Фикх
Слово «фикх» имеет арабское происхождение и означает в переводе «понимать», «знать» или «понимать ситуацию», оно используется в качестве термина для определения знания тех положений исламской религии, которые касаются системы наказаний, религиозных ритуалов поклонения, мусульманского права в области наследования, а также взаимоотношений или «муамалят», и которые можно применить при решении спорных вопросов, касающихся позиции «за» или «против». Слово «фикх» понималось в значении «знания» в период исламской истории, когда длилась эпоха праведных халифов.
В Священном Коране употребляются различные слова, являющиеся от слова «фикх» производными, в значениях «постигать», «знать», «понимать». Фикхом также называют направления религиозно-правовых школ четырех мазхабов: ханафитского, шафиитского, ханбалитского и маликитского. В «Академии Медина» можно получить бесплатное образование по первым трем мазхабам исламского права.
Кто такой факих, муфтий и муджтахид
Факих (мн. ч. фукаха) – это ученый богослов, законовед, который является специалистом в вопросах фикха, владеющий в совершенстве исламским правом. Также может использоваться термин «муджтахид», который означает человека, который обладает знаниями и полномочиями и опирается на источники в религии Ислама и может выводить новые религиозные суждения, обладает полномочиями принимать новые решения.
Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, Всевышний сделает мусульманина в религии факихом, если Он пожелал для этого человека добра, подразумевая, что такой человек станет понимать все тонкости положений исламской религии.
Относительно термина «фикх» употребляется также термин «муфтий» - так называется должностное лицо, которое обладает полномочиями в системе религиозного исламского суда и в его функции входит вынесение решений в области религиозно-юридического права на основании положений Священной Книги Коран и Сунны, а также с опорой на существующие прецеденты за историю практики и на общие суждения исламских ученых.
Муфтий – это тот факих, который не является муджтахидом, но если возникают соответствующие вопросы, то он передает суждения или мнения других муджтахидов. Муфтий выносит ответ на вопрос, который называется «фетва». У фетвы относительно иджтихада характер узко-специфический. В иджтихаде нет необходимости, если вопрос или проблема ясны, не вызывают у ученых разногласий и освещены в Сунне и Коране достаточно ясно. Но происходят такие случаи, когда правильное решение необходимо найти в каких-то конкретных случаях, и для этого используется урф-адат, маслахат, истихсан, и другие, и в таких случаях необходима фетва.
Знания некоторых факихов, усовершенствованные в период табиинов и известных сподвижников с помощью различных фетв и иджтихадов, положили начало новым направлениям. Основоположникам новых направлений в науке стали Аиша, Абдуллах ибн Мас‘уд и Абдуллах ибн Умар. К этому числу относятся и семь факихов из Медины из числа табиинов, среди которых был Нафи‘. Также к этому числу относятся Алкама ибн Кайс, Ибрахим ан-Наха‘и, Хасан Басри и Хаммад ибн Абу Сулейман.
Трактовка
В труде «аль-фикху Акбар» содержались таухид и акаид: «аль-фикхуль виждани» в переводе означало «нравственное воспитание». Если же использовалось только слово «фикх», то речь шла именно о практических культовых вопросах.
Свое определение термину «фикх» дал ученый Абу Ханифа: «Фикх – это знание человеком тех положений, которые «за» или «против». По его определению, значение у данного термина более общее. Труд Абу Ханифы под названием «аль-Фикху Акбар» включал в себя вопросы вероучения, поскольку на тот период времени еще не было сформировано таких отдельных ветвей науки, как основы веры или «иман», вероучение и нравственность или «ахляк».
Постепенно после того, как стали развиваться различные отрасли религиозной науки, фикх был выделен в качестве раздела науки, который включает только такие направления, как «ибада» (поклонение), «укубат» (наказания) и «муамалят» (финансовые и торговые дела). Недавно было введено такое понятие, как «хукукуль-исламия» (исламское право): в него включены не только вышеперечисленные направления, но также вопросы наследования или «мирас».
