Ахлюль хадис
Ахлюль хадис или Ахль аль-хадис – так называют мусульман, которые представляют одно из научных направлений, сформировавшихся на заре развития ислама. Термин этот в переводе означает «люди предания (хадиса)». Сторонники этого направления не принимали нововведения в религии, а также в решении возникающих в мусульманском обществе вопросов религиозного и правового характера.
Они выступали с призывом ко всей мусульманской умме руководствоваться в таких вопросах исключительно Священной Книгой Аллаха Кораном и Сунной Посланника Аллаха ﷺ, продвигая консервативный традиционалистский подход к решению религиозно-правовых вопросов. Ахлюль хадис руководствуется в своих решениях опираясь на список достоверных хадисов и аятов Священного Корана.
Наряду с богословской школой, сформировавшейся в Ираке, ахлюль хадис признавали кияс и иджма как источники мусульманского права, хотя и отводили киясу менее важную роль, чем последователи иракской школы.
Список мусульманских ученых ахлю-ль-хадис многочисленный, это и Ан-Насаи, Ат-Тамими, Ат-Табари, Ибн Исхак, Ат-Тахави, Аль-Барбахари, Ат-Табарани, Аль-Хаким, имам Навави, Ибн Таймия, Ибн Кайим аль-Джаузия, Ибн Касир, Ибн Хаджар Аскалани, Джалялюддин ас-Суюты и многие другие.
История
На заре своего появления ахлюль хадис появились в лоне богословской школы Медины, которая носила название «хиджазская». В разгар споров между мусульманами относительно того, какие сборники хадисов следует использовать и какими качествами они должны обладать, традиционалисты вывели такое понятие, как «калам», к которому отнесли многих, кто был противником той точки зрения, которой придерживались они сами, то есть кто придерживался мнения о необходимости толкования вопросов религии и права в исламе с точки зрения логики, разума и рассуждений. Точка зрения ахлюль хадис сводилась к тому, что ответы на те вопросы, которые не разъясняет текст Священной Книги Аллаха Коран, дает только Сунна Посланника Аллаха ﷺ. С особым интересом участники этого научного направления относились к изучению и собиранию хадисов Пророка Аллаха ﷺ.
Представители ахлюль хадис придерживались в своих воззрениях того пути, по которому следовали сподвижники Посланника Аллаха ﷺ и их ученики, и это отражалось в том, как они строили свои обряды поклонения Всевышнему Аллаху, как строили взаимоотношения между собой, каким порядком строили управление внутри своей уммы. Суть этого пути заключалась в твердой позиции относительно основ религии, которые были соотносимы ими с тем, что было послано Всевышним Аллахом Пророку Мухаммаду ﷺ.
Понимание Священной Книги Аллаха Коран и Сунны Пророка ﷺ для представителей ахлюль хадис исходит из понимания, которым обладали представители первых поколений мусульман, и они не приемлют понимания тех, кто исходит в своем толковании из снов или видений, а также и своего внутреннего вкуса.
В хадисе, переданном Муслимом, были приведены слова Пророка Мухаммада ﷺ, когда он ﷺ говорил о группе людей, которая будет придерживаться истины даже несмотря на противодействие тех, кто выступает с противоположной позиции, «…и так будет пока не придет повеление Аллаха»
Приведены также были слова имама Ахмада: «Если они не приверженцы хадисов, тогда я не знаю кто они!», а шейх аль-Ислам назвал приверженцами хадисов как самих предшественников из первых трех поколений мусульман, так и последовавших за ними.
Термин «приверженцы хадиса»
Относительно того, как следует определять термин «приверженцы хадиса», есть комментарий Шейху-ль-ислам Ибн Таймия, что под этим термином не следует подразумевать тех людей, которые слушают хадисы, делают их записи и передают, и этим ограничиваются: этим термином следует называть людей, которые больше других достойны заучивания хадисов, познания их и понимания явных и скрытых смыслов хадисов, а также явного и скрытого следования за хадисами.
Термин «ахлюль хадис» применяется в современном мусульманском мире для обозначения людей, которые слушают хадисы, делают их записи, понимают их смысл и следуют за ним.
Соотносительно с данным термином Шейху-ль-ислам Ибн Таймия дал комментарий и об ахль аль-Къуран, то есть «людях Корана», говоря, что любовь к Священной Книге Коран и хадисам, их исследование и понимание их смысла, а также действия в соответствии со знаниями, полученными в ходе этого изучения, - это наименьшее, чем должны данные люди обладать, чтобы соответствовать этому критерию.
Комментариев пока нет.