Никах
- Условия никаха
- История реформирования брачных отношений
- Основы никаха
- Требования к жениху и невесте
- Никах мусульманина с христианкой
- Никях с неверующей женщиной
- Возраст вступления в брак для девушки и юноши
- Этапы бракосочетания
- Первая брачная ночь
- Виды мусульманских браков
Никах в исламе или никях – в переводе с арабского языка означает «бракосочетание» и сходен у мусульман по своему значению и действию с терминами "женитьба", "замужество", "свадьба" (на арабском: «завадж», «джаваз», «урс»). Значение термина никах в исламе трактуется как «брак, который заключается между мужчиной и женщиной».
Никах – это договор или брачный контракт между мужчиной и женщиной, которые вступают в брак, на определенных обязательных условиях.
Условия никаха
Мужчина и женщина, принявшие решение вступить в брак, должны быть достигшими возраста совершеннолетия по исламу, а также обладать рассудком, то есть осознанно быть готовыми к взрослой жизни и адекватно отдавать себе отчет в той ответственности, которую возлагает семейная жизнь на человека.
Ислам выдвигает определенные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы никах мог быть признан состоявшимся.
-
Первым условием для никаха является свадебный подарок или махр, который должен подарить невесте ее жених. Нельзя путать махр и калым, который является своего рода выкупом, выплачиваемым по среднеазиатской традиции семье невесты. Махр – это подарок именно невесте, а не ее отцу или родственникам, как в случае с калымом. Подарок махр – это не обязательно подарок денежный, но ценный. В хадисе Пророк Мухаммад ﷺ говорил одному из сподвижников, что ему следует жениться, даже если он не обладает достаточными финансовыми возможностями, и в подобных ситуациях махром могут выступать суры из Священной Книги Коран. В Писании сказано о необходимости соблюдения махра для того, чтобы никах был признан настоящим.
-
Вторым условием для никаха является то, что невеста мусульманина может принадлежать к «людям Писания», то есть быть иудейкой или христианской, но не может мусульманин жениться на язычнице, многобожнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.
-
Третье условие для никаха: чтобы никах был признан действительным, следует произнести определенную формулу на арабском языке: опекун невесты произносит в прошедшем времени завваджту ("я выдал замуж"), а жених – кабильту ("я принял женитьбу"), и между произнесением этих формул не должно быть большого перерыва во времени.
-
Четвертое условие для никаха: по правилам ряда мазхабов, при совершении никаха при первом браке невеста должна присутствовать со своим доверенным лицом – так считают ханбалиты, шафииты и маликиты, но ханафиты считают, что при заключении брака или никаха, даже если он первый, невеста может присутствовать без сопровождения опекуна или доверенного лица.
-
Пятое условие для никаха: во время заключения никаха необходимо присутствие свидетелей. Ими могут выступать либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины, согласно ханафитскому мазхабу. По мнению ханафитских богословов, если в качестве свидетелей будут присутствовать только женщины, то такой никах не будет признан действительным. Также шафииты и ханбалиты, в отличие от ханафитов, считают, что свидетелями могут быть только люди, которые заслуживают доверие.
Среди обязательных условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы никах считался действительным, также:
- согласие на бракосочетание женщины и мужчины-мусульманина (согласие невесты если заключается первый или повторный никах, требуется в обоих случаях);
- разрешение опекуна невесты;
- присутствие свидетелей;
- выплата махра;
- содержание мужем жены, а также его с ней хорошее обращение;
- выполнение супружеских обязанностей;
- содержание супругом детей.
История реформирования брачных отношений
При джахилии (временах невежества или доисламских временах) у арабов в практике были различные формы бракосочетания, среди которых были и временные брачные соглашения, и брак по наследству, и после выкупа. Существовала также практика, когда женщин забирали в качестве трофея во время ведения военных действий.
Но Пророк Мухаммад ﷺ провел реформирование института никаха, и после этого при заключении никаха начали учитывать интересы обеих сторон.