Наука «фикх» изучает действия людей, которые обязаны выполнять все требования исламской религии, как запрещающего характера, так и повелительного, предписывая совершать определённые действия, такие, как намаз, а другие совершать запрещает и предписывает избегать – такие, как воровство. Есть такие области, в которых мусульманину предоставляется свобода выбора или мухайар – это вопросы питания.
Здравомыслящие и совершеннолетние мусульмане обязаны следовать требованиям, которые предписывает шариат, если личность обладает дееспособностью к исполнению законов. Шариат – это свод положений исламской религии, которые связаны с наказаниями, муамалятом и ибадой. Термин «шариат» также нередко используется в значении «религия», в которую включаются и культовые действия, вопросы вероучения. Но использование термина «шариат» относительно вопросов религиозно-культовых действий встречается чаще, отражая внешнюю и более практическую сторону религии.
Достаточно широко распространено в обществе использование терминов «фикх» и «шариат» в качестве синонимов, с помощью которых обозначают мусульманское право. Но представители других взглядов считают, что шариат – это более широкое понимание мусульманского права, и шариат является с этой точки зрения источником для фикха. Фикх – это более узкое понимание, то есть представляет собой только часть шариата, в котором содержатся нормы поведения в обществе мусульман и те обязанности, которые верующие несут перед Всевышним Аллахом.
История
Наибольшего своего расцвета наука фикха достигла в период правления Аббасидов, когда появились такие известные муджтахиды и имамы, как Суфьян ибн Уейана из Мекки, Малик ибн Анас из Медины, Хасан аль-Басри из Басры, Абу Ханифа и Суфьян ас-Саури из Куфы, аль-Ауза‘и из Шама, аль-Лейс ибн Са‘д и аш-Шафии из Египта, Исхак ибн Рахавей из Нишапура, а также Дауд аз-Захири, Ахмад ибн Ханбаль и ибн Джарир ат-Табари из Багдада.
Каждый из этих ученых факихов разработал свою методику и систему иджтихада, у каждого из них был свой взгляд на проблему и свои взгляды в науке.
У многих фикхов почти не осталось последователей в современной науке, поскольку их взгляды не были юридически систематизированы, как это сделал факих Захири, или к остальным направлениям относились слишком предвзято, не принимая методику кыяса.
В современном Исламе существуют до сих пор такие мазхабы, как ханафитский, основанный имамом Абу Ханифой, шафиитский мазхаб, основателем которого стал факих имам Шафии, маликитский мазхаб, основателем которого был факих имам Малик, а также мазхаб, основанный факихом имамом Ахмадом ибн Ханбалем.
Все четыре мазхаба получили среди современных мусульман широкое распространение. Частично сохранились и течения хариджитов и шиитов.
Современное понимание термина «фикх» подразумевает мусульманскую доктрину, включающую в себя как правила поведения, которые относятся к разделу юриспруденции, так и свод общественных норм, которые относятся к мусульманскому праву в более широком смысле.
Этапы
Фикх в своем развитии прошел через несколько этапов, из которых выделяют шесть основных, которые охватывают определенные исторические периоды.
Основан был фикх в период жизни Пророка Мухаммада ﷺ, и его формирование пришлось на 610—632 годы.
Период установления фикха как направления в науке пришелся на период между 632 и 661 годами, вошедший в историю Ислама под названием «Эпоха Праведных Халифов».
На период от основания Омейядской династии в 661 году до ее падения, которое пришлось на середину восьмого века, пришелся период построения науки фикха, а своего расцвета эта наука достигла во время правления династии Аббасидов с середины восьмого века до периода ее упадка в середине десятого века.
Когда же династия Аббасидов начала переживать свой упадок до того момента, как погиб последний Халиф династии Аббасидов, убитый монголами в тринадцатом веке, происходила консолидация науки фикха.
По мере развития исламского государства назрела необходимость оформления доктрины, которая бы включала в себя правила поведения мусульман, в которой были бы приведены те социальные нормы, которые уже действовали в обществе, с теми религиозными ориентирами, которые выдвигала религия ислама. Отношения в обществе с помощью доктрины или фикха должны были регулироваться, основываясь на учении Ислама.
