Ислам

ислам

  1. Что такое ислам?
  2. История ислама
    1. Проповеди ислама среди мекканских язычников
    2. Распространение ислама в Медине
    3. Образование исламского государства
  3. Основы ислама
    1. Религиозные практики
    2. Джихад
    3. Шахада (свидетельство веры в исламе)
    4. Намаз (молитва)
    5. Пост
    6. Закят (милостыня)
    7. Хадж (паломничество)
  4. Вера мусульманина
    1. Аллах
    2. Ангелы
    3. Джинны и Сатана
    4. Священные Писания в исламе
      1. Священный Коран
    5. Пророки ислама
    6. Киямат (Судный день в исламе)
    7. Рай и Ад
    8. Кадар или Предопределение в исламе
  5. Доктрины ислама. Шариат
    1. Экономическая доктрина
    2. Социальная доктрина 
    3. Политическая доктрина
  6. Течения и секты ислама
    1. Сунниты
    2. Шииты
    3. Хариджиты
    4. Суфизм
  7. Богословие в исламе
    1. Фикх
    2. Акида
    3. Тафсир
    4. Хадисоведение
    5. Калам
  8. Культура ислама
    1. Искусство
    2. Ритуал и этика ислама
  9. Зиярат и святые места
  10. Праздники в исламе
  11. Распространение ислама в мире
  12. Реформация ислама

Ислам –самая молодая и заключительная мировая религия до Конца времен, относящаяся к монотеистическим, авраамическим. После христианства является второй по числу приверженцев в мире.

Слово «ислам» в переводе с арабского языка означает «предание себя Единому Богу» или «покорность», и это передает суть мусульманина.

Численность приверженцев религии ислам составляет более 1,8 миллиардов человек по всему земному шару – последователи мусульманской религии проживают на территории ста двадцати пяти стран в мире.

Ислам является официальной или государственной религией в двадцати восьми государствах. Приверженцы религии ислам в большинстве своём являются суннитами, их среди мусульман насчитывается до 90%. Остальную часть составляют шииты и ибадиты.

В мусульманской религии направления подразделяются на мазхабы (правовые школы).

Проповедник ислама – это Посланник Аллаха Пророк Мухаммад ﷺ, живший с 571 по 632 год.

Священная книга ислама – Коран. Вторым важным источником мусульманского вероучения является Сунна, в которой в совокупности содержатся хадисы или предания о деяниях Пророка Мухаммада ﷺ и его изречениях.

Языком богослужения в исламе является арабский язык.

«Мусульмане» - этот термин обозначает приверженцев религии ислам, и это определение дает ответ на вопрос, в чём отличие ислама от мусульманства. Мусульманство - это и есть ислам, однако термин мусульманство является придуманным и некорректным потому, что мусульмане являются не последователями мусульманства, а последователями ислама, то есть теми кто подчинился или покорился Единому Богу. 

История ислама

Возникновение ислама приходится к началу седьмого века в Мекке в Западной Аравии, господствующей религией в которой тогда было язычество. У каждого племени были свои боги, а идолы этих богов были установлены в Мекке. На тот период истории пришелся процесс постепенного разрушения родоплеменного патриархального строя, и уже отмечались признаки того, что зарождается классовое общество.

Ислам, как и иудаизм или христианство, относится к религиям авраамическим богооткровенной или ревелятивной традиции. Авраамические религии берут свое начало в древнейших формах монотеизма на Ближнем Востоке, поэтому обладают общим наследием в историческом плане, а также обладают единой общей картиной мира.

С самого начала развития мусульманской религии можно отметить осознание того, что в основе данных религий находится авраамический монотеизм, поскольку это прослеживается в проповедях Пророка Мухаммада ﷺ.

Основной идеей проповедей Пророка Мухаммада ﷺ было то, что таухид или истина единобожия, посредством ислама, должна быть очищена от искажений, которые внесли в единобожие многобожники, христиане и иудеи.

Классический ранний ислам не ставил четкой грани, которая бы разделяла право и религию, поэтому религиозные деятели уделяли больше внимания вопросам политико-правовым, чем теоретически-богословским.

Ханифия или аравийский автохтонный монотеизм – это предшественник на Аравийском полуострове исламской религии, и он берет свое начало в периоде жизнедеятельности пророка Авраама или Ибрахима.

Проповеди ислама среди мекканских язычников

Мухаммад ﷺ относился к числу самых активных ханифов в Мекке. Будучи уроженцем Мекки, он вел свою родословную из племени курайшитов. С ранних лет он овладел ремеслом пастуха и тонкостями караванной торговли.

Когда ему ﷺ исполнилось сорок лет, ему ﷺ начали сниспосылаться божественные откровения, посредством ангела Гавриила (Джибриля). Всевышний Господь повелел объявить ему ﷺ, что он расулюЛлях или посланник Бога, а также наби или пророк Единого Господа Аллаха. С этого момента Мухаммад ﷺ начал заниматься проповедничеством, распространяя в Мекке ислам, который являлся новой монотеистической религией.

Проповедуя, Пророк Мухаммад ﷺ призывал людей к тому, чтобы они верили в Единого Бога Аллаха, чтобы сохраняли братство всех верующих, а также чтобы соблюдали простые нормы морали. Но знать Мекки не поддержала идеи Пророка Мухаммада ﷺ и даже встретила их враждебно и подвергла преследованиям первых мусульман и самого Пророка ﷺ.

история ислама

Распространение ислама в Медине

В 622 году Пророку Мухаммаду ﷺ пришлось бежать в Медину вместе с некоторыми своими сподвижниками, поскольку в Мекке многобожники настроились убить Пророка ﷺ. Вокруг фигуры Пророка Мухаммада ﷺ во время его проживания в Медине сплотилась большая часть жителей, состоящих из арабов, и именно они, вместе с переселившимися мекканскими мусульманами, стали первой мусульманской уммой или общиной мусульман.

На протяжении восьми лет между мусульманами из Медины и многобожниками из Мекки продолжалась борьба, которая имела ожесточенный характер, - газават, и для этой борьбы характерна была яркая религиозная окраска. Между мусульманами и многобожниками произошли ряд знаменательных битв, которые поменяли расположение сил и привели к распространению и укреплению ислама, среди которых: битва при Бадре и Ухуде, осада Медины языческими племенами Аравийского полуострова.

Ислам начал распространяться быстро еще и во многом благодаря тому, что учение, которое проповедовал Пророк Мухаммад ﷺ, отрицало и осуждало ростовщичество, призывало искоренить неравенство среди людей. Когда в 630 году Мекка была завоевана мусульманами, ислам стал общей религией для всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама и всего мусульманского мира.

А поскольку к началу седьмого века древние страны Пальмира, Саба, Химьяра и Набатеи пришли в упадок, а также отметился распад таких царств, как государство Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, это также способствовало тому, что регион быстро исламизировался.

Образование исламского государства

Исламское теократическое государство образовалось уже после смерти Пророка 4Мухаммада ﷺ – это был халифат, в котором халифы сосредоточивали в собственных руках как светскую власть полностью, так и власть духовную.

Первые исламские халифы – это сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ, которых называли Праведными халифами, а эпоху их правления называли «эпохой праведных халифов»: Абу Бакр, а также Умар, Усман, Али.

После периода правления праведных халифов к власти пришли сначала Омейяды, а затем Аббасиды.

Ислам получил широкое распространения благодаря тому, что первые правители исламского государства вели активные завоевательные войны, какие мусульмане смогли выиграть с пользой для развития исламского государства, на протяжении седьмого и восьмого веков: в результате завоеваний ислам распространился на такие территории, как Передняя Азия и Средняя Азия, Северная Африка, а также про мусульман частично узнали Индия и Закавказье. Ислам как религия исламского мира также распространился сначала на территории Турции, а затем и на весь Балканский полуостров.

Основы ислама

По исламу, Адам и его жена Хавва (Ева) были первыми людьми на земле, а Адам был и первым мусульманским пророком. После Адама исламскими пророками были Ной или Нух, Авраам или Ибрахим, Давид или Дауд, Моисей или Муса, Иисус или Иса и другие.