Основы никаха
В современном мусульманском мире процедура никаха базируется на трех компонентах, следующих друг за другом: со стороны жениха – предложение о браке, со стороны невесты – принятие этого предложения, и со стороны доверенного лица невесты, которым может быть ее отец или старший брат, а также лицо, выступающее в роли попечителя невесты.
При заключении никаха между мусульманином и не мусульманкой согласие может также давать доверенное лицо невесты, не состоящее с ней в родственных отношениях, но являющееся мусульманином – такая практика применяется в случае никаха между мусульманином и христианкой или иудейкой.
Требования к жениху и невесте
Современные мусульмане не всегда в полной мере осознают, как правильно трактовать термин никах и какие обязанности на супругов возлагаются при заключении никаха.
Ислам считает никах делом богоугодным, дозволенным каждому мусульманину. Ислам рекомендует соответствие жениха и невесты по общественному, социальному, финансовому положению, а также взаимной симпатии, и схожести типажей по нравственному и духовному развитию, возрастным характеристикам, но это не является требованием к женитьбе.
В исламе существуют определенные ограничения, к числу которых относится попадание невесты под категорию «махрам», то есть если она является жениху матерью, как родной, так и молочной, бабушкой или дочерью, сестрой, как родной, так и молочной, внучкой, а также племянницей, тетей, тещей, мачехой, падчерицей или невесткой. Разрешенным считают никах, если между супругами степень родства дальше третьей степени.
Священная Книга Коран выходить мусульманкам за немусульманина замуж запрещает. Мусульманские мужчины не могут жениться на неверующих женщинах, агностках и атеистках, а также на язычницах, а на христианках и иудейках жениться мусульманам разрешается, но является не желательным.
Если речь идет о заключении брака в немусульманской стране с женщинами из «людей Писания», христианками или иудейками, то это макрух тахрим, что граничит с запретом.
Мусульманин не может сожительствовать с женщиной, не заключая с ней никах, это расценивается как харам и прелюбодеяние.
Если вступает в брак человек неполноправный и недееспособный, то решение за него принимает опекун, его хозяин или посредник.
Во времена рабства Ислам регулировал также отношения господ и их рабов, в Исламе не разрешался никах со своим рабом или рабыней, но сожительство с рабыней господину ее позволено, однако лучшим решением было освобождение рабыни и женитьба на ней, как на свободной женщине с правами жены, так поступал Пророк Мухаммад ﷺ с некоторыми своими женами. Разрешалось заключение браков между рабами, но рабам требовалось получить на это разрешение своего хозяина, а количество жен для раба ограничено двумя.
Мусульманин может иметь максимум четыре жены, но если он хочет еще раз жениться, уже имея четырех жен, то ему следует сначала развестись с одной из них. Женщине по исламу иметь несколько мужей запрещено.
Ислам предписывает мужчине при выборе невесты обратить внимание на такие качества, как ее религиозность, а также ее характер, на внешнюю красоту и на способность родить ему детей, а также на ее происхождение.
Никах мусульманина с христианкой
Какой должна быть женщина, чтобы она стала идеальной для мусульманина женой?
Сказано, что женщина из «людей Писания» должна быть целомудренной, чтобы мусульманин мог на ней жениться. По словам Абу Джафара ибн Джарира ат-Табари, добродетельная женщина значит недоступная или целомудренная, то есть та, которая хранит свое целомудрие, воздерживается и оберегает от разврата свои половые органы.
Всевышний Аллах сказал о Марьям, дочери Имрана, что она была целомудренной, сберегла свое целомудрие, то есть она сохранила от запретного свои половые органы и отдалилась от разврата. Целомудрие применяется здесь не только для женщин Писания, но и для мусульманок. Ат-Табари приводит слова Всевышнего Аллаха о том, что мусульманам «дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас». Некоторые же ученые считали, что эти слова подразумевают, что люди Писания, к которым относится женщина, на которой собирается жениться мусульманин, должны не находиться в состоянии войны с мусульманами.
