Исламская цивилизация
Летопись ислама – свидетельство того, что исламская цивилизация – это один из ярчайших периодов в истории человечества, хотя и является одной из самых молодых цивилизаций Востока. Начало формирования ее приходится на седьмой век нашей эры. Зародилась она на Аравийском полуострове, который состоит из пустынь, и лишь вдоль побережья тянется полоса плодородных земель, подходящих для выращивания зерна, фиников и винограда, а также пряностей, для разведения верблюдов и овец. Жители древних городов Аравии активно торговали со средиземноморскими странами, африканскими и индийскими странами. Пустыни Аравийского полуострова населяли племена бедуинов-кочевников, они занимались скотоводством, обслуживали торговые караваны, сопровождали их по пустыне, снабжали верблюдами, а также водой и продовольствием. Между собой бедуины враждовали, часто совершались набеги соседних племен друг на друга.
Мир ислама не поддается делению на Запад и Восток, потому и не принято его называть ни западом, ни востоком – это уникальный новый мир, созданный в результате достижений и побед мусульман, у которых получилось создать совершенно новую культуру.
Не военной силой происходило распространение ислама, хотя немалых побед достигли мусульмане в сражениях.
Особенно это можно отнести к «Людям Писания», то есть жителям ряда страна, которые так называются в Коране или приравниваются к таковым. К таким людям относятся сабии, христиане, зороастрийцы и иудеи. Сабии придерживались середины между язычниками и верующими. В Коране говорится, что сабии – секта иудейско-христианская. Сабии пользовались мусульманским покровительством.
Появление новой религии сильно изменило облик Аравии: Ислам стал судьбоносным и объединяющим фактором в судьбе арабов, и на его основе был зарожден исламский мир, который впоследствии разросся до гигантских размеров. До появления Ислама в арабском мире преобладающими были языческие верования, но иноземные религии также оказывали на арабов большое влияние. Иудейские и христианские общины мирно уживались вместе с арабами.
Фундамент и истоки
Идеи единобожия проповедовались некоторыми арабскими проповедниками еще до того, как появился ислам. Основы исламской цивилизации заложил Пророк Мухаммад ﷺ, который был лучшим её проповедником.
Священной Книгой Ислама является Коран, в котором содержатся Откровения, ниспосланные Мухаммеду ﷺ Аллахом.
Догматика, представленная в Коране, отличается простотой и ясностью. Существует пять столпов веры Ислама, которые должен соблюдать верующий мусульманин:
- верить в Единого Бога Аллаха, в его Посланника Мухаммеда ﷺ,
- читать намаз пять раз в день в определенное время,
- соблюдать пост в месяц Рамадан (Ураза),
- раздавать обязательную милостыню с имущества и денег (Закят),
- хоть раз в жизни совершить паломничество к храму Кааба в Мекке (Хадж), если будет иметь возможность.
Исламская цивилизация основана на идеях, пронизанных верой в предопределение.
История зарождения
Исламская цивилизация начала складываться одновременно с появлением Ислама, истоком ее рождения можно по праву считать начало проповеднической деятельности Пророка Мухаммада ﷺ, который учил благому нраву и добродетелям, первые же аяты Корана, которые были ниспосланы Мухаммаду ﷺ от Аллаха: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее...» (сура Аль-Алак (Сгусток крови), 1-й аят), повелевали к приобретению знаний, познанию Бога и окружающего мира.
Арабский религиозный центр, город Мекка, был завоеван в 630 году войском мусульман под предводительством Пророка Мухаммада ﷺ. Мухаммад ﷺ умер через два года после этого сражения, но с того момента началось активное объединение арабов под знаменем Ислама, и с тех пор началась череда успешных военных походов, которые принесли мусульманам много побед.
Всего трех десятилетий хватило, чтобы к Халифату примкнули земли Византии, Египта, Палестины, Сирии, Ливии, Магриба и Персии. Позже завоевания продолжились, но уже не имели настолько интенсивный характер. Испания сдалась мусульманам в период с 711 по 718 годы, и представители мусульманского Халифата арабы, берберы и другие принявшие Ислам народы Магриба, предпринимали даже ряд попыток преодолеть Пиренеи, однако франкские войска отразили их атаки. На Востоке успехи арабской исламской цивилизации простирались до самого Кавказа, до Средней Азии и до реки Инд.
О распространении Ислама на территории современной Испании смотрите в видео проекте Гумера Исаева «Исламская цивилизация»:
По данной ссылке на цикл видео передач «Исламская цивилизация» вы узнаете об истории Андалусии и крестовых походах на Ближний Восток.
Преемники исламской цивилизации
Арабское государство называлось Халифатом, во главе его находились халифы, которые представляли собой духовных и светских правителей, вели умелую экономическую политику, которая во многом способствовала быстрой исламизации населения, проживающего на захваченных территориях. Арабская цивилизация, которая стала правоприемницей и продолжателем исламской цивилизации, славилась своей высокой культурой, ведь в состав Халифата входили самые крупные культурные центры, и не только ближневосточной цивилизации, но и мира.