В мусульманской традиции принято считать Пророка Мухаммада ﷺ не основателем религии ислама, а последним из пророков, его также называют «Печать пророков», который восстановил веру ислама в ее истинном варианте, очистив от искажений, которым подверглась истинная вера до появления Пророка Мухаммада ﷺ.

По исламской традиции, иудеи и христиане являются «Людьми Писания». В Священной книге ислама Коране отражены те же истории, которые приводятся и в Библии, рассказывающие о пророках, о том, как был сотворен мир и человек, о событиях всемирного потопа, но эти истории имеют несколько трансформированный вид.

Религиозные практики

Мусульманский культ опирается на основы веры ислама и выделяет пять обязанностей или аркан ад-дин, которые были сформулированы еще во время жизни Пророка Мухаммада ﷺ.

Их называют еще «Столпы ислама»:

  1. Шахада или исповедание веры;
  2. Намаз или молитва;
  3. Соблюдение поста во время месяца Рамадан или Ураза;
  4. Закят или милостыня;
  5. Хадж или паломничество в Мекку.

Джихад

По мнению ряда исламских богословов, есть еще одна обязанность для мусульманина в дополнение к пяти столпам ислама – это джихад. Термин «джихад» в переводе с арабского означает «борьба за веру» или «усилие» и подразумевает, что мусульманину необходимо проявлять рвение перед Аллахом в распространении веры ислама и вести усердную деятельность в этом направлении.

К девятому веку было сформулировано пять форм джихада:

  1. внутреннее самосовершенствование или джихад духовный;
  2. борьба с неверующими посредством оружия или джихад меча;
  3. борьба с собственными слабостями и страстями или джихад сердца;
  4. борьба в форме повеления того, что одобряется, и запрещения того, что порицается;
  5. принятие дисциплинарных мер к преступникам или джихад руки.

В современном исламском мире джихад меча или вооруженный вариант джихада может применяться и экстремистскими и террористическими группировками – с помощью этой формы одного из столпов ислама боевики идеологически оправдывают свою деятельность.

Шахада или свидетельство веры в исламе

Шахада или исповедание веры в Бога означает признание мусульманином единства Бога, а также признание пророческой миссии Посланника Аллаха ﷺ.

Когда мусульманин произносит формулу шахады, которая несет в себе сакральное значение, он должен четко понимать смысл этой формулы, а также быть искренне убежденным в истинности этого свидетельства.

Формула шахады или свидетельства веры в Бога звучит так:

«Ашхаду ан ля иляха илля Ллаху, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах», что в переводе с арабского языка на русский означает: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха».

Намаз или молитва

основы ислама

В исламе совершать ритуальную молитву Богу или намаз верующий должен в определенное установленное время, следуя конкретному предписанному ритуалу. Мусульманин должен совершать намаз пять раз в день:

  1. утром совершается фаджр намаз;
  2. днем совершается зухр намаз;
  3. в предвечернее время совершается аср намаз;
  4. вечером совершается магриб намаз;
  5. ночью совершается иша намаз.

Перед тем, как приступить к совершению намаза, мусульманину следует совершить вуду или ритуальное омовение водой. Также мусульманин может совершить омовение чистой землей, при отсутствии воды – это называется таяммум. После интимной близости между мужем и женой супругам необходимо совершить полное омовение или гусль.

Во время совершения молитвы Богу религия ислама предписывает обращаться лицом в сторону киблы, то есть стоять по направлению к Мекке. На человеке, который совершает молитву Богу, должна быть надета чистая и прикрывающая аурат (части тела, которые необходимо закрывать от посторонних) одежда.

Также еженедельно по пятницам мусульманам следует приходить в мечеть для того, чтобы совершить совместно полуденную молитву или джума намаз. Имам мечети по пятницам также читает проповедь на политические, социальные или моральные темы, актуальные для исламского общества.

Также в исламе есть предписания мусульманам помимо обязательных молитв Богу совершать определенные молитвы, которые не являются обязательными, но совершаются во время похорон (джаназа-намаз) или праздников (ид-намаз), а также помогают мусульманам во время определенных жизненных перипетий и трудностей. Также определенные молитвы Богу или дуа мусульмане должны произносить перед тем, как войти в мечеть, или в процессе ритуального омовения.

Мечеть в исламском мире – это место, в котором сосредоточена религиозная жизнь приверженцев ислама, мусульман. Поначалу, когда ислам только зарождался, мечеть была для первых мусульман также и центром их культурной жизни, а также центром жизни общественно-политической: для исламской общины мечеть была и молельным домом, и религиозной школой, и гостиницей, и кафедрой, с которой исламские власти могли обратиться к народу, а также в мечети проходили заседания шариатского суда. Юридические и политические функции мечети с ходом истории ислама были утрачены.

Пост

Исламский пост предполагает, что мусульмане должны воздерживаться от пищи в дни девятого мусульманского месяца Рамадан: те, кто соблюдает пост, должны не принимать никакой пищи с рассвета солнца до его заката, а также воздерживаться от питья, не должны курить или получать иные чувственные наслаждения, к таким наслаждениям относят и супружескую близость.

Кушать тем, кто соблюдает пост, можно только незадолго до наступления рассвета, этот прием пищи называют «сухур», а также сразу после того, как зашло солнце, и этот прием пищи носит название «ифтар».

Несовершеннолетние мусульмане могут не соблюдать пост: также от исламского поста могут быть освобождены престарелые и больные люди, беременные женщины, а также кормящие мамы. Существует еще несколько категорий мусульман, которые могут не соблюдать пост, и к ним относятся также те, кто находится в пути.

Месяц Рамадан называют Священным месяцем, поскольку в одну из десяти последних нечетных ночей Рамадана наступает ночь, которую называют Ляйлят аль-кадр, было ниспослано первое откровение Посланнику Аллаха.

Пост в мусульманский месяц Рамадан соблюдают для того, чтобы стать богобоязненным мусульманином, способствовать в своих душах пробуждению духовного начала, а также чтобы развить в себе способность к физическому самоограничению.

Также помимо этого поста в месяц Рамадан, который является обязательным, есть еще добровольные индивидуальные посты, которые мусульмане совершают для того, чтобы сдержать обет – это пост назр, а также для того, чтобы искупить тем самым свои грехи – это пост каффара. Также мусульманин может соблюдать пост из соображений благочестия.

Закят или милостыня

Закят в исламе является обязательной милостыней. Эту милостыню выплачивают мусульмане в пользу бедняков ежемесячно: средства, собранные в ходе такой милостыни, идут на пользу неимущих и бедняков, путникам или должникам, а также всем тем, кто нуждается в помощи.

Размер выплаты милостыни закят предписан шариатом: он составляет одну сороковую часть того, какой доход мусульманин получает в год. Взимается такая милостыня с любого вида имущества мусульман, а также с плодов, выращенных в результате земледелия, если они не предназначены для удовлетворения личных нужд и для ведения домашнего хозяйства.

Также существует закят аль-фитр, который выплачивается каждый год до того, как наступит праздник Ураза-байрам.

Добровольное пожертвование, которое может выплатить мусульманин и которое поощряется исламом, называют «садака».

Хадж или паломничество

Хадж – это паломничество в исламский священный город Мекку, которое каждый мусульманин, имеющий на это физические и материальные возможности, должен совершить хотя бы один раз в жизни. Ислам предписывает совершать хадж между седьмым и десятым днем двенадцатого мусульманского лунного месяца зу-ль-хиджа.

В ходе хаджа мусульманин должен посетить Заповедную мечеть, совершить обход вокруг Каабы, посетить холмы ас-Сафа и аль-Марва, а также побывать и в других священных местах Мекки, выполнить целый ряд очистительных обрядов. Также рекомендуется мусульманам, совершающим хадж, посетить для приветствия могилу Посланника Аллаха ﷺ, которая находится в Медине.

Хадж – это паломничество коллективного характера, но любой мусульманин может совершить и индивидуальное паломничество, которое носит название «умра» - такое паломничество он может совершить самостоятельно в любой месяц года.

