Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин
Мухаммад ибн Салих аль Усаймин, да помилует его Аллах - мусульманский богослов и правовед, исламский ученый, толкователь Корана. Родился в 1925 году, умер в возрасте 75 лет в 2001 году (1347-1421 по хиджре). Похоронен в Мекке.
Детство
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Салих ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Абдуррахман ибн Усман ибн Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Ахмад ибн Мукбиль аль-Вухайби ат-Тамими – так звучит полное имя известного ученого, который вошел в историю как выдающийся салафитский богослов, правовед и толкователь Корана – Книги Аллаха. Шейх Усаймин родился в 1929 году 9 марта в Саудовской Аравии в городке Унейза провинции Эль-Касим. Его семья была очень религиозна, достаток имела средний. Воспитанием мальчика и его начальным образованием занимался дедушка по материнской линии Абдуррахман ибн Сулейман аль-Дамиг, поскольку отец его занимался торговлей и постоянно находился в разъездах по делам коммерции. Именно дедушка заложил в будущего ученого начальные знания о Коране – Священной Книге Аллаха. В начальной школе его учителем-наставником стал АбдульАзиз ибн Салих аль-Дамиг, обучивший будущего ученого основам литературы, арифметики и грамоты.
Дальше наставником мальчика стал Али ибн Абдулла аш-Шухейтана, слывший знатоком Книги Аллаха. В школе этого ослепшего мудреца Мухаммад за полгода выучил наизусть весь Коран. Наставник обратил внимание на такие незаурядные способности ребенка, указал на них его отцу, и отец решил, что поспособствует тому, чтобы сын приобретал знания Шариата.
Одним из современников будущего ученого, преподававшим в то время в городе Унейза в мечети аль-Кабир был шейх Абдуррахман ибн Насыр ас-Са‘ди. Попасть в число его учеников было не так-то просто: для начала следовало пройти начальное обучение у одного из его самых лучших учеников: Мухаммада ибн АбдульАзиз аль-Мутавви или Али ас-Салихи. Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин попал к Мухаммаду ибн АбдульАзизу аль-Мутавви, у которого приобрел у него знания о Священной Книге Аллаха, по арабской грамматике, по фикху и по вопросам единобожия.
Когда же Мухаммаду исполнилось тринадцать лет, у него появилась возможность посещать уроки самого шейха Абдуррахмана ибн Насыра ас-Са‘ди, с ним он изучал толкование Корана, единобожие, основы фикха и науку о хадисах, а также синтаксис, наследственное право и жизнеописание Пророка Аллаха ﷺ - по всем этим предметам тексты или матн будущий ученый знал наизусть.
Именно шейха Абдуррахмана ибн Насыра ас-Са‘ди можно считать главным учителем в его жизни, поскольку именно он оказал наибольшее влияние на Ибн Усаймина, зародил в нем основы правил приведения доказательств из Сунны и Книги Аллаха, исламских научных знаний, а также приобрел методологию следования за доводами Шариата и педагогические навыки.
Будущий шейх Усаймин получал также знания и под руководством других ученых, которые на тот момент слыли одними из крупнейших специалистов в этой области в городе Унейзе: у шариатского судьи Абдуррахмана ибн Али ибн Аудана он изучал наследственное право, у преподавателя шейха Абдурраззака Афифи он учился риторике и грамматике.
Учеба
В скором времени в Эр-Рияде состоялось открытие Научно-исследовательского института по наукам Шариата, и аль Усаймин поступил туда по совету Али ас-Салихи, одного из выдающихся учеников шейха ас-Са‘ди – это было в 1952 году. Два следующих года он проходил обучение у таких известных и уважаемых богословов, как знаток хадисов Абдуррахман аль-Ифрики, факих АбдульАзиз ибн Насир и знаменитый толкователь Корана Мухаммад аль-Амин аш-Шинкити. В этом же институте в годы учебы ибн Усаймин познакомился с АбдульАзизом ибн Базом, который позже станет муфтием Саудовской Аравии: в его мечети он занимался изучением трудов Ибн Теймийи и «Сахиха» аль-Бухари, а также приобретал знания по хадисоведению, знакомился с воззрениями ученых, являющихся представителями различных мазхабов, изучил сравнительный фикх.