Важным условием является и то, что мужчина мусульманин, собираясь жениться на христианке или иудейке, должен быть уверен в том, что ребенок, который родится у него от этой женщины, не будет в будущем принужден к неверию. То есть жениться на немусульманке в немусульманской стране мусульманин не должен, поскольку в такой стране его ребенок может быть воспитан не в исламе, его могут принудить изучать христианство, водить в церковь. В таких странах также может существовать такой закон, по которому женщина может забрать ребенка и сама его воспитывать в религии своего народа и по своим обычаям.
Никях с неверующей женщиной
Относительно женитьбы мусульманина на неверующих шейх ас-Саади приводит такие слова из Корана, где сказано: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют» (2:221).
Женой мусульманина не может стать женщина, которая является блудницей или не защищена от прелюбодеяния, и это относится как к женщинам из числа людей Писания, так и к мусульманкам.
Возраст вступления в брак для девушки и юноши
Относительно того, что женщина и мужчина, вступающие в брак и произносящие формулу никаха должны быть взрослыми (с арабского языка "балиг"), а также вменяемыми, сходятся во мнении представители всех мазхабов.
Женщина, являющаяся девственницей, без согласия своего попечителя, даже достигнув совершеннолетия, вступить в никах не может.
Иджма или консенсус всех ученых из всех мазхабов подразумевает, что наступление менструаций и возможности забеременеть и родить ребенка является достаточным для разрешения женщине вступить в брак, но возраст совершеннолетия различными мазхабами устанавливается разный, если менструации отсутствуют или у мальчиков отсутствуют поллюции.
Ханбалиты и шафииты считают, что совершеннолетие наступает в пятнадцать лет как для юношей, так и для девушек, а маликиты ставят в качестве совершеннолетия возраст в семнадцать лет. Ханафиты считают, что совершеннолетие – это восемнадцать лет, а джафариты для девочек ставят возрастом совершеннолетия девять лет, а для мальчиков – пятнадцать. Есть мнение некоторых современных ученых среди шиитов относительно того, что не стоит девушкам вступать в никах в таком раннем возрасте.
Этапы бракосочетания
Своими основами порядок совершения исламского бракосочетания уходит в доисламский семейно-правовой комплекс, и разработкой его занимались мусульманские ученые, жившие в первых веках существования ислама.
Этапы исламского бракосочетания или никаха включают:
-
Обряд хитба или сватовство, сговор, когда жених самостоятельно или посредством своего доверенного делает предложение отцу, опекуну или доверенному лицу невесты, а также договаривается о махре, то есть подарке или имуществе, которое будущий муж выделяет жене, а также оговаривает с ними другие условия, которые упоминаются в брачном договоре.
- Никах или фактическое вступление жениха и невесты в брачные отношения, и только после никаха бракосочетание будут считать совершенным.
-
Обряд зифаф или передача невесты в дом жениха, после чего следует свадебное торжество, то есть валима и урс. Если невеста еще не является взрослой, то передача ее в дом мужа состоится только тогда, когда невеста достигнет совершеннолетия. Брачный договор может быть оглашен во время свадебного торжества. Также в этот момент происходит выплата махра, либо части махра.
Некоторые богословы опираясь на слабый хадис видят желательным, чтобы обряд бракосочетания проводился в мечети. Заключение брачного договора происходит при свидетелях.
Непосредственно обряд бракосочетания зависит от того, каков достаток у брачующихся, от их положения в обществе и от того, как диктуют проводить обряд никах местные обычаи у мусульман.
Желательно, чтобы на обряд бракосочетания в мечеть и свадебную трапезу были приглашены друзья или родственники.
Современные мусульмане регистрируют никах у брачного нотариуса или мазуна.
В ряде исламских стран существует закон ограничивающий число полигамных браков, хотя их процент не был высоким никогда, либо полностью запрещает такие браки.