Вера мусульманина

Такой институт, как церковь, характерный для христианства, в исламе отсутствует, также как в исламе нет и догматики, подобной той, что есть в христианстве. Исламскими источниками, в которых изложены основы веры ислама, являются Священная Книга Аллаха Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ. Мусульмане считают их разными видами Откровения:

- Коран – это Откровение, которое исходит от самого Бога, то есть богоизреченное откровение;

- Сунна – является второй частью Господнего Откровения, которое было ниспослано Посланнику Аллаха ﷺ.

Исламское течение суннизм сформировал несколько принципов, представляющих собой нечто вроде канонического вероучения, суть веры в исламе заключается в убежденности и вере в следующие важные пункты:

  1. Вера в единого Бога Аллаха;
  2. Вера в Священные Писания;
  3. Вера в пророков;
  4. Вера в ангелов;
  5. Вера в Судный день;
  6. Вера в предопределение.

Для мира из вероучения, представленного в Коране, характерны теоцентричность и антропоцентричность исламского толка: в исламе «первородный грех» не имеет принципиального значения, поскольку, по исламу, Адаму и Хавве Бог простил их грех, поэтому в искупительном самопожертвовании Иисуса Христа нет необходимости.

Аллах

вера и ислам

Коран гласит, что единый и всемогущий Бог Творец – это Аллах, создавший все сущее. Вера в Бога по исламу подразумевает, что Аллах является единственным объектом для поклонения, и у Аллаха нет конкретного образа.

Аллах всеведущ, Аллах является абсолютным владыкой всего мира. Аллах милостив и постоянно думает о творениях своих и заботится о них. Бог суров по отношению к грешникам и неверующим, грозен к ним. Все и каждое, что есть в этом мире, является свидетельством единства Аллаха, премудрости Бога и совершенства Бога.

Ислам проповедует строгое единобожие или таухид.

По исламу суть веры – в признании единственности Аллаха, а также покорности Богу.

В исламе является самым большим грехом (ширк) поклоняться еще кому-то кроме Аллаха.

Вера ислама с большей строгостью и последовательностью относится к проведению унитарного принципа, чем такие религии, как христианство или иудаизм. Ислам не признает таких догматов христианства, как Боговоплощение и Троица, поскольку с исламской точки зрения они являются отступлением от монотеизма в его истинном варианте. Для мусульман вера ислама запрещает изображения Бога, людей и животных, поскольку идолопоклонство является запретным.

Ангелы

В исламе ангелы Аллаха или малаика – это существа, которые созданы из света. Они выполняют волю Аллаха беспрекословно.

Среди божественных ангелов наиболее известны:

  • Гавриил или Джибриль, обязанностью которого является хранение и передача пророкам Откровений Аллаха;
  • Михаил или Микаил ответственен за дождь и растения, из которых формируется удел рабов в этом мире;
  • Исрафил, обязанностью которого является возвещать о том, что наступил Судный день и началось воскресение из мертвых;
  • Ангел смерти или Малик аль-маут, в его обязанность входит изъятие душ у людей во время их смерти;
  • Ридван – это ангел, который ведает Раем;
  • Малик – это ангел, который ведает Адом.

По исламу, у каждого человека есть свои ангелы-хранители, которые приставлены к нему. При каждом человеке также постоянно находятся еще два ангела, в обязанность которого входит записывать поступки человека в специальную книгу: эту книгу человек получит, когда наступит Судный день.

Джины и Сатана

В незримом для людей мире, по исламу, есть не только ангелы, но и джинны, которые могут быть как мусульманами, так и не мусульманами, и теми кто является врагами верующих - шайтанами или демонами.

Среди демонов самым главным является падший джинн по имени Иблис (Дьявол или Сатана), который возгордился и ослушался повеления Всевышнего Аллаха и отказался преклониться перед созданным Аллахом первым человеком Адамом.

Иблис в отличии от Адама, не покаялся за совершенный грех и кроме того пообещал Аллаху быть врагом людей и отвратить их от Господнего пути, сделав неверующими. За это его проклял Бог. Иблис попросил у Всевышнего Аллаха отсрочку до Судного Дня для осуществления своей борьбы с людьми, и Всевышний Аллах наделил его властью вводить людей в искушение до наступления Судного дня, кроме богобоязненных верующих, которым покровительствует Сам Всевышний Аллах.

Священные Писания в исламе

Писание – это Откровение Бога, ниспосланное пророкам.

По исламу, признанными Священными Писаниями Аллаха являются:

  1. Тора или Таурат, которая была ниспослана Аллахом пророку Моисею или Мусе.

Тора является Священным Писанием иудеев. Его ниспослал Всевышний Господь пророку Мусе. В Коране Таурат или Тора упоминается всегда совместно с Евангелием или Инджилем. Мусульманская религия считает, что книжники и раввины смогли запомнить эту  Священную книгу только частично, поэтому Таурат был искажен и ему были приписаны те запреты, которых в изначальном варианте не было.

По мнению мусульман, те Писания, которые были ниспосланы христианам и иудеям, были подвержены искажению (это понятие в исламе носит название «тахриф»), а также забыты или скрыты. И только Коран, который оберегает Сам Всевышний Аллах, сохранился именно в том первозданном виде, в каком и был ниспослан Пророку Мухаммаду ﷺ.

По исламу, оригинал Таурата или Торы не сохранился, поскольку он, когда произошло завоевание Навуходоносором Вторым Иерусалима, был сожжен, а его остатки утрачены. То, что сохранилось, представляло собой отдельные повествования, которые смешались с народной иудейской традицией, и их удалось собрать в единую книгу только через много веков. То, что известно как Таурат сейчас, - это не оригинал Таурата, который был ниспослан Моисею Богом. Исламские ученые богословы широко применяли тексты Таурата или Торы, когда комментировали рассказы из Корана, в которых шла речь о библейских персонажах.

  1. Псалтирь или Забур, который был ниспослан пророку Давиду или Дауду.

Забур является Священным Писанием, которое Бог ниспослал Давиду или Давуду. После Таурата это второе Писание, которое было ниспослано Богом пророкам, и по объему оно является самым маленьким. По мнению большинства исламских ученых, Забур – это и есть Псалтирь. Забур был ниспослан для того, чтобы укрепить шариат, который был послан Мусе (Моисею), и которым руководствовался в своих действиях пророк Давуд. Псалмы или стихи Забура или Псалтиря были ниспосланы в форме поэтической, и в них есть как наставления и рекомендации, так и мудрые изречения.

  1. Евангелие или Инджиль, являющееся Священным Писанием, которое было ниспослано Аллахом пророку Иисусу или Исе

Коран гласит, что Инджиль ниспослал Бог, чтобы подтвердить истинность Таурата или Торы. Сначала Инджиль был ниспослан и сохранен только в устном варианте, и только через несколько десятков лет после смерти Исы появились первые записи Инджиля. Те тексты Евангелия, которые дошли до нашего времени, отражают только частично и неполно тексты, которые были в первоначальном варианте Инджиля. Современное Евангелие представляет собой только пересказ деятельности пророка Исы, который был составлен отдельными людьми. После того, как Пророку Мухаммаду ﷺ была ниспослана Священная Книга Коран, были отменены Всевышним Аллахом религиозные положения, содержащиеся в Инджиле.

  1. Свитки или Сухуф, которые были ниспосланы сразу нескольким пророкам;
  2. Коран, который был ниспослан Аллахом Пророку Мухаммаду ﷺ

Священный Коран

В переводе с арабского языка название «Коран» означает «собирание» или «чтение вслух». Согласно мнению имама аш-Шафии слово «Коран» не является производным. Это - имя собственное, что можно сказать о словах «Таурат», «Инджил», «Забур», происхождение которых не обсуждается.

Коран является главной Священной книгой в исламе. Это несотворенное и вечное слово Божье. Коран был ниспослан Аллахом Пророку Мухаммаду ﷺ по частям: в течение двадцати трех лет его передавал ангел Джибриль Пророку Мухаммаду ﷺ. Во время жизни Пророка Мухаммада ﷺ содержание Корана передавалось из уст в уста по памяти, а также записывалось окружавшими Пророка ﷺ сподвижниками на свитки, камни и другие предметы. Многие сподвижники уже при жизни Пророка ﷺ знали весь Коран наизусть. Когда же Пророк Мухаммад ﷺ умер, Праведный халиф Усман отдал приказ, чтобы был составлен канонический вариант Корана, и после этого письменный текст Священной Книги Аллаха разослали во все районы халифата.