С полным правом можно называть шейха АбдульАзиза ибн База вторым наставником шейха Усаймина, который также немало способствовал развитию будущего ученого.
Институт Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин окончил в 1954 году, после чего вернулся с свой родной город и там продолжил свое обучение у своего преподавателя шейха Абдуррахмана ас-Са‘ди. Параллельно с этим он обучался в Исламском университете им. имама Мухаммада ибн Сауда, филиал которого находился в городе Унейза, на шариатском факультете, который закончил в 1957 году и получил диплом.
Преподавательская деятельность
Поскольку шейх Абдуррахман ас-Са‘ди отметил, что у его ученика есть педагогический дар, он настоял, чтобы в 1951 году начал свою преподавательскую деятельность в городской мечети аль-Кабир, а также в городском научном институте, в котором его карьера продолжалась до конца 1977 года, а уже в следующем году он читал лекции в городском филиале Исламского университета им. имама Мухаммада ибн Сауда на факультете Шариата и факультете основ религии. Именно в этом университете он преподавал в течение всей своей праведной жизни.
Абдуррахман ас-Са‘ди ушел из жизни в конце января 1957 года, повергнув в скорбь весь мусульманский мир. Шейх Абдулла аль-Бассам проводил погребальную молитву, пятничную молитву с людьми и пять субботних молитв. На следующий день к шейху Усаймину, которому в ту пору было всего двадцать девять лет, обратился Мухаммад ибн АбдульАзиз аль-Мутавви с просьбой взять на себя обязанности преподавателя вместо шейха ас-Са‘ди и в мечети аль-Кабир взять на себя обязанности имама-хатыба. Это предложение было поддержано губернатором Эль-Касима, а также его поддержали и другие высокопоставленные граждане. Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин согласился на это предложение.
Первая его полуденная молитва в роли имама этой мечети состоялась в тот же самый день. С того самого дня он стал совмещать работу преподавателем в Национальной библиотеке при мечети с обязанностями имам-хатыба. Национальная библиотека Унейзы находилась при аль-Кабир и ее когда-то основал сам шейх ас-Са‘ди еще в 1940 году.
Свою преподавательскую деятельность при мечети шейх Усаймин не прерывал до самой своей кончины, однако одним только преподаванием в мечети его педагогическая деятельность не ограничивалась. Когда в 1970 году на месте старой глинобитной мечети была выстроена новая мечеть ад-Дали‘а, к Усаймину обратился джамаат мечети, попросив его выделить хоть какое-то время для проведения в их мечети уроков.
Шейх Усаймин согласился, и в течение следующих 16 лет он преподавал в этой мечети по вторникам и воскресеньям: после того, как проводил закатную молитву, он выходил пешком из своей мечети и шел в мечеть ад-Дали‘а, которая находилась примерно в километре от аль-Кабир.
Постепенно число его учеников увеличивалось, и в определенный момент библиотека при мечети просто оказалась не в состоянии вмещать в себя всех желающих учиться у шейха, услышать его слово. К нему приезжали студенты из разных уголков Саудовской Аравии, из других стран, из самых разных уголков земного шара – и это были не вольнослушатели, а именно студенты, стремящиеся получить у шейха фундаментальные знания о религии. В результате очень скоро возникла необходимость проводить занятия внутри самой мечети.
После того как король Саудовской Аравии Халид АбдульАзиз ас-Сауд побывал в соборной мечети с визитом и узнал о массовом прибытии студентов для обучения у шейха Усаймина, по приказу короля было возведено рядом с мечетью здание, которое было передано студентам в качестве вакфа. В это здание после переехала Научная библиотека, а также в нем организовали общежитие для студентов.
