Исламский туалетный этикет
Мусульманину шариатом предписаны определенные этикетные правила, которых он должен придерживаться, посещая туалет и во время испражнения и мочеиспускания. Свод этих правил составляет так называемый исламский туалетный этикет.
Правила туалетного этикета
Вкратце правила туалетного этикета мусульман можно обозначить тезисно таким образом:
- Мусульманин должен перед тем, как войти в туалет, произнести одно из двух дуа или молитвы-обращения, которые выражают просьбу к Аллаху защитить верующего от проклятого, злого и скверного шайтана и защитить и уберечь от дурных поступков и порочности. Поскольку эти дуа относятся к категории необязательных, то произносить их можно и на своем родном языке. Это такие дуа, как: «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от шайтана мужского и женского пола /Аллахумма, ин-ни а‘узу бикя мин аль-хубси ва-ль-хабаиси/» и «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от нечисти и нечистот и проклятого шайтана /Аллахумма, ин-ни а‘узу бикя минарридж-си аннаджисиль-ха-бисиль-мухбиси шайтани-рраджим»;
- после завершения испражнения и мочеиспускания мусульманин должен левой рукой вымыть водой органы, подтереть их не менее, чем тремя подтирочными камнями либо туалетной бумагой. С этой целью можно также использовать подручный материал, исключая навоз и кости, избегая использовать вещи, представляющие ценность;
- покидая туалет, мусульманин должен вымыть руки тщательно, а, выходя из помещения, произнести «Аллах, прости меня /Гуфранакя/».
Что нельзя делать в туалете
Существует в исламском туалетном этикете ряд запретов:
- В туалет запрещено вносить Коран;
- нельзя заходить в туалет босиком, однако на современные уборные, оборудованные по последнему слову техники и дизайна, это не всегда распространяется;
- в туалете запрещено мочиться и испражняться стоя. На этот счет, правда, есть как подтверждающие хадисы, к примеру, слова Умара ибн Хаттаба (رَضِيَ اللهُ عَنه) : «Пророк застал меня за этим и запретил мочиться стоя», так и обратное подтверждающие. Однако, общепринятым является мнение, что справление естественных надобностей сидя - предпочтительнее;
- по исламским этикетным правилам, в туалете запрещено приветствовать человека, который мочится или справляет естественные потребности в данный момент.
Общие правила того, что делать нельзя при справлении нужды
Что же касается справления не в помещении туалета, а где-то на улице в открытом пространстве без специально оборудованного помещения, то на этот счет этика также устанавливает целый ряд запретов и правил:
- в стоячую воду либо в воду, которая может быть в последствие использована кем-то для чего-то, мочиться запрещено;
- запрещено мочиться под дерево, которое плодоносит, а также в нору и в тех местах, где могут собираться люди – к таким местам относятся и дороги;
-
Мусульманин должен также знать харам в исламском туалетном этикете – то, что запрещено человеку, который собирается сходить в туалет;
-
О том, что нельзя мочиться в бассейны, озера, колодцы и другую стоячую воду, говорится в хадисе Джабира, упоминая запрет на это от Пророка ﷺ. Точно также нельзя ходить и по-большому и по-маленькому в общественном месте, на дорогах, в тени, а также под теми деревьями, которые приносят плоды, и эти плоды потом люди употребляют в пищу. На этот счет есть свидетельство Му‘аза (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) о том, что Пророк ﷺ завещал бояться трех вещей: «справлять большую нужду в источники, на используемых людьми дорогах и в тени». Об этом же свидетельствует и хадис Абу Хурейры (رَضِيَ اللهُ عَنهُ);
-
точно такой же запрет касается и тех мест, где человек может согреться в холод и мороз в зимнее время года – в таких местах оправляться категорически не разрешается круглый год. Другими словами, все те действия, связанные с отправлением естественных надобностей, которые способны вызвать недовольство людей, причинить им неприятности и неудобства, а также нанести хоть малейший ущерб флоре и фауне, не поощряются и крайне осуждаются;