Урс или обряд - свадебное торжество, которое должно проходить весело и радостно, и эту радость с молодоженами должны разделить их близкие и родня. Развлечения во время брачных торжеств должны носить невинный характер и радовать окружающих, украшая само торжество. Во время свадебных торжеств не должны совершаться запретные действия, которые противоречат исламу, то есть не следует распивать спиртные напитки, допускать совместное времяпрепровождение женщин с мужчинами, а также танцевать и петь песни.
Смотрины
Мусульманин, который собирается жениться, должен сначала посмотреть на ту женщину, к которой он собирается свататься, чтобы женщина могла познакомиться с мужчиной, а он получил о своей будущей жене ясное представление. Мусульманский мужчина может посмотреть на женщину, к которой он планирует свататься и сделать он может это неоднократно, но смотреть можно только на лицо ее и кисти рук. Некоторые ученые, к числу которых относятся аль-Аузаи и имам Ахмад, придерживались мнения в этом вопросе, что мужчина может увидеть лицо женщины, кисти рук, а также ее шею, ступни и руки.
Согласие на брак или никях
По мнению большинства мазхабов, кроме ханафитов, для того, чтобы никах был признан действительным, необходимо, чтобы каждая из сторон дала добровольное согласие, а если невеста – девственница, то согласие должен дать также ее опекун.
Это подтверждают хадисы, в которых сказано, что никах женщины, которая вышла замуж без согласия своего опекуна, недействителен. Относительно тех женщин, которые уже были замужем, сказано, что они имеют право решить сами.
Серьезность намерений
Все суннитские мазхабы считают, что нельзя произносить формулу брака или формулу развода в шутку, но и в этом случае никах будут считать действительным. Также заключение брака может происходит на языке жестов. Джафариты же считают, что как в первом, так и во втором случае никах действительным считаться не будет.
Формула произнесения вступления в никах
В формуле брачного договора должны содержаться: само предложение или иджаб, которое сделано невестой или опекуном ее, ответ жениха или представителя его, который называется кабуль. Произнесение данной формулы обязательно для того, чтобы никах был признан действительным. Правоведы ханбалитского и маликитского мазхабов считают, что в эту формулу должны быть включены слова завваджт или анкахт, когда невеста произносит «я вышла замуж», а также кабильту, то есть фразу жениха, означающую «согласен». В этих мазхабах выдвигается требование, чтобы ответ на предложение был сделан сразу же, или брак будет расцениваться как недействительный.
По правилам ханафитов, слова и выражения могут использоваться и другие, но они должны подразумевать акт женитьбы. Также ханафиты не требуют незамедлительного ответа на предложение. По мнению же шафиитов - ваджиб, то есть обязательно, чтобы в формуле употреблялись слова, производные с точки зрения грамматики от слов накаха или заваджа. Все мазхабы сходятся во мнении, что формула может быть произнесена на языке, который является для невесты и жениха родным, если они не могут произнести эти фразы на арабском языке.
Брачный контракт
Ханбалиты считают, что брачный контракт будет иметь силу, если жених обязуется, что не будет заставлять свою жену покинуть ее город, а также страну, не будет заставлять ее ездить с ним в командировки, если обязуется не брать вторую и последующих жен. Ханафиты, шафииты и маликиты считают, что это условие силы не имеет, но брак с таким условием, прописанном в брачном договоре, является действительным.
Махр
Махр – это имущество, которое муж выделяет своей жене при заключении брака. Определяется размер и содержание махра в момент сговора путем соглашения представителей обеих сторон. Если же никах оканчивается вдовством, то махр остается у жены, также как если брак заканчивается разводом по инициативе мужа.
Махр может содержать нечто ценное, на что может распространяться право собственности: деньги, ценное имущество, драгоценные металлы и камни.
Шариат устанавливает минимальный размер махра, и если его размер не оговорен в момент заключения брачного договора, то супруг выплачивает минимальный размер. Ханафитский мазхаб устанавливает в качестве минимального размера махра 33,6 граммов серебра, 4,8 граммов золота или эквивалентную их стоимости денежную сумму. Маликиты устанавливают минимальным размером махра три дирхема, а джафариты признают махром все, что имеет какую-то стоимость.