Наука фикха началась не с правовых исследований, а трудов, которые были сборниками хадисов Пророка Мухаммада ﷺ. Основы методологии и языка той части фикха, которая включает в себя юриспруденцию, складывались в период с восьмого века по начало девятого, и в своей развитии они опирались на Сунну и Священную Книгу Коран, которые рассматривались как основные источники правовых решений. Были и самостоятельные источники решений в области права – таким стало мнение общины мусульман, высказанное единогласно, или иджма.
Основополагающим стал вывод о том, что факихи в Сунне и Священной Книге Коран должны найти ответы на любые вопросы практического свойства, а приемы, с помощью которых факихи должны извлекать из этих источников ответы на интересующие их правовые вопросы, или аль-истинбат складывались постепенно и стали основой для иджтихада. Были выделены те условия, которые следовало соблюдать при формулировании новых правовых норм, и постепенно сформировался кияс как источник правовых решений, в результате чего появилось новое направление - усуль аль-фикх, большую роль в установлении которого сыграл имам аш-Шафии.
Как самостоятельная религиозная дисциплина фикх-юриспруденция сложилась окончательно только в десятом веке.
Со временем фикх начали понимать как науку о практических нормах шариата, то есть о таких, которые регулируют поведение мусульман, или о ильму ал-фуру, о таких нормах, которые были извлечены из источников конкретных – Сунны и Корана, иджтихада и иджма.
С того времени фикх начал состоять из правил исполнения религиозных обязанностей и культа или ибадата и правил, которые регулируют отношение мусульман между собой, отношений государства и человека, или муамалята.
Школы
На заре развития фикха наметились две первые правовые школы – мединская и иракская. Мединская была школой асхаб аль-хадис или «сторонников предания», которые основными источниками считали Сунну и Коран, а иракская школа была школой асхаб ар-рай или «сторонников самостоятельного суждения», и в ней основной упор делали на использование иджтихаду и его только к киясу не сводили. Мединскую школу основал Малик ибн Анас, а иракскую - Абу Ханифа ан-Нуман. Остальные мазхабы или суннитские правовые школы были сформированы позже, в девятом - десятом веках: шафиитский, ханбалитский, а также шиитские правовые школы – джафаристкий мазхаб, исмаилисткий и зейдитский.
На Средневековье пришлось формирование норм-принципов наряду с казуистическими фетвами, и для развития фикха это стало кульминационным периодом. Большое развитие получила такая отрасль фикха, как аль-ахваль аш-шахсия, которая представляла собой нормы, которые регламентировали отношения наследственные, отношения в браке, а также подобные. Укубат или та отрасль, которая подразумевала уголовное право становились нецелесообразными под давлением политики государства.
Фикх и современность
В современном исламе за фикхом-юриспруденцией сохранилось формальное значение правового источника, и в ряде мусульманских стран правовые нормы, содержащиеся в трудах мазхабов, применяются в шариатском суде – к таким странам относится Саудовская Аравия. Также законодательства некоторых мусульманских стран, если в законе отсутствует норма, предписывают применение тех выводов, которые предлагает фикх-юриспруденция. По такому принципу работают гражданские и уголовные кодексы мусульманских стран Кувейта, Алжира и ряда других стран. Также применение фикха допускается законодательствами Ирана или Бахрейна, если какие-либо взаимодействия людей не урегулированы основным законом.
Во многих исламских странах при разработке законодательства правоведы опирались на основополагающие нормы фикха.
Фикх имеет такие отдельные разделы, как ибадат, в котором содержатся вопросы поклонения, мунакахат, тематика связанная с семейными отношениями – браком или никяхом и разводом или таляком, муамалят, в котором рассматриваются вопросы, связанные с финансовыми или торговыми делами, а также укубат, связанная со сферой наказаний за правонарушения.
Ответил Вам в чате
Изучение некоторых вопросов фикха и акыды является индивидуальной обязанностью, от которой нельзя отказываться ни при каких обстоятельствах, как намаз и пост, знание двух свидетельств и вера в Последний день. А поэтому необходимо начинать получение знание с этих видов обязательств. Однако фикх основывается на доказательствах Корана и сунны, а поэтому невозможно изучать фикх без Корана и хадисов.
Аллаху а'лям!