Исламская нумизматика
Исламская нумизматика - это подраздел нумизматики, которая включает в себя большой пласт истории монетной чеканки и денежного обращения мусульманских монет на территории государств Северной Африки, Испании, Ближнего Востока, Закавказья, Центральной Азии и Юго-Восточной Азии.
Будучи придуманными впервые в Малой Азии, в государстве Лидия, монетам суждено было стать свидетелями массы исторических событий, своего рода ключом к пониманию культуры, уровня развития и отношений между государствами.
Первые исламские монеты
После смерти Пророка ﷺ, когда арабы продвигались все дальше на Ближний Восток, контакты с обществами, уже имеющими налаженную чеканку денег, стали более тесными: с Византией, чеканившей к тому времени уже как золотые, так и медные деньги, с Персией, где Сасаниды уже пользовались собственными серебряными монетами. И здесь на помощь историкам приходит исламская нумизматика.
Мусульманская умма - община, вокруг которой постепенно сформировалось огромное мощное исламское государство Халифат, включавшее в себя весь Аравийский полуостров, Палестину, Среднюю Азию, Северную Африку, Египет, большую часть Закавказья, Сирию, Иран, Ирак и большую часть Пиренейского полуострова, в первые годы своего существования не использовало собственные деньги.
В исламской нумизматике упоминается, что впервые металлические деньги, на которые была нанесена символика Ислама и вообще использовалась мусульманская тема при их изготовлении, начала чеканить династия Омейядов, когда с момента смерти Пророка Мухаммада ﷺ прошло уже три десятка лет. Вместо креста на них чеканили изображение жезла с поперечиной наверху, но изображение византийских правителей и византийская тема все еще присутствовали на них. Потом были введены в обороты дензнаки без изображения императоров, но зато на некоторых из них появились двуязычные надписи – на греческом и арабском языках. Двуязычные, в отличие от египетских и сирийских, превосходили по качеству чеканки даже византийские и не уступали деньгам других государств. Такие ходили в обращении довольно долго во многом как раз потому, что напоминали византийские денежные знаки, а люди в денежных вопросах всегда отличались особой консервативностью. Готовность халифата идти на компромисс и подражать денежным знакам перманентного врага говорит о его толерантности.
Некоторые историки убеждены в том, что первым, кто стал чеканить монеты в исламе, был ‘Умар ибн ал-Хаттаб. Он отчеканил монеты с персидскими изображениями в 18-м году по хиджре. ‘Усман ибн ‘Аффан и Му‘авийа ибн Абу Суфйан во время своего правления также чеканили монеты, не меняя на них византийских и персидских изображений.
По сведениям Джурджи Зайдана, в 15-м году хиджры Халид ибн Валид стал чеканить монеты, на аверсе которых были изображены крест и корона, а на реверсе было написано его имя латинскими буквами «Xalied» и слово «Bon». По данным немецкого историка Августа Мюллера, слово «Bon» – это несколько букв из его куньи – Абу Сулейман. Му‘авийя оставил после себя монеты, отчеканенные по персидскому образцу, но на них было написано его имя, так что больших изменений в это время те византийские и персидские монеты, которые были в ходу, не претерпели, кроме некоторых надписей на арабском языке.
Но Омейядский халифат демонстрировал и горячую готовность следовать исламским курсом, что выразилось как в строительстве в Иерусалиме мечети Купол Скалы, так и в ведении государственных дел на арабском языке. В денежных вопросах правители не боялись экспериментировать: сначала изображение императора заменили на изображение халифа, стоящего с саблей в руках и с головным убором, затем с изображения пропал крест, а после на них появились слова из Корана.
Изготовление денег происходило в полном соответствии с предписаниями Корана и правилами шариата: при изготовлении должно было использоваться от 7 миткалей золота до 10 дирхамов серебра, и ответственность за их чистоту нес лично халиф. Создав собственную валюту, омейядский халиф Абд аль-Малик ибн Марван освободил свое государство от византийской валютной зависимости, а также объединил единой валютой всех мусульман. Причиной чеканки исламских монет ‘Абд ал-Маликом ибн Марваном могло стать то, что однажды ему в руки попалась бумага с рисунком в христианском стиле и надписью о Святой Троице. Это его сильно разгневало, и потому он приказал вместо христианских образов на бумагах, одеждах и т. д. писать исламский лозунг единобожия, т. е. «Ашхаду алля иляха илля Аллах» («Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха»). Это случилось тогда, когда большинство завоеванных городов были христианскими. Когда эта весть дошла до византийского императора, он пригрозил ‘Абд ал-Малику тем, что, учитывая, что в целом монеты, имеющиеся в обращении в исламских городах, чеканятся в Византии, отныне на них будут писать оскорбляющие Пророка ﷺ слова. Из-за этого ‘Абд ал-Малик, посоветовавшись с Халидом ибн Йазидом ибн Мас‘удом, решил выпускать дирхемы и динары с исламскими надписями. Кроме того, было решено отмечать на этих монетах место и год их выпуска. Тогда же из обращения были изъяты все неисламские монеты.
В ходе этой перепалки в результате была создана монета без человеческих фигур, где на обеих сторонах были отчеканены изречения из Корана, и она стала официальной и единственной во всех землях, которыми правили Омейяды.
Гигантские монеты
На сегодняшний день в исламской нумизматике наиболее известны – 100 мохур и 1000 мохур. Это золотые экземпляры, которые весят 1 094 грамм и 12 кг соответственно. Как свидетельствуют крупнейшие профессиональные нумизматические форумы, их стоимость составляет 4 миллиона и 10 миллионов долларов США соответственно. Они были изготовлены для монгольского императора Джахангира сына Великого Акбара и сына его Шаха-Джахана. Шах-Джахан прославился тем, что построил Тадж-Махал. Представленные высокопоставленным сановникам мохуры имели значительные размеры: монета в 1000 мохур в диаметре имела 8 дюймов. Возникали упоминания о 4-5 таких экземплярах, которые хранили для посланников могучих персидских правителей. На сегодняшний день сохранилось подобие мохура в единственном экземпляре – этот гипсовый слепок хранится в Британском музее. В последний раз монету в 200 мохур видели в 1820 году. Сами легендарные гигантские деньжищи до наших дней не дошли, но форум нумизматов упоминает о том, что есть ряд свидетельств путешественников, которые видели такие в сокровищнице Шаха-Джахана.
Самые ходовые монеты Халифата
Наиболее распространены стали куфические дирхемы, их даже после копировали крестоносцы, захватившие Палестину. Куфическими их называли потому, что чеканили их на монетном дворе новой мусульманской столицы Куфы. Датировка на них дается в летоисчислении от Хиджры, то есть от момента переселения Пророка Мухаммада ﷺ в Медину из Мекки – это 622г.
Куфические дирхемы чеканились Аббасидским халифатом. Археологами были найдены многочисленные единичные находки и целые клады дирхем на территории России: производимые на монетных дворах аш-Шаше (Ташкента), Бухары и Самарканда, они огромным потоком поступали в процессе торговли на территорию Древней Руси и скандинавских стран.
К 1492г. более распространенным стал тяжелый выкованный дирхам, на который наносили длинные коранические цитаты, чеканили родовые древа тогдашних правителей.
Арабские монеты особенно ценны тем, что, отступив от общепринятого образца, они, судя по исследованиям на стыке истории и нумизматики ислама, стали денежными знаками принципиально нового типа. Если на общепринятых византийских монетах изображался человек – правитель или другая известная высокопоставленная личность, то на тех, которые чеканил халифат с 77 г. хиджры, изображения людей не делали – там были только надписи, преимущественно, цитаты из Корана. На аверс наносился текст: «Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями» после «Нет божества, кроме одного Аллаха/ нет у Него сотоварищей/ Мухаммад – Посланник Аллаха», а на реверс: «Аллах един, Аллах вечный; не родил и не был рожден» перед «Во имя Аллаха, этот динар был отчеканен в году 79-м».
Названия монет произошли от сасанидских названий (динары, дирхамы) и византийских (фоллисы – фельсы). А стиль почерка для надписей на них «куфический» постепенно приобрел характерные узнаваемые черты – прямые ранее буквы обросли линиями и изгибами. Изречение из Корана, которое чеканилось на лицевой стороне, позиционировалось как символ веры, а на оборотной стороне чеканилось также изречение, в которой упоминалось имя Пророка Мухаммада ﷺ и халифа. Название денежной единицы, город, где ее отчеканили, и год, в котором это произошло, обозначалось по кругу в круговой легенде.
Когда после тринадцатого века мусульманский халифат рассыпался на множество княжеств, каждое из этих княжеств начало производить свои деньги – по ним можно определить имена их правителей, но в итоге они все равно отмечали власть халифа, хоть и номинальную.
Комментариев пока нет.