Если между супругами уже была интимная близость, то муж эту сумму выплатить обязан. Запрещено выплачивать меньшую сумму, даже если это было оговорено в брачном контракте. Никах не может быт расторгнут при невыплате махра у представителей любых суннитских мазхабов, за исключением маликитского.
Когда именно выплачивать махр, оговаривается в момент заключения брачного контракта: это делают либо сразу, либо махр выплачивается частями, либо махр выплачивается при разводе.
Если махр не выплачен, то жена имеет право на фасх или условный развод, который будет длиться до тех пор, пока махр не будет выплачен.
Первая брачная ночь
Первая брачная ночь – это не просто вступление супругов в интимные отношения: это особый ритуал со своими правилами и предписаниями.
Мустахабб для жениха в первую брачную ночь угощать свою жену сладостями и напитками, которые дозволены. Перед тем, как вступить со своей женой в интимные отношения, муж должен положить жене руку на лоб, произнести басмалу, а затем произнести дуа: «О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил».
После этого супруги должны совместно совершить намаз из двух ракаатов, читая «О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!».
Когда жена является девственницей, то есть не была замужем до этого, то мужу, если у него есть другие жены, следует провести с ней семь ночей после заключения никаха, но если жена до этого уже была в браке, то муж должен провести с ней три ночи.
Обычай демонстрировать доказательство того, что супруга была девственницей, существует у некоторых исламских народов, но это не относится к исламскому этикету и является запрещенным в шариате.
Виды мусульманских браков
Завадж, никах, урс – это брак, при котором жених выплачивает своей невесте махр, и жены, которые получили махр, между собой равны.
У некоторых мусульманских течений существует несколько видов брака:
- временный брак, то есть такой, который заключается на определенный период времени. Этот вид никяха считают не действительным четыре суннитских мазхаба, временный брак является запрещенным в исламе. Шииты признают временный брак дозволеным.
- полигамный брак, то есть такой, когда мужчина имеет несколько жен одновременно, но их число не должно превышать четыре. Разводясь с одной из своих четырех жен, мужчина может жениться еще раз, но не следует жениться, если у бывшей супруги еще не прошел период идды, а между ними существует право на возобновление брака, которое есть, если между ними не было трехкратного развода. Многоженство в исламе дозволяется и является более предпочтительным, чем моногамный брак.
- фиктивный брак, то есть такой, когда мужчина, разведясь три раза женой - не имея право вернуть ее обратно по шариату, прибегает с ней осознанно к пути, когда его бывшая супруга выходит замуж за другого мужчину, вступив с ним в интимные отношения, а затем разводится с ним, чтобы снова выйти замуж за прежнего мужа. В таких ситуациях мусульмане вступают в фиктивные браки или никах тахлиль, чтобы в последствии развестись, но ислам запрещает подобный вид брака и это является грехом.
Я опишу ситуацию немного подробнее.
Девушку мусульманку, выдавали замуж.
В числе ее родственников был дедушка и дядя мусульмане (со стороны мамы).
Когда приехали на никях в мечеть сообщили об этом Имаму и так же сообщили, что отец неверующий.
Имам сказал, что раз есть отец спрашиваем все равно его.
На някихе было 2 свидетеля, жених и невеста. Имам звонил отцу девушки (неверующему- звонил потому что он в другом городе) и спрашивал «знает ли он, что дочь выходит замуж, дает ли он свое согласие и так далее»- разговаривали они по громкой связи. Таким образом был проведен никах.
Правильно ли это? Действителен ли такой никах? И что делать в таком случае?
Могу ли я сообщить девушке напрямую о своём намерении и что собираюсь свататься к её отцу?
У меня вопрос: пожалуйста, могли бы вы предоставить список требований к жениху и список требований к невесте, согласно законам Ислама, вместе с подробными ссылками на источники (аяты, хадисы, комментарии крупных ученых).