Коран состоит из ста четырнадцати сур или глав, которые состоят из стихов или аятов, и их в разных сурах разное количество, от трех аятов до двухсот восьмидесяти шести. Есть два разных варианта подсчета аятов в Коране, и их количество в одном случае равняется шести тысячам двумстам четырем, а в другом случае – шести тысячам двумстам тридцати шести.

Суры в Коране расположены не по содержанию их и не по хронологическому порядку их появления, ниспослания. Первое приведена сама часто встречающая и упоминаемая сура Корана аль-Фатиха, эту суру верующие произносят наиболее часто в составе своих намазов. Стиль подачи аятов Корана в большей части напоминает рифмованную прозу. В начале каждой суры кроме суры №9 есть слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного…».

Только текст Священной Книги Коран на арабском языке является священным текстом. Мусульмане не считают переводы Корана священными текстами, поскольку традиционным в исламе является мнение, что переводы Корана на другие языке не передают всей полноты его смыслов.

Пророки ислама

Учение о том, что Откровение Аллаха передается людям через пророков, является в исламской догматике одним из основных положений. По исламу, Бог посылает человечеству своих посланников, чтобы через них открыть людям Свою волю и таинства, направить на путь истинный, который сможет привести верующих в Рай.

В исламе пророки подразделяются на две категории:

  1. наби или пророки Аллаха;
  2. расуль или посланники Аллаха.

В Священной Книге Коран упоминаются имена двадцати пяти пророков: пророк Адам, Муса или Моисей, Ной или Нух, Иисус Христос или Иса. В одном исламском предании упоминается, что сто двадцать четыре тысячи пророков наби было послано Всевышним Аллахом на землю, и из них триста пятнадцать были расуль или посланниками.

Пророк посылается Аллахом к людям для проповеднической деятельности, каждый пророк посылается к определенному народу, но Пророк Мухаммад ﷺ – единственный пророк, который был послан исповедовать истинную веру в Аллаха ислам не к какому-то одному народу, а ко всему человечеству.

По мнению мусульман, учения тех пророков, которые предшествовали Пророку Мухаммеду ﷺ, извратили и исказили их последователи, поэтому Пророк Мухаммед ﷺ – это последний исламский пророк и последний вестник истинной веры в Единого Бога.

Киямат или Судный день в исламе

Термин «киямат», который обозначает в исламской эсхатологии Судный день или День Божьего Суда, дословно в переводе с арабского языка на русский означает «День стояния».

Барзах – так называется в исламе место, куда попадает душа после того, как она покидает тело во время смерти, и где пребывает до той поры, пока не наступит День воскресения.

В Священной книге Коран сказано, что после того, как наступит Конец Света, наступит Судный день. По исламу, свидетельствами того, что Судный день приближается, станет следующее:

  • в Мекке исчезнет Кааба;
  • Коран будет предан забвению;
  • появится Даджжаль или Антихрист;
  • состоится второе пришествие пророка Исы (Иисуса Христа).

Исламское вероучение предполагает, что конец света наступит неизбежно, но когда он наступит – эти сроки знает только Бог.

После того, как конец света наступит, все умершие воскреснут для того, чтобы предстать перед Божьим Судом. В ходе Суда Бог будет рассматривать все поступки человека, совершенные им на всей протяжении жизни, и решит, отправиться ли ему в Ад принимать муки или направиться в Рай, чтобы насладиться там вечной жизнью.

В Судный день Бог спросит каждого из людей об их делах и поступках, а после этого те, кто пройдет Божий суд, либо будет низвергнут в пучину адского огня джаханнама, либо получат возможность отправиться в джаннат или в райские сады. То, куда отправится человек после Божьего Суда, будет зависеть от того, какие поступки он совершал при жизни. Те праведные мусульмане, которые в течение всей своей жизни неукоснительно соблюдали все предписания исламской религии, заслужат право предаваться вечному блаженству в Раю, а те, кто являлся неверующими, отправятся на вечные мучения в Ад.

Рай и Ад

Коран представляет Рай как чудное место, о котором никогда люди не слышали и не видели, и красоты которого даже не может вообразить себе человеческий разум, с изобилием всего: прекрасной еды, чистой прохладной воды, медовых и молочных рек, и всех возможных наслаждений, место, в котором человек никогда не будет опечален и никогда не услышит пустословия или лжи!

рай и как в него попасть

Самым главным наслаждением в Раю будет возможность лицезреть Лик Аллаха.

Возможно вам будет интересно прочитать, как попасть в Рай?

Ад представлен в Коране как место, где люди испытывают муки и пытки, которые им будет причинять огонь и раскаленная смола. Вместо пищи они будет получать только плоды, которые дает дерево Заккум, а вместо питья – напиток, который прожигает внутренности.

Адские муки смогут облегчить только праведники или пророки своим заступничеством перед Аллахом. Грешники из числа единобожников, попавших в Ад, могут получить шанс перейти в Рай после того, как отбудут в Аду положенное время и очистятся от своих грехов.

Кадар или Предопределение в исламе

Одним из основных исламских догматов является вера в Божественное Предопределение, которое основано на всезнании Творца и означает, что как добро, так и зло, как и все в этом мире, изначально было предопределено Богом, поэтому каждая вещь и каждое существо в этом мире получает именно то, что им предопределил Бог. Ничего не существует в этом мире, что не зависело бы от Божьей воли, и если предопределен ход событий, то изменить их не в силах никто, кроме Бога.

Вера в Предопределение не должна иметь ничего общего с фатализмом: мусульманин не должен списывать своих грехи на Божью волю, поскольку каждый человек в мире наделен свободой воли, поэтому несет за свою деятельность полную ответственность.

Отличие от христианства ислама заключается в том, что исламское вероучение считает, что каждый человек рождается безгрешным, поэтому во время Страшного Суда он будет отвечать перед Богом только за те поступки, которые совершил сам.

Доктрины ислама. Шариат

Все виды человеческой деятельности как индивидуально, так и в социуме охватывают положения ислама, которые являются Божьими законами или шариатом.

Термин «шариат» в переводе с арабского языка на русский означает «закон», «правильный путь», «обязательные предписания». Шариатом называют исламский комплекс правил, которые закреплены в Коране и Сунне, сведены в одну систему. Правила шариата регулируют жизнь мусульман в самых разных сферах, охватывая:

  • религиозную деятельность мусульман;
  • морально-нравственные аспекты поступков каждого мусульманина;
  • экономическую сферу жизни мусульманина;
  • политическую жизнь исламского общества;
  • социальную сферу жизни мусульманина;
  • бытовые аспекты жизни мусульманина;
  • семейно-брачные взаимоотношения мусульманина;
  • вопросы наследства.

Исламские страны принимают нормы, установленные шариатом, в статусе религиозного законодательства. Шариат не предлагает абсолютную нормативность, поскольку отличие исламских религиозных постановлений от них же в других религиях заключается в том, что учитываются в шариате обстоятельства конкретного человека при вынесении правового решения.

Шариат включает в себя исламское право. На заре становления ислама было только две категории, под которые подпадали действия мусульманина – это запретное и одобренное, харам или халяль.

По мере того, как шариат пришел к своему окончательному формированию, появилось разделение действий мусульманина на пять категорий, система которых носит название «хукм».

Хукм в исламе предполагает следующие категории, под которые могут подпадать поступки мусульманина:

  1. Фард или ваджиб, которая предполагает, что мусульманин обязательно должен выполнять это действие;
  2. Мустахабб или суннат – это действия, которые мусульманин не обязан выполнять, но желательно, чтобы он их выполнял;
  3. Мубах – это действия, которые дозволено выполнять мусульманину, но шариат не предписывает их выполнять, так же как и не запрещает;
  4. Макрух – это нежелательные для выполнения мусульманином действия, что называется «танзих», и запретные действия, что называется «тахрими»;
  5. Харам – действия, выполнение которых строго запрещено шариатом.

