Битва при Бадре
- Кратко о битве при Бадре
- Причины противостояния мусульман и курайшитов
- Битва при Бадре: ее особенности
- Обхождение с пленниками
- Итоги битвы
Первым крупным сражением, которое состоялось у мусульман с курайшитами, стала битва при Бадре, которая произошла после ряда небольших столкновений, имевших место в период с 623 по 624 год между мусульманами и жителями Мекки.
В каком году произошла битва при Бадре? Битва при Бадре между мусульманами и курайшитами состоялась в семнадцатый день священного месяца Рамадан во второй год по Хиджре, то есть семнадцатого марта в 624 году. Произошло это сражение в западной части Аравийского полуострова в Хиджазе.
Чем знаменита битва при Бадре: силы мусульман составляли 313 человек, силы неверующих – 1000 человек. На момент сражения при Бадре армия мусульман включала около девяноста мухаджиров, плюс шестьдесят один воин из числа представителей племени Аус, а также сто семьдесят воинов-хазраджцев. Все мусульманские воины были плохо вооруженные в отличии от мекканских многобожников имеющих конных воинов.
Тех, кто принимал участие в битве при Бадре, стали называть «асхаб аль-Бадр» - "участники Бадра".
Причины противостояния мусульман и курайшитов
На протяжении пророческой деятельности в Мекке Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники терпели со стороны курайшитов притеснения, угрозы и нападки, их подвергали бойкотам, нападали, нанося побои, угрожающие жизни, а некоторых из числа невольных мусульман даже убили. Части мусульман пришлось переселиться сначала в Эфиопию, а затем, после клятвы мединских мусульман о верности и помощи Пророку ﷺ и всем мусульманам, мекканские мусульмане вместе с Пророком ﷺ переселились в Медину, которая тогда носила название Ясриб. Жители Медины приняли решение обратиться в ислам, и Посланник Аллаха ﷺ чувствовал поддержку со стороны мединского населения.
Все караваны курайшитов идущие в торговлю в Сирию проходили мимо Медины, Посланник Аллаха ﷺ принял решение преградить в очередной раз путь одному из этих караванов, которые обогащали многобожников и давали им возможность подготавливаться к полномасштабной войне с мусульманами. Также у мусульман в Мекке оставалось еще многое из того имущества, что было отнято у них при переселении. У курайшитов не было договора с мусульманами, и они продолжали причинять мусульманам всевозможный вред в Мекке и других местах, где у курайшитов было влияние.
Мусульмане потратили много времени на то, чтобы подготовиться, узнав как можно больше информации об армии противника, однако армия курайшитов превосходила мусульман численностью, так как они были подготовлены и знали, что рано или поздно мусульмане предпримут очередную попытку напасть на караван.
Битва при Бадре: ее особенности
Битва при Бадре имела огромное историческое и стратегическое значение, но потери в результате сражений составили всего 6,4%: сообщается, что из тысячи воинов со стороны Мекки погибло семьдесят человек, а из трех сотен мусульман погибло всего полтора десятка.
Когда до Посланника Аллаха ﷺ дошла информация о том, что некоторые из числа людей племени Бану Хашим, а также ряд других людей в данной битве принимали участие не по своей воле, он ﷺ запретил убивать этих людей. Также Пророк Мухаммад ﷺ запретил убивать своего дядю по той же самой причине, а также Абу аль-Бухтурий, поскольку он в мекканский период деятельности Посланника Аллаха ﷺ воздерживался от проявления негатива в сторону как самого Посланника Аллаха ﷺ, так и мусульман. Но он был убит в сражении с аль-Муджаззаром ибн Зийадой аль-Балавий.
В текстах, посвященных жизнеописанию Посланника Аллаха ﷺ, как и в Священном Коране, упоминается, что в битве при Бадре принимали участие даже ангелы Всевышнего Аллаха. Упомянуто в Сире, что невысокий мусульманин возгордился, когда ему удалось сделать своим пленником курайшита, который был высоким и большим, но тогда его пристыдили со стороны, сказав, что он не смог бы сделать это, если бы ему не помог ангел.
Подготовка
После того, как Пророк Мухаммад ﷺ услышал весть о том, что из Сирии возвращается большой караван мекканцев, который возглавляет Абу Суфьян ибн Харб, Посланник Аллаха ﷺ принял решение арестовать караван. По дошедшей до него информации, в составе каравана было три или четыре десятка людей из племени курайшитов.
