаммед ﷺ призывал в этой проповеди мусульман заботиться о своих рабах, кормить их пищей со своего стола и одевать в такую же одежду, которую носят их хозяева;
  • Пророк Мухаммад ﷺ говорил о том, что у всех людей отец один и один Господь, поэтому нет народов выше или ниже, и араб не пользуется преимуществом перед неарабом, также как белый человек не должен ставить себя выше, чем черный или желтокожий. Человек имеет преимущество перед остальными – только если он более богобоязненный.

Упоминание в Коране

В Священной Книге Коран упоминается имя Пророка Мухаммеда ﷺ только пят раз: имя пророка Исы или Иисуса упоминается гораздо чаще – двадцать пять упоминаний. Столько же раз упоминается в Коране пророк Адам, а пророк Моисей упоминается в Священном Писании целых сто тридцать шесть раз. Из остальных пророков Ной упомянут в Коране сорок три раза, а Авраам – шестьдесят девять.

Имя Пророка Мухаммеда ﷺ упомянуто в 144 и 145 аятах третьей суры, 40-м аяте тридцать третьей суры, 2-м аяте сорок седьмой суры и 29-м аяте сорок восьмой суры, а в шестом аяте шестьдесят первой суры он упоминается как Ахмад. В сорок седьмой суре Корана Посланника Аллаха называют Мухаммадом ﷺ.

Чудеса Пророка Мухаммеда ﷺ

Коран – это главное чудо Пророка Мухаммеда ﷺ, по мнению ученых-богословов ислама. Некоторые источники, являющиеся немусульманскими, могут приписывать самому Пророку Мухаммеду ﷺ авторство Корана, если проанализировать переданные хадисы, то можно наглядно увидеть, насколько отличалась речь Пророка Мухаммеда ﷺ от коранической речи. Все знатоки арабской словесности признают высочайший художественный уровень речи Корана. Как считает Бернхард Вайс, ничего подобного не удалось написать человечеству за всю его прошлую и настоящую историю.

Еще одно чудо Пророка Мухаммеда ﷺ – это разделение на две части Луны. Для описания этого чуда ссылаются на цитату из Корана, в котором рассказывается о случае, когда от Пророка Мухаммеда ﷺ потребовали совершить какое-то чудо, чтобы доказать свою избранность и посланническую и пророческую миссию, и тогда Посланник Аллаха ﷺ показал людям Луну, которая была разделена надвое – об этом рассказано в хадисе, переданном от Анаса в сборнике аль-Бухари.

Еще одно чудо Пророка Мухаммеда ﷺ описывается в предании о еде, которая аналогична библейской истории о пяти хлебах, которыми Иисус накормил пять тысяч человек. В предании о Пророке Мухаммеде ﷺ рассказано, как в ходе путешествия у людей истощились запасы пищи и они, будучи на грани голодной смерти, обратились за помощью к Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы он разрешил им зарезать верблюдов, на что Пророк Мухаммед ﷺ ответил согласием. Когда они шли обратно, им встретился Умар, и они рассказали ему об этом разрешении, на что Умар спросил, как же они собираются без верблюдов выжить? Но тогда Посланник Аллаха ﷺ приказал Умару созвать людей, и чтобы они принесли всю еду, которая у них осталась. Тогда расстелили шкуры и разложили на них всю оставшуюся еду, после чего Посланник Аллаха ﷺ обратился ко Всевышнему с просьбой благословить эту еду. После этого люди стали подходить по указанию Пророка Мухаммеда ﷺ к этой куче еды и брать из нее для своего пропитания, и сколько бы они ни брали, все равно еды оставалось достаточное количество. После этого Пророк Мухаммед ﷺ сказал такие слова: «Я свидетельствую, что никто не имеет права, чтобы ему поклонялись, кроме Аллаха, а я его посланник».

Еще одно чудо Пророка Мухаммеда ﷺ описано в истории о том, как Пророк Мухаммед ﷺ получал воду из пальцев, которая была рассказана со слов Анаса бин Малика: Анас бин Малик видел Пророка Мухаммеда ﷺ перед тем, как должна была начаться молитва Аср. В этот момент людям понадобилась вода для совершения ритуального омовения, но люди нигде не могли найти воды. Когда же Посланнику Аллаха ﷺ принесли полный горшок воды, чтобы он совершил омовение, Посланник Аллаха ﷺ опустил в эту воду свои пальцы и сказал, чтобы люди совершили омовение водой из этого горшка. Анас бин Малик сказал, что видел собственными глазами, как из пальцев Пророка Мухаммеда ﷺ выливалась вода в таком количестве, что хватило всем людям для омовения.

Еще одно чудо Пророка Мухаммеда ﷺ описывают в истории про вздыхающий ствол пальмы. Этот случай произошел, когда Пророк Мухаммад ﷺ был в Медине: он поднимался в ходе своей проповеди на обрезанный ствол пальмы. Позже установили вместо пня минбар или кафедру. Но когда дерево осталось в одиночестве, пальма начала стонать. Пророк ﷺ спустился вниз, и прижался к ней, пока пальма не затихла. После чего Пророк ﷺ сказал: «Она плакала, тоскуя по словам поминания Аллаха, которые слышала прежде».

Помимо вышеупомянутых, в сводах хадисов и жизнеописаниях Пророка Мухаммеда ﷺ есть описания еще и других многих чудес Пророка Мухаммеда ﷺ. К этим чудесам относятся такие, как история о рытье вокруг Медины рва, предсказаниях Мухаммеда ﷺ, которые сбывались во времена его сподвижников, а другие сбылись после смерти Пророка ﷺ.

чудеса Пророка

Арабский мир после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ

Посланник Аллаха ﷺ к моменту своей смерти завоевал, возглавляя войска мусульман, весь Аравийский полуостров, и его последователи, которые после него стали халифами, продолжили эти великие завоевания, присоединив к мусульманскому миру большие азиатские территории, а также владения Византии в Африке.

Критика в адрес Пророка Мухаммеда ﷺ

Первыми противниками Пророка Мухаммеда ﷺ и его критиками стали его же собственные соплеменники курайшиты, которые относились к его пророческой миссии с неверием и консерватизмом и не признавали, что Мухаммед ﷺ - Пророк Бога. Упоминается об этой критике в Священной Книге Коран и в биографических преданиях Посланника Аллаха ﷺ.

В современное время критике подвергается и личная жизнь Пророка Мухаммеда ﷺ. Некоторые источники критикуют его женитьбу на Аише и заявляют, что он женился на своей жене Аише, когда ей было всего девять лет. Однако следует заметить, что в то время у арабов и также у других народов были распространены ранние браки, и сами современники Мухаммеда ﷺ не критиковали его за такой поступок, хотя из жизнеописания Пророка Мухаммеда ﷺ и Священного Корана прослеживается четкое стремление противников Мухаммеда ﷺ найти какие-либо недостатки или изъяны у Пророка ﷺ, чтобы опорочить его в глазах других людей. Более того Аиша намного опережала своих сверстниц в физическом и умственном развитии, Аиша говорила, что девочка, достигнув девяти лет, уже является женщиной, что соответствует истине того времени, подтвержденной в содержании сообщений Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Задать вопрос

Обсуждение

Комментариев пока нет.