-
в согласованном хадисе Бухари говорится также о запрете держать во время мочеиспускания половой член правой рукой, также как запрет на совершение правой рукой истинджа;
-
по передаваемому хадису от Джабира(رَضِيَ اللهُ عَنه), в туалет нельзя заходить с Кораном и тем более нельзя его там читать. Однако, в определенных случаях оставить Коран снаружи без присмотра, когда входишь в отхожее место, может быть более опасным и нежелательным – снаружи могут быть люди, которые способны надругаться над Кораном. В данных случаях взять Коран с собой в отхожее место будет меньшим оскорблением, нежели оставить его снаружи;
-
нельзя справлять малую и большую нужду возле могил мусульман. Нежелательно во время того, как оправляешься разговаривать, если нет такой необходимости. Важно следить, чтобы не находиться передом навстречу ветру, чтобы моча не попала на самого человека, который оправляется;
-
в качестве свидетельства в хадисе от Муслима есть комментарий относительно того, что, когда мужчина проходил мимо Пророка Мухаммада ﷺ и поприветствовал его, Пророк ﷺ не ответил, так как в этот момент справлял малую нужду;
-
особое внимание в исламском туалетном этикете уделяется тому, что не следует мусульманину мочиться в норы, дыры или какие-либо трещины в земле. Об этом говорится в хадисе Катады от Абдуллы ибн Сарджиса: «Что в том, чтобы мочиться в норы?» — «Сказано: «Поистине это места обитания джиннов». Объясняется это так: в норе может обитать животное, которому причинит страдания тот, кто оправляется. Если же эта трещина или дыра является жильем джиннов, то они могут причинить страдание оправляющемуся;
-
следует обратить внимание и на вот такой момент: в туалет не следует входить с вещью, на которой каким-либо образом упомянуто имя Всевышнего: это могут быть надписи, бумажные деньги, на которых стоит имя Аллаха. Если же нет возможности оставить эту вещь снаружи и приходится вносить ее в туалет, то желательно прикрыть саму надпись на тот период времени, пока мусульманин находится в туалете. Это касается всех бумаг, на которых может быть упомянуто имя Аллаха – Коран, аяты, хадисы, тексты, имеющие отношение к шариатским наукам – в этом случае ислам строг и непреклонен.
Истиджмар и истинджа
Исламский туалетный этикет тесно связан с такими понятиями, как истиджмар и истинджа. Истиджмар означает подтирание камнями, бумагой, глиной или чем-то из числа дозволенного и очищающего. К числу этикетных исключений в данном случае относится навоз и кости – ими нельзя осуществлять истиджмар.
Истинджа означает подмывание, то есть очищение от испражнений обоих выводящих путей посредством воды. В традиции туалетного этикета мусульман использовать для подмывания специальный сосуд, называющимся кумган (на фотографии слева), такие сосуды или кувшины можно встретить в большинстве туалетах при мечетях, а также во многих туалетных комнатах в мусульманских странах: в торговых центрах, общественных учреждениях, некоторые туалеты оборудованы специальными шлангами для подмывания.
Разрешается делать не то и другое, а что-то одно, и на этот счет есть свидетельство: по свидетельству Анаса ибн Малика (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) Пророк ﷺ уединялся с этой целью в отхожее место, ему приносили мальчики «бурдюк с водой и бурдюк из козлиной кожи, и он совершал истинджа водой».
Аиша (رَضِيَ اللهُ عَنها), третья жена Пророка Мухаммада ﷺ, также говорила в связи с этикетными положениями и правилами, что тот, кто отправляется уединиться по большой нужде, должен очиститься тремя камнями, и «поистине это замещает его (т.е. очищение водой)».
У мусульманских ученых существует единое мнение, что лучше всего объединить процедуры истиджмар и истинджа.