Информация о том, что планируется нападение со стороны мусульман, также дошла и до Абу Суфьяна, когда его караван был на подходе к Хиджазу. Тогда один из его людей отправился в Мекку за подмогой, и вся знать курайшитов отправилась на подмогу, кроме Абу Лахаба, вместо которого отправился на битву аль-Ас ибн Хишам ибн аль-Мугира. На битву при Бадре отправились представители от каждого рода курайшитов, и только представители клана Бану Адий ибн Кааб не присоединились к армии многобожников.
Пророк Мухаммад ﷺ отправился в поход восьмого числа в месяц Рамадан, это был понедельник, а его обязанности остался исполнять Амр ибн Умм Мактум. Позднее вернулся Абу Любаба, которого Пророк Мухаммад ﷺ назначил на должность главы Медины.
Известно о том, что расстояние до Бадра составляло сто пятьдесят километров от Медины, и для того, чтобы мекканцы не узнали о походе мусульман, сначала Пророк Мухаммад ﷺ двинулся в другую сторону, и только после этого через какое-то время свернул к Бадру. Долина Бадра была окружена со всех сторон высокими горами, и только через три прохода можно было попасть туда: все торговые караваны пользовались северным проходом, поскольку этот путь шел мимо поселений людей, там были места, где можно было остановиться на привал в тени пальм и у воды.
Знамя из рук Посланника Аллаха ﷺ получил Мусаб ибн Умайр, а два черных знамени перед самим Посланником Аллаха ﷺ несли один воин из ансаров (Саад ибн Муаз) и один из мухаджиров (Али ибн Абу Талиб).
У мусульман было около семидесяти верблюдов на которых они поочередно передвигались, и только две лошади, а конница язычников составляла сотню коней. Пророк Мухаммад ﷺ, Марсад ибн Абу Марсад аль-Ганави и Али ехали по очереди на одном верблюде.
Кайсу ибн Абу Саасаа, представителя племени Бану Мази ибн ан-Наджжар, назначили главным по тылу.
Когда мусульмане достигли Ирк аз-Зубй, им встретился кочевой араб, но он не сообщил им о враге никаких сведений. Когда же мусульмане достигли селения ас-Сафра, там сообщили, что в этом селении проживают люди племени Бану ан-Нар племени Бану Хурак, и оба эти рода происходят из Бану Гифар. После этого мусульмане проехали между этими племенами, пересекли Зафиран, после чего сделали остановку.
Подход к Бадру и уход каравана от преследования
Пророк Мухаммад ﷺ получил информацию о том, что мекканцы отправились помогать своему каравану.
Подойдя к долине Бадра, Посланник Аллаха ﷺ оставил свое войско и в сопровождении одного из своих сподвижников поехал вперед. Он встретил бедуина, и тот поведал, не имея представления о том, с кем он разговаривает, где находятся курайшиты и где находятся мусульмане. По возвращении в свое войско, Посланник Аллаха ﷺ дождался вечера и послал Али вместе с аз-Зубайром ибн аль-Аввамом, Саадом ибн Абу-Ваккасом и еще рядом сподвижников узнать у водопоя все о местонахождении и численности курайшитов. Эта делегация наткнулась на водопой курайшитов, где повстречали слугу Бану аль-Хаджаж Аслама и слугу Бану аль-Ас ибн Сайд Арида Абу Йасара.
Расспросив этих слуг, мусульмане узнали, что в числе курайшитов присутствуют такие знатные люди, как мекканец Шэйба ибн Рабиа, Утба ибн Рабиа, Хаким ибн Хизам, Абу аль-Бухтури ибн Хишам, аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль, Науфаль ибн Хувалид, ан-Надр ибн аль-Харис, Туайма ибн Адий ибн Науфаль, Абу Джахль ибн Хишам, Замаа ибн аль-Асвад, сыновья мекканца аль-Хаджажа Мунаббах и Нубайх, Умаййа ибн Халаф, Амр ибн Абд Вадд и Сухайль ибн Амр – эти люди представляли собой всю мекканскую знать.
Тогда было решено послать на разведку Адия ибн Абу аз-Загба и Басбаса ибн Амра, которые раздобыли информацию, что курайшиты должны прибыть к послезавтра или даже уже следующему дню.
Когда же до Абу Суфьяна дошла информация о том, что мусульмане находятся уже близко к тому месту, где он должен проходить, он принял решение обойти Бадр слева, свернув с дороги и проехав по его берегу. После того, как караван был благополучно приведен, Абу Суфйан послал гонца курайшитам, которые спешили на помощь каравану, что опасность миновала.