Вопрос связан со следующими обстоятельствами:
1) в Исламе супружеские отношения (близость между мужчиной и женщиной) вне брака запрещены
2) в данной статье указано, что для бракосочетания, необходимо совершеннолетие (наступающее с половым созреванием, которое можно узнать по определенным признакам); как отмечено в статье, по разным оценкам возраст варьирует от 15 до 18 лет (шиитские взгляды я не беру в расчет).
3) пророк Мухаммад с.а.в. женился на матери правоверных Аише р.а. в возрасте шести (заключение договора), и фактически вступил с ней в связь в её возрасте 9 лунных лет.
4) сура 65 "ат-Толак" аят 4: "Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела."
Слова "тех, у которых не было менструаций" истолковывается, как правило, "юные девушки, у которых ещё не было менструаций", т.е. "ʿидда для тех, у кого не было менструации, что означает юный возраст, также составляет три месяца." (Aysar Al-Tafāsīr by Abū Bakr Al-Jazāʾirī, Maktabat Al-ʿUlūm Wal Ḥikam, vol.5 p.377)
5) я встретил ряд статей (приводимые данные и источники этих статей при моей независимой проверке в большинстве подтверждаются), которые досконально разбирают эту тему, и выводы противоречат исламскому принятию фактов. Список ссылок:
https://ru.wikiislam.net/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC_%D0%B8_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F
https://ru.wikiislam.net/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82_%D0%90%D0%B8%D1%88%D0%B8
https://wikiislam.net/wiki/Child_Marriage_in_the_Qur%27an#Linguistic_Analysis_of_Verse_in_Arabic
Прошу команду Академии Медина помочь разобраться в вопросе и дать наиболее исчерпывающие пояснения.
Заранее благодарю за ваш ответ.
Помогите ,пожалуйста имам мечети не дает мне четкого ответа,я ему не верю.
Ситуация следующая,был никах при двух свидетелях,имам кто делал никах и мой опекун по телефону,который меня выдавал замуж и давал свое согласие на мое замужество.Проблема в том,что имам не спросил у нас является ли опекун мусульманином,так и поженил нас.Я мусульманка а мой опекун был христианином и отчимом,родной отец тоже был на тот момент,но мы незнали что опекун должен являться мусульманином если невеста мусульманка,нас имам не предупредил об этом.Пришла в мечеть кто заключал брак,на что я получила неоднозначный ответ,что да такой брак не действительный,НО т.к он проводил никах,то если даже меня выдал замуж опекун немусульманин говоря при этом слова,что "я выдаю свою дочь замуж за такого-то",то автоматически становится опекуном имамом,на что я не согласна.На что имам ответил мне,что не нужно моего согласия.как это понимать?
У меня нет доверия к такому имаму,что значит автоматически,а почему тогда при никахе согласие на мое замужество давал мой отец,а не имам,тогда согласте долден был дать имам.Я его попросила,чтобы он заново нам прочитал никах с мусульманином вали,которого я сама выбиру и чьей религии я доверяю,на что он сказал брак действителен,но я емумне верю.Просто я сначала пришла утром там был другой имам мужчина пожилой,он говорил совсем другое,что да нужно заново никах читать,а молодой имам говорит что все хорошо,так тоже можно.
Помогите пожалуйста разобраться.
Аллаху а’лям!
Если у вас есть на примете девушка, на которой вы хотите жениться, то в этом случае ваши родители или другие родственники, отправляются к родителям девушки, чтобы просить ее руки. В сущности, вы сами может попросить руки, понравившейся вам девушки, в этом нет ничего предосудительного и греховного. Однако сейчас в мусульманских странах это не принято.
Если сторона девушки приняла предложение и согласилась выдать ее замуж, то в этом случае назначается дата никяха и свадьбы. При сватовстве основой является обоюдное согласие. Таким образом, считается, что между сторонами заключено соглашение. После этого необходимо открыто обсудить детали бракосочетания.