Для истиджмара можно применять не только камни или глину, но и все то, что для этих целей подойдет, но только при условии, что это будут дозволенные материалы, чистые и очищающие. К таким материалам могут относиться дерево или бумага, салфетки или листья. Сам Посланник ﷺ совершал истиджмар как с помощью камней, так и с помощью материалов, подходящих для этого. И, как подтверждал и свидетельствовал Сальман (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) менее, чем тремя подтираниями, нельзя совершать истиджмар. Этикетный запрет также гласит, что нельзя совершать подтирания правой рукой.
Правила подмывания
Относительно истинджа также существует ряд подробных этикетных указаний:
- проводить истинджа или подмывание следует обязательно, дабы удалить из переднего и заднего проходов остатков всех выделений. Это могут быть как обычные естественные выделения, так и остатки мази или вадьи;
- подмывание необязательно проводить тем, кто только испустил газы;
- относиться к процедуре подмывания следует очень ответственно: избегать того, чтобы капли мочи попали на тело и одежду, не мочиться стоя, чтобы избегать брызг;
- по словам Посланника Аллаха ﷺ, тело и одежду следует оберегать от попадания брызг мочи, и нельзя относиться к этому вопросу пренебрежительно, потому что такое отношение является одной из наиболее частых причин всех тех мучений, которые ждут человека в могиле;
- По окончании мочеиспускания, чтобы полностью удостовериться в избавлении от всех остатков мочи, выполняют истибра, приседая, сдавливая мочеиспускательный канал, откашливаясь. По исламскому этикету не стоит лишний раз без необходимости смотреть на органы при очищении – так предписывают исламские этикетные правила;
- во время отправления малой или большой естественной потребности исламский этикет предписывает определить киблу, и поворачиваться к ней передом или задом запрещено, если вас застала нужда в открытом пространстве - на пустыре, посреди пустыни или в степной местности, когда между вами и киблой нет никаких видимых преград;
- на этот счет в хадисе Абу Айуба аль-Ансарий (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) сказано, что Пророк ﷺ, говорил «не обращайтесь к Каабе ни передом, ни задом, а поворачивайтесь на восток или на запад», когда пришли справлять нужду;
- если же вы справляете нужду в здании, то между вами и киблой преграда есть, а значит данный исламский этикетный запрет в помещении не действует, вернее, особой беды не будет в этом.
Пока вы оправляетесь, вам обязательно следует делать следующее:
- перед самим входом в то место, где вы будете справлять нужду, следует сказать «Аллахума инни а‘узу бикя мина-ль-хубси уа-ль-хабаис». Выходя же из отхожего места, скажите «Гуфранакя»;
- следите за тем, чтобы в помещение туалета заходить именно с левой ноги, а выходить из туалета с правой ноги, а также за тем, чтобы ‘аурат, или участки тела, которые предписано скрывать, не открылись до того момента, пока человек не скроется от людских глаз в туалете. Если же возникла необходимость помочиться или же сходить по-большому не в помещении, а в открытом пространстве, то исламский туалетный этикет предписывает мусульманину отдалиться настолько, чтобы он никому не был виден.
Об этом говорится в хадисе Джабира (رَضِيَ اللهُ عَنهُ): Пророк ﷺ не начинал оправление, пока не был уверен, что никто его не видит. Али (رَضِيَ اللهُ عَنه ُ) также в хадисе говорил, что преградой между «… джиннами и ауратами сынов Адама когда они входят в отхожее место — произнесение «Бисмиллях»». О том, что Пророк ﷺ при выходе из отхожего места всегда произносил «Гуфранакя», свидетельствовала Аиша (رَضِيَ اللهُ عَنها).
О том, что Посланник Аллаха ﷺ не поднимал своей длинной рубахи или сауба до тех пор, пока не опустится к земле, при оправлении, говорится в хадисе ибн Умар (رَضِيَ اللهُ عَنه) .