Шейх Усаймин получил широкую известность благодаря своей уникальной системы и методики преподавания. Повышенное внимание он уделял тому, чтобы студенты заучивали тексты наизусть. По программе, им разработанной, студенты должны были знать наизусть текст Книги Аллаха, те аяты из Книги Аллаха, толкование которых изучалось на уроках шейха. Студенты должны были также выучить научные сочинения в стихотворной форме (матн) Ибн аль-Каййима «Мимийя» и ас-Саффарини «ад-Дуррат аль-мудыйя», «аль-Акыда аль-Васития» Ибн Таймийи и «Китаб ат-таухид» ат-Тамими. Обязательными для заучивания наизусть являлась для студентов терминология хадисов аль-Байкуни «аль-Байкуния» и «Нухбат аль-фикр» Ибн Хаджара, а также одна тысяча пятьсот шестьдесят девять хадисов Ибн Хаджара «Булуг аль-Марам».
Студенты обязаны были знать наизусть тексты фикха из «аль-Бурхании» Мухаммада аль-Бурхани, «Умдат аль-Ахкама» Абдулгани аль-Макдиси и «Заад аль-Мустакни» аль-Хаджави. Сам шейх составил научное сочинение в стихотворной форме «Манзума усуль аль-фикх», которая содержала в себе основы фикха и состояла из ста трех стихов, ее студенты заучивали вкупе с матном аль-Джувейни «аль-Варакат».
Большое внимание уделялось шейхом Усеймином к заучиванию материалов по грамматике арабского языка – заучивался матн Ибн Малика “аль-Альфия” и Ибн Аджуррума “аль-Аджуррумия”.
Всякий студент, кто не выучит наизусть все эти тексты, сурово порицался шейхом, и результат обучения студентов шейха всегда был великолепным.
Вторым принципом методики обучения, разработанной шейхом Усаймином, было повторение пройденного ранее материала. На каждом следующем уроке проводил опрос по материалу, изученному на прошлом уроке, чтобы убедиться, что текст выучен студентами хорошо, все комментарии понятыми ими, и они могут воспринимать новую информацию, не испытывая затруднений.
Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин относился особо внимательно к разъяснению тех комментариев, которые дал в ходе уроков, используя такие средства, которые помогали понять объясняемый материал даже неопытным студентам-новичкам, только начавших изучать шариат. Шейх преподавал на простом доступном языке, приводил простые и понятные примеры, умел корректно и правильно разделить целое на составные более легкие для усвоения части, а также проводил понятные жизненные параллели.
После изучения каждой главы или книги целиком шейх Усаймин устраивал обсуждение изученного, проверяя, насколько ученики усвоили эти знания, задавая соответствующие вопросы и обсуждая те моменты, которые были не до конца ясны. В ходе преподавания шейх рассказывал различные поучительные истории, если понимал, что студенты, от которых он требовал постоянной концентрации внимания, устали или рассеяны.
Каждый аят Книги Аллаха или хадис шейх Усаймин разъяснял подробно, принимая во внимание, что в основе каждого хадиса или аята Книги Аллаха лежит определенный шариатский довод.
Оканчивалось каждое занятие тем, что преподаватель давал возможность каждому студенту задать интересующие его вопросы по той теме, которая была изучена на уроке.
Шейх Усаймин проявлял повышенное внимание к вновь прибывшим студентам: он старался привить у своих учеников искреннюю любовь к исламским наукам, предлагал им интересные задания по подготовке доклада на ту или иную тему, что было для новичков нелегко, но мотивировало их на то, чтобы искать самостоятельно научные источники, получая навыки исследовательской деятельности.
Нравственному воспитанию своих учеников уделял он особое внимание, развивая у них навыки призывать к Исламу людей.
Педагогическая деятельность шейха Усаймина не ограничивалась одним городом: он читал лекции для людей везде, где бы ни побывал. Так, с 1982 года начались его лекции в Медине в Мечети Пророка ﷺ и в Мекке в Заповедной Мечети, приходившиеся на летние студенческие каникулы в месяц рамадан. Традиция чтения этих лекций не прерывалась вплоть до самой смерти шейха.
Активно занимался шейх Усаймин и научно-просветительской деятельностью: во многих конференциях Мединского университета и других учебных заведений принял он участие, а также выступал в качестве организатора. Активно сотрудничал с комитетом по приему паломников, которые прибывали во время хаджа: лично встречал паломников в аэропорту, отвечал на их многочисленные вопросы и выступал перед ними с проповедями.