Теория исламского права и методология исламского права сложилась как научная дисциплина под названием «усуль аль-фикх», и внутри нее сформировалось учение о том, что существует четыре источника права, из которых два источника материальных – это Священная Книга Коран и Сунна Пророка ﷺ, а еще два источника – формальные – это иджма или консенсус, а также кияс или суждение по аналогии.

Также источниками исламского права считают мнение сподвижников Пророка Мухаммеда ﷺ, а также те обычаи, которые существуют в определенно конкретной местности – адат, урф.

Среди запретов, которые разработаны и предписаны мусульманам, есть запрет на употребление в пищу свинины, а также мяса павших животных, запрет на употребление алкогольных напитков, запрет на наркотики и другие вещества, дурманящие разум.

По шариату мусульманам запрещается играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством и вести расточительный образ жизни. По Корану запрещено самоубийство, убийство людей не по праву. С приходом ислама в Аравии был поставлен запрет, на широко распространенный обычай в Аравии, на убийства новорожденных детей женского пола, которых заживо хоронили, а также введены ограничения на кровную месть.

что такое ислам

Экономическая доктрина

По исламу мусульмане выплачивают закят 2,5% с денежной массы, от дохода или сохранившийся суммы (дома, на банковском счету, акциях или депозитах), при условии, что сумма в денежном эквиваленте за год на день выплаты закята, достигла нисаба - закятооблагаемой суммы.

Также мусульмане должны выплачивать налог закят аль-фитр, который выплачивается во время поста в месяц Рамадан, и налог джизья, который должны выплачивать иноверцы.

Социальная доктрина

Социальная доктрина исламского вероучения основана на эгалитаризме, солидаризме, активизме и антиаскетизме.

В исламе человек не должен пренебрегать земным ради небесного и небесным ради земного – человек должен брать и то, и другое.

Поэтому ислам приветствует труд, а также богатство, которое можно заработать этим трудом. Безбрачие в исламе отвергается.

По мнению исламских богословов, человек должен прилагать все усилия свои для того, чтобы достичь в жизни максимально своих целей, но если есть что-то, что человеку неподвластно, то в этом проявляется догмат о Божественном предопределении, поэтому человек должен стоически переносить в жизни то, что посылает Бог.

Политическая доктрина

С развитием Халифата была сформирована исламская классическая политическая теория, в основе которой – единство государства и религии.

Течения и секты ислама

Раскол в религиозно-политическом смысле впервые произошел в мусульманском обществе во второй половине седьмого века. Причиной такого расхождения был спор о преемственности и характере власти в Халифате, и в итоге такого спора мусульмане разделились на суннитов, шиитов и хариджитов. С точки зрения суннитов, власть первых четырех Праведных халифов была законной. Шииты же считали, что только Али был законным руководителем мусульманской общины после Пророка Мухаммеда ﷺ, который был четвертым Праведным халифом. После его смерти законными руководителями общины могли быть только его потомки или Алиды. В результате такого раскола в Арабском халифате вспыхнула гражданская война.

Исламское богословие уже с седьмого века стало обращать свой интерес к таким темам и проблемам, как статус человека, который совершил тяжкий грех, проблема веры человека, вопрос предопределения, вопрос «сотворенности» Корана. Из-за того, что по всем этим вопросам неизбежно возникали расхождения между исламскими учеными богословами, возникали разные исламские течения, которые позже сформировались в течения суннитов, шиитов, хариджитов, мурджиитов, а также мутазилитов.

Эта полемика продолжалась в течение долгих веков, пока в ходе естественного процесса развития ислама не сформировался определенный баланс таких взглядов, став неотъемлемой частью ислама: целый ряд этнических и локальных интерпретаций ислама не мешал сохранению духовного и цивилизационного мусульманского единства.

ислам религия

Сунниты

Из всех существовавших течений в исламе наиболее крупным является суннизм, к которому принадлежит до 90% всех мусульман в мире. Суннизм позиционирует себя как ислам «мажоритарный», представляя мнение большинства мусульман, обычаи их, а также ту теорию и практику в исламской религии, которых придерживается это большинство.

Характерной чертой суннизма является то, что он ориентируется на «правильную» исламскую доктрину, которая находится в центре между теми крайностями, которые имею место в религии. Также суннизм следует принципам конформизма или прагматизма, стремится легитимировать статус-кво, узаконить те обряды, а также верования и институты, которые утвердились в исламском обществе.

Мазхабы или юридические школы в исламе стали развиваться уже в восьмом-девятом веках. Возникли такие исламские мазхабы, как ханафитский, маликитский, шафиитский, а также ханбалитский. У этих мазхабов есть разночтение по ряду вопросов, но в суннизме все мазхабы признаны равнозначными и легитимными.

Ханафитский мазхаб является самым распространенным среди данных правовых школ, и его придерживается примерно третья часть мусульман со всего мира. Ханафизм был принят официально в шестнадцатом веке в Османской империи, он является преобладающим среди мусульман на территории бывшего Советского Союза. Ханбализм – это не только правовая школа, но также и богословская. Для ханбалитов, особенно для саляфитов, характерно непринятие инакомыслия, буквализм в понимании текстов Священной Книги Коран, а также проявление нетерпимости к любым новшествам. Ханбалиты очень строго относятся к тому, насколько соблюдаются в мире религиозные нормы и обряды.

Шииты

Шиитов также называют «шиитами-имамитами» или «двунадесятниками». Приверженцы течения шиитов признают двенадцать исламских имамов, которые являются потомками Али ибн Абу Талиба, последним таким имамом был Мухаммед аль-Махди, который исчез при таинственных обстоятельствах в девятом веке. По верованиям шиитов, Махди явится перед тем, как наступит Страшный суд, чтобы установить равенство на земле и справедливость. Сунниты также верят в приход Махди, но представления о Махди у суннитов и шиитов кардинально отличаются.

Как и сунниты, шииты признают Священную Книгу Аллаха Коран, но в шиизме не все сборники хадисов признаются ими, а только те, которые являются шиитскими. У шиитов также есть свои собственные священные писания или ахбары: в них входят хадисы про имама Али. Кроме Мекки шииты также считают местом поклонения города Кербела и Неджеф в Ираке, города Мешхед и Кум в Иране.

У шиитов особым авторитетом пользуются муллы или муджтахиды, духовные лица, из которых самым уважаемым присваивают звание аятолла и великий аятолла.

По шиитским воззрениями, временный брак или мута признается разрешенным, тогда как у суннитов такой брак является категорически запрещенным, также они признают, что шиит может скрывать свои религиозные взгляды и веру  – это называется такия, у суннитов же мусульманин должен всячески распространять истину людям посредством своего примера, за исключением, если ему угрожает опасность.

Также мусульманам по шиитским правилам разрешено совершать полуденную и послеполуденную молитвы вместе, то же самое касается ночной и вечерней молитвы. У суннитов же, в отличие от шиитов, только во время путешествий можно объединять молитвы.

Хариджиты

В современном исламском мире только одна община из течения хариджитов сохранилась – это ибадиты, в то время как аджраиты, маймуниты, азракиты, язидиты и надждиты, представлявшие другие общины хариджитов, почти прекратили свое существование и былой силой не обладают.

Суфизм

Особым направлением в исламе, имеющим мистический характер, является суфизм. Поначалу суфизм представлял собой достаточно аскетичное направление. Сутью этого направления было выражение социального протеста против того, чтобы мусульманская община резко разделялась на социальные слои, а также против того, чтобы господствующая верхушка вела праздный и роскошный образ жизни.

В восьмом-девятом веках суфизм сформировался в течение, которое стало ориентироваться на мистическое познание Бога: суфизм противопоставил себя богословию с его схоластицизмом, а также фикху с его юридизмом и ритуализмом.

В последующие годы общины суфистов, которые были разрозненными, стали объединяться в ордены дервишей или тарикаты, братства, имевшие свои системы мистических практик и обрядов, также имевших собственные знаки отличия. Именно деятельность тарикатов стала причиной того, что с тринадцатого века суфизм стал основной формой «народного» ислама.

Суфийское учение гласит, что общения с Богом способен добиться любой человек, ему следует для этого идти путем самоотречения, молитв и аскетизма, и духовный наставник будет руководить верующим на этом пути.