Поскольку Пророк ﷺ преимущественно оправлялся именно в положении сидя, и лишь иногда делал это стоя – об этом упоминается в некоторых хадисах. Поэтому в туалетном исламском этикете разрешены обе позиции, но предпочтение отдается именно позиции сидя.
Второй вопрос: При долгой ходьбе у человека впоследствии потеет задний проход, и при поте человек может выпустить газ. Нужно ли после этого подмываться?
Третий вопрос: Вот например делаешь истинджа, все остатки мочи смыл и теперь чисто. И во время истинджа капли попадают на одежду, является ли это одежда загрязнённой?
Подскажите пожалуйста
Есть вероятность что девушка забеременеет от меня от предметов (дверной ручки,подноса и тд)
Если я после подмывания не помыл руки
Туалет был общественный в кафе
Я прочел всë это, но нигде не нашел упоминание о том, что при входе в туалет обязательно или предпочтительно нужно быть в головном уборе. Есть ли какие-либо хадисы, указывающие на это? Или это новшество?
1. Да, можно делать так.
2. Газы не относятся к нечистотам (наджаса) и не оставляют никакого следа, а поэтому не
требуется подмываться и стирать одежду после выхода газов.
3. Если скверна удалилась полностью, то капли на руке считаются чистыми.
Аллаху а’лям!
Ошибка простительна.
Всевышний Аллах сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный». Сура: аль-Ахзаб (5).
Передают со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах простит (членам) моей общины ради меня [то, что они сделают) по ошибкe и забывчивости (, а также) то, к чему их (будут) принуждать» Ибн Маджах и аль-Байхаки.
Аллаху а’лям!
Ваш вопрос неясен!
Зикр необходимо делать на арабском языке и именами Аллаха. Имя "Бог" не является именем Аллаха, а лишь передает смысл его имени.
Аллаху а’лям!
Если человек, когда произносит слово Бог, имеет в виду Аллаха, то не следует поступать так в отхожем месте.
Аллаху а’лям!
Джинны часто живут в нечистых местах, таких как отхожие места, мусорные баки и помойки. А поэтому закрытие двери туалета с упоминанием имени Аллаха не дает джиннам, которые могут находиться в нем, проникнуть в остальные комнаты дома.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закрывая двери, помяните имя Аллаха. Воистину, шайтан не может открыть закрытую дверь». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
Аллаху а’лям!
По мнению большинства ученых, разрешается поворачиваться во время справления нужды лицом или спиной в сторону киблы в здании.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «(Однажды) я поднялся на крышу дома Хафсы по какому-то своему делу и увидел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, справлял нужду, повернувшись спиной в сторону киблы и лицом в сторону Шама». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.
Аллаху а’лям!
Разрешается использовать бумагу, камни, сухие и влажные салфетки для удаления нечистот с двух каналов после справления нужды, в количестве не менее трех протираний, но вода предпочтительнее.
Передают со слов ‘Аиши о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-либо из вас будет выходить для справления нужды, пусть берет с собой три камня, которыми очистит себя, ибо, их будет для него достаточно». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, ад-Дарими, аль-Байхаки и ад-Даракутни.
Если же наджаса распространяется на другие места, помимо места ее выхода, то является обязательным (ваджибом) удаление наджасы водой.
Аллаху а’лям!
Если ванная комната совмещена с унитазом, то достаточно перед купанием вспоминать «бисмиЛлях» сердцем внутри этой комнаты, либо произнести эти слова перед входом в отхожее место.
Аллаху а’лям!
Есть несколько хадисов, в которых сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, входил в отхожее место с покрытой головой, но эти хадисы недостоверные.
Однако сообщается, что некоторые праведные предшественники, в том числе Абу Бакр ас-Сыддик, покрывали голову перед входом в отхожее место.
Поэтому некоторые ученые считают желательным входить в отхожее место для справления нужды с покрытой головой, а другие считают это дозволенным делом, но никто не говорил об обязательности этого.
Аллаху а’лям!