Мусульманину категорически запрещено свататься к девушке, к которой уже посватался другой человек. Если же первый мужчина откажется от женитьбы на этой женщине, то в этом случае второй молодой человек сможет посвататься к этой девушке. Так как в противном случае это может привести к очень серьезным конфликтам, которые можно наблюдать среди тех, кто далек от Ислама.
Аллаху а’лям!
Если у женщины есть претензии по поводу поведения ее мужа, то она может обратиться к шариатскому судье и предоставить ему свою жалобу для рассмотрения, с целью развода по ее инициативе. И если судья признает это основание законным, то даст разрешение на расторжение никяха.
Сообщается от ибн Аббаса, что жена Сабита бин Кайса пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: "О Посланник Аллаха, я не упрекаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако, будучи мусульманкой, я не хочу совершать неверия в Исламе (по причине непокорности к мужу)!" Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, спросил её: «Вернешь ли ты ему его сад?». Она сказала: "Да". Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими от нее свой сад и дай ей развод!». Приводит аль-Бухари.
Разрешается вернуть мужу весь махр, либо меньше или больше его стоимости, по договоренности между мужем и женой.
Аллаху а’лям!
Опекуном невесты-мусульманки должен быть только мусульманин, что касается христианки, то разрешается ее отцу-христианину быть опекуном своей дочери-христианки в никяхе.
Акт никяха заключают между опекуном и женихом по согласию невесты.
В своей основе попечителем (вали) в никяхе должен быть отец невесты, если же его нет, то дед со стороны отца (отец отца), если его нет, то брат по отцу и матери, затем брат по отцу, затем сын брата по отцу и матери, затем сын брата по отцу, затем дядя со стороны отца (родной брат отца), затем его сын.
Если невеста не может найти опекуна из числа родственников, который имеет права выдать её замуж, то её выдает замуж кады (мусульманский судья). Если его нет, то замуж её выдаёт мухтасиб или председатель исламского центра. Если нет и его, то её выдает замуж имам мечети, или ученый, или справедливый мусульманин.
Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Правитель является опекуном того, у кого опекуна нет». Этот хадис привели Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
Для действительности никяха обуславливается, присутствие опекуна, наличие двух праведных свидетелей, и акт никяха, заключаемый между опекуном невесты и ее женихом.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха без опекуна и двух благочестивых свидетелей» (Ибн Хаббан, Байхаки).
Таким образом, вы должны заново заключить акт никяха, соблюдая все его условия и обязательства.
Аллаху а’лям!
Опекун не может выступать в роли свидетеля. Для действительности никяха обуславливается, присутствие опекуна, наличие двух праведных свидетелей, и акт никяха, заключаемый между опекуном невесты и ее женихом.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха без опекуна и двух благочестивых свидетелей» (Ибн Хаббан, Байхаки).
Аллаху а’лям!
Запрещается скрытый никях без свидетелей и опекуна. Девушка выходит замуж с разрешения ее опекуна. Опекуном верующей мусульманки может быть только мусульманин. Если у нее нет родственников мусульман, то ее опекуном становится кады (мусульманский судья). Если его нет, то замуж её выдаёт мухтасиб или председатель исламского центра. Если нет и его, то её выдает замуж имам мечети, или ученый, или справедливый мусульманин.
Аллаху а’лям!
Супружеский брак мусульманина с христианкой считается действительным. Если же у вас не было никакого бракосочетания, то требуется заключить бракосочетание по канонам Ислама.
Аллаху а’лям!
Никях является актом бракосочетания в соответствии с установленными шариатом нормами, без соблюдения которых союз мужчины и женщины будет считаться прелюбодеянием. Если вы заключили брачный союз по шариату, но невеста желает остаться в своем доме, а ее родители согласны обеспечивать ее всем необходимом, то в этом случае муж не обязан расходовать деньги на ее содержание. Однако если условием никяха было запрещение на совокупление супругов, то, по мнению большинства ученых, такой акт никяха считается недействительным. Если же было условия воздержания от совокупления, то акт действительный, но условие недействительно.
Что касается свадебного пира, то он является очень желательным (сунна муаккада), но не обязательным.
Аллаху а’лям!