В суфизме выделяют четыре этапа:

  1. шариат, то есть неукоснительно следование исламским законам;
  2. тарикат, то есть период, в котором верующий мусульманин выступает в качестве ученика, подчиняя волю свою своему наставнику или учителю и Богу;
  3. марифат, то есть достигнутое иррациональным путем знание;
  4. хакикат, то есть постижение Божественной истины.

В суфийской практике особое место занимает зикр, когда верующие многократно повторяют молитвенные формулы, который бывает как тихим, носящим название «хафи», так и громким, носящим название «джахр» и сопровождающимся музыкой и барабанной дробью.

Богословие в исламе

Наряду с правом в исламе также развивались такие исламские религиозные дисциплины, как хадисоведение и коранистика. Когда же назрела потребность более глубоко осмысливать данные Божественного Откровения, то сформировалась теология, обозначаемая термином «калам».

Калам сосредоточил внимание на изучении соотношения сущности Бога и атрибутов Бога, также рассматривания вопросы о предопределении и свободе воли.

Фикх

В течение восьмого и девятого веков исламский фикх стал формироваться с точки зрения его методологии и языка. Были установлены основные источники принятия правовых решений – ими стали Священная Книга Коран и Сунна Пророка ﷺ. Также иджма была признана самостоятельным источником для принятия правовых решений – мнение на этот счет в мусульманской общине было единогласным. Было установлено, что ответы на любые вопросы факихи могут извлечь из Корана и Сунны Пророка ﷺ, и постепенно стали формироваться приемы извлечения ответов на любые практически правовые вопросы, возникающие в мусульманской умме. Такие приемы, обозначаемые термином «аль-истинбат», легли в основу иджтихада.

Также постепенно сформировались и те условия, при которых могли быть сформулированы новые нормы права, и это дало основание установить еще один источник, из которого можно было брать правовые решения: кияс, и это установление стало началом формирования еще одного направления фикх «усуль аль-фикх».

Фикх был сформирован как самостоятельная религиозная дисциплина уже к десятому веку, а на протяжении девятого и десятого веков началось формирование четырех суннитских мазхабов – маликитского, ханафитского, ханбалитского и шафиитского.

Произведения, в которых было изложено учение каждого из мазхабов, в большинстве своем были написаны в период раннего средневековья – авторами этих произведения являются или сами основатели мазхабов, или их ученики или последователи.

Сунниты в середине девятого века постепенно стали утверждать идею по поводу права на использования метода иджтихада только крупными правоведами. Путем многих дискуссий к следующему столетию был достигнут консенсус, существование которого исключало возможность возникновения новых мазхабов, у которых могла быть свои способы вынесения правовых решений или фетв, фатв. В итоге была утверждена необходимость следовать учению какого-то определенного мазхаба, что было обозначено термином «таклид». Далее фикх стал развиваться только в рамках тех мазхабов, которые были признаны.

К середине девятнадцатого века фикх в ряде мусульманских стран, получивших наиболее активное развитие, стал постепенно уступать свою ведущую правовую роль государственному законодательству, которое было преимущественно калькой с западных примеров. Ведущие позиции фикха были сохранены только в области регулирования личных отношений.

Но хотя свои ведущие позиции фикх постепенно утратил, некоторые страны, в которых мусульманское население преобладает, применяют нормы и институты фикха до сих пор в большей или меньшей степени. Во многих мусульманских странах признается в конституции, что главным источником законодательства страны являются основополагающие нормы из фикха, и к классическим трудам по фикху обращаются авторы законопроектов.

Во второй половине двадцатого века стали набирать популярность труды современных юристов, тематикой которых были отдельные отрасли и институты фикха. Современная литература уделяет пристальное внимание исследованию и сравнительному изучению фикха и его отраслей и современного государственного законодательства.

Акида

суть ислама

«Акида» - этот термин обозначает мусульманское вероубеждение. Акида – это средоточие мусульманских догматов, представлений и идей.

Зарождение акиды пришлось на период, когда исламская догматико-правовая система начала активно складываться – это происходило в течение восьмого века на фоне появления сочинений-радд, написанных в форме опровержения. Если радды носили характер полемический, то акида была написана четким сжатым текстом, носила характер прокламативный. Акида четко излагала позиции либо самого автора сочинения, либо его догматической школы относительно основных вопросов исламского права и догматики.

Те положения, которые в акиде заявляются как постулаты, начинаются с формулировок:

  • - «необходимо уверовать в…»;
  • - «мы убеждены, что…».

Начали складываться основные догматические школы ислама, этот период пришелся на девятый – одиннадцатый века, и в этот период были написаны такие известные труды по акиде, как работы, считающиеся трудами Абу Ханифы, «Китаб аль-васия» и «аль-Фикх аль-акбар», работа ат-Тахави «Акида» и работы целого ряда авторитетных мутазилитов.

Также серию акид опубликовали в середине девятого века авторы из среды багдадских традиционалистов, и самыми известными из этих акид были шесть трудов, принадлежавших Ахмаду ибн Ханбал.

Первые Акиды аль-Ашари стали создаваться на стыке десятого и одиннадцатого веков:

  • «аль-Акида ан-Низамия» авторства аль-Джувайни от антитрадиционалистов;
  • «ар-Рисаля» автора Ибн Абу Зейда аль-Кайрувани от маликитов.

В акиды начали вводить системы доказательств для основных положений уже с девятого века, и в эти системы были включены также особые части доксографического характера. По мере того, как развивалась догматика ислама, а также мусульманское право, в десятом веке стали появляться своды, которые в традиции ислама получили название «итикад» или «акида». В этих сводах было изложено обоснование основных догматических представлений, а также правил и норм правового, этического и ритуального характера. Среди авторов наиболее значительных работ из этого ряда можно назвать аль-Ашари, Ибн-Батте, аль-Газали, аш-Шахрастани, аль-Джилани, ан-Насафи и Ибн Таймия. Такого рода своды имели фундаментальный и развернутый характер, но краткая акида была более доступной, поэтому была очень востребована в качестве средства для публичного провозглашения основ исламской веры.

Тафсир

Тафсир или аль-Куран ва-т-тафсир – так называются те сочинения, которые написаны в направлениях, которые изучает наука о толковании и понимании Священной Книги Коран. Значение тафсира в становлении ислама и его религиозной доктрины переоценить трудно: в нем отражены разъяснения аятов Корана, связанных с определенными событиями жизни мусульман и людей в целом, а также разъясняются морально-этические и духовные аспекты на основе хадисов Пророка ﷺ.

По исламской доктрине, только Пророк Мухаммед ﷺ лучше всего знал Коран и понимал его, он же разъяснял смыслы Корана своим сподвижникам, которые сохраняли его объяснения в памяти, как и обстоятельства, при которых Пророк Мухаммед ﷺ давал эти объяснения, а также причины, по которым у Пророка Мухаммеда ﷺ возникала полемика с его оппонентами.

Этот пласт, наиболее древний по времени, и он вошел в тафсир, отражая историю того, как возникла Священная Книга Коран.

После того, как Пророк Мухаммед ﷺ умер, сподвижники продолжили его дело по толкованию Корана, и среди них в толковании наиболее авторитетными были Али ибн Абу Талиб, Ибн Масуд и Ибн Аббас, а также Убайй ибн Кааб. Сподвижники-толкователи делились на тех, кто только со слов Пророка Мухаммеда ﷺ выносил толкование Корана, а также на тех, кто вместе со ссылками на слова Пророка ﷺ ссылались также на примеры из арабских поэтических произведений и приводили примеры из арабского языка.

Тафсир в самом начале своего существования имел только устную форму: после проведения пятничных проповедей имамы в мечетях комментировали некоторые суры или аяты Корана. Также к толкованию сур и аятов Корана обращались куссас или странствующие проповедники и сказители, которые не просто толковали Коран, но обогащали его смыслы за счет параллельного материала из области исраилията или иудео-христианской культурной среды.

Дальнейшее развитие тафсира происходило на фоне сложения Сунны Пророка Мухаммеда ﷺ, когда стали появляться первые сборники хадисов, в которых было упоминание толкования смыслов текста Корана, что отразилось в сформулированном принципе «Сунна объясняет Коран» или «ас-сунна туфассиру ль-Куран».

В дальнейшем в сборниках хадисов стали появляться специализированные разделы – примером такого сборника может служить сборник «Сахих» аль-Бухари.

Самостоятельной наукой толкование Священной Книги Коран стало в десятом веке, и его уже не рассматривали как часть хадисоведения. Поскольку существовал запрет на перевод коранических текстов на другие языки, для тех мусульман, которые не знали арабский язык, были очень важны те комментарии, которые сопровождали текст Корана.

По мере того, как развивалась наука тафсира, начали формироваться школы тафсира, и вскоре были выделены три основные:

  1. мекканскую школу основал Ибн Аббас;
  2. куфийскую школу основал Ибн Масуд;
  3. мединскую школу основал Убайя ибн Кааб.

Среди известных толкователей были и представители этих школ, а также толкователи из других районов Халифата – Ата аль-Хорасани, Ата аль-Хузали, Даххак аль-Хорасани.

Хадисоведение

После Корана вторым источником веры в исламе является Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ. Сунна представляет собой рассказы или предания (хадисы) о поступках и изречениях Посланника Аллаха ﷺ. Появление первых сборников с хадисами датируется первым веком по Хиджре или седьмым веком.

Разные течения ислама признают авторитетными разные сборники хадисов:

  • у суннитов самыми достоверными сборниками хадисов признаются сборники аль-Бухари, Муслима, Ибн-Маджа, Абу Дауда, ат-Тирмизи, а также сборник ан-Насаи;
  • у шиитов самыми авторитетными считают те хадисы, которые были переданы Алидами, потомками Посланника Аллаха ﷺ, и только некоторыми из сподвижников Пророка ﷺ, поэтому среди канонических сборников называют сборники хадисов аль-Кулайни, Мухаммеда ат-Туси и Ибн Бабавайха ас-Садука.

Все жизнеописания Пророка Мухаммеда ﷺ были составлены с опорой именно на хадисы суннитов.

Калам

Ильм аль-Калам или Калам – это наука, которая занимается толкованием исламских догматов, основанным на разуме. Калам принимает разум как высшую инстанцию, к которой следует обращаться, если необходимо найти решение определенных вопросов, и это то, что объединяет "калам" и "фальсафа", а различает их то, что мутакаллимы или сторонники калама опирались на проблематику, характерную именно для ислама, а сторонники фальсафа во всем опирались на античные модели философствования.

Возникновение калама основывалось на дискуссиях, в ходе которых внутри различных политических религиозных группировок происходило развитие зачатков этой спекулятивной науки: к таким группировкам относились хариджиты, джабариты, кадариты и мурджииты. Также зарождение калама относится к диспутам, которые вели мусульмане с представителями других религий – христианства и маздеизма. В ходе таких рассуждений и сформировался метод рассуждений, характерный для калама: он основывался на символико-аллегорическом толковании, обозначаемом термином «тавиль» текстов Священной Книги Коран и исключал возможность ссылаться на мнение религиозных авторитетов или таклид при необходимости аргументировать какие-то тезисы.

Ядро калама или основная проблематика этой науки включала в себя вопросы о том:

  • какими качествами должен обладать халиф или имам, то есть руководитель мусульман;
  • какова ответственность человека перед Богом за его деяния в разрезе понятий свободы воли человека и Божественного Предопределения;
  • каковы должны быть критерии для квалификации человека: муслим – как просто мусульманин, мумин – как истинно верующий, неверующий и сахиб аль-кабира или тот, кто совершил тяжкий грех;
  • каково соотношение сущности Бога и Его атрибутов, вопрос о таухиде или единстве Бога;
  • о сотворенности Корана и несотворенности его во времени.

Культура ислама

Арабский халифат стал колыбелью для великой мировой культуры, которая впитала в себя традиции разных культур, включая античную культуру, ее науку и философию.

Расцвет арабо-мусульманской культуры пришелся на девятый - десятый века, который стали называть «Золотой век ислама».

Культурное пространство мусульман оставалось единым до 1258 года, когда пришел конец Аббасидскому халифату, сдавшемуся монголам, и после этого из единой исламской культуры начали вычленяться самостоятельные ареалы:

  • арабский;
  • индийский;
  • турецкий;
  • иранский и прочие.

мусульманство

Искусство

Специфика художественного творчества в исламе заключается в том, что направлено оно на то, чтобы обслуживать мусульманские обряды и религиозный культ в целом. Складывалось мусульманское художественное творчество по мере того, как формировалось религиозное сознание мусульман, и на него большое влияние оказало наследие тех цивилизаций, которые предшествовали появлению исламского мира, а также тех, что существовали сопредельно с исламом.

Для исламского искусства характерна типологическая общности, а также единство эстетических принципов и идеологических установок, которые были выработаны на основе монотеизма.

Исламское изобразительное искусство получило свое развитие в разные эпохи исламской истории. Хотя в Священной Книге Коран порицается идолопоклонство, запрет на изображение животных, а также людей, в исламском художественном искусстве вызывал массу споров среди мусульманских богословов: одни богословы осуждали такие изображения, как аль-Бухари, а некоторые богословы возражали против такого запрета – к таким богословам относился Абу-ль-Фариси. Они разъясняли, что этот запрет не подразумевает изображения как таковые, а лишь касается изображения с целью использования их как объекта поклонения.

Изобразительное искусство не могло применяться в сфере пропаганды идей религии ислама и вообще в религиозной сфере, так как в исламе отрицается представления о том, что Всевышний Господь визуально схож с человеком или с каким-либо существом, или же представлен в определенном визуальном образе. Поэтому мусульманский художник не должен был нарушать требований религиозной этики. Данный запрет также присутствовал и в Ветхом Завете Библии, тексты которого запрещали сотворение «себе кумиров».

Также еще одним важным критерием для того, чтобы произведение художника могло достичь эстетического совершенства, является целесообразность предмета искусства, то есть красивым считается полезное, приносящее пользу. В этом вопросе ислам оперирует эстетическим понятием «танзим», которое с арабского языка на русский переводится как «организованность» или «устройство». Танзим – это идеальная упорядоченность элементов в произведении искусства, которая иллюстрирует вселенскую гармонию и то, насколько она идеальна и превосходна устроена Всевышним Аллахом.

Понятие танзим перешло также и в письменность: наука письма с точки зрения танзима поставила во главу угла совершенное овладение каллиграфией: это стало показателем образованности человека, а также его духовной и интеллектуальной красоты.

Каллиграфия существовала неразрывно от орнамента, и с помощью этих двух направлений мусульмане стали выражать свое понимание красоты, они легли в основу пластичного творчества в исламском искусстве.

Ритуал и этика ислама

Во многом нравственное учение Священной Книги Коран походит на библейское. Ихсан или добродетель – это неотъемлемая составляющая религии или "дин", такая же ее часть, как иман или вера и ислам или признание воли Аллаха.

Семейная этика ислама не признает безбрачия, поскольку вступление в брак является обязанностью для мусульман. По Корану мусульманину разрешается иметь несколько жен, но не больше четырех, и он должен быть одинаково справедлив ко всем своим женам. В исламе редко встречается многоженство, и есть даже такие исламские страны, где многоженство законом ограничивается. По исламу, брак является больше договором, нежели религиозным таинством.

У обрядов, которые должны сопровождать рождение человека или смерть, есть общие черты внутри мусульманского сообщества, но они могут отличаться в зависимости от того, о каком регионе и какой эпохе идет речь.

Имя новорожденному мальчику и девочке дают в течение семи дней после его рождения, также в этот период ему необходимо остричь волосы, раздать милостыню за него и совершить жертвоприношение.

Для мальчиков, которые не достигли совершеннолетия, проводили обряд обрезания, который берет свое начало в аравийском доисламском обычае и означает инициацию мальчика в мусульманское общество.

Обряд похорон совершается в день, когда умер мусульманин: его тело омывают, после чего заворачивают в специальное покрывало, которое называется «саван». Над покойником следует прочитать специальную молитву, а после этого тело опускают без гроба в могилу, укладывая лицом в сторону Каабы.

Зиярат и святые места

В исламе есть только три святых места:

  1. Кааба, которая расположена в Саудовской Аравии в Мекке в центре аль-Масджид аль-Харам или Заповедной Мечети, - это культовый и духовный центр мусульман, к которому каждый год совершают паломничество или хадж миллионы мусульман. Построил Каабу пророк Ибрахим, есть также версия, что первым ее строителем был пророк Адам.
  2. Масджид ан-Набави или Мечеть Пророка ﷺ, вторая по значимости для каждого мусульманина святыня, расположена в Медине. В этой мечети располагается усыпальница Посланника Аллаха ﷺ.
  3. Мечеть аль-Акса располагается в Иерусалиме. Она построена там, где ранее находился Иерусалимский храм, в сторону этого храма какое-то время Пророк Мухаммед ﷺ и его последователи обращались во время своих молитв. Согласно преданию, вознесение Посланника Аллаха ﷺ на небеса в Ночь Мирадж произошло именно с этого места. Также Иерусалим фигурирует в мусульманских преданиях о многих мусульманских пророках от Давуда и Сулеймана (Соломона) до Исы и Яхьи.

Праздники в исламе

Мусульманский календарь берет свое начало от года, в котором состоялось переселение Пророка Мухаммеда ﷺ в Медину из Мекки – это случилось шестнадцатого июля в 622 году. Исламский календарь был введен по приказу Праведного халифа Умара в 639 году – это лунный календарь, который состоит из двенадцати месяцев, среди которых священным месяцем является месяц Рамадан, девятый месяц. Рамадан – месяц поста. Также есть запретные месяца зу-ль-када, зу-ль-хиджа, мухаррам и раджаб.

В исламском календаре есть лунные месяцы которые состоят из двадцати девяти или тридцати дней, поэтому относительно григорианского календаря исламский календарь все время сдвигается на одиннадцать дней. По мусульманскому календарю новый год начинается в первый день месяца мухаррам, а новые сутки отсчитываются после наступления захода солнца.

Мусульмане празднуют два праздника, которые узаконены в исламе:

  1. Ид аль-фитр или Ураза-байрам – этот праздник отмечают в конце месяца Рамадан и называют праздником разговения.
  2. Ид аль-адха или Курбан-байрам – этот праздник отмечают во время хаджа и называют праздником жертвоприношения, когда каждый мусульманин, который имеет для этого возможности, приносит в жертву овцу или козу, корову или быка, или верблюда.

Также традиционно по пятницам мусульмане собираются в джума-мечетях, чтобы совершить обязательную пятничную молитву коллективно – это называется джума-намаз, поэтому пятница – традиционно выходной день в мусульманских странах.

Распространение ислама в мире

Традиционно религия ислам распространена на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, в Центральной Азии, на Северном Кавказе и в части Закавказья. Также распространение ислам получил в Приуралье и Приволжье в Центральной России.

В ряде западно-европейских и южно-европейских стран, в некоторых странах Северной Америки, а также в Южной и Тропической Африке также есть достаточно крупные общины мусульман.

В тридцати пяти странах мира большинство населения представлено именно мусульманами, еще в двадцати девяти странах мусульмане составляют влиятельное меньшинство. Ислам является официальной или государственной религией в Саудовской Аравии, Египте, Кувейте, Ирак и Иране, Пакистане и Марокко. К странам, где проживает подавляющее большинство мусульман, относятся страны Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Западной Азии, а также Северной Африки.

Из мусульман суннитов больше третьей части придерживаются ханафитского мазхаба – это мусульмане, которые проживают в Китае, а также в Средней и Южной Азии, в Турции. Приверженцы маликитского мазхаба проживают в Судане и Магрибе. Шафииты преобладают в Индонезии и Сирии, а также частью в Пакистане. Приверженцы ханбалитского мазхаба проживают на территории Аравийского полуострова.

Среди шиитов больше всего приверженцев джафаритского мазхаба. Шииты проживают в большей своей части в Ираке и Иране, в Йемене и Ливии, в Азербайджане и Бахрейне, также небольшими группами они населяют территорию Индии и Пакистана, Таджикистана и Сирии, а также Афганистана.

Реформация ислама

С середины девятнадцатого века в мусульманском мире стал развиваться процесс, охарактеризованный рядом исследователей как «мусульманскую реформацию». Эта реформация коснулась самых разных аспектов жизни мирской, но собственно богословские вопросы она почти не затронула.

Поскольку многие исламские страны обрели независимость, перед мусульманами встала задача выбрать путь для своего дальнейшего политического и социально-экономического развития.

В мусульманском обществе стали формироваться концепции «третьего пути», который для мусульманских стран позиционировался как единственно приемлемый.

На основе концепции «третьего пути» были созданы концепция «исламского государства», концепция «исламской экономики», концепция «исламского социализма». Все эти концепции представляли собой модернизацию социально-экономических и политических исламских доктрин с учетом специфики конкретной страны:

  • всех приверженцев ислама формирует единая общность или умма, и независимо от того, из какой страны мусульмане, они являются друг другу братьями и сестрами по вере. Из этого вытекали самые разные панисламистские концепции, пропагандирующие объединение в единое государство Халифат всех мусульман в мире.
  • концепция «исламского государства» стала наиболее распространяться в конце семидесятых годов и заключалась в том, чтобы практически реализовать те основные государственно-правовые нормы, которые диктует шариат.
  • «исламская экономика» - эта концепция подразумевала осуществление в мусульманском сообществе принципов социальной справедливости, которые зафиксированы в Священной книге Коран, а также была призвана обеспечить защиту интересов как государства в целом, так и собственников в частности. С точки зрения теоретиков данной концепции, среди исламских норм, которые могут помочь установить социальную справедливость, - такие, как добровольная и обязательная милостыня, осуждение чрезмерного накопительства и запрет на ростовщичество. Эти основные идеи получили воплощение при создании такого понятия как «исламский банк», а также в таких программах, как «исламская валютная зона» и «общеисламский рынок».
  • «исламский социализм» - такая концепция развивалась активно в пятидесятые-семидесятые годы как компонент различных социально-политических движений. Суть концепции «исламского социализма» в синтезе основных демократических западных принципов и постулатов, характерных для традиционного ислама.
  • «исламская солидарность» - эта концепция была призвана осуществлять идеи о межгосударственном единстве, основывающемся на религии. Практическое воплощение эта концепция получила в ходе деятельности целого ряда мусульманских организаций, начавшейся с образования в 1926 году организации «Всемирный исламский конгресс». Среди таких организаций самой авторитетной стала «Организация исламского сотрудничества», которая была основана в 1969 году, известная также под названием «Организация исламской конференции», которая объединила мусульман из сорока трех государств.
  • для современного ислама характерен модернизм, благодаря которому очищение от архаизмов в самых разных сферах происходит во всем исламе, как и отказ от излишних запретов и чрезмерных ограничений в жизни мусульманина. Исламские модернисты призывают к тому, чтобы дальнейшую эволюцию ислама стимулировали реформы, шаги по переосмыслению Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммеда ﷺ, а также переосмыслению фикха и шариата. По мнению исламских модернистов, научные достижения, которые происходят в мусульманском обществе, являются проявлением Божественной мудрости, подтверждающей истинность Священной Книги Коран.
  • ортодоксы или исламские традиционалисты яро отстаивают то, что их взгляды и обряды, догмы должны оставаться в первозданном и неприкосновенном виде.
  • тенденция возрожденчества или фундаментализма формируется в современном исламе, провозглашая своей целью восстановить основные нормы и институты раннего ислама в жизни современного мусульманского общества. По предложению фундаменталистов, следует восстановить ислам в его «первозданной чистоте», очистив от тех наслоений, которые появились позднее. Идеи фундаменталистов уходят своими корнями в саляфизм, признававший авторитет только Священной Книги Аллаха Коран и Сунны, относившегося непримиримо к любому отступлению от принципа единобожия, к почитанию могил святых и идолопоклонству. По мнению фундаменталистов, паломничество мусульманина по святым местам, помимо хаджа – это серьезное нарушение, что взывание мусульманина о помощи или истигаса должно быть запрещено, а заступничества мусульманину следует просить только у Бога.
Обсуждение

Комментариев пока нет.