Когда мекканец Абу Джахль получил это известие, он принял решение отправляться в Бадр, задержаться там на три дня, повеселиться и поведать кочевникам арабам о походах курайшитов, чтобы заставить их бояться. Со стороны Аль-Ахнаса ибн Шэрика последовал курайшитам совет возвращаться, но к его совету прислушались только представители рода Бану Зухра и все они вернулись. Вместе с ними вернулся также со своими людьми Талиб ибн Абу Талиб.
После того, как курайшиты отправились дальше, они сделали остановку в долине, миновав песчаный холм аль-Аканкаль, который располагался между Аканкалем и Бадром в низовьях долины Йальйиль. Двигаться дальше курайшитам помешал начавшийся дождь. Для мусульман же выпал лишь моросящий дождик, которым Аллах очистил их и удалил от них скверну сатаны. Кроме того, дождь уплотнил им песок, благодаря чему они могли стоять на твердой земле и лучше подготовить свои позиции. Поэтому мусульмане первыми достигли воды. Пророк Мухаммад ﷺ выслушал предложение Аль-Хубаба ибн аль-Мунзира и дал согласие на военную хитрость: после того, как мусульмане достигли воды, Посланник Аллаха ﷺ повелел засыпать все колодцы, а из того колодца, к которому подошли мусульмане, сделали водоем. В результате этой военной хитрости только у мусульман была вода, а курайшиты остались без водопоя.
Для Пророка Мухаммада ﷺ поставили палатку.
После того, как курайшиты спустились с холма аль-Аканкаль, часть из них отправилась к водоему, и все они были перебиты мусульманами, за исключением Хакима ибн Хизама, который после обратился в мусульманскую веру.
После этого курайшиты направили разведчика к мусульманской стоянке, который вернулся с информацией, что численность войск мусульман составляет около трех сотен человек, и в бой с ними посоветовал курайшитам не вступать. Но Абу Джахль на сражении настаивал, поэтому курайшиты отправились к колодцу, чтобы сразиться с мусульманами.
Поединок
Перед битвой, по обычаям, противоборствующие стороны выставляли на поединок своих самых отважных и сильных воинов. Первым вышел на поединок со стороны мекканцев аль-Асвад ибн Абд аль-Асад аль-Хазуми: его противником стал Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, и в этой схватке он стал победителем. Затем вместе с сыном аль-Валидом ибн Утба и братом Шэйбой ибн Рабиа вышел Утба ибн Рабиа, который вышел вперед и вызывал мусульман на поединок. Против него вышли три человека из ансаров, но с ними курайшиты отказались сражаться, поскольку заявили, что сражаться будут только с людьми из своего племени (по некоторым источникам, они заявили, что сражаться будут только с людьми уважаемыми и благородными).
Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал, чтобы вышел Убайд ибн аль-Харис, а также Хамза и Али. Шэйбу убил Хамза сразу же, а от рук Али погиб аль-Валид. В результате недолгого обмена ударами и Утба, и Убайда были ранены. Хамза и Али бросились на помощь Убайде и убили Утбу, а раненого Убайду отнесли к мусульманам.
Итогом поединка стала победа мусульман. Пророк Мухаммад ﷺ предупредил мусульман, чтобы они не нападали, если на то не будет его личного приказа, а в случае окружения им следует отгонять стрелами курайшитов.
Начало сражения
После этого Посланник Аллаха ﷺ выровнял мусульманские ряды, зашел в свою палатку, в которой его ждал Абу Бакр ас-Сиддик, и стал совершать намаз.
Среди мусульман первым убили вольноотпущенника Умара ибн аль-Хаттаба Михджа, который погиб от прилетевшей курайшитской стрелы.
Посланник Аллаха ﷺ двинулся вперед, повторяя слова Всевышнего Аллаха: «Разбито будет это сборище, и будут они обращены вспять!» (сура Аль-Камар (Месяц), 45-й аят), набрал горсть мелких камешков и бросил их в сторону многобожников со словами: «Да исказятся ваши лица!», и не было такого многобожника, которому эти камешки не попали бы в глаза или в ноздри! И об этом Всевышний Аллах сообщил в Коране: «Не ты бросал, бросая, это Аллах бросал...» (сура Аль-Анфаль (Трофеи), 17-й аят).
После этого Пророк Мухаммад ﷺ велел мусульманам атаковать многобожников, скомандовав: «Вперед!» и побуждая их к бою. И мусульмане ринулись в атаку, воодушевлённые тем, что вместе с ними сражается и сам Посланник Аллаха ﷺ. Во время сражения Всевышний Аллах послал ангелов, которые также приняли участие в битве: многобожники не могли понять, кто же наносит им удары, когда рядом никого не было, у некоторых курайшитов отлетали головы до того, как кто-либо из мусульман заносил над ним меч.
Смерть Абу Джахля и бегство многобожников
Против мусульман в битве принимал участие и Абу Джахль, который был предводителем язычников и являлся основным притеснителем Пророка Мухаммада ﷺ и его противником. Он участвовал в сражении при Бадре вместе с сыном Икримой. Отыскав на поле боя его, Муаз ибн аль-Джамух, выходец из племени Бану Салима, ранил его, отрубив ему полноги, но за него вступился сын Икрима, который лишил Муаза руки.
В хадисе из сборников Муслима и Бухари со слов Абд ар-Рахмана ибн Ауфа рассказывается, что мусульмане выстроились в ряд во время битвы при Бадре, и когда Абд ар-Рахман ибн Ауф посмотрел налево и направо, он увидел, что по обе стороны от него стоят юноши ансары, и пожалел о том, что рядом с ним не находятся воины более могучие. Но тогда один из юношей спросил у него, знает ли он Абу Джахля, и Абд ар-Рахман ибн Ауф ответил, что знает, и тогда парень сказал, что наслышан, что этот человек оскорбляет Посланника Аллаха ﷺ, и поклялся Богом, что если ему встретится Абу Джахль, то не расстанется с ним до тех пор, пока один из них двоих не умрет. Тогда Абд ар-Рахман поразился его словам, но второй юноша сказал ему то же самое. Когда Абд ар-Рахман увидел Абу Джахла, расхаживающего между своими солдатами, Абд ар-Рахман указал на него юношам ансарам, и тогда они бросились к Абу Джахлю и закололи его.
Потом юноши вернулись и сообщили об этом Посланнику Аллаха ﷺ, и тот спросил, кто из них убил этого человека, и тогда каждый из них сказал, что это сделал он. Посланник Аллаха ﷺ спросил, протерли ли они после этого свои мечи, и, получив отрицательный ответ, посмотрел на мечи и сказал: «Вы оба убили его». Пророк Мухаммад ﷺ приказал отдать имущество убитого Абу Джахля Муазу ибн Амру ибн аль-Джамуху. Этих юношей звали Муаз ибн Афра и Муаз ибн Амр ибн аль-Джамух.
После смерти нескольких глав курайшитских племен в ходе битвы, мекканцы дрогнули и обратились в бегство, а мусульмане стали преследовать их, убив часть беглецов и захватив часть их в плен.
После завершения боя, по приказу Пророка Мухаммада ﷺ, люди стали искать Абу Джахля и он попался на глаза Абдаллаху ибн Масуду, Абдуллах сказал, что Абу Джахаль был буквально при смерти. В период пророчества в Мекке Пророк Мухаммад ﷺ подвергался притеснениям от Абу Джахла с неоднократными неудавшимися попытками Абу Джахля убить Посланника Аллаха ﷺ. Также и Абдуллах ибн Масуд претерпел немало мучений по вине Абу Джахля – он был заперт в темнице по его приказу подвергался пыткам и побоям. Когда же Абдаллах обратился к раненому Абу Джахлю с требованием признать поражение, он услышал от него немало оскорблений, после чего Абдуллах отрубил Абу Джахлю голову.
Захоронение мертвых
Пророк Мухаммад ﷺ приказал собрать все тела убитых, после чего их сбросили в колодец аль-Калиб, и только тело, которое принадлежало Умаййе ибн Халафе, настолько раздулось, что заполнило всю кольчугу, поэтому его тело закидали камнями и землей.
Обхождение с пленниками
Мусульмане взяли военнопленных и добычу, и двоих из пленников предали казни: эти язычники, которых звали ан-Надр ибн аль-Харис и Укба ибн Абу Муайт, были известны тем, что предпринимали по отношению к мусульманам особенно враждебные действия. Из всех курайшитов наиболее враждебно по отношению к Пророку Мухаммаду ﷺ был настроен именно его родственник ан-Надр, который опускался даже до того, чтобы оскорблять Посланника Аллаха ﷺ, плевав ему в лицо, а в сражении при Бадре он выступал в качестве командира.
Одному из пленников, Сухайлу ибн Амру, Умар ибн аль-Хаттаб собрался было выбить передние зубы, чтобы впредь он не смог выступать с речами, направленными против Пророка Мухаммада ﷺ, но Посланник Аллаха ﷺ сказал, что Сухайл ибн Амр может в будущем занять такую позицию, которую не будет осуждать Умар.
Пророк Мухаммад ﷺ распределил пленников среди своих сподвижников и приказал, чтобы с ними обходились хорошо, и сподвижники неукоснительно следовали этому приказу: пленников кормили хлебом, а сами сподвижники обходились финиками. По словам Абу Азиза ибн Умайра, одного из таких пленников, командира группы курайшитов, мусульмане, приступая к ужину или обеду, кормили хлебом, а сами довольствовались одними финиками. Он также упоминал, что если у кого-то из пленников выпадал из рук кусок хлеба, то мусульмане тут же подавали ему этот кусок. Абу Азиз вспоминал, что ему было стыдно, поэтому он пытался отдать свой кусок хлеба мусульманам, чтобы те тоже поели, но они даже не прикасались к хлебу и снова отдавали его пленному. Позже Абу Азиза выкупила у мусульман его мать за четыре тысячи дирхамов.
Среди пленников мусульман был также Амр ибн Абу Суфьян ибн Харба, и его отец отказался выкупать у мусульман своего сына. Он напал на совершающего малый хадж старика мусульманина Саада ибн аль-Нугмана ибн Аккаля, принадлежащего роду Амр ибн Ауф, захватил его и его сына, нарушив обещание курайшитов не совершать нападений на паломников, которые отправляются в хадж, и относиться к ним по-доброму. Когда же представители рода Бану Амр ибн Ауф отправились к Пророку Мухаммаду ﷺ, они обратились к нему с просьбой обменять на Саада Амра ибн Абу Суфьяна, и Посланник Аллаха ﷺ согласился сделать это.
В хадисе, приведенном в сборнике Бухари, рассказаны слова Джубейра ибн Мутыма о многобожниках, которые стали пленниками мусульман в ходе битвы при Бадре. Посланник Аллаха ﷺ сказал, что если бы был жив аль-Мутым ибн Адий и заступился за этих пленников, то Пророк ﷺ отпустил бы ради него этих «отвратительных нечестивцев».
За одного пленника мусульмане брали выкуп от одной до четырех тысяч дирхамов, и только неимущие освобождались от выкупа: Абу Азза Амр, у которого было много детей, но сам он был беден, был освобожден просто так.
Итоги битвы
Сражение при Бадре стала для мусульман первой победой и означала, что в борьбе мусульман против курайшитов наступил коренной перелом.
Битва окончилась полным разгромом курайшитов, мусульмане победили, обратив язычников в бегство. В ходе этого сражения были взяты в плен самые знатные из курайшитских воинов, а также были убиты одни из самых злостных врагов мусульман и Пророка Мухаммада ﷺ среди которых был и Абу Джахль. По итогам битвы при Бадре, потери мусульман составили четырнадцать человек. Потери многобожников составили семь десятков человек, и такое же число воинов было захвачено в плен.
Жители Мекки узнали о том, как закончилась битва при Бадре, когда поверженные участники вернулись в город: их позор был настолько мучителен, что был даже запрет на оплакивание погибших, чтобы не давать повода мусульманам радоваться.
Жителям Медины весть о победе мусульман сообщили гонцы Абдулла ибн Раваха и Зейд ибн Хариса: первого направил Посланник Аллаха ﷺ в верхнюю часть города, а второго – в нижнюю часть.
Битва при Бадре стала первым столкновением мусульман с курайшитами.
Почему столь малая по потерям битва при Бадре имела огромные последствия: как первая крупная победа мусульман в бою против курайшитов, она стала поворотной точкой в их противостоянии и дала возможность исламу в дальнейшем масштабно распространяться по Аравийскому полуострову.
Говоря о том, кто победил в битве при Бадре, особое значение имеет и то, каково было численное превосходство проигравших над победителями. Сражение при Бадре стало для всех мусульман примером того, как даже небольшой отряд людей может победить превышающее его втрое по численности войско врага, если их целью является стремление возвысить имя Всевышнего Аллаха.
После победы в битве при Бадре три года мусульмане посвятили тому, чтобы умножить свои усилия по распространению ислама, и это продолжалось вплоть до того, как в ходе сражения при Ухуде в 627 году мусульмане потерпели крупное поражение.
Комментариев пока нет.