Общественная деятельность
Шейх Усаймин определенное время своего дня отводил для того, чтобы пообщаться с людьми и дать им свои наставления: такое общение происходило как при личных встречах, так и по телефону. Религиозно-просветительская радиопрограмма «Нурун ‘аля ад-дарб» неоднократно приглашала его принять участие в эфире очередной передачи. Цикл лекций ученого «Мин ахкам аль-Куран аль-Карим» на радио рассказывал о законоположениях Священного Корана.
Также был активным общественным деятелем, стремясь донести свои знания о религии окружающим. Ежедневно в качестве имама он проводил молитвы даже тогда, когда был уже тяжело болен, обращался каждую пятницу с проповедями к людям и отвечал терпеливо на их вопросы. Видя, насколько тяжело шейху выполнять свои обязанности, испытывая такие проблемы со здоровьем, люди жалели его и укоряли в том, что он совсем не отдыхает, на что шейх отвечал им, что для него быть у мусульманской уммы в услужении – это и есть отдых.
Общественная деятельность Усаймина заключалась и в членстве в Совете крупнейших ученых Саудовской Аравии, и в участии в работе целого ряда государственных научных комитетов, и в работе Совета факультета Шариата и основ религии в Исламском Университете, в состав которого он входил, и в работе в качестве главы кафедры исламского вероубеждения.
Являлся главой Благотворительной ассоциации по изучению Корана в городе с самого момента основания этой ассоциации, шейх ибн Усеймин регулярно встречался с шейхами, имам-хатыбами города, с преподавательским составом кафедры вероубеждения филиала в Эль-Касиме Исламского университета им. имама Мухаммада ибн Сауда, а также с судьями Эль-Касима, с членами Совета директоров Ассоциации по изучению Священного Корана, и со своими учениками, с теми студентами, которые приезжали в Унейзу и проживали в общежитии, чтобы иметь возможность учиться у шейха.
В 1993 году ученому присудили высшую международную премию им. короля Фейсала «За служение Исламу». На церемонии вручения премии было объявлено, что она вручается за его научно-просветительскую деятельность, полезную лекторскую деятельность, участие в многочисленных конференциях, а также за наилучшие нравственные качества Мухаммада ибн аль-Усаймина: правдивость, набожность, служение интересам мусульман, великодушие и искреннее отношение к людям любого достатка и социального положения. Был отмечен также неоценимый вклад шейха в дело призыва к Аллаху.
Наследие шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина осталось в виде аудиолекций, которые сегодня переводятся в текстовый формат трудами его учеников и верующих, обладающих необходимым для этого шариатским знанием. Осталось также и письменное наследие – это небольшие труды-послания на тему молитвы, вероубеждения, хаджа, закята и подобных вопросов, или послания в формате ответов на вопросы. Сохранением наследия Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина и его распространения занимается на сегодняшний день Благотворительный фонд его имени.
Какого мазхаба он придерживался ?
Да, это уважаемый богослов современности.
К сожалению нет возможности спросить у него об этом)
Наберите в поисковике или сайтах-видеохостингах "шейх Усеймин"
Все имена и атрибуты Всевышнего Аллаха указывают на Его совершенство, велик Он и возвышен. Путь всех, кто относится к ахлю ас-Сунна ва аль-джамаа, как в первых, так и поздних поколениях, заключается в признании всех атрибутов, которыми Аллах описал Себя Сам или описал Его ими Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в том виде, в котором подобает величию Аллаха. Они утверждают их без уподобления и очищают от недостатков без отрицания, как сказал Всевышний: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (сура «Совет», аят 11).
Говорить об атрибутах то же, что говорить о сущности. Следует знать о том, что ничего из подлинной сущности Аллаха не похоже ни на что из сущностей Его творений. Также и ничего из Его подлинных атрибутов не похоже на атрибуты Его творений. А кто станет отвергать что-то из того, чем Аллах описал Себя Сам или чем Его посланник описал Его, или же толковать это вопреки его явному смыслу — тот является джахмитом, который не следует пути верующих.
Аллаху а’лям!