Империя Халифата возникла быстро, быстро разрослась до огромных размеров, но империя была непрочной, а потому на государственном уровне была поставлена задача сплотить разнородные обширные регионы, отличающиеся и своими культурными особенностями. Распад Халифата не сказался отрицательно на развитии мусульманской цивилизации – ее наивысший взлет пришелся на десятый – одиннадцатый века. В это время были сформированы как исламская догматика, так и исламское право, в это время были написаны важнейшие труды по истории, философии, астрономии и медицине, а также по химии и физике.
Распад начался в девятом веке, когда единое государство разделилось на эмираты и султанаты, из которых позже образовалось несколько государственных образований, ставших достаточно мощными. Одним из таких образований стала Османская империя (государство Османов), которая со временем превратилась в могущественное государство, а начало ее формирования приходится на пятнадцатый век. Именно Османская империя стала позже преемницей Халифата и наследницей исламской цивилизации, наряду с арабскими, персидскими, африканскими, среднеазиатскими и юго-восточно азиатскими государствами, культурами и субкультурами.
Недаром, говоря об исламской цивилизации, имеют в виду именно культурный аспект мусульманского мира, который нашел отражение и оказал свое влияние на самые разные культуры и народы. Это вполне объяснимо, ведь, включая в свой состав самые различные государства и культурные центры, мусульмане славились своим терпимым отношением к чужой вере и чужой культуре.
Аббасидский халифат
Под таким явлением, как «исламское чудо», подразумевается процесс, в основе которого была развитая тяга к знаниям, благодаря предписаниям и установкам из Корана и Сунны. Время правления Аббасидов ознаменовалось появлением огромного числа переводчиков, целителей и ученых. Отвечая на вопрос об их этнической принадлежности, историк ибн Халдун говорил, что «Большинство представителей научного мира происходили из аджам», что означает «неарабы», которые были преимущественно иранцами.
Возможно вам будет интересно прочитать о мусульманских государствах Кордовы, Фатимидах и Омейядах, и их развитии
По мере развития исламской цивилизации огромное количество литературных трудов по астрономии, медицине и философии появилось в арабском мире, и они были написаны на арабском языке, хотя авторами этих трудов были немусульмане. Но их работы нельзя считать неисламскими, как нельзя и отнести авторов этих трудов к категории «аджам», хотя этническими арабами они и не являются. В тех странах, откуда они происходили, а это были Синд и Фараб, Фергана и Хорезма, до того, как началось распространение ислама, не было замечено заметной научной деятельности. Успехи, которых добивались мусульмане в научных областях, объяснялись их терпимостью и целеустремленностью, готовностью развивать самые разнообразные идеи. Такие ученые были нужны государству, а особенно были нужны целители и астрономы, и этим объясняется то, насколько поощрял их аббасидский халиф аль-Мансур и его первые наследники. Существует даже предание, которое рассказывает о случае, когда врач Джирджис ибн Бухт Йишо прибыл из Гонди Шапура к аль-Мансуру по его приглашению, чтобы вылечить его недуг. Известны так же случаи, когда Харун ар-Рашид приглашал врача Джабраиль ибн Бухт Йишо, который лечил его головную боль. Оба этих халифа уделяли большое внимание врачам и оказывали им всякие почести.
Развитие науки
Влияние, которое оказала духовная культура Халифата и мусульманской уммы на мировую культуру, невозможно переоценить – она пустила свои корни во многих странах и Востока, и Запада. Медицина Европы и мировая география развивались во многом благодаря влиянию исследований арабских ученых. Философы из мусульманского мира большой толчок развитию рационализма в европейской науке. Светская поэзия также многим обязана поэтам восточного мира.
С тех пор, как в 610 году Пророку Мухаммаду ﷺ было ниспослано Откровение Аллаха, и по сей день цивилизация Ислама остается одной из самых значительных в мире, оказывая влияние на все остальные культуры и религии.
Возможно вам будет интересно узнать историю развития науки и культуры в исламском мире, об известных мусульманских ученых, заложивших основы некоторых фундаментальных наук и внесших неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации, смотрите обо все этом в цикле передач «Лунный Календарь»
Мусульманские ученые во многих своих открытиях и достижениях обошли европейских ученых на несколько столетий. Когда в Европе бушевала инквизиция, Ислам поощрял научные изыскания и стимулировал своих ученых к новым достижениям. В области медицины достаточно вспомнить такие имена, как ибн Сина или Авиценна, автора «медицинской Библии» под названием «Аль-Канон». Камбур Весим и его открытие микроба туберкулеза, Рази и его открытие оспы и лихорадки, Ибрахим Джессар и его открытие причин проказы и способа ее лечения, - все это свидетельства того, насколько опережала наука мусульман в своем развитии европейскую. В области математики достаточно вспомнить слова ученого Жака Рислера, который говорил: «Учителями математики нашего Возрождения были мусульмане». Основоположник Алгебры Хорезми, основатель тригонометрии Беттани – это далеко не полный список тех заслуг, которые ученые-мусульмане имеют во всемирной математической науке. Открытия в области астрономии, физики, географии – этот список можно продолжать, но имена и открытия ученых мусульман столь велики и значительны, что они у всех на устах.
и Чечина О.Н. О происхождении исламской символики /А.Я. Ясави Университетiнiн Хабаршысы. – 2005, №3